Содержание:

1. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес. 3

1. 1. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес. 3

1.2. Проведение аудиторской проверки. 8

1.3. Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес. 12

Задание 2 Ситуационная задача. 14

Задание 3. Тест. 16

Список литературы.. 21

1. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес

1.    1. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес


 Перед началом проверки аудитору необходимо изучить следующие понятия:

игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;

организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе - организатор игорного заведения), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;

организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;

участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;

игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;

игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Целью аудиторской проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также учета и расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход нормативным документам, действующим в  Российской Федерации в проверяемом периоде.

Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес являются:

-                     проверка правильности определения объекта налогообложения;

-         проверка правильности  определения состава налоговой базы;

-         проверка правильности  определения налогового периода;

-         проверка правильности  применяемых ставок налога на игорный бизнес;

-         проверка правильности  порядка исчисления налога на игорный бизнес;

-         проверка возможности применения льгот по налогу на игорный бизнес;

-         проверка правильности  заполнения декларации по налогу на игорный бизнес;

-         проверка правильности  порядка уплаты в бюджет.

Определив цель и задачи аудиторской проверки, следует перейти к планированию проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес.

Знакомство с системой бухгалтерского учета предприятия включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

1.     Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

2.     Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

3.     Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

4.     Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

5.     Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;

6.     Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

7.     Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, так как в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

1.     Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

2.     Операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

3.     Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;

4.     Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как "низкая" и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.

При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, но объем хозяйственных операций сравнительно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая.

Таблица 1. Программа аудиторской проверки.

№п/п

Печень аудиторских процедур

Рабочие документы

1

Установление лица, ответственного за ведение учета и отчетности по налогу на игорный бизнес.

Приказы директора.

2

Проверка наличия учетной политики в целях налогообложения и информации в ней о порядке расчета налогооблагаемой базы и расчетов по налогу на игорный бизнес

Учетная политика в целях налогообложения и приказ об ее утверждении.

3

Определение формы и способов ведения налогового учета.

Учетная политика в целях налогообложения.

4

Изучение результатов последней проведенной инвентаризации

Заключение инвентаризационной комиссии.

5

Определение объекта налогообложения

Первичные документы бух. учета

6

Определение состава налоговой базы

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на имущество.

7

Определение объекта налогообложения

Первичные документы бух. учета

8

Проверка определения правильности налогового периода

Учетная политика в целях налогообложения

9

Определение правильности применения ставок налога на игорный бизнес

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на игорный бизнес.

10

Проверка правильности исчисления налога на игорный бизнес.

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на игорный бизнес.

11

Проверка порядка уплаты налога на игорный бизнес.

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на игорный бизнес. Учетная политика в целях налогообложения. Платежные документы.

12

Определение сроков уплаты налогов

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на игорный бизнес. Учетная политика в целях налогообложения

13

Проверка возможности применения льгот по налогу на  вмененный доход.

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на игорный бизнес. Учетная политика в целях налогообложения

14

Проверка обоснованности отсрочки оплаты по налогу на  игорный бизнес .и возможности её применения

Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на игорный бизнес. Учетная политика в целях налогообложения

15

Возможность наложения штрафных санкций

Регистры налогового учета, декларация

16

Проверка правильности заполнения декларации по налогу на игорный бизнес.

декларация

17

Обобщение результатов аудиторской проверки

-

18

Формулирование выводов и предложений по совершенствованию системы учета аудируемого объекта.

-

 

1.2. Проведение аудиторской проверки

Проведение проверки осуществляется в соответствии с программой аудита расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес.

Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется главным бухгалтером самостоятельно и единолично. В приказе генерального директора о приеме на работу главного бухгалтера указан перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Следовательно, главный бухгалтер отвечает за определение объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, применяемых ставок, порядок исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет.

 Объектами налогообложения признаются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

 Налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. 

Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшении) количества объектов налогообложения.

Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Нарушение налогоплательщиком требований, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Нарушение налогоплательщиком требований, более одного раза влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

 Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол - 25000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета в качестве налогоплательщика ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период

 При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со #M12293 0 901765862 7815222 1376109634 3359731583 1406751650 77 446519060 1406751650 1789419133статьей 370#S НК РФ.

1.3. Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес


1.     Налоговый кодекс РФ. Часть 2. ФЗ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2000 г. №166 –ФЗ).

2.      ПБУ 9/99 « Доходы организации»;

3.     ПБУ 10/99 « Расходы организации».

4.     Письмо МНС РФ от 26.10.2001 N ВТ-6-21/819 (ред. от 15.02.2002) о рекомендациях по проверке правильности заполнения новых форм расчета налога на игорный бизнес;

5.     Федеральный закон от 11.11.03. № 139- ФЗ;

6.     Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. От 28.03.2002) «О бухгалтерском учете».

Для проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес, используются следующие источники информации: учетная политика организации в целях бухгалтерского и налогового учета, приказы исполнительной дирекции о назначении ответственного за расчет и учет налога  на вмененный доход предприятия, первичная документация бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговая декларация по налогу на вмененный доход предприятия.

Проверка первичных документов проводится выборочным способом. Для обеспечения репрезентативности аудиторской выборки использован систематический отбор: изучается каждый пятый документ соответствующей категории.

Налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес необходимо изучать в полном объеме и тщательным образом.


Задание 2 Ситуационная задача.

1.          Учетной политикой организацией  предусмотрено определение выручки по оплате.

2.          Все стоимостные показатели приведены без учета НДС

3.          Налоговым периодом по НДС является один месяц

4.          Основанием для прекращений обязанностей налогоплательщика НДС нет.

5.          В отчетном периоде отгружено промышленной продукции на сумму 778090 руб.

6.Поступило на расчетный счет за реализованную продукцию 2250907 руб.

7.Получено средств в виде целевого гранта на сумму 500000 руб.

8.Оплачено по безналичному расчету и оприходовано ТМЦ производственного назначения по счетам – фактурам с учетом НДС по стандартной ставке – 344750 руб.

9.Приобретено основных производственных фондов- 55900

 10.За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, приобретен телевизор -6400 руб.

11. Перечислено авансов смежникам – 225000 руб.

11.В отчетном месяце за наличный расчет оприходовано производственных материалов 10000 руб.

12.Закуплено за наличный расчет 12000

13.Исчислен и перечислен в бюджет НДС 387741 руб.

Требуется:

1.                      Выразить мнение аудитора о правильности исчисления НДС за отчетный месяц

2.                      Определить налоговые последствия в случае недостоверного отражения НДС В отчетности.


НДС по итогам каждого квартала уплачивается в бюджет платежным поручением не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налог на добавленную стоимость взимается на основании главы 21 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость  в отчетном году являлась реализация товаров на территории РФ.

Налоговая база определяется  как стоимость продукции без учета НДС – 2250907+500000+220000 = 2970907 рублей.

Ставка НДС - 18%.

Исчисленная сумма НДС = 2970907*18%= 534763,26рублей

На приобретенные материалы поставщиками выставлены счет-фактуры,сумма НДС = (344750+55900+6400+10000)*18%= 75069 рублей. Все товары оплачены, следовательно, вся сумма НДС может быть принята к вычету.

НДСбюдж = НДСполуч-НДСуплач. = 534763,26-75069 = 459694 руб.

Налоговый период установлен как месяц, т.к. сумма выручки ежемесячно в течение квартала превышает один миллион рублей.

Налоговая декларация составляется ежеквартально и представляется в ИМНС по месту регистрации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В состав декларации в обязательном порядке включаются титульный лист и листы, имеющие отношению к исчислению налога.

Значит, аудитор делает вывод о неправильном начисление и уплате НДС в бюджет.


Задание 3. Тест.


