Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 11

Задание № 3. 13

Список литературы... 17


Задание № 1

Учет поступления товаров в торговой организации на складе и в бухгалтерии, документальное оформление поступления товаров, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета.

Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01.[1]

Согласно определению, данному в ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи.

Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике.

Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает про­верку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транс­портных, сопроводительных или расчетных документах, в соответствии с «Инструк­цией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной Постановлением Гос­арбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 № П-6 и Гражданским кодек­сом РФ, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству то­варов, предусмотренных в договоре.[2]

Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется актом о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4). Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Такой акт может составляться для оформления любого поступления товаров в организацию по фактическому на­личию.

Приемка товара по количеству и качеству на предприятиях торговли осуществ­ляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов и в зависимости от его характеристик. Продовольст­венные товары, например, должны поступать с документами предприятия-изготови­теля, подтверждающими качество и безопасность для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения, выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Доку­менты на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государст­венного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохож­дении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке.

Проверка качества продовольственных товаров должна заключаться не только во внешнем осмотре, но и в проведении экспертизы, сравнении поступивших сопро­водительных документов с нанесенными на упаковку продукции датами изготовле­ния, сроками хранения и т.п.

В случаях, когда при приемке товарно-материальных ценностей установлены расхождения по количеству и качеству с данными сопроводительных документов по­ставщика, оформляется «Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей», который является юридическим ос­нованием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав кото­рой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при со­гласии поставщика или его отсутствии).

На отечественные товары составляется акт по форме № ТОРГ-2 в четырех эк­земплярах, на импортные товары - акт по форме № ТОРГ-3 в пяти экземплярах.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактиче­ским наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требова­ниями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом ор­ганизации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию това­ра, поступившую по одному транспортному документу.

Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям рас­хождений нет».

После составления акты о приемке с приложением сопроводительных докумен­тов (накладные, упаковочные ярлыки и пломбы от тарных мест в которых обнаруже­но расхождение по количеству с документами и маркировкой, удостоверение пред­ставителя участвовавшего в приемке и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного постав­щика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, составляется акт по форме № ТОРГ-3.

Акт должен составляться в присут­ствии материально ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутст­вие представителей торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций, которые должны иметь доверенность на право участия в приеме товаров. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по од­ному транспортному документу.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению товаров зависит от способа их оценки (по фактической себестоимости приобретения, по по­купной стоимости, по продажным ценам). При формировании учетной политики ор­ганизации следует указать избранный способ оценки товаров (п. 27 ПБУ 5/01).[3]

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н и вступившими в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года установлено, что для торговых организаций затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут не включаться в фактическую стоимость товара, а входить в состав расходов на продажу, т.е. учиты­ваться в издержках обращения.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (п. 13 ПБУ 5/01).

В рабочем плане счетов организации должны быть указаны счета бухгалтерско­го учета, которые используются для учета товаров.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н предлагают два варианта ведения учета поступления товаров:[4]

•        в розничной торговле учет товаров может вестись -

по покупным ценам - на счете 41 «Товары»,

по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка»;

•        в оптовой торговле учет товаров ведется -

-        по покупным ценам - на счете 41 «Товары».

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и дви­жении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для про­дажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торго­вую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.

На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитывается наличие и движение товар­ных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладо­вых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.

На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывается наличие и движе­ние товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магази­нах, палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах организаций, занятых обществен­ным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в бу­фетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.

Оприходование прибывших на склад товаров отражается:

по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись:

по дебету счета 41 «Товары»

и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобре­тения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки).

Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров от­носятся:

с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Суммы НДС по приобретенным товарам, уплаченные (причитающиеся к упла­те) поставщикам, отражаются согласно Плану счетов:

по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным цен­ностям», субсчет 19/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным матери­ально производственным запасам»,

в корреспонденции со счетами учета расчетов.

К вычету сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщику, при приобретении товаров, принимается на основании статей 171, 172 Налогового кодек­са РФ при наличии счета-фактуры, выставленного поставщиком.[5]




Первичный документ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дт

Кт

Товарная накладная

Оприходован товар, полученный от поставщика

41

60

Счет-фактура

Отражен НДС по оприходованному товару

19/3

60

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена предоставленная поставщи­ком скидка

41

42

Бухгалтерская справка-расчет

Отражены транспортные расходы по доставке товара (затраченные постав­щиком за счет покупателя)

44

60

Счет-фактура

Отражен НДС на транспортные услуги (указанные в счете поставщика)

19

60

Выписка банка

Оплачен поступивший товар

60

51

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена торговая наценка

41

42

Выписка банка, счет-фактура

Принята к вычету сумма НДС по опла­ченным товарам

68

19/3

Записи в регистрах бухгалтерского учета по счету 41 ведут в целом по отчету материально ответственного лица.

Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть ра­вен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, оборот по кредиту -общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должен совпадать с соответствующими показателями в отчете.

Итоги записей по счету 41 «Товары» подсчитываются по окончании месяца или чаще, если целесообразно, а затем их сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

Каждый учетный регистр подписывается бухгалтером, составившим его, и ука­зывается дата заполнения.


Задание № 2

На основании движения товаров за месяц рассчитать стоимость реализованных товаров за месяц и остаток товаров на складе на конец месяца. Рассмотреть применение различных вариантов методов оценки товаров, которые могут быть предусмотрены учетной политикой торговой организации. Сделать выводы о влиянии различных методов учета товаров на величину материальных затрат торговой организации и остатков товаров на конец отчетного периода.

