Содержание
Вопрос 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства. 3
Вопрос 18. Правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации 8
Вопрос 28. Расчеты пластиковыми картами. 13
Задача № 8. 24
Задача № 18. 25
Задача № 28. 27
Список литературы.. 31
Вопрос 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность (Ст. 106 НК РФ).
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК.
Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК).
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК.
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 108 НК).
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК).
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст. 110 НК).
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность;
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК (ст. 112 НК).
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК (ст. 113 НК).
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК за совершение налогового правонарушения.
При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК).
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (ст. 115 НК).
Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Вопрос 18. Правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации
В части 1 статьи 4 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в отличие от ранее действовавшего Закона) раскрывается понятие валютного законодательства, в состав которого включаются:
сам указанный Закон;
федеральные законы, принятые в соответствии с ним.
Соответственно Закон является, как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, системообразующим в области валютного регулирования и валютного контроля.
Наряду с понятием актов валютного законодательства в Законе используются понятия актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля (как первые, так и вторые не входят в систему валютного законодательства).
Частью 2 ст. 5 Закона установлено, что для реализации функций, предусмотренных Законом, Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Согласно ч. 1 статьи акты органов валютного регулирования представляют собой нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования и могут быть изданы только в случаях, предусмотренных Законом.
Частью 5 статьи 4 установлено, что органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. Акты органов валютного контроля могут быть изданы только в случаях и, кроме того, в пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
Акты органов валютного контроля, в отличие от актов органов валютного регулирования, могут и не носить нормативного характера. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" [1]разъяснено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Исходя из ч. 1 статьи 4, федеральные законы являются актами валютного законодательства Российской Федерации только в случае, если они приняты в соответствии с указанным Законом. Это означает, что законодательные акты или их отдельные положения, содержащие нормы валютного регулирования и валютного контроля, независимо от того, признаны они утратившими силу в соответствии со ст. 27 Закона или нет, могут применяться только в части, не противоречащей Закону.
В частности, речь идет о следующих положениях Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ) [2]:
лизинговые компании имеют право на осуществление без лицензии Центрального банка РФ операций, связанных с движением капитала, выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга (текущие валютные операции и связанные с движением капитала операции) (п. 2);
ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации (перемещение через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более чем 6 месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий 6 месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном контроле и валютном регулировании (п. 3). Следует отметить, что действие п. 3 ст. 34 указанного Закона в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" [3] (подп. 39 п. 1 приложения 20) приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
В положениях ч. 2 статьи 4 приводится соотношение Закона с международными договорами.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Там же определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О [4] подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. В настоящее время действует Положение Центрального банка РФ от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России".
Статья 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" также содержит следующие положения в отношении нормотворчества:
нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. далее);
нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ)[5] Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Там же установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Однако до настоящего времени Правительство РФ соответствующего нормативного правового акта не издало.
Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.
Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
В частях 3 и 4 статьи 4 приведен порядок действия актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования во времени.
По общему правилу, содержащемуся в ч. 3, акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу.
Вопрос 28. Расчеты пластиковыми картами
Более усовершенствованная форма расчета в наше время – платежным документом. Роль платежного документа выполняет пластиковая карта. Она предоставляет ее владельцу возможность безналично оплачивать товар, получать намеченные средства в банке.
Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.
Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Развитие электронных банковских услуг обусловило необходимость на уровне ГК решить проблему подписи клиента при осуществлении электронных платежей. Способ идентификации клиента в целях защиты от несанкционированного доступа зависит от средства платежа [6].
При расчетах пластиковыми картами используется ПИН (персональный идентификационный номер), который владелец карты должен ввести при помещении карты в терминал, считывающее устройство которого проверяет ее подлинность и платежеспособность.
Факт составления и подписания электронного платежного документа от имени кредитной организации или клиента кредитной организации подтверждается АСП (аналог собственноручной подписи), правовой режим которого устанавливается Временным положением ЦБ РФ от 10 февраля 1998 г. N 17-П "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями".
