Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Ноосфера и биосфера. 4

2. Основы существования нового общества. 6

3. Суть ноосферического общества. 9

4. Направления развития общества в ноосфере. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

Введение

Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, человечество подводит итог своего развития и внимательно всматривается в плоды своей активной деятельности на протяжении всей истории. И что же видит современный Человек?

Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

С одной стороны, Человек, став монополистом на Земле, достиг грандиозных успехов в части удовлетворения своих материальных потребностей, поставив на службу и интеллектуальные, и духовные свои силы, и саму матушку-природу.

С другой стороны, Человек оказался на грани самоуничтожения вследствие термоядерной угрозы и нависшей опасности глобальной экологической катастрофы. А если учесть локальные войны и конфликты, вспыхивающие постоянно то в одной точке планеты, то в другой, и колоссальное отставание в развитии и жизнеобеспечении самым необходимым более чем половины человечества из стран так называемого "третьего мира", то станут ясны весь трагизм современной ситуации в мире и острота сегодняшнего положения самого Человека, его судьбы в ближайшем будущем.

Целью данной работы является рассмотрение ноосферы как способа существования общества.

Необходимо решить такие задачи как:

-       Рассмотреть понятие ноосферы и биосферы и место в них человека;

-       Определить принципы существования общества в условиях ноосферы;

-       Раскрыть смысл ноосферического общества;

-       Охарактеризовать стратегические направления развития общества, как первоочередные условия духовного роста.

1. Ноосфера и биосфера

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. Человек... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете.

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте[1]. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно[2].

Биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Таким образом:

-       Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;

-       Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

-       Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что цивилизация “культурного человечества” — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.


2. Основы существования нового общества

Существует немаловажный фактор, который должен привести к пересмотру всех целей управления, государственных или общественных, а соответственно, и целей информатизации. Необходим подход, сфокусированный на интересах человека, подчеркивающий социальные, культурные, экономические и управленческие цели. Этот подход должен обеспечить вовлечение в этот процесс знаний и опыта людей, являющихся движущей силой нового информационного общества.

Понимание формирования ноосферы (общество вновь возвращается к его идеям) как «места» производства, унификации, архивации, систематизации, распространения и воспроизводства всего многообразия позитивных знаний, полученных с участием человеческого интеллекта, позволяет рассматривать информатизацию как средство, способ, катализатор формирования ноосферного общества[3]. Следовательно, информатизация как процесс создания информации с помощью информационных технологий и удовлетворения потребности в ней становится определяющим фактором при формировании ноосферы, т.е. сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Поэтому столь важно направлять процессы общей государственной политики в русло реализации целей устойчивого развития в области, связанной с государственным управлением и демократией, усиления демократических институтов на всех уровнях, обеспечения прозрачности и подотчетности управления, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.

Возможность существования общества на принципах действия ноосферы на сегодняшний день вполне реальны, т.к. уровень развития человечества довольно высок, чтобы создать на планете единое пространство разума. Но проблема заключается в том, что современный человек по своей внутренней духовной природе еще далек от категории прогрессивного строителя обновленного будущего. В данном случае прогрессивность заключается в том, что человек стремится к достижению новой гармонии не с помощью регрессии, а благодаря полному развитию всех человеческих сил, человечности в самом себе за счет плодотворной ориентации характера, основанной на любви как активной жизнедеятельной позиции и способе отношения к себе, к ближнему, к другим, к природе, миру, человечеству.

И еще Человеку надо знать, что вера, надежда и любовь — эти три невидимые духовные опоры — являются самыми прочными и надежными при стремлении Человека обрести себя как Личность в целостности и в гармонии с собой, с другими людьми, с Обществом, с Природой, с миром. Вот главная мудрость, которую Человек сегодня должен хорошо усвоить, чтобы в правильном направлении двигаться, придавая новый смысл как своей повседневной деятельности, так и всей своей жизни в целом.