Торговая организация «Горпромторг» занимается торговлей электрооборудованием и является плательщиком НДС. На 01.05. на складе организации имеется остаток электролампочек в количестве 100 штук по учетной цене 5руб. за 1 единицу.  Организация заключает договора поставки с различными поставщиками на приобретение товаров. 05.05. от Базы снабжения №1 поступило 200 электролампочек; цена, указанная в товаросопроводительном документе – 6руб. за 1 единицу без НДС. 10.05. поступили 200 электролампочек от завода «Труд» по цене 5руб. за 1 единицу, без НДС. 25.05. от базы снабжения поступило 200 электролампочек по цене 7руб. за 1 единицу без НДС.  Согласно товарному отчету, продажа электролампочек в мае производилась: 04.05. – 50штук, 07.05. – 100штук, 11.05. – 350штук, 27.05. – 100штук.

Решение:

ФИФО

(50 * 5) + (50*5+50*6) + (150*6+200*5) + (100*7) = 250 + 550 + 1900 + 700 = 3400 руб. – стоимость реализованных товаров за месяц.

100 * 7 = 700 руб. – стоимость остатка товаров на складе.

ЛИФО

(50*5) + (100*6) + (200*5+100*6+50*5) + (100*7) = 250 + 600 + 4100 + 700 = 7900 руб. – стоимость реализованных товаров за месяц.

100 * 7 = 700 руб. – стоимость остатка товаров на складе.

Средней стоимости

600 * (4100 / 700) = 3516 руб. – стоимость реализованных товаров за месяц.

100 * 5,86 = 586 руб. – стоимость остатка товаров на складе.

При определении метода оценки ЛИФО стоимость реализованных товаров за месяц выше, чем при определении средней стоимости или ФИФО.

Задание № 3

Ответить на приведенные ниже тесты, выбрав один из предложенных вариантов ответов и сделав после каждого ответа ссылку на соответствующий нормативный акт,  подтверждающий правильность ответа.

1. Приемка товаров в ненарушенной таре ведется:

1.1. по количеству единиц, массе нетто  и качеству;

1.2. по количеству мест и массе брутто или по количеству товарных единиц в соответствии с маркировкой  на таре;

1.3. по количеству мест и массе брутто.

Ответ: 1.1. по количеству единиц, массе нетто  и качеству; порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.

2. Выявленная при приемке недостача или порча товаров по вине поставщика или транспортной организации относится в дебет:

2.1. счета 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей»;

2.2. разных счетов в зависимости от условий  договора поставки,  времени оплаты товаров и т.д.;

2.3. счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям».

Ответ: 2.2. разных счетов в зависимости от условий  договора поставки,  времени оплаты товаров и т.д.; План счетов бухгалтерского учета №94н

3. Метод ФИФО означает, что проданные товары списываются, начиная:

3.1. с цен первых закупок в хронологическом порядке их поступления;

3.2. с цен последних закупок в хронологическом порядке их поступления;

3.3. с самых низких цен закупки.

Ответ: 3.1. с цен первых закупок в хронологическом порядке их поступления;

4. Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота применяется, когда:

4.1. ведется раздельный учет товаров, облагаемых НДС по ставке 10% и 20%;

4.2. на разные группы товаров устанавливаются разные размеры торговых наценок;

4.3. на все товары устанавливается одинаковый процент торговой наценки.

Ответ: 4.1. ведется раздельный учет товаров, облагаемых НДС по ставке 10% и 20%; Инструкция по заполнению Ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»

5. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации товары определяются как:

5.1. часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса;

5.2. часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки;

5.3. часть имущества организации, используемая при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенная для продажи или используемая для управленческих нужд.

Ответ: 5.2. часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки; Гражданский Кодекс РФ.

6. Товары, приобретенные организацией розничной  торговли, для дальнейшей перепродажи, не могут оцениваться:

6.1. по стоимости приобретения;

6.2. по средней себестоимости;

6.3. по продажной стоимости с учетом наценок (скидок).

Ответ: 6.2. - по средней себестоимости;

7. Транспортные расходы, оплаченные поставщиком за счет покупателя, покупатель может относить в случаях, предусмотренных учетной политикой предприятия,  на издержки обращения, если:

7.1. это предусматривается условиями договора поставки;

7.2. они включены отдельной строкой в счет на оплату;

7.3. это предусматривается условиями договора поставки, и  они включены отдельной строкой в счет на оплату.

Ответ: 7.3. это предусматривается условиями договора поставки, и  они включены отдельной строкой в счет на оплату.

8. Налоговые органы не вправе контролировать правильность цены на товар, когда:

8.1. сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

8.2. изменение цен связано с сезонными колебаниями потребительского спроса на товары;

8.3. сделка является товарообменной операцией.

Ответ: 8.1. сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

9. Расчет валового дохода на основе общего товарооборота производится в тех случаях, когда:

9.1. на все товары устанавливается один и тот же процент торговой наценки;

9.2. все товары облагаются по одной ставке НДС;

9.3. отсутствует аналитический учет товаров с разными процентами торговой наценки.

Ответ: 9.2 все товары облагаются по одной ставке НДС;

10. В соответствии с нормативными правовыми актами, по условиям договора купли-продажи:

10.1. одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму;

10.2. каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;

10.3. поставщик-продавец, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Ответ: 10.1 одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму;


Список литературы

1.     Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2003, 1020 с.

2.     Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004.

3.     Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов по спец. «Бухучет и аудит». – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2004, 256 с.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.

5.     Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Уч. пос. – М.: Экспертное бюро, 2002, 495 с.

6.     Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2003, 543 с.



[1] Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2003, с.564


[2] Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2003, с.341


[3] Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2003, с.565


[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – с.287


[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – с.288