Тема: «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»
Оформление статотчетности - кропотливое, путаное занятие. К сожалению, эта участь не обошла и фирмы, применяющие УСН (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).
Как известно, большинство из них отвечает критериям Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", то есть относится к малым предприятиям.
Специально для них органами статистики разработана форма N ПМ. Последний день сдачи не за горами. Пора браться за дело!
Форма
N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малых
предприятий" ежегодно утверждается органами государственной статистики.
Документация по статотчетности на
Примечание. Новые форма и
Порядок заполнения практически не отличаются от прежних, сдаваемых за
Объем журнальной статьи не позволяет рассмотреть все подробности составления статотчетности, и мы сможем представить эту тему скорее обзорно. А тем, кто решил вникнуть в дело обстоятельно, рекомендуем все-таки ознакомиться с Порядком заполнения формы N ПМ. Особенно, если на малом предприятии имеют место всякого рода нестандартные случаи: есть льготники и есть работающие неполный день, выплачиваются всевозможные пособия...
Чтобы сохранить чье-то время, сразу хотим предупредить. Эта статья адресована только бухгалтерам организаций, индивидуальные предприниматели форму N ПМ не сдают.
Общая информация
Форму N ПМ следует представлять в органы статистики ежеквартально не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В данном случае такими периодами являются квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
В
Показатели в форме N ПМ отражаются нарастающим итогом с начала года, причем их необходимо приводить как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года.
Денежные показатели указываются в тысячах рублей с одним десятичным знаком.
Источниками данных для "упрощенцев" служат Книга учета доходов и расходов, документы складского учета и первичная учетная документация.
В статотчетность включаются сведения о юридическом лице в целом, одновременно по всем его структурным подразделениям.
Во всех разделах, кроме пятого, перед внесением количественных показателей сначала нужно отметить наличие или отсутствие за отчетный период в разд. 1 - конкретной категории работников, в разд. 2 - 4 - деятельности, характеризующейся обозначенными показателями.
Раздел 1. Средняя численность за отчетный период
Среднюю численность за отчетный период, необходимую для заполнения разд. 1, можно определить следующим образом:
СЧ = СЧр + СЧвс + СЧгп,
где СЧ - средняя численность за отчетный период;
СЧр - средняя численность работников списочного состава;
СЧвс - средняя численность внешних совместителей;
СЧгп - средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Займемся вычислением каждого слагаемого и попутно разберем, какие здесь есть особенности.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ. Их два.
Первый. Доля участия в уставном капитале Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, а также юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями, не более 25%.
Второй. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, установленного для данной отрасли народного хозяйства. Например, для промышленности - это 100 человек, розницы - 30 человек, оптовой торговли - 50 человек. Заметим, что в этом показателе учитываются все сотрудники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству.
Как узнать, к какой отрасли относится фирма? Для этого нужно определить основной вид деятельности за прошлый год. Им будет тот, который имел наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота или в объеме прибыли.
Если фирма многопрофильная, предельный уровень средней численности работников считается по виду деятельности, принесшему наибольший доход или прибыль за истекший год.
Среднесписочная численность работников за отчетный период
Для этого показателя нам потребуется узнать среднесписочную численность за каждый месяц отчетного периода. Воспользуемся формулой:
СЧрМ = СЧрМп + СЧрМнп,
где СЧрМ - среднесписочная численность за месяц;
СЧрМп - среднесписочная численность сотрудников, работающих полный рабочий день;
СЧрМнп - среднесписочная численность сотрудников, работающих неполный рабочий день.
Теперь определим СЧрМп:
СЧрМп = (С1 + С2 +... + Сk) : k,
где С - списочная численность работников за день (С1 - за первое число месяца, С2 - за второе, Сk - за последнее);
k - число календарных дней в месяце.
Заметим, что формула справедлива независимо от того, работала фирма целый месяц или нет. Просто во втором случае списочную численность за нерабочие дни (не выходные!) нужно принять за ноль, но в знаменатель по-прежнему поставить число календарных, а не отработанных дней.
Рассчитаем СЧрМнп:
СЧрМнп = (Чот1 : Чн x Дот1 + Чот2 : Чн x Дот2 +... + Чотt : Чн x Дотt) : r,
где Чот - число часов, отработанное каждым сотрудником (Чот1 - первым сотрудником, Чотt - последним из учитываемых сотрудников);
Чн - нормативная продолжительность рабочего дня;
Дот - число дней в месяце, отработанное конкретным сотрудником;
r - число рабочих дней в месяце.