Незабываемый урок катастрофы этого века убедительно показывает, что только увеличение производства, накопления и распространения энергии неэгоистической любви, а никакие другие средства сможет предотвратить самоубийственные войны, установить гармоническое устройство в человеческом универсуме. Таинственные силы истории, кажется, предъявили Человеку ультиматум: погибни от своих собственных рук или поднимись на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви.

Но Человек не только мыслящее существо, но и активно действующее. Поэтому не менее важен ответ на третий вопрос: "Что Я должен делать? С чего начать?".

И здесь Человеку ничего не надо изобретать. Надо просто обратиться к богатейшему наследству наших отечественных и зарубежных мыслителей-философов, таких, как Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк, В. Соловьев, К. Ясперс, Э. Фромм, которые еще в начале этого века пророчески чувствовали надвигающиеся кризисы и катастрофы и колоколом своей человеческой и гражданской совести возвещали всему миру о путях возрождения мира и самосовершенствования через обретение Человеком самого себя в целостности и любви. Можно просто перечислить то, что необходимо каждому Человеку лично самому осознать, прочувствовать и осуществить, чтобы начать быть по-новому быть самим собой и для себя

Человек одновременно и индивид, и социальное существо. Поэтому реализация природных задатков Человека в обществе осуществляется как результат взаимодействия эволюции этих задатков с окружающей Человека природной и социальной средой, которая сама динамично развивается во времени. Природа Человека и природа Общества в их взаимодействии проявляют себя как социально сформировавшиеся и символьно выраженные образы и понятия. Природная сущность их подчас настолько нечетко отражена и закамуфлирована сознанием, что определить реальную подоплеку исходных мотивов и причинных связей этого взаимодействия - весьма трудная задача. Проникнуть сквозь внешний покров мыслей и поступков в первородную сущность мотивов их возникновения для сознания Человека действительно представляется обычно весьма сложным. Тем не менее на протяжении тысячелетий наблюдалась устойчивая тенденция почти всех религиозно-мистических и многих философских подходов привлечь к объяснению сложности становления человеческой судьбы в обществе те или иные концепции возникновения и развития Вселенной - от сотворения Мира до коэволюции Общества и Природы.

Каждый Человек на планете Земля должен в течение своей краткой жизни успеть состояться как Личность. А этот процесс, рассчитанный на всю жизнь Человека, не может осуществляться в одиночку, а только в сообществе с другими людьми. Поэтому деятельность Человека является единственным средством познания самого себя, других, мира, жизни в целом и проявления личного творческого начала. Но не всякая деятельность Человека в направлении удовлетворения своих витальных потребностей дает положительные плоды, а только такая, которая осуществляется при условии осознанного ограничения со стороны интеллектуальной составляющей и проявления ответственности со стороны духовной составляющей.

Основным же условием становления Личности является возможность свободного выбора направления творческой реализации заложенных в ней природных возможностей[4].

Таким образом, можно отметить три формы активной позиции Личности в жизни: собственное творчество, освоение результатов творчества других, оправданное ощущением единства, ценностное отношение к окружающему миру. При этом Человеку становятся доступными три ступени самоопределения Личности: самопознание, самосовершествование, самореализация соответственно раскрытию сущности природы в Человеке, Человека в обществе, Личности в природе.

Высшая цель самопознания и самореализации Личности — это овладение философией добра как глубинной основой универсальной эволюции жизни во Вселенной. Утверждение философии добра в обществе вне зависимости от форм ее выражения является условием устойчивого развития общества и преодоления его экологического (социального и техногенного) кризиса.


3. Суть ноосферического общества

Смысл и путь истории человечества - это фактически становление ноосферического общепланетарного субъекта в процессе последовательного эволюционного развития взаимоотношений Общества и Природы.

В свете универсального эволюционизма история человеческого общества на Земле представляет собой определенный этап развития Вселенной в становлении ее бытия на уровне, доступном восприятию его практически всеми людьми в дискурсивно-логическом информационном отражении, а также в форме неких интуитивно-трансцендентных прозрений, проявляющихся лишь изредка у крайне ограниченного круга людей.

