Контрольная работа № 1

По дисциплине: Плавание

Студентки 3 курса з/о

Березиной О.Ю.

Тема: «Методика обучения плаванию в среднем школьном возрасте»

Дом. адрес г. Новосибирск, ул Советская 36/1

Содержание






Введение. 3

1. Особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте. 4

2. Программа обучения плаванию для школьников среднего возраста. 11

Заключение. 15

Список литературы.. 16


Введение

Нахождение в водной среде оказывает благоприятное влияние на организм человека: существенно уменьшается вес тела, отток крови от периферии к центру облегчен, наблюдается состояние, близкое к невесомости. Пребывание в воде оказывает  гигиеническое влияние на кожный покров, массируя внутренние органы и расслабляя мышцы. В первые дни обучения плаванию не происходит условно-рефлекторного включения механизма терморегуляции, организм человека находится в состоянии относительной беззащитности к действию более низкой температуры воды по сравнению с воздухом. Специалистами отмечено, что нахождение человека  в воде с погруженной головой усиливает эффект охлаждения, вызывая более высокое напряжение вегетативных функций организма. К тому же это сокращает время безопасного нахождения в воде, в отличие от пребывания в ней без погружения головы, что необходимо особенно учитывать при купании в холодной воде. Водная среда вызывает в организме занимающихся многочисленные изменения, которые определяются ее физическими, химическими и биологическими свойствами. Исследованиями Тихоновой установлено, что дозированные занятия в бассейне при температуре воды 270С способствуют тем же изменениям в системе терморегуляции, которые наблюдаются при акклиматизации людей, длительно работающих в условиях Севера, что определяет ценность плавания как закаливающей процедуры.

Таким образом, ценность плавания очень значительна, особенно для формирующегося организма, поэтому изучение методики обучения плавания является темой актуальной, особенно в контексте формирования здоровья молодого поколения.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение методики обучения плаванию детей среднего школьного возраста.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте;

-       Описать программу обучения плаванию для среднего школьного возраста.

1. Особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте

С учетом современных теоретико-методических ос­нов обучения двигательным действиям детальная разра­ботка учебного материала может быть предпринята спе­циалистами непосредственно для реализации запросов общеобразовательной школы (М. М. Боген, 1985, 1989).

Существенное внимание при этом уделено (Н.Ж. Булга­кова, 1974) обоснованию использования плавания, а так­же дано примерное содержание уроков для 4 класса — 26 часов, а с 5 по 10 — 12 часов, согласно существую­щей в свое время программе. Учитывая, что не везде имеются искусственные бассейны, специалистами раз­работана учебная программа по плаванию для 4 класса в условиях открытого водоема, которая может быть ис­пользована (В.И, Кубышкнн, 1981) для обучения в оздо­ровительных лагерях.[1]

Так, за 10 занятий школьники обычно уверенно держатся на воде, плавая в основном облегченными способами {М.Я. Набатникова, 1955), а затем переходят к изучению кроля на спине и на груди. Сокращенный период обучения плаванию требует от специалистов разработок методического характера с учетом неблагоприятных климатических условий. При недостаточном температурном режиме воды предлагается плавание на плотиках (В.В. Дулинец, 1951) при кото­ром в воду погружаются только руки и ноги.

Упражнения по начальному обучению плаванию детей школьного возраста даны Л.П. Макаренко (1979) условно в виде последовательного освоения десяти шагов:

1) выполняем упражнения на берегу;

2) знакомим­ся с водой;

3) погружаемся под воду и открываем глаза;

4) учимся лежать и скользить в воде «стрелами»;

5) учим­ся дышать;

6) учимся делать гребковые движения руками;

7) учимся делать гребковые движения ногами;

8) пробуем плыть кролем на груди;

9) пробуем плыть кролем на спи­не;

10) пробуем плыть брассом на спине.[2]

Учитывая необходимость обучения школьников осно­вам спортивного и прикладного плавания, начиная с 4 класса, в объеме 26 часов Р. А. Дмитриевым (1971) раз­работан поурочный материал для немеющих плавать, сначала используя облегченные способы, а с 9—10 заня­тия предусмотрено изучение ими кроля на груди. Обо­сновано также использование плавания и для школьников I—3 классов (Т.В. Ермилова, 1983), хотя школьная про­грамма предусматривает его планирование только с 4 класса. В ней отмечается, что учащиеся девочки и маль­чики указанного возраста имеют примерно одинаковые успехи в овладении навыками плавания, с некоторым опе­режением их формирования у девочек. Исследованиями И.М. Булах и др. (1983) выделены два этапа начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с использованием упражнений по технике согласования движений рук, ног и дыхания в плавании кролем на спине и на груди.

