Организация розничной торговой сети 


Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Организация розничной торговой сети..................................................... 4

2. Организация розничной торговой сети магазинов.................................. 9

3. Анализ розничной торговой сети магазинов.......................................... 16

Заключение...................................................................................................... 34

Список литературы........................................................................................ 35



Введение

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида: оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием); розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Долговременной целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с названной целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии – например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести: изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента товаров; организацию закупок и завоза товаров; оказание торговых услуг покупателям; рекламирование товаров и услуг.

Цель работы: описать процесс организации розничной торговой сети.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать сущность организации розничной торговой сети;

2. описать процесс организации розничной торговой сети магазинов;

3. провести анализ розничной торговой сети магазинов.

1. Организация розничной торговой сети


Построение розничной торговой сети осуществляться с учетом многих факторов: климатических, демографических, экономических и социальных. Поэтому торговая сеть включает в себя предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и многими другими признаками[1].

Важнейший признак классификации предприятий розничной торговой сети - организация торгового обслуживания. В зависимости от этого розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную, передвижную и посылочную. Стационарная торговая сеть наиболее развитая. Через свои магазины она реализуется до 85 % товаров народного потребления[2].

Размещаются магазины в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах жилых или административных зданий. Преимущества стационарной торговой сети очевидны: в ней широкий ассортимент товаров; можно применять прогрессивные формы продажи и дополнительного обслуживания покупателей; есть условия для хранения продуктов и сохранности товарноматериальных ценностей; есть возможность готовить товар к продаже, сортировать его и обрабатывать; можно применять механизацию и автоматизацию торгово-технологических процессов; бесспорны и широкие возможности по обеспечению более высокой культуры обслуживания и созданию благоприятных условий труда для работников торговли.

К недостаткам стационарной торговой сети относят определенную удаленность ее от обслуживаемого населения. Полустационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную - палатки, ларьки, киоски, павильоны. (К ней относят и автоматы, которых у нас чрезвычайно мало.) Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю.

Преимущество полустационарной торговой сети в ее большой подвижности, способости быстро развертываться и перемещаться. Ее организация не требует значительных материальных вложений - строительство и эксплуатация не требуется больших затрат. Удельный вес ее в товарообороте примерно 15%.

Характерная черта нынешнего состояния мелкорозничной сети - ее бурный рост в связи с переходом к рыночным отношениям.

Различают замещающую и дополняющую сети полустационарных магазинов. Первый вид вызван перекрыть недостатки стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов. Второй - для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям. Как уже отмечалось, в состав полустационарной торговой сети включают автоматы. Эта форма не получила существенного развития в нашей стране, хотя преимущества ее очевидны.

Преимущества торговли через автоматы – значительное ускорение процесса продажи товаров, сокращение расходов по содержанию обслуживающего персонала, неограниченное время работы.

Hедостатки полустационарной сети следующие: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, отсутствие удобств в работе продавцов, трудоемкость торгово-технологического процесса.

Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствуют нет магазинов, палаток, ларьков. Она подразделяется на развозную и разносную. Развозная торговля организуется через автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины. Радиус обслуживания – до десятков, а вагонов-магазинов – до сотен километров.

Преимущественное развитие автомагазины получили особенно в потребительской кооперации. Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.

Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами, так и отдельными предприятиями розничной торговли – универмагами, книжными магазинами.

Специализация – это форма разделения труда в торговле, в результате которой торговая деятельность магазинов ограничивается отдельными видами или группами товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торговли. Прежде всего специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг, и в конечном итоге – повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети осуществляется по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса. При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей, а именно:

-  предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности, ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;

-  предметы культурно-бытового назначения – писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спортивные товары;

-  предметы домашнего и хозяйственного обихода – мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.;

-  предметы производственно-хозяйственного назначения – строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.;

-  прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины подразделяются на:

-  узкоспециализированные – реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

-  специализированные – осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);

-  комбинированные – имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса – галантерея – парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты;

-  универсальные – торгуют несколькими товарными группами;

-  смешанные – реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров, не образующих специализированных секций.