Право использования АСП участником документооборота (кредитной организацией либо клиентом кредитной организации) возникает с момента регистрации Администрацией средств проверки правильности АСП и уведомления об этом других участников. Создание Администрации обязательно при наличии более двух участников документооборота. Функции Администрации выполняет либо организация, с которой участники документооборота заключили договор, либо один из участников, на которого возложено их выполнение многосторонним договором между участниками. При отсутствии Администрации данное право возникает в порядке и на условиях, определяемых двусторонним договором между участниками.
Видом аналога собственноручной подписи является ЭЦП (электронная цифровая подпись), используемая при осуществлении расчетов электронными документами через расчетную сеть Банка России между учреждениями Банка России и кредитными организациями, филиалами кредитных организаций и другими клиентами Банка России (Временное положение ЦБ РФ от 12 марта 1998 г. N 20-П в ред. указания ЦБ РФ от 28 апреля 1999 г. N 551-У).
Банковские карты - относительно новый для финансовой системы Российской Федерации инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Тем не менее, на сегодняшний день выпуск в обращение и обслуживание банковских карт - одно из приоритетных направлений деятельности кредитных организаций - резидентов Российской Федерации. Правовое регулирование названной деятельности налоговым и банковским законодательством только формируется. В связи с этим весьма актуально устранение существующих пробелов в правовой базе, а также совершенствование отраслей законодательства, регулирующих отношения между участниками расчетов с использованием банковских карт, и в первую очередь налогового законодательства.
В Российской Федерации общие правила проведения расчетов с использованием банковских карт установлены подзаконными актами Банка России (Положение ЦБ РФ от 09.04.1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" [7]).
В операциях с банковскими картами участвуют организации (процессинговые компании; расчетные агенты; банки - эмитенты; банки - эквайеры; юридические лица, осуществляющие итоговый процессинг и физические лица (клиенты), правоотношения между которыми строятся на договорной основе.
Процессинговая компания - юридическое лицо, обеспечивающее технологическое взаимодействие участников расчетов с использованием банковских карт.
Расчетный агент - кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.
Банки - эмитенты - кредитные организации, осуществляющие выпуск банковских карт.
Банки - эквайеры - кредитные организации, осуществляющие эквайринг [8].
Юридическое лицо, осуществляющее итоговый процессинг, частично выполняет функции процессинговой компании по поручению последней.
Основной недостаток называвшихся выше актов налогового законодательства применительно к операциям с использованием банковских карт - отсутствие ясности в вопросе, являются ли плательщиками НДС кредитные организации (расчетный агент, банк - эмитент и банк - эквайер). Единого мнения по этому вопросу среди специалистов нет. При разрешении в будущем данной коллизии законодателю необходимо учесть, что в соответствии с подп. "е" п. 1 ст. 5 Закона об НДС к числу освобождаемых от НДС были отнесены банковские операции (за исключением инкассирования). Это позволило ряду авторов указывать на освобождение от НДС деятельности по "осуществлению расчетов пластиковыми карточками и... выдаче пластиковых карточек" [9]. Другие авторы, в том числе сотрудники налоговых органов, полагают, что "дополнительная плата, взимаемая банком с клиентов за изготовление пластиковых карт, должна включаться в оборот, облагаемый НДС" [10]. Существует также мнение, что освобождение от НДС на операции с банковскими картами вообще не распространяется [11].
С развитием рынка финансовых услуг одной из сфер интересов преступного мира стали безналичные расчеты, осуществляемые с использованием пластиковых платежных средств. При этом именно банковские карты, активность обращения которых с каждым годом увеличивается, все чаще становятся предметом определенного рода преступлений, выступая как в качестве непосредственно предмета преступления в уголовно-правовом значении, так и в качестве средства совершения преступления.
Под банковскими картами в соответствии с пунктом 3.1 Положения ЦБР от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" понимаются кредитная и расчетная карты.
В России материальный ущерб от изготовления и сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт в 2002 году составил 359 тыс. рублей и вырос по итогам 2004 года до 43511 тыс. рублей [12].
