Основные направления воспитательной работы в школе и их взаимосвязь
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Теоретические аспекты воспитания в школе........................................ 4
1.1. Сущность воспитания и обучения в развитии детей................................................ 4
1.2. Организация воспитания в ходе учебного процесса в школе...................................... 7
1.3. Новое содержание и организация воспитательной работы................................... 10
2. Основные направления воспитательной работы в школе и их взаимосвязь........................................................................................................................ 13
2.1. Основные направления воспитательной работы в школе....................................... 13
2.2. Взаимосвязь основных направлений воспитательной работы............................... 14
Заключение.................................................................................................. 18
Список использованной литературы....................................................... 19
Введение
Проблемы современного общества - социально-политические и экономические, привели школу к переосмысливанию некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания школа вынуждена многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Сегодня наша страна находится на мировоззренческом перепутье, когда старое мировоззрение отторглось, а нового пока нет. Отсутствие четких нравственных ориентиров приведет к страшным для России последствиям, когда молодое поколение сформировалось в условиях растущего негативного отношения к своей Родине, народу, неприятие его культуры.
Цель работы: обозначить основные направления воспитательной работы в школе и обозначить их взаимосвязь.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность воспитания и обучения в развитии детей;
2. описать процесс организации воспитания в ходе учебного процесса в школе;
3. раскрыть новое содержание и организация воспитательной работы;
4. обозначить основные направления воспитательной работы в школе;
5. определить взаимосвязь основных направлений воспитательной работы.
1. Теоретические аспекты воспитания в школе
1.1. Сущность воспитания и обучения в развитии детей
Границы применения понятия развития в педагогике и психологии неопределенны. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному. Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубления изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны.
Сущность педагогического процесса заключается в обеспечении единства обучения, воспитания и развития. Соотношение между процессами воспитания и обучения представлено в виде условной схемы. Рассмотрим подробнее соотношение элементов в данной схеме. Из схемы следует, что во-первых, воспитание является более широкой категорией нежели обучение. Во-вторых, эти два процесса взаимопроникаемы. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. И так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элемент обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.
Схема 1
Воспитание является главной силой, формирующей личность. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Воспитанием корректируется влияние наследственности и среды. Эффективность воспитательного процесса заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. [6] Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок достаточно широк – от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина как обычно находится между крайностями [2].
Влияние наследственности и среды дополняется еще одним важным фактором – деятельностью личности. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная деятельность. Процесс обучения очень сложный процесс, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. В ходе учебной деятельности педагог разъясняет учащимся цели и задачи обучения, знакомит с новыми знаниями, управляет процессами познания, проверяет и оценивает изменения в обученности учащихся. В ходе учебной деятельности происходит всесторонне и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.
Специфика процессов образующих, целостный педагогический процесс обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания - воспитания, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используются преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.
1.2. Организация воспитания в ходе учебного процесса в школе
Воспитание неразрывно связано с обучением. Вместе с тем, в школе воспитание нередко понимают как систему специальных мероприятий (уроки мужества, встречи с авторами книг и т.д.). Не отрицая некоторого влияния таких мероприятий на нравственное развитие детей, в то же время надо помнить, что воспитание идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся.
Прежде всего, следует отметить, что обычно в школе учебная деятельность оценивается, прежде всего, только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во-первых, у "примерного" ученика с эгоистической направленностью учитель своим отношением закрепляет эту направленность. Во-вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В-третьих, это нередко приводит к конфликтным отношениям "примерного" ученика с классом.
Из сказанного следует, что при организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика. В частности, учитель должен учитывать противоречие, которое содержится в самой деятельности учения: «Будучи общественной по смыслу, по содержанию, по форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату» (усвоенные знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). В этом есть опасность эгоистической направленности учения, при которой оно теряет свой общественный смысл. Для избежания этой опасности учитель должен найти пути применения знаний и умений, полученных учащимися в учебной деятельности, в общественно полезном труде, в жизненной деятельности, в общественно полезном труде, в жизнедеятельности классного и школьного коллективов.
Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены-с учетом мотивационной сферы, а значит и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно.
