Контрольная работа № 1
По дисциплине: Плавание
Студентки 3 курса з/о
Березиной О.Ю.
Тема: «Методика обучения плаванию в среднем школьном возрасте»
Дом. адрес г. Новосибирск, ул Советская 36/1
Содержание
Введение. 3
1. Особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте. 4
2. Программа обучения плаванию для школьников среднего возраста. 11
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Нахождение в водной среде оказывает благоприятное влияние на организм человека: существенно уменьшается вес тела, отток крови от периферии к центру облегчен, наблюдается состояние, близкое к невесомости. Пребывание в воде оказывает гигиеническое влияние на кожный покров, массируя внутренние органы и расслабляя мышцы. В первые дни обучения плаванию не происходит условно-рефлекторного включения механизма терморегуляции, организм человека находится в состоянии относительной беззащитности к действию более низкой температуры воды по сравнению с воздухом. Специалистами отмечено, что нахождение человека в воде с погруженной головой усиливает эффект охлаждения, вызывая более высокое напряжение вегетативных функций организма. К тому же это сокращает время безопасного нахождения в воде, в отличие от пребывания в ней без погружения головы, что необходимо особенно учитывать при купании в холодной воде. Водная среда вызывает в организме занимающихся многочисленные изменения, которые определяются ее физическими, химическими и биологическими свойствами. Исследованиями Тихоновой установлено, что дозированные занятия в бассейне при температуре воды 270С способствуют тем же изменениям в системе терморегуляции, которые наблюдаются при акклиматизации людей, длительно работающих в условиях Севера, что определяет ценность плавания как закаливающей процедуры.
Таким образом, ценность плавания очень значительна, особенно для формирующегося организма, поэтому изучение методики обучения плавания является темой актуальной, особенно в контексте формирования здоровья молодого поколения.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение методики обучения плаванию детей среднего школьного возраста.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте;
- Описать программу обучения плаванию для среднего школьного возраста.
1. Особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте
С учетом современных теоретико-методических основ обучения двигательным действиям детальная разработка учебного материала может быть предпринята специалистами непосредственно для реализации запросов общеобразовательной школы (М. М. Боген, 1985, 1989).
Существенное внимание при этом уделено (Н.Ж. Булгакова, 1974) обоснованию использования плавания, а также дано примерное содержание уроков для 4 класса — 26 часов, а с 5 по 10 — 12 часов, согласно существующей в свое время программе. Учитывая, что не везде имеются искусственные бассейны, специалистами разработана учебная программа по плаванию для 4 класса в условиях открытого водоема, которая может быть использована (В.И, Кубышкнн, 1981) для обучения в оздоровительных лагерях.[1]
Так, за 10 занятий школьники обычно уверенно держатся на воде, плавая в основном облегченными способами {М.Я. Набатникова, 1955), а затем переходят к изучению кроля на спине и на груди. Сокращенный период обучения плаванию требует от специалистов разработок методического характера с учетом неблагоприятных климатических условий. При недостаточном температурном режиме воды предлагается плавание на плотиках (В.В. Дулинец, 1951) при котором в воду погружаются только руки и ноги.
Упражнения по начальному обучению плаванию детей школьного возраста даны Л.П. Макаренко (1979) условно в виде последовательного освоения десяти шагов:
1) выполняем упражнения на берегу;
2) знакомимся с водой;
3) погружаемся под воду и открываем глаза;
4) учимся лежать и скользить в воде «стрелами»;
5) учимся дышать;
6) учимся делать гребковые движения руками;
7) учимся делать гребковые движения ногами;
8) пробуем плыть кролем на груди;
9) пробуем плыть кролем на спине;
10) пробуем плыть брассом на спине.[2]
Учитывая необходимость обучения школьников основам спортивного и прикладного плавания, начиная с 4 класса, в объеме 26 часов Р. А. Дмитриевым (1971) разработан поурочный материал для немеющих плавать, сначала используя облегченные способы, а с 9—10 занятия предусмотрено изучение ими кроля на груди. Обосновано также использование плавания и для школьников I—3 классов (Т.В. Ермилова, 1983), хотя школьная программа предусматривает его планирование только с 4 класса. В ней отмечается, что учащиеся девочки и мальчики указанного возраста имеют примерно одинаковые успехи в овладении навыками плавания, с некоторым опережением их формирования у девочек. Исследованиями И.М. Булах и др. (1983) выделены два этапа начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с использованием упражнений по технике согласования движений рук, ног и дыхания в плавании кролем на спине и на груди.
