ИТ-инфраструктура наиболее общий термин, используемый для обозначения совокупности всех взаимодействующих ресурсов, обеспечивающих поддержку и развитие информационных технологий, применяемых в компании с целью повышения эффективности ее деятельности. ИС рассматривается как основная часть ИТ-инфраструктуры; другие компоненты  ИТ-инфраструктуры (например, службы обучения пользователей АРМ, подразделения проектирования специализированного ПО, службы безопасности) обеспечивают адаптацию ИС к изменениям среды и ее развитие с учетом реализуемых в компании бизнес-задач.

Метаданные – общие сведения о структурированных данных большого объема, включающие в себя определения имеющихся данных в терминах конкретной предметной области, алгоритмы обработки данных, описания форматов данных, сведения об особенностях доступа к данным и др.  

Портал - интегрированная система управления информационными ресурсами, реализующая доступ различных категорий пользователей через единую точку входа, и использующая общие унифицированные правила представления и обработки информации.

Спам – сообщения электронной почты, приходящие конкретному абоненту и не представляющие для него интереса.

Транзакция - групповая дискретная операция в ИС, например, ввода заказа клиента в систему. Основными свойствами транзакции являются: неделимость (должны выполняться все составляющие транзакцию операции или не выполняться ни одна из них); согласованность (транзакция не нарушает корректности информации в БД); изолированность (каждая транзакция не зависит от других); надежность (завершенная транзакция может восстанавливаться после сбоя в системе, а незавершенная отменяется).

Трафик - объем передаваемых данных за определенный период времени.

OLTP-система – система оперативной обработки данных при выполнении частых и коротких транзакций.

OLAP-система система оперативной аналитической обработки данных, предназначенная для проведения многомерного анализа данных, формирования агрегированных показателей, обнаружения неявных закономерностей в многомерных данных.

VPN - виртуальная частная сеть, создаваемая с целью предоставления корпоративным пользователям услуг на основе ресурсов сети общего пользования, например сети Интернет.


Попытки использования технологий реляционных БД (РБД) в таких сложных приложениях, как автоматизированное проектирование (computer aided design, CAD); автоматизированное производство (computer aided manufacturing, CAM); технологии программирования; системы, основанные на знаниях; мультимедийные системы и др., выявили существенные ограничения, присущие системам, ориентированным на использование РБД. В целом причиной появления объектно-ориентированных БД (ООБД) и объектно-ориентированных СУБД (ООСУБД) была потребность в более близком и полном представлении и моделировании сущностей реального мира, поскольку они потенциально способны обеспечить гораздо более развитую модель данных, нежели традиционные РБД.

Различие между SOA и Web-сервисами — это различие между стратегическим подходом к процессам интеграции приложений и конкретной тактикой реализации этой интеграции (на данный период времени). SOA (сервис-ориентированной архитектуры) — концепция, которая не дает точного описания, как именно должны взаимодействовать сервисы, но говорит о том, как добиться того, чтобы они понимали друг друга и могли быть интегрированы. Сами Web-сервисы не предполагают какого-либо архитектурного решения, в то время как именно архитектурой определяется стиль процессов взаимодействия.

Порталы знаний ориентированы на интеграцию не приложения, а информационных потоков с целью поиска (обнаружение) информации, рассредоточенной по различным источникам и представленной в слабо структурированной форме (не в виде БД), с использованием технологии text mining (дословно — “раскопки текстов”).

Интеграционные порталы представляют собой крупные серверы приложений, снабженные средствами компоновки Web-интерфейсов. Они являются эффективным средством для крупных компаний, у которых уже есть несколько разрозненных информационных систем,претендующих на интеграцию посредством сети Интернет Oracle Portal Server (Vignette).

Мультипорталов, обеспечивающих наиболее комфортную среду для работы с информацией. Характерным примером является мультипортал  KM.ru – наиболее информативное электронное издание в российском сегменте сети Интернет.

Так, еще в 1995 г. на основе Интернета был создан первый виртуальный банк SFNB, у которого отсутствует адрес в привычном понимании этого слова.

Корпоративные Bl-наборы (EBIS) интегрируют в своем составе инструменты генерации запросов, от¬четов и OLAP, ранее поставляемые как разрозненные средства. Характерными особенностями корпоративных BI-наборов являются хорошая масштабируемость и возможность обслуживания не только внутренних, но и внешних пользователей.Основным назначением Bl-платформ является обеспечение операций по  созданию, внедрению  и сопровождению BI-приложений. К  интенсивно развивающимся BI-приложениям относятся: анализ рисков, бюджетирование, анализ и прогноз сбыта товаров, выявление тенден¬ций развития процессов, а также интегрированные приложения, в том числе управление эффективностью пред¬приятия (enterprise perfomance management). Современные решения в классе BI-платформ имеют фирмы Microsoft, SAS Institute, ORACLE и др.