Рассмотрим пример воспитания учителем ответственного поведения в учебной деятельности. Как было сказано, личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. Отсюда следует, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка - желание что-то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения. Многие учителя просто требуют от прилежания, аккуратности, ответственности и т.п., но не задумываются над тем, а готов ли ребенок к этому, посильна ли ему такая задача. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело с задачей и потому должны думать о методах (способах) ее решения. Так, допустим, ученик получает задание приготовить к посещению детского сада подарок, изготовленный собственными руками. Предлагая ребенку это задание, учитель должен, во-первых, проверить, правильно ли ребенок понял это задание. Далее ребенок должен осознать трудоемкость задания (сколько времени оно потребует от него), срок окончания. После этого ему надо составить план работы: определить его по дням, определить время работы на каждый день. Если учитель не позаботится о способе реализации ответственного поведения ребенка, то от этого задания может получиться прямо противоположный результат. Ребенок, не оценив вовремя трудоемкость задания, начнет выполнять его слишком поздно. Увидев, что справиться с ним в имеющееся время он не может, откажется от выполнения, т.е. проявит безответственность. Бывает и другая картина. Родители, увидев что ребенок попал в трудную ситуацию, предлагают свою помощь и фактически сами выполняют задание. А ребенок несет продукт их труда как собственный. В этом случае уже двойной отрицательный эффект воспитания: и безответственность, и обман.
Специальные исследования показали, что обучение детей способам решения задач на ответственность приводит к повышению не только уровня реализации имеющегося у ребенка мотива, но и самой мотивации. Естественно, чем младше ребенок, тем более ему необходима такая помощь. В классе всегда найдутся ученики, которые сами овладели способами решения таких задач. Но большинству детей требуется специальное обучение видам ответственного поведения.
Важно добавить, что при этом учитель не должен забывать о закономерностях усвоения. Мы рассмотрели одно условие, обеспечивающее успешное формирование личности учащихся в процессе обучения. Важно отметить, что учитель постоянно должен учитывать индивидуальные особенности детей.
1.3. Новое содержание и организация воспитательной работы
Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека [5, c.89].
Исходные принципы воспитания:
1. Принцип всеобщей талантливости. "Нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом"
2. Принцип взаимного превосходства, "Если у кого-то что-то получается хуже других, значит, что-то должно получаться лучше других. Это что-то нужно искать"
3. Принцип неизбежности перемен. "Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным"
В результате проблемного анализа педагогическим коллективом выделены пять основных направлений деятельности в воспитательной работе: "Учение". "Нравственность". "Здоровье и здоровый образ жизни". "Досуг". "Подготовка к семейной жизни".
Формы организации коллективной деятельности различны, но подчиняются некоторой структуре в зависимости от групп обучающихся, которые участвуют в этой деятельности.
Внутриклассная воспитательная работа.
Воспитательная работа, выходящая за рамки коллектива класса (работа в параллели, работа, объединяющая несколько параллелей, клубная, кружковая внеклассная воспитательная работа, в которой формируются группы учащихся, объединенные общим интересом (как одного возраста, так и разновозрастные).
В ходе организации такой работы прослеживается обязательная цепочка технологических звеньев, образующих один технологический воспитательный процесс:
1-й ЭТАП – актуализация обучающихся на проведение данного творческого дела, объявление о сборе инициативной группы,
2-й ЭТАП – планирование проведения дела, разработка детального плана действий (кто? за что? в какие сроки? с кем? и т.д.).
3-й ЭТАП – конкретное проведение дела.
4-й ЭТАП – анализ проведенного дела, подведение итогов, информирование, поощрение.
Главное в этой технологии организации воспитательной работы то, что обучающиеся учатся процессу организации, процессу управления в творческой, интересной для них форме. Важным звеном в любой воспитательной технологии должно быть подведение итогов и награждение за успехи и участие членов творческого дела, так как эмоциональный настрой рождает желание вновь участвовать в подобном деле.
Организаторами воспитательной работы в школе являются классные руководители общеобразовательных и коррекционных классов, освобожденные классные руководители гимназических и лицейских классов, руководители параллели, руководители кружков, секций, клубов, студий, вожатые, социальные педагоги различных направлений деятельности. Разработаны функциональные обязанности этих работников, особое внимание уделено функциональным обязанностям освобожденного классного руководителя.