Неспециализированные магазины реализуют различные группы продовольственных или непродовольственных товаров, также не образующих специализированных секций (магазины "Продукты", "Промтовары"). Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно- бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации.

В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов. При специализации магазинов по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, полнее удовлетворяется спрос. Вместе с тем, при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.

Исследования показывают, что для предложения покупателям минимального ассортимента готового платья требуется не менее 1400 м2 торговой площади, а даже в универмагах для этой товарной группы отводится в десятки раз меньшая площадь.

Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети считаются:

-  в продовольственной торговле: существенное повышение роли универсамов, расширение сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;

-  в непродовольственной торговле: возрастание роли универмагов, домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов и т.п.).

Уровень специализации определяет ряд факторов: характер покупательского спроса (постоянный или импульсивный); степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна); размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации); местные условия развития товарооборота; размеры помещений магазина; численность населения городов.

2. Организация розничной торговой сети магазинов


Торговый процесс представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый блок которой характеризуется определенными факторами, подлежащими управлению. На каждом этапе торгового процесса маркетинг решает определенные задачи, соответствующие специфике отдельно взятой производственной/коммерческой единицы.

В таблице 2.1. приведены наиболее типичные задачи маркетингового управления, оперативное решение которых позволяет любой бизнес-структуре функционировать с прибылью, оперативно реагировать на изменение рыночных условий и оптимально совмещать цели и задачи коммерческой деятельности с потребностями покупателей.

Таблица 2.1

Основные факторы эффективной торговли

№ п/п

Факторы эффективной торговли

1.

Тип магазина, методы торговли:

-        киоски;

-        продовольственные магазины;

-        непродовольственные магазины;

-        сеть магазинов;

-        магазин по системе "продавец-прилавок";

-        магазин самообслуживания;

-        магазин заказов;

-        описание особенностей организации магазина

2.

Потребители

-        мотив покупки;

-        характеристика потребителя (возраст, пол, социальное положение, образование, размер семьи, доход);

-        место жительства потребителей;

-        каким образом потребители добираются до магазина;

-        причины, по которым потребитель выбирает этот магазин;

-        исследование потребителя

3.

Месторасположение магазина

-        удобство подъезда на автомобиле;

-        наличие рядом оживленных городских автомагистралей;

-        наличие автостоянки, близость станций метро, остановок городского транспорта;

-        характеристика района (жилой, "спальный", промышленный, "офисный", исторический центр, старый город);

-        престижность района;

-        типы и характеристика находящихся рядом зданий, сооружений;

-        наличие рядом с магазином крупных торговых центров, офисов, ресторанов и т.д.;

-        расположение в ближайших районах конкурирующих магазинов;

-        потоки пешеходов, описание маршрутов их движения

4.

Товарная политика

-        представленные группы и подгруппы товаров;

-        стратегия по изменению товарной политики;

-        особенности различных товарных групп;

-        характеристика спроса на различные товарные группы;

-        единообразие товарной политики во всех магазинах сети, причины расхождений;

-        нахождение наиболее популярных ("хитовых") моделей;

-        взаимоотношения с поставщиками, наличие эксклюзивных прав и т.д.;

-        наличие товарных групп, отличающихся от ассортимента конкурентов;

-        товарные запасы;

-        неликвидный товар, методы его ликвидации

5.

Ценовая политика

-        отличие общего уровня цен от среднерыночного, обоснование такого отличия;

-        частота изменения цен;

-        наличие дорогостоящих /дешевых товаров;

-        частота, виды и размеры скидок;

-        особенности проведения различных распродаж со скидками;

-        наличие дисконтных карт, связь с магазинами сети

6.

Дополнительные услуги

-        сервис, ремонт;

-        гарантийное обслуживание;

-        доставка, установка;

-        наличие хорошо отлаженной справочно-консультационной службы;

-        удобство расчетов для покупателя (кредитные карты, обмен валюты и т.д.);

-        услуги по сдаче товара во временное пользование;

-        обмен устаревшего товара клиента на новый;

-        ведение ежемесячных счетов клиентов;

-        индивидуальное обслуживание;

-        часы работы магазинов;

-        демонстрация товара;

-        бесплатная упаковка товаров;

-        дополнительные гарантии;

-        особенности работы с постоянными клиентами

7.

