Содержание
Задание № 1____________________________________________________ 3
Задание № 2____________________________________________________ 9
Полномочия членов парламента Италии_________________________ 9
Полномочия членов парламента КНР___________________________ 11
Смысл терминов "свободный мандат" и "императивный мандат"__ 11
Задание № 3___________________________________________________ 13
Конституция ФРГ____________________________________________ 13
Конституция Бельгии_________________________________________ 13
Список литературы____________________________________________ 15
Задание № 1
Франция |
Великобритания |
Избирателями являются совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Закон, о котором говорит Конституция, — это прежде всего Избирательный •кодекс. Особенность его заключается в том, что он не принимался Парламентом как единый акт, а представляет собой инкорпорацию изданных в разное время, начиная с 1852 г., норм избирательного права, имеющих к тому же различную юридическую силу, поскольку в Кодекс включены нормы как органических, так и обычных законов. Причем инкорпорация эта осуществлена в 1956 г. правительственным декретом. В соответствии со ст. 2 Кодекса считаются избирателями француженки и французы, достигшие полных 18 лет, обладающие гражданскими и политическими правами и не подпадающие под случаи недееспособности, установленные законом. Не вносятся в списки избирателей лица, осужденные за перечисленные в Кодексе преступления к определенным наказаниям, банкроты, а также лица, лишенные судом права голоса и участия в выборах на установленный в приговоре срок. В некоторых случаях предусматривается шестимесячный ценз оседлости. Французские граждане, проживающие за границей, могут участвовать в голосованиях. В случае президентских выборов или референдума они могут голосовать в посольствах или приграничных департаментах. Так голосуют примерно 700 тыс. избирателей. При проведении иных выборов они по их просьбе могут включаться в списки избирателей коммуны, где они родились или имели последнее местожительство или где проживают их родственники. Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание по достижении 23 лет, для избрания в Сенат — 35 лет, для избрания в региональные и генеральные советы — 21 года, в муниципальные советы — 18. лет. Не могут избираться кадровые военнослужащие, находящиеся на действительной службе. Как правило, не допускается совмещение более двух выборных мандатов или должностей. Выше отмечалось, что конституционная реформа 1992 г. предусмотрела возможность предоставления на условиях взаимности активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах проживающим во Франции гражданам стран — членов Европейского союза. Однако иностранцы не могут осуществлять функции мэров или их заместителей и участвовать в назначении выборщиков при выборах в Сенат и в выборах сенаторов. Особенность пассивного избирательного права по выборам в местные советы заключается в том, что избираться могут не только избиратели соответствующей территориальной единицы, но и другие граждане, которые платят там прямые налоги. Правда, число советников последней категории ограничивается. |
Содержание многочисленных актов о народном представительстве (1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989 гг.) позволяет заключить, что в Великобритании действует всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах. После принятия Акта о реформе семейного права 1969 г., снизившего возраст совершеннолетия с 21 до 18 лет, активное избирательное право стало принадлежать британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса, предоставив право голоса проживающим в стране гражданам Ирландской Республики и Содружества. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Договора о Европейском союзе активным и пассивным избирательным правом на местных выборах обладают, как уже отмечалось, граждане ЕС на тех же условиях, что и британские граждане. Как правило, избиратели осуществляют свое право голоса в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают. В Северной Ирландии при проведении выборов в Палату общин действует ценз оседлости: необходимо три месяца постоянного проживания на территории данного региона. При этом закон особо гарантирует избирательные права граждан, находящихся вне места своего жительства в связи с работой или вследствие болезни: они голосуют по почте или по доверенности. Особые правила участия в голосовании установлены для лиц, проживающих за границей. Так, лица, находящиеся на гражданской или военной службе, и проживающие с ними члены их семей, моряки торгового флота и другие рассматриваются как избиратели того избирательного округа, в котором они имели бы право голоса, проживая в стране. С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено гражданам, проживающим за границей и подавшим на дату, установленную для составления регистрационного списка избирателей, соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были зарегистрированы непосредственно перед выездом за границу. Однако такое право действует только в течение пяти лет с того дня, когда гражданин перестал быть жителем Великобритании. В качестве гарантии осуществления активного избирательного права гражданами, проживающими за границей, предусмотрено голосование по почте и по доверенности. При этом одно лицо не может получить более двух доверенностей от других избирателей. Активным избирательным правом не обладают: иностранцы (кроме граждан ЕС на местных выборах); лица, не достигшие 18 лет ко дню голосования; душевнобольные; пэры и пэрессы (кроме пэров Ирландии); лица, отбывающие по приговору суда заключение в исправительном учреждении (в эту категорию входят и условно освобожденные от наказания); лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах (срок отстранения от участия в выборах составляет от пяти до 10 лет в зависимости от характера нарушения). Пассивное избирательное право, помимо тех ограничений, которые свойственны активному, характеризуется повышенным возрастным цензом (21 год), а также отстранением от участия в выборах нереабилитированных банкротов (реабилитация может быть произведена судом по истечении пяти лет после объявления банкротом). Кроме того, правом быть выдвинутым в качестве кандидата обладают только британские и ирландские граждане (citizens). Применительно же к выборам Палаты общин действует также целый ряд правил о несовместимости мандата парламентария с занятием определенных должностей. Не могут быть избраны в Палату профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, и гражданские служащие, полицейские, депутаты местных представительных органов, члены