Роль и место человечества и его сознания в этом цикле эволюции Вселенной, сопровождающемся непрерывным преобразованием энергии в материю и наоборот, несомненно, является предметом глубочайших теоретических и экспериментальных исследований и самых оригинальных гипотез в области естественных и гуманитарных наук. Результаты этих исследований и гипотез так или иначе увязываются с известными мировоззренческими парадигмами и служат фундаментом для создания логически приемлемой и не противоречащей всем формам человеческого опыта картины мироздания, позволяющей обществу в целом и каждому Человеку обрести цель и смысл своего существования.

Из содержания последовательности эволюции, по Тейяр де Шардену, уже видно, что она отражает самостоятельное место и значение сознания, носителем которого является человеческое общество, в общей картине развития мироздания. Включение феномена Человека в общую цепь последовательного восхождения материального мира по этапам его усложнения и приближения человеческого сознания к трансцендентным первоосновам бытия было, конечно, подвигом жизни великого ученого. Оно проложило дорогу следующим уровням осмысления существа эволюции Вселенной, освободившимся от предвзятости именно благодаря преодолению Тейяр де Шарденом барьера, разделявшего до этого сторонников сугубо естественнонаучного подхода и тех, кто допускал, подобно В.И. Вернадскому, и эмпирическое обобщение опыта, который не мог быть сразу отнесен к научному[5].

Не случайно в XX веке возникла и оформилась синергетическая теория самоорганизации Универсума. Она объяснила способность сложных открытых систем к самоусложнению в результате бифуркационного изменения от совокупного срыва накопившихся в элементах системы флуктуаций в новое переструктурированное состояние, и это является новым этапом развития системы.

Открытость самоорганизации системы Вселенной заключается во вполне определенных, присущих самым элементарным частицам энергии — материи, свойствах коммуникативности и устремления к интегративному единению, в котором К.Э. Циолковский видел проявление некой первородной формы сознания, пронизывающего и охватывающего весь Универсум Космоса.

Современная картина направленной к усложнению эволюции имеет универсальную значимость для рассмотрения всех этапов развития Вселенной, включая этапы возникновения материи, жизни, сознания. В этой картине сознание и его носитель на Земле — общество представляются очередной ступенью самоорганизации энергии в материю в направлении расширения сферы упорядоченности во Вселенной. Это соответствует принципу устремления энергетических элементов к интегративности, начиная от возникновения материи из первичного Хаоса непосредственно после Большого Взрыва и заканчивая углубляющейся коммуникативностью сознания с полем Сверхзамысла Универсума.

Сейчас стало ясно, как тесен земной шар и как взаимосвязаны судьбы живущих на нем народов. Человечество осознало свои единые генетические корни и, несмотря на различие в культурах, пытается найти язык взаимопонимания. Происходит экономическая интеграция. В политике предпринимаются некоторые шаги, направленные на сближение наций. Таким образом, тенденция к единению уже намечена. Но она пока еще недостаточно глубока.

Подлинное признание человеческого рода как единого космобиосоциального организма предполагает взгляд на Человека как на существо, включенное в этот организм на всех уровнях антропокосмоса.

Индивидуальный психокосмос, имея определенную автономию, по большому счету не может все же существовать вне космобиосоциального организма человечества. Его тонкие структуры находятся в зависимости как от его собственного физического тела, так и от тонкого и физического аспектов связи этого антропосферного организма.

Мозг человека имеет, согласно гипотезе А.Е. Акимова, сложноорганизованные спиновые подсистемы, которые можно рассматривать в качестве передатчиков и приёмников информации торсионного поля, пронизывающего весь Универсум. Посредством него возможен обмен информацией между индивидами и объединение их мозговой деятельности в некий Коллективный Разум. При этом торсионное поле должно включать в себя особую структурированность, характерную для человеческих существ и являющуюся составной частью антропосферы. В создаваемом коллективными усилиями антропоструктурированном торсионном поле, при его непрестанном воздействии, происходит формирование и функционирование мозга отдельного человека, а мозговая деятельность последнего, в свою очередь, вносит посильный вклад в поддержание уровня его структурированности. Благодаря такой взаимодополнительности вещественной и невещественной составляющей антропосферы, она работает в режиме самоорганизующейся системы, обусловливающей включённость человеческого существования в эволюцию Универсума.

