№ заказа

№ 1019(3)

Тема, вариант

Тема 2

Дисциплина

История государства и права зарубежных стран

исполнитель

Лещенко Н.А.









Введение. 3

Глава 1: Предпосылки образования Римской империи. 6

Глава 2:Система государственного управления в период принципата. 8

Глава 3: Предпосылки перехода к периоду доминанта в Римской империи. 16

Глава 4: Государственное устройство в Римской империи периода домината. 18

Глава 5: Реформы Диоклетиана в период домината. 24

Заключение: 27

Библиография: 28





Введение

Новая историческая эпоха в истории Римского государства- эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республики начинается  с 30-х годов до н.э. Падение республиканской формы правления и рождения монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально- политической борьбы, как например, во многих полисах Греции, где на смену полисным органам приходили тиранические режимы, они недолго держались у власти и, в свою очередь, заменялись традиционными республиканскими институтами.

Падение римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально- политическим переворотом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно- экономических и политических институтов. Данные факты  определяют актуальность написания данной работы

В истории период Римской империи принято делить на два этапа:

1. Принципат (1 в до н.э.-III в.н.э.), от «Принцепс-сенатус»- первый сенатор.

2. доминат (III-V вв) от «доминус»- господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.[1]

В своей работе мною была поставлена цель изучить историю возникновения Римской империи, охарактеризовать государственное устройство принципата и домината.

Достижение данной цели осуществляется через промежуточные задачи, к которым можно отнести: изучение предпосылок образованяи Римской империи, изучение системы госудасртвенного управления в период принципата; изучение предпосылок перехода к периоду домината в Римской империи, изучение госудасрвтенного устройства в Римской империи периода домината, осущсетвить анализ прводимых Диоклетианом реформ в период домината.

Для решения поставленных задач для достижения основной цели были использованы следующие источники: История древнего Рима, под ред. В. И. Кузищина,  Гиббон Эдвард «История упадка и разрушения Римской империи», под.ред. Э.Д. Фролова;  В. Г.Графский «Всеобщая история права и государства», История государства и права зарубежных стран, часть 1 , под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниникова; И.А. Покровский «История Римского права»; Всеобщая история государства и права, под ред. К.И. Батыра;

Объект данной курсовой работы- история Древнего Рима

Предмет данной курсовой работы-  государственное устройство Риской империи.

При написании данной курсовой работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы нами истины логически непротиворечивы.

Так же были использованы следующие методы:

Метод историзма- необходимость использования данного методы было вызвано тем, что развитие Римской империи происходило в определенной исторической обстановки, учитывать которую невозможно при написании данной работы.

Формально- догматический метод, использование которого заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и  юридико - догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций, использование данного метода касается в частности анализа реформ Диоклетиана.





























Глава 1: Предпосылки образования Римской империи.

Основой  образования Римской империи стало превращение полисно- общественной организации как всеобъемлющей системы в структуре другого типа, которую можно условно назвать имперской провинциально- муниципальной системой. Полисно- общинная форма организации общества и всего образа жизни обеспечила создание эффективной экономики, динамичного общественного устройства, республиканского строя с его политической свободой, высокий уровень культуры, но к концу 1 века до н.э. в Риме оно исчерпала свои потенциальные возможности, стала развитием общества и культуры.

 Полисно- общинная организация как универсальная система устарела и должна была уступить место иной организации по следующим причинам:

Полисная организация базировалась на мелкой земельной собственности, существовании небольшого и достаточно замкнутого гражданского коллектива, прямом народоправстве граждан, организованных в народное собрание, на ополченской армии, составленной из боеспособны граждан. Но к 1 веку до н.э. все эти условия в Риме изменились существенным образом. Динамично развивалась экономика, в основе которой стояло товарно рабовладельческая власть в деревне или товарноремесленная мастерская в городе. По мере римских завоевании узкие полисные рамки гражданского коллектива неопределенно расширялись, ополчение было заменено профессиональной конной армией. Хотя этот процесс еще не был завершен. Наконец, полисная система управления сформировавшаяся и приспособлявшаяся к руководству небольшим государством не подходила к управлению средиземноморской державой.

Разрушение старых основ традиционной структуры приводило к серьезным социальным конфликтам в римском обществе, которые выливались в кровопролитные гражданские войны, рабские восстания, яростные столкновения в среде господствующего класса.

