Содержание
ЗАДАЧА № 1. 3
ЗАДАЧА № 2. 6
ЗАДАЧА № 3: 12
Список литературы.. 16
ЗАДАЧА № 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:
Фирма осуществляет производство и продажу товара через сеть фирменных магазинов. Данные о цене товара и объеме проданных товаров в среднем за сутки в одном из географических сегментов рынка приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о цене и объеме проданных товаров в среднем за сутки
Цена товара, тыс. руб. (х) |
3,00 |
3,05 |
3,10 |
3,15 |
3,20 |
3,25 |
3,30 |
3,35 |
3,40 |
3,45 |
3,50 |
Объем продажи товара,шт (у) |
48 |
46 |
41 |
39 |
36 |
31 |
27 |
26 |
24 |
26 |
22 |
НАЙТИ:
1) проанализировать существующую зависимость между объемом продажи товара и уровнем его цены;
2) определить коэффициент эластичности между ценой товара и объемом его продажи;
3) определить тесноту связи между ценой и объемом продажи товара.
РЕШЕНИЕ:
1) На основании данных таблицы 1 графически изобразим объем продажи товара на рисунке 1.
Рис. 1. Графическая взаимосвязь между ценой товара и объемом его продажи
Рисунок 1 показывает, что для зависимости между ценой продажи товара и объемами продажи может быть использовано уравнение прямой линии:
у(х) = а0 + а1 х, (1)
Для расчета значений а0 и а1 составим вспомогательную таблицу 2.
Таблица 2
Вспомогательная таблица для расчета значений а0 и а1
№ п/п |
Цена единицы товара, тыс. руб. (х) |
Общий объем продажи за сутки, ед. (у) |
ху |
х2 |
у2 |
у(х) |
1 |
3,0 |
48 |
144 |
9 |
2304 |
47,5 |
2 |
3,05 |
46 |
140 |
9,3 |
2116 |
44,1 |
3 |
3,1 |
41 |
127 |
9,6 |
1681 |
40,7 |
4 |
3,15 |
39 |
123 |
9,9 |
1521 |
37,3 |
5 |
3,2 |
36 |
115 |
10,2 |
1296 |
33,9 |
6 |
3,25 |
31 |
101 |
1,5 |
961 |
30,5 |
7 |
3,3 |
27 |
89,1 |
10,8 |
729 |
27,1 |
8 |
3,35 |
26 |
87,1 |
11,2 |
676 |
23,7 |
9 |
3,4 |
24 |
81,6 |
11,5 |
576 |
20,3 |
10 |
3,45 |
26 |
89,7 |
11,9 |
676 |
16,9 |
11 |
3,5 |
22 |
77 |
12.2 |
484 |
13,5 |
итого |
35,75 |
366 |
1175 |
116,4 |
13020 |
|
среднее |
3,25 |
30,5 |
|
- |
2304 |
|
Значение коэффициента а1 определяется по формуле (2):
, (2)
Используя данные таблицы 2, определяем:
а1 = (11* 1175 – 35,75 * 366) : ( 11* 116,4 – 35,75*35,75) = (12925 – 13084,5) : (1280,4- 1278,06) = -159,5 : 2,34 = -68
Итого: а1 = - 68
Это число показывает теоретическую величину падения объема продаж при увеличении цены на единицу стоимости.
Тогда коэффициент а0 можно для средних значений можно определить по формуле (3):
, (3)
Используя данные таблицы 2, рассчитываем:
а0 = 30,5 - (-68) * 3,25 = 251,5 ед.
Это число показывает теоретически возможный объем продаж при минимальной цене.
Тогда теоретическое уравнение зависимости объема продаж от цены примет вид:
Расчет значений у(х) приведен в таблице 2 в графе 7
То есть теоретическая зависимость между объемом продаж и ценой товара примет вид:
2) Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле (4):
, (4)
Таким образом, коэффициент эластичности равен:
Кэ = - 68 * 3,25 : 30,5 = -7,25
Это число показывает процент изменения объема продаж при изменении цены на 1 %.
3) Теснота связи между показателями цены и объема продаж рассчитывается по формуле (5):
, (5)
В нашем примере r = ( 11* 1175-35,75*366) : ( = - 159,5 : 149, 1 = - 1,07
Так как значение r близко к – 1, следовательно, связь между ценой и объемом продажи сильная.
ВЫВОДЫ:
1) спрос эластичен. Коэффициент эластичности больше 1 и равен 7,25
2) При таком спросе политика постоянного увеличения цены нецелесообразна. Необходимо определить оптимальную цену с учетом изменения спроса на товар фирмы.
