Содержание


Введение. 3

1.Философское осмысление бытия. 4

2 Общество - как условие и продукт деятельности людей. 7

Заключение. 14

Список литературы.. 15


Введение



Вся история как фило­софских учений, так и специальных естественных и гуманитарных наук свидетельствует о неустанных попытках познать природу человека, смысл его бытия и перспективы развития. Усилия мно­гих ученых разработать целостную теорию человека всегда на­талкивались на серьезные трудности, связанные, в частности, с тем, что специальные науки о человеке давали знание лишь фрагментарное — об отдельных сторонах жизнедеятельности его организма, сознания и поведения. Характерным для традиционных идеалистических и религиоз­ных представлений о человеке был отрыв его от природы. Чело­век изображался как одно из творений бога, как момент «миро­вого разума», «мировой идеи»  или же как «чистая субъективность», «чистое самосознание». Между тем все более росла потребность в создании целостной картины человеческого бытия, в которой человек выступал бы не просто как вещь среди других вещей, а как субъект социаль­ной и культурно-исторической деятельности, действующее и чув­ствующее существо, обладающее сложным и неповторимым внут­ренним миром.

Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что существует, т. е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова "есть".

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей осмысления бытия и общества, выступающего условием и продуктом деятельности.

1.Философское осмысление бытия


Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных – одно. [1]

Плюрализм в философском смысле означает признание множество субстанций.

Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные философы, например В.С. Соловьев, считал, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание своего одушевленным. Факт внешнего, материального отношения есть внутреннее отражение внутреннего, психического состояния существа.

Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества.

Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое.

Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает «уплывать», становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

Все-таки идея о непреходящем существовании природы более стабильно в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны.

Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных людей, их осознание, их действий.

Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:[2]

·        мир есть, существует как беспредельная и непроходящая целостность;

·        природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

·        их различное по форме существования предпосылка     единство мира;

·        мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Формы бытия различны:

Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

Бытие человека (Бытие человека мире вещей и собственно специфическое Бытие);

Бытие духовного (идеального), которое делится на:

индивидуализированное духовное

объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

Бытие социального, которое делится на:

- индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

- Бытие общества.

 Реальное и кажущееся Бытие.

Реальное Бытие, т.е.  само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен умопостигаемая сущность, от греческого «поите поп»), вещь сама по себе, «действительное».

Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерии не может быть найден. Он следует из рассуждений И.Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л.Винтгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мы как-то жить отталкиваясь от «несомненных» вещей.

Вместе с тем, нельзя не отметить,что познаваемость мира, как черта многих философских систем (гегелевский, марксистской и т.д.) означает, что Критерий – это практика. Самолет отрывается от земли и совершает перелет через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые верно отразили законы сопромата, физики, аэродинамики в конструкции летательных аппаратов.[3] 

 

2 Общество - как условие и продукт деятельности людей


Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными  социальными  формами  совместной  жизни  и деятельности.  Для  того,  чтобы  представить общество во всем многообразии   его  явлений  и  процессов,  а также уяснить различные  подходы  к  его  изучению,  необходимо познакомиться с  рядом основных  положений и понятий,  с  помощью  которых могут    быть   объяснены   структура   общества,    т.е.  характер взаимосвязей   и   взаимозависимостей    его   сторон,   а   также   механизмы  его    функционирования    и   развития.    На  пути осмысления данных вопросов  предстоит  познакомиться  с  содержанием  концепций  наиболее  влиятельных  течений и школ социальной философии, внесших заметный  вклад  в  понимание проблем   развития   общества.   Все   это  поможет  представить  общество как целостную социальную систему.[4]

Представители  разных  направлений  социальной  философии исходят из понимания  общества как определенной  социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий  людей,  они  расходятся в  понимании основ этого. Одни  принимают  за  основу  духовные  начала  деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу  в материальных потребностях  и материальных  условиях  общественной  жизни.  Но  как бы  там ни было, общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между  ними  складываются  определенные  отношения,   касающиеся средств  и  способов  удовлетворения  их  потребностей,  исходя из существующих  условий  жизни.  Со  временем  данные  отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность  общественных  отношений.  В  процессе  своей практической деятельности - производственно-экономической,  нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят  необходимые  для  своего  существования  материальные  и духовные блага,  преобразуют  природу,  создают  необходимую  для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

В процессе своей совместной  деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни.  Речь идет  о  производственных,  семейно- бытовых,  нравственных,  политических  и  других  общественных отношениях,  которые  в  своей  совокупности  образуют  структуру общества.  Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место  в  целом  ряде  социально-философских  теорий.  В  рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие  социальные  институты,  развиваются  все стороны культуры общества. В литературе понятие «общественных отношений» встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все,  любые отношения  между людьми,  поскольку они складываются и реализуются в обществе  (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком,  когда под ними понимаются только  отношения  между  большими  социальными  группами, имеющие непосредственный характер(производственные, межклассовые и  внутриклассовые,  международные  и  внутриполитические,  межнациональные, экологические и т.д.).

