Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Самоуправление журналиста_____________________________________ 7

Как построить карьеру журналиста_____________________________ 12

Карьера Татьяны Митковой____________________________________ 14

Заключение____________________________________________________ 17

Список литературы____________________________________________ 19


Введение


Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Ярким примером может служить освещение вопросов экономики, охраны окружающей среды, неизменно вызывающих критику. Аудитория СМИ любит обсуждать полученную из газет или с экранов информацию и делает это, не всегда хорошо владея предметом и понимая существующие проблемы. Но, безусловно, люди имеют право выражать свои мнения, делиться впечатлениями. Общепринято, что «тот, кто платит, тот и заказывает музыку», и поэтому вопросы собственности на СМИ и контроля за ними также всегда в центре внимания тех, кого интересует эта область. Влияние, которое СМИ оказывают на общество, тоже привлекает внимание и порождает дискуссии. СМИ уже по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Работа журналистов подвергается критике вне зависимости от того, нарушают ли они законы профессиональной этики или нет. «Профессия предоставляет журналисту право и, более того, вменяет ему в обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими внимание общества»,- пишет в своей книге главный редактор «Журналиста» Д.С. Авраамов. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. О профессиональной пригодности человека к журналистике нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые для этого вида труда имеют не меньшее значение, чем квалификация. Профессиональное здесь практически всегда выступает как моральное, и наоборот.[1]

Средства массовой информации, опираясь на истинное знание, помогают читателю ориентироваться в постоянно меняющемся, бесконечно большом и, в общем, мало знакомом лично ему мире. Но для того, чтобы пресса могла осуществлять свое предназначение и при этом не нарушать законных интересов тех, с кем журналист вступает в контакт, его поведение должно регулироваться. При этом правда возникает вопрос, где грань этого регулирования и что происходит со свободой журналистского творчества.

Свобода журналиста как понятие, проблема появляется вместе с развитием средств массовой информации и активным включением их в политическую жизнь общества. Прежде чем говорить о свободе необходимо осознать, что подразумевается под понятием «свобода». «Понимание свободы как ничем не ограниченной возможности говорить и писать, что угодно характерна для необразованного, примитивного и поверхностного представления»,- писал Гегель. Действительно, было бы странно, если бы при действующей в государстве статье Уголовного кодекса о наказании за разжигание расовой нетерпимости журналист, призывающий к этому через СМИ, освобождался бы от ответственности на основании гарантированной Конституцией РФ свободы средств массовой информации. То есть, в данном случае понятие «свобода» следует воспринимать как «независимость», что означает отсутствие ограничений, кроме определённых законом. Таким образом, положения закона, накладывающие ограничения на действия журналиста, являются одними из регуляторов в журналистике. 

В настоящее время, в связи с отменой ряда ограничений, прежде всего цензуры, возможности свободного выбора для журналиста неизмеримо расширились. Потому  свобода предстает перед пишущим не только как объективная возможность выбора, но и как субъективная способность правильно его произвести.

В свою очередь эта свобода легко оборачивается произволом, если пишущий не имеет четких нравственных ориентиров, тем более что в условиях административно-командной системы трудно было наработать сколько-нибудь солидный опыт свободного и одновременно ответственного обращения со словом. А при нехватке такого опыта воздух свободы способен одурманить не одну горячую голову.

Мощный поток критики, обрушившейся со страниц печатных изданий, только подтверждает эту банальную истину. Вместе с очищающей критической волной выплескиваются недостоверные сведения и некомпетентные суждения, уничижительные оценки, задевающие честь и достоинство граждан. Да, публичная критика способна исцелять, но она может нанести и глубокую, незаживающую рану. Поэтому критические публикации вызывают особенно пристальное внимание и оцениваются как читателем, так и профессиональной средой не только с деловых позиций, а прежде всего в категориях морального сознания: с точки зрения объективности, смелости, справедливости.

