Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Переработка вне таможенной территории: основная характеристика режима. 4

2. Последовательность применения методов таможенной стоимости и общая характеристика этих методов. 6

3. Начисление и уплата таможенных пошлин; виды ставок таможенных пошлин. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

Введение

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.

Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Рос­сия в данном случае не является исключением), зиждется на двух основах — системе налогов и таможенных платежах.

Таким образом, таможенные платежи – таможенная пошлина, налоги, сборы и другие платежи взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенная пошлина – обязательный взнос, либо вид таможенного платежа. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством. Лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, несёт ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации

В исключительных случаях таможенным органом может быть предоставлена  отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины и налогов, относящихся к товарам.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

-       Переработка вне таможенной территории: основная характеристика режима;

-       Последовательность применения методов таможенной стоимости и общая характеристика этих методов;

-       Начисление и уплата таможенных пошлин; виды ставок таможенных пошлин.

1. Переработка вне таможенной территории: основная характеристика режима

ГУОТК ГТК России разъясняет, что согласно Таможенному кодексу Российской Федерации случаев, когда при применении таможенного режима переработки вне таможенной территории идентификация товаров в продуктах переработки не осуществляется, не предусмотрено, за исключением замены продуктов переработки иностранными товарами при ремонте товаров, а также при  перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач согласно ст.316 Таможенного кодекса Российской Федерации[1].

Российские товары вывозятся без применения мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью переработки с последующим возвратом и выпуском в свободное обращение на территории РФ с полным или частичным освобождением от  таможенных платежей.

Операции по переработке[2]:

-       изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку;

-       собственно переработка и обработка;

-       ремонт товаров.

Товары помещаются под режим переработки вне таможенных территорий при наличии лицензии, выданной таможенным органом.

Время нахождения товаров под режимом устанавливается таможенными органами и не может быть более одного года со дня получения лицензии. Владелец лицензии может обратиться в таможенный орган с просьбой о продлении указанного срока.

Товары могут быть помещены под режим переработки вне таможенной территории, только если они имеют российское происхождение и могут быть идентифицированы в продукте  переработки.

Таможенные органы могут устанавливать нормы выхода продуктов переработки.

Режим переработки товаров вне таможенной территории не применяется, если экспорт товаров является основанием для предъявления требований о возврате  ввозных таможенных пошлин и налогов; до экспорта товары были выпущены для свободного обращения с полным освобождением от ввозных таможенных платежей – до тех пор, пока освобождение  не истечет.

Лицензирование. Лицензии, необходимые для помещения товаров под режим переработки вне таможенной территории, выдаются таможенным органам по месту нахождения заявителя. Разрешение ГТК РФ требуется при вывозе для переработки следующих товаров[3]:

-       нефть, нефтепродукты, руды и концентраты нежелезистых металлов и другие товары с продолжительным циклом обработки;

-       необработанные промышленные алмазы 0,3 карта и менее;

-       отдельные урановые соединения.

Лицензия не выдается, если идентификация невозможна для:

-       товаров, продуктами переработки которых является алкогольная или табачная продукция; этилового спирта; пива;

-       мебели, пиломатериалов, струганных деревянных досок;

-       шоколада, кондитерских изделий, сахара;

-       натуральной кожи, изделий из неё (включая обувь);

-       ювелирных изделий.

Таможенные платежи. Экспортируемые товары являются объектом взимания вывозных таможенных пошлин с возвратом сумм, уплаченных при выпуске в свободное обращение на территории РФ. Таможенные платежи включают в себя акцизы на нефть и газовый конденсат, взимаемые при вывозе товаров для  переработки:

-       акцизы взимаются  по ставкам, установленным для отдельным нефте-газоперерабатывающих предприятий;

-       акцизы уплачиваются предприятием, которому была выдана лицензия;

-       если продукты переработки выпускаются для свободного обращения на территории РФ, акцизы, уплаченные таможенному органу, не подлежат возврату.

Полностью переработанные товары импортируются в РФ с частичным освобождением от ввозных таможенных платежей.


2. Последовательность применения методов таможенной стоимости и общая характеристика этих методов

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов[4]:

-       по цене сделки с ввозимыми товарами;

-       по цене сделки с идентичными товарами;

-       по цене сделки с однородными товарами;

-       вычитания стоимости;

-       сложения стоимости;

-       резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

В случае, если основной метод не может быть использован, применяется один из перечисленных ниже методов. При этом каждый последующий метод таможенной оценки применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости (4 и 5) могут применяться в любой последовательности по усмотрению декларанта.

В случае уверенности в невозможности использования методов 1 - 5 таможенный орган, на основании Закона "О таможенном тарифе", может применить шестой метод оценки таможенной стоимости.

Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами.

Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза.

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены[5]:

а)     расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:

-       стоимость транспортировки;

-       расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

-       страховая сумма;

б)    расходы, понесенные покупателем:

-       комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

-       стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

-       стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и

-       работ по упаковке;

в)     соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:

-       сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;

-       инструментов, штампов, форм и других  подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;

-       материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);

-       инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;

г)     лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

д)    величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.

Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:

а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:

ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;

ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;

г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:

-       один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;

-       участники сделки являются совладельцами предприятия;

-       участники сделки связаны трудовыми отношениями;

-       один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций  с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;

-       оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;

-       участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;

-       один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;

-       участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

Метод применяется при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу.

