Содержание

 

Введение. 3

1.   Понятие и структура налоговых правоотношений. 4

2.   Виды налоговых правоотношений. 6

3.   Объекты и содержание налоговых правоотношений. 7

4.   Субъекты налоговых правоотношений. 8

Заключение. 25

Список литературы.. 26

Введение

 

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства РФ по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), которые перечисляют налоги с заработной платы своих сотрудников.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики[1].

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налоговых правоотношений.

Задачи работы – дать понятие и определить структуру налоговых правоотношений, рассмотреть виды, содержание, объекты, субъекты налоговых правоотношений.

1.  Понятие и структура налоговых правоотношений



Налоговое правоотношение есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - на-логовым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов. Налоговое правоотношение состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним[2].

Под структурой отрасли налогового законодательства в юридической науке чаще всего понимается совокупность налоговых правовых институтов, каждый из которых состоит из группы правовых норм о налогах, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды налоговых отношений. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с формированием и обеспечением действенности налоговой структуры Российской Федерации, составляют институты государственной налоговой системы. Институты налогового законодательства не являются исчерпывающими и пока не нашли всесторонней регламентации в кодифицированных актах, а представляют лишь отдельные нормы в базовых законах и инструкциях о налогообложении. Следовательно, говорить о них как о сложившихся институтах налогового законодательства можно только с позиций определенных тенденций в законопроектной работе и правоприменительной практике. Эти институты, включающие отправные, общие положения, действие которых распространяется на большинство налоговых отношений, составляют в своей совокупности Общую часть налогового законодательства и содержатся в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Законе РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» от 21 марта 1991 г., Законе РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г., Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., Таможенном кодексе РФ и других законах. Особенная часть налогового законодательства имеет подчиненное положение по отношению к Общей части и складывается из институтов, регулирующих правовой режим взимания отдельных видов налогов, выделяемых по специальным объектам налогообложения. Так, объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», а объектом платы за землю является право собственности, землепользования, аренды земли, поскольку использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В соответствии с предусмотренными в законодательстве видами налогов Особенная часть должна содержать в себе институты правового режима, содержащиеся в специальных налоговых законах и отражающих особенности налогообложения тем или иным видом налога. Правовой режим налогообложения, закрепленный в институтах Особенной части, отражает специфику правового регулирования отношений по взиманию каждого отдельного вида налога, которые существуют в рамках общего правового режима, установленного Общей частью. Особенная часть уже сформировала закрепленные действующим законодательством собственные институты (в частности, нормы, регламентирующие состав расходов и доходов налогоплательщика, исключения из налогооблагаемой базы, учет цены и себестоимости продукции, институт определения налогооблагаемой базы при установлении доходов (прибыли), облагаемого оборота субъекта налогообложения).


2.  Виды налоговых правоотношений


Налоговые правоотношения подразделяются на материальные и организационные

Материальное налоговое правоотношение, предмет которого составляет обязанность уплатить налог, связывает налогоплательщика не с налоговым органом (как своеобразным кредитором, выступающим от имени консолидированного бюджета), а с соответствующим государственным или муниципальным образованием.

Следовательно, уплата налога должна производится не в обезличенный консолидированный бюджет (это всего лишь статистический показатель), а в бюджет, принадлежащий соответствующему государственному или муниципальному образованию, в соответствующий внебюджетный фонд. Другое дело, что меры ответственности к налогоплательщику применены при уплате «ненадлежащему кредитору» быть не могут.

Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений – контрольных налоговых правоотношений. При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений – налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.


3.  Объекты и содержание налоговых правоотношений


Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.

Федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления, устанавливающими налоги, предусматривается механизм взимания этого налога:

- налогоплательщики (субъект налога);

- объект налога;

- единица обложения;

- ставка налога;

- порядок его уплаты;

- льготы;

- источник уплаты (в некоторых случаях);

- бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговая сумма (налоговый оклад).

В соответствии с ГК РФ (ст.128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, нематериальные блага.

 Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

Согласно существующего налогового законодательства Российской Федерации к объектам налогообложения относят: материальные объекты – это часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности.

1.     Имущество физических и юридических лиц.

2.     Доходы физических лиц.

3.     Прибыль юридических лиц.

Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

Нематериальные объекты – это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. (Например, право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права и т.д.).


4.  Субъекты налоговых правоотношений


Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка их осуществления.

Согласно ст. 9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1.             организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2.             организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;

3.             Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в РФ;

4.             государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее – таможенные органы);

5.             государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица, осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплату налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);

6.             Минфин РФ, Минфин республик, финансовое управление (департаменты отдела) администрации краев, властей, городов Москвы и СПб, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;

7.             органы государственных внебюджетных фондов;

8.             федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения (далее – органы налоговой полиции) – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым Кодексом РФ[3].