Сейчас отношение к проблемам профессиональной морали журналиста меняется, поскольку в пору нынешних кардинальных сдвигов работники прессы постоянно оказываются лицом к лицу с множеством прежде не встречавшихся проблем. Известно, что творческий труд вообще не может быть жестко регламентирован. Чем меньше в нем стандартных, повторяющихся моментов, тем большую роль в его регуляции играют гуманистические мотивы и моральные ценности. Эта зависимость усиливается по мере ускорения социально-экономического развития: быстрые перемены всегда несут в себе элемент новизны, а потому исключают автоматизм и требуют от личности самостоятельных нравственных решений.

Принимать такие решения журналисту все чаще и чаще приходится самому, во-первых, из-за стремительных темпов перемен, которые в условиях газетной и тем более радио- и телевизионной оперативности практически не оставляют запаса времени для сторонних согласований. А главное, демократизация общественных отношений, наконец, уже упомянутая отмена цензуры снимают многие бюрократические рогатки на пути его свободного выбора.

Соблазном власть имущих всегда было противопоставить печатному слову запрет. И, несмотря на демократическую направленность Закона о печати и других средствах массовой информации, выбор у журналиста и сейчас бывает ограничен. В нынешнее переходное время старые методы руководства прессой и новые подходы к ней постоянно сталкиваются друг с другом. И по сей день нередки случаи, когда учредитель диктует, кого и за что хвалить, кого ругать, а решение "печатать – не печатать" все еще зависит от личных качеств того или иного руководителя.

Свободному выбору мешают случаи расправы за справедливую критику и препятствия, которые чинят журналисту при получении необходимых для работы сведений. Сковывает и отсутствие четкого определения государственной тайны. Бывает, журналист становится жертвой преследования со стороны тех, кого он покритиковал. Однако судебные дела против зажимщиков критики практически не возбуждаются. Подобные обстоятельства толкают журналистов к примиренчеству, тогда как свободный выбор позиции, напротив, требует от них гражданского мужества.

Теперь поговорим обо всем этом подробнее...


Самоуправление журналиста


Каждый журналист постоянно чувствует на себе посторонние взгляды. О результатах его труда судят люди, знакомящиеся с его материалами, и коллеги, оценки его поведению дает редакционный коллектив. Если стереотипы этих оценок совпадают с требованиями общества и с внутренней работой самовоспитания, которую приходится вести каждому человеку интеллектуального труда, то освоение индивидом ценностей и норм профессиональной морали, их перевод во внутреннее достояние личности происходят без мучительного надрыва. Напротив, любая рассогласованность между критериями нравственного поведения обрекает журналиста на тяжелую внутреннюю борьбу: желания спорят с нормой, средства противоречат цели, совесть не мирится с долгом. В такой ситуации сложно прогнозировать, какие именно стереотипы поведения будут усвоены индивидом.

Ни один человек не способен действовать разумно без хотя бы минимального знания о самом себе. Поэтому необходимым условием его жизнедеятельности служит самосознание - "осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни".

В деятельности журналиста сознательное самоуправление собственными психическими процессами и поведением становится наиболее эффективным способом организации, регуляции и контроля. Ведь процесс его труда часто недоступен воздействию внешних регуляторов, а в той мере, в какой является творческим, вообще зависит не от них.

Предельное разнообразие условий журналистского труда, высочайший динамизм социальных процессов, с одной стороны, и индивидуальный характер всех решений, принимаемых в процессе творчества, при жестком лимите времени, - с другой, требуют от журналиста сознательного самоуправления в каждом конкретном акте творчества.  Если, согласно мнению некоторых исследователей, реакция журналиста на внешние воздействия определяется блоком правил и норм, который постоянно ориентирует его именно на самоуправление, то самоуправление понимается как суммарная характеристика процессов, обеспечивающих человеку оптимальное функционирование в условиях меняющейся среды.

В структуре самоуправления обычно выделяется три процесса: самоорганизацию, самоконтроль и саморегуляцию. Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к  конкретным условиям подготовки материала, то функция самоконтроля - это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия.

