Содержание

ВАРИАНТ № 2

Предупреждение преступности


 

1.   Понятие и система мер предупреждения преступности. 3

2.   Объекты предупреждения  преступности. 12

3. Субъекты предупреждения преступности (общая характеристика) 12

4. Деятельность прокуратуры по предупреждению  преступности. 15

5. Деятельность судов по предупреждению преступности. 17

Задачи. 17

Список литературы.. 21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Понятие и система мер предупреждения преступности

Предупреждение преступности как самостоятельная научная проблема возникла в СССР лишь в начале 60-х годов [1]. В процессе анализа теоретических  разработок отечественных криминологов в 70-80-е годы двадцатого столетия мы пришли к выводу, что предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему государственных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности [2].

При этом в криминологической науке до настоящего времени не сложилось единого понятия, объясняющего деятельность, направленную на предохранение общества от преступности. Так, например, существует различное понимание и соотношение следующих понятий: «предупреждение», «профилактика», «превенция», «предотвращение», «пресечение», как применительно к преступности в целом, так и применительно к конкретным преступлениям.

Так, А. Г. Лекарь предлагает термин «предотвращение» считать общим по отношению к профилактике, предупреждению и пресечению преступлений. При этом, разграничивая по  содержанию деятельность по предотвращению преступлений: направленную, во-первых, на выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению, называя ее профилактикой преступлений; во-вторых, на деятельность по установлению лиц, обнаруживших намерение совершить преступление, и принятие к ним мер с целью не допустить реализации этих замыслов в преступные действия, называя ее предупреждением преступления; в третьих, на деятельность по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступления, и принятие к ним мер в целях не допустить перерастания подготовительных действий в покушение, а покушения – в оконченное преступление, называемое пресечением [3].

Между тем, ряд авторов пытается разграничить эти термины, связывая их с различными уровнями, направлениями и видами деятельности по предупреждению преступлений.

Как считает Г. А. Аванесов, индивидуальное предупреждение преступлений включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение.

Так, профилактика – это устранение возможности совершения лицом преступления, а под предотвращением он понимает реакцию на готовящееся преступление, в свою очередь, пресечение – это недопущение перерастания покушения в оконченное преступление. Определяя понятие «предупреждение преступности», Г. А. Аванесов указывает, что это исторически сложившаяся система объективных и субъективных предпосылок ликвидации преступности, а также комплекс государственных и общественных мер, направленных на искоренение данного явления, причин и условий, его порождающих [4].

Интерес научный подход А. И. Марцева  к определению «предупреждения преступности» во временном интервале, под которым понимается цепь следующих друг за другом актов: принятие закона, объявляющего наказуемым какое-либо действие, и обнародование этого акта; поимка преступника, следствие в случае совершения такого преступления, за которое закон предусматривает наказание; судебный процесс; наказание или применение меры, которая не входит в законный перечень наказаний, т. е. условное осуждение; судимость [5].

Но даже этим не завершается все многообразие форм проявления общего предупреждения преступности. Как отмечает А. И. Марцев, «закон, суд, тюрьма, неотвратимость и суровость ответственности – это еще не само общее предупреждение. Таковыми все эти меры являются лишь в той мере, в какой они воспринимаются субъективно, а именно в этом состоит феномен этой категории». В этой связи предлагается ввести понятие «эффективность общего предупреждения», под которым следует понимать способность системы мер предупреждения преступности оказывать на людей сдерживающее от совершения преступлений воздействие, основанное на усилении нравственных запретов, поощрении привычки их соблюдения, а также угрозе наказания, характеризующегося соотношением результатов и цели воздействия [6].

Уголовная репрессия как реализованная реакция государства на преступное поведение определенных лиц, так и потенциальная возможность ее применения по отношению к лицам, которые намериваются нарушать нормы уголовного закона, с наших позиций, не исчерпывает всех сторон деятельности по предупреждению преступности, а, по выражению некоторых исследователей (например Д. А. Шестакова), в большинстве случаев является малорезультативной [7].

Исследователи ФРГ пришли к выводу о том, что уголовно-исполнительные учреждения открытого типа применительно ко многим осужденным гораздо эффективнее и выгоднее «закрытых». Например, материальные затраты на исполнение лишения свободы и применение амбулаторных мер соотносятся между собой как 5 : 1 [8].

Уголовная репрессия – необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими мерами предупреждения преступности.

Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые.

