Оглавление


Введение____________________________________________________________________ 3

Понимание природы в истории культуры_______________________________________ 6

Взаимодействие общества и природы.__________________________________________ 9

Грозит ли нам экологическая катастрофа_____________________________________ 12

Возникновение природоохранной деятельности человека________________________ 16

Развитие природоохранной деятельности человека_____________________________ 20

Заключение_________________________________________________________________ 23

Список использованной литературы___________________________________________ 26


Введение


Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной норме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой— необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь.

С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, «интеллектуальной эволюции человечества» (О. Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенствования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих потребностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребностей людей, но, прежде всего, в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительности.

С другой стороны, было бы неправильно представлять общество только как часть природы и игнорировать его специфические черты. Подобное отождествление объясняется характеристикой людей только как природных существ со столь же природными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бытовой, политической и иной деятельности. В конечном счете игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на основе которой возникает и развивается их общественное и индивидуальное сознание.


Понимание природы в истории культуры


Кажется, чего проще — разделить природные и общественные начала — одни предметы отнести к природе, а другие — к обществу. На самом деле это не так просто Деревья в саду посажены человеком Их семена н процесс роста — природный факт Почва — часть природы, преобразованная человеком Домашние животные — объекты природы, в которых в известной мере реализованы цели человека посредством искусственного отбора. Здания построены человеком, а материалы, которые для этого использованы, — дар природы. Человек есть, конечно, природное существо; он — венец природы, высший биологический вид. Но он прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Это та часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие. В географическую среду входят не только река, которая прямо или косвенно связана с человеческой деятельностью, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искусственная лесная полоса, так же как и поля, и выгоны, и пастбища, и луга, и города, и все другие поселения, климатические и почвенные условия, полезные ископаемые, растительное и животное царство.

В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли; это, по словам А.И. Герцена, две главы одного романа, две фазы одного процесса, очень далекие на закраинах и чрезвычайно близкие в середине. Географическая среда — это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия. Мы связаны с географической средой «кровными» узами, и вне ее наша жизнь невозможна: она является естественной основой жизни человека. Между природным и общественным началами нет пропасти, что, разумеется, не означает отсутствия качественной специфики Несмотря на все свои качественные отличия, общество остается частью более обширного целого — природы.

А что мы вообще понимаем под природой? Хотя со словом «природа» соединяются весьма разнообразные значения, но когда говорится о природе вообще, без всякого ближайшего определения, то, по словам Вл. Соловьева, всегда подразумевается некоторое существенное и в себе единое начало, производящее из себя все вещи С этим согласуется и этимологическое значение слова «природа», что указывает в ней на начало произведения или порождения вещей Так как природа все из себя производит, то мы находим в ней основание всех вещей: она есть их единая общая основа.

Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная — усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с природой. Так, по словам И.А. Ильина, обстоит дело у земледельца и у лабораторного ученого, у железнодорожного сторожа и художника... Каждый из них по-своему вступает в общение с природой. Каждый учится у нее, каждый старается приспособиться к ней, использовать ее для своих целей, как бы уговорить ее. И это прислушивающееся уговаривание природы, это овладевающее ею обучение у нее, это осторожное одолевание и подчинение ее является для каждого духовно живущего человека одной из радостей в земной жизни. Бывает так, что природа его умудряет, утончает своими красотами его эстетические чувства, иногда и наказует, а иногда награждает его сторицею.

Природа требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать. Природа на ранних этапах становления общества была или всевластной деспотический матерью, как говорит Вл. Соловьев, младенчествующего человека, или чужой ему рабой, вещью. В эту вторую эпоху пробудилось безотчетное и робкое чувство любви к природе как к равноправному существу, имеющему или могущему иметь жизнь в себе.


Взаимодействие общества и природы.


Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по словам Д.И. Писарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов? накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных подземных воздействий: это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория, связанная с преобразованием солнечной энергии через зеленый покров планеты. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования происходили уже не раз и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Наш выдающийся естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский, являясь одним из создателей антропокосмизма, представляющего в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Именно он ввел само понятие «ноосфера». Эти идеи развивал далее, но в этом же духе П. Тейяр де Шарден, а у нас эти принципы развивались А.Л. Чижевским в замечательном произведении «Земное эхо солнечных бурь» (М., 1976). Помимо растений и животных организмов биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения биосферы, оказывая все более мощное и интенсивное воздействие на нее в связи с развитием науки 'и техники. С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греч. noos — ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Можно сказать, что ноосфера — новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к природе — родному дому человека.


Грозит ли нам экологическая катастрофа


Экология (от греч. oikos обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определении экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество — природа. Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически- преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Нельзя забывать: мы живем в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов для промышленности и пропитания «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания. Под тяжелым покровом седых небес, под этим свинцовым небом на отравленной, измученной земле, говорит С.Н. Булгаков, жизнь кажется какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительностью смерти. Окруженная кольцом смерти, постоянно окружаемая раскрытым зевом небытия, жизнь робко и скупо ютится в уголках Вселенной, лишь ценою страшных усилий спасаясь от окончательного истребления: биосфера стонет под тяжестью индустриальной цивилизации.

Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. И не только в узкопрагматическом смысле, но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны лелеять и любить ее, как родную мать.

Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника — человек — биосфера. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более совершенствование самого человека как «части», порожденной самой же природой. Человеку по мере его развития всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям. Заповедь собственно человеческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего человечества и для нее самой. Перед лицом экологической катастрофы трудно не осознать единства природы и общества, их органической связи и ответственности человека перед своей матерью-природой.

 


Возникновение природоохранной деятельности человека


Природа - это окружающий нас мир во всём многообразии его проявлений. Природными объектами являются как живые организмы и неживая среда (горная порода и её образования, вода, воздух), так и явления, процессы, сопровождающие взаимодействие тел и веществ: электрические, электромагнитные, гравитационные поля, приливы, ветер, и др.

В природе всё связанно и взаимообусловлено, характерная её особенность - непрерывное изменение, развитие.

Человек является продуктом природы, её частью, принадлежит ей, по словам Ф. Энгельса "плотью, кровью и мозгом", находится "внутри её". Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает от природы всё необходимое: воздух, которым он дышит, воду пищу, одежду, - не говоря об удовлетворении высших потребностей - духовных и эстетических. Человек, таким образом, вступает в целенаправленное, осознанное взаимодействие с природой, выступая потребителем её богатств.

На ранних этапах развития это взаимодействие носило ограниченный в территориальном отношении характер и изменения в природной среде были незначительными. Так, в первобытном обществе основными видами промысла были охота, рыболовство, сбор диких растений и плодов. Позже, когда человек научился земледелию и скотоводству, преобразования стали более широкими. Люди распахивали значительные пространства, занимали большие территории под пастбища, вырубали леса для сельскохозяйственных нужд.

Прогресс науки и техники, сопровождающий развитие человеческого общества во второй половине XIV и особенно в XX столетии, с одной стороны позволили человеку значительно преодолеть зависимость от природы и обеспечить возрастающие потребности, но, с другой стороны, резко увеличилось воздействие на природную среду. В настоящее время для удовлетворения собственных нужд человечество получает из недр планеты 25 тонн различного сырья в год в расчете не 1 жителя. Для сельскохозяйственных нужд используется около 25-30% суши, а вместе с продуктивным лесом - 50-55%, т.е. практически человеком освоены все удобные земли планеты, потребление же промысловых рыбных ресурсов в мировом океане подходит к пределам биологических возможностей.

Наряду с этим, в окружающую среду поступает всё больше и больше различных вредных веществ, в результате различны аварий и катастроф наносится непоправимый ущерб природе...

Таким образом, мы видим, что современное человеческое общество, обладающее секретом ядерной энергии и регулированием на уровне клетки, стало мощной созидательной силой, но одновременно и такой, которая способна нанести непоправимый ущерб дальнейшему существованию всего живого на земле, Жесточайшая необходимость заставила человека искать пути разумного взаимодействия с природой: возникла специальная область деятельности, получившая название охраны природы.

Зачатки осознанного отношения человека к природе имелись уже на первых этапах развития в виде религиозных запретов на промысел отдельных животных, объявления священными отдельных территорий.

У древних народов Египта, Индии священными считались животные (змеи, обезьяны, отдельные копытные, тигры, некоторые насекомые), растения (лотос, деревья), скалы, водные источники и их обитатели. Все они строжайше охранялись. Эти обычаи сохранились и поныне в ряде стран. Существовали правила охоты у древних хантов и манси. Древний китайский философ Лао-Цзы (VI в. до н. э.) призывал беречь леса, чтобы не навлекать стихийные бедствия. Китайский поэт Сыма-Слы-Жу (I в. до н. э.) в своих произведениях упоминает, что правители того времени имели территории, богатые растительностью и животными, на которых не разрешалось земледелие, несмотря на царивший голод. В Римской империи (I в. до н. э.-V в. н. э.) проводились мероприятия по очистке городских сточных вод и последующему использованию их для сельскохозяйственного орошения. Развитие феодального землевладения также сыграло отчасти свою природоохранную роль. С целью охраны крупных земельных наделов от посягательств безземельных тружеников и горожан феодалы создавали заповедные территории. В XI-XII вв. такие заповедники возникли на территории нашей страны: Беловежская пуща, Семь Островов. В этот период развивалось государственное природоохранное законодательство. В Польше в XI в. был издан указ об охране туров. При Ярославе Мудром был составлен свод законов, в котором содержались разделы по охране лесов и отдельных животных. Работы по охране природы начали проводиться в XIV в. во Франции. С открытием и использованием угля для топлива в Англии, в Лондоне из-за сильного загрязнения воздуха в 1273 г. был принят закон о запрещении сжигания угля для отопления. Отмечается развитие природоохранной деятельности при Петре I, когда особое внимание уделялось лесам. Петром I были заложены основы организованного лесоводства, созданы специальные инструкции о порядке рубок и охраны лесов, об упорядочении охоты на ценных промысловых животных.

