Содержание:
1. Учет издержек обращения. 3
1.1. Экономическая сущность издержек обращения в современной системе управления торговым предприятием. 3
1.2. Значение и задачи учета издержек обращения в условиях рыночных отношений. 5
1.3. Аналитический и синтетический учет издержек обращения. 15
Задание 2. Практическая задача. 19
Список литературы. 22
1. Учет издержек обращения.
1.1. Экономическая сущность издержек обращения в современной системе управления торговым предприятием.
Перемещение готовой продукции из сферы производства в сферу потребления обусловлено объективным процессом разделения труда в обществе. При этом доведение продукции от производителей к потребителям осуществляется с помощью различных посреднических организаций, которые объединены в одну отрасль народного хозяйства — торговлю. В настоящее время торговля, как оптовая, так и розничная, является наиболее привлекательной для предпринимательства. Этому способствует необходимость относительно небольшого стартового капитала в торговле, а также ее невысокая трудоемкость.
Оптовая торговля создает предпосылки гибкости производства и его материально-технического обеспечения, что позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
Следует различать расходы торговых организаций по закупке товаров, капитальные вложения и текущие затраты по реализации товаров, то есть затраты по организации процесса товарного обращения.
Расходыпо закупке товаров по своей сути авансируются предприятием и постоянно находятся в обороте. Их источниками является собственный оборотный капитал торговой организации, а также краткосрочные кредиты банка.
Капитальные вложения, связанные с увеличением масштаба предприятия, являются единовременными затратами и возмещаются либо за счет собственных источников предприятия, либо за счет долгосрочных кредитов банков и др.
Затратыторгового предприятия по организации процесса товарного обращения включают в себя издержки и затраты, не учитываемые в составе издержек обращения (налоги, сборы, штрафы, пени, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, потери от уценки товаров и пp.).
Издержки обращения[1]— это выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя. Их общая сумма показывает, во что обходится оказание услуг по реализации товаров. Таким образом, издержки обращения представляют собой себестоимость услуг торговли.
Издержки обращения являются исторической категорией, так как могут иметь место только в условиях существования товарно-денежных отношений, то есть когда результат производства принимает форму товара и распределяется путем обмена.
Издержки обращения являются важнейшим оценочным показателем работы предприятий книжной торговли, в котором отражаются эффективность и качество их деятельности.
Основное отличие издержек обращения от себестоимостив промышленности заключается в том, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, то есть торговые организации закупают уже готовые товары, затрачивая ресурсы только на доведение их до потребителей. А расходы, не включаемые в издержки обращения, покрывается из прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.
Рассматривая особенности человеческого бытия, мы можем ясно проследить, что материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя, что в каждом выступающем в истории обществе, распределение продуктов, а вместе с тем и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится и как эти продукты обмениваются.
С развитием обмена продуктами, между производителями в следствии углубления разделения труда и повышения общественной производительности труда, процесс обеспечения все больше превращается в самостоятельную фазу процесса воспроизводства.
Теоретической основой для отнесения процесса снабжения к особой отрасли производственной сферы является учение о двух видах процессов и затрат в сфере обращения. ”Одна часть процессов обращения имеет целью простое изменение формы стоимости, то есть подготовку и осуществление акта купли-продажи, перевод стоимости из одной ее формы - товарной в другую - денежную. Эти процессы и вызываемые ими затраты являются результатом товарного характера производства, никакой новой стоимости они не создают. Общий закон заключается в том, что все издержки обращения вытекающие лишь из превращения формы товара не прибавляют к нему никакой стоимости”(К. Маркс “Капитал” полн. собр. соч. 2-ое изд. т. 4 стр. 219-230).
1.2. Значение и задачи учета издержек обращения в условиях рыночных отношений.
Сокращения расходов является основным источником увеличения прибыли и снижения цен на продукцию. Из данной формулировки вытекают следующие цели и задачи учета издержек обращения.
Целью бухгалтерского учета издержек обращения является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:
Проверка законности и целесообразности осуществляемых на предприятии расходов, правильности их документального оформления'
объективное распределение издержек обращения по отчетным периодам;
правильное разграничение затрат по местам их возникновения и статьям установленной номенклатуры;
своевременное предоставление информации, необходимой для оценки эффективности расходов и принятия управленческих решений;
контроль и анализ исполнения на предприятии утвержденных смет расходов,
Оперативно и жестко пресекать бесхозяйственность и расточительство;
Своевременно и точно определять валовый доход и прибыль;
Контролировать использования прибыли;
Находить резервы для сокращения расходов и повышения рентабельности.
