Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1. Понятие иерархии, и ее элементы.. 4
2. Теория бюрократии М. Вебера. 9
3. Типы структур управления. 10
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
Организационная структура управления показывает область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений. Если все взаимосвязи, описываемые организационной структурой управления, применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед предприятием задачи. Организационная структура показывает, кто и за какие участки работы отвечает. Она показывает взаимодействие (коммуникацию) отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку.
При разработке организационной структуры необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям.
Актуальность работы заключается в том, что построение эффективной организационной структуры является важнейшей задачей современного менеджмента. При разработке организационной структуры управления оказывается давление на коллектив людей с определённой целью. И в тоже время посредством этого воздействия происходит влияние на окружающую среду, на окружающий мир, с которым взаимодействует коллектив. По этому правильнее было бы говорить, что воздействие оказывается на систему — одним из элементов которой, как раз и является коллектив работников какого-то учреждения.
Раз воздействие оказано, то оно оказано для решения каких-то конкретных задач и достижения цели. И хороший руководитель должен поставить такую генеральную цель, которая отражала бы стратегические задачи на довольно длительный период.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей структурирования организационных систем.
1. Понятие иерархии, и ее элементы
С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.
Иерархическая структура имеет важное значение для общей теории систем. Почти каждая система в природе и обществе имеет иерархическую структуру. Даже Вселенная состоит из множества сложных подсистем - Земля с ее собственной системой является подсистемой Галактики, которая, в свою очередь, является подсистемой в бесконечной последовательности других сверхсистем. Очень мелкие единицы иерархии, такие, как атом, являются комбинацией ряда подсистем, организованных в более крупную системную единицу. Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы.[1]
Один из основных принципов теории организации - принцип иерархической структуры - является также главным принципом общей теории систем.
В предпринимательской организации элементы, или части системы, включают отдельные личности, неформальные рабочие группы или неформальные организации, формальную организацию и в некоторых случаях внешние системы, оказывающие прямое воздействие на предпринимательскую организацию как систему. В состав предприятия входит также ряд подсистем, созданных для выполнения специальных функций: производственная, сбыта, управления и информационная. Таким образом, каждое предприятие представляет собой иерархическую систему со множеством взаимосвязанных подсистем.
Второй важный шаг в системном подходе к процессу организации состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения между различными элементами или частями единой системы.
Существует много видов взаимодействий между отдельной личностью, неформальной группой, формальной организационной структурой, функциональной подсистемой и различными группами внешнего окружения. Для взаимосвязи различных подсистем необходима соответствующая системная основа. Так, например, части организации должны быть такими, чтобы их можно было опознать в качестве переменных, которые оказывают существенное влияние на достижение конечных характеристик организации или ее частей (таких характеристик, как гибкость, стабильность и т.д.).
Части должны быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением задач всей организации.
Части должны быть определены не с целью их удобной классификации по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом.
Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.
Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации.
Картина взаимодействия между частями должна отражать постоянное функционирование взаимных связей, установленных от отдельных членов организации через ее подсистемы к окружающей среде.
При этом надо иметь в виду “процесс сплавления” организации - процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций и самой рассматриваемой организации.
Иерархия систем управления начинается с детального анализа действующей, где учитывается накопленный опыт, ее эффективность, сильные и слабые формы функционирования. Затем осуществляется процесс выбора новой оргструктуры из перечисленной классификации моделей оргструктур с учетом специфики работы предприятия, формы собственности, разработанных целей и стратегии.
В методическом и организационном аспектах проектирование новой структуры можно подразделить на несколько этапов. Проектирование этапов разработки оргструктуры адекватно процессу планирования вообще.
Вместе с тем при проектировании оргструктуры с учетом целей и задач, стоящих перед предприятием, предусматривается определенная последовательность практических действий:
1. Осуществляется деление предприятия на общие блоки по направлениям деятельности с учетом поставленных задач.