Перед рождающейся империей вставали сложные задачи: привести в соответствии новые социально экономические и политические основы, формирование нового императорского общества. Одной из таких задач было создание монархических структур на месте существования столетиями полисно- общинной, т.е. в принципе республиканской формы государства. Римским политикам были хорошо известны монархии эллинистических стран, так же как и тиранические режимы многих греческих городов Великой Греции. В самой структуре римских республиканских органов, в частности в ординарной магистратуре консулов и особенно в экстраординарной магистратуре диктатора, монархический элемент был выражен с достаточной четкостью.

Однако в новых условиях общественно политической жизни Рима в 1 веке до н.э. все эти виды монархического устройства оказались неприемлемыми и неэффективными. Попытки Юлия Цезаря и Марка Антония привить некоторые черты эллинистической монархии на римской почве вызвали яростное неприятие руководящих кругов римского общества, а такая исконно римская магистратура как диктатура, была дискредитирована жестокостями и законодательно изъята из государственного механизма Рима еще в 44 году до н.э.. вот почему перед новыми правителями Рима Октавианом и поддерживающими его кругами господствующего класса стояла сложная задача формирования монархических структур на новых основах и вместе с тем с использованием традиционных римских политических институтов.[2]

Таким образом можно сделать вывод, что одной из главных предпосылок  образования римской империи было отмирание полисно- общинной организации, так как данная система исчерпала все свои потенциальные возможности, что породило  необходимость в ее перерастании в иную организацию- Римскую империю.    


Глава 2:Система государственного управления в период принципата

Начало образования Римской империи связано с именем Гая Октавия. Система государственного управления, которую установил Октавион и которая впоследствии была закреплена его приемниками в последующие годы получила название принципата и просуществовала вплоть до конца 2 века н.э. Формально Октавион подчеркивал, что будто он установил Республику. Была полностью сохранена видимость подобного государственного управления, но Октавион вел весьма тонкую политическую игру, благодаря умело разыгранной в 27 году до н.э. комедии Октавион получил такие полномочия, которые создали ему весьма особое положение в Республики

Готовился он к этому заранее, еще в 29 г. До н.э.  он пол предлогом удаления недостойных провел чистку Сенат, удалив из него 200 человек которые открыто выступали против него. Оставшиеся сенаторы были благодарны ему за то, что он не отстранял их от власти и потому шли на всякие уступки ему. Формально центральным органом власти в Риме продолжался считаться Сенат. Регулярно созывались трибунные коалиции, на которых выбирали римские магистраты. Сенат также назначал наместников, которые управляли римскими провинциями но все это совершалось под полным контролем Октавиана, которые благодаря принятым между 27 и 23 годами до н.э. постановлениям получили ряд постов., закрепивших его исключительную власть. В результате  этих постановлений в Риме установился практический новый государственный строй. В рассматриваемый период принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13  раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор- формировать сенат из своих сторонников, как трибун- наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика- верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого  сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

 Верховным органом  власти продолжался считаться Сенат. Его решения имели силу закона, он продолжал оставаться ой из высших судебных инстанций и управлял всеми провинциями, кроме Галлии и Иллирии, Македонии и Сирии – наиболее важных военно- политическом отношении, в котором были расквартированы легионы., этими провинциями управлял Октавиан посредством своих легатов и префектов. В последующие годы распределение провинции многократно менялось в результате присоединения новых, а так же в связи с внутренним положением в провинциях, военными действиями и размещением войск. Октавиан, а позже его приемники всегда брали на себя управление теми провинциями, которые нуждались в срочных преобразованиях и в которых располагались основные войска государства.   

Сенат продолжал распоряжаться государственной казной, но Октавиан располагал огромными денежными средствами, которые вскоре образовали особую императорскую казну, так называемый фиск, из которой финансировались содержание огромного римского войска, щедрые раздачи населению и другие траты.[3] В то же время Октавиан увеличил число квесторов , эдилов, преторов, консулов, входящих в состав магистратов, что бы дать возможность большему числу людей занять эти почетные должности. Доходило до того, что консулы выполняли свои обязанности только в определенные месяцы, а в другие они заменялись другими, которые назывались консулы- суффекты.

Таким образом, с падением император и Сенат становятся высшими органами власти.

Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским Сенатором. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень острожную политику сокращения его компетенции, внешне оставляя за ним  большие права

В идеале обе эти власти должны были действовать рядом, взаимно дополняя друг друга. Но это идеал оказался неосуществимым. Сенат делается органом республиканской партии и носителем республиканских традиций; императорская власть, напротив, все более и более тяготеет к абсолютизму  и не мерится с соседством сената. Вместо идеальной гармонии, между этими обоими, совершенно противоположными,  элементами все время идет то открытая, то глухая борьба, приводящая в конце концов к полному торжеству императорской власти и к превращению динархии в монархию.