Теперь, зная среднесписочную численность работников за каждый месяц (СЧрМ), можно рассчитать среднесписочную численность за отчетный период (СЧр):
СЧр = (СЧрМп1 + СЧрМнп1 + СЧрМп2 + СЧрМнп2 +... + СЧрМпm + СЧрМнпm) : m,
где m - число месяцев в отчетном периоде.
Опять же формула верна даже в том случае, если предприятие работало не с начала периода.
Что еще важно. При расчете среднесписочной численности не учитываются лица, находящиеся в отпуске в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома или по уходу за ребенком. Также исключаем из рассмотрения работников, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы в связи с обучением или поступлением в образовательные учреждения.
Средняя численность внешних совместителей
Для расчета средней численности внешних совместителей (СЧвс) воспользуемся формулой для среднесписочной численности сотрудников, работающих неполный рабочий день (СЧрМнп). Подставим данные о совместителях, определим показатели за каждый месяц. Затем их просуммируем и разделим на количество месяцев в отчетном периоде.
Средняя численность работников, выполнявших работы
по договорам гражданско-правового характера
Порядок, собственно, прежний. Сначала узнаем, сколько "договорников" работало каждый календарный день месяца. За показатель в выходной или праздничный день принимается численность работников в предшествующий рабочий день. Затем все показатели сложим, а результат поделим на число календарных дней в месяце.
Кстати, число индивидуальных предпринимателей, заключивших с организацией договор гражданско-правового характера, в расчет не принимается.
Если сотрудник работает и по трудовому, и по гражданско-правовому договорам, то в среднюю численность работников по гражданско-правовым договорам его не вносят. Объясняется это тем, что он уже "присутствует" в среднесписочной численности работников.
Еще одна деталь. Сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам, учитывают в течение всего периода действия договора как целые единицы за каждый календарный день независимо от даты выплаты вознаграждения.
Пример.
ООО "Кантемир" является малым предприятием, применяющим УСН. Общество
зарегистрировано 14 февраля
Данные о численности штата в феврале - марте приведены в табл. 1.
Таблица 1. Данные о численности работников
списочного состава
Дата |
С, чел. |
ГП, чел. |
Дата |
С, чел. |
Дата |
С, чел. |
14.02 |
5 |
|
01.03 |
10 |
17.03 |
10 |
15.02 |
5 |
|
02.03 |
10 |
18.03 |
10 |
16.02 |
5 |
8 |
03.03 |
10 |
19.03 |
10 |
17.02 |
5 |
8 |
04.03 |
10 |
20.03 |
13 |
18.02 |
5 |
8 |
05.03 |
10 |
21.03 |
13 |
19.02 |
5 |
8 |
06.03 |
10 |
22.03 |
13 |
20.02 |
8 |
8 |
07.03 |
10 |
23.03 |
13 |
21.02 |
8 |
8 |
08.03 |
10 |
24.03 |
13 |
22.02 |
8 |
8 |
09.03 |
10 |
25.03 |
13 |
23.02 |
8 |
8 |
10.03 |
10 |
26.03 |
13 |
24.02 |
8 |
8 |
11.03 |
10 |
27.03 |
13 |
25.02 |
8 |
8 |
12.03 |
10 |
28.03 |
13 |
26.02 |
8 |
8 |
13.03 |
10 |
29.03 |
13 |
27.02 |
10 |
|
14.03 |
10 |
30.03 |
13 |
28.02 |
10 |
|
15.03 |
10 |
31.03 |
13 |
Итого за февраль |
106 |
88 |
16.03 |
10 |
Итого за март |
346 |
С - численность работающих полный 8-часовой рабочий день;
ГП - численность сотрудников, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.
1 марта два сотрудника оформлены на неполный рабочий день. Они отработали:
А.И. Иванов - 20 рабочих дней по 2 часа;
И.С. Петров - 16 рабочих дней по 6 часов.
13 марта появилось два совместителя. Они отработали:
О.О. Грязнов - 10 рабочих дней по 5 часов;
О.Ю. Сидоров - 12 рабочих дней по 4 часа.
В марте - 22 рабочих дня.
Рассчитаем
среднюю численность сотрудников ООО "Кантемир" за I квартал
Воспользуемся приведенным в статье алгоритмом.
1. Определим среднесписочную численность сотрудников в каждом месяце, которые работали полный день.
Февраль:
СЧрМп2 = 106 чел. : 28 дн. = 3,79 чел/дн.