За размером расходов и их хозяйственной целесообразностью должен осуществляться систематический и тщательный контроль. В зависимости от сроков проведения различают контроль предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до совершения операций по производству расходов путем предварительной проверки смет, договоров, товарных и денежных документов и т. п. Цель предварительного контроля — предотвращение действий должностных лиц, в результате которых может быть нанесен государству материальный ущерб.
Предварительный контроль должен осуществляться руководителями торговых организаций и предприятий, а также главными бухгалтерами или лицами, ими уполномоченными. Главным бухгалтерам предоставлено право предварительно рассматривать и контролировать все денежные, товарные и расчетные документы, которыми оформляются операции по производству расходов. Они обязаны при этом широко использовать предоставленное им право подписи на документах, оформляющих расход материальных и денежных средств. Расходные
документы бухгалтер должен подписывать лишь после того, как удостоверится, что расходуемые средства предусмотрены в смете, а их расход является законным и хозяйственно целесообразным.
Руководители и главные бухгалтеры несут ответственность за соблюдение сметно-финансовой дисциплины.
Текущий оперативный контроль за расходами осуществляют в процессе совершения хозяйственных операций работники предприятий и организаций, ответственные за их совершение: заместители главных бухгалтеров, агенты, экспедиторы, материально-ответственные лица, работники контрольно-ревизионных служб, и др. С целью своевременного взыскания произведенных расходов с поставщиков и транспортных организаций, например товарных потерь, происшедших по их вине, необходимо осуществлять текущий контроль за своевременным предъявлением к ним претензий. Такой контроль должен осуществляться начальниками отделов централизованных бухгалтерий и учетно-контрольных групп.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Такой контроль становится возможным в результате отражения расходов на синтетических и аналитических счетах и обобщения данных учета в отчетных формах. Этот контроль проводится путем анализа хозяйственной деятельности, посредством документальных ревизий и проверок, осуществляемых органами внутриведомственного, финансового, народного и общественного контроля.
Предварительный, текущий и последующий контроль издержек обращения позволяет выявить резервы их дальнейшего снижения.
В бухгалтерском учете издержек обращения придерживаются следующих принципов:
1. Адекватность расходов и доходов отчетного периода. Этот дринцип предусматривает отнесение затрат на издержки обращения того отчетного периода, когда они фактически имели место и документально были подтверждены независимо от времени их оплаты или соответствовали доходам, для извлечения которых они были произведены. Расходы по арендной плате, создаваемые в установленном порядке, резервы предстоящих расходов, стоимость коммунальных, транспортных и других услуг производственного назначения включают в издержки обращения того периода, к доходам которого они относятся.
Расходы, оплаченные (начисленные) предприятиями в счет предстоящих поступлений доходов в последующих периодах, в издержки обращения отчетного периода не включаются и учитываются обособленно, как расходы будущих периодов.
Адекватность доходов расходов отчетного периода обеспечивается и за счет распределения издержек обращения между реализованными товарами и их остатком на конец месяца. В торговле и общественном питании распределяют расходы по приобретению товаров. Затраты по хранению и реализации товаров и административные расходы торговых предприятий распределению не подлежат. Их принято считать затратами на реализованные товары.
2.Единство учетной и отчетной номенклатуры издержек обращения.
Ъ.Оценка товаров по себестоимости. По Закону РФ "О бухгалтерском учете и отчетности" остатки товарно-материальных ценностей в балансе отражаются по фактической стоимости. В фактическую стоимость товаров на предприятиях торговли и общественного питания включают их стоимость по покупным ценам и расходы по приобретению, а на предприятиях заготовительной деятельности - стоимость по закупочным ценам и все расходы по закупке и реализации. .[6,19]
В процессе доведения продукции от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме издержек обращения.
Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения в промышленности при затратах по сбыту и снабжению, в заготовительных организациях при затратах по заготовке и сбыту продукции сельского хозяйства, в организациях снабженческих при затратах по доведению средств и предметов труда от производителей до потребителей.
Расходы по оплате транспортирования грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых предприятий составляют издержки обращения торговых организаций по доведению материальных ценностей от изготовителей до потребителей. Издержки обращения торговли составляют часть общехозяйственных издержек обращения.
Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по экономическому содержанию: по отношению к объему реализации товаров и по группам и статьям установленной номенклатуры. По экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.
