Содержание

Введение. 3

1. Современный туризм. 4

2. Использование истории экономики в туризме. 7

Заключение. 9

Список литературы.. 11
























Введение

Слово «туризм» происходит от французского “tour” – прогулка. В настоящее время под туризмом понимают вид деятельности, связанный с путешествием и их обеспечением. Под туризмом понимают:

·        результат передвижения людей по туристическим маршрутам,

·        путешествие в пункт назначения и остановку в нем.

Под путешествием понимают выезд из региона постоянного проживания, не включающий в себя деятельность по извлечению прибыли.

Выделяется два основных определения туризма.

Согласно определению ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

В законе РФ дано несколько иное определение. Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

Цель работы рассмотреть каким образом можно использовать историю экономики в туризме. Задачи работы рассмотреть:

1.     Современный туризм

2.     Факторы, влияющие на развитие туризма

3.     Использование истории экономики в туризме





1. Современный туризм

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм внутренней и международной  торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий только  иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма  достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). [1]

Туризм как отдельная отрасль возникает в XIX веке в связи с ростом потребности в туристских услугах. Социальная база туризма существенно расширилась в XX веке в связи с ростом доходов, развитием системы социального (в том числе и пенсионного) обеспечения, перераспределением доходов.[2]

В Европе туризм представляет 5,5% валового внутреннего продукта, около 5% экспортных поступлений и 6% рабочих мест. За последние 10 лет туристическая деятельность возросла на 14%.

В деятельности туристических фирм, особенно на этапе их выхода на рынок, велико значение правильно разработанной рекламной компании.

Туристическая компания может быть направлена на турагентов или на потенциальных клиентов. Информация относящаяся к первому виду, распространяется прежде всего на туристических выставках, где представляют свои продукты все самые крупные компании различных стран.

Очень большое значение в туристической рекламе имеют специализированные документы — листовки, брошюры и пр.

Технология туристской фирмы представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристского продукта на туристском рынке.

Управление в туризме – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим процессом в туристской фирме. В настоящее время наиболее прогрессивным считается маркетинговый подход к управлению туристской фирмой, заключающийся в комплексности подхода к управлению производством, реализацией, организацией потребления, качеством обслуживания и спросом на туристский продукт, ориентированный на учет требований рынка.

Основными элементами управления туристской фирмой являются управление процессом создания тура, созданием портфеля туров и управление персоналом.

Под экономикой туризма понимают систему отношений, возникающую в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. В этой связи экономикой туристской фирмы следует называть совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания других различных услуг (выполнения работ). [3]

Элементами производственно-обслуживающего процесса являются персонал, основные фонды туристской фирмы и используемая технология. Организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в производственно0обслуживающем процессе туристской фирмы.

Продукт туристской фирмы является нематериальным продуктом, что позволяет некоторым современным исследователям (в том числе и Ф. Котлеру) говорить о том, что продуктом туристской индустрии являются воспоминания. С другой стороны, туристский продукт представляет собой комплекс материальных услуг (проживание, питание), оказываемых с использованием огромной материальной базы. Это противоречие связано с тем, что продукт туристской отрасли – это право временного использования данной базы, которая не является продуктом конченого потребления (например, номер в гостинице в отличие от квартиры).

С точки зрения экономики отрасли туристская отрасль является отраслью с монополистической конкуренцией, что связано с особенностью туристского продукта. Как правило, туристская отрасль характеризуется низкой концентрацией, хотя в последнее время для нее стали характерны как процесс укрупнения, так и создание вертикально интегрированных структур, связанных с диверсификацией деятельности предприятий туристской индустрии. Так, туристская деятельность в рамках СКК является диверсификацией деятельности санаторно-курортного комплекса и представляет собой создание вертикально интегрированной структуры.

Учитывая важность туристской деятельности в экономике страны и обеспечения охраны прав туристов, существует комплекс стандартов  «Туристско-экскурсионное обслуживание». Основным стандартом в отношении туризма принято считать ГОСТ Р50681-94 «Проектирование туристских услуг». Указанный стандарт определяет порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. Результатом проектирования являются технологические документы (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и др.) по отдельным видам услуг (путешествие, поход, экскурсия).


2. Использование истории экономики в туризме

По мнению различных аналитиков, в основе развития туризма в последние лежат следующие факторы: [4]

1.     Экономический рост  и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.

2.     Совершенствования всех видов транспорта и как следствие – удешевление поездок.

3.     Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

4.     Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

5.     Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

6.     Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

7.     Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.[5]

Осуществление туристических операций предполагает определённые отношения между туристами – потребителями туристических услуг и туристическими фирмами – их производителями и реализаторами, а также отношения последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.),  обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг. Туризм - важный элемент общественной и экономической жизни.

Он отражает законное желание человека посетить новые места и впитать различные культуры, так же как и извлечь выгоду из деятельности или отдых вдали от места проживания или места работы.