Для детей младшего школьного возраста (В.В. Федоров, 1981) разработана обучающая программа из 12 предписаний алгоритмическою типа, использование которой с техническими средствами явилось эффективной методикой обучения плаванию кролем на спине. Она сократила время их обучения на 24,9 % и повысила качество освоения техники плавания на 12,2—12,9 %. Разработана методика ускоренного массового обучения плаванию по уплотненным мини-программам, которой можно воспользоваться (В.В. Медяников и др., 1985) при занятиях на открытых водоемах, при нестабильных погодных условиях для профилактики несчастных случаев на воде с неумеющими плавать и слабо плавающими. Определенное внимание уделяется исправлению ошибок у новичков при овладении за 12 уроков элементами техники плавания, обеспечивая безопасность занимающихся на воде (ММ. Булатова, К.П. Сахновский, 1988).
Существенное влияние на успешность обучения плаванию детей школьного возраста в естественных условиях оказывает (Н.А. Анфиногенов, 1979; И.М. Булах, 1988, 1991) своевременное решение организационных вопросов, связанных с подготовкой мест занятий, комплектованием групп но степени подготовленности. Используя естественные факторы и методически правильно выбранные физические упражнения на суше и в воде (Н.Ж. Булгакова. 1989; К.К. Молинский и др., 1986), можно достичь желаемого эффекта в улучшении плавательной подготовленности детей школьного возраста даже в сокращенные периоды обучения. Это особенно важно в условиях оздоровительного лагеря (В.Ю. Давыдов, 1995). При обучении детей плаванию большое значение, наряду с общепринятыми и типичными средствами, отводится выполнению физических упражнений в домашних условиях (Ю.А. Корой и др., 1985), которые должны иметь вид комплексов утренней гимнастики по формированию правильной осанки и упражнений с предметами.
Без ущерба для эффективности обучения специалисты также рекомендуют отказаться от использования в начальном обучении школьников поддерживающих средств. Кроме того, можно пропустить этап изучения так называемых облегченных способов, что сокращает процесс овладения спортивными способами плавания. При начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста лучше обучать их непосредственно спортивным способам плавания. А начинать следует лучше с кроля на спине и на груди, затем перейти к брассу, не упрощая их технику, что подтверждает еще рм непригодность для начального обучения облегченных способов. Подмечено, что плавание кролем без выноса рук из воды не может рекомендоваться в массовом обучении плаванию, а его следует исполь юваггь как подготовительный навык, который облегчает изучение техники плавания. Вместе с тем отдельные специалисты (Б.Н. Никитский. 1981; А.Д. Викулов, 19%) продолжают рассматривать эти упражнения в виде самостоятельных, облегченных способов плавания и рекомендуют их все-таки для начального обучения школьников и студентов.
Исследованиями Ю.А. Семенова (1980) подмечено, что благодаря техническим средствам и тренажерам примерно в 2 раза улучшается качество обучения плаванию и сокращается время формирования навыков. Это обеспечивает более высокую пропускную способность бассейнов как ежегодно навыкам плавания обучается только около 5 % школьников в возрасте 7—12 лет. С успехом для обучения плаванию кролем на груди используется предложенное Б Г. Папариным (1985) устройство в виде лежака, двух гребных ванн, заполненных водой, в том числе для выполнения выдоха в воду, сетка для работы ног с резиновыми амортизаторами. Для изучения техники плавания брассом в порядке усовершенствования В.В. Дукальским и др. (1985) предложено устройство по освоению техники плавания на ногах в динамике, состоящее из двух автономных приспособлений, закрепленных на суше и в воде.
В процессе обучения плаванию следует различать и учитывать (А.Н. Кусакин, 1972) три типа мышечного сокращения:
- изометрическое — когда движение как таковое отсутствует, мышцы напрягаются при их неизменной длине;
- изотоническое — при изменении длины мышц сопротивление постоянное по всей амплитуде движения, что не обеспечивает ее одинаковой нагрузки;
- изокинетическое — с помощью специальных устройств создается максимальная нагрузка по всему диапазону движения и сопротивление возрастает пропорционально прилагаемой силе.[3]
При выполнении гребковых движений в воде мышцы пловца совершают работу в режиме, близком к изокинетическому (М.Я. Коц, 1982, 1983), так как с увеличением скорости движения руки происходит пропорциональное возрастание сопротивления воды.