Чистые издержки обращения - затраты, связанные с товарной
формой продукта и функций материального обеспечения по осуществлению смены форм стоимости.
К ним относятся затраты, связанные с временем реализации то-варов, ведением учета, денежным обращением. Эти издержки в отличии от дополнительных не увеличивают стоимости материальных ценностей и возмещающихся за счет чистого дохода, который создается трудом в отраслях материального производства. Эти издержки составляют незначительную величину.
Дополнительные издержки обращения - затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения. Это расходы по транспортировке продукции, хранению ее на складах, подготовке к потреблению, придание товарного вида: доработка, сортировка, фасовка, упаковка. Транспортировка товаров, доставка их из пунктов производства в районы потребления являются завершением производственного процесса, так как только в результате осуществления этих операций товар приобретает реальную потребительную стоимость и становится готовым к потреблению.
Подготовка товаров к потреблению доработка, сортировка, упаковка, хранение способствуют удовлетворению определенных потребностей. Эти операции не увеличивают стоимости товаров, но предохраняют их от порчи, от потерь, сохраняют созданную стоимость, что равносильно ее увеличению. Труд работников, выполняющих эти операции участвует в создании стоимости товара, переносит на товар стоимость потребленных материалов и средств труда и создает новую стоимость, в том числе и чистый доход общества.
Дополнительные издержки обращения являются основными и преобладающими, участвуя в увеличении стоимости товара, не переносят всей суммы на стоимость товара, так как стоимость определяется не всяким, а только общественно-необходимым трудом. Следовательно, в стоимость товара войдут лишь те издержки обращения, которые необходимы при данном уровне развития транспорта, складского и тарного хозяйства, при рациональной организации доставки, хранения товаров. Вновь созданная стоимость товара и является источником покрытия дополнительных издержек обращения.
По отношения к объему реализации товаров издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменными называются такие издержки обращения, которые в прямой зависимости от объема и структуры товарооборота и изменяются вместе с ним. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, хранению, подработке, подсортировке и упаковке товаров, проценты за пользование банковским кредитом, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм естественной убыли, расходы на тару и большая часть статьи “Прочие расходы”.
С увеличением товарооборота в основном пропорционально увеличиваются абсолютные суммы условно-переменных издержек обращения, однако относительная величина их обычно снижается. .[9,87]
Условно-постоянными называются такие издержки обращения, абсолютные суммы которых не изменяются или изменяются незначительно с увеличением товарооборота. К этим издержкам относятся затраты на аренду, амортизацию, содержание и ремонт основных средств, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расходы на торговую рекламу и частично статью “Прочие расходы”.
По видам издержки обращения подразделяются на соответствующие группы и статьи установленной номенклатуры.
1. Материальные затраты, т. е. затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг); затраты, связанные с использованием природного сырья; затраты на подготовку и освоение природного производства; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства; затраты на обслуживание производственного повеса; затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; и т. д.
а. Расходы на водоснабжение, отопление и освещение торговых, складских и административно-хозяйственных помещений.
б. Расходы по хранению, подработке, упаковке товаров.
в. Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.
г. Суммы недостач и потерь товаров в пути при хранении в
пределах норм естественной убыли и сверх норм убыли, возникающих не по вине материально-ответственного лица. А также суммы потерь по недостачам, растратам и хищениям во взыскании которых отказано судом, списанные на издержки обращения в соответствии с Положением о составе затрат.
д. Расходы по таре: ее сбор, перевозку, ремонт, потери от списка-
ния в установленном порядке тары, пришедшей в непригодность, за вычетом доходов по бесплатно полученной таре с учетом разницы в стоимости.
е. Расходы на текущий ремонт, содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря: отчисления в ремонтный фонд на ремонт зданий, сооружений, механизмов, оборудования и инвентаря и оплату счетов сторонних организаций за выполненные работы по текущему ремонту.
ж. Расходы на собственный транспорт ( без расходов на оплату труда ) - к транспортным расходам относятся расходы по оплате тарифов и франко всех видов транспорта при завозе товаров на торговое предприятие, сборы транспортных организаций, а также расходы связанные с оплатой счетов сторонних организаций, за выполненные погрузочно-разгрузочные работы.
з. Расходы на торговую рекламу.
и. Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями.
2. Затраты на оплату труда - основная и дополнительная заработная плата и отчисления на социальные нужды торговых работников и администрации торгового предприятия, а также выплаты из дохода не списочному составу:
- Затраты на оплату учебных отпусков;
- Затраты связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
- Затраты по обучению учеников и повышению квалификации
рабочих, включая оплату труда квалифицированных работников, не освобожденных от основной работы.