Направления воспитательной работы: учение; нравственность; здоровье и здоровый образ жизни; досуг; подготовка к семейной жизни.
2. Основные направления воспитательной работы в школе и их взаимосвязь
2.1. Основные направления воспитательной работы в школе
В школе определены следующие направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое; физическое, формирование здорового образа жизни; развитие самоорганизации и самоуправления; экологическое; организация досуговой деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание предусматривает воспитание гражданина, т.е. человека активного в преобразовании собственной жизни. Формирование гражданственности осуществляется по 4 направлениям:
- формирование гражданских качеств личности (социальной активности, толерантности, коммуникативной культуры, правовой культуры);
- формирование знаний как компонента гражданского образования;
- развитие умений применять на практике полученные знания;
- мотивация на гражданское участие.
Развитие самоорганизации и самоуправления осуществляется в рамках Совета старшеклассников, который состоит из представителей учащихся 9-11 классов. Совет старшеклассников работает и решает следующие вопросы: организация досуговой и культурно-массовой деятельности учеников; планирование очередного выпуска школьной газеты; разработка порядка проведения традиционных праздников (новогодние вечера, День смеха, КВН, День Знаний, Праздник последнего звонка и т.д.); подведение итогов коллективной и индивидуальной творческой активности учеников школы.
Организация досуговой деятельности, формирование здорового образа жизни связаны с созданием условий для полноценного использования детьми и молодежью и их семьями свободного времени, обеспечивающего устойчивую занятость детей, подростков, вовлечение в досуговую деятельность взрослых.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся и жителей микрорайона экологической культуры личности, подкрепленной практическим отношением к действительности, формирующейся на основе совместных усилий учителей, учащихся, общественности микрорайона и способствующее формированию у них сознания и ощущения себя частью природы.
Таким образом, различные направления воспитательной работы обеспечивают социализацию личности в обществе.
2.2. Взаимосвязь основных направлений воспитательной работы
Воспитательная работа в школе строится по разным направлениям, которые в свою очередь взаимодополняют друг друга, делая воспитательную работу комплексной и систематичной. Эти направления отражены в годовых планах воспитательной работы, а именно: традиции школы; работа со школьным активом; работа с детьми "группы риска"; профилактика социально-значимых заболеваний; МО классных руководителей; Развитие внешних связей; Военно-патриотическая работа.
Традиционные школьные мероприятия обусловлены социальными и природными условиями, к ним относятся: осенний кросс; туристический слет; День Учителя; Международный День пожилого человека; Декада материнства и детства; Новогодние праздники; День защитников отечества; Международный Женский день; День смеха; День Победы; Праздник "За честь школы".
Работа со школьным активом осуществляется через органы детского самоуправления "Совет старшеклассников", "Совет командиров".
В 2002-2003 учебном году органы школьного самоуправления работали не в полную меру.
В 2003-2004 учебном году эти школьные структуры не работали, в связи с отсутствием в школе организатора детского движения и уходом зам.директора по воспитательной работе Бровиной Г.В. на преддипломную сессию и государственные экзамены.
В 2004-2005 учебном году в школе ведется работа по восстановлению этой структуры. Разработана программа обучения актива приемам КТД и разработке новых творческих форм деятельности.
Работа с детьми "группы риска" ведется в тесном сотрудничестве социального педагога Виноградовой Т.Б., зам.директора по воспитательной работе Бровиной Г.В., инспектора ОППН Якушевой Е.А. и классными руководителями по совместному плану (план на этот учебный год имеется).
Отработанная система отслеживания и выявления детей "группы риска" через работу классных руководителей: выявляются дети не приступившие к занятиям; дети пропускающие школу без уважительной причины; дети нарушающие режим и дисциплину образовательного учреждения.
Социальный педагог и инспектор ОППН выявляет детей "группы риска" в микрорайоне: дети не севшие за парту в 1 класс; дети из асоциальных семей.
В результате этой деятельности составляется картотека детей "группы риска" и с каждым ребенком и его родителями ведется профилактическая и разъяснительная работа.
В 2003-2004 учебном году разработан план социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в МОУ "Средняя школа № 98", который позволяет в комплексе подойти к данному вопросу охватывая всех участников образовательного процесса.
