Содержание






1. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. 3

2. Монополия: объем производства, прибыль и равновесие. Социальная цена монополии. Ценовая дискриминация. 8

3. Тесты.. 13

4. Задача. 14

Список литературы.. 15


1. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки

При определении предмета экономической теории выделяют ее центральную проблему - проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей, то есть проблему экономической эффективности. Эффективный означает результативный, приносящий наибольшую пользу обществу, наибольшее удовлетворение потребностей. Это самый общий подход к понятию эффективности. Более конкретно определение экономической эффективности предполагает сравнение затрат ресурсов и результатов экономической деятельности.

Экономическая эффективность - соотношение между затратами ресурсов, с одной стороны, и полученными результатами, то есть объемом произведенных благ, с другой стороны. Большее количество продуктов, полученное в результате одинаковых затрат ресурсов, означает большую экономическую эффективность.

Экономическое мышление - это мышление, направленное на определение экономической эффективности, выявление способов ее повышения. Экономическое мышление оперирует, прежде всего, такими понятиями, как "затраты-результаты", "затраты-выпуск", "издержки-доход", "издержки-прибыль". В масштабах общества экономическая эффективность предполагает полную занятость имеющихся ресурсов и полный объем производства. Полная занятость ресурсов означает использование всех пригодных и доступных ресурсов. Полный объем производства - это наибольший объем произведенных благ при полном использовании ресурсов общества.

Проблему экономической эффективности можно проиллюстрировать с помощью модели простейшей экономики, которую мы назовем кривой производственных возможностей (рис. 1.).[1]


Надпись: Продовольствие
 




                                                                                           









Рассмотрим пример простейшей экономики, которая основана на двух важнейших человеческих потребностях, потребности в удовлетворении голода и потребности в отдыхе. (Как говорили древние, люди хотят "хлеба и зрелищ".) Это экономика, где имеются два вида ресурсов, например тракторы и рабочая сила. Существует полная занятость ресурсов и производится полный объем продукции. Качество ресурсов не меняется.

Производятся два вида благ - продукты питания, например зерно, и развлечения: уставшие земледельцы иногда катаются на тракторах к озеру, где можно отдохнуть и искупаться. Одни и те же ресурсы можно использовать как в производстве зерна, так и в производстве развлечений. Условно можно сказать, что в этой экономике есть две отрасли - сельское хозяйство и туризм.

При имеющихся ресурсах и их полном использовании можно произвести лишь определенный объем продуктов и услуг, причем в определенной пропорции. Если мы захотим больше отдыхать, тогда мы будем вынуждены отвлекать ресурсы, то есть трактора и людей, из производства зерна, и количество произведенного зерна при этом уменьшится. Таким образом, всегда возникает проблема выбора, выбора соотношения между количеством зерна и количеством развлечений. Этого требуют ограниченные ресурсы. Нельзя увеличить производство зерна, не уменьшая количество развлечений. Для каждого уровня производства зерна существует вполне определенный объем производства развлечений. Эта простейшая экономика изображена на рис. 1 в виде кривой производственных возможностей. Данные об объемах производства зерна и развлечений приводятся также в таблице 1.

Таблица 1

Объемы производства зерна и развлечений и альтернативные издержки

Точки

Объемы производства благ

Альтернативные издержки 10 поездок, т зерна

Развлечения, число поездок

Продовольствие, т. зерна

A B C D E

0

10

20

30

40

        300                              25

        275                              65

        210                              90

        120                              120

          0

На графике по вертикали отмечены объемы производства продовольствия ( зерно производится в тоннах), а по горизонтали - развлечения (количества поездок к озеру). Точки А, В, С, D, E - это разные объемы производства двух благ при полном использовании ресурсов. Эти точки образуют кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объемы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.