Налоговые органы

В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения, а также органы налоговой полиции.

Министерство РФ по налогам и сборам образует единую централизованную систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.

Полномочия таможенных органов и обязанностью их должностных лиц в области налогообложения и сборов предусмотренные ст. . 33 НК РФ. Статья 34 НК РФ определяет в целом статус таможенных органов в области налогообложения и сборов. Таким образом, в Кодексе впервые закреплена норма, что таможенные органы в определенных случаях обладают определенными полномочиями налоговых органов.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ при пересечении таможенной границы России в определенных случаях подлежат уплате налоги (НДС и акцизы) и сборы (таможенная пошлина). Данные таможенные платежи являются предметом регулирования как Таможенного, так и Налогового кодекса. Соответственно деятельность таможенных органов в деле взимания данных «пограничных» налогов и сборов регулируется как Таможенным кодексом, так и Налоговым кодексом, а также федеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами. Причем Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах применяются к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой данных таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Такой случай предусмотрен в ст. 34 НК РФ, в соответствии с которой при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу России таможенные органы пользуются правами и несут ответственность не только в соответствии с Таможенным кодексом, но и в соответствии с Налоговым, а так же с иными федеральными законами о налогах и сборах. Например, в соответствии с п.7 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, направляется налогоплательщику или иному обязанному лицу таможенным органом в порядке, установленным Налоговым кодексом с учетом особенностей, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации.

В целом говоря о полномочиях таможенных органов в сфере налогообложения, необходимо отметить, что в своей деятельности таможенные органы руководствуются в первую очередь таможенным законодательством и лишь в случаях, предусмотренным налоговым кодексом, законодательством о налогах и сборах.

Налоговые и таможенные органы обязаны действовать в пределах своей компетенции, под которой понимается круг полномочий данных органов.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией, налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, законодательными актами РФ, нормативными актами Президента и Правительства РФ, нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Анализ установленных Кодексом прав налоговых органов позволяют сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормами значительно расширен. К числу прав налоговых органов относится:

1.           Право требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

2.           Право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ

3.           Право изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

4.           Право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов. Таким образом, налоговым органам предоставляется право не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующим законодательством, но и вызвать их или иных обязанных лиц для дачи пояснений непосредственно в налоговые органы.

5.           Право проводить при налоговой проверке инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику. Из этого следует, что налоговые органы при налоговой проверке будут в праве осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнить полученной при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждаются совместно Минфином и Министерством РФ по налогам и сборам. В настоящее время проверка фактического наличия имущества налогоплательщика осуществляется на основании представляемых налогоплательщика документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.).

6.           Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом. Согласно ст. 72 Кодекса арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются 11 главой кодекса. В настоящее время налоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции, но так как органы налоговой полиции были расформированы этими правами стало обладать Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам.

7.           Право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет. В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо нарушение установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

8.           Право взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке установленном НК РФ.

9.           Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Следует заметить, что органы Госналоговой службы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись только в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Данное право предоставлялось органами Госналоговой службы в рамках указа Президента РФ от 22.12.93. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях между бюджетами различных уровней». Однако Указом Президента РФ от 15.11.97г № 1233 Указ № 2270 был признан утратившим силу, соответственно органы Госналогслужбы были лишены право на предоставление отсрочек и рассрочек.

10.      Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

Налоговый кодекс определяет, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк поручение на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика (ст. 45 НК РФ). Таким образом, указанное право предоставляется налоговым органам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главной обязанности – уплаты налогов. Ранее получение от банка налоговыми органами документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, возможно, было только с согласия банка. Однако с введением в действие Кодекса банки обязаны представлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того, не представленные налоговому органу сведения о налогоплательщике согласно ст. 126 является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность.

11.      Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

12.      Право взывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-нибудь обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

13.      Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявить нарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органам предоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или приостановлении действий выданных лицензий. Приостановление действия и аннулирование лицензии производятся по основаниям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 25.09.98г. № 158-ФЗ «О лицензирования отдельных видов деятельности» в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ.

14.      Право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

 о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговое правонарушение;

 о признании недействительности государственную регистрацию юридического лица или государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидности организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного – не по сделке, а в результате совершения других незаконных действий;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в НК РФ.

Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный ст. 31 Кодекса, не являются закрытыми. В соответствии с п. 2 названой статьи налоговые органы осуществляют так же другие права, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его налоговые органы пределах своих полномочий утверждают формы заявлений постановки на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их, устанавливают порядок их заполнения, обязательный для налогоплательщиков.

Министерство РФ по налогам и сборам в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издает специально для них приказы, инструкции и методические указания. Главной обязанностью налоговых органов в соответствии со ст. 32 Налогового Кодекса РФ является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков; в настоящее время прядок учета налогоплательщика установлен в инструкции «О порядке ведения учета налогоплательщика», утвержденный приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.06.96г. № ВА-3-12/49.