3. Отчисления на социальные нужды:
Выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за не проработанное на производстве ( не явочное ) время; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно ( включая оплату провоза багажа), оплата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка; затраты по транспортировке к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживающихся общественным транспортом; отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд. фонд социального страхования и фонд занятости населения от расходов труда работников, занятых в производстве продукции ( работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
4. Амортизация основных фондов - амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств ( собственных и арендованных).
5. Прочие затраты.
а. Износ по нематериальным активам;
б. Налоги, включаемые в себестоимость работ - транспортный
налог ( 1% от ФОТ) ; Ветхое жилье ( 0,3% от валового дохода) ; Экологический фонд ( согласно расчета) - платежи за выбросы ( сбросы) загрязняющих веществ.
в. Обязательные страховые платежи.
г. Проценты по кредитам банков.
д. Суточные и подъемные-командировачные расходы работни-
ков торгового предприятия.
е. Представительские расходы.
ж. Арендная плата.
з. Вознаграждение за изобретение и рационализаторские пред-
ложения.
и. Оплата услуг сторонним организациям:
связи;
информационно-вычислительного обслуживания;
вневедомственной охраны;
рекламных агентов и аудиторских организаций;
пассажирского транспорта;
банков;
коммунального хозяйства;
культуры;
науки;
образования;
здравоохранения;
нотариальных и юридических учреждений;
к. Другие затраты.
Одной из основных статей издержек обращения являются расходы на заработную плату. В государственной розничной торговле они составляют примерно половину всей суммы издержек обращения. Анализ расходов на заработную плату проводится по данным “Отчета о выполнении плана по труду в торговле ”, форма № 5-з торг (Сведения о торговой деятельности, сдается в налоговую инспекцию, статистическое управление и в вышестоящую организацию ); форма № 1-Т (Сведения о численности и заработной плате и движении работников, сдается в статистическое управление и вышестоящую организацию); текущие сведения бухгалтерского учета и других источников информации. При этом необходимо проверить соблюдение установленной численности торговых работников, изучить систему оплаты и организацию труда, закономерности изменения производительности труда и средней заработной платы работников торговли.
На фонд заработной платы влияют такие показатели, как средне-списочная численность торговых работников и средняя заработная плата одного работника.
Фонд заработной платы =
= товарооборот средняя заработная
средняя выработка X плата одного торгового
на одного товарного работника
работника
Перерасход ФЗП нередко является следствием неравномерного выполнения плана розничного товарооборота отдельными магазинами, а внутри их - отделами, секциями, бригадами по месяцам отчетного периода.
На практике бывают случаи, когда одни торговые предприятия в отдельные месяцы отчетного периода не выполняют план товарооборота и работникам доплачивают до гарантийного минимума (110% оклада ).
Относительный рост фонда заработанной платы может быть результатом излишеств в штатах торговых работников или увеличения в общей их численности доли высокооплачиваемых категорий работников. Поэтому следует изучать состав и структуру численности торговых работников, устанавливать прошедшие в них изменения по сравнению с планом и определить влияние этих изменений на фонд оплаты труда. Анализируя использование рабочего времени, изучая причины целодневных и внутрисменных простоев, разрабатывая рациональные графики выходов на работу продавцов и других работников, прием на работу на неполный рабочий день и сокращение штатов работников аппарата содействуют повышению эффективности труда в торговле и экономии фонда заработной платы.
Ранее недостатки и упущения в работе торговых работников (продажа недоброкачественных товаров, нарушение правил торговли, наличие жалоб и т. д. ) не всегда фиксировались. Сейчас, в условиях жесткой конкуренции, подобные нарушения “бьют” по престижу торгового предприятия. Поэтому, целесообразно ввести систему бездефектного труда, основанную на количественной оценке качества труда, которая будет выражаться через коэффициент качества труда. Наивысшее значение его приравнивается к единице. Все упущения и недостатки оцениваются величинами меньше единицы. Снижение фактического коэффициента качества труда будет влиять на коэффициент трудового участия и, следовательно, снижать премиальные выплаты.
Из выше изложенного можно сделать выводы о том, что издержки обращения входят в категорию наиважнейших показателей характеризующих “непотопляемость” предприятия в условиях современной рыночной экономики. Поэтому при правильной организации учета издержек обращения можно выявить резервы позволяющие оптимизировать издержки обращения и как результат повысить уровень конкурентоспособности предприятия в современных условиях.
