Содержание

Введение. 3

1. Планирование основных финансовых показателей деятельности компании. 4

1.1 Оценка финансового состояния компании. 4

1.1.1 Оценка стоимости компании. 4

1.1.2 Оценка ликвидности и платежеспособности компании. 9

1.1.3 Оценка финансовой устойчивости компании. 11

1.1.4 Оценка рентабельности компании. 11

1.1.5 Факторный анализ рентабельности собственного капитала. 15

1.1.6 Рейтинговая оценка текущего финансового состояния компании. 16

2.Прогноз основных финансовых показателей бизнес-плана создаваемого предприятия. 18

2.1 Определение оптимального объема закупки продукции. 18

2.2 Прогнозирование порога рентабельности и запаса финансовой прочности. 18

2.3 Прогноз операционного риска. 20

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количествен­ными показателями, ключевыми для данного уровня управления.

Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной эконо­мики пятилетний финансовый план государственного предпри­ятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годо­вые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими ор­ганизациями. Утверждаемые самим предприятием годовые фи­нансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделии, сумме прибыли, рента­бельности, платежам в бюджет.

Целью курсовой работы является углубленное изучение прогнозирование финансовых показателей деятельности компании.

Задачей курсовой работы будет:

1. Рассчитать планирование основных финансовых показателей;

2. Рассчитать показателей бизнес-плана.

1. Планирование основных финансовых показателей деятельности компании.

1.1 Оценка финансового состояния компании

 Провести ретроспективную оценку финансового состояния компании на основе данных бухгалтерской отчетности за отчетный год.

1.1.1 Оценка стоимости компании

Таблица 1.

Оценка стоимости имущества “Фикус” в отчетном году.

Показатели

Величина показателя млн.р.

Отчет

Прогноз

Балансовая стоимость чистых активов

111251

116813,6

Ликвидационная стоимость компании

69602,5

73082,63

Текущая рыночная стомиость компании

72,1

75,705


Балансовая стоимость чистых активов определяется по методике принятой в бухгалтерском учете.

Ликвидационная стоимость компании определяется по формуле Уилкокса, которая принято в практике развитых западных стран. Под ликвидационной стоимостью понимается стоимость активов, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов по балансу. В ликвидационную стоимость включают денежную наличность, ценные бумаги в портфеле, запасы, дебиторскую задолженность, 70% расходов будущих периодов, 50% стоимость остальных активов и исключают задолженность.

Текущая рыночная стоимость находится путем деления чистой прибыли предприятия на средневзвешенную стоимость капитала. Стоимость капитала отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитала и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной, исходя из структуры капитала и стоимости каждого элемента.

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансо­вое состояние предприятия характеризуется совокупностью пока­зателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его дея­тельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность прове­дения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.[1]

Анализ финансового состояния — непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономи­ческих взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Дели финансового анализа:

1. Выявление изменений показателей финансового состояния.

2. Определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия.

3. Оценка количественных и качественных изменений финан­сового состояния.

4. Оценка финансового положения предприятия на определен­ную дату.

5. Определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Результаты анализа финансового состояния необходимы сле­дующим группам потребителей:

Менеджеры предприятий и в первую очередь финансовые ме­неджеры. Невозможно руководить предприятием, принимать хозяй­ственные решения, не зная его финансового состояния. Для менед­жеров важна оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.

Собственники (в том числе акционеры). Им важно знать от­дачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предпри­ятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов.

Кредиторы и инвесторы. Их интересует оценка возможно­сти возврата выданных кредитов и возможности предприятия, реа­лизовать инвестиционную программу.

Поставщики. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, выполненных услуг и работ.

Информационной базой для проведения анализа финансового состояния является главным образом бухгалтерская отчетность. В первую очередь — это баланс (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убыт­ках» (ф. № 2), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4), приложение к балансу (ф. № 5).