Исследованиями подтверждена целесообразность использования комплексного метода обучения с целостно-раздельным изучением элементов техники спортивного плавания, при этом основные ошибки в кроле определяются прерывистым характером гребка и отклонением его траектории от продольной оси тела. Специалистами разработаны также комплексы подводящих и специальных упражнений, которые более эффективно (В.В. Мерзляков, 1983) формируют навык плавания брассом и развивают наиболее значимые физические качества — силу, гибкость. В проведении общефизической подготовки, направленной на развитие гибкости, силы, выносливости, быстроты и ловкости, В.И. Шувалов (1959) рекомендует упражнения для постановки правильного дыхания и умения расслаблять мышцы в начале обучения пловцов.
Непосредственно для неумеюших плавать разрабатывается методика обучения, включающая три этапа (СВ. Ильин, 1954):
- на 1-м — освоение воды не связано с техникой спортивного плавания;
- на 2-м — освоение работы конечностями всеми спортивными способами поочередно после преодоления отрезка 15—20 м;
- на 3-м этапе — совершенствование в избранном способе. К концу второго этапа обучения на 33—41 уроках занимающиеся осваивают все спортивные способы плавания, а начинают обучение (СВ. Ильин, 1957) с кроля на груди, затем переходят к кролю на спине и брассу.[4]
Специалисты обосновали применение метода одновременного обучения спортивным способам плавания, в котором предпочтение отдается изучению основных элементов (Г.Ф.Полевой, 1958): движению рук кролем на груди в сочетании с дыханием, движению ногами брассом, волнообразному движению туловищем. Использование метода одновременного изучения спортивных способов плавания, как правило, увеличивает учебное время для освоения способов плавания среди детей 11—12 лет на 20 %, а с 9—10-летними — на 50 %. Этот метод предупреждает от преждевременного совершенствования у занимающихся одного или двух способов плавания, что имеет немаловажное значение в дальнейшем развитии их плавательной подготовленности. Элементы уже сформированных навыков, если они должны быть переделаны и не включены во вновь формирующиеся, могут тормозить процесс обучения, и он протекает более длительное время.
Результат ограниченного изучения способов плавания, как правило, одного, а затем совершенствование в нем (B.C. Васильев и др., 1973) не способствует, как показала практика, разносторонней плавательной подготовленности и тормозит ее развитие. Подтверждением тому может служить разработка эффективной методики обучения плаванию школьников 1—3 классов с учетом их индивидуальных особенностей (Т.А. Протченко, 1987, 1990). При этом для увеличения времени занятий в воде упражнения, выполняемые на суше, с уроков плавания перенесены на уроки физической культуры в учебных четвертях, предшествовавших периоду обучения; сокращен период привыкания к воде; для увеличения двигательного запаса плавательных движений и возможности выбора индивидуального способа плавания обучение начинается одновременно с овладения элементами всех способов. Эффективность подобной методики в существенной мере зависит от последовательности изучения способов, возраста и предварительной подготовки учащихся младших классов (Л.И. Широканова, 1990).
Дальнейшему совершенствованию начального обучения школьников плаванию способствует внедрение разработанной Л.П. Макаренко (1985) универсальной программы в объеме 36 уроков для занимающихся в группах начальной спортивной подготовки ДЮСШ. В ней имеются 3 ступени по 12 занятий в каждой, где обучение плаванию начинается с кроля на груди, на спине, затем баттерфляя и завершается изучением брасса. Специалистами предложена к использованию эффективная методика обучения плаванию школьников, которая основана на комплексной оценке уже приобретенных навыков (Л.Г. Комарова, 1990). При этом должно учитываться возрастное дифференцирование средств обучения плаванию среди школьников 7—17 лет (Е.С Жукова, 1990). При обучении плаванию школьников 5 — 9 классов наиболее эффективным оказалось дифференцированное использование базовой (60 %) и вариативной (40 %) частей учебной программы в зависимости от исходного уровня занимающихся (Н.С. Ниясова и др., 1997). Учет возрастных особенностей формирования спортивно-технических навыков особенно важен для пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ (Д. А. Биневский, 1993).