Инструменты OLAP изначально создавались как аналитические инст­рументы для работы с многомерными базами данных. В большинстве прило­жений многомерная форма представления данных позволяет учесть зависимость данных от времени, месторасположения их источников, особенностей систем классификации данных и иерархической соподчиненности данных.

Метаданные – общие сведения о структурированных данных большого объема, включающие в себя определения имеющихся данных в терминах конкретной предметной области, алгоритмы обработки данных, описания форматов данных, сведения об особенностях доступа к данным и др.

В настоящее время имеется широкий спектр средств поддержки BI-технологий,  включающий в себя BI-инструменты и BI-приложения. Среди BI-инструментов: генераторы запросов и отчетов; развитые BI-инструменты и, в первую очередь, инструменты OLAP; корпоративные BI-наборы (en­terprise BI suites, EBIS); BI-платформы.

ERP-система (Enterprise Resource Planning) — планирование ресурсов предприятия) представляет собой интегрированный набор приложений, ориентированных на эффективное решение вопросов стратегического планирования, бюджетирования, прогнозирования, финансовой консолидации, управления составлением отчётов и анализа, обеспечивающих более точное, своевременное и детальное отображение бизнес-процессов.

Современным направлением существенного расширения функциональности ERP-систем по использованию наиболее эффективных методов стратегического планирования, бюджетирования, прогнозирования, финансовой консолидации, управления составлением отчётов и анализом является разработка и внедрение систем MPC (management planning and control - управление планированием и контроль). Системы MPC в большей мере ориентированы на поддержку технологий управления финансами, основанных на эффективности деятельности компании, а не только на производительности; их применение нацелено на расширение бизнеса, на повышение его эффективности и суммарной стоимости. К классу систем MPC относят интегрированную систему Oracle Financial Analyzer, ориентированную на формирование бюджета и планирование. Основу системы образует многомерное хранилище финансовой информации, объединенное с мощным аналитическим ПО для поддержки основных финансовых функций и формированию будущей стратегии.

Основной целью использования Call-центров является обеспечение оптимального распределения поступающих от клиентов вызовов и запросов (телефонных звонков, сообщений e-mail, запросов через Web–сайты и чаты и др.) по тем операторам, которые способны ответить на них быстро и квалифицированно. На рынке присутствует и ряд программ класса CIM (Customer Interaction Management – CIM) как разновидность упрощенной системы CRM, предназначенных для эффективной поддержки контактов с клиентами.

Систему CRM (Customer Relationship Management — управление отношениями с клиентами) – можно рассматривать как бизнес-стратегию, ориентированную на обеспечение баланса интересов клиента и компании. Основными направлениями применения систем класса CRM являются: взаимодействия с клиентами, маркетинг и продажи.

Интегрированные технологии представляют собой взаимосвязанную совокупность отдельных технологий, т.е. объединение частей какой-либо системы с развитым информационным взаимодействием между ними.

Пакетный режим обработки данных предполагает формирование ряда заданий (программ) в единый пакет с его последующим выполнением без непосредственного участия пользователя. Основной целью использования пакетного режима является ускорение процессов обработки данных за счет более эффективного использования ресурсов компьютеров.

Диалоговый режим обработки данных означает обмен сообщениями между пользователем и системой в реальном времени, то есть в темпе реакции пользователя на происходящие события, что создает условия для эффективного управления процессом обработки. В многопользовательских системах диалоговая технология реализуется в режиме разделения времени, когда процессорное время выделяется всем пользователям (решаемым задачам) периодически малыми квантами времени, что создает впечатление у каждого пользователя о непрерывности процесса обработки его данных.

Пользовательский интерфейс представляет собой набор приемов взаимодействия пользователя с приложением. Важнейшими свойствами интерфейса являются: конкретность, наглядность и удобство работы. В последние годы, благодаря богатству возможностей и комфортности разнохарактерной обработки данных, оптимальной для повседневной работы средой стал Windows–подобный интерфейс.

Меню представляет собой упорядоченный список объектов (операций) на экране, доступных пользователю для выбора.

Шаблон представляет собой синтаксически ограниченное заданным форматом поле на экране для отображения вводимых пользователем данных.