Юридически взаимное соотношение обеих властей таково. Сенат, прежде всего, делается теперь единственным законодательным органом; даже проекты императора для того, чтобы получить силу закона, должны быль внесены в Сенат и получить здесь свою санкцию.; император, в принципе, как прежде всякий магистр не стоит выше закона; он подчинен ему. Сенат, далее, избирает старых республиканских магистратов, а также самого императора до смерти предыдущего (обыкновенно это избрание также только формальность: приемник указывается самим императором посредством усыновления или завещания).[4]

Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако при всей большой юридической компетенции сената в тех областях, которые были доверены его управлению, он оказался под полным контролем всемогущего правителя. Прежде всего Октавиан имел право республиканского ценза проводить ревизию сенатских списков, так называемых lectiones. Он провел пять таких lectiones, во время которых мог удалить из сената всех сових противников или просто неглсаных. Само право проведения ревизии сенатских списков означало как бы высокий авторитет Октавиана. Стоя в сенатском списке первым, Октавиан, согласно древней традиции имел право первым высказывать свое мнение, которое, естественно, было руководящими только для его многочисленных сторонников, но и для других сенаторов.

Как первоприсуствующий в сенате, принцепс сената созывал сенатские заседания, когда ему было угодно. Таким образом, римский сенат при больой декларированной власти, которая была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть, хотя Август проявлял большой такт по соблюдению внешних прерогатив сената.

Конечно, не все государственные, особенно сложные и трудные, проблемы можно было обсудить в сенате, состоящем из 600 человек. И Август стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название consilium principis- совет принцепса. Совет принцепса при Августе не был официальным государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела. Совет принцепса мог составить серьезную конкуренцию римскому сенату как орган реальной власти в государстве.[5]

Государственное управление осуществляется при помощи двоякой системы органов: республиканских магистратов и императорских уполномоченных.

Республиканские магистратуры по имени продолжают существовать во все времена, но фактически они все более и более отстраняются от активного участия в управлении. Консулы лишились военного командования и вместе с тем своей главной функции; они являются теперь только председателями сената и заведуют некоторыми специальными делами- например, делами об опеке. Больше всего на своем месте удержалась претура: преторы по прежнему заведуют юрисдикцией гражданской и уголовной. Цензура находится все время в весьма в шатком положении. Ценз в прежнем смысле ( то есть перепись граждан с распределением по трибам и т.д.) теперь уже, конечно, не производится, составление сенаторских списков также исходит от нее; тем не менее цензорская власть часто вручается императорам. Эдилы сохраняют только надзор за рынками и торговую юрисдикцию, квесторы фигурируют лишь в качестве органов казначейства. Таким образом, преторы, трибуны, эдилы и кветоры хоть и осуществляли свои традиционные функции, однако они теперь потеряли свое самодавлебщее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от сената очень важное право рекомендации, т.е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указывать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение. В ряде случаев проходили и неугодные Октавиану кандидаты, но, как правило, все магистраты, начиная с низших, были обязаны своей дальнейшей карьерой покровительству принцепса как при выборах на следующие должности, так и вне их, например, в системе провинциального управления, в армии, целиком подчиненных Августу; от его воли зависело занесение бывших магистратов в сенатские списки. Прохождение таких карьер, начиная с самой низшей до высших консульских с последующим включением в сенат, создавало зародыш будущих бюрократических связей как основы собственно монархических структур. Помимо изменившихся свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им единолично назначаемых. Так, им назначались руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом- префект Рима, префект анноны, ведающей снабжением огпромного города, префект претория, т.е. командующий преторианской гвардией, префект вод, ведающей снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения. [6]

Параллельно постепенному замиранию республиканских магистратур идет развитие системы императорских чиновников, как уполномоченных императора. при особе императора стоит его личный совет, который первоначально  не имел юридического значения, но с императором Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Во главе всех императорских доверенных лиц стоит начальник императорской гвардии, а потому лицо особо доверенное. Постепенно ему императоры начинают поручать те или другие дела, подлежавшие личному суду императора, и таким образом, мало- помалу развивается уголовная компетенция; начальник полиции, а по связи с ней и уголовная юрисдикция, заведующий пожарной частью, заведующий народным собранием, и, наконец, разнообразные попечители в отдельных отраслях императорского управления.[7]

Для управления императорскими провинциями идет назначение наместников, носивших название императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающие главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управляющие небольшими по размеру провинциальными областями.