Одна из важных функций финансового менеджера — консуль­тирование руководства предприятия по финансовым вопросам. Однако такое консультирование немыслимо без тщательного ана­лиза финансовых показателей. Только на основе финансового ана­лиза, выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии предприятия можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации. Именно поэтому каждый фи­нансовый менеджер должен знать технологию проведения финан­сового анализа предприятия, уметь делать на его основе необходи­мые выводы, разрабатывать и предлагать руководству предприятия меры по улучшению его финансового состояния.

При проведении аналитической работы финансовый менеджер может воспользоваться программными средствами, что гораздо эффективнее, и провести расчеты вручную. Алгоритм, заложенный в основу проведения анализа финансового положения предприятия как в том, так и в другом случае основан на взаимосвязях, внут­ренне присущих балансу и другим формам отчетности.

В силу того что большинство аналитических процедур форма­лизованы, финансовый менеджер при их проведении может применить специальное программное обеспечение для большего эффекта. В настоящее время разработкой специальных программ занимается ряд фирм. Анализ финансового состояния предприятия включает этапы:

1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния пред­приятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.

2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.

4. Анализ оборачиваемости оборотных активов.

5. Анализ финансовых результатов предприятия.

6. Анализ потенциального банкротства предприятия.

Методы и инструментарий финансового анализа.

Для проведения анализа финансового состояния предприятия используются определенные методы и инструментарии

Наиболее простой метод - сравнение, когда Финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо, с плановыми, либо с показателями за предыдущий период. При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с Учетом од­нородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, метод оценки и др.

Метод группировки. Показатели группируются и сводятся в таблицы, что дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов, влияющих на изменение показателей.[2]

Метод цепных подстановок или элиминирования, заключа­ется в замене отдельного отчетного показателя базисным все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются: для количественной характеристики финансового состояния; для сравнения показате­лей финансового состояния конкретного предприятия с аналогич­ными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О неко­торых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 498 от 20 мая 1994 введена система критериев для определения неудовлетворительной структуры ба­ланса неплатежеспособных предприятий. Такими критериями яв­ляются коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспе­ченности собственными оборотными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Определены их нормальные ограничения — предельные размеры.

Для финансового анализа предприятия применяются опреде­ленные алгоритмы и формулы. Основной информационный ис­точник для такого анализа — бухгалтерский баланс. Для удобст­ва работы, сокращения места и времени для написания формул, применяемых при анализе, целесообразно показатели бухгалтер­ского баланса и другие финансовые показатели записывать, ис­пользуя следующие условные обозначения:

1.1.2 Оценка ликвидности и платежеспособности компании

Рабочий капитал является одним из основных абсолютных показателей, характеризующих ликвидность и платежеспособность, он характеризует свободу маневра и финансовую устойчивость с позиций краткосрочной перспективы, его рост при прочих равных условиях – тенденция положительная.

Коэффициент покрытия запасов характеризует степень покрытия запасов нормальными источниками, к которым кроме рабочего капитала относят ссуды банков под товарные запасы, кредиторскую задолженность за поставленные сырье и материалы и др. Этот показатель должен быть более 1 для признания предприятия финансово устойчивым.

Таблица 2.

Показатели оценки ликвидности и платежеспособности “Фикус” на конец года.

Показатели

Отчет

Прогноз

Авансированный капитал

700

1050

Авнсированный капитал в долларах

24,13793

36,2069

Рабочий капитал

196652

294978

Коэффициент тек.ликв.

1,170276

1,755414

Кэфф.крит. Ликв.

0,673006

1,009509

Кэфф.абс.ликв.

0,083188

0,124782

Коэффициент обеспеченности текущей деятельности рабочим капиталом

0,00356

0,005339

Коэфф.маневр.раб.капит.

1,217373

1,82606

Доля рабочего капитала в покрытии запасов

2,448113

3,672169

Коэфф.покр.запасов.

0,408478

0,612717


Оценки ликвидности базируются на оценках рыночной устойчивости.