Современным вариантом использования диалоговой технологии на базе запросов является применение языка SQL (Structure Query Language – язык структурированных запросов) при работе с БД и построенными на их основе пакетами прикладных программ. При этом пользователь (продвинутый) имеет возможность формирования практически любых запросов по выборке имеющихся данных; главным ограничением в применении языка SQL является необходимость знания его команд и специфики организации используемых БД.

В настоящее время практически во всех распространенных ОС и прикладном ПО используется WIMP—интерфейс (Windows – окно, Image – образ, Menu – меню, Pointer – указатель).

Web-интерфейс по популярности прочно занял место рядом с WIMP—интерфейсом. Он реализуется в браузерах, ориентированных на работу пользователей в сети Интернет. С учетом доминирования в мире обозревателя Internet Explorer (обеспечивается его тесная интеграция с программами пакета MS Office), Web-интерфейс фактически является наиболее стандартизованным среди других пользовательских интерфейсов.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) определяют как совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Корпоративные сети используют в своей основе технологию сети Интернет (протоколы TCP/IP, систему адресации ресурсов, гипертекст), и, соответственно, их называют интранет-сетями.  Семейство протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol – протокол управления передачей данных, Internet Protocol – межсетевой протокол) обеспечивает взаимодействие между компьютерами различных архитектур, работающих под управлением различных операционных систем.

Трафик - объем передаваемых данных за определенный период времени.

Корпоративные сети используют в своей основе технологию сети Интернет (протоколы TCP/IP, систему адресации ресурсов, гипертекст), и, соответственно, их называют интранет-сетями.  Семейство протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol – протокол управления передачей данных, Internet Protocol – межсетевой протокол) обеспечивает взаимодействие между компьютерами различных архитектур, работающих под управлением различных операционных систем. Для развертывания интранет-сетей необходимо наличие унифицированных аппаратных и программных средств, поддерживающих технологию сети Интернет.

Организационное обеспечение. Оно формируется комплексом документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании АРМ в соответствии со своими служебными обязанностями

Информационное обеспечение АРМ ориентировано на поддержку привычных пользователям особенностей структуризации используемых данных, позволяющих осуществлять быстрый поиск, внесение необходимых изменений, подготовку документов и отчетов

Правовое обеспечение. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и эксплуатации ИС и ИТ.

Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц, ориентированных в целом на эффективную реализацию пользовательского интерфейса.

Техническое обеспечение АРМ предназначено для непосредственного выполнения всех операций в рамках используемых ИТ, гарантируя при этом обработку заданных объемов данных к требуемому моменту времени. Кроме того, техническое обеспечение является основой реализации надежного обмена данными как в локальных, так и в глобальных КС.

“Тонкий” клиент - клиентское устройство (АРМ пользователя), где основная (большая) часть операций обработки данных передана для выполнения на сервер. Соответственно, под термином “толстый” клиент понимают клиента, не относящегося к категории “тонких” клиентов, т.е. клиентское устройство, обеспечивающее выполнение основной части операций по обработке данных средствами самого клиентского устройства.

Современная концепция сборки распределенных ресурсов в централизованно управляемые пулы (серверов, систем хранения данных, ПО и др.) реализует процесс виртуализации имеющихся ресурсов, обеспечивающий временное формирование пулов (объединений) из ресурсов, сосредоточенных в территориально обособленных центрах.

Центры обработки данных (вычислительные среды grid) включают в себя вычислительные системы, системы хранения данных и сети. Собранные вместе и функционирующие как единое целое эти ресурсы образуют  виртуальный компьютер, предоставляющий свои сервисы различным категориям пользователей. Такой подход призван: уменьшить сложность при создании инфраструктур и сервисов, поддерживающих бизнес-процессы; сократить время подготовки к работе; улучшить ценовые показатели обслуживания; повысить уровень использования ресурсов.

Менее распространен вариант подключения посредством цифровых каналов передачи данных. Сети ISDN (Integrated Services Digital Network – цифровая связь с интеграцией услуг) изначально ориентированы для передачи как данных, так и голоса. Подключение компьютера пользователя к сети ISDN осуществляется  посредством двух цифровых каналов, каждый из которых имеет гарантированную пропускную способность 64 Кбит/с; для реализации данного решения в компьютер должен быть заранее установлен специализированный адаптер ISDN. В настоящее время сети ISDN используются для передачи данных, объединения ЛВС,  доступа к глобальным компьютерным сетям, передачи чувствительного к временным задержкам трафика (звука, видео), осуществления телефонии.