Точка А на кривой производственных возможностей показывает, что все ресурсы общества направлены на производство зерна, и его произведено 300 т. Точка Е означает, что в обществе производятся только развлечения (40 поездок к озеру). Это крайние варианты производства. На практике общество выбирает промежуточные варианты, когда производятся и продукты питания, и развлечения. Все возможные объемы производства на кривой производственных возможностей, в принципе, являются результатом эффективного использования ресурсов.      Линия производственных возможностей на рисунке разделяет две области. Область, лежащая под кривой, это варианты неэффективного использования ресурсов и неэффективного производства. В частности, в точке W мы имеем объемы производства зерна и развлечений меньше возможных объемов при данных ресурсах. (W - от английского слова Waste, означающего "потери".) Значит, часть ресурсов недоиспользуется. Возможно, что в силу каких-то причин существует безработица, и ее результатом является недопроизводство продукции.      Перемещение экономики в точку D кривой производственных возможностей привело бы к увеличению производства развлечений без привлечения дополнительных ресурсов и без сокращения производства зерна. В точке D достигается эффективное использование ресурсов. Общий критерий эффективности их использования достаточно простой.

Ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.

Пространство над кривой производственных возможностей - это место точек с недостижимыми объемами производства при данных ограниченных ресурсах, например в точке U. (U - от английского слова Unattainable, означающего "недостижимый".) В экономике могут быть произведены большие объемы продуктов и услуг только тогда, когда появятся дополнительные ресурсы или если качество имеющихся ресурсов каким-то образом улучшится.

Приведенная на графике и в таблице модель простейшей экономики позволяет также ввести такое важное экономическое понятие, как альтернативные издержки. Выше уже отмечалось, что при ограниченных ресурсах всегда существует проблема выбора, в каких объемах производить блага. Если, например, мы будем увеличивать число развлечений, то мы не сможем это сделать, не уменьшив производство зерна. В частности, в точке В производится 275 т. зерна и 10 поездок на озеро. Если мы захотим увеличить число поездок до 20, то при этом мы вынуждены будем сократить производство зерна до 210 т., ресурсы перемещаются из одной отрасли в другую. Увеличение числа поездок на 10 предполагает потерю производства зерна на 65 т. Непроизведенные 65 т. зерна при переходе от одного уровня производства к другому (из точки В в точку С) - это и есть альтернативные издержки производства дополнительных 10 единиц развлечений (см. табл. 1.).

Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.

При перемещении ресурсов из производства продуктов питания в индустрию развлечений, производство последних растет, а производство зерна сокращается. Необходимо отметить, что при этом альтернативные издержки производства дополнительных единиц развлечений увеличиваются. Это видно из табл. 1., колонка 4. (Альтернативные издержки рассчитывались как разница между полными альтернативными издержками нового уровня производства развлечений и прежнего уровня.) Если альтернативные издержки первых 10 поездок составляли 25 тонн зерна, то альтернативные издержки последних 10 поездок возросли до 120 тонн зерна. Эта зависимость известна как закон возрастающих альтернативных издержек: по мере увеличения объема производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

Отмеченная зависимость объясняется тем, что ресурсы не могут быть одинаково использованы в разных отраслях. Технология отраслей разная, и одинаковые ресурсы не могут быть одинаково эффективны в разных отраслях. Например, тракторы в большей степени приспособлены для сельскохозяйственного производства, чем для развлечений. Кроме этого, при перераспределении ресурсов в первую очередь изымаются менее производительные в данной отрасли ресурсы, в нашем примере - это менее качественные тракторы и менее квалифицированные работники. С увеличением числа развлечений потери в производстве зерна растут, так как из сельского хозяйства отвлекаются все более производительные ресурсы.

Таким образом, ограниченность ресурсов и неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведет к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.


2. Монополия: объем производства, прибыль и равновесие. Социальная цена монополии. Ценовая дискриминация

Монополия - (от моно... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.[2] Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Монополист может устанавливать либо цену, по которой он продает свою продукцию, либо количество продаваемой продукции. В результате ограничения количества продукции, предлагаемого для продажи, монополист может устанавливать более высокую цену на свою продукцию и может получать необычайно высокие прибыли на протяжении длительного времени, потому что эти прибыли не будут снижаться в результате конкуренции.