Текущий коэффициент ликвидности (коэффициент общего покры­тия) определяется на начало и на конец отчетного периода как отношение величины оборотного капитала (мобильных средств) к величине кратко­срочных обязательств, т. е. к краткосрочным кредитам и займам (кратко­срочным пассивам) и кредиторской задолженности:

Ктек.ликв. = ОК/(КП+КЗ) = (З+ДЗ+ДС)/(КП+КЗ)

где ОК  —  оборотный капитал предприятия,

в том числе: 3 —  запасы;

ДЗ - дебиторская задолженность предприятия;

ДС — денежные средства и краткосрочные ценные бумаги;

КП - краткосрочные кредиты и займы (краткосрочные пассивы) предприятия;

КЗ — кредиторская задолженность предприятия.

Критический коэффициент ликвидности (коэффициент промежуточ­ного покрытия) определяется на начало и на конец отчетного периода как отношение суммы величины дебиторской задолженности и денежных средств, в том числе краткосрочных ценных бумаг, к величине кратко­срочных обязательств, т. е. к краткосрочным кредитам и займам (кратко­срочным пассивам) и кредиторской задолженности

Ккрит.ликв. = (ДЗ+ДС)/(КП+КЗ)

где ДЗ — дебиторская задолженность предприятия;

ДС — денежные средства и краткосрочные ценные бумаги;

КП — краткосрочные кредиты и займы (краткосрочные пассивы) предприятия;

КЗ — кредиторская задолженность предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент абсолютного по­крытия) определяется на начало и на конец отчетного периода как отноше­ние величины денежных средств, в том числе краткосрочных ценных бумаг, к величине краткосрочных обязательств, т. е. к краткосрочным кредитам и займам (краткосрочным пассивам) и кредиторской задолженности:

Кабс.ликв. = ДС/(КП+КЗ)

где ДС — денежные средства и краткосрочные ценные бумаги;

КП — краткосрочные кредиты и займы (краткосрочные пассивы) предприятия;

КЗ - кредиторская задолженность предприятия.


1.1.3 Оценка финансовой устойчивости компании

Таблица 3.

Показатели финансовой устойчивости Фикус на конец года

Показатели

Отчет

Прогноз

Кэфф.концентр. Собств.капит.

0,000708548

0,001063

Коэфф.фин.завис.

3,871102039

5,806653

Коэфф.маневр.собств.капит.

0,698950092

1,048425

Коэфф.структуры привлеченных средств

0

0

Коэфф.соотн.привл. и собств.средств

8,8

13,2

Уровень фин.левериджа

11290,7

16936,05


1.1.4 Оценка рентабельности компании

Таблица 4.

Показатели рентабельности и деловой активности Фикус.

Показатель

Отчет

Прогноз

Рентабельность средств в активах

1,688699

2,533048

Рентабельность собственного капитала

1

1,5

Операционный ливеридж

1,266684

1,900026

Чистая рентабельность продаж

0,189438

0,284157

Рентабельность основной деятельности

1,119666

1,679498

Коэффициент эконом.роста компании

0,212107

0,31816


Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффектив­ности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, из­держек и продаж.

Рентабельность является одной из базовых экономических ка­тегорий экономики. Толкование термина «рентабельность» не вы­зывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отно­шение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. Рента­бельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капита­лу (активам), рентабельность издержек — как отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж — отноше­ние прибыли к цене (выручке от реализации).[3]

При расчетах показателей рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль, — балансовой прибыли, прибыли от реализации, чистой прибыли.

Основные показатели рентабельности:

•  рентабельность продукции (издержек);

•  рентабельность продаж;

•   рентабельность активов;

•  рентабельность текущих активов;

•  рентабельность собственного акционерного капитала.

1. Рентабельность продукции (издержек) (Рпр) определяется

как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (С):

Рпр = Пр/С*100%

Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реа­лизации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

2. Рентабельность продаж (Return on Sales, ROS) определяется

как отношение прибыли от реализации (Пр) к выручке от реализа­ции без налогов, включаемых в цену продукции (В).

ROS = Пр/В*100%

Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показа­тель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реа­лизации продукции.

3. Рентабельность активов (Return on Assets, ROA) определя­ется как отношение прибыли (балансовой или чистой) (Пб или Пч) к средней величине активов за определенный период (Аср).