Апробирована сокращенная программа массового обучения детей и подростков плаванию за 26, 21, 17 и 12 часов занятий, при которой до 5 % учеников преодолевают 25 метров дистанции, хотя для остальных — это доступно только с увеличением количества часов (А.А. Кислов, 1989). Для групп начальной подготовки рекомендовано самое широкое использование игрового метода (И.В. Коновалова, 1990). Таким образом, в рассматриваемых работах наиболее прогрессивными системами обучения школьников плаванию явились последовательная, параллельная и одновременная, в зависимости от особенностей контингента занимающихся.
С 1981 по 1985 г. в нашей стране сократилось более чем на 1/3 число жертв на воде (З.П. Фирсов, 1986) и этому в значительной мере способствовало массовое обучение школьников плаванию. При этом З.П. Фирсовым рекомендовано оценивать умение плавать на 25 м следующим образом: с остановками — удовлетворительно; без остановки, уверенно, но не спортивным способом — хорошо; кролем или брассом — отлично. Определенную помощь для учителей физического воспитания в улучшении плавательной подготовленности школьников 4— 11 классов окажет учебный материал по плаванию, изложенный в типовых программах (1987, 1992, 1993). По нашему мнению, он недостаточно конкретизирован и детально не разработан, что создает определенные трудности при его внедрении в практику физического воспитания школьников.
2. Программа обучения плаванию для школьников среднего возраста
1. Изучение техники плавания кролем спине (координация):
Улучшить технику плавания кролем на спине в координации.[5]
На суше: имитация гребковых движений кролем на суше;
В воде: плавание кролем на спине по элементам, координации — 6 х 25 м;
выполнение поворотов в плавании кролем на спине 8—10 раз;
плавание на ногах кролем на спине с гребком двумя руками одновременно с небольшими паузами и без пауз 4 х 25 м;
плавание кролем на спине в координации — 4 х 25 м;
плавание на ногах кролем на спине, одна рука вдоль туловища — другая впереди, смена положений с паузой, без пауз — 4 х 25 м;
плавание на руках кролем на спине с доской в ногах - 4 х 25 м;
плавание кролем на спине в координации с выполнение старта из воды и поворота на отрезке дистанции — 4 х 50.
Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на спине.
2. Совершенствование техники плавания кролем на спине (темп, шаг):
Улучшить технику плавания кролем на спине (темп, шаг).
На суше: имитация гребковых движений кролем на спине;
В воде: плавание кролем на спине по элементам, в координации — 6 х 25 м;
выполнение поворотов в плавании кролем на спине 5—6 раз;
плавание на ногах кролем на спине с максимальным темпом движений — 4 х 25 м;
плавание кролем на спине в координации с максимальным темпом — 4 х 25 м;
плавание на руках кролем на спине с максимальным темпом движений — 4 х 25 м;
плавание кролем на спине в координации с минимальным темпом увеличенным шагом за каждый цикл движения — 4 х 25 м;
плавание кролем на спине в координации с максимальным темпом и увеличенным шагом, выполняя старт и поворот — 4 х 50 м;
Домашнее задание: развитие гибкости и подвижности в суставах.
3. Дальнейшее изучение техники плавания кролем на груди (координация):
Улучшить технику плавания кролем на груди в координации.
На суше: имитация гребковых движений кролем на груди.
В воде: плавание кролем на труди по элементам, в координации — 6 х 25 м;
выполнение поворотов в плавании кролем на груди — 8—10 раз;
плавание на ногах кролем на груди с гребком правой рукой, вдох — пауза, с гребком левой, вдох — пауза, руки впереди — 4 х 25м;
плавание на ногах кролем на груди с гребком правой рукой — вдох и левой — пауза, руки впереди — 4 х 25 м; плавание кролем на груди в координации — 4 х 25 м; плавание на руках кролем на груди с доской в ногах — 4 х 25 м;
плавание кролем на груди в координации с выполнением старта и поворота на отрезке дистанции — 4 х 50 м;
Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на спине.
4. Совершенствование техники плавания кролем на груди (темп и шаг):
Улучшить технику плавания кролем на груди (темп, шаг).
На суше: имитация гребковых движений кролем на груди.
В воде: плавание кролем на груди по элементам, в координации — 6 х 25 м;
выполнение поворотов в плавании кролем на груди — 5—6 раз;
плавание на ногах кролем на груди с максимальным темпом движений —- 4 х 25 м;
плавание на руках кролем на груди с максимальным темпом движений — 4 х 25 м;
плавание кролем на груди в координации с максимальным темпом движений - 4 х 25 м;
плавание кролем па груди в координации с минимальным темпом и увеличенным шагом на каждом цикле движений — 4 х 25 м;
плавание кролем на груди в координации с максимальным темпом и увеличенным шагом, выполняя старт и поворот — 4 х 50 м.