В  философии  общественные  отношения  рассматриваются  с материалистических или идеалистических позиций.  Материалистическое,  т.е.  научное,  понимание  общественных  отношений  впервые выработано  марксизмом.  Оно  заключается  в  том,  что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые,  нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические,  надстроечные.

Базис и надстройка являются понятиями  исторического материализма.  Они  обозначают  общественные  отношения  исторически  определенного  общества  как  целостную  систему,  в которой материальные  отношения  представляют его реальный базис, основание общества,  а политические и идеологические отношения - надстройку,  вырастающую  на  данном  базисе  и  им  обусловленную. Базис общества - это  совокупность  исторически  определенных  производственных  отношений.  Надстройка - это  совокупность  идеологических  отношений,  взглядов и учреждений,  в нее  входят  государство и право,  а также мораль,  религия,  философия,  искусство, политическая  и  правовая форма сознания  и  соответствующие учреждения. Историческое изменение базиса вызывается и обуславливается  изменением  характера  производительных  сил  общества. Исторически  определенный  базис определяет собой характер,  тип общественной  надстройки.  Переворот в экономическом строе данного общества вызывает  изменение,  переворот во всей общественной надстройке.

Из  всех  общественных  отношений  главными являются материальные - экономические,  производственные  отношения.  Характер материальных  общественных  отношений определяется производительными силами  общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические  общественные  отношения - политические,  правовые,  нравственные  и  другие возникают  на  базе материальных общественных  отношений  и складываются  как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей.  Поэтому общество представляет  собой  не  механическое  соединение  различных  общественных отношений, а единую систему этих отношений.

В связи с усложнением  общественной жизни  возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими  видами деятельности людей - управленческой,  научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

 Общественные  отношения  носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей  людей и объективных  условиях  их  существования.  Они  развиваются    вместе  с  развитием  условий  их жизни и деятельности.  Разумеется, система общественных отношений не обязательно  жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека.  Однако в конечном счете она прямо или косвенно  обуславливает основное   содержание и   направленность   его   деятельности   и   поведения.   Даже  самая выдающаяся,  творчески активная личность  действует под влиянием сложившихся общественных отношений, семейно-бытовых и других.      Таким    образом,    в   качестве    системообразующих   факторов существования и развития общества выступают деятельность  людей (социальных  групп  и  отдельных  личностей )  и  их  общественные отношения.

Все,  что существует в обществе (производство  материальных  и духовных   ценностей,   их   потребление,   созидание   необходимых условий  жизни  людей,  равно как  и их  разрушение) происходит  в процессе    соответствующей    деятельности   -  созидательной    или разрушительной.

Деятельность  людей  и  их  общественные отношения составляют основное    содержание   их   общественного   бытия   как   реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической,    религиозной    и    других    видах    деятельности  и соответствующих им общественных отношениях, а также результатах этой    деятельности,     воплощенных    в    предметах    материальной культуры,    социально-политическом    строе    общества,    духовных ценностей и т.д. Значение этих факторов определяется тем, насколько они   способствуют   удовлетворению   разнообразных   потребностей людей,  созданию   условий    для    их    развития,    проявления   их   творческих  способностей.    

Вопрос о соотношении общественного бытия людей как реального процесса  их  общественной  жизни  и  их  общественного   сознания - один из основополагающих  методологических  вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько  полно  и  глубоко  общественное сознание людей отражает их общественное бытие.  В  этом  обнаруживается степень понимания людьми происходящих в  обществе   явлений    и  тем  самым  возможности их приспособительной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах.

Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание» играют немаловажную методологическую роль в исследовании  в исследовании  общества  и  в  понимании  отдельных  социальных явлений. Правильно понять взаимодействие  этих  сторон – значит встать   на   путь   научного   познания    общества   как   сложной социальной  системы,  а  также  отдельных   явлений,   будь  то  в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

     Понимание     общественного      сознания      как     отражения общественного  бытия указывает на объективную основу его развития. Содержание   экономических, политических, нравственных,  эстетических, религиозных и     других взглядов  и  теорий  есть   более   или   менее   полное   отражение соответствующих  сторон  жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды  и  теории  представляют собой самосознание   общества,   т.е.   осознание  им  всех  сторон  своей жизни в их связи и развитии.  Так как  общественное сознание есть отражение     общественного    бытия,    то    оно    имеет   как   бы производный, вторичный характер. Это выражается в положении: общественное  бытие первично,  общественное сознание вторично. Такой   подход    позволяет   объяснить   развитие   общественного сознания с позиции социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. Объективные причины этого коренятся в условиях     общественного     бытия     людей,     субъективные  -  в особенностях их мыслительной деятельности.

Исходя  из  принципа  социального  детерминизма,   необходимо раскрыть  также  взаимодействие  различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость, носящая причинный и закономерный характер.   Такой   подход    неизбежно  подводит  к   анализу   роли материального  производства в развитии общества.  Это одна из тех проблем социальной философии,  которая  ставится  и  решается  со своих позиций представителями разных направлений.

Наверное,   каждому  ясно,   что   без   развития    материального производства  общество существовать не может: оно погибнет, если не   будут удовлетворяться   жизненно   необходимые   потребности людей   в  пище,  одежде,  жилище,  средствах  передвижения  и  т.д. Поэтому     любое     современное     общество    придает    развитию материального  производства  первостепенное  значение.  Именно на этой основе решаются проблемы  повышения  уровня  жизни  людей, что означает  не  только  достаточное  удовлетворение вышеуказанных    потребностей,     но   также    решение     проблем здравоохранения,   образования,    быта    и    отдыха,    социального обеспечения    и    развития    духовной    культуры.     Материальное производство    создает     необходимые    условия      материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким     образом,   благодаря      материальному     производству развивается  материальная  база существования общества,  решения его  многочисленных  проблем.      Уже  одно  это  указывает  на  его фундаментальную  роль  в  общественном   развитии,   историческом  процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное производство непосредственно обуславливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено разделением труда, а также экономическими отношениями собственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам. 

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средствами они решают многие свои социально-экономические, политические и идеологические проблемы. Способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, производство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.) так и в тои смысле, что существующие экономические отношения воздействуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.[5]    

Заключение



Таким образом, философское осмысление бытия предполагает, во-первых, широкий спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существование самого мира; во-вторых, бытие, его установление есть начало всякого действия (без установления факта существования вещи никакая деятельность, связанная с изменением вещи, немыслима).

Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармениду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С другой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность окружающего нас мира.

Деятельность  людей  и  их  общественные отношения составляют основное    содержание   их   общественного   бытия   как   реального процесса их общественной жизни.

С точки зрения материалистического понимания истории, мате­риальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обя­зательное условие должно  выполняться ежедневно и ежечасно (сегодня, как и тысячи лет назад), хотя бы для того, чтобы люди могли жить.

Материальное производство, как производство необходимых для жизни человека продуктов, предполагает наличие вещественного (средств производства) и личного (рабочей силы) факторов, которые и образуют производительные силы общества.

Таким  образом,   благодаря      материальному     производству развивается  материальная  база существования общества,  решения его  многочисленных  проблем. Уже  одно  это  указывает  на  его фундаментальную  роль  в  общественном   развитии,   историческом  процессе


Список литературы



1.     Гвоздоленый В.А., Основы философии: этапы развития и современные проблемы.  - М.: Инфра - М, 2003

2.     Лавриненко В. Н., Ратников В. П. Философия. – М.: 2001

3.     Мееровский Б.В. Философия - М.: Русь, 2002.

4.     Спиркин А. Г. Философия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001

5.     Философия: Курс лекций: учебное пособие для вузов. Под общ. Ред. В. Л. Калашникова – М.: Инфра-М,  2001

6.     Философия: Учебник: учебное пособие для вузов.  / Под ред. В. Н. Лавриненко и др. – М.: Мысль,  2001



[1] Гвоздоленый В.А., Основы философии: этапы развития и современные проблемы.  - М.: Инфра - М, 2003 – с 23


[2] Философия: Курс лекций: учебное пособие для вузов. Под общ. Ред. В. Л. Калашникова – М.: Инфра-М,  2001 – с 36


[3] Спиркин А. Г. Философия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001 – с 33


[4] Лавриненко В. Н., Ратников В. П. Философия. – М.: 2001 – с 81


[5] Философия: Учебник: учебное пособие для вузов.  / Под ред. В. Н. Лавриненко и др. – М.: Мысль,  2001 – с 101