2. Устанавливаются соотношения полномочий различных должностей в целях избежания перегрузки руководителей различных уровней управления.
3. Разрабатываются должностные обязанности (должностные инструкции) конкретно по каждому исполнителю.
4. Оценивается потенциал общего руководства, от чего зависит эффективность новой структуры.
Первые три действия не требуют дополнительных комментариев. Четвертое действие предполагает определение соответствующих компонентов управленческого потенциала по направлениям[2].
1. Настрой:
o сравнительная предрасположенность к решению внешних (внутренних) проблем;
o ориентация на прошлое (будущее);
o готовность рисковать;
o модель действительности, характерная для данного руководителя: что в его представлении является важнейшим фактором успеха и каково соответствующее поведение;
o ценности, нормы и личные цели руководителя.
2. Полномочия:
o сила власти в должностной иерархии фирмы;
o честолюбие и склонность к использованию власти.
3. Компетенция:
o способности, личные качества;
o умение решать проблемы;
o стиль (навыки лидерства, основанные на политике, традициях, вдохновении, предпринимательстве, личном обаянии).
4. Функции и функциональные обязанности
5. Возможности.
o личная работоспособность;
o стиль работы.
6. Климат
7. Культура:
o отношение организации к переменам: враждебное, нейтральное или полное энтузиазма;
o готовность к риску (что предпочитает руководство - избегать риска, относиться к нему терпимо или стремиться к риску; предпочитает ли оно знакомые виды риска или готово попробовать неизвестные);
o временная перспектива, в которой руководство воспринимает свои проблемы (полагается на прошлый опыт, предпочитает иметь дело с настоящим или делает акцент на будущем);
o перспектива деятельности (сосредоточены ли внимание и силы организации на внутренней деятельности или на внешнем окружении);
o цели поведения (стремление к стабильности технико-экономической эффективности или к росту производства и новшествам);
o что является причиной перемен (кризис, неудовлетворительные результаты в течение долгого периода или просто постоянное стремление к обновлению);
o общее представление о действительности (что представляется руководству важнейшими факторами успеха).
В этих определениях указывается на действие, причём профессиональное действие, в отношении либо или чего-либо. Верным является то, что оказывается давление на коллектив людей с определённой целью. И в тоже время посредством этого воздействия происходит влияние на окружающую среду, на окружающий мир, с которым взаимодействует коллектив. По этому правильнее было бы говорить, что воздействие оказывается на систему — одним из элементов которой, как раз и является коллектив работников какого-то учреждения[3].
Раз воздействие оказано, то оно оказано для решения каких-то конкретных задач и достижения цели. И хороший руководитель должен поставить такую генеральную цель, которая отражала бы стратегические задачи на довольно длительный период. Тем не менее, не стоит забывать, что для осуществления любых стратегических планов необходимо решить множество тактических задач: повышения производительности труда, повышения эффективности и качества оказываемых услуг, постоянный контроль, корректировка текущих задач, рациональный подбор кадров, их переквалификацию.[4].
2. Теория бюрократии М. Вебера
Систематическое развитие проблематика бюрократия впервые получила у Вебера. В качестве основной черты бюрократии как специфической формы организации современного общества Вебер выделяет рациональность, считая бюрократическую рациональность воплощением рациональности капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, которую должны играть в бюрократической организации технические специалисты, пользующиеся научными методами работы. Согласно Веберу, бюрократическая организация характеризуется:
а) эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей между членами организации, что дает возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях;
б) строгой иерархизацией власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками и т. д.;
в) формально установленной и чётко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок;
г) безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый из них выступает не как индивид, а как носитель социальной власти, представитель определённой должности. Признавая эффективность бюрократии, Вебер выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие приведет к подавлению индивидуальности, утрате ею личностного начала.