ЗАДАЧА № 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:
Для оперативного регулирования цены с учетом установленной эластичности спроса проанализировать затраты на производство и обращение товара на основании следующих данных, представленных в таблице 3 и 5.
НАЙТИ:
1) разделить суммарные издержки при использовании таблицы 3 производства, используя метод «максимальной и минимальной точки»;
2) разделить суммарные издержки обращения товара с помощью метода наименьших квадратов;
3) составить методическую модель валовых издержек производства и обращения товара.
РЕШЕНИЕ:
1) Метод максимальной и минимальной точки.
Пусть фирма осуществляет производство товара. Исходные данные об объеме производства и суммарных затратах в среднем за сутки приведены в таблице 3
Таблица 3
Данные об объеме производства и суммарных затрат на производство в среднем за сутки
Месяц |
Объем производства в среднем за сутки, штук |
Расходы производства в среднем за сутки, тыс. руб. |
TC (Q) |
Отклонение |
1 |
205 |
2480 |
2434,6 |
45,4 |
2 |
175 |
2385 |
2385,4 |
-0,4 |
3 |
210 |
2430 |
2442,8 |
-12,8 |
4 |
205 |
2400 |
2434,6 |
-34,6 |
5 |
180 |
2360 |
2393,6 |
-33,6 |
6 |
185 |
2370 |
2401,8 |
-31,8 |
7 |
230 |
2500 |
2475,6 |
24,4 |
8 |
250 |
2550 |
2508,4 |
41,6 |
9 |
260 |
2535 |
2524,8 |
10,2 |
10 |
305 |
2600 |
2598,6 |
1,4 |
11 |
315 |
2615 |
2615 |
0 |
12 |
210 |
2460 |
2442,8 |
17,2 |
Из всей совокупности данных выбираем два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. Из таблицы 3 видно, что наибольший объем производства в ноябре составил 315 шт. Наименьший объем производства в январе – 175 шт.
Для расчета постоянных и переменных издержек составляем вспомогательную таблицу 4.
Таблица 4
Вспомогательная таблица для расчета постоянных и переменных затрат
Показатель |
Объем производства |
Разность между максимальными и минимальными величинами |
|
максимальный |
минимальный |
||
Уровень производства в среднем за сутки, штук (Q) % (Q%) |
315 100 % |
175 55,56 % |
140 44,44 |
Расходы производства в среднем за сутки, тыс. руб. (ТС) |
2615 |
2385 |
230 |
Определим ставку переменных издержек (средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции) по следующей формуле (6):
, (6)
где VC’ – ставка переменных издержек;
∆ ТС – разность между максимальными и минимальными величинами, равная 230 тыс. руб.
∆ Q% - разность между максимальными и минимальными величинами, равная 44,44 %
Qмах – максимальный объем производства в среднем за сутки, равный 315 шт.
По формуле (6) рассчитаем ставку переменных издержек:
VC’ = 230 * 100 : 44,44 : 315 = 1,64 (тыс. руб. \ шт.)
Общая сумма постоянных издержек (FC’) определяется по формуле (7):
(7)
где ТСмах – суммарные (валовые) издержки, максимальному уровню производства, равные 2615 тыс. руб.
Определим общую сумму постоянных издержек по формуле (7):
FC = 2615 – 1.64 * 315 = 2098,4 ( тыс. руб.)
Таким образом, валовые издержки производства (ТС) могут быть рассчитаны по формуле (8):
ТС = FC + VC’ * Q, (8)
где Q – объем производства товара, штук.
ТС = 2098,4 + 1,64 * Q
Значение функции представлено в 4 столбце таблицы 3.
2) Метод наименьших квадратов
Этот метод позволяет более точно определить состав общих затрат и содержание в них постоянной и переменной составляющих.
Фирма реализует товар на рынке. Исходные данные по объему реализации в среднем за сутки (шт.) и валовых затрат обращения в среднем за сутки (тыс. руб.) приведены в таблице 5
Таблица 5
Исходные данные по объему реализации и затрат обращения в среднем за сутки
Месяц |
Объем реализации в среднем за сутки, штук |
Затраты обращения в среднем за сутки, тыс. руб. |
TC (Q) |
Отклонение |
1 |
160 |
1155 |
1136,3 |
18,68 |
2 |
150 |
1135 |
1125,4 |
9,65 |
3 |
170 |
1145 |
1147,3 |
-2,29 |
4 |
240 |
1190 |
1224,1 |
-34,08 |
5 |
170 |
1140 |
1147,3 |
-7,29 |
6 |
210 |
1200 |
1191,2 |
8,83 |
7 |
270 |
1300 |
1257 |
43,01 |
8 |
260 |
1225 |
1246 |
-21,02 |
9 |
280 |
1300 |
1268 |
32,04 |
10 |
225 |
1195 |
1207,6 |
-12,63 |
11 |
260 |
1230 |
1246 |
-16,02 |
12 |
250 |
1220 |
1235,1 |
-15,05 |
Согласно данному методу рассчитывают коэффициенты а и в в уравнении прямой
у = а + в * х, (9)
где у – общие (валовые) издержки;
а – уровень постоянных издержек;
в – ставка переменных издержек обращения в расчете на единицу товара;
х – объем реализации, единиц.
