Содержание
Задание № 1. 3
Задание № 2. 11
Задание № 3. 13
Список литературы... 17
Задание № 1
Учет поступления товаров в торговой организации на складе и в бухгалтерии, документальное оформление поступления товаров, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета.
Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01.[1]
Согласно определению, данному в ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи.
Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике.
Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, в соответствии с «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 № П-6 и Гражданским кодексом РФ, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.[2]
Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется актом о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4). Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Такой акт может составляться для оформления любого поступления товаров в организацию по фактическому наличию.
Приемка товара по количеству и качеству на предприятиях торговли осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов и в зависимости от его характеристик. Продовольственные товары, например, должны поступать с документами предприятия-изготовителя, подтверждающими качество и безопасность для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения, выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке.
Проверка качества продовольственных товаров должна заключаться не только во внешнем осмотре, но и в проведении экспертизы, сравнении поступивших сопроводительных документов с нанесенными на упаковку продукции датами изготовления, сроками хранения и т.п.
В случаях, когда при приемке товарно-материальных ценностей установлены расхождения по количеству и качеству с данными сопроводительных документов поставщика, оформляется «Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей», который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
На отечественные товары составляется акт по форме № ТОРГ-2 в четырех экземплярах, на импортные товары - акт по форме № ТОРГ-3 в пяти экземплярах.
Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.
Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
После составления акты о приемке с приложением сопроводительных документов (накладные, упаковочные ярлыки и пломбы от тарных мест в которых обнаружено расхождение по количеству с документами и маркировкой, удостоверение представителя участвовавшего в приемке и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.
Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, составляется акт по форме № ТОРГ-3.
Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций, которые должны иметь доверенность на право участия в приеме товаров. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению товаров зависит от способа их оценки (по фактической себестоимости приобретения, по покупной стоимости, по продажным ценам). При формировании учетной политики организации следует указать избранный способ оценки товаров (п. 27 ПБУ 5/01).[3]
В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н и вступившими в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года установлено, что для торговых организаций затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут не включаться в фактическую стоимость товара, а входить в состав расходов на продажу, т.е. учитываться в издержках обращения.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (п. 13 ПБУ 5/01).
В рабочем плане счетов организации должны быть указаны счета бухгалтерского учета, которые используются для учета товаров.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н предлагают два варианта ведения учета поступления товаров:[4]
• в розничной торговле учет товаров может вестись -
по покупным ценам - на счете 41 «Товары»,
по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка»;
• в оптовой торговле учет товаров ведется -
- по покупным ценам - на счете 41 «Товары».
Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.
На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.
На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывается наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.
Оприходование прибывших на склад товаров отражается:
по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения.
При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись:
по дебету счета 41 «Товары»
и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки).
Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся:
с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Суммы НДС по приобретенным товарам, уплаченные (причитающиеся к уплате) поставщикам, отражаются согласно Плану счетов:
по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально производственным запасам»,
в корреспонденции со счетами учета расчетов.
К вычету сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщику, при приобретении товаров, принимается на основании статей 171, 172 Налогового кодекса РФ при наличии счета-фактуры, выставленного поставщиком.[5]
Первичный документ |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета |
|
Дт |
Кт |
||
Товарная накладная |
Оприходован товар, полученный от поставщика |
41 |
60 |
Счет-фактура |
Отражен НДС по оприходованному товару |
19/3 |
60 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Отражена предоставленная поставщиком скидка |
41 |
42 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Отражены транспортные расходы по доставке товара (затраченные поставщиком за счет покупателя) |
44 |
60 |
Счет-фактура |
Отражен НДС на транспортные услуги (указанные в счете поставщика) |
19 |
60 |
Выписка банка |
Оплачен поступивший товар |
60 |
51 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Отражена торговая наценка |
41 |
42 |
Выписка банка, счет-фактура |
Принята к вычету сумма НДС по оплаченным товарам |
68 |
19/3 |
Записи в регистрах бухгалтерского учета по счету 41 ведут в целом по отчету материально ответственного лица.
Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, оборот по кредиту -общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должен совпадать с соответствующими показателями в отчете.
Итоги записей по счету 41 «Товары» подсчитываются по окончании месяца или чаще, если целесообразно, а затем их сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.
Каждый учетный регистр подписывается бухгалтером, составившим его, и указывается дата заполнения.
Задание № 2
На основании движения товаров за месяц рассчитать стоимость реализованных товаров за месяц и остаток товаров на складе на конец месяца. Рассмотреть применение различных вариантов методов оценки товаров, которые могут быть предусмотрены учетной политикой торговой организации. Сделать выводы о влиянии различных методов учета товаров на величину материальных затрат торговой организации и остатков товаров на конец отчетного периода.
Торговая организация «Горпромторг» занимается торговлей электрооборудованием и является плательщиком НДС. На 01.05. на складе организации имеется остаток электролампочек в количестве 100 штук по учетной цене 5руб. за 1 единицу. Организация заключает договора поставки с различными поставщиками на приобретение товаров. 05.05. от Базы снабжения №1 поступило 200 электролампочек; цена, указанная в товаросопроводительном документе – 6руб. за 1 единицу без НДС. 10.05. поступили 200 электролампочек от завода «Труд» по цене 5руб. за 1 единицу, без НДС. 25.05. от базы снабжения поступило 200 электролампочек по цене 7руб. за 1 единицу без НДС. Согласно товарному отчету, продажа электролампочек в мае производилась: 04.05. – 50штук, 07.05. – 100штук, 11.05. – 350штук, 27.05. – 100штук.