Недостаточное внимание к правилам безопасности при осуществлении расчетов, слабый информационный уровень пользователей и отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения в сфере обращения банковских карт, на первых порах существенно облегчали совершение преступлений в этой области. С течением времени данные обстоятельства изменились: активно разрабатываются и используются средства зашиты банковских карт от подделок, держатели карт с должным вниманием относятся к их использованию, законодательство многих стран, в числе которых и Россия, дополнено соответствующими нормами, устанавливающими ответственность за преступления в сфере выпуска и обращения поддельных пластиковых карт.
В УК РФ включена статья 187, определившая в качестве преступления изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами. Однако, как показывает практика, раскрытие и расследование таких преступлений вызывает определенные затруднения, которые связаны как с высоким уровнем их латентности, так и с многочисленными проблемами, возникающими при сборе доказательств и квалификации действий преступников.
Законодатель, используя понятие "платежная карта", к сожалению, не дает ему определения.
В пункте 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением содержится самое упрощенное описание расчетов, осуществляемых посредством кредитных карточек.
Кредитная карточка - пластиковый прямоугольник с магнитной полосой, которая вмещает данные, необходимые для расчетов за товар.
При покупке товара кредитная карточка вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки или услуги). После чего карточка возвращается владельцу. При вводе кредитной карточки в машину набирается личный код, известный только владельцу.
В части второй Налогового кодекса РФ используются такие понятия, как "банковская карта" (подп. 4 п. 3 ст. 149), "платежная карта" (подп. 2 п. 2 ст. 290), "пластиковая карточка" (подп. 8 п. 2 ст. 291), "расчетная карта", "кредитная карта" (ст. 349, такие же понятия использованы и в ст. 187 Уголовного кодекса РФ). В пункте 2 ст. 3 ранее действовавшего Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" [13] использовалось понятие "кредитная карточка". Представляется, что под платежной картой следует понимать карту, использование которой позволяет осуществлять расчеты за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Требования Банка России к кредитным организациям по эмиссии ими банковских карт, правилам осуществления расчетов и порядок учета кредитными организациями операций, совершаемых с использованием банковских карт, установлены упоминавшимся выше Положением Банка России от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" (действует в части, не противоречащей указанию Банка России от 9 апреля 1999 г. N 536-У "Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов" [14]).
В целях названного Положения понятие "банковская карта (карта)" определено как средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Банковская карта, которая позволяет ее держателю проводить операции по счету юридического лица, обозначена как "корпоративная карта".
Осуществление операций с использованием банковских карт должно быть предусмотрено договором, заключенным физическим или юридическим лицом (клиентом) с кредитной организацией-эмитентом. В Положении упоминаются некоторые виды договоров, которые могут предусматривать осуществление операций с использованием банковских карт, - банковский счет, банковский вклад, кредитный договор. Договор банковского счета регулируется положениями гл. 45 Гражданского кодекса РФ, договор банковского вклада - гл. 44 ГК РФ, кредитный договор - § 2 гл. 42 ГК РФ.
Участниками расчетов с использованием банковских карт являются расчетные агенты, эмитенты и эквайреры. Расчетным агентом является кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт; эмитентом - кредитная организация (филиал), осуществляющая эмиссию банковских карт; эквайрером - кредитная организация, осуществляющая эквайринг, т.е. деятельность, включающую в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимися клиентами данной кредитной организации. Эквайрер подписывает с реализующими товары (услуги) организацией или индивидуальным предпринимателем соглашение, согласно которому организация или индивидуальный предприниматель несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты за предоставляемые товары (услуги).
В пункте 2.2.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 [15], порядок расчетов за товары, проданные в кредит, по кредитным картам описан следующим образом. Покупатель предварительно заключает договор на обслуживание с кредитной фирмой и получает от нее пластиковую карту, которую использует при покупках. Эмитенты кредитных карт (компании и банки) заключают с торговыми организациями договор о продаже товаров владельцам кредитных карт. В договоре указываются порядок авторизации карт, обеспечение магазина необходимыми техническими средствами, условия расчетов за товары и др. К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев кредитных карт. Авторизация карт, предъявленных в оплату товаров, заключается в проверке наличия обеспечения средств под карту (по телефону, компьютерным сетям и т.д.).