“Когда обгоняли крестьянина, впрягшегося, как лошадь, в телегу с нехитрым скарбом, Халип потянулся к фотоаппарату и , несмотря на бурные мои протесты, всё же нажал на спуск. Тогда мы были по-своему оба правы. Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом - только сняв его, и он был прав...Мне показалось тогда стыдным, безнравственным, невозможным снимать всё это, я бы не мог объяснить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был прав тогда.”

Из военных воспоминаний 1941 г. К. Симонова.

"Снять" расхождение между ними можно путем саморегуляции, которая заключается в корректировке деятельности, уточнении программ данной творческой операции и стратегии творческого акта в целом ".

Нравственный смысл управления своей деятельностью со стороны журналиста состоит не только в том, что его "фундаментальный информационный блок" заключает в себе моральные принципы и нормы, которые выступают в роли регуляторов его собственного поведения и критериев выносимых им оценок. Этот смысл ещё и в том, что отношение журналиста к задачам и способам своей деятельности и к людям, которые включены в неё, осознается им как его собственное, интимное нравственное отношение.

Журналистика предполагает в качестве обязательного свойства тех, кто ею занимается, сознательное отношение к своей деятельности, т.е. способность представлять все общественные последствия. То, ради чего человек, собственно говоря, и берется за перо. Уже в первой, импульсивной реакции на актуальную проблему безотчетно заключено и его намерение. А в замысле материала - цель, предвосхищающая результаты.

Если уровень сознательности личности зависит от того, какое место в мотивах её деятельности занимает понимание общественного долга, то применительно к журналисту это соотношение значительно усложняется. Двойственность, внутренняя противоречивость журналистской деятельности ставит пишущего перед парадоксом, который не разрешим таким формальным путем. Дело в том, что общественный долг может выступать перед журналистом одновременно в разных формах: как долг профессиональный и долг служебный, а те в свою очередь не всегда согласовываются друг с другом.

Если, удовлетворяя интерес читателя в правдивой информации,   корреспондент   своей   публикацией помогает налаживать в обществе конструктивное сотрудничество, как того требует издатель, то конфликт между двумя формами общественного долга, понятно, не наступает.

Но такой конфликт вполне вероятен, если мнение издателя по обсуждаемой проблеме расходится с интересами массовой аудитории. Эта причина достаточно серьезна, и в каждом подобном случае журналист бывает вынужден принимать решение сам. Поэтому его сознательность  не  ограничивается сопоставлением предполагаемого эффекта публикации с общими представлениями о долге. Она требует от пишущего самостоятельного и столь же сознательного выбора критериев оценки: какой из видов долга больше отвечает гуманистической природе нравственности? Ведь "человечески хорошим может быть лишь то, что является осуществлением свободы".

В тех случаях, когда мнение издателя подкреплено к тому же мощью его политического авторитета, самостоятельный выбор для журналиста бывает затруднен, а то и чреват тяжкими последствиями.

Согласимся, что бывают ситуации, когда интересы политической целесообразности могут перевешивать неотъемлемое право читателя знать. Однако помимо причин объективного порядка основой конфликта между долгом профессиональным и служебным может стать и произвол издателя, и неверное понимание самим журналистом того или иного общественного предписания. Поэтому самокритичный анализ собственных исходных принципов становится обязательным показателем профессиональной пригодности журналиста. Иначе публикация способна вызвать эффект бумеранга.

Выяснение общих посылок, которые служат автору основанием его оценок и выводов, для него самого всегда представляет немалую трудность. Ведь собственную позицию человек воспринимает как нечто естественное, само собой разумеющееся. Позиция - это он сам и есть. Индивидуальное и социальное слито в человеке настолько органично, что их размежевание если и открывается ему, то только с огромным трудом. Буржуа, например, писали в свое время К. Маркс и Ф. Энгельс, обнаруживает это различие только в том случае, когда обанкротится".

Конечно, перемены в общественном положении помогают человеку отделить в себе самом индивида от социального существа. В таком случае происходит реальное отстранение (если воспользоваться терминологией В. Шкловского), возникает возможность взглянуть на объект - самого себя - в новом, непривычном ракурсе. Но выйти из круга сложившихся представлений часто трудно даже очень одаренным людям.