Март:
СЧрМп3 = 346 чел. : 31 дн. = 11,16 чел/дн.
2. Узнаем среднесписочную численность сотрудников в каждом месяце, работавших неполный рабочий день. В феврале таковых не было. Посмотрим, что в марте:
СЧрМнп3 = (2 : 8 x 20 + 6 : 8 x 16) чел. : 22 раб. дн. = 0,77 чел/дн,
где 2 и 6 - отработанное время, 8 - нормативное рабочее время, 20 и 16 - отработанные дни.
3. Среднесписочная численность за I квартал:
СЧр = (3,79 + 11,16 + 0,77) чел/дн : 3 мес.= 5,24 чел/дн.
4. Рассчитаем среднюю численность внешних совместителей в каждом месяце. В феврале их не было, займемся мартом:
(5 : 8 x 10 + 4 : 8 x 12) чел. : 22 раб. дн. = 0,85 чел/дн.
Алгоритм расчета аналогичен п. 2.
5. Средняя численность внешних совместителей за I квартал:
СЧвс = 0,85 чел/дн : 3 = 0,28 чел/дн.
6. Рассчитаем среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам подряда в каждом месяце. Такие были только в феврале:
88 чел. : 28 дн. = 3,14 чел/дн.
7. Средняя численность подрядных работников за I квартал:
СЧгп = 3,14 чел/дн : 3 = 1,05 чел/дн.
8. И, наконец, общая средняя численность за I квартал:
СЧ = 5,24 чел/дн + 0,28 чел/дн + 1,05 чел/дн = 6,49 чел/дн.
В статотчетности средняя численность должна быть выражена в целых единицах. Заполним фрагмент разд. 1 (см. табл. 2 на с. 77).
Таблица 2. Фрагмент раздела 1 формы N ПМ
Наименование показателя |
N строки |
Средняя численность |
|
за период с начала года |
за соответствующий период прошлого года |
||
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего (стр. 02 + 03 + 04 + 05) |
01 |
6 |
- |
в том числе: работники списочного состава (без внешних совместителей) |
02 |
5 |
- |
внешние совместители |
03 |
- |
- |
работники, выполнявшие работы по договорам гражданско- правового характера |
04 |
1 |
- |
другие лица несписочного состава |
05 |
Х |
Х |
Раздел 1. Фонд заработной платы и выплаты
социального характера
Сразу отметим, что в фонд заработной платы и в выплаты социального характера не включаются пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и др.), неважно, выданы они за счет средств ФСС или средств организации.
Примечание. Но доплаты до фактического заработка, начисленные сверх пособия по временной нетрудоспособности, в фонд заработной платы включаются!
Кроме того, не нужно учитывать следующие суммы: страховые взносы на обязательное и добровольное пенсионное страхование и взносы в ФСС (на случаи травматизма); дивиденды по акциям; расходы на командировки; авторские вознаграждения; выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и др.
В фонд заработной платы работников списочного состава (строка 02 графы 11) входят:
- оплата труда, начисленная как за отработанное, так и за неотработанное время (отпуск, простой, приостановка деятельности предприятия, вынужденный прогул) и выданная в денежной или натуральной форме;
- компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы;
- доплаты и надбавки;
- премии и единовременные поощрительные выплаты (компенсация за неиспользованный отпуск; вознаграждение по годовым итогам работы, за выслугу лет, в честь праздника);
- оплата питания и проживания систематического характера.
Имейте в виду, что начисления за ежегодные и дополнительные отпуска нужно включать только в сумме, которая приходится на дни отпуска в отчетном месяце. Остальную часть, причитающуюся за дни отпуска в следующем месяце, следует отнести к фонду заработной платы следующего месяца.
В строку 04 графы 11 записывают размер вознаграждений по гражданско-правовым договорам исходя из сметы на выполнение работ (оказание услуг) и из платежных документов. Выплаты индивидуальным предпринимателям в данную строку не включаются.
К фонду заработной платы лиц несписочного состава (строка 05 графы 11) относятся вознаграждения членам совета директоров акционерного общества, учредителям; оплата переводов, консультаций и т.д. Здесь же отражают зарплату, начисленную с задержкой уволенным сотрудникам.