Технологии DSL (Digital Subscriber Line – цифровая абонентская линия), обеспечивающей высокоскоростной доступ на расстоянии до нескольких километров по имеющимся телефонным линиям связи (дополнительный цифровой трафик передается параллельно в высокочастотном диапазоне, не влияя при этом на низкочастотные сигналы аналоговой телефонии). Среди моделей семейства xDSL-модемов наиболее популярны ADSL-модемы (Asymmetric Digital Subscriber Line – асимметричная цифровая абонентская линия), обеспечивающие скорость передачи данных от провайдера к пользователю 8 Мбит/с и 1,5 Мбит/с в обратном направлении.

Технически, беспроводные локальные компьютерные сети (БЛКС) сложнее, чем обычные ЛКС (с использованием кабелей для соединения компьютеров). Характерной особенностью БЛКС является снижение скорости передачи данных при удалении пользователей от точек доступа к сети и при увеличении числа работающих пользователей. БЛКС является разделяемой сетью, в которой доступная полоса пропускания делится между пользователями без предоставления выделенных им полос; как результат – потенциально малое число пользователей, работающих через одну точку доступа (обычно 4 – 8 пользователей). В настоящее время развиваются 2 беспроводные сетевые технологии: Wi-Fi и Bluetooth.

Технология передачи по радиоканалу Wi-Fi (Wireless Fidelity –“беспроводная преданность”), реализуется на основе протоколов стандарта 802.11*, наиболее распространенный стандарт 802.11g определяет максимальную скорость передачи 54 Мбит/с, однако реальная эффективная скорость не превышает 30 Мбит/с.

Технология Bluetooth (технология “синий зуб”) в соответствии со спецификацией Bluetooth 1.0 позволяет устанавливать соединение на расстоянии до 10 м со скоростью передачи данных до 721 Кбит/с. Спецификация Bluetooth 1.2 ориентирована на значительное повышение уровня безопасности обмена данными.

IP-телефония (Voice over IP, VoIP) остается относительно новой развивающейся технологией, обеспечивающей параллельную передачу речи и данных. Добавление речевого трафика в сеть с протоколом IP существенно повышает требования к ее пропускной способности. Для сокращения возможных задержек пакетов речевого трафика с целью обеспечения приемлемого качества телефонной связи используется решение на основе алгоритма QoS (Quality of Service – гарантированное качество обслуживания). Оно позволяет задавать уровень приоритета нужным пакетам, в соответствии с которым маршрутизаторы в сети обеспечивают им преимущество при передаче.

Сотового телефона, подобным образом пользователь при наличии соответствующих прав может получить доступ к информационным ресурсам организации. Для связи телефона и компьютера обычно используют специальный кабель.

В ПК типовым решением стало применение процессоров семейства Pentium 4 (тактовая частота процессоров приблизилась к 4 МГц). Усилена специализация шин, доминирующими интерфейсами являются: PCI Express - для связи всех, находящихся на системной плате, ключевых компонентов системы; USB 2.0 - для подключения внешних устройств; SATA - для обмена данными с винчестерами.

Математическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, обеспечивающих обработку данных с получением требуемых результатов.

Программное обеспечение формируется совокупностью программ, позволяющих организовать решение задач на компьютере. Во взаимодействии с техническими средствами оно непосредственно обеспечивает решение задач того или иного класса, при этом используется как системное, так и специальное (прикладное) ПО.

Эргономическое обеспечение предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности пользователей – прежде всего, специалистов-экономистов, руководителей организаций.

Хранилище данных представляет собой предметно-ориентированный, интегрированный, неизменяемый, поддерживающий хронологию набор данных, организованный для целей поддержки принятия решений. Оно содержит как исходные, так и агрегированные данные, относящиеся ко всей компании и собранные из различных оперативных источников, включая учетно-операционные системы.

Витрины данных содержат тематически объединенное подмножество корпоративных данных и строятся для конкретных подразделений компании с учетом направлений их деятельности. Данные для витрины могут поступать как из корпоративного хранилища данных (зависимая витрина), так и непосредственно из оперативных источников (независимая витрина).

К классу относительно простых систем в области информационно-аналитических систем (ИАС), использующих оперативные и накопленные данные, принадлежат информационные системы руководителей (Executive Information Systems - EIS), ориентированные на формирование заданного множества запросов. Как правило, они просты в применении, но жестко ограничены в функциональности.

Портал представляет собой интегрированную систему управления информационными ресурсами, реализующую доступ различных категорий пользователей (сотрудников организации, клиентов и др.) с единой точки входа, и использующую общие унифицированные правила представления и обработки информации.