Оформление магазина

-        наличие фирменного знака, стиля в оформлении вывески;

-        оформление фасада, витрины;

-        занимаемая площадь;

-        особенности представления товара в торговом зале;

-        удобство входа/выхода;

-        доступ к товарам для покупателя;

-        особенности выкладки (пользующегося повышенным спросом товара; сопряженных товаров; товаров импульсных покупок; особо рекламируемых товаров);

-        освещение магазина;

-        наличие внутренней рекламы, ее характеристики;

-        дизайн в оформлении магазина, цветовая гамма и т.д.;

-        общая атмосфера в магазине;

-        безопасность магазина и товаров;

-        движение покупателей по магазину

8.

Оценка потенциала сбыта

-        количество покупателей в день;

-        особенности посещаемости магазина в разные дни недели;

-        средняя стоимость покупки;

-        объем сбыта в день, по дням недели

9.

Прибыльность магазина

-             основные финансово-экономические показатели деятельности;

-             оценка инвестиций в магазин

10.

Транспортная служба

-        наличие собственного автопарка;

-        количество машин (грузовых, легковых и проч.);

-        стоимость доставки, транспортных услуг

11.

Продвижение товаров

-        имидж фирмы;

-        стратегия и основная рекламная концепция фирмы;

-        постоянная реклама (вывески, щиты, указатели);

-        реклама в прессе;

-        реклама на ТВ;

-        реклама на радио;

-        адресная реклама;

-        прочие виды рекламы;

-        рекламные акции: описание и особенности;

-        совместная реклама с поставщиками, партнерами;

-        участие в выставках, ярмарках;

-        распродажи;

-        рекламные затраты, бюджет;

-        эффективность рекламы, методы ее оценки, направленность рекламы

12.

Работа продавцов:

-         вежливость и доброжелательность операторов, отвечающих по телефону;

-         профессионализм и уровень обслуживания продавцов и прочего торгового персонала

-        компетентность, профессионализм продавцов;

-        внешний вид продавцов и обслуживающего персонала;

-        с какой фразой обращаются в первый раз продавцы к покупателю;

-        в какой момент продавцы решают обратиться к покупателю;

-        умеют ли продавцы "продавать преимущества" товара;

-        каким образом продавец обращается с товаром при его демонстрации (упаковке);

-        какое количество моделей предлагает продавец покупателю (размер выборки);

-        какими способами продавец переубеждает покупателя в случае его возражений;

-        каким образом расстаются покупатель и продавец в случае несовершения покупки – дружелюбно или нет;

-        бывают ли случаи навязывания неходового, некачественного или дорогостоящего товара;

-         каким образом проводится работа по жалобам покупателей

13.

Обеспечение конкурентоспособности

-        какой показатель конкурентоспособности учитывается в процессе организации торговли;

-        методы конкурентной борьбы;

-        преимущества перед конкурентами;

-        слабые места по сравнению с конкурентами

14.

Охрана магазина

-        вид охраны (охранники, системы контроля доступа, вневедомственная охрана и т.д.);

-        внешний вид охранников;

-        поведение охранников

15.

Особенности и формы учета

-        бухучет;

-        кассовые расчеты;

-        торговые отчеты;

-        наличие единой торгово-отчетной системы, сети

16.

Автоматизация управления

-        наличие автоматизированных управляющих систем, их описание


Для управления факторами эффективной торговли необходимы формирование, обработка и постоянное обновление больших массивов информации, которая должна собираться маркетинговыми службами. При этом частота решения возникающих задач определяется спецификой того рынка, на котором работает конкретная торговая сеть.

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.[3]

Важно различать технологический и торговый процессы. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

Основными принципами организации этих процессов в торговых предприятиях являются: обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания; достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.

Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.

 




















Рис. 2.1. Организация торгового и технологического процессов в магазине[4]


Таким образом, организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

3. Анализ розничной торговой сети магазинов


Магазин «Петушок» находится в центре жилого комплекса и максимально приближен к основным потокам общественного и индивидуального транспорта. В основном, он обслуживает жителей Выи, а также жителей близлежащих районов.