Домашнее задание: развитие гибкости и подвижности в суставах.
5. Дальнейшее изучение техники плавания брассом (координация):
Улучшить технику плавания брассом в координации.
На суше: имитация гребковых движений брассом.
В воде: плавание брассом по элементам, в координации - 6x25 м;
выполнение поворотов в плавании брассом — 8—10 раз;
плавание на ногах брассом, руки впереди — 4 х 25 м;
плавание брассом в координации — 4 х 25 м;
плавание на руках брассом с доской в ногах — 4 х 25 м;
плавание брассом в координации с выполнением старта и
поворота на отрезке дистанции — 4 х 50 м.
Домашнее задание: имитация гребковых движений брассом.
6. Совершенствование техники плавания брассом (темп, шаг):
Улучшить технику плавания брассом (темп, шаг).
На суше: имитация гребковых движений брассом.
В воде: плавание брассом по элементам, в координации — 6 х 25 м;
выполнение поворотов в плавании брассом — 8—10 раз; плавание на ногах брассом с максимальным темпом движений — 4х 25м;
плавание на руках брассом с максимальным темпом движений — 4x25 м;
плавание брассом в координации с максимальным темпом — 4 х 25 м;
плавание брассом в координации с минимальным темпом и увеличенным шагом на каждом цикле движений — 4 х 25 м;
плавание брассом в координации с максимальным темпом и увеличенным шагом, выполняя старт и поворот — 4 х 50 м.
Домашнее задание: развитие гибкости и подвижности в суставах.
7. Сдача норм — плавание 50 м вольным стилем с учетом времени:
Определить плавательную подготовленность школьников.
На суше: имитация гребковых движений кролем на спине, на груди, брассом, стартов и поворотов.
В воде: плавание кролем на спине, на груди, брассом — 3 х 50 м;
плавание на отрезках 2 х 25 м с изменением скорости, старт, поворот;
пассивный отдых до 5 мин. подсчет пульса перед стартом за 10 сек;
плавание со старта кролем на спине или кролем на груди, или брассом на дистанции 50 м с учетом времени, длины проплываемого отрезка и восстановления пульса на 1, 2, 3 мин после финиша;
обсуждение результатов заплыва и оценка техники плавания.
Домашнее задание: имитация гребковых движений, развитие гибкости и подвижности в суставах.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности методики обучения плаванию детей среднего школьного возраста.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие вопросы:
- Рассмотреть особенности обучения плаванию в среднем школьном возрасте;
- Описать программу обучения плаванию для среднего школьного возраста.
В заключении необходимо отметить определенные особенности, преимущества и эффективность методики обучения детей среднего школьного возраста плаванию.
Касаясь необходимости обучения плаванию, классик русской педагогики П.Ф. Лесгафт точно подметил, что ребенок среднего и младшего возраста научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее производит все свои действия.
Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми или подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, так как он контролируется разными уровнями построения движений.
Координация движений осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, т.е. процессов непрерывного коррегирования движения на основе поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств.
В какой-то момент умение плавать постигается сразу и неутрачивается больше никогда. Эти секреты навыка плавания заключаются не в каких-нибудь особенных телодвижениях, а в особого рода ощущениях и коррекциях, получаемых человеком в условиях водной среды.
Необходимо, что бы усвоение нового материала обязательно опиралось на знания, умения и навыки, освоенные ранее в предшествующем обучении. Замечено, что обучающими прочно усваивается, прежде всего, то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную значимость.
Список литературы
1. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998.
2. Методика обучения плаванию / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2004.
3. Модели обучения техники плавания: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2003.
4. Сергеев В.И. Обучение плаванию детей.: метод пособ. для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
5. Штихерт К.Х. Спортивное плавание / Сокр. Пер. с нем. Ю.В.Головкина. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
[1] Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – с. 90.
[2] Штихерт К.Х. Спортивное плавание / Сокр. Пер. с нем. Ю.В.Головкина. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – с. 15.
[3] Сергеев В.И. Обучение плаванию детей.: метод пособ. для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – с. 49.
[4] Методика обучения плаванию / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2004. – с. 68.
[5] Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – с. 134.