В качестве базы для определения таможенной стоимости принимается фактическая цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке.

Под ценой сделки понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются расходы по производству и доставке товаров до границы РФ, а также страховые суммы, если они не были ранее в нее включены.

Метод по цене сделки с идентичными товарами.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 2 принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении определенных условий.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам[6]:

-       назначение и характеристики;

-       качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

-       страна происхождения;

-       производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

-       проданы (отчуждены) для ввоза на территорию РФ;

-       ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

-       ввезены на тех же коммерческих условиях и в примерно тех же количествах, что и оцениваемые товары.

Метод по цене сделки с однородными товарами.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 3 принимается цена сделки с однородными товарами при соблюдении условий:

При определении однородности товаров учитываются следующие характеристики:

-       назначение и технические характеристики;

-       качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

-       страна происхождения.

Цена сделки с однородными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости на тех же условиях, что и в случае идентичных товаров.

Метод на основе вычитания стоимости.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территорию РФ в срок не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров покупателю, не зависимому от продавца.

Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, затраты, произведенные на территории РФ, например, транспортировка, таможенные платежи и т.д.

Метод на основе сложения стоимости.

В качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения всех затрат по изготовлению, доставке товаров до границы РФ, а также прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

Резервный метод.

По этому методу таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой практики.

При определении таможенной стоимости по методу 6 в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться:

-       таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса и вида, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям (в данном случае имеет место использование метода 6 на базе методов 1, 2 или 3);

-       цена ввозимых, идентичных или однородных товаров, либо товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке РФ, скорректированная с учетом разрешенных вычетов (метод 6 на базе метода 4);

-       ценовые данные из нейтральных источников информации (каталоги независимых фирм типа "Отто").

При использовании этого метода декларант (покупатель) может запросить у таможенного органа имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию по соответствующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.


3. Начисление и уплата таможенных пошлин; виды ставок таможенных пошлин

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

При выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.[7]

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты  таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.

Таможенные пошлины, налоги могут быть уплачены в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме.

Исполнение обязанности по уплате  таможенных пошлин, налогов

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с учетом особенностей, установленных ТКРФ:

1.            с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;

2.            с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

3.            с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента принятия заявления о зачете;

4.            с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится  по инициативе  плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

5.            с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6.            с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов[8].

Основой для исчисления таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".

Основой для начисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товара (при адвалорных ставках пошлин) или соответствующее количество товара (при специфических ставках)[9].

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Величина ставки по конкретному товару определена Таможенным тарифом РФ.

Таможенный тариф РФ свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством РФ.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона

В РФ применяются следующие виды ставок пошлин:

-       адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

-       специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

-       комбинированные, сочетающие оба названных вида

-       таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом к таможенному оформлению (в исключительных случаях при их изменении - при наличии специального указания по дате пересечения таможенной границы РФ).

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров:

-       в отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки ввозных пошлин, установленные Правительством РФ;

-       в отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях РФ не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена - ставок ввозных

-       таможенных пошлин, установленные Правительством РФ, увеличенные в два раза.


Заключение

Итак, в ходе проделанной работы были рассмотрены следующие вопросы.

1. Российские товары вывозятся без применения мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью переработки с последующим возвратом и выпуском в свободное обращение на территории РФ с полным или частичным освобождением от  таможенных платежей.

Режим переработки товаров вне таможенной территории не применяется, если экспорт товаров является основанием для предъявления требований о возврате  ввозных таможенных пошлин и налогов; до экспорта товары были выпущены для свободного обращения с полным освобождением от ввозных таможенных платежей – до тех пор, пока освобождение  не истечет.

2. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

-       по цене сделки с ввозимыми товарами;

-       по цене сделки с идентичными товарами;

-       по цене сделки с однородными товарами;

-       вычитания стоимости;

-       сложения стоимости;

-       резервного метода.

3. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Список литературы

1.            Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.            О таможенном режиме переработки вне таможенной территории. Письмо ГТК РФ от 13 февраля 2004 г. N 05-32/5425. - Справочная система Гарант.

3.            Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (ред. от 06.06.2003).  -  Справочная система Гарант.

4.            Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. - М.: «Экономика», 2004.

5.            Таможенное право. Учебник. Отв. Ред. Габричидзе Б.Н. - М.: БЕК, 2003.

6.            Ю.М. Петров, И.В. Кудрявцева. Практика таможенного регулирования. - М.: «Автор», 2004.



[1]О таможенном режиме переработки вне таможенной территории. Письмо ГТК РФ от 13 февраля 2004 г. N 05-32/5425. - Справочная система Гарант..

[2] Ю.М. Петров, И.В. Кудрявцева. Практика таможенного регулирования. - М.:  «Автор», 2004. – с. 95.

[3] Таможенное право. Учебник. Отв. Ред. Габричидзе Б.Н. - М.: БЕК, 2003. – с. 102.

[4] Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (ред. от 06.06.2003).  -  Справочная система Гарант. – ст. 19.

[5] Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. - М.: «Экономика», 2004. – с. 88.

[6] Ю.М. Петров, И.В. Кудрявцева. Практика таможенного регулирования. - М.:  «Автор», 2004. – с. 116.

[7] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант.– ст. 331.

[8] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 332.

[9] 13. Таможенное право. Учебник. Отв. Ред. Габричидзе Б.Н. - М.: БЕК, 2003. – с. 174.