Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 9

Задание 3. 11

Список литературы... 14


Задание 1

Аудит расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения

В настоящее время общий аудит и консультирование являются далеко не единственными услугами, предлагаемыми аудиторскими фирмами. За последние годы существенно вырос спрос на сопутствующие аудиту услуги, а именно:[1]

налоговое консультирование;

анализ финансово-хозяйственной деятельности;

управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

правовое консультирование, а также представительство в налоговых органах;

автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и т.д.

Таким образом, у заказчиков аудиторских услуг становится все более популярным комплексный налоговый аудит.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным, т.е. необязательным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Как правило, это увеличивает общую стоимость работ. Однако если организация действительно стремится снизить свои налоговые риски, ей необходимо проводить полный налоговый аудит. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом. Очевидно, что объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, поэтому сплошной метод проверки вполне применим для налогового аудита.[2]

В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. В данном случае под налоговым учетом понимается не только учет по налогу на прибыль организаций, регламентированный гл.25 НК РФ, но и расчет сумм к уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией.

Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся:

открытые акционерные общества;

кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ;

иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

В таком случае налоговый аудит целесообразно проводить в рамках обязательной аудиторской проверки.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации.[3]

Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налогового аудита.

В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:[4]

предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо:

провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;

определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно.

Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).[5]

Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе. Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом.


Задание 2

Исходные данные:

1.   Учетной политикой организации предусмотрено определение выручки от реализации по оплате.

2.   Все стоимостные показатели приведены без учета НДС.

3.   Налоговым периодом по НДС является один месяц.

4.   Оснований для прекращения обязанностей налогоплательщика НДС нет.

5.   В отчетном периоде отгружено продукции на сумму 123 897 руб.

6.   Поступило на расчетный счет за реализованную продукцию 211 000 руб., в т.ч. от реализации муки - 120 000 руб., из них подтверждено счетами-фактурами - 111 200 руб.

7.   Получено денежных средств за реализацию основных фондов - 11 245 руб.

8.   Поступила ссуда от коммерческого банка по кредитному договору на закупку товаров для перепродажи в размере 55 000 руб.

9.   Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам за реализацию муки - 11 321 руб.

10.Перечислено процентов за пользование банковской ссудой в размере 5 600 руб.

11.Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей производственного назначения по счетам-фактурам с учетом НДС по стандартной ставке - 32 100 руб., без счетов-фактур -22 000 руб.

12.Перечислено авансов смежникам - 11 000 руб.

13.Перечислено в бюджет НДС за отчетный период в размере 20 488 руб.

Требуется:

1.   Выразить мнение аудитора о правильности исчисления   НДС за отчетный месяц.

2.   Определить налоговые последствия в случае недостоверного отражения НДС в налоговой отчетности. Дать письменные рекомендации аудитора по исправлению сложившейся ситуации.

Решение:

НДС получ = 91000*0,18+120000*0,1+11245*0,18 = 30404,1 руб.

НДС уплач = 10100*9,09%+11000*18% = 2898,09 руб.

НДС бюдж = 30404,1 – 2898,09 = 27506,01 руб. – сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет.

Таким образом, сумма налога за данный отчетный период определена неверно.

Аудитору следует рекомендовать внести исправления в расчет налога, а атак же подать уточненную декларацию за данный отчетный период, с соответствующей доплатой сумм налога. Выявить круг лиц ответственных за данное нарушение и рекомендовать руководителю предприятия наказать данных работников с применением мер дисциплинарного взискания.

Задание 3

21.    Местом реализации работ, если эти работы непосредственно связаны с недвижимым имуществом, при обложении НДС признается территория РФ, если:

а)      это недвижимое имущество находится в РФ;

б)      заказчик работ находится в РФ;

в)      строительная организация, производящая работы, зарегистрирована по законодательству в РФ.

Ответ: а)

22.    Налоговая база по НДФЛ при получении доходов в натуральной форме определяется исходя из:

а)      расчетных цен;

б)      цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ;

в)      оптовых цен.

Ответ: б)

23.    Расходами, связанными с производством и (или) реализацией признаются:

а)      расходы на обязательное и добровольное страхование;

б)      судебные расходы и арбитражные сборы;

в)      расходы в пользу работника, не предусмотренные трудовым договором.

Ответ: а)

24.    Для целей исчисления ЕСН суммы заработной платы штатных сотрудников организации датой получения дохода признается:

а)      день начисления заработной платы.

б)      день фактической выплаты заработной платы:

в)      день получения средств на выплату заработной платы в банке.

Ответ: а)

25.    Для исчисления налога на имущество организаций определяется:

а)      инвентаризационная стоимость имущества:

б)      среднегодовая стоимость имущества;

в)      стоимость, указанная в договорах страхования.

Ответ: б)

26.    Объектом налогообложения для применения единого налога признается:

а)      вмененный доход налогоплательщика;

б)      выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

в)      разница между доходами и расходами налогоплательщика.

Ответ: а)

27.    Налоговые ставки транспортного налога, предусмотренные НК РФ:

а)      не подлежат изменению;

б)      могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ;

в)      могут устанавливаться приказом руководителя организации.

Ответ: б)

28.    Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

а)      по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС);

б)      осуществляет один вид деятельности;

в)      ее среднесписочная численность составляет 30 человек.

Ответ: а)

29.    Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются:

а)      организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

б)      индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

в)      организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Ответ: в)

30.    Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается:

а)      календарный месяц;

б)      календарный квартал;

в)      календарный год.

Ответ: б)


Список литературы

1.     Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные стандарты аудита, 2001 – М.: МЦРСБУ 2002

2.     Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 2004г.

3.     Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок) – М.: ИВЦ «Маркетанг» 2001г.

4.     Подольский В.И. Савин А.А Сотникова Л.В. Савина И.А Макарова Н.С. Щербакова Н.С., Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003

5.     Сомов Л.В. Налоговый аудит // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, 2004

6.     Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М., 2003г.




[1] Сомов Л.В. Налоговый аудит // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, 2004


[2] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М., 2003г. с. 81


[3] Подольский В.И. Савин А.А Сотникова Л.В. Савина И.А Макарова Н.С. Щербакова Н.С., Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. .с340


[4] Сомов Л.В. Налоговый аудит // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, 2004


[5] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 2004г. с.113