Таким образом, постепенно создавался и расширялся постоянный аппарат управления. К нему с установлением новых бюрократических связей  стали все более переходить функции государственного управления, целиком зависимые от воли монарха. В эту систему исполнительных органов вписывалась система выборных магистратур как ее составная часть.

К концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя, вошедшего в мировую историю под названием Римской империи. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, господствующих идей, что придавало императорскому режиму, так сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование монархических институтов или некоторых тиранических режимов Древней Греции.[8]

Армия в период принципата. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимися армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно- бюрократическая организация управления.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее кагорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалование в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалование, позволяющие после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной         знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численность до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалование у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказание суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, что еще больше увеличивает ее политическую роль.

Таким образом можно сделать вывод, что государственный строй принципата представлял собой переходный тип – своего рода диархию, двоевластии. Власть фактически была поделена между императором- принцепсом и республиканским учреждениями- сенатом и народным собраниями. Однако, основные государственные полномочия были  в руках императора.





Глава 3: Предпосылки перехода к периоду доминанта в Римской империи.

С конца III  века начинается последний период римской истории- Поздняя империя, называемая Доминатом. Данный период является переходным периодом от рабовладельческой формации к феодальной, продолжавшийся около 200 лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284 г. до свержения последнего римского императора Рамула Августа в 476 г.). В связи с финансовым кризисом, сокращения менового и расширением натурального хозяйства рабовладельческая система утрачивала свой социально- экономический смысл. Углубляется социальное и свободное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается  роль рабского труда, приходит к упадку муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III веку становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительными движениями покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199-235гг.) наступает полувековая эпоха «солдатских императоров», приводимых к власти армией и правивших по погоду, году, самое большее 5 лет. Большинство из них было убито заговорщиками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений.[9]

 










 

 

 

 

 

Глава 4: Государственное устройство в Римской империи периода домината.

Доминант в своей основе представляет объединение сельских территорий- сальтусов, поместий и волостей. Деревенский отпечаток лежи на всем строе римского общества последнего периода.

Данный период характеризуется двумя моментами:

Первый- окончательное признание императором абсолютным монархом. Он не есть теперь princeps или республиканский магистрат, признающий над собой, хотя бы в принципе, верховенство народа; он теперь «не первый» (между равными), а господин dominus, стоящий выше закона,  dominus «Божьей милостью»; граждане превращаются в подданных. Под влиянием восточных образцов императорская власть приобретает даже во внешности восточный колорит; недоступность, сложный придворный церемониал, божеские почести. Однако, династического характера монархия и теперь не приобрела; вопрос о престонаследии остается неурегулированным; теоретически избрание императора как будто принадлежит сенату, фактически же преемник или указывается самим предшествовавшим императорам, или же провозглашается войском.[10]

Титулы императора- Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них  после смерти объявлялись богами со своими релегиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы- сербы.

Второе начало- это разделение империи на две половины, Восточную и западную. Среди чрезмерного разнообразия национальностей, входящих в состав Римской империи, уже давно обнаружилось тяготение к двум культурным типам- латинскому и греческому; к первому тяготел Запад, ко второму- Восток. Управление государством со столь различными национальными элементами представляло конечно большие трудности, и Диоклетиан пришел к мысли в интересах управления разделить этот труд, избрав себе сопровителя, который заведовал бы одной из двух больших половин государства. С той поры, за исключением некоторых более или менее коротких промежутков, разделение это делается постоянным. Но это разделение в принципе не обозначает собою распадение империи на два совершенно отдельные и совершенно самостоятельные государства. Они остаются только двумя половинами одного и того же государственного целого; восстанавливается как бы старая идея коллегиальности, подобно прежним двум консулам, считаются коллегами, а законодательство признается единым для всего государства, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Разделение государства завершается созданием другой столицы- Константинополя, и другого сената- Константинопольского.

В помощь себе оба императора, называющиеся теперь Августами избирают себе двух цезарей, которые и предполагаются их преемниками.

Управление абсолютной монархией отзывается прежде всего падением сената. Этому немало способствовало перенесение столицы в Константинополь. И учреждение второго, константинопольского сената, вследствие чего оба сената спустились до степени простых городских советов, от прежнего общегосударственного значения у сената только одна пустая форма, которая выражается в том, что сенату сообщаются новые законы для сведения, сенату поручается иногда расследование уголовных дел и сенату принадлежит право избрание нового императора, хотя это право сводится к санкционированию того, кто был уже или предназначен в качестве цезаря, или провозглашен войском.