Монополист является ценодателем. Кривая спроса на продукцию компании - такая же, как и кривая спроса на продукцию отрасли и представляет собой нисходящую линию. Это означает, что цена равняется средней выручке, предельная выручка - ниже; с увеличением объема производства цена (а, следовательно, и получаемые сверхдоходы) снижается.

Иногда компании могут действовать сообща и объединяться в группу с целью получения сверхприбылей - это называется практикой ограничения, картелем, ценовым кольцом и т.д. Действуя вместе, они приобретают определенную степень монопольной власти - получают возможность влиять на цену или продаваемое количество продукции с целью получения сверхприбылей. ОПЕК - пример настоящего картеля, с помощью которого нефтедобывающие компании стремятся выработать общую политику в отношении объемов производства с целью влияния на рыночную цену нефти.

Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.[3]

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

Когда и почему товар продается по одинаковым ценам. Единая цена товарного рынка

Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том и порешили! Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

Для этого необходимо, прежде всего, формирование определенного экономического пространства с относительно устойчивым составом участников сделок. Можно сказать, что рынок должен обрести свои границы. Эти границы определены сбытовыми подразделениями тех фирм, которые выступают как поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное изменение условий спроса и предложения.

На этом фундаменте главная причина, выравнивающая цены, - конкуренция. Конкурируют между собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы. Конкурируют между собой покупатели. Они ведут борьбу не только за товар, но и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно одинаковым ценам.

Все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки для ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма. Одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.

Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители не отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.

Географически и институционально обособленные рынки создают естественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможность одновременного выхода на эти рынки.

Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия.

Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой дискриминации обычно ведется в контексте монопольной структуры рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.

Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.

Ограничение возможности покупать блага по более низким ценам (лично либо пользуясь услугами тех, кто имеет доступ на дешевые рынки) достигается по-разному. На рынке услуг существует естественная граница, разделяющая покупателей. Нельзя перепродать по сходной цене собственную прическу или исцеление. На товарных рынках, если географическая удаленность не останавливает перекупщиков или потребителей, могут использоваться искусственные ограничения перепродажи (таможенные барьеры и т. п.).

Заметим, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.

В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное.

В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации:

-       Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

-       Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.

-       Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.[4]


3. Тесты

1. Товар отвечает требованиям и считается нормальным, если:

а) потребитель с увеличением дохода увеличивает объем его потребления;

б) он не вредит здоровью потребителей;

в) с понижением цены приобретается большее количество этого товара;

г) с увеличением цены потребитель приобретает то же количество данного товара.

2. Закон убывающей предельной производительности состоит в том, что:

а) со временем производительность земли падает;

б) все ресурсы привлекаются к производству в порядке убывания их производительности;

в) убывает предельный продукт переменного ресурса при постоянных затратах прочих факторов;

г) увеличивается предельный продукт переменного фактора, а общий снижается с ростом объема выпуска.


4. Задача

Фирма производит 700 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 4 ден. ед. Средние постоянные – 1 ден. ед. определить ТС.

Решение:

Общие издержки (ТС) равны сумме совокупных постоянных издержек (TFC) и совокупных переменных издержек (TVC). ТС = TFC + TVC.[5]

В свою очередь совокупные постоянные и переменные издержки можно найти зная величину соответствующих средних издержек.

TFC = AFC * Q, где AFC – средние постоянные издержки; Q – совокупный продукт.

TVC = AVC * Q, где AVC - средние переменные издержки.

Таким образом, TVC = 4 * 700 = 2800 ден. ед.; TFC = 1 * 700 = 700 ден. ед.

ТС = 2800 + 700 = 3500 ден. ед.

Ответ: ТС = 3500 ден. ед.

Список литературы

1.           Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002.

2.           Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.

3.           Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

4.           Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

5.           Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004.

6.           Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.



[1] Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. – с. 115.

[2] Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. – с. 198.

[3] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003. – с. 238.

[4] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004. – с. 241.

[5] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с.480.