ROA = Пб(или Пч)/Аср*100%

Этот показатель служит для определения эффективности ис­пользования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, по­скольку дает общую оценку доходности вложенного в производст­во капитала, как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность активов также можно представить как произве­дение показателей, характеризующих эффективность использова­ния материальных и финансовых ресурсов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов (Оа).

ROA = ROS * 0а.

Отсюда просматривается взаимосвязь между размером прибы­ли, содержащейся в цене продукции, и скоростью оборота активов. Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть ско­рость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие бы­ла достаточной. И наоборот, чем ниже скорость оборота, тем больше должна быть доля прибыли в цене товара.

4. Рентабельность текущих активов (Рта) представляет собой отношение чистой прибыли предприятия (Пч) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (Ат.ср):

Рта = Пчт.ср*100%

Этот показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

5. Рентабельность собственного акционерного капитала (Return on Equity, ROE) определяется как отношение чистой прибыли (Пч) к средней величине собственного капитала предприятия (Кс) за оп­ределенный период:

RОE = Пчс *100%

Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, полу­ченную на каждый рубль вложений акционеров в данное пред­приятие и остающуюся в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше по­тенциальные дивиденды.[4]

На величину рентабельности собственного акционерного ка­питала оказывает влияние показатель рентабельности активов, который в свою очередь зависит от оборачиваемости активов.

В рыночной экономике придается большое значение сравнениям прибыли с доходообразующими факторами и базами ее формирова­ния. Международная практика выработала разновариантные схемы расчета рентабельности (доходности)1.

При стандартной оценке финансового состояния предприятия западными методиками предлагается:

•во-первых, использование системы взаимосвязанных показа­телей рентабельности, каждый из которых несет вполне оп­ределенную смысловую нагрузку как для работников пред­приятия, так и для пользователей финансовой информации (менеджеров, учредителей и акционеров, инвесторов и кре­диторов);

•во-вторых, использование системы показателей рентабель­ности как одного из элементов финансово-экономической оценки текущего положения предприятия;

•в-третьих, необходимость проведения динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по сек­торам основной деятельности, по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам.


1.1.5 Факторный анализ рентабельности собственного капитала

В блоке оценки рентабельности и деловой активности реализовать модель фирмы DuPont для анализа коэффициента рентабельности собственного капитала компании.

Таблица 5.

Факторы экономического роста Фикус.

Показатели

Фикус

Отчет

прогноз

Отклонения

ROE

0,025543

0,038315

0,012772

Чистая рентабельность продаж

0,189438

0,284157

0,094719

Ресурсоотдача

0,437206

0,655809

0,218603

Коэфф. финансовой завис.

0,566276

0,849414

0,283138


1.1.6 Рейтинговая оценка текущего финансового состояния компании

Для интегральной оценки принимаем показатели, представленные в таблице 6. В зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений показателей финансового состояния, предприятия может быть отнесено к определенному классу. Соотношение темпов изменения выручки и совокупного капитала в отчетном периоде считать равным 1.

Таблица 6.

Интегральная оценка финансового состояния Фикус.

Показатель

Классы

3

К1

-7

К2

19

К3

19

К4

0

К5

0

Итого

31

Класс

IV


1.2. Прогноз агрегированной бухгалтерской отчетности компании проводится на основе дополнительных данных с учетом мероприятий по улучшению финансового состояния компании. На основе прогнозных данных бухгалтерской отчетности провести оценку будущего финансового состояния компании Фикус, факторный анализ экономического роста компании, стоимость компании и рейтинговую оценку финансового состояния.

Прогнозный бухгалтерский баланс составляет на основе прогноза следующих основных статей:

- запасы – на основе базовой оборачиваемости;

- налог на добавленную стоимость – пропорционально объему продаж;

- дебиторская задолженность – на основе базовой оборачиваемости;

- денежные средства – пропорционально объему продаж;

- целевое финансирование – на основе дополнительных данных;

- кредиторская задолженность – на основе базовой оборачиваемости.

Балансировка баланса проводится за счет краткосрочных кредитов банков.