Выплаты социального характера складываются из сумм, израсходованных в связи с предоставлением работникам социальных льгот:
- на лечение (оплата услуг медучреждений);
- обучение (оплата обучения, которое не связано с производственной необходимостью);
- отдых (оплата путевок для отдыха, лечения, экскурсий и путешествий, оплата занятий в спортивных учреждениях, подарков и билетов на спектакли для детей работников);
- проезд (оплата проездных билетов городского и пригородного транспорта и билетов на проезд к месту отпуска и обратно);
- трудоустройство (выплаты на выходное пособие; в период трудоустройства сотрудника при ликвидации организации);
- воспитание детей (например, оплата содержания в детских дошкольных учреждениях) и др.
Раздел 2. Общие экономические показатели
(если бухучет ведется в полном объеме)
По сравнению с прошлым годом этот раздел почти не изменился, лишь дополнился строкой 14 "Внутренние затраты на исследования и разработки". Соответственно, в последующих разделах номера строк стали на единицу больше.
Данные для графы 4 берут из первичных учетных документов за отчетный период, а для графы 5 - из разд. 2 формы N ПМ за аналогичный период прошлого года.
Бухгалтеру организации на УСН, продолжающей вести бухгалтерский учет в полном объеме, заполнить разд. 2 труда не составит. Для удобства можно воспользоваться таблицей (табл. 3).
Таблица 3. Определение показателей раздела 2
по данным бухгалтерского учета
Наименование показателя |
N строки |
За период с начала года |
Отгружено товаров соб- ственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
06 |
Оборот по дебету счета 62 и кредиту счета 90-1 (по реализации товаров и услуг собственного производства) |
Продано товаров несоб- ственного производства |
07 |
По отгруженным товарам: - оборот по дебету счета 62 и кредиту счета 90-1 (в оптовой торговле); - оборот по дебету счета 50 и кредиту счета 90-1 (в розничной торговле и в общественном питании). По отгруженным излишкам сырья и материалов: - оборот по дебету счета 62 кредиту счета 91-1 |
Остатки готовой продук- ции собственного про- изводства на конец от- четного периода: промышленной продукции |
08 |
Сальдо по счету 43 на конец отчетного периода |
сельскохозяйственной продукции (включая продукцию, зачисленную в производственные запасы) |
09 |
|
Остатки товаров для пе- репродажи на конец от- четного периода |
10 |
Сальдо по счету 41 на конец отчетного периода |
Расходы на приобретение товаров для перепродажи |
11 |
Оборот по дебету счета 41 и кредиту счета 60 (15) за отчетный период |
Выручка (нетто) от про- дажи товаров, продукции работ, услуг |
12 |
Итоговая строка разд. 1 графы 5 Книги учета доходов и расходов <*> |
Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по им- порту основных средств) |
13 |
Оборот по дебету счета 08-3, 08-4 по капвложениям в основные средства (затраты на новые или приобретенные за рубежом объекты) |
Внутренние затраты на исследования и разра- ботки |
14 |
Оборот по дебету счета 08-8 |
"Упрощенцы" при заполнении этой строки берут данные не бухгалтерского, а налогового учета (см. п. 26 Порядка заполнения формы N ПМ).
Раздел 2. Общие экономические показатели
(если бухучет в полном объеме не ведется)
В этом случае при заполнении разд. 2 бухгалтеру будет сложнее. Связано это с тем, что при упрощенной системе учитываются только показатели, необходимые для исчисления налоговой базы. Поэтому данных о стоимости товаров, отгруженных за отчетный период (но не оплаченных), или о выполненных работах наготове нет. К тому же в Книге учета доходов и расходов не отражается стоимость остатка готовой продукции или товаров на складе на конец отчетного периода.
Поэтому если бухгалтерский учет не ведется, то разд. 2 нужно заполнять на основании первичных учетных документов. Рассмотрим подробнее, как именно это делается.
Строки 06 - 11
Заполнение этих строк зависит от вида деятельности, который осуществляет организация.
Предприятия, оказывающие услуги и выполняющие работы, заполняют только строку 06. В ней нужно отразить стоимость услуг или работ, выполненных своими силами, а в строках 07 - 11 графы 3 обвести "нет". Данные берут из актов на выполненные работы или оказанные услуги, которые были подписаны в течение отчетного периода. При этом оплата этих работ (услуг) значения не имеет.
Примечание. По строкам 06 и 07 не отражают стоимость товаров (услуг), переданных собственным подразделениям, а также стоимость отгруженных на сторону ОС, НМА и МПЗ.
Ремонтно-строительные организации рассчитывают показатель для строки 06 на основании справок о стоимости выполненных работ и сделанных затратах (форма N КС-3). Стоимость работ для собственных нужд сюда не входит.