Предупреждение преступности средствами, которые представляют уголовное законодательство, должно протекать  в сфере криминализации и декриминализации (важно значение имеет деятельность, связанная с криминологической обоснованностью процесса криминализации и декриминализации деяний), предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.

Таким образом, предупреждение преступности представляет  собой системную категорию, особую деятельность, область социального регулирования процессами, связанными с задачами устранения и блокирования причин и условий преступности. В этом смысле иногда даже говорят об управлении преступностью, что, впрочем, принимается не всеми авторами.

Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).

Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных и общественных), направленных на выявление и устранение либо ограничение и ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Предупреждение преступности – это специфическая разновидность социального уровня, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи (Н. В. Щедрин).

В криминологической литературе предлагаются разные варианты обозначения полного комплекса всех видов воздействия, используемых для содержания преступности:

-                      «борьба с преступностью»;

-                      «комплексное воздействие на преступность»;

-                      «предупреждение преступности»;

-                      «деятельность по предупреждению преступности»;

-                      «социально-правовой контроль над преступностью».

Предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное  законодательство, должно протекать в сфере криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.

Криминологическая теория предупреждения преступности – это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того, какой отраслью права они предусмотрены.

Предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения.

Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности.

Предмет предупреждения преступности – комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений.

Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена на:

-                      выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных  факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;

-                      выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию;

-                      недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью;

-                      предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления;

Выделяется два вида предупреждения преступности:

-                      общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

-                      индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.

Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:

-                      сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;

-                      способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;

-                      устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально-экономических, идеологических задач;

-                      обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализации;

-                      влияние на негативные элементы непосредственного социального  окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов.

Задачи предупреждения преступности:

1.                 Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлению.

2.                 Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.

3.                 Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.

4.                 Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению.

        Предупреждение преступности включает в себя:

-                      социальную профилактику;

-                      принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания).

Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств».

Система мер предупреждения преступности (общесоциальное, специально-криминологическое, индивидуальное). Содержание, виды и этапы предупреждения преступности

Виды предупредительного воздействия на преступность:

1.                            Ранняя профилактика – объектом ранней профилактики выступают факторы неблагоприятного  формирования личности. И такие формы антиобщественной направленности и жизненной ситуации, которые ведут к совершению аморальных поступков, дисциплинарых, административных и гражданских правонарушений, могущих перейти в преступное поведение.

2.                            Непосредственная профилактика – направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. К этой категории близко примыкают те лица, которые совершили деяния, содержащие признаки преступления, но освобожденные от уголовной ответственности и наказания. Непосредственная профилактика занимает значительное место в деятельности ОВД, по выборочным данным она осуществляется в отношении свыше 60% лиц, состоящих на учете.

3.                            Предупреждение рецидива – пенитенциарное предупреждение (предупреждение преступлений, осуществляемое в процессе исполнения уголовного наказания, в том числе при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора), а также постпенитенциарное предупреждение, осуществляется после отбытия наказания.

Меры общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например, относящихся к группе социального риска), а равно  воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение).

Меры индивидуального предупреждения: постановка на профилактический учет; проведение профилактической беседы; официальное предостережение; профилактическая помощь; применение мер гражданско-правового характера, административно-правового, уголовно-правового.

    Кому оказывается индивидуальное профилактическое воздействие:

1)    Лицам, совершившим преступление: освобожденным из мест лишения свободы; осужденным к лишению свободы; осужденным к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; освобожденным от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия; осужденным к мерам наказаний, не связанным с лишением свободы; совершившим общественно опасные деяния до достижения возраста  уголовной ответственности; обвиняемым в совершении преступлений, но не заключенные под стражу в период следствия.

2)    Лицам, совершившим административные проступки, ведущим антиобщественный образ жизни: вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; совершившим правонарушения, влекущие меры общественного воздействия либо административного взыскания; систематически употребляющим спиртные напитки; допускающим немедицинское употребление наркотиков или других средств, влекущих одурманивание; систематически самовольно уходящим из семьи в возрасте до 16 лет; самовольно уходящим из специальных учебно-воспитательных учреждений; злостно уклоняющимся от учебы; ведущим иной антиобщественный образ жизни.

2.   Объекты предупреждения  преступности


Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

В этом смысле прав В. Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие можно не иначе, как преобразуя эти отношения» [9].

Объектами предупреждения выступают:

- личность профилактируемого [10](А. И. Алексеев);

- преступные группы, а также места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство [11](Л. М. Прозументов, А. В. Шеслер). Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения;

- отклоняющееся поведение [12](А. М. Яковлев).