Прогнозный бухгалтерский баланс.

Показатели

Значение

Запасы

80328*5/100+80328 = 84344,4

НДС

2502*5/100+2502 = 2627,1

Дебиторская задолженность

95278*5/100+95278 = 100041,9

Денежные средства

13438*5/100+13438 = 14109,9

Целевое финансирование

251*5/100+251 = 263,55

Кредиторская задолженность

161538*5/100+161538 = 169614,9

2.Прогноз основных финансовых показателей бизнес-плана создаваемого предприятия.

2.1 Определение оптимального объема закупки продукции

Предприятие будет реализовывать два вида продукции А и В, причем реализация зависит от состояния погоды. Закупочная цена единицы продукции А - $3.5, цена реализации - $5; закупочная цена единицы продукции В $6, а отпускная цена - $9. На реализацию расходуется $100. В хорошую погоду реализуется Х единиц продукции А и Y единиц продукции В, в плохую погоду – Z единиц продукции А и W единиц продукции В. Используя элементы теории игр определить ежедневный объем закупки каждого вида продукции с целью получения оптимальной прибыли.

Решение:

Х=107;

Y = 606;

Z = 406;

W = 126.

Y+Z = 606+406 = 1012

Вывод: Ежедневный объем закупки будет равен 1012.


2.2 Прогнозирование порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Планируем продажу одного изделия по v$ за штуку, можем приобретать их у оптовика по с$ за штуку. Аренда палатки обойдется в С$ в неделю. По нижеприведенным данным определить:

1) Каков порог рентабельности

2) Каким станет порог рентабельности, если арендная плата повысится на 50%

3) Каким будет порог рентабельности если удастся увеличить цену реализации на 10%

4) Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена увеличится на 13,3%

5) Сколько изделий должно быть продано для получения прибыли в сумме 490$ в неделю

6) Графически изобразить прибыль при различных уровнях продаж. Найти точку безубыточности.

7) Какой запас финансовой прочности будет иметь бизнес при сумме прибыли 490$ в неделю.

Решение:

1) Порог рентабельности = 4,1/(2,7+760) = 1,5/760 = 0,005

2) 4,1/(2,7+(760*0,5+760)) = 0,003

3) (4,1*0,1+4,1)/(2,7+760) = 0,005

4) 4,1/(2,7* 0,133+2,7+760) = 0,0053

5) 490 = 4,1х-760-2,7х

1250 = 1,4х

х = 1250/1,4

х = 893

6)

7) Запас прочности будет равен прибыли то есть 490$.

2.3 Прогноз операционного риска

По ниже приведенным данным определить:

1) Сколько процентов прибыли дает изменение выручки от реализации продукции на 1%

2) Сколько процентов прибыли удается сохранить предприятию, если выручка от реализации сократиться на 25%

3) Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает порог рентабельности

4) На сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки, чтобы при сокращении выручки на 25% и при прежнем значении силы воздействия операционного рычага предприятие сохранило 75% ожидаемой прибыли.

Решение:

1) Прибыль = Выручка - затраты

1850-1225-370 = 255

1850*0,01+1850-1225-370 = 273,5

273,5-255 = 18,5

18,5 = 1850х

х = 1850/18,5

х = 100

%=100/100 = 1%

2) 1850-1850*0,25-1225-370 = -207,5

3) Порог рентабельности = 255/(1225+370) = 0,15*100 = 15%

4) 1850-1850*0,25-1225-(370-370*х) = 255*0,75

162,5 – 370 + 370х = 191,25

370х = 398,75

х = 1,07*100 = 107,7%

Система финансов — это кругооборот денежных средств предприятия средств в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой и деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют фи­нансовые ресурсы предприятия.[5]

В свою очередь, финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия связана с вопросами прогноза продажи и по­купки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижи­мостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.

Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расче­тов, рентабельность производства.

Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, по­ставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими. Ухуд­шение положения предприятия в большинстве случаев обусловлено не­правильной организацией работы, нарушениями расчетно-платежной дис­циплины, непродуманным выбором. Имеются два наиболее распростра­ненных подхода к планированию финансов: стратегическое планирова­ние и система долгосрочного планирования.