Согласно п. 3.1 Положения Банка России от 9 апреля 1998 г. N 23-П физическим лицам (как резидентам, так и нерезидентам) эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:
расчетная карта - банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора между эмитентом и клиентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств;
кредитная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора с эмитентом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств.
В пункте 3.2 Положения определено, что юридическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:
расчетная корпоративная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций;
кредитная корпоративная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций.
Кредитные организации - резиденты могут распространять (продавать) карты и предоплаченные финансовые продукты других эмитентов (American Express, Diners Club, Visa Travel Money, VISA CASH, Mondex, чеков и аналогичных им), позволяющих производить оплату товаров (услуг) и/или получение наличных денежных средств.
Согласно п. 2 раздела II Порядка составления и представления отчета "Сведения о деятельности кредитных организаций (филиалов) в части расчетов с использованием банковских и платежных карт" (форма N 250) (приложение 1 к указаниям Банка России от 24 октября 1997 г. N 7-У "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" [16] в ред. от 23 марта 2001 г. N 935-У [17]) под платежной картой понимается средство для совершения сделок, расчеты по которым производятся в соответствии с условиями договора между эмитентом платежных карт и лицом, их использующим. Там же указано, что банковская карта - это вид платежной карты, эмитентом которой является кредитная организация. Предавторизованная карта - карта (с микропроцессором), обладающая способностью хранить и в зависимости от совершенных с ее использованием сделок динамически изменять информацию о сумме денежных средств, в пределах которой эмитент принимает на себя обязательство по оплате совершенных с использованием данной карты сделок.
Одной из наиболее дискуссионных проблем в юридической литературе в настоящее время является вопрос о правовой природе безналичных денежных средств. Однако, как нам представляется, за пределами рассмотрения большинства исследований остаются общеправовые и налогово-правовые проблемы определения статуса безналичных денежных средств, выраженных в электронной форме. Между тем актуальность поднимаемого нами вопроса обусловлена как темпами процесса компьютеризации в банковской и финансовой сферах, так и социальной значимостью финансовых услуг, осуществляемых в электронной форме.
На сегодняшний день системы международных и межбанковских безналичных расчетов повсеместно обслуживаются электронными терминалами и специальным оборудованием. Это позволяет в минимальную единицу времени передавать максимум единиц информации не только в пределах одного федерального округа (региона), государства, но и в транснациональных масштабах.
Российские банки уже перевели систему безналичных расчетов в электронный формат. Как и их зарубежные партнеры, российские финансовые институты предлагают своим клиентам разнообразные банковские услуги, осуществляемые с использованием компьютерных и телекоммуникационных сетей. Объективно существующее единое глобальное информационное пространство (в том числе Интернет и иные специальные (локальные) компьютерные сети) активно используется для осуществления электронных финансовых услуг обеспечения современной экономической деятельности хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей - налоговых резидентов Российской Федерации). Вместе с тем действующее российское законодательство не содержит упоминания об электронных деньгах и поэтому, естественно, не содержит легального определения этого понятия. Не рассматривается оно и доктриной финансового права. До сих пор в Российской Федерации термин "электронные деньги" используется лишь в экономических и публицистических работах, а значимые научные исследования настоящей проблематики в российской юридической науке практически не проводятся.
На сегодняшний день на рынке электронных банковских услуг, предоставляемых с использованием Интернета, одновременно представлены несколько вариантов электронных денег, работающих по схожим стандартам. Технологически упрощая, можно сказать, что современные электронные деньги представляют собой определенную последовательность цифр, символизирующих (заменяющих) банкноты и монеты. С их помощью можно приобретать товары (услуги) в режиме реального времени с использованием ИУУБС (как-то: компьютер, подключенный к сети Интернет, Мондекс - телефон (Интернет - банкинг), мобильный телефон, поддерживающий стандарт WAP (мобильный банкинг), банковские пластиковые карты (карточные электронные банковские услуги или карточный банкинг)).