Ставка переменных издержек в определяется по формуле (10):
, (10)
Для расчета величины в составляем вспомогательную таблицу 6
Таблица 6
Вспомогательная таблица для расчета величины в
Месяц |
Объем реализации (х) |
Суммарные издержки (у) |
()2 |
() |
||
1 |
160 |
-60 |
1155 |
-48 |
3650 |
2895 |
2 |
150 |
-70 |
1135 |
-68 |
4959 |
4782 |
3 |
170 |
-50 |
1145 |
-58 |
2542 |
2920 |
4 |
240 |
20 |
1190 |
-13 |
384 |
-253 |
5 |
170 |
-50 |
1140 |
-63 |
2542 |
3172 |
6 |
210 |
-10 |
1200 |
-3 |
109 |
30 |
7 |
270 |
50 |
1300 |
97 |
2459 |
4814 |
8 |
260 |
40 |
1225 |
22 |
1567 |
874 |
9 |
280 |
60 |
1300 |
97 |
3550 |
5785 |
10 |
225 |
5 |
1195 |
-8 |
21 |
-36 |
11 |
260 |
40 |
1230 |
27 |
1567 |
1072 |
12 |
250 |
30 |
1220 |
17 |
875 |
505 |
итого |
2645 |
0 |
14435 |
0 |
24223 |
26560 |
среднее |
220 |
|
1203 |
|
|
|
Тогда, используя формулу (10) и данные таблицы 6, определяем ставку переменных издержек:
в = 26560 : 24223 = 1,097
То есть, VC’ = 1,097 Тогда переменные издержки на среднесуточный объем продаж (VC) составят:
, (11)
= 220 * 1,097 = 242.2 (тыс. руб.)
Постоянные издержки (FC) составляют:
, (12)
= 1203 – 242,2 = 960,8 (тыс. руб.)
Таким образом, валовые издержки обращения могут быть рассчитаны по формуле:
ТС (Q) = 960,8 + 1,097 Q (13)
где Q- объем реализации товара, штук
В столбце 4 таблицы 5 отражено значение ТС и отклонение.
Используя результаты предыдущей задачи определяем, что постоянные издержки на производство и реализацию равны:
2098,4 + 960,8 = 3059,2 (тыс. руб.)
А удельные переменные издержки составили:
1,64 + 1,097 = 2,737 тыс. руб.\шт.
Таким образом, валовые издержки производства и обращения могут быть рассчитаны по формуле (14):
ТС = 3059,2 + 2,737 * Q (14)
ЗАДАЧА № 3:
Используя результаты, полученные в задачах № 1 и № 2 определить:
1) оптимальный уровень цены с учетом достижения максимальной прибыли (валовой маржи), предварительно разработав экономико- математическую модель задачи;
2) объем производства и продажи, обеспечивающий прибыль, равную 50 тыс. рублей в день при складывающихся рыночных условиях;
3) оптимальный уровень цены, обеспечивающий уровень прибыли, равный 50 тыс. рублей в день при уровне производства и реализации равном 3000 и более штук.
РЕШЕНИЕ:
Используя результаты предыдущих задач:
1) полученную зависимость объема реализации от цены:
Q = 251,5 - 68 Ц
где Q – среднесуточная продажа;
Ц – цена единицы товара, тыс. руб.
2) постоянные издержки на производство и обращение – 3059,2 тыс. руб.
3) удельные переменные издержки – 2,737 тыс. руб. \шт.
определим оптимальный уровень цены с учетом достижения максимального значения прибыли (валовой маржи):
1) Разработаем экономико-математическую модель задачи (прибыли):
П = Д – ТС = QЦ -VCQ – FC = Мв – FC → мах, (15)
где Мв – валовая маржа (разность между доходами и суммарными переменными издержками)
Подставляем в формулу (15) соответствующие значения и получаем:
П = Ц (251,5 – 68 Ц) – 2,737 (251,5 – 68 Ц) – 3059,2 = 251,5 Ц – 68 Ц 2 – 688,36 +186,12 Ц – 3059,2 = - 68 Ц 2 + 437,62 Ц - 688,36 – 3059,2 (16)
Для расчета оптимальной цены возьмем производную формулы (16) и приравняем к нулю:
d П / d Ц = -136 Ц + 437,62 = 0
Тогда оптимальная цена равна:
Цопт = 3,22 (тыс. руб.)