В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретроспективы на перспек­тиву. Высшее руководство, на базе изучения прошлого развития, ставит завышенные цели, которые, как правило, не достигаются.

В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить только методом экстраполяции. В этой системе сначала осуществляют анализ перспектив развития предприятия, определяют тен­денции, которые способны изменить существующие направления разви­тия, поэтому результаты такого планирования не выходят за пределы обо­зримости. Вторым шагом является анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности. Определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования.

Заключительный этап — выбор стратегии: сравнение перспектив разви­тия в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распреде­ление ресурсов между зонами стратегического хозяйствования. Основными задачами планирования финансов на предприятии явля­ются:

обеспечение производственной и инвестиционной деятельности не­обходимыми финансовыми ресурсами;

установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующи­ми субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и т.д.;

выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет эко­номного использования денежных средств;

осуществление контроля за образованием и расходованием платежных средств.

В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет):

*смета объема реализации продукции;

*баланс денежных поступлений и расходов;

*план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);

*плановый бухгалтерский баланс;

*расчет безубыточности продажи товаров.

Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.

Ниже мы перечислим важнейшие расчеты, производимые при разра­ботке бизнес-плана.

Расчет 1. Расчет объема реализации продукции

На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж.

Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй — по­квартально, на третий — на год в целом.

В разработке бизнес-плана главную задачу представляет маркетинг — анализ сбыта и управление объемом продаж, лежащий в основе управле­ния производством и реализацией продукции.

Используются следующие методы исследования рынка продаж.

Эвристические методы прогнозирования, основанные на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов:

N = (О+4*М+П)/6

где О — оптимистическая оценка;

М - средняя оценка;

П - пессимистическая оценка;

N — прогноз объема продаж.

Трендовое прогнозирование по отдельным товарам или группам близких товаров:

N = Nтек *t

где t — темп роста, который находится из выражения:

t = Nтек/Nпред

где Nгек — значение показателя текущего года;

Nпред - значение показателя предыдущего периода.

Если имеется динамика за ряд лет, можно использовать показатель темпа роста, полученный путем усреднения:

t = (t1*t2*tn)1/n

Факторный анализ, позволяющий, используя корреляционные и рег­рессивные зависимости, найти зависимости объема ожидаемых продаж от основных факторов, оказывающих на него влияние:

N = X0*∑φiXi

где Х0 — постоянная составляющая (может отсутствовать);

φi - значение коэффициента, определяющего влияние i-го фак­тора на рассматриваемый показатель;

X. - значение i-го фактора.

Пробный маркетинг (выполняется для новых изделий), при котором производится небольшая партия товаров, на реализации которой изуча­ется возможный спрос.

Объектами маркетингового анализа являются:

потребитель, мотивы поведения которого на рынке представляют пред­мет исследования;

свойства товара, для которого строится диаграмма жизненного цикла;

конкуренты, в связи с чем приобретаются и исследуются товары кон­курентов.

Расчет 2. Баланс денежных поступлений и расходов

Баланс денежных поступлений и расходов позволит оценить, сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить Синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, Проверить будущую ликвидность предприятия.

Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов: 1) доходы и поступления средств; 2) расходы и отчисления; 3) кредитные взаимоотношения; 4) взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разде­лам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности. Статьи баланса могут быть разукрупнены по усмотрению аналитика, что позволит учесть особенности финансирования конкретного предприятия.

После составления такого баланса выбирают стратегию получения необходимых денежных средств. Наиболее распространено финансирова­ние через кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать все активы предприятия. В целях финансирова­ния можно привлекать акционерный и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким ка­питалом. Управление финансами фирмы осуществляет финансовый ме­неджер по двум направлениям.[6]

Управление активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав активов на балансе предприятия, поддерживает конечные опти­мальные уровни текущих и фиксированных активов. Текущие активы -это наличность, ценные бумаги, которые по первому требованию могут быть реализованы на рынке, сюда входят и материально-производствен­ные запасы. Фиксированные активы — это земля, сооружения, оборудова­ние, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.