Индустриализация и увеличение масштабов использования природных ресурсов, вызванные эпохой капитализма, поставили перед человеком новые серьезные задачи в области охраны природы. Стремление к обогащению, конкуренция, захват колоний толкали к безжалостному истреблению лесов, промысловых животных, хищническому использованию полезных ископаемых. В Западной Европе во многих местах были уничтожены тур, лось, косуля. В Америке колонисты подорвали популяции бизонов, с которыми была связана жизнь местных индейцев. В промышленно развитых странах-Англии, Германии, Франции-складывались тяжелые ситуации в городах и промышленных районах в результате отравления воздуха и воды загрязняющими веществами.

В России в XIX в., особенно после отмены крепостного права, возникла острая необходимость проведения мероприятий по охране природы в государственных масштабах в связи с интенсивно вырубавшимися лесами европейской части страны, по защите почв от эрозии вследствие расширения сельскохозяйственных площадей, по предотвращению чрезмерной добычи пушных и других промысловых животных, птиц, рыбы. К началу XX в. на территории государства насчитывалось 5 заповедников. Появились научные обобщения, которые служили основой природоохранных мероприятий (работы А. И. Воейкова, В, В. Докучаева и др.). Большой вклад в дело охраны природы внесла Постоянная природоохранительная комиссия, созданная в 1912 г. при географическом обществе. Она была инициатором создания первого закона о заповедниках (1916 г.). Обеспокоенные судьбой национальных богатств передовые ученые в канун Октябрьской революции внесли на рассмотрение Государственной думы разработанный ими проект общего закона об охране природы России.

Развитие природоохранной деятельности человека


На данном этапе развития общества основной задачей природоохранного законодательства в Российской Федерации является формирование основных законов, направленных на обеспечение устойчивого развития государства и сохранение окружающей природной среды, как основы жизнедеятельности каждого человека в отдельности и государства в целом. Именно на государстве и лежит ответственность за формирование законодательной базы в области охраны окружающей природной среды и природопользования, ее совершенствования и развития.

Указы Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" определили основные направления государственной политики в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, направленные на обеспечение устойчивого развития Российской Федерации.

По вопросам природоохранной деятельности приняты федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, сделаны заявления президента. Кроме того, этому направлению уделено большое внимание в ежегодных посланиях президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации.

Так в своем "Послании к Федеральному Собранию" в 1999 году Президент Российской Федерации в заключительной части заявил: "Вступая в новую эпоху, мы должны расстаться со старым взглядом на природу, как на свою "мастерскую". Нужны новые правила поведения человека на земле: защищать природную среду - значит защищать саму жизнь на Земле. Ключевая роль в этой сфере принадлежит государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс "экологического поведения". Экономическая политика государства должна, наконец, всерьез считаться с экологическими ограничениями".

Однако до настоящего времени на государственном уровне не выработана концепция развития и совершенствования природоохранного законодательства. Законы в области охраны окружающей природной среды и природопользования принимаются стихийно и бессистемно.

Причем за пять последних лет вступили в силу восемьсот федеральных законов, из них по вопросам охраны окружающей природной среды всего лишь шестнадцать законов, что составляет 2 % от общего числа принятых федеральных законов.

Накопившиеся за десятилетия экологические проблемы усугубляются проблемами, возникшими в последние годы (в том числе в результате разгосударствления и приватизации собственности), поэтому требуются усилия, направленные на охрану окружающей среды не только на федеральном, но и на региональном уровне.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные законы должны обеспечить организацию природопользования и охраны окружающей природной среды, исходя из общих положений и принципов, на основе которых субъекты Российской Федерации должны развивать свое законодательство.

Особо остро стоит вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "О принципах и порядке гения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации определил основные принципы, в соответствии с которыми должны приниматься федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: конституционности, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации: согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации, добровольности заключения договоров, обеспеченности ресурсами, гласности заключения договоров, соглашений.

Заключение


Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества — от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма — Ж.Ж. Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой — залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродот и мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что «народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши»'. По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Географический детерминизм выступил вначале как антирелигиозное учение, стремившееся доказать земное происхождение общественных порядков. Однако со временем он переродился в так называемую геополитику, т.е. теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашистскими доктринами.

Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается.

Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния человеческого разума на разные области природы — от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума — ноосферой . Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Список использованной литературы


                    История философии в кратком изложении /Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.

                    История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1999;

                    История философии в кратком изложении. / Перевод с чеш. И. И. Богута. М.,: Мысль, 1991.

                    История философии.  Под редакцией Г. Ф. Александрова, Б. Э. Быховского, М. Б. Митина, П. Ф. Юдина.   Том I - Философия античного и феодального общества.

                    Кононович Л. Г., Медведева Г. И. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов, 1998.

                    Краткий философский словарь. Под ред. Розенталя М., Юдина П. М. 1994.

                    Радугин А. А. Философия: Курс лекций. Второе издание, переработка и дополнение - М.: Центр, 1997

                    У колыбели науки. Волков Г. Москва 1971 г.

                    Философия. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрист,  1996г.

                    Философский словарь. - М.: Политиздат, 1997;