Профилактика социально-значимых заболеваний, таких как наркомания, алкоголизм, табакокурение и ряд медицинских заболеваний, вызванных асоциальным образом жизни, как СПИД, вензаболевания и другие строится по совместному плану работы с медицинским работником школы Михайловой Н.А. с подключением других социальных институтов района и города, (наркологический диспансер, ГДБ-20, Областной центр по профилактике и борьбы со СПИДом и др.)
Используются различные формы работы: выпуск санбюллетеней; кинолектории; встречи и беседы со специалистами; акция "Город без наркотиков"; конкурсы рисунков и плакатов; тематические классные часы.
Работа МО классных руководителей.
В школе наряду с опытными учителями - стажистами работают и молодые специалисты, поэтому работа МО классных руководителей строится, в основном, по принципу преемственности опыта работы с классным коллективом. Традиционными являются заседания МО по вопросам "Гуманного отношения к детям" (стили общения и руководства; психологические особенности детей школьного возраста и др. темы).
В 2004-2005 учебном году МО кл.руководителей определило задачи по изучению и осмыслению нового подхода к вопросу "Профориентации учащихся" с начальной до старшей ступени обучения.
Развитие внешних связей.
Школа не в состоянии обеспечить успешность процесса социализации учащихся без сотрудничества с другими социальными институтами. Уже достаточно долгое время школа тесно сотрудничает со следующими учреждениями:
*ЦДЮТ "Радуга", Детская спортивная школа "Темп",
Планерный клуб, Спортивный центр "Фаворит",
Музыкальная школа № 5, ДК им. А.С.Пушкина – благодаря этому реализуется программа дополнительного образования; реализация способностей, интересов; организация досуга ребенка.
* ГДБ-20, наркологический центр, ОППН, КДН, ГИБДД, ОВД Орджоникидзевского района - осуществляются программы по профилактике социально-значимых заболеваний; профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школ.
Военно-патриотическая работа.
Главной задачей ставится развитие у детей чувства патриотизма и уважения пожилых людей, ветеранов, отдавших свою жизнь на благо нашего общества.
Традиционным стало участие всех участников образовательного процесса в таких мероприятиях как: месячник Пожилого человека (поздравление учителей-ветеранов, жителей микрорайона; конкурсы рисунков; концерт для бабушек и дедушек и т.д.); празднование Дня защитников Отечества.
Празднование Дня Победы в Вов (встречи и поздравление ветеранов; школьная тематическая выставка рисунков; тематические классные часы.).
Помимо основных направлений работы каждый год определяется основная тема года, которая отражается в годовом планировании.
2004-2005 учебный год – является переходным из XX в XXI век. Этой теме будут посвещены ряд мероприятий: литературная композиция "Прощай ХХ век" ( старшее звено); выставка рисунков и сочинений "Здравствуй XXI век" (начальное, среднее звено).
Заключение
Подводя итог анализа воспитательной работы в школе можно сделать следующие выводы:
- воспитательная работа ведется в комплексе, охватывая различные стороны жизни всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей);
- работа основана на традициях школы и обществом с учетом современных требований и тенденций;
- в воспитательной работе определено основное направление школы по воспитанию у ребенка потребности занятием спорта и здоровом образе жизни.
Еще не достаточно хорошо в образовательном учреждении организована и поставлена работа детского самоуправления, это является гласной задачей текущего учебного года и последующих лет.
Перспективой для школы является создание на ее базе детского движения, что способствовало бы социализации учащихся, их активному росту и повышению уровня их самореализации.
Основные направления воспитательной работы в школе: экологическое, историческое краеведение.
Система воспитательной работы включает в себя: идеологическое идейно-политическое и гражданское воспитание; здоровый образ жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.
Основная воспитательная задача состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины.
Основные направления организационно-воспитательной работы: спортивно-оздоровительные; культурно-массовая работа; кружковая работа; взаимодействие с другими учреждениями; школьное самоуправление; детское движение.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
3. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.
4. Дик Н.Ф. Воспитываем личность: Воспитательная работа в начальной школе. – СПб.: Феникс - 2005, 315 с.
5. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: «Владос», 2000.
6. Талызина Н.В. Педагогическая психология. М., 1998.
7. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994.