Для проверки результата проведем дополнительные расчеты в таблице 7. Для упрощения расчетов в формуле (16) не учитываем значение FC = 3059,2 ,которое не влияет на конечный результат.
Таблица 7
Проверка результата расчета оптимальной цены
Цена |
437,62 Ц |
Ц2 |
136 Ц2 |
437,62 Ц – 136 Ц2 |
Валовая маржа, тыс. руб. |
3,0 |
1312,9 |
9,0 |
612,0 |
700,9 |
12,5 |
3,05 |
1334,7 |
9,3 |
632,6 |
702,2 |
13,8 |
3,1 |
1356,6 |
9,6 |
653,5 |
703,1 |
14,8 |
3,15 |
1378,5 |
9,9 |
674,7 |
703,8 |
15,4 |
3,2 |
1400,4 |
10,2 |
696,3 |
704,1 |
15,7 |
3,25 |
1422,3 |
10,6 |
718,3 |
704,0 |
15,7 |
3,3 |
1444,1 |
10,9 |
740,5 |
703,6 |
15,3 |
3,35 |
1466,0 |
11,2 |
763,1 |
702,9 |
14,5 |
3,4 |
1487,9 |
11,6 |
786,1 |
701,8 |
13,5 |
3,45 |
1509,8 |
11,9 |
809,4 |
700,4 |
12,1 |
3,5 |
1531,7 |
12,3 |
833,0 |
698,7 |
10,3 |
Таким образом, из полученных расчетов видно, что оптимальная цена с учетом округления равна 3,22 тыс. руб., при которой валовая маржа достигает максимума.
Значение эластичности спроса позволяет перейти к методу ценообразования на основе обеспечения прибыли.
Ставя цель получения определенной прибыли можно определить следующее:
- объем производства и продаж, обеспечивающий при сложившейся на рынке цене заданный объем прибыли;
- уровень цены продажи, обеспечивающий при определенном объеме производства и продажи заданный уровень прибыли.
1) Предположим, что необходимо определить количество товара, который нужно продать, чтобы получить целевую прибыль равную 100 тыс. рублей в день.
Используя формулу (15) определим:
П = Q Ц – FC – VC’ * Q = 50
Тогда, Q = (50+3059,2) : (Ц – VC’) = 3109,2 : (Ц - 2,737)
Расчеты объемов производства приведены в таблице 8.
Таблица 8
Расчеты для определения минимального объема продаж
Цена единицы товара, тыс. руб. |
Ц –2,737 |
Среднесуточная продажа товара |
3,0 |
0,263 |
11822 |
3,1 |
0,363 |
8565 |
3,2 |
0,463 |
6715 |
3.3 |
0,563 |
5523 |
3,4 |
0,663 |
4690 |
3,5 |
0,763 |
4075 |
Таким образом, для получения прибыли в день 50 тыс. рублей при продаже по цене 3,2 тыс. руб. необходимо продать 6715 шт.
2) Предположим необходимо определить уровень средней цены, чтобы получить целевую прибыль 50 тыс. рублей в день при уровне производства и реализации равном 3000 и более штук..
Используя формулу (15) определяем:
Q Ц – FC – VC’ * Q = 50
Ц = (50 + 3059,2 + 2,737Q): Q = (3109, 2+2,737 Q) : Q
Расчеты среднего уровня цены приведены в таблице 9.
Таблица 9
Расчеты для определения среднего уровня цены
Среднесуточная продажа (Q) |
VC 'Q |
Уровень цены (Ц) |
VC' * Q +П + FC |
3000 |
8211,0 |
3,8 |
11320,2 |
3500 |
9579,5 |
3,6 |
12688,7 |
4000 |
10948,0 |
3,5 |
14057,2 |
4500 |
12316,5 |
3,4 |
15425,7 |
5000 |
13685,0 |
3,4 |
16794,2 |
5500 |
15053,5 |
3,3 |
18162,7 |
Как видно из таблицы 9, с увеличением среднесуточной продажи цена падает.
Список литературы
1) Базелер у., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – Спб.: Питер, 2000. – 800 с.: ил.
2) Маркетинг: Учебник, практикум и учебно- методический комплекс по маркетингу. – М.: Юрист, 2000. – 568 с.
3) Маркетинг: Энциклопедия / Под ред. М. Бейкера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200с.
4) Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент : учеб. пособ. / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 128 с.: ил.
5) Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: Инфра – М, 2002. – 448 с.