Примечание. Форма КС-3 утверждена Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
Организации, обрабатывающие давальческое сырье, указывают в строке 06 только стоимость работ без учета сырья и материалов заказчика. Посреднические организации вписывают размер начисленного комиссионного вознаграждения, а организации-арендодатели - сумму арендной платы, причитающейся к уплате за отчетный период.
У производственных организаций строка 06 отведена под продажную стоимость отгруженной продукции, как оплаченной, так и не оплаченной покупателем. Данные берутся из накладных на отгрузку товаров, составленных в течение отчетного периода.
Если организация реализовала излишки сырья и материалов, то их продажную стоимость следует внести в строку 07.
Далее в зависимости от выпускаемой продукции заполняют либо строку 08 "Промышленная продукция", либо строку 09 "Сельскохозяйственная продукция". В них указывают остатки готовой продукции на складе по фактической производственной себестоимости.
В строках 10 и 11 графы 3 производственные предприятия, не торгующие "чужими" товарами, должны обвести "нет".
Торговые организации отражают продажную стоимость отгруженных товаров в строке 07.
Комитенты, принципалы и доверители указывают стоимость товаров, переданных комиссионеру, агенту или поверенному.
Организации оптовой торговли формируют данные по накладным на отгрузку товаров, организации розничной торговли или общественного питания - по показаниям контрольно-кассового аппарата, записям в книге кассира-операциониста или о доходах от реализации в Книге учета доходов и расходов.
В строке 10 указываются остатки товара на конец отчетного периода и на конец аналогичного периода прошлого года, выраженные в покупных ценах, а в строке 11 - расходы на приобретение товаров, произведенные в отчетном периоде. Предоплату в счет будущей поставки отражать не нужно.
В строках 06, 08 и 09 графы 3 у торговых организаций должно быть обведено "нет".
Строки 12 - 14
В
строке 12 указывают все полученные в отчетном периоде доходы, перенеся
показатель из итоговой строки графы 5 разд. 1 Книги учета доходов и расходов.
Вас не должно смущать, что в Порядке заполнения формы N ПМ говорится про
показатель из графы 4. С 1 января
Примечание. Новая Книга утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н.
Строка 13 предназначена для записей об инвестициях в строительство, модернизацию, реконструкцию или дооборудование основных средств, в новые или приобретенные за рубежом объекты. Расходы на бывшее в употреблении (б/у) оборудование, перекупаемое у российских организаций, здесь отражать не нужно. Суммы должны указываться без "входного" НДС.
В строку 14 записывают затраты на исследования и разработки, выполненные собственными силами. В их состав включаются:
- расходы на оплату труда и ЕСН;
- затраты на покупку сырья и материалов;
- расходы на приобретение инструментов, приспособлений, приборов, стендов, аппаратов, механизмов, устройств и другого спецоборудования;
- затраты на покупку земельных участков, на строительство или покупку зданий.
Раздел 3. Оборот в сфере торговли и общественного питания
Этот раздел касается только торговых организаций (в том числе комиссионеров, поверенных, агентов) и предприятий общепита. В строках 15, 19 и 20 указывается соответственно величина розничного, оптового товарооборота и оборота в общественном питании за отчетный период в фактических продажных ценах.
Примечание. Оборот в общественном питании отделен от оборота розничной торговли.
Как следует из Порядка заполнения формы N ПМ, чтобы отнести операцию к розничной торговле, необходимо наличие кассового чека или заменяющего его документа. Все очевидно, если бы не весьма любопытный момент: стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в оборот розничной торговли включать не нужно. А вот как осуществить это на практике, Росстат умалчивает. Дело в том, что фирмы, торгующие в розницу, не всегда знают статус своих покупателей (частное это лицо, организация или индивидуальный предприниматель).
В строку 16 из общего оборота розничной торговли выделяется выручка от продажи населению товаров собственного производства, в строку 17 - выручка от розничной торговли продовольственными товарами и отдельно в строку 18 - от продажи алкогольных напитков и пива.
Если организация на УСН ведет бухгалтерский учет в полном объеме, то сведения можно взять с дебета счета 50 или 51 в корреспонденции со счетом 90-1.
Для организаций, реализующих товары через посредников, при заполнении разд. 3 действует особый порядок.
Если товары реализуются через розничную сеть, то выручку от продажи в строке 15 отражают комиссионеры (поверенные, агенты). У комитентов (доверителей, принципалов) эта строка должна остаться пустой (эту сумму они указывают в строке 07).