Эта важная экономическая статья актива для многих регионов и городов делает особый вклад в экономическую и социальную связь периферийных регионов. Туризм являет собой хороший пример существенной связи, которая существует между экономическим развитием и окружающей средой, со всеми сопутствующими выгодами, напряжениями и потенциальными конфликтами.

Воздействие туризма очень сильно зависит от вида туризма, поведения туристов и качества туристических услуг. Большая часть давления на окружающую среду исходит от массового туризма в прибрежных и горных районах, которое, скорее всего, значительно вырастет в последующие десятилетия. Таким образом, будет необходимо развивать национальное и региональное объединенные планы по управлению для прибрежных и горных районов.

Элементы в этих стратегиях, которые прямо зависят от взаимодействия туризма и окружающей среды, будут: контроль за использованием земель; установление жестких правил по новым сооружениям и борьба против нелегального жилищного строительства; управление въездом частного транспорта в туристические регионы; расширение туризма; строгое применение экологических стандартов по шуму, питьевой воде, воде для купания, жидким отходам и выбросам в воздух; создание амортизирующих зон вокруг чувствительных районов и профессиональная подготовка людей, вовлеченных в управление задействованными регионами.

Использование истории экономики очень важно, ведь с помощью ее особенностей можно привлечь множество туристов. Также используя ее опыт можно не допускать ранее совершенные ошибки.

Заключение

В России, к сожалению, туризм все еще не воспринимается как полноправная отрасль н/х и предмет научного анализа научной тематики мало. Нет ни одного отраслевого периодического научного издания. На государственном уровне в настоящее время проблемами туризма занимается госкомитет по физкультуре и туризму.

Вообще понятие “туризм” чаще ассоциируется в России со спортом и укрепление здоровья, чем с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.

Следует отметить и те положительные сдвиги, которые произошли в туризме и государственной политике в данной области за последние годы.

Во-первых, это несомненный прорыв в правовое регулирование туристской деятельности:

·        важным принципиальным моментом является принятие Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (принят государственной Думой 4 октября 1996 года). Этот закон важен прежде всего в том смысле, что государство признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации и публично определяет основные принципы, цели и направления государственного регулирования туристской деятельности;

·        правительство города Москвы также объявило приоритетной туристскую деятельность на территории города и гарантировало налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, развивающим свою деятельность в данном секторе экономики, что также необходимо провести подобную льготную политику на территории Республики Хакасии;

·        без сомнения большую положительную роль в повышение качества работы туристских фирм сыграло постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1995 года “О лицензировании международной туристической деятельности”.

Лицензирование выполняет роль рода сита, отсеивающего хотя бы часть фирм авантюристов, живущих одним днем и не заинтересованных в длительной работе на рынке туризма.

Во-вторых, безусловно положительным фактором развития российского рынка туризма является растущее число и влияние объединений туроператоров и турагенств. Наряду с такими известными объединениями, как РАТА (Российская ассоциация турагенств) и НТА (Национальная туристическая ассоциация).

 За последние годы сформировалось множество суботраслевых объединений в сфере туризма, например, Российская ассоциация социального туризма, Телевизионная ассоциация туристов. Можно предложить и нашим хакасским туристическим фирмам объединиться в единое целое. Будет больше капитала, больше возможности для дальнейшего роста и развития на международном туристском рынке.

Ведь Республика Хакасия имеет прекрасную природную среду, незатронутые уголки природы, тайгу и горы, все это необходимо для перспективы в сфере туризма.

В-третьих, заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма. Сегодня образование по специальности “менеджер туризма” можно получить как в целом ряде государственных вузов, так и в частных средних и высших учебных заведениях.

В последние десятилетия произошли существенные количественные и качественные изменения в спросе на туристские услуги. В целом этот период можно охарактеризовать как экспансию туризма, сопровождающуюся решением объема спроса.



Список литературы

1.     Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Введение в бизнес туроперейтинга: учебно-методическое пособие. М.: Российская Международная Академия Туризма, 2004.-653с.

2.     Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: учебное пособие. М.: МГУ, 2002.-536с.

3.     Гостиничный и туристический бизнес. (под редакцией Чудновского А.Д.) М.: ИНФРА, 2004.-535с.

4.     Гостиничный и туристический бизнес/Под ред. Чудновского А. Д. – М.: Тандем, 2003.-540с.

5.     Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: Норма-М, 2002.-628с.



[1] Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: учебное пособие. М.: МГУ, 2002.-127с.

[2] Гостиничный и туристический бизнес. (под редакцией Чудновского А.Д.) М.: ИНФРА, 2004.-248с.

[3] Гостиничный и туристический бизнес/Под ред. Чудновского А. Д. – М.: Тандем, 2003.-135с.

[4] Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Введение в бизнес туроперейтинга: учебно-методическое пособие. М.: Российская Международная Академия Туризма, 2004.-79с.

[5] Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: Норма-М, 2002.-533с.