Решение:
ФИФО
(50 * 5) + (50*5+50*6) + (150*6+200*5) + (100*7) = 250 + 550 + 1900 + 700 = 3400 руб. – стоимость реализованных товаров за месяц.
100 * 7 = 700 руб. – стоимость остатка товаров на складе.
ЛИФО
(50*5) + (100*6) + (200*5+100*6+50*5) + (100*7) = 250 + 600 + 4100 + 700 = 7900 руб. – стоимость реализованных товаров за месяц.
100 * 7 = 700 руб. – стоимость остатка товаров на складе.
Средней стоимости
600 * (4100 / 700) = 3516 руб. – стоимость реализованных товаров за месяц.
100 * 5,86 = 586 руб. – стоимость остатка товаров на складе.
При определении метода оценки ЛИФО стоимость реализованных товаров за месяц выше, чем при определении средней стоимости или ФИФО.
Задание № 3
Ответить на приведенные ниже тесты, выбрав один из предложенных вариантов ответов и сделав после каждого ответа ссылку на соответствующий нормативный акт, подтверждающий правильность ответа.
1. Приемка товаров в ненарушенной таре ведется:
1.1. по количеству единиц, массе нетто и качеству;
1.2. по количеству мест и массе брутто или по количеству товарных единиц в соответствии с маркировкой на таре;
1.3. по количеству мест и массе брутто.
Ответ: 1.1. по количеству единиц, массе нетто и качеству; порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.
2. Выявленная при приемке недостача или порча товаров по вине поставщика или транспортной организации относится в дебет:
2.1. счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
2.2. разных счетов в зависимости от условий договора поставки, времени оплаты товаров и т.д.;
2.3. счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям».
Ответ: 2.2. разных счетов в зависимости от условий договора поставки, времени оплаты товаров и т.д.; План счетов бухгалтерского учета №94н
3. Метод ФИФО означает, что проданные товары списываются, начиная:
3.1. с цен первых закупок в хронологическом порядке их поступления;
3.2. с цен последних закупок в хронологическом порядке их поступления;
3.3. с самых низких цен закупки.
Ответ: 3.1. с цен первых закупок в хронологическом порядке их поступления;
4. Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота применяется, когда:
4.1. ведется раздельный учет товаров, облагаемых НДС по ставке 10% и 20%;
4.2. на разные группы товаров устанавливаются разные размеры торговых наценок;
4.3. на все товары устанавливается одинаковый процент торговой наценки.
Ответ: 4.1. ведется раздельный учет товаров, облагаемых НДС по ставке 10% и 20%; Инструкция по заполнению Ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»
5. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации товары определяются как:
5.1. часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса;
5.2. часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки;
5.3. часть имущества организации, используемая при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенная для продажи или используемая для управленческих нужд.
Ответ: 5.2. часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки; Гражданский Кодекс РФ.
6. Товары, приобретенные организацией розничной торговли, для дальнейшей перепродажи, не могут оцениваться:
6.1. по стоимости приобретения;
6.2. по средней себестоимости;
6.3. по продажной стоимости с учетом наценок (скидок).
Ответ: 6.2. - по средней себестоимости;
7. Транспортные расходы, оплаченные поставщиком за счет покупателя, покупатель может относить в случаях, предусмотренных учетной политикой предприятия, на издержки обращения, если:
7.1. это предусматривается условиями договора поставки;
7.2. они включены отдельной строкой в счет на оплату;
7.3. это предусматривается условиями договора поставки, и они включены отдельной строкой в счет на оплату.
Ответ: 7.3. это предусматривается условиями договора поставки, и они включены отдельной строкой в счет на оплату.
8. Налоговые органы не вправе контролировать правильность цены на товар, когда:
8.1. сделка заключена между взаимозависимыми лицами;
8.2. изменение цен связано с сезонными колебаниями потребительского спроса на товары;
8.3. сделка является товарообменной операцией.
Ответ: 8.1. сделка заключена между взаимозависимыми лицами;
9. Расчет валового дохода на основе общего товарооборота производится в тех случаях, когда:
9.1. на все товары устанавливается один и тот же процент торговой наценки;
9.2. все товары облагаются по одной ставке НДС;
9.3. отсутствует аналитический учет товаров с разными процентами торговой наценки.
Ответ: 9.2 все товары облагаются по одной ставке НДС;
10. В соответствии с нормативными правовыми актами, по условиям договора купли-продажи:
10.1. одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму;
10.2. каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;
10.3. поставщик-продавец, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Ответ: 10.1 одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму;
Список литературы
1. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2003, 1020 с.
2. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004.
3. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов по спец. «Бухучет и аудит». – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2004, 256 с.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.
5. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Уч. пос. – М.: Экспертное бюро, 2002, 495 с.
6. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2003, 543 с.
[1] Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2003, с.564
[2] Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2003, с.341
[3] Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2003, с.565
[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – с.287
[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – с.288