3. Типы структур управления
Все оргструктуры можно условно разделить на следующие типы[5]:
· бюрократическая;
· функциональная;
· дивизиональная;
· продуктовая;
· региональная;
· адаптивная;
· органическая;
· проектная;
· матричная;
· конгломератная;
· централизованная;
· децентрализованная;
· интеграционная.
Данная классификация не исчерпывает всех других типов оргструктур, так как каждая страна или фирма могут применять и эффективно использовать на практике какую-либо другую оргструктуру, которая не нашла отражения в данной классификации.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.
o Функциональная
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. Основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления.
o линейно-функциональная.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления
o матричная.
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления) Может быть охарактеризована как "решетчатая" организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы.
o дивизиональная;
Дивизиональная (филиальная структура). Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями[6].
o Проектные организационные структуры управления.
Под проектом обычно понимают детально разработанный чертеж, план, в соответствии с которым будет осуществляться решение какой-то разовой задачи. В управлении проект – это, кроме того, временное подразделение, ликвидируемое после завершения работ. Как правило, эти работы заключаются в проведении научных и практических экспериментов, освоении нового вида продукции, технологии, методов управления, что всегда связано с риском неудачи и финансовых потерь. Организация, состоящая из подобного рода подразделений, получила название проектной.
Проектные структуры мобильны и сконцентрированы на определенном виде деятельности. Это позволяет достичь высокого качества выполнения работы. В то же время из-за узкой специализации, используемые в проекте ресурсы, по завершении работ не всегда могут найти себе дальнейшее применение, что увеличивает расходы. Поэтому использование проектных структур по карману далеко не всем организациям, несмотря на то, что подобный принцип организации работы весьма плодотворен.
Одна из форм проектного управления – создание специального подразделения – проектной команды (группы), работающей на временной основе, то есть в течение времени, необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а так же за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.
Таким образом, областью применения проектной структуры являются:
Ä При создании нового предприятия;
Ä При создании нового инновационного продукта;
Ä Учреждения, дочерние фирмы или филиалы;
Ä Проведение масштабных НИОКР;
Ä Временная организация, создаваемая для решения отдельных задач.
Специфическими задачами менеджмента при проектной структуре управления:
1) Обоснование критериев, выделение целевых проектов;
2) Специфические требования к подбору руководителей проекта;
3) Обеспечение единой инновационной политики;
4) Предотвращение конфликтов вследствие дойного подчинения сотрудников;
5) Разработка специальных инновационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию.
Преимущества и недостатки иерархических структур управления
Линейная структура управления[7]
Преимущества |
Недостатки |
1) Четкое разграничение ответственности и компетенции; |
1) Высокие профессиональные требования к руководителю; |
2) Простой контроль; |
2) Сложные коммуникации между исполнителями; |
3) Быстрые и экономичные формы принятия решения; |
3) Низкий уровень специализации руководителей; |
4) Простые иерархические коммуникации; |
4) Ярко выраженный авторитарный стиль руководства; |
5) Персонифицированная ответственность. |
5) Перегрузка руководителя. |
Многолинейная(функциональная) структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Высокий профессиональный уровень подготовки решений; |
1) Сложность подготовки и согласования решений; |
2) Быстрая коммуникация; |
2) Отсутствие единого руководства; |
3) Разгрузка высшего руководства; |
3) Дублирование распоряжений и коммуникаций; |
4) Профессиональная специализация руководителя. |
4) Сложность отсутствия контроля; |
5) Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. |
5) Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения. |
Линейно-штабная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Снижение загрузки линейных руководителей; |
1) Увеличение штатов за счет штабных структур; |
2) Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов; |
2) Опасность конфликтов линейных и функциональных структур; |
3) Улучшение горизонтальной координации; |
3) Сложность вертикальных коммуникаций; |
4) Баланс функционального и линейного руководства. |
4) Нечеткость процедур принятия решений. |
Дивизиональная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Четкое разграничение ответственности; |
1) Высокая потребность в руководящих кадрах; |
2) Высокая гибкость и адаптивность системы; |
2) Сложная координация; |
3) Высокая самостоятельность структурных единиц; |