По прогнозам специалистов, в перспективе, в случае определенного развития ситуации, электронные деньги могут потеснить, а затем и частично вытеснить денежные знаки, материально зафиксированные в традиционных формах. При этом еще в сентябре 1997 г. помощник председателя совета директоров шотландского Royal Bank Дж. Пенн так оценил перспективы конкурентной борьбы банковских учреждений с небанковскими компаниями в сфере электронных финансовых услуг: "У банков осталось менее пяти лет, чтобы выйти на рынок с надежным продуктом в виде электронных денег до того, как это сделают другие компании - не банки. Цена данного рынка чрезвычайно велика.
Поскольку Интернет не знает границ, компания, первой застолбившая за собой стандарт электронных денег, получит прямой доступ к миллионам потребителей и бизнесменов во всем мире. При этом первый шаг на пути к внедрению электронных денег - приучить потребителей использовать банковские карты для оплаты покупок, осуществленных с использованием сети Интернет" [18].
Задача № 8
Решением суда общей юрисдикции автомобиль Газ-24 признан бесхозным, и до оценки и реализации передан на ответственное хранение в ООО «Свет». В последствии ООО «Свет» данный автомобиль утратило.
Налоговый орган предъявил в арбитражный суд иск о взыскании в бюджет стоимости утраченного ООО «Свет» имущества. Оцените правомерность требований налогового органа с точки зрения действующего законодательства.
Каковы дальнейшие действия администрации ООО «Свет».
Решение
Согласно статье 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса и с учетом положений настоящей статьи. Таким образом, действия налогового органа неправомерны, так как имущество утрачено, то есть фактически нет объекта налогообложения.
И в соответствии со ст. 137 НК РФ ООО «Свет» имеет право на обжалование действий налогового органа. Так, каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Задача № 18
Руководство коммерческого банка ЗАО «Белон» приняло решение на подачу заявления о получении лицензии на осуществление купли-продажи иностранной валюты.
Дайте понятие валютных ценностей на территории России?
Дайте понятие экономических нормативов деятельности коммерческого банка?
Какие требования действующего законодательства должны быть выполнены руководством банка, учитывая то, что за 6 месяцев до принятия вышеназванного решения территориальное управление ЦБ по Новосибирской области выносило предупреждение банку о нарушении установленных для этого банка экономических нормативов его деятельности?
Решение
Под валютными ценностями в целях Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» понимаются два объекта - иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Возможности отнесения к числу валютных ценностей каких-либо иных объектов Закон не предусматривает. Следует обратить внимание, что, в отличие от Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г., данный Закон не относит к числу валютных ценностей драгоценные металлы и камни.
В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:
- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
- минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
- нормативы достаточности капитала;
- нормативы ликвидности банков;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
- максимальный размер вексельных обязательств банка;
- норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
На основании статьи 75 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений или взыскать штраф. Таким образом, руководство банка должно устранить выявленные нарушения перед подачей заявления на получение лицензии.
Задача № 28
ЗАО «Светлое» решило открыть валютный счет для расчета с иностранными поставщиками.
Дайте понятие валютных операций.
Назовите виды валютных счетов.
Назовите правила работы с видом валютного счета, который будет открыт ЗАО «Светлое»?
Решение
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относит операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе опреации, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в РФ и из РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.
Валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Согласно ИНСТРУКЦИИ от 7 июня 2004 г. N 116-И «О ВИДАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТОВ РЕЗИДЕНТОВ И НЕРЕЗИДЕНТОВ» (в ред. Указания ЦБ РФ от 16.12.2004 N 1529-У):
2.1. Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:
2.1.1. Счет "Ф" (далее - специальный банковский счет "Ф") (код счета 11) - открывается физическому лицу - резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами).