Рассматривая сущность человека как совокупность его общественных отношений, необходимо подчеркнуть значение наличных интересов в детерминации поведения индивида. Социальные интересы предопределяют и основную направленность ею позиции. Но полностью во власти своих интересов и потребностей человек находится до тех пор, пока он не выделяет себя из окружающего мира, не рассматривает свое отношение к миру, к другим людям и к самому себе именно как отношение, покуда тем самым он не сознает самого себя как личность, способную управлять собой.

При идентификации с социальной группой индивид ощущает ее коренные интересы как собственные, да и принципы поведения выбирает из тех, что отвечают групповым, классовым нуждам. Однако уже сам свободный выбор этих принципов, которым личность сознательно подчиняет свое поведение, означает одновременно её самоопределение, выделение из группы, возвышение над наличными потребностями. Влияние социально-классового интереса на поведение личности перестает быть слепым и стихийным, ибо оно опосредуется сознательно избранными ею принципами.

Самосознание, таким образом, представляет собой основополагающий признак личности, формирующийся вместе с ее становлением. По Канту, индивид становится личностью именно благодаря самосознанию, которое позволяет подчинить свое "я" нравственному закону и таким образом обреет внутреннюю независимость от наличного бытия.

Профессиональный долг - вот тот внутренний закон, который должен предопределять поведение журналиста. Его смысл в том, чтобы правдивым словом помогать людям ориентироваться в происходящем. Измена долгу ведет к утрате профессиональной пригодности и нравственной деградации специалиста. Поэтому состояться как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга.

Верность сознательно выбранным принципам помогает ему выстоять в периоды социальных потрясений, не поддаться воздействию внешних влияний, избежать растерянности при изменении политической конъюнктуры, сохранить профессиональное достоинство и избежать мук совести.


Как построить карьеру журналиста


Информация, интернет технологии: неужели эти отрасли открыты только для программистов, дизайнеров и бизнес - аналитиков. Ведь современный дизайн должен компенсироваться интересным содержанием. Кто же тогда создает бесконечный поток информации сегодняшнего мира. Если это Вам интересно, то можно попробовать себя в качестве интернет - журналиста и Вы откроете для себя много интересного.

Интернет журналистика называется модным словом контент менеджмент. Вы можете руководить информационным содержанием проекта, искать поставщиков информации, создавать свою команду экспертов. Либо вы можете редактировать статьи и разделы, или же просто писать статьи. В некоторых проектах журналист, по иерархии стоящий на самой нижней ступеньке может иметь гораздо больше веса, чем его прямой начальник, руководитель проекта. Особенно это касается сетевых газет. Он легко может стать «публичной», т.е. очень известной фигурой и название проекта может прямо ассоциироваться с той или иной фамилией журналиста. У вас как и у обычного журналиста может сложиться постоянная аудитория.

Вы можете выбрать для себя различные типы журналистики: работать с «горячими» новостями, создавать сенсации, делает репортажи с места событий, говоря профессиональным языком «разгребать текучку». Второй тип - обозреватель тут помимо хорошего слога, нужны знания в предметной области. В ваши обязанности будет входить интерпретация различной информации и фактов, глубокий анализ проблемы. И еще – вы можете быть художником. Создавать образы, воспроизводит мифы, символы, легенды.

Что важно для успешной карьеры в интернет журналистике? Ответ прост: Вы должны быть креативны. Ваши характеристики должны включать: творческое мышление, творческий потенциал, способность к созданию принципиально нового информационного материала. Вы, при желании, достаточно легко можете определить, как надо и как не надо действовать в тех или иных проблемных ситуациях.

Подведем итог. Характер журналистской карьеры «Творческий». Вы ведете активный образ жизни. В своем обучении имеете комплексную установку на формальное обучение вкупе с самообразованием и развитием творческой сферы через само актуализацию. В профессиональном и творческом общении у вас есть внутренняя установка на общение с творческими людьми и потребность иметь профессионального наставника. Ваше отношение к общественным стереотипам и моральным нормам: строится в первую очередь так, чтобы удалось сохранить свою творческую индивидуальность, независимое сознание, ненормативность, нонкомформизм. Ваш тип мышления нешаблонный. Качество профессиональной мотивации Гармоничное сочетание чувственной и рациональной мотивации + четкие профессиональные цели.