Для детей младшего школьного возраста (В.В. Федо­ров, 1981) разработана обучающая программа из 12 пред­писаний алгоритмическою типа, использование которой с техническими средствами явилось эффективной мето­дикой обучения плаванию кролем на спине. Она сократи­ла время их обучения на 24,9 % и повысила качество ос­воения техники плавания на 12,2—12,9 %. Разработана методика ускоренного массового обучения плаванию по уплотненным мини-программам, которой можно вос­пользоваться (В.В. Медяников и др., 1985) при занятиях на открытых водоемах, при нестабильных погодных условиях для профилактики несчастных случаев на воде с неумеющими плавать и слабо плавающими. Определенное вни­мание уделяется исправлению ошибок у новичков при овладении за 12 уроков элементами техники плавания, обеспечивая безопасность занимающихся на воде (ММ. Бу­латова, К.П. Сахновский, 1988).

Существенное влияние на успешность обучения пла­ванию детей школьного возраста в естественных условиях оказывает (Н.А. Анфиногенов, 1979; И.М. Булах, 1988, 1991) своевременное решение организационных вопро­сов, связанных с подготовкой мест занятий, комплектова­нием групп но степени подготовленности. Используя ес­тественные факторы и методически правильно выбран­ные физические упражнения на суше и в воде (Н.Ж. Бул­гакова. 1989; К.К. Молинский и др., 1986), можно достичь желаемого эффекта в улучшении плавательной подготов­ленности детей школьного возраста даже в сокращенные периоды обучения. Это особенно важно в условиях оздо­ровительного лагеря (В.Ю. Давыдов, 1995). При обучении детей плаванию большое значение, наряду с общеприня­тыми и типичными средствами, отводится выполнению физических упражнений в домашних условиях (Ю.А. Ко­рой и др., 1985), которые должны иметь вид комплексов утренней гимнастики по формированию правильной осанки и упражнений с предметами.

Без ущерба для эффективности обучения специалисты также рекомендуют отказаться от использования в началь­ном обучении школьников поддерживающих средств. Кро­ме того, можно пропустить этап изучения так называемых облегченных способов, что сокращает процесс овладения спортивными способами плавания. При начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста лучше обучать их непосредственно спортивным способам плавания. А начинать следует лучше с кроля на спине и на груди, затем перейти к брассу, не упрощая их технику, что подтверждает еще рм непригодность для начального обучения облегчен­ных способов. Подмечено, что плавание кролем без выно­са рук из воды не может рекомендоваться в массовом обу­чении плаванию, а его следует исполь юваггь как подготови­тельный навык, который облегчает изучение техники пла­вания. Вместе с тем отдельные специалисты (Б.Н. Никитс­кий. 1981; А.Д. Викулов, 19%) продолжают рассматривать эти упражнения в виде самостоятельных, облегченных спо­собов плавания и рекомендуют их все-таки для начального обучения школьников и студентов.

Исследованиями Ю.А. Семенова (1980) подмечено, что благодаря техническим средствам и тренажерам примерно в 2 раза улучшается качество обучения плава­нию и сокращается время формирования навыков. Это обеспечивает более высокую пропускную способность бассейнов как ежегодно навыкам плавания обучает­ся только около 5 % школьников в возрасте 7—12 лет. С успехом для обучения плаванию кролем на груди ис­пользуется предложенное Б Г. Папариным (1985) устрой­ство в виде лежака, двух гребных ванн, заполненных во­дой, в том числе для выполнения выдоха в воду, сетка для работы ног с резиновыми амортизаторами. Для изу­чения техники плавания брассом в порядке усовершен­ствования В.В. Дукальским и др. (1985) предложено ус­тройство по освоению техники плавания на ногах в дина­мике, состоящее из двух автономных приспособлений, закрепленных на суше и в воде.

В процессе обучения плаванию следует различать и учитывать (А.Н. Кусакин, 1972) три типа мышечного сокра­щения:

-       изометрическое — когда движение как таковое отсутствует, мышцы напрягаются при их неизменной длине;

-       изотоническое — при изменении длины мышц сопротив­ление постоянное по всей амплитуде движения, что не обеспечивает ее одинаковой нагрузки;

-       изокинетическое — с помощью специальных устройств создается максималь­ная нагрузка по всему диапазону движения и сопротивле­ние возрастает пропорционально прилагаемой силе.[3]

При выполнении гребковых движений в воде мышцы пловца совершают работу в режиме, близком к изокинетическому (М.Я. Коц, 1982, 1983), так как с увеличением скорости дви­жения руки происходит пропорциональное возрастание сопротивления воды.