любых органов, назначаемых Короной, священнослужители. Во всех перечисленных случаях, скорее, можно говорить о неизбираемости, поскольку указанные лица могут баллотироваться только в том случае, если предварительно уйдут в отставку со своих должностей. На местных выборах, кроме того, для выдвижения кандидатом необходимо проживать, работать или владеть недвижимостью в пределах соответствующей территориальной единицы не менее 12 месяцев непосредственно перед выдвижением. Равное избирательное право гарантируется, во-первых, предоставлением избирателям одинакового числа голосов: на выборах в Палату общин и большинство местных советов — по одному, а на выборах окружных советов Англии — по числу избираемых от каждого избирательного округа советников. Во-вторых, законодательство стремится к обеспечению математического равенства численности избирателей в избирательных округах. Данное требование впервые было установлено в Акте о перераспределении мест в Палате общин 1949 г. В настоящее время принципы деления страны на избирательные округа на выборах в Палату общин установлены Актом- о парламентских избирательных округах 1986 г., а на местных выборах — соответствующими актами о местном управлении. Однако на практике не все избирательные округа являются равными. Так, при проведении парламентских выборов 1992 г. число избирателей в них колебалось от 22 тыс. до 100 тыс. человек. Выборы всех представительных органов в Великобритании проводятся при непосредственном участии избирателей, т. е. являются прямыми. С 1873 г. голосование осуществляется тайно, путем подачи бюллетеня, заполняемого в специальной кабине для тайного голосования. При этом участие в голосовании на любых выборах является добровольным, т. е. существует свободный вотум избирателя. |
Задание № 2
Полномочия членов парламента Италии
Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.
Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.
Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.
Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.
Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.
Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих).
Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.
Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет соблюдение подателями проекта конституционных требований.
Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.
Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.
Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Полномочия членов парламента КНР
Парламентарии не являются профессионалами в законотворческой деятельности. Они должны продолжать трудиться на своем рабочем месте. Обладают императивным мандатом, т.е. им даются наказы избирателей, они обязаны выполнять наказы, отчитываться перед избирателями об их выполнении и могут быть отозваны своими избирателями обычно на собраниях, если не выполняют наказы или плохо работают как депутаты
Смысл терминов "свободный мандат" и "императивный мандат"
Выборные лица, прежде всего, обладают специальными полномочиями и гарантиями этих полномочий. Депутат - это лицо, которое в установленном законом порядке избранно в представительные коллегиальные органы государственной власти или местного самоуправления для осуществления нормотворческой деятельности и иных установленных законом функций.
Депутат может иметь два статуса: свободного мандата и императивного мандата:
Свободный мандат |
Императивный мандат |
1. Формирует свою программу на основе наказов избирателей. 2. Обязан реализовать наказы избирателей. 3. Обязан регулярно отчитываться перед избирателем. 4. Может быть отозван избирателями, если его деятельность их не удовлетворяет. |
1. Программу формирует по своему усмотрению. 2. Такой обязанности не имеет. 3. Не обязан. 4. Не может быть отозван. |
Задание № 3
Конституция ФРГ
Статья 5
(1) Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензуры не существует.
(2) Эти права ограничиваются нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести.
Статья 18
Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья 8), свободу объединений (статья 9), тайну переписки, почтовых, телеграфных и телефонных сообщений (статья 10), право собственности (статья 14) или право убежища (статья 16а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Утрата прав и ее пределы определяются решением Федерального конституционного суда.
Конституция Бельгии
Королевство Бельгия - сравнительно небольшое государство на северо-западе Европы. Граничит с двумя крупнейшими западноевропейскими государствами: на востоке - с ФРГ, на юго-западе - с Францией. Соседями Бельгии являются также Нидерланды и Люксембург. Берега страны омывает Северное море, отделяющее ее от Великобритании.
Конституция гарантирует каждому гражданину КНР основные права, включая право избирать и быть избранным; право свободы слова, печати, собраний, организации обществ, шествий и демонстраций; свободу вероисповедания; личную свободу и уважение человеческого достоинства, неприкосновенность жилища; свободу переписки и сохранение тайны переписки; право критиковать и вносить предложения в адрес любого государственного учреждения и государственного служащего, а также право контроля над их деятельностью; право на труд, отдых и материальную помощь со стороны государства и общества в случае старости, болезни или потери трудоспособности; право на образование и занятие научной, литературной, художественной и другого рода культурной деятельностью.
Статья 23 Конституции закрепляет экономические, социальные и культурные права бельгийцев, обеспечение которых возложено не только на государство, но и на регионы. Среди этих прав: право на жизнь, соответствующую человеческому достоинству; право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности; право на социальное страхование и здравоохранение, на социальную, медицинскую и юридическую помощь; право на пристойное жилище; право на здоровую окружающую среду; право на культурное и социальное процветание. Кроме того, Конституция провозглашает свободу прессы; право на объединения и собрания; право петиций; неприкосновенность переписки; право на доступ к административным документам и получение их копий; право на возбуждение преследования против чиновников за их служебные действия без какого бы то ни было предварительного разрешения (за исключением министров и членов правительств сообществ и регионов).
Список литературы
1. А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. Стр.: 6.
2. Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. Стр.:263.
3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю. И., Энтина Л.М. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Зерцало, 1998.