1. При определение налоговой базы по НДС выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу в ЦБ РФ  на дату:

А) реализация товаров (работ, услуг)

Б) фактического получения доходов от реализации (работ, услуг)

В) реализация товаров (работ, услуг) или фактического получения доходов от реализации (работ, услуг)  в зависимости от условий договора


В соответствии со ст.153 Нк РФ. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.


2. Датой фактического получения дохода при получение дохода в виде оплаты труда признается:

А) дата начисления выплат

Б) дата фактического получения дохода

В) последний день месяца, за который был начислен доход


В соответствии со ст.247 Нк РФ Датой фактического получения дохода при получение дохода в виде оплаты труда признается дата фактического получения дохода


3. Право на определение даты получения дохода по кассовому методу:

А) любые организации

Б) организация, у которых выручка от реализации за предыдущий период (календарный год) не превысила 1 млн.руб. за каждый квартал

В) организации, у которых выручка за прошлый год составила не более 3 млн. руб.


В соответствии со ст.273 НК РФ1. Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (пункт дополнен с 1 июля 2002 года #M12293 0 901819093 26146 4294967262 3448018121 7716629 23977398 77 4164543659 2038873560Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ#S; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года #M12293 1 901867265 24884 4294967262 3233935677 77 3448018124 7716629 2038873560 4Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ#S, - см. #M12293 2 901880131 77 57404356 938 2577574186 3871204706 477759126 4224782998 2822предыдущую редакцию#S).



4. Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога , относящихся к ним, ведется:

А) по каждому фонду

Б) по каждому физическому лицу

В)в целом по предприятию


В соответствии со ст.212 Нк РФ Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога , относящихся к ним, ведется по каждому физическому лицу


5. Отчетным периодом по налогу на имущество организаций является:

А) календарный год

Б) календарное полугодие

В) первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.


 В соответствии со ст.379 НК РФ  отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.


6. Уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты:

А) налога на прибыль

Б) налога на прибыль и налога на имущество

В) налога на прибыль организаций ( в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций ( в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и ЕСН ( в отношении выплат, производимых физическим лицом в связи с ведением  предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).


В соответствии со ст.346,26 уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года #M12293 0 901867265 25198 4294967262 3448018121 7814286 24574 4294967294 901788769 373612244Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ#S, #S).


7.объектом налогообложения по транспортному налогу признается:

А) транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Б) сухопутные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствие с законодательством РФ.

В) Водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствие с законодательством РФ.


В соответствии со ст.358 Нк Рф объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 


8.Налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения признается:

А) календарный месяц

Б) календарный квартал

В) календарный год


В соответствии со ст.346,19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.


9. Объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес налогоплательщик:

А) не регистрируются в налоговых органах;

Б) обязан зарегистрировать в налогом органе;

В) регистрирует в соответствии с приказом руководителя.


В соответствии со ст.366 НК РФ налогоплательщик обязан поставить на учет (далее в настоящей главе - зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения.


10. При определение объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу  не учитываются:

А) внереализационные доходы;

Б) доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

В) доходы от реализации имущественных прав.

В соответствии со ст.346,5 #G1

#Gорганизации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии со #M12293 0 901765862 7715693 1067590343 3154 4009851204 77 4294967262 3214047859 4241973515статьей 249#S НК РФ.

Внереализационные доходы определяются в соответствии со #M12293 1 901765862 7715998 1983435907 3249723079 4294967262 3214047859 4241973515 3380049691 955560264статьей 250#S НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные #M12293 2 901765862 7715999 1067590343 2827 2454125759 1088328 2054173416 4257889665 4201696445статьей 251#S настоящего Кодекса: доходы от реализации имущественных прав.


Список литературы


1.Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 1999 г. № 30.

2.Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2000 г. № 32.

3.                Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000 г. № 101. С. 2, 13, 22 – 23.

4.                Кочетова Н. Налог на доходы физических лиц // Аудит и налогообложение. 2001 г. № 1. С. 25 – 28.

5.                Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 1998. 688 с.

6.                Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.

7.                Юткина Т. Ф.  Налоги и налогообложение:  Учебник.  М.: ИНФРА-М, 1999. 429 с.