Исследованиями подтверждена целесообразность использования комплексного метода обучения с целостно-раздельным изучением элементов техники спортивного плавания, при этом основные ошиб­ки в кроле определяются прерывистым характером греб­ка и отклонением его траектории от продольной оси тела. Специалистами разработаны также комплексы подводя­щих и специальных упражнений, которые более эффек­тивно (В.В. Мерзляков, 1983) формируют навык плавания брассом и развивают наиболее значимые физические ка­чества — силу, гибкость. В проведении общефизической подготовки, направленной на развитие гибкости, силы, выносливости, быстроты и ловкости, В.И. Шувалов (1959) рекомендует упражнения для постановки правильного дыхания и умения расслаблять мышцы в начале обучения пловцов.

Непосредственно для неумеюших плавать разраба­тывается методика обучения, включающая три этапа (СВ. Ильин, 1954):

-       на 1-м — освоение воды не связано с техникой спортивного плавания;

-       на 2-м — освоение ра­боты конечностями всеми спортивными способами по­очередно после преодоления отрезка 15—20 м;

-       на 3-м этапе — совершенствование в избранном способе. К концу второго этапа обучения на 33—41 уроках занима­ющиеся осваивают все спортивные способы плавания, а начинают обучение (СВ. Ильин, 1957) с кроля на груди, затем переходят к кролю на спине и брассу.[4]

Специалисты обосновали применение метода одно­временного обучения спортивным способам плавания, в котором предпочтение отдается изучению основных элементов (Г.Ф.Полевой, 1958): движению рук кролем на груди в сочетании с дыханием, движению ногами брассом, волнообразному движению туловищем. Ис­пользование метода одновременного изучения спортив­ных способов плавания, как правило, увеличивает учеб­ное время для освоения способов плавания среди детей 11—12 лет на 20 %, а с 9—10-летними — на 50 %. Этот метод предупреждает от преждевременного совершен­ствования у занимающихся одного или двух способов плавания, что имеет немаловажное значение в дальнейшем развитии их плавательной подго­товленности. Элементы уже сформированных навыков, если они должны быть переделаны и не включены во вновь формирующиеся, могут тормозить процесс обу­чения, и он протекает более дли­тельное время.

Результат ограниченного изучения способов плава­ния, как правило, одного, а затем совершенствование в нем (B.C. Васильев и др., 1973) не способствует, как по­казала практика, разносторонней плавательной подготов­ленности и тормозит ее развитие. Подтверждением тому может служить разработка эффективной методики обу­чения плаванию школьников 1—3 классов с учетом их индивидуальных особенностей (Т.А. Протченко, 1987, 1990). При этом для увеличения времени занятий в воде упражнения, выполняемые на суше, с уроков плава­ния перенесены на уроки физической культуры в учебных четвертях, предшествовавших периоду обуче­ния; сокращен период привыкания к воде; для увели­чения двигательного запаса плавательных движений и возможности выбора индивидуального способа плава­ния обучение начинается одновременно с овладения элементами всех способов. Эффективность подобной методики в существенной мере зависит от последова­тельности изучения способов, возраста и предва­рительной подготовки учащихся младших классов (Л.И. Широканова, 1990).

Дальнейшему совершенствованию начального обуче­ния школьников плаванию способствует внедрение разра­ботанной Л.П. Макаренко (1985) универсальной програм­мы в объеме 36 уроков для занимающихся в группах на­чальной спортивной подготовки ДЮСШ. В ней имеются 3 ступени по 12 занятий в каждой, где обучение плаванию начинается с кроля на груди, на спине, затем баттерфляя и завершается изучением брасса. Специалистами предло­жена к использованию эффективная методика обучения плаванию школьников, которая основана на комплексной оценке уже приобретенных навыков (Л.Г. Комарова, 1990). При этом должно учитываться возрастное диффе­ренцирование средств обучения плаванию среди школь­ников 7—17 лет (Е.С Жукова, 1990). При обучении плава­нию школьников 5 — 9 классов наиболее эффективным оказалось дифференцированное использование базовой (60 %) и вариативной (40 %) частей учебной программы в зависимости от исходного уровня занимающихся (Н.С. Ниясова и др., 1997). Учет возрастных особенностей форми­рования спортивно-технических навыков особенно важен для пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ (Д. А. Биневский, 1993).