Карьера Татьяны Митковой


Очень домашняя женщина; не курит, не употребляет спиртное; сухой закон даже в праздники. Увлекается музыкой. Эффектно выглядеть на экране Митковой помогает московский дизайнер Татьяна Федорова.

Водит машину с 1991 года, шофер экстракласса, за рулем отдыхает, обожает быструю езду. Имеет белый "Мерседес", но пользуется в основном служебной "девяткой".

Миткова о себе: "Я ...исповедую в жизни принцип Оскара Уальда - преодолевать неприятности по мере их поступления". "Я совершенно не артистка и играть не умею. Улыбчивость и энергичность соответствуют моему характеру. "...мне предлагали главную роль в одном из фильмов. Я отказалась - это совершенно не мое." "Я достаточно неспокойный человек." "Я ощущаю себя достаточно свободным человеком, и если мне что-то захочется сделать, я это обязательно сделаю. Но, конечно, если это будет резкость в адрес работодателя , то сначала подам заявление об уходе. Я свободна в своем выборе круга знакомств и общаюсь с людьми, которые разделяют мои жизненные принципы."

Карьера Татьяны Митковой началась еще в глубоко застойном 1975 году, когда она в возрасте 18 лет стала редактором программы “Международная панорама”. Твердая, спокойная, молодая, красивая, она очень изящно варьировала официозную информацию и часто брала на себя все удары телевизионного начальства, прикрывая отвязного мэтра Александра Бовина и компанию. Впервые в кадр она села в перестроечном 88-м. Вела новости ТСН, которые в те годы вместе со “Взглядом” и “До и после полуночи” были единственным светом в ТВ-окошке. Все взглядовцы тогда открыто ею восхищались, и Александр Любимов, объявляя выход Митковой в эфир, просто млел от восторга. Период ТСН для Татьяны закончился в январе 91-го года, когда она в прямом эфире отказалась читать правительственную сводку о захвате телецентра в Вильнюсе. Это был поступок, которого ей не простили: Миткова практически сразу получила волчий билет. На экран она вернулась только после подавления августовского путча...

В 1994 году Татьяна Миткова переходит на только что созданный телеканал НТВ и становится ведущей вечернего эфира. Она всегда держала себя со всеми подчеркнуто вежливо, но никогда не скрывала особую духовную близость к тогдашнему гендиректору Олегу Добродееву. Все свои телевыпуски она готовила сама: писала текстовые подводки, давала задания корреспондентам. Мужчины НТВ Миткову уважали безмерно, с женщинами же все было намного сложнее. Хотя именно Миткова дала свое добро на приход в телекомпанию мятежной Светланы Сорокиной. Но к другим ведущим Татьяна была далеко не так лояльна. Она всегда старалась, чтобы в одной программе с ней не было спортивных комментаторов-женщин. Говорят, что Миткова ревновала хорошеньких Юлию Бордовских и Иоланду Чен, сознательно никогда с ними не общалась. Также говорят, что одной из причин ее внезапного ухода с НТВ во время последних “останкинских” разборок стало резкое возвышение ведущей Марианны Максимовской, которой было поручено вести влиятельную программу “Герой дня”. На неформальной встрече Альфреда Коха с журналистами НТВ Максимовская с пеной у рта доказывала неправоту “Газпрома”, а Миткова тихо задала всего лишь два вопроса. Тогда запомнилось, что Кох отмахивался от Максимовской, как от назойливого комара, но очень внимательно слушал все, что говорила Миткова. В последнее время у Татьяны Митковой были очень натянутые отношения с Евгением Киселевым. Ей давно уже надоела роль лица НТВ, но карьерный рост даже и не светил. Киселев допускал в свое близкое окружение только хорошо проверенных людей. Миткова в число избранных не входила. Ее уход стал самой серьезной пробоиной в крейсере под названием “Команда НТВ”. Обозреватель Павел Лобков, Миткову боготворивший, сказал, что уволился с канала сразу после того, как увидел Татьяну в паре с Парфеновым, возвращавшихся рано утром в субботу на восьмой этаж “Останкино” в окружении крепких ребят из программы “Криминал”.