Одновременно с падением Сената происходит дальнейшее падение старых республиканских магистратур. Они продолжают еще существовать, как  почетные реликвии прошлого, но уже никакого участия в государственном управлении не принимают; консулы председательствуют в сената, преторы заведуют по поручению императора некоторыми специальными делами (например опекунскими), остальные существуют только кА почетные звания.

Все активное государственное управление находится в пуках императорских чиновников, система которых разрастается в сложный бюрократический механизм и подвергается более точной регламентации. Резко проводится разделение должностей на придворные, гражданские и военные – в каждой ветви образуется определенная иерархическая лестница, причем каждой ступени этой лестницы соответствует особый титул; каждому чиновнику назначается определенное жалование- соответственно титулу и рангу.

При особе императора находится государственный совет, который называется consislorium hrincips. По предложению императора он обсуждает всякие вопросы законодательства и управления; в нем же разбираются и все судебные дела, восходящие в инстанционном порядке к императору.

При дворе императора группируется целая масса разнообразных придворных чиновников, имеющих в то же время характер органов центрального управления. Наиболее важными из них является заведующий царскими делами, начальник личной канцелярии императора и вместе с тем заведующий личным составом чиновничества, председатель, нечто вроде государственного канцлера, заведующий государственной казной и финансами вообще, заведующий средствами, назначенными на содержание двора.

Что касается местного управления, то вся территория подвергается в это период новому административному разделению. Каждая половина империи делится на две префектуры: Восточная половина на префектуры Восточную (Фракия, Малая Азия и Египет) и Иллирийскую (Бавлканский полуостров) Западная половина на префектуры: Итальянскую (Италия и Африка) и Галльскую (Галлия и Испания). Во главе каждой префектуры в виде его общего начальника стоит префектр претория.

Каждая префектура делится на диоцезы, которые делятся на провинции. Провинции являются основными клеточками этого административного деления, а правители провинции являются поэтому первой административной и судебной инстанцией. В этом делении провинции утратили уже свое прежнее историческое и национальное значение: они только чисто искусственные территориальные единицы.

Возле каждого чиновника группируется штат его низших служащих и его канцелярия.

Провинции в свою очередь состоят из более мелких единиц- общин. Эти общины в своих внутренних делах пользуются известной самостоятельностью, хотя и под сильным контролем правительства. Органами местного, общинного самоуправления являются и  теперь местный совет и выборные муниципальные магистраты. На обязанности этих местных органов, главным образом, декурионов, лежит прежде всего забота о выполнении общиной общегосударственной повинностей- доставление надлежащего количества рекрутов, взыскание государственных повинностей- доставление надлежащего количества рекрутов, взыскание государственных податей и т.д.

В этих делах все члены сената отвечают своим имуществом за всякие недочеты и недоборы, и притом все друг за друга по началам круговой поруки. С усилением налогового бремени и с общим экономическим упадком в стране такая ответственность делается очень тяжелой, и местная аристократия начинает уклоняться от обязанности декурионов. Чтобы привлечь к ней, правительство вынуждено давать декурионам различные сословные и почетные преимущества. Но и это не помогает, и тогда правительство приходит к принудительной организации сословия декурионов, причем всякие попытки выйти из него или уклониться от несения возложенной на него государственной обязанности караются различными наказаниями.

Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществляется при посредничестве особого чиновника, в лице которого императоры хотели дать беднейшему населению особого защитника их интересов против богатых и более сильных, но на практике эта идеалистическая функция не осуществилась.

Продолжают существовать и провинциальные съезды. С установлением христианства языческие религиозные цели этих съездов отпадают, но тем прочнее делаются их деловые функции. Право петиции признается за ними, и императоры настоятельно запрещают правителям провинции чинить в этом отношении какие- либо препятствия. Тем не менее, растущее всемогущество бюрократии и ее сплоченность делают это право петиций практически иллюзорным; история дает немало примеров, когда попытки провинциалов добиться таким путем при дворе правды оказывались совершенно бесплодными.

Со времен Константина видное общественное значение приобретает церковная организация. Органами церковного управления являются епископы, выбираемые общинами; в их руках сосредотачивается церковное управление заведование церковными имуществами, а также известная юрисдикционная власть над паствой по делам религии и церкви. Чем далее, тем более влияние церкви растет и отражается в различных областях права.[11]  

 В данный период изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают «варвары», порой используются и вооруженные силы их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху «солдатских императоров», преобразуется в дворцовую стражу, которая , впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии, развивавшаяся тайная полиция- префектом претория.