Апробирована сокращенная программа массового обучения детей и подростков плаванию за 26, 21, 17 и 12 часов занятий, при которой до 5 % учеников преодо­левают 25 метров дистанции, хотя для остальных — это доступно только с увеличением количества часов (А.А. Кислов, 1989). Для групп начальной подготовки ре­комендовано самое широкое использование игрового метода (И.В. Коновалова, 1990). Таким образом, в рас­сматриваемых работах наиболее прогрессивными систе­мами обучения школьников плаванию явились последо­вательная, параллельная и одновременная, в зависимос­ти от особенностей контингента занимающихся.

С 1981 по 1985 г. в нашей стране сократилось более чем на 1/3 число жертв на воде (З.П. Фирсов, 1986) и это­му в значительной мере способствовало массовое обуче­ние школьников плаванию. При этом З.П. Фирсовым ре­комендовано оценивать умение плавать на 25 м следую­щим образом: с остановками — удовлетворительно; без остановки, уверенно, но не спортивным способом — хо­рошо; кролем или брассом — отлично. Определенную помощь для учителей физического воспитания в улучше­нии плавательной подготовленности школьников 4— 11 классов окажет учебный материал по плаванию, изло­женный в типовых программах (1987, 1992, 1993). По на­шему мнению, он недостаточно конкретизирован и де­тально не разработан, что создает определенные трудно­сти при его внедрении в практику физического воспита­ния школьников.


2. Программа обучения плаванию для школьников среднего возраста

1. Изучение техники плавания кролем спине (координация):

Улучшить технику плавания кролем на спине в координации.[5]

На суше: имитация гребковых движений кролем на суше;

В воде:  плавание кролем  на спине по элементам, координации — 6 х 25 м;

выполнение поворотов в плавании кролем на спине 8—10 раз;

плавание на ногах кролем на спине с гребком двумя руками одновременно с небольшими паузами и без пауз 4 х 25 м;

плавание кролем на спине в координации — 4 х 25 м;

плавание на ногах кролем на спине, одна рука вдоль туловища — другая впереди, смена положений с паузой, без пауз — 4 х 25 м;

плавание на руках кролем на спине с доской в ногах - 4 х 25 м;

плавание кролем на спине в координации с выполнение старта из воды и поворота на отрезке дистанции — 4 х 50.

Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на спине.

2. Совершенствование техники плавания кролем на спине (темп, шаг):

Улучшить технику плавания кролем на спине (темп, шаг).

На суше: имитация гребковых движений кролем на спине;

В воде: плавание кролем на спине по элементам, в координации — 6 х 25 м;

выполнение поворотов в плавании кролем на спине 5—6 раз;

плавание на ногах кролем на спине с максимальным темпом движений — 4 х 25 м;

плавание кролем на спине в координации с максимальным темпом — 4 х 25 м;

плавание на руках кролем на спине с максимальным тем­пом движений — 4 х 25 м;

плавание кролем на спине в координации с минималь­ным темпом увеличенным шагом за каждый цикл дви­жения — 4 х 25 м;

плавание кролем на спине в координации с максималь­ным темпом и увеличенным шагом, выполняя старт и поворот — 4 х 50 м;

Домашнее задание: развитие гибкости и подвижности в суставах.

3. Дальнейшее изучение техники плавания кролем на груди (координация):

Улучшить технику плавания кролем на груди в координации.

На суше: имитация гребковых движений кролем на груди.

В воде: плавание кролем на труди по элементам, в коор­динации — 6 х 25 м;

выполнение поворотов в плавании кролем на груди — 8—10 раз;

плавание на ногах кролем на груди с гребком правой ру­кой, вдох — пауза, с гребком левой, вдох — пауза, руки впереди — 4 х 25м;

плавание на ногах кролем на груди с гребком правой ру­кой — вдох и левой — пауза, руки впереди — 4 х 25 м; плавание кролем на груди в координации — 4 х 25 м; плавание на руках кролем на груди с доской в ногах — 4 х 25 м;

плавание кролем на груди в координации с выполнением старта и поворота на отрезке дистанции — 4 х 50 м;

Домашнее задание: имитация гребковых движений кро­лем на спине.

4. Совершенствование техники плавания кролем на груди (темп и шаг):

Улучшить технику плавания кролем на груди (темп, шаг).

На суше: имитация гребковых движений кролем на груди.