2.1.2. Счет "Р1" (далее - специальный банковский счет "Р1") (код счета 12) - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент, владелец счета "Р1", от выдачи резидентом, владельцем счета "Р1", нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, указанном в подпункте 3.2.3 пункта 3.2 данной Инструкции, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, указанном в подпункте 3.2.3 пункта 3.2 настоящей Инструкции (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, указанном в подпункте 3.2.3 пункта 3.2 настоящей Инструкции).
2.1.3. Счет "Р2" (далее - специальный банковский счет "Р2") (код счета 13) - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг (за исключением внешних ценных бумаг, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 настоящей Инструкции), включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (за исключением внешних ценных бумаг, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 настоящей Инструкции) (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами (за исключением внешних ценных бумаг, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 настоящей Инструкции)).
2.2. Резиденты осуществляют валютные операции с нерезидентами, не указанные в пункте 2.1 настоящей Инструкции, без использования специальных счетов.
2.3. Расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов.
2.4. Расчеты и переводы между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг, на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются физическими лицами - резидентами без использования специальных счетов.
ЗАО «Светлое» является резидентом. Для ЗАО «Светлое» будет открыт текущий валютный счет для производства расчетов в иностранной валюте с поставщиками. Данный счет открывается только в кредитной организации, имеющей лицензию (внутреннюю, генеральную, разовую). Банк при этом выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов в иностранной валюте.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /под ред. О. М. Козарь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. – М.: Спарк, 1996. – 704 с.
3. Закон РФ от 09. 10. 92 № 3615 – 1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Изменения и дополнения в ред. от 30.12.01 // Российская газета. 04. 11.96. № 240. С учетом проекта № 280532 – 3.
4. Вестник Банка России. 2000. N 33 - 34.
5. Вестник Банка России. 1999. N 23.
6. Вестник Банка России. 1998. 15 апр. N 23.
7. Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.
8. Дегтярь Н.П., Никулина Л.М. Особенности уплаты НДС // Российский налоговый курьер. 2003. N 2, ноябрь.
9. Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2004. – 570 с.
10. Купун С.П. Пластиковые карточки российских платежных систем. Кр.: ОБС-Пресс. 2003. – 380 с.
11. Минаев Б.А. Особенности обложения НДС // Налоговый вестник. 2003. N 2.
12. Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 654 с.
13. Российская газета. 2003. 25 января. N 15.
14. Российский налоговый курьер. 1999. N 12.
15. СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038.
16. СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394; 2002. N 5. Ст. 376.
17. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826.
18. СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.
19. Финансовое право: Учебник. Под ред. Химичевой Н. И. – М.:БЕК, 2002. – 540 с.
20. Фролов И. В. Финансовое право России: Курс лекций для вузов. – Новосибирск: Сибирь, - 2002. – 296 с.
21. Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. 2004. N 2.
[1] Российская газета. 2003. 25 января. N 15.
[2] СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394; 2002. N 5. Ст. 376.
[3] СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038.
[4] Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.
[5] СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.
[6] Ст. 847 ГК РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.
[7] Вестник Банка России. 1998. 15 апр. N 23. С. 5.
[8] Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2004. С. 343.
[9] Минаев Б.А. Особенности обложения НДС // Налоговый вестник. 2003. N 2. С. 47.
[10] Дегтярь Н.П., Никулина Л.М. Особенности уплаты НДС // Российский налоговый курьер. 2003. N 2, ноябрь. С. 57.
[11] Купун С.П. Пластиковые карточки российских платежных систем. Кр.: ОБС-Пресс. 2003. С. 106.
[12] По данным ГИЦ МВД России.
[13] СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826.
[14] Вестник Банка России. 1999. N 23.
[15] Российский налоговый курьер. 1999. N 12.
[16] Вестник Банка России. 2000. N 33 - 34.
[17] Там же. 2001. N 20 - 21.
[18] Финансовое право: Учебник. Под ред. Химичевой Н. И. – М.:БЕК, 2002. С. 123.