Таким образом, коммуникативность сознания и развитие различных форм этой коммуникативности являются показателем эволюционного продвижения сознания, способным характеризовать не только степень этого продвижения, но и его направленность.


4. Направления развития общества в ноосфере

Чтобы человечеству достичь определенного уровня духовного развития, при котором только возможно существование общества в условиях ноосферы, нужны беспрецедентные усилия в трех стратегических направлениях.

Первое из них — психологическая переориентация мирового социума, кардинальная смена стереотипов его поведения[6].

Такой психологический переворот предполагает, с одной стороны, значительное усложнение логического мышления каждого индивида. Не только того, кто первым понял необходимость и выгодность новой модели поведения, но и сотен тысяч его ближних и дальних сородичей. Речь идет о переходе на более высокую ступень мышления и новую модель поведения большинства человечества. Любопытно, что такой переход в силу изолированности различных частей ойкумены происходил в каждой из них автономно. Иначе говоря, накопление опыта и усложнение мышления на разных континентах шло параллельно по более или менее схожему алгоритму. Но из-за отсутствия обмена информацией между ними скорость такого перехода, естественно, была далеко не одинаковой: одни популяции Homo sapiens продвигались вперед быстрее, другие медленнее. Временной разрыв между переходами разных популяций исчислялся многими столетиями, если не тысячелетиями. Это вполне объяснимо с позиций синергетики: при относительно одинаковых исходных условиях саморегулирование и усложнение различных частей неравновесной системы происходит по весьма схожим траекториям. Такая закономерность подтверждается, например, следующим, на первый взгляд поразительным, фактом. Не имея понятия о существовании друг друга, и древние египтяне, и индейцы майя в Центральной Америке строили огромные пирамиды и при этом использовали цемент, способ изготовления которого каждая из двух популяций открыла самостоятельно.

С другой стороны, любой такой переворот предполагает перестройку отношений внутри общества на основе коллективного опыта и коллективного интеллекта: становление новых норм морали, новой организации микросоциума, новых взаимоотношений между разными микросоциумами. В совреных условиях психологическая переориентация мирового социума, на мой взгляд, требует коренного пересмотра самооценки человека как венца природы, ее преобразователя и повелителя. Эта гомоцентрическая парадигма, на протяжении тысячелетий проповедуемая многими мировыми религиями (человек — венец творения, созданный по образу и подобию Бога, и т. п.), подкрепленная в ХХ веке еще и учением о ноосфере (в понимании ее В.И. Вернадским), должна быть отправлена на идеологическую свалку истории.

В наше время нужна совсем иная система ценностей. В индивидуальном и общественном сознании должны появиться и закрепиться многочисленные «табу» в отношении природы — своеобразный экологический императив, требующий соразмерения потребностей мирового социума и каждого человека с возможностями экосферы. Морали предстоит выйти за пределы межличностных отношений и включать в себя нормы поведения в отношении живой и неживой природы. Необходимо, чтобы каждый человек обрел ряд свойств, в известном смысле противоречащих человеческой “природе”: он должен обрести представление об общепланетарной общности, он должен обрести новую культуру в своих взаимоотношениях с природой.

Такая психологическая переориентация человечества очень трудна, поскольку она сопряжена с ломкой стереотипов мышления и поведения, сложившихся в ходе эволюции не только человека, но и антропоидов и даже гоминидов, т. е. на протяжении 3-4 млн лет. Конечно же, серьезным тормозом станут мировые религии, поскольку придется отвергнуть догматы веры о божественном сотворении человека и его особом предназначении на Земле. Если для решения первой стратегической задачи существуют хотя бы привычные инструменты — фундаментальная и прикладная наука, давно отработанные методы внедрения инноваций в производство, то для решения этой задачи готового инструментария практически нет. Обнадеживает лишь то, что интеллектуальный уровень людей XXI века существенно выше, чем у их первобытных предков. А также то, что в условиях информационной революции итеративный процесс формирования коллективного интеллекта протекает несравненно быстрее, и притом в планетарных масштабах.