1.3. Аналитический и синтетический учет издержек обращения.
Управленческий учёт-это процесс в рамках организации, который обеспечивает аппарат информацией, используемой для планирования , собственного управления и контроля за деятельностью предприятия .
Этот процесс включает, измерение, сбор, анализ , подготовку, передачу , приём информации , необходимой управленческому аппарату, для
выполнению его функций.
Информация, используемая в управленческом учёте - это итоговая информация. Для понимания этой информации необходимы определённые значения о происхождении первичной информации, но не более того, что необходимо для понимания итоговых результатов.
Наглядно прослеживается этот путь в постатейном учёте издержек обращения. Аналитический учёт даёт детальную характеристику расходов по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по сокращению издержек обращения, усилению режима экономики и повышению рентабельности.
Синтетический учёт издержек обращения ведётся на счётах по их принадлежности: «Издержки обращения предприятий розничной торговли», «Издержки обращения оптовых предприятий» и т.п. Общая сумма издержек обращения отражается на счёте 44 «Издержки обращения». По дебету счёта 44 на протяжении отчётного года учитываются суммы производственных расходов, а по кредиту - сумма доходов, частично возмещающих расходы. Дебетовое сальдо счёта 44 до конца года отражает нарастающий с начала года размер издержек обращения , однако в месячных, квартальных балансах ( отчётах ) сальдо этого счёта за исключением расходов по завозу, относящихся к остатку товаров, не проводится. .[3,116]
В учёте должны быть полностью отражены все производственные расходы данного отчетного периода. Расходы надлежит относить на издержки обращения того периода, в счёт которого они произведены, независимо от времени их предварительной ( например, арендная плата) или последующей (например, премии за выполнение квартального плана) оплаты. Отдельные затраты, такие как затраты по текущему ремонту, естественная убыль товаров и другие, в отношении которых нельзя точно установить, какого периода они касаются, включаются в издержки обращения в сметно-номенклатурном порядке. Расходы, производственные в данном отчетном периоде в части, относящейся к будущим отчетным периодам (расходы по рекламе, подготовка кадров, анализ товаров и другие), отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Затем ежемесячно соответствующие суммы фактических расходов, учтенные на счете 97 перечисляются по принадлежности на счет 44 «Издержки обращения».
Синтетический учет обеспечивает только контроль за общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами в торговой сети с учетом целесообразности и производственной необходимости произведенных затрат. Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет издержек обращения в номенклатуре производственных расходов по отдельным статьям в отдельном учреждении.
Торговые точки, находящиеся на самостоятельном балансе, ведут аналитический и синтетический учет издержек обращения самостоятельно. При этом, расходы по отдельным статьям отражаются в группировочной ведомости .[5,56]
Приведены примеры отражения операций, связанных с издержками обращения на счетах бухгалтерского учета.
Отражение на счетах бухгалтерского учета операций , связанных с издержками обращений
Содержание Дебет Кредит
1. Использованы товары для собственных
нужд 44- 2 41-2
2. Некоторые расходы, оплаченные наличными 42-2 50
3. Расходы, оплаченные с расчётного счёта
проценты за кредит и другие 42-2 51-1
4. Задолженности налоговым органам по налогам,
отчислениям и сборам, отражёнными в издерж- 44-2 68-1
ках обращения
материальный расход 44 10
5. Отчисления на социальное страхование и 44-2 69-1,2,3
обеспечение
расход по расчётам 44 60,76
44 70,69,67
Информация о транспортных расходах в течение месяца собирается в журнале-ордере № 5 «Расчеты с поставщиками». Данные для записи в этот регистр бухгалтерского учета берутся из первичных документов (путевые листы, ведомости по списанию горючего) и из первичных документов поставщиков (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др. ). В конце отчетного месяца сумма транспортных расходов из журнала -ордера № 5 переносят в ведомость по счету 44, на эту сумму составляется корреспонденция Д-44 К-60.
В начале года бухгалтерия открывает «Ведомость расчета стоимости и амортизационных отчислений», где приводят все имеющиеся в наличии основные средства, как собственные, так и арендованные. В этой ведомости производится по объектный расчет амортизационных отчислений в соответствии с балансовой стоимостью и нормами амортизации. В ведомости по сч. 44 переносятся две амортизационных отчислений : по собственным основным средствам Д-44 К-02/1 и арендованным основным средствам Д-44 К-02/2.
