Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Мировые религии........................................................................................... 4
2. Буддизм........................................................................................................... 6
3. Христианство.................................................................................................. 8
4. Ислам............................................................................................................. 10
Заключение........................................................................................................ 11
Список литературы........................................................................................... 12
Введение
"Если отобрать у человечества веру в бессмертие, не только любовь, но всякая живая сила, питающая мир, тут же иссякнет". /Ф.M. Достоевский/
Вопрос жизни после смерти - это основной вопрос каждой религии. Все религии обещают рай, царство небесное - в общем, лучшую жизнь после завершения земного пути.
Представители религий мечтают об осознанной загробной жизни. Все религии - без исключения - создавались людьми духовно совершенными. Они достигли такого уровня своего развития, который позволял им непосредственно чувствовать Бога, воспринимать на уровне ощущений его присутствие и все его проявления. Именно поэтому эти люди и стали основателями религий, именно поэтому к ним начали стремиться многочисленные почитатели и последователи. Но если основатели достигли столь высокого уровня своего развития, это еще не означает, что тот же уровень смогли обрести и все их последователи, все приверженцы данной религии.
Среднестатистический верующий человек, как правило, недостаточно развит для непосредственного общения с Богом и создана церковь, и придуманы молитвы, для них существуют и многочисленные религиозные ритуалы. Ведь если человек сам недостаточно высоко развит и не может дотянуться до Бога - ему для общения с Богом нужен какой-то посредник. И когда множество таких людей собираются в одном месте - в церкви, - начинают молиться и отправлять религиозные обряды, их совокупная энергия формирует новую энергоинформационную общность, более высокого, чем отдельный человек, порядка. Таким образом, и создается этот необходимый для обычного человека посредник. [1]
1. Мировые религии
Христианство, ислам и буддизм - наиболее распространенные мировые религии. В пределах каждой из этих мировоззренческих картин религиозному сознанию ведомы своя цель и свой смысл существования мира и человека в нем.
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть "спасён". Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, - от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, - основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Можно предположить, что каждая из религий содержит какую-то часть единой Истины, ведь ни одно из великих вероучений не может быть совершенно ложным, иначе оно не смогло бы развиться в религиозные представления, существующие веками и тысячелетиями.
Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.
Невозможно даже в краткой форме изложить все фрагменты истории развития той или иной религии: религиозные войны, крестовые походы, межрелигиозная вражда - всё это дела и стремления человеческие, а прикрываются они священными символами или просто красными или чёрными знаменами - к вопросам веры это отношения не имеет.
Неразрешима задача найти аргументы в пользу той или иной религии. Однако нет, не было и не будет на земле народа, представители которого не задавали бы себе вопросов:
"Кто мы?",
"Откуда и куда мы идём?",
"Где наш дом?".
Возможные ответы содержат национальные и мировые религии. И каждый должен сам решить, насколько эти ответы полны и убедительны.[2]
2. Буддизм
За 650 лет до религии Христианства возникла новая арийская религия - буддизм. Идея религии - обращение внимания последователей на необходимость ускорения эволюции сознания. Цель жизни - достижение высшего просветления. Метод - отказ от желаний, привязывающих человека к земной жизни. Медитации, которые должны отдалить его от этого мира. Нравственное учение буддизма проповедовало всеобщее человеческое братство, утверждало необходимость избавления от эгоизма и отрицательно относилось к любому насилию. Одна из положительных черт этой религии, которая отличает ее от всех остальных религиозных форм - резко отрицательное отношение к религиозным войнам. Буддизм никогда не завоевывал последователей. Буддизм - древнейшая из мировых религий, которая вобрала в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определила образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.[3]
Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам.
Дело в том, что буддисты стремятся избежать повторных инкарнаций, так как считают земную жизнь бессмысленной цепью страданий. А смысл они видят только в вечном посмертном существовании вне физического тела, и, видимо, имеется в виду бессознательное посмертное существование, когда человеческое существо теряет свою индивидуальность, растворяется в Боге и в единстве с ним пребывает в вечном покое и блаженстве.
3. Христианство
Через 650 лет после возникновения буддизма, 2000 лет тому назад возникло новое учение, позже названное христианством. Основатель Учения - Иисус. Учение религии - связь земной жизни человека с посмертным существованием. Проповедь братства, единения и любви к любому ближнему.
Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.
4. Ислам
Через 650 лет после возникновения христианства, возникает последняя мировая религия - Ислам. Учение восприняло влияние христианства, иудаизма и египетских знаний. Как христианство, утверждало связь земной жизни человека с его посмертной судьбой. Утверждало монотеизм, как иудаизм. Но, в отличие от прочих религий - разработан комплекс нравственных требований - шариат, где прописаны правила жизни человека от момента пробуждения до момента засыпания. Это была последняя религия, созданная Иерархией для объединения человечества.
В отличие от буддизма, характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.
Правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями. Однако интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия).
Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт.[4]
Заключение
Церковь и религия действительно могут помочь человеку в решении его проблем. Но в решении каких именно проблем они помогают? Только связанных с земным существованием. А вот в том, что касается дальнейшего существования человека после смерти, и церковь, и религия практически ничего для него не меняют. Даже самый ярый приверженец церкви не получает никаких гарантий, что он будет осознанно существовать после смерти. Ведь если человек при жизни так и не дорос до непосредственного восприятия Бога, а дорос лишь до общения с ним через посредника - то после смерти, лишившись такого посредника, так и не сможет осознанно воссоединиться с Богом.
Если молитва творилась неискренне и по привычке, если восприятие Бога не достигнуто, то после смерти, когда ритуальные подпорки останутся в земном, материальном мире, душа человека растеряется и в буквальном смысле слова потеряет сознание.
После смерти душа любого человека, конечно, будет пребывать в Боге, ибо Бог есть все. Но существует огромная разница между осознанным пребыванием в Боге и бессознательным пребыванием в нем. Если человек так и не вышел при жизни за пределы церкви и религии, то он будет пребывать в Боге бессознательно. Религия для рядовых своих последователей не дает шанса ни умереть сознательно, ни сознательно жить после смерти.
Религия всего лишь дает возможность выбрать один из нескольких аспектов бессознательного существования, наиболее близкий для данного последователя данной религии. Да и у бессознательного существования есть разные грани: христианство обещает вечный мир, ислам - вечное блаженство, а ряд африканских религий, к примеру, - вечный бой. Так что душа после смерти, в зависимости от религиозных предпочтений человека, будет пребывать либо в мире и покое, либо в битве - но осознавать ничего этого не будет.[5]
Список литературы
1.Торгашев Г.А., Основы религиоведения: Учебное пособие, 2004г., с. 120
2. Андреев О.А., Духовное возрождение личности через анализ мировых религий, 2003г., с.59
3. Верищагин Д., Книга четвертая. Зрелость, 2001г., с.48
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение (учебник, издание 3)- Ростов н/Д.: "Феникс", 2005, с.114
5. Аникеева Е.Н., История мировых религий (для философов): лекции. – М., 2000
[1] Верищагин Д., Книга четвертая. Зрелость, 2001г., с.48
[2] Лобазова О.Ф. Религиоведение (учебник, издание 3)- Ростов н/Д.: "Феникс", 2005, с.114
[3] Торгашев Г.А., Основы религиоведения: Учебное пособие, 2004г., с. 120
[4] Аникеева Е.Н., История мировых религий (для философов): лекции
[5] Андреев О.А., Духовное возрождение личности через анализ мировых религий, 2003г., с.59