Второе стратегическое направление — форсирование и глобализация научно-технического прогресса. Поскольку назревающий экологический кризис, грозящий перерасти в глобальную катастрофу, вызван развитием производительных сил, достижениями науки и техники, то и выход из него немыслим без дальнейшего развития этих составляющих процесса цивилизации, — писал Моисеев. — Для того чтобы найти выход, потребуется предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий. Поэтому необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия своего творческого потенциала любому способному к этому человеку. Ведь предстоит кардинально изменить сложившуюся веками структуру производства, предельно уменьшив в ней удельный вес добывающей промышленности, загрязняющего почву и грунтовые воды сельского хозяйства; перейти от углеводородной энергетики к ядерной; заменить автомобильный и авиационный транспорт, работающий на жидком топливе, каким-то иным, экологически чистым; существенно перестроить всю химическую промышленность, чтобы минимизировать загрязнение ее продуктами и отходами атмосферы, воды и почвы и т. д. и т. п.

Третье стратегическое направление — это преодоление или хотя бы существенное сокращение технико-экономического и социокультурного разрыва между постиндустриальным центром мирового сообщества и его периферией и полупериферией. Ведь кардинальные технологические сдвиги должны произойти не только в высокоразвитых странах, располагающих крупными финансовыми и кадровыми ресурсами, но и во всей толще развивающегося мира, который стремительно индустриализируется главным образом на базе старых, экологически опасных технологий и не имеет ни финансовых, ни кадровых возможностей с самого начала внедрять природоохранные технологии. Остановить процесс индустриализации развивающихся регионов мира невозможно. Значит, нужно помочь им делать это так, чтобы не причинять ущерба экологии. Такой подход в интересах всего человечества, в том числе населения высокоразвитых стран. Ведь в экологическом смысле все мировое сообщество, как говорится, сидит в одной лодке.


Заключение

Таким образом, в работе была рассмотрена ноосфера как способ существования общества.

Были решены следующие задачи:

-       Рассмотрены понятия ноосферы и биосферы, а также место в них человека;

-       Определены принципы существования общества в условиях ноосферы;

-       Раскрыт смысл ноосферического общества;

-       Охарактеризованы стратегические направления развития общества, как первоочередные условия духовного роста.

Ноосферическое общепланетарное сообщество будет представлять собой субъект, сложившийся из сообщества масс этносов, наций и народностей на основе сближающегося их восприятия всечеловеческого единства в коэволюции с природой. Социально-психологические модели П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева, экономические модели В. В. Леонтьева и Л. В. Канторовича, глобальные атмосферные модели Н.Н. Моисеева и К. Сагана, синергетические разработки И. Пригожина применительно к обществу, модели социальных процессов С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой, модели разрешения конфликтов, по В. Парето и Ю.Б. Гермейеру, являются хорошей основой для синтеза общепланетарной модели жизнедеятельности системы Человек—Природа—Общество, тем более, что возможности вычислительной техники на сегодня возросли многократно. В такой модели станет возможным не только прогнозировать последствия возмущений геокосмического масштаба, способных влиять на взаимоотношения Природы и Общества, но и определять оптимальную структуру и характеристики общества с учетом совокупности всех обстоятельств, от которых зависит устойчивость его развития. И, конечно, предварительным условием создания такой модели является необходимость овладения Человеком представления о самом себе как Личности, поскольку именно Человек в системе Человек— Природа-Общество представляет собой основное связующее звено между Природой и Обществом.

Список литературы

1.            Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 2003.

2.            Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П.Аксенов. - М.: Современник, 2004.

3.            Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. – М.: Знание, 2004.

4.            Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

5.            Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

6.            Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.




[1] Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 62.

[2] Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 2003. – с. 85.

[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 115.

[4] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – с. 295.

[5] Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 144.

[6] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 174.