При оптовой торговле система другая. И те и другие заполняют уже одну строку 19, но комитенты (принципалы, доверители) сюда вписывают выручку от реализации, а посредники - только сумму своего вознаграждения.
Раздел 4. Перевозка грузов автотранспортом
Этот раздел предназначен для организаций, которые в отчетном периоде пользовались хотя бы одним собственным или арендованным грузовым автомобилем (включая малотоннажные пикапы и легковые фургоны). Если же грузовики сдавались в аренду, то данные по ним за этот период учитывать не нужно.
Для заполнения раздела необходимо воспользоваться товарно-транспортными накладными (форма N ТОРГ-12) и путевыми листами. Перевезенный груз указывают в тоннах (строка 21), а грузооборот - в тонно-километрах (строка 22). Напомним, что грузооборот равен сумме произведений веса груза в каждой поездке на преодоленное расстояние.
Если в течение отчетного периода учет объема перевозок осуществлялся не в тоннах, а в других единицах измерения (километрах пробега, часах работы и т.п.), то общий объем грузов определяют, используя таблицы из Приложений к Порядку заполнения формы N ПМ.
Раздел 5. Производство и отгрузка
Здесь отражаются сведения о произведенной продукции и номенклатуре изделий, проданных в розничной и оптовой торговле. Но не всех, а только некоторых, интересующих органы статистики.
Для каждого вида продукции и товаров предусмотрена отдельная строка. Наименования следует записывать в графу 1. В графе 2 ставится код, от которого зависит дальнейшее заполнение раздела.
Примечание. Коды и обозначения необходимых для заполнения строк см. в комментарии к разд. 5 формы N ПМ.
Производство промышленной продукции
По каждому виду изготовленной продукции сначала нужно указать код 50, а затем перейти к заполнению граф 3 и 6 - 10.
Перечень видов определяется органами государственной статистики. Однако ни сам перечень, ни ссылка на какой-либо нормативный документ в Порядке заполнения формы N ПМ не приведены...
В графу 6 вносят стоимость продукции, произведенной за отчетный период, в графу 7 - стоимость отгруженной продукции, в графу 8 - остаток товаров на конец отчетного периода. Графы 9 - 10 предназначены для отражения таких же данных за аналогичный период прошлого года.
Торговля
В графе 2 по каждому виду розничных товаров проставляют код 70, оптовых - код 80, а далее приступают к заполнению граф 3, 4, 7, 8 и 10. Перечень товаров для населения, отражаемых в статотчетности, приведен в Приложении 1, а аналогичный перечень оптовых товаров - в Приложении 2 к Порядку заполнения формы N ПМ. Здесь же содержатся коды, необходимые для граф 4 и 5.
Какие особенности в заполнении формы при розничной торговле и при оптовой?
Розница. Подводя итоги, в графе 1 следует написать "Все товары, проданные населению". Число, указываемое в графе 7 по этой строке, должно быть равно показателю из строки 15 графы 4 разд. 3. Напомним, за исключением алкогольных напитков и пива данные приводятся в фактических продажных ценах.
В графе 8 указывают остатки товаров на конец отчетного периода, в том числе и тех, которых нет в Приложении 1. При этом их нужно пересчитать по средним продажным ценам.
Если реализация товара происходила на основании посреднических договоров, ее следует отражать посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным).
Опт. Сведения о проданных товарах и об остатках приводятся в единицах, указанных в Приложениях. Сумма по товарам, учитываемым в тысячах рублей, должна складываться из фактических продажных цен; по остаткам - из цен приобретения.
Если товары проданы по договору комиссии (агентскому, поручения), то реализация отражается комитентами (доверителями, принципалами).
На заметку. Как сдавать отчетность
Отчеты составляют, передают в территориальный орган статистики и хранят на бумажных носителях. Сдавать документы организация может через своего представителя, подготовив два экземпляра. Один останется в учреждении статистики, а другой будет возвращен с отметкой Росстата и датой приема.
Отчет можно посылать и по почте заказным письмом с описью вложения. В этом случае днем сдачи является дата, указанная на почтовом штемпеле.
Если же есть технические возможности, то по согласованию с территориальным органом статистики отчет можно передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам. После его получения по тем же каналам связи в адрес организации будет отправлена квитанция о приемке. Однако в течение месяца после такого обмена все же потребуется представить бумажный экземпляр отчета.