Сумму арендной платы отражают в ведомости по сч. 44 и составляют корреспонденцию счетов Д-44 К-76. Бухгалтерия делает расчет арендной платы в бухгалтерской справке в соответствии с общей арендуемой площадью и арендной ставкой.
Расчет естественной убыли на товары, переданные в розницу, составляет в следующем порядке : к сумме естественной убыли на фактические остатки товаров по данным инвентаризации на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной прибыли по документам на поступившие за этот период товары и исключается убыль, исчисленная по документам на товары (отпущенные другим магазинам, филиалам магазинов, а также проданные в порядке мелкого опта социально-культурным учреждениям и др. предприятиям, учреждениям, и организациям; возвращенные поставщикам и сданные на переработку ;списанные по актам вследствие лома, крошения, порч, снижения качества , завеса и повреждения тары), а также на фактический остаток товаров по инвентаризованной описи на конец отчетного периода. [4,59]
При наличии в розничном торговом предприятии операций по оптовому или мелкооптовому отпуску и реализации товаров в том же порядке составляются отдельные расчеты естественной убыли.
Норма и сумма естественной убыли, начисленная по инвентаризационным описям и по первичным товарным документам, проставляются на поля указанных товарных документов.
Норму естественной убыли на товары можно рассчитать и другим способом :
1) Реализовано товара=Остаток товара на начало (по данным предыдущей инвентаризации)+ поступление товара за период - Прочий расход - Остаток товара на конец периода.
2) Сумма естественной убыли товара = (Реализовано товара x
Процент естественной убыли) : 100%.
Недостача товаров в пределах норм естественной убыли списывается на издержки обращения, так как естественная убыль товаров
рассчитывается по данным инвентаризации, а инвентаризация проводится не ритмично, создают резерв на списание товаров в пределах норм Д-44 К-89.
Задание 2. Практическая задача.
Рассмотреть хозяйственную операцию, дать ее нормативное обоснование. Отразить операции на счетах бухгалтерского учета.
Организация розничной торговли учитывает товары по продажным (розничным) ценам в соответствии с принятой учетной политикой. В результате проведенной инвентаризации в организации выявлена недостача непродовольственных товаров по продажной цене 2500 руб. Сумма торговой наценки по недостающим товарам составляет 500 руб. По данному товару отсутствуют нормы естественной убыли. Суммы НДС по недостающим товарам, ранее принятая к вычету из бюджета, составляет 350 руб. Виновником выявленной недостачи является продавец, с которого удерживается сумма недостачи из заработной платы.
Выявленные при инвентаризации потери и недостачи товаров отражаются в бухгалтерском учете согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998N 34н. Эти документы предусматривают списание недостач имущества в пределах норм естественной убыли - на издержки производства или обращения, а сверх норм - за счет виновных лиц.
В случаях когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты.
Согласно п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации предложения о регулировании всех выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия товаров с данными бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о списании потерь на финансовые результаты или за счет виновных лиц принимает руководитель организации.
Как видим, порядок отражения в учете потерь товаров зависит от их величины и от того, установлены ли по данному виду товаров нормы естественной убыли, а также выявлены ли конкретные виновные лица. В соответствии с Планом счетов общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных потерь на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостающие товары отражаются по фактической себестоимости.
Отражение недостачи товаров на счетах бухгалтерского учета
Содержание операции |
Регулирующий нормативный правовой акт |
Название первичного документа |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||||
Отражена недостача товара |
Закон о бух.учете. |
Сличительная ведомость |
2500 |
94 |
41/1 |
Списана недостача за счет виновного лица |
Трудовой кодекс |
Накладные, акт инвентаризации |
2500 |
73/2 |
94 |
Списывается наценка |
Закон о бух.учете. |
Накладные, товарный отчет |
500 |
41 |
42 |
Восстановлен НДС |
Налоговый кодекс |
Расчет бухгалтерии |
350 |
73/2 |
68 |
Удержано из з/п |
Трудовой кодекс |
Ведомость начисления заработной платы |
2350 |
70 |
73/2 |
Список литературы.
1.
Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие.
М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор,
2.
Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Экспертное
бюро,
3.
Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на
предприятиях различной формы собственности. М.,
4.
Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в
бюджетных организациях. - М., «Проспект» -
5.
Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник
нормативных документов и справочных материалов, М.,
6.
Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,
7.
Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. М.,
«ИД ФБК Пресс»,
8. Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н с изменениями и дополнениями от 24.03.2000 г.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Госдумой РФ 17.07.1998 г., с учетом последующих изменений и дополнений.