Миткова поступила так, как считала нужным. Сейчас ее уже почти никто не осуждает. Все свои сомнения она прячет абсолютным уходом в новую работу. Сейчас она стала буфером между пришлым руководством и журналистами. Многие остались только ради нее. Можно сказать, что НТВ еще живет только потому, что на нем осталась Миткова.

В 1991 году стала победительницей конкурса ведущих "ТВ-Информ".

Осенью 1991 года американская организация защиты журналистов присудила Татьяне Митковой премию "За высокопрофессиональное выполнение журналистского долга".

11 январ я 1994 года Указом Президента Литовской Республики Татьяна Миткова награждена медалью "В память 13-го января".



Заключение


Весь этот разговор, возможно, не имеет практического смысла без привязки темы к конкретной стране, гражданином которой журналист является, в которой он формируется как личность.

Несмотря на чётко сформулированные правовые и моральные ограничения, нужно отдавать себе отчёт в том, что это всего лишь настойчивые рекомендации, но решение следовать им или не следовать в конкретной ситуации всё-таки будет принимать живой человек, а не мифический идеальный журналист. И в этом смысле трудно представить, что, хоть раз столкнувшийся с угрозами в свой адрес или в адрес своих близких и натолкнувшийся в такой ситуации на демонстративное равнодушие правоохранительных органов обычный журналист будет и впредь, не оглядываясь по сторонам, пытаться донести до читателей правдивую, но для чьих-то интересов опасную информацию, опираясь при этом только на чувство журналистского долга.

Трудно ожидать от обычного журналиста, родившегося и выросшего в нашей стране (где «закон, что дышло...» и где человек часто славится не тем, что всю жизнь соблюдал законы, а тем, что умел их обходить), что он в конкретной ситуации без колебаний предпочтёт длинный, но законный путь короткому, но игнорирующему закон.

И большой вопрос: можно ли его в этом обвинять? Ведь он – продукт окружающей его действительности. И, как это ни прискорбно, необходимо, наверное, признать, что в настоящее время в России серьёзнейшим отрицательным регулятором в работе журналиста является низкий общий морально-нравственный уровень населения, разложившиеся правоохранительные органы и коррумпированная или, как минимум, зависимая судебная система. Всё это превращает работу журналиста, опирающегося на высокоморальные принципы, в постоянное испытание на прочность,  а нравственный выбор часто сводится к выбору: «Нравственно ли отступить от своих принципов, если на карту поставлена безопасность твоих близких?»

Конечно, не всё так печально, и наметившаяся за последние годы динамика в сторону роста правового самосознания граждан, укрепления нравственных устоев общества, требовательности к правоохранительным органам, оставляет надежду, что влияние этого последнего из названных регуляторов на работу журналиста будет ослабевать.  Возможно скоро журналист, решившийся осветить острую тему, не будет оставаться один на один с проблемой среди равнодушия сограждан и бездействующих правоохранительных органов перед выбором, не оставляющим выбора.

И тут необходимо отметить, что на этом пути журналисты, уже выстрадавшие свой Кодекс профессиональной этики и использующие такое мощное средство влияния на общественное мнение как СМИ, могут и должны быть впереди, подавая пример нравственного поведения в условиях нашей сегодняшней действительности всем остальным.

Список литературы


1.     Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2.     Станько А. И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России. – Ростов н/Дону, 1986. – С. 10, 17

3.     Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. IV. 1702–1712. – СПб., 1830. -1921

4.     Бережной А. Ф. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати. –, Л., 1967. – С. 8

5.     О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. - С. 58

6.     Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

7.     Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.

8.     Из интервью И. Руденко с Е. Масюк (“Прекрасная дама в бронежилете”, “Журналист” №1, 1996



[1] Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.