Таким образом, период Доминанта отличался новым представлением о содержании власти и полномочиях властителя. Монарх стоял во главе всех священных и государственных дел империи, его решения стали признаваться безусловными и неукоснительными. Данный период характеризуется падением Сената и республиканских магистратур. В данный период произошло разделении империи на Восточную и Западную, которые в свою очередь были поделены на префектуры. Каждая префектура в свою очередь была поделена на диоцезы, а те на провинции.





















Глава 5: Реформы Диоклетиана в период домината

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административные реформы.

В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценивание денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, вела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций., да и бесконечные государственные перевороты времен «солдатских императоров» предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе сопровителя.

Императором Константином была продолжена экономическая реформа Диоклетиана.. новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложениея еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановление (конституцией) «О беглых колонах» 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавших беглых колонов,  в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия война становится наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получившие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

В вопросах религиозной политики Диолетиан видел в христианской церкви организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствующую утверждению единовластия., а поэтому  он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, продолжались разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бядняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политики. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем после крашения Константина в 337 году- государственной религией.

         Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена., в каждой их двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшаяся префеками, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистратам- двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.[12]

Как видно из выше сказанного, реформы Диоклитиана имели большое значение в развитии Римской империи. Особенно необходимо отметить административную реформу, также реформы проводимую в военной  и в религиозной сфере в результате чего армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината- военной, политической и идеологической




















Заключение:

Рассмотрев в своей курсовой работе причины и предпосылки перехода от Римской республики к Римской империи, а также проанализировав  государственное устройство того периода можно сделать следующий вывод, что поставленная цель нами была достигнута.

 Образования римской империи было связано с отмиранием полисно- общинной организации, которая базировалась на мелкой земельной собственности, существовании замкнутого гражданского коллектива.

Так же необходимо отметить, что становление монархии в Древнем Риме являлось результатом происходивших в Римской республики общественно- политических кризисов и военных конфликтов того периода,

 социально- экономические изменения в период принципата были так же в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, что  определило и характер политической структуры Рима- устаревшие республиканскихе учреждения сохраняются и в первом веке существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления. Империя поначалу как бы рядиться в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства «империя» достаточно условно. Титул «император» долгое время оставался важным титулом  и только со временем глава государства стал именоваться императором.

         Постепенно наблюдается усиление власти императора. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II века сенат окончательно устраняется от управления. Оно переходит к чиновничье- бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором.




Библиография:

1.     История государства и права зарубежных стран, часть 1 , под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниникова, М.2000г.;

2.     История древнего Рима, под ред. В. И. Кузищина, м. «Высшая школа», 2002 г.

3.     И.А. Покровский «История Римского права», СПб 1999г.;

4.     Всеобщая история государства и права, под ред. К.И. Батыра;80

5.     Гиббон Эдвард «История упадка и разрушения Римской империи», под.ред. Э.Д. Фролова, СПб 1197г.;

6.     В. Г.Графский «Всеобщая история права и государства», М.2002г.




[1] Стр.184, История государства и права зарубежных стран, Ч.1., под ред. О.А. Жижкова, Н.А. Крашенниниковой М.2000г.

[2] Стр.191 История древнего Рима, под ред. В. И. Кузищина, м. «Высшая школа», 2002 г.

[3] Стр.194 История древнего Рима, под ред. В.И. Кузищина, М. «Высшая школа» 2002г.

[4] стр.91 История Древнего Рима, под ред. В.И. Кузищина, М.2003г.

[5] стр.218 И.А. Покровский «История Римского права», СПб 1999г.

[6] Стр.194 История древнего Рима, под ред. В.И. Кузищина, М. «Высшая школа» 2002г.


[7] Стр.88. В.Г. графский «Всеобщая история права и государства», М.2001г.

[8] стр.195 В.И. Кузищина «История древнего Рима», М.2003г.

[9] стр.188 История государства и права зарубежных стран, часть1, под ред. О.А. Жидкова, н.А. Крашенниникова, м.2000г.

[10] стр.774 «История древнего Рима» , СПб, 1998г.


[11] стр.212 И.А. Покровский «История римского права», СПб 1999г.

[12] Стр.191 История государства и права зарубежных стран, часть 1 , под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниникова, М.2000г.