В воде: плавание кролем на груди по элементам, в координации — 6 х 25 м;

выполнение поворотов в плавании кролем на груди — 5—6 раз;

плавание на ногах кролем на груди с максимальным тем­пом движений —- 4 х 25 м;

плавание на руках кролем на груди с максимальным тем­пом движений — 4 х 25 м;

плавание кролем на груди в координации с максималь­ным темпом движений - 4 х 25 м;

плавание кролем па груди в координации с минимальным темпом и увеличенным шагом на каждом цикле движе­ний — 4 х 25 м;

плавание кролем на груди в координации с максималь­ным темпом и увеличенным шагом, выполняя старт и поворот — 4 х 50 м.

Домашнее задание: развитие гибкости и подвижности в суставах.

5. Дальнейшее изучение техники плавания брассом (координация):

Улучшить технику плавания брассом в координации.

На суше: имитация гребковых движений брассом.

В воде: плавание брассом по элементам, в координации - 6x25 м;

выполнение поворотов в плавании брассом — 8—10 раз;

плавание на ногах брассом, руки впереди — 4 х 25 м;

плавание брассом в координации — 4 х 25 м;

плавание на руках брассом с доской в ногах — 4 х 25 м;

плавание брассом в координации с выполнением старта и

поворота на отрезке дистанции — 4 х 50 м.

Домашнее задание: имитация гребковых движений брассом.

6. Совершенствование техники плавания брассом (темп, шаг):

Улучшить технику плавания брассом (темп, шаг).

На суше: имитация гребковых движений брассом.

В воде: плавание брассом по элементам, в координации — 6 х 25 м;

выполнение поворотов в плавании брассом — 8—10 раз; плавание на ногах брассом с максимальным темпом дви­жений — 4х 25м;

плавание на руках брассом с максимальным темпом движений — 4x25 м;

плавание брассом в координации с максимальным тем­пом — 4 х 25 м;

плавание брассом в координации с минимальным тем­пом и увеличенным шагом на каждом цикле движений — 4 х 25 м;

плавание брассом в координации с максимальным тем­пом и увеличенным шагом, выполняя старт и поворот — 4 х 50 м.

Домашнее задание: развитие гибкости и подвижности в суставах.

7. Сдача норм — плавание 50 м вольным стилем с учетом времени:

Определить плавательную подготовленность школьников.

На суше: имитация гребковых движений кролем на спине, на груди, брассом, стартов и поворотов.

В воде: плавание кролем на спине, на груди, брассом — 3 х 50 м;

плавание на отрезках 2 х 25 м с изменением скорости, старт, поворот;

пассивный отдых до 5 мин. подсчет пульса перед стартом за 10 сек;

плавание со старта кролем на спине или кролем на груди, или брассом на дистанции 50 м с учетом времени, длины проплываемого отрезка и восстановления пульса на 1, 2, 3 мин после финиша;

обсуждение результатов заплыва и оценка техники плавания.

Домашнее задание: имитация гребковых движений, раз­витие гибкости и подвижности в суставах.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности методики обучения плаванию детей среднего школьного возраста.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие вопросы:

-       Рассмотреть особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте;

-       Описать программу обучения плаванию для среднего школьного возраста.

В заключении необходимо отметить определенные особенности, преимущества и эффективность методики обучения детей среднего школьного возраста плаванию.

Касаясь необходимости обучения плаванию, классик русской педагогики П.Ф. Лесгафт точно подметил, что ребенок среднего и младшего возраста научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее производит все свои действия.

Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми или подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, так как он контролируется разными уровнями построения движений.

Координация движений осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, т.е. процессов непрерывного коррегирования движения на основе поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств.

В какой-то момент умение плавать постигается сразу и неутрачивается больше никогда. Эти секреты навыка плавания заключаются не в каких-нибудь особенных телодвижениях, а в особого рода ощущениях и коррекциях, получаемых человеком в условиях водной среды.

Необходимо, что бы усвоение нового материала обязательно опиралось на знания, умения и навыки, освоенные ранее в предшествующем обучении. Замечено, что обучающими прочно усваивается, прежде всего, то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную значимость.

Список литературы

1.     Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998.

2.     Методика обучения плаванию / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2004. 

3.     Модели обучения техники плавания: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2003.

4.     Сергеев В.И. Обучение плаванию детей.: метод пособ. для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

5.     Штихерт К.Х. Спортивное плавание / Сокр. Пер. с нем. Ю.В.Головкина. – М.: Физкультура и спорт, 2000.



[1] Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – с. 90.

[2] Штихерт К.Х. Спортивное плавание / Сокр. Пер. с нем. Ю.В.Головкина. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – с. 15.

[3] Сергеев В.И. Обучение плаванию детей.: метод пособ. для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – с. 49.

[4] Методика обучения плаванию / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2004. – с. 68.

[5] Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – с. 134.