3) Повышенные затраты за счет дублирования функций; |
4) Разгрузка высшего менеджера; |
4) Сложность осуществления единой политики; |
5) Простота коммуникационных сетей; |
5) Разобщенность персонала; |
6) Кадровая автономия, высокая мотивация. |
6) Слабый синергетический эффект. |
Функциональная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Профессиональная специализация руководителей подразделений; |
1) Отсутствие единого технического руководства по продуктам, проектам; |
2) Снижение риска ошибочных явлений; |
2) Снижение персональной ответственности за конечный результат; |
3) Высокий профессиональный авторитет специалистов; |
3) Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам; |
4) Высокие возможности координации; |
4) Размытость ответственности и границ компетенции. |
5) Простота формирования и реализации единой инновационной политики. |
|
Матричная организационная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Четкое разграничение по продуктам (проектам); |
1) Высокие требования к линейным и функциональным руководителям; |
2) Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений; |
2) Высокие требования к коммуникации; |
3) Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений; |
3) Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения; |
4) Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей; |
4) Ослабление персональной ответственности и мотивации; |
5) Благоприятные условия коллективного стиля руководства; |
5) Необходимость и опасность компромиссных решений; |
6) Простота разработки и реализации единой политики. |
6) Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых. |
Проектная организационная структура управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Высокая гибкость и адаптивность систем; |
1) Сложные механизмы координации; |
2) Снижение риска ошибочных решений; |
2) Возможные конфликты из-за двойного подчинения; |
3) Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений; |
3) Размытость ответственности по отдельному проекту; |
4) Возможность учета специфических условий региона; |
4) Сложность контроля работ по проекту в целом; |
5) Разграничение сфер ответственности; |
5) Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам. |
6) Кадровая автономия функциональных подразделений; |
|
7) Целевое руководство проектом на основе единоначалия. |
|
Гибкая структура управления - мощная производственная и научная база, высококвалифицированные кадры.
Процесс структурирования среды обитания организации включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование;
Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называющиеся – органиграммами.
Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
Заключение
Таким образом, в основу структуры управления положена определенная система.
Организационная структура — область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений. Показывает, кто и за какие участки работы отвечает, а также показывает взаимодействие (коммуникацию) отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку.
В предпринимательской организации элементы, или части системы, включают отдельные личности, неформальные рабочие группы или неформальные организации, формальную организацию и в некоторых случаях внешние системы, оказывающие прямое воздействие на предпринимательскую организацию как систему.
Отсутствие организационной структуры управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству и фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.
Для взаимосвязи различных подсистем необходима соответствующая системная основа. Так, например, части организации должны быть такими, чтобы их можно было опознать в качестве переменных, которые оказывают существенное влияние на достижение конечных характеристик организации или ее частей (таких характеристик, как гибкость, стабильность и т.д.).
Список литературы
1. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. В 2-х книгах. М.: Экономика, 2002.
2. Виханский В. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.:Логос, 2001
3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. /3-е переработ, и допол. издание. - М.: Мысль, 2001
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.
5. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. -М.:ИНФРА-М, 2002.
6. Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. - М.: ИНФРА - М, 2001.
7. Хаклин Д. И. Структуры управления бюджетных организаций. – М.: Логос, 2003
[1] Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. - М.: Экономика, 2002. – с 11
[2] Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001. – с 72.
[3] Хаклин Д. И. Структуры управления бюджетных организаций. – М.: Логос, 2003 – с 55.
[4] Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. -М.:ИНФРА-М, 2002. – с 27.
[5] Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. - М.: ИНФРА - М, 2001. – с 34.
[6] Виханский В. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.:Логос, 2002 – с 61.
[7] Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. - М.: ИНФРА - М, 2001 – с 179.