Магазин «Петушок» является муниципальным предприятием. Он обладает правом юридического лица, действующего на основании полного хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость, всецело отвечает за результаты своей деятельности и выполнение взятых на себя обязательств.

В данный момент времени магазин «Петушок» осуществляет фирменную торговлю, т.е. имеет фирменное наименование, фирменный знак, фирменную упаковку для продаваемых товаров, фирменную одежду для своих работников, выполненную в едином стиле с рекламным оформлением магазина, фирменную вывеску и т.д.

Магазин «Петушок» организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание покупателей, самостоятельно и от своего имени заключает договора, приобретает в собственность, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, необходимым для осуществления своей деятельности.

Магазин «Петушок» осуществляет розничную торговлю с населением, либо розничную торговлю с населением и оптовую торговлю с юридическими лицами и частными предпринимателями без образования отдельного юридического лица.

Торгово-производственная деятельность магазина осуществляется согласно ассортиментному перечню, утвержденному центром Санэпиднадзора.

Для осуществления своей деятельности магазин «Петушок» открыл в установленном порядке расчетный счет в банке, имеет самостоятельный баланс, свою печать.

Прибыль, полученная магазином в результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение магазина.

Основными целями деятельности данного магазина являются:

1.     комплексное удовлетворение спроса покупателей;

2.     получение прибыли.

Данный магазин «Петушок» имеет хозяйственные связи с около 100 поставщиками продовольственных товаров. Основными из них являются Кировградская птицефабрика, Кушвинский хлебокомбинат, «Кушвинский гормолзавод», ОАО Жировой комбинат Екатеринбург, ЗАО «Конфи», ЗАО «Вим Билль Данн», Торговый дом «Флорин», ОАО Ассорти, ОАО Форум, Торговый дом Юниленд, УМОКо, ОАО Пересвет-Трейд, ОАО Тагилводка, ОАО ТАПИ и т.д.

По форме товарной специализации данный магазин следует отнести к группе универсальных магазинов, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп.

По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.

Продажа товаров осуществляется традиционным методом, т.е. через прилавок.

По размеру торговой площади магазин «Петушок» является средним магазином. К средним магазинам в условиях городской застройки относят обычно магазины, с торговой площадью от 251 до 1000 кв.м. Торговая площадь магазина «Петушок» составляет 400 кв.м.

Магазин «Петушок» по типу здания является встроенно-пристроенным, т.е. одна часть помещений (административно-бытовые) расположена на первом этаже жилого дома, а другая часть (торговый зал) вынесена за пределы габаритов дома в виде пристроенного унифицированного блока. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.

Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.

Для беспрепятственного движения покупателей устроен тротуар. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования создана хозяйственная зона.

Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к квадрату.

Далее проведем анализ степени удовлетворения спроса покупателей в магазине «Петушок».

Основу коммерческой деятельности магазина «Петушок» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина № 7 придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

На первом этапе анализа товарооборота магазина «Петушок» следует рассмотреть его развитие в динамике. Табл. 3.1.

Таблица 3.1

Развитие товарооборота в динамике, тыс.р.

Периоды

Фактический розничный товарооборот, тыс.р.

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

В дейст-вующих ценах

В сопоста-вимых ценах

В дейст-вующих ценах

В сопос-тавимых ценах

В дейст-вущих ценах

В сопос-тавимых ценах

2002 базисный год

2003 прошлый год

2004 отчетный год

24348

31598

38916

24348

16372.02

28826.67

100.0

129.8

123.2

100.0

67.2

176.1

100.0

129.8

159.8

100.0

67.2

118.4


В соответствии с табл.3.2, данные об объеме розничного товарооборота магазина «Петушок» в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 14568 тыс.р. (38916-24348), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 4480,03 тыс.р. (24348*18,4:100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41,4% (59,8-18,4).

Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 10089,33 тыс.р. (38916-28826,67).

Среднегодовой темп роста товарооборота магазина «Петушок» в действующих ценах за три года составил 126,4% (Трост=Ö38916:24348=1,264 или 126,4%), а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8% (Ö28826,67:24348=1,088 или 108,8%)

Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.2 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине «Петушок».

Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина «Петушок» представлена в табл.3.3.

Таблица 3.3

Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.

Месяц и кварталы

Фактически за прош-лый год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

План

Факти-чески

% выпол-нения плана

От плана

От прошлого года

Январь

Февраль

Март

Итого за 1 кв.

Апрель

Май

Июнь

Итого за 2 кв.

Итого за 1 пол.

Июль

Август

Сентябрь

Итого за 3 кв.

Итого за 9 мес.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2743

2687

2643


8073

2638

2607

2564


7809


15882

2553

2548

2597


7698


23580

2623

2672

2723

3433

3298

3227


9958

3148

3022

2987


9157


19115

2823

2747

2858


8428


27543

3203

3309

3427

3511

3417

3302


10230

3278

3146

3054


9478


19708

2805

2987

3128


8920


28628

3385

3412

3491

102,3

103,6

102,3


102,7

104,1

104,1

102,2


103,5


103,1

99,4

108,7

109,4


105,8


103,9

105,7

103,1

101,9

+78

+119

+75


+272

+130

+124

+67


+321


+593

-18

+240

+270


+492


+1085

+182

+103

+64

+768

+730

+659


+2157

+640

+539

+490


+1669


+3826

+252

+439

+531


+1222


+5048

+762

+740

+768

128,0

127,2

124,9


126,7

124,3

120,7

119,1


121,4


124,1

109,9

117,2

120,4


115,9


121,4

129,1

127,7

128,2

Итого за 4 кв.

Итого за 2 пол.

Всего за год

8018


15716


31598

9939


18367


37482

10288


19208


38916

103,5


104,6


103,8

+349


+341


+1434

+2270


+3492


+7318

128,3


122,2


123,2


Магазин «Петушок» успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 18 тыс.р., или 0,05% к плановому годовому товарообороту (18:37482*100). Основной причиной недовыполнения плана является перебои в снабжении магазина куриной продукции (т.к. в этот период птицефабрика была закрыта на санацию и продукция поступала в узком ассортименте и в небольшом количестве.

По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128,3%), наименьший в 3 квартале (115,9%).

Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей.

Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.3.4.

Таблица 3.4

Информация о доле каждого квартала в годовом товарообороте магазина, %

Кварталы

Факти-чески за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

План

Факт

От плана

От факта

1

2

3

4

Всего за год

25,55

24,71

24,36

25,38

100,0

26,57

24,43

22,49

26,51

100,0

26,29

24,36

22,92

26,43

100,0

+0,47

-0,35

-1,44

+1,05

-

-0,28

-0,07

+0,43

-0,08

-


Товарооборот магазина «Петушок» распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается (т.к. большинство покупателей в этот период используют продукты самостоятельно выращенные в садах, на дачах и т.д.)

А в 4 квартале наблюдается рост покупательского спроса, это связано с тем, что начинаются холода, потребители чаще покупают товары в магазинах, а так же в связи с праздничными днями. Для определения равномерности развития розничного товарооборота магазина целесообразно составить график выполнения плана по месяцам, что отражено на рис.3.1.

В магазине «Петушок» коэффициент ритмичности за отчетный год составил 0,92 (11:12), или ритмичность розничной реализации товаров по месяцам изучаемого периода составила 92%, что свидетельствует о высокой ритмичности выполнения плана товарооборота.

Коэффициент равномерности составил 97,37%. Таким образом, неравномерность выполнения плана товарооборота по месяцам в магазине в 1999г. составила 2,63%, что является положительным показателем и подтверждает равномерную реализацию товаров в 1999г. (расчет показателей представлен в приложении), а также равномерное удовлетворение спроса на продукты питания магазина «Петушок».

После изучения общего объема розничного товарооборота переходим к анализу его состава.

Рис. 3.1. Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам отчетного года


По составу розничный товарооборот подразделяют на продажу товаров населению и мелкооптовый отпуск товаров.

Магазин «Петушок» перевыполнил план продаж товаров населению в действующих ценах на 7,2%, или на 1667,4 тыс.р. (24