3. Субъекты предупреждения преступности (общая характеристика)

Субъекты предупреждения – это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений и преступности.

 Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие – с использованием методов  принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую – субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

Общесоциальные субъекты профилактики преступлений – органы представительной  власти (Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения, социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции.

Специальные субъекты -  правоохранительные органы, организации, учреждения, подразделения органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения преступлений, включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции по обеспечению законности, общественной и государственной безопасности, а также судебные органы. Судебные органы  рассматривающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей компетенции по осуществлению правосудия (по материалам конкретных уголовных дел суды выносят частные определения об устранении причин и условий преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга, а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим делам представлениям следователей).

Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д.

Органы юстиции участвуют в профилактике преступлений посредством правовой пропаганды и правового воспитания, обобщений экспертной практики и разработки на этой основе предложений, направленных на совершенствование мер специальной профилактики; в правовом просвещении населения.

Адвокатура, являясь общественной организацией, входит в  систему юстиции. Работая по уголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуют выявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи – защиты). Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощь должностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений.

Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения прав граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь.

Федеральная служба безопасности в пределах предоставленной ей компетенции предупреждает особо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе с органами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями, учреждениями, предприятиями и гражданами налогового законодательства и применяют санкции за его нарушение.

Таможенные органы осуществляют контроль за перемещением товаров и услуг через границу, своевременной и полной уплатой таможенных пошлин.

Например, клубы по интересам и спортивные секции, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, тем самым  занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем – активизация именно этого направления профилактики. Необходимы современные специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т. п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

Вспомогательные учреждения, организации по предупреждению преступлений: коммерческие и некоммерческие организации; учреждения физкультуры и спорта; туризма; культуры; частные детективы и охранные службы (оказывающие помощь в выявлении причин и условий, которые могут  способствовать совершению преступлений, лиц, в отношении которых требуется профилактическое воздействие, а также помощь в социальной адаптации и реабилитации этих лиц.


4. Деятельность прокуратуры по предупреждению  преступности

Среди способов  обеспечения  законности и дисциплины  в государственном  управлении  важное  место  занимает   прокурорский надзор,  который является  одной  из важных  составных  частей, относительно   самостоятельной  и специфической  отраслью  деятельности прокуратуры.

Предмет надзора, полномочия  прокуроров по  его  осуществлению,  методы  и  формы  реагирования  прокурора  на   факты  нарушения  закона  регламентированы  Федеральным  законом  «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01. 92 № 2202 – 1 (ред. от 30. 06. 2003 с изм. от 18.07.2003) [13].

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, профилактики правонарушений и предупреждения преступности прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4)    надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

5. Деятельность судов по предупреждению преступности


Судебные органы,  рассматривающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей компетенции по осуществлению правосудия (по материалам конкретных уголовных дел суды выносят частные определения об устранении причин и условий преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга, а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим делам представлениям следователей).

Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д.


Задачи


1. Как соотносятся термины «предупреждение преступности и профилактика преступности»?


Буквальное понятие «профилактика» означает совокупность мероприятий, предупреждающих от чего-либо или предохраняющих что-либо; «превентивный» - значит предохраняющий что-либо, предупреждающий. Предупредить  - значит принятыми мерами отвратить, опередить, сделать что-нибудь  ранее, чем что-нибудь произошло.

Термин «профилактика» произошел от греческого слова  prophylakticos, то есть «предохранительный».  Иными словами, указанные термины,  по сути,  объясняются через ключевое понятие «предупреждение», из чего следует, что все они  взаимозаменяемы.

 

2. Какие нормативные акты составляют правовую основу предупреждения преступности?

Для регулирования предупреждения преступности используется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются на всех уровнях и во всех отраслях права.

Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержаться в ряде международно-правовых актов, признанных Россией:  во Всеобщей декларации прав  человека; Международном пакте о гражданских и политических правах; Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах.

Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.

Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать деятельность по противодействию преступности.

Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные – уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное.

Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и гражданском праве.

Более 25 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятельность по предупреждению преступлений. В СССР первый проект  подобного закона назывался  Закон СССР «О профилактике правонарушений».

В современной  России существует проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» [14].

В настоящее время в России действует «Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 – 2000 годы» [15]. Это уже третья федеральная программа.

Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилактики правонарушений несовершеннолетних и др. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.).