Управление пассивами. Выявляется оптимальное соотношение кратко­срочных и долгосрочных финансовых ресурсов, определяются наиболее выгодные финансовые ресурсы. Выгодность финансовых ресурсов зави­сит от ряда факторов: экономической конъюнктуры, финансовой полити­ки государства и т.д. Оборотные фонды фирмы есть разница между теку­щими активами и текущими пассивами (счета и расписки, подлежащие оплате, и проценты по кредитам). Долгосрочные фонды - лизинг и дол­госрочные кредиты.

Касаясь фондов предприятия, можно дать некоторые рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:

1) если фонды, вложенные в активы фирмы, могут быть более эффек­тивно использованы в другом деле, это не означает что фонды использу­ются неправильно;

2) если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгос­рочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск;

3) доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов на теку­щий капитал.

Таким образом, задачи финансового планирования сводятся к более точному определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой суммы средств и будущих финансовых результатов.

Из всего вышесказанного видно, что планирование финансов пред­приятия — важная часть работы по обеспечению устойчивого финансово­го положения фирмы, позволяющая принять к осуществлению меропри­ятия по ликвидации «узких мест», выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование является и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производствен­но-хозяйственную деятельность предприятия.[7]


Заключение

По сути каждый составной элемент формул, характеризую­щих финансовое состояние предприятия, является фактором, ока­зывающим влияние на степень его финансовой устойчивости. Поэтому целесообразно рассмотреть каждый из этих элементов в отношении либо устранения его негативного воздействия на фи­нансовое состояние, либо усиления его роли в улучшении финан­сового состояния. Так, для улучшения финансового состояния предприятия надо добиться либо снижения величины запасов и затрат (3), либо увеличения собственных оборотных средств (Ес) или величины краткосрочных кредитов (М). Например, для решения задачи снижения величины запасов и затрат можно пред­ложить такие меры, как инвентаризация запасов с целью выявле­ния в них неликвидных, не нужных предприятию, но отягощаю­щих его баланс; снижение потребности в этих запасах и затратах, в том числе за счет снижения материалоемкости, энергоемкости производства, и другие меры.

Для увеличения размера собственных оборотных средств нуж­но рассмотреть элементы формулы расчета таких средств (капитал, внеоборотные активы) и искать пути увеличения собственных обо­ротных средств либо за счет роста капитала (увеличение уставного капитала, эмиссии акций и др.), либо за счет снижения величины внеоборотных активов и др.

Набор таких предложений, полученных от финансового ме­неджера руководителем предприятия, позволит последнему вы­брать наиболее реальный и доступный вариант для решения фи­нансовых проблем экономического субъекта.


Список литературы

1.     Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб: Питер, 2001. – 208 с.

2.     Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт,1999. 621 с.

3.     Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (вводный) / М. В. Ро­мановский и др.; Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 1999. 222 с.

4.     Прокофьев С. Е. Федеральное казначейство России на рубеже ве­ков: региональный аспект (на примере Саратовской области). — Саратов: Издательский центр Саратовского государственного со­циально-экономического университета, 2001. 237 с.

5.     Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под.ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

6.     Об эффективности мероприятий, реализуемых Правительством России по государственной поддержке регионов / Письмо Госналогслужбы РФ от 04.03.96 № ВЗ-2-09/292.

7.     Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Финансы, 1999.

8.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 1997.

9.     Баранова Л. Бюджетный процесс в РФ / Учебное посо­бие. — М.: ИНФРА, 1998.

10.                  Горегляд В., Подпорокс И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. — М., 1996. —№10.



[1] Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб: Питер, 2001. – 108 с.


[2] Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб: Питер, 2001. – 158 с.


[3] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 1997.


[4] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 1997.


[5] Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Финансы, 1999.


[6] Баранова Л. Бюджетный процесс в РФ / Учебное посо­бие. — М.: ИНФРА, 1998.


[7] Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под.ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 584 с.