Налоговым кодексом установлены новые обязанности налоговых органов:

·                        Вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

·                        Бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

·                        Представлять формы установленной отчетности и разъяснить порядок их заполнения;

·                        Давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Данные обязанности соответствуют правам налогоплательщика, установленным Налоговым Кодексом РФ.

Разъяснительная работа о необходимости уплаты налогов и соблюдения налогового законодательства может вестись налоговыми органами в различных формах и различными способами, в том числе с использованием различных средств массовой информации, направлением памяток налогоплательщикам, а также в школах и на семинарах, в организациях и.т.д.

В соответствии с п. 6 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Положения о налоговой тайне закрепляются Налоговым кодексом в ст. 102. В настоящее время похожая норма содержится в ст. 16 Закона РФ от 27.12.91г. № 2118-1 « Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции 24.03.2001г., согласно которой налоговые органы и их сотрудники обязаны, сохранит коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах граждан и организаций. Существенным отличием норм Налогового кодекса является то, что, налоговые органы обязаны соблюдать не только коммерческую тайну и вкладов граждан и организаций, но и сохранять в тайне любые полученные налоговыми органами о налогоплательщике сведения, за исключением тех, которые указаны в п. 1 ст. 102. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1.                     разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2.                      об идентификационном номере налогоплательщика;

3.                     о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4.                     предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с междугородними договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

В соответствии со статьей 16 Закона «Об основах налоговой системы в РФ» и пункт 3 статьи 7 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР» налоговые органы и их сотрудники должны сохранить коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Статьей 12 НК РФ введено понятие налоговой тайны. Налоговая тайна может быть разглашена только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Налоговым кодексом впервые установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне взысканных или уплаченных сумм налогов, штрафов, пеней. Ранее в соответствии со статьей 15 Закона «О Государственной Налоговой службе РСФСР» возврату подлежали только не правильно взысканные суммы налогов. Кроме того, обязанность возврата была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. Сейчас установлен общий порядок зачета или возврата для всех налогов и сборов, который предусмотрен главой 12 НК РФ.

Налоговым кодексом или другими федеральными законами о налогах и сборах могут быть установлены иные обязанности налоговых органов. Так, в соответствии со статьей 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика поставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. В соответствии с п.7 ст. 83 Налогового кодекса налоговые орган обязаны незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет на основании информации о его деятельности или его имуществе, полученных от других лиц. В соответствии со ст. 108 Налогового кодекса налоговые органы обязаны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении.

 Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность, налоговых органов сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере. Соответствующие материалы должны туда направляться, если выявленные при проверках и иными способами обстоятельства позволяющие предполагать совершение налогового правонарушения. Направление осуществляется независимо от мнения налогоплательщика в трехдневный срок.

Необходимо отметить, что факт направления материалов еще не означает, что данное лицо совершило налоговое правонарушение или, что оно может быть привлечено к уголовной ответственности. Органами налоговой полиции должно быть принято обоснованное решение о возможности возбуждения уголовного дела. Так, факт непредставления физическим лицом налоговой декларации и неуплата им налога на сумму, превышающую двести минимальных размеров труда, позволяет предполагать наличия признаков преступления, предусмотренного статьей 198 УК Российской Федерации.

В случае возбуждения уголовного дела дальнейшее производство в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Налогового кодекса Российской Федерации ведется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения дела, но при наличии налогового правонарушения производство осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Права и обязанности налоговых органов реализуются через действия должностных лиц налоговых органов. Должностные лица обязаны действовать в пределах своей компетенции. Например, налоговый инспектор, проводящий проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы для проверки, проводить выемку документов и предметов.

Необходимо отметить, что осуществление ряда полномочий налогового органа возможно только руководителем или его заместителем. Так, руководитель налогового органа или его заместитель может принять решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (статья 46), или его имущества (статья 47), о проведении выездной налоговой проверки (статья 89), о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, о взыскании пеней в бесспорном порядке, рассмотреть акт налоговой проверки и по нему вынести решение.

При исполнении должностными лицами полномочий налоговых органов необходимо учитывать следующие особенности:

1.     должностное лицо действует только в рамках своей компетенции по принципу «разрешено то, что прямо установлено законом», поскольку здесь применим принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

2.     служебные права должностных лиц налоговых органов являются их обязанностями и наоборот;

3.     любые права должностных лиц налоговых органов реализуется только в пределах функций данного налогового органа Российской Федерации - контроля за правильностью исчисления, полной и своевременной уплаты налогов.