3. Назовите основные особенности предупреждения преступности несовершеннолетних.

Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тыс. подростков-правонарушителей и более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей [16].

Предметом предупреждение преступлений несовершеннолетних является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Объекты специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних: причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних; личность несовершеннолетнего преступника; причины и условия конкретного преступления; группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни; преступные группировки.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

1)                             заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2)                             приговор, определение или постановление суда;

3)                             постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4)                             документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

5)                             заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.











Список литературы


1.                           О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17. 01. 92 № 2202 – 1 (ред.  от 30. 06. 2003, с изм.  от 18. 07.2003) // СЗ РФ. 2003. № 2.

2.                           Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. – М.: Прогресс, 1980. – 567 с.

3.                           Алексеев А. И. Индивидуальная  профилактика рецидива преступлений. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1975.  – 390 с.

4.                           Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. - М.: Прогресс, 1998. – 490 с.

5.                           Бурлаков В. Н. Индивидуальная профилактика правонарушений. Проблемы и суждения // Вестник ЛГУ. – 1982. - № 23.

6.                           Долгова А. И. Криминология. Учебник. – М.: 1999. – 765 с.

7.                           Дюнкель Ф. Категории «издержки – польза» в уголовной политике // Проблемы уголовной политики: Советский и зарубежный опыт. – Красноярск: ЯР, 1990. – 29 с.

8.                           Криминальная ситуация  в России и ее изменения. – М.: Криминологическая ассоциация, 2004. – 32 с.

9.                           Криминология. Учебник. Под ред. Долговой А. И. – М.: Юрист, 1997. – 532 с.

10.                      Лекарь А. Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений // Вопросы предупреждения преступности. – 1965. – Вып. 1. – 49 с.

11.                      Марцев А. И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. – Томск: ТГУ, 1989. – 320 с.

12.                      Прозументов Л. М., Шеслер А. В. Криминология. Общая часть. – Красноярск: Сад, 1997. – 390 с.

13.                      Танасевич В. Г. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступлений // Советское государство и право. – 1964. - № 6.

14.                      Теоретические основы  предупреждения преступности. – М.: Юридическая литература, 1977. – 432 с.

15.                      Шестаков Д. А. Семейная  криминология. – Спб.: Питер, 1997. – 642 с.

16.                      Шестаков Д. А. Криминология: Преступность как свойство общества. – СПб.: Питер, 2001.  – 322 с.

17.                      Яковлев А. М. Индивидуальная профилактика преступного поведения. – Горький: МВД СССР, 1977. – 212 с.




[1] Танасевич В. Г. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступлений // Советское государство и право. – 1964. - № 6. С. 5.

[2] Теоретические основы  предупреждения преступности. – М.: Юридическая литература, 1977. – С. 30.

[3] Лекарь А. Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений // Вопросы предупреждения преступности. – 1965. – Вып. 1. – С. 17-20.

[4] Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. – М., 1980. – С. 405 – 408.

[5] Марцев А. И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. – Томск: ТГУ, 1989. – С. 25.

[6] Там же. С. 25.

[7] Шестаков Д. А. Криминология: Преступность как свойство общества. – СПб.: Питер, 2001.  – С. 141.

[8] Дюнкель Ф. Категории «издержки – польза» в уголовной политике // Проблемы уголовной политики: Советский и зарубежный опыт. – Красноярск: ЯР, 1990. – С. 113.

[9] Бурлаков В. Н. Индивидуальная профилактика правонарушений. Проблемы и суждения // Вестник ЛГУ. – 1982. - № 23. – С. 103.

[10] Алексеев А. И. Индивидуальная  профилактика рецидива преступлений. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1975. – С. 4.

[11] Прозументов Л. М.,  Шеслер А. В. Криминология. Общая часть. – Красноярск, 1997. – С. 202 – 204.

[12] Яковлев А. М. Индивидуальная профилактика преступного поведения. – Горький: МВД СССР, 1977. – С. 6.

[13] О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17. 01. 92 № 2202 – 1 (ред.  от 30. 06. 2003, с изм.  от 18. 07.2003) // СЗ РФ. 2003. № 2.


[14] Прозументов Л. М.,  Шеслер А. В. Криминология. Общая часть. – Красноярск: Сад, 1997. С. 112.

[15] СЗ РФ. 1999. 22 марта. № 12. ст. 1484.

[16] Криминальная ситуация  в России и ее изменения. – М.: Криминологическая ассоциация, 2004. С. 5.