Впервые в налоговом, да и в российском законодательстве в целом установлена обязанность должностных лиц государственных органов корректно и внимательно относится к участникам налоговых правоотношений не унижать их честь и достоинство. На основании пдп. 10 пункта 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики и плательщики сборов вправе требовать от должностных лиц налоговых органов выполнение пункта 3 статьи 33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Должностные лица таможенных органов при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации помимо обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующие таможенные правоотношения, несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выделим некоторые полномочия, которыми наделены руководители таможенных органов и их заместители:

·                       засчитывать излишне уплаченные суммы налогов и сборов ликвидируемой организации по другим налогам, пеням, штрафам этой организации;

·                       принимать решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товара через границу Российской Федерации;

·                       принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации;

·                       принимать решения о наложения ареста на имущество налогоплательщика.

Привлечение к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном таможенном законодательством. Данное правило означает, в частности, следующее:

1.         производство по делам о нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном разделом X Таможенного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 10).

2.         действия лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации, могут быть квалифицированы по ст-ст 249-288 Таможенного кодекса Российской Федерации;

3.         обжалование действий и исполнение решений таможенных органов осуществляется в порядке предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации (главы 49-50 Таможенного кодекса Российской Федерации)[4].

Органы налоговой полиции


Федеральная служба налоговой полиции - это специализированный правоохранительный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий законность и правопорядок в сфере налоговых правоотношений, в соответствии с последними законодательствами в налоговом законодательстве отнесенный к налоговым органам. Основными направлениями налоговой полиции являются предупреждение, выявление, расследование налоговых преступлений или административных правонарушений.

Статьи 36 и 37 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляют общий статус (полномочия и ответственность) органов налоговой полиции, более подробно правовое положение этих органов устанавливается Законом Российской Федерации от 24 июня 1995 г. «О государственных органах налоговой полиции», а так же целым комплексов законодательных и иных нормативных актов.

Поскольку органы налоговой полиции – это правоохранительные органы, то в своей деятельности они руководствуются актами, регулирующими правоотношения по осуществлению государственного и общественного порядка.

В целом можно отметить, что круг правоохранительных полномочий налоговой полиции чрезвычайно широк. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 НК Российской Федерации органы налоговой полиции полномочны:

1.                     производить в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению;

2.                     проводить в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации проводить предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности;

3.                     осуществлять в соответствии с Федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;

4.                     по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;

5.                     осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции».

С учетом прав, представленных налоговой полиции Законом «О налоговой полиции», они могут, в частности, беспрепятственно входить в любые производственные, складские и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения прибыли, и обследовать их; проверять у граждан и должностных лиц документы при наличии достаточных оснований подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, вызывать граждан с целью получения объяснений, справок и иных сведений; налагать административный арест на имущество недоимщиков; составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках предоставленной налоговой полиции полномочий; налагать административные штрафы на должностных лиц, организации и на физических лиц за воспрепятствование в реализации прав, предоставленных налоговой полиции и д.р. Но, поскольку сфера деятельности и налоговых органов, и органов налоговой полиции является общей (т.е. уплата налогов и сборов), они, как правило, работают во взаимодействии.

Более того, при осуществлении правоохранительной деятельности органами налоговой полиции могут быть выявлены обстоятельства, требующие совершения действий, которые входят в компетенцию налоговых органов. В таком случае органы налоговой полиции обязаны в десятидневный срок направить материалы в налоговый орган, который обязан по ним принять решение.

Например, при проведении налоговой полиции определенных действий могут быть выявлены налогоплательщики, не вставшие на учет в налоговых органах; налоговые правонарушения предусмотренные ст-ст 116-129 Налогового кодекса Российской Федерации; необходимость возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. В этих случаях привлекаются налоговые органы.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность органов налоговой полиции за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие не правомерных действий или бездействий при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК Российской Федерации и иными федеральными законами[5].

                      

Заключение


Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.      Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.            

Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.

Полагаю, что в целом последние решения по налогообложению не дают оснований для оптимистических ожиданий. Нестабильность налоговой политики, как и политики экономической, предопределяется сегодня общей политической нестабильностью. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою  роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.

Список литературы


1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2004.

2.     Горских И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. М.: ИНФРА-М, 2005.

3.     Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: Юриспруденция, 2001.

4.     Кучерявенко Н.П. Налоговое право. М.: «ПРОСПЕКТ», 2004.

5.     Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001.

6.     Финансовое право Российской Федерации / Под ред. В.Д. Павловских, Н.Н. Жадобина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.



[1] Горских И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 44.


[2] Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 131.


[3] Финансовое право Российской Федерации / Под ред. В.Д. Павловских, Н.Н. Жадобина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 90-92.


[4] Кучерявенко Н.П. Налоговое право. М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. С. 201-209.


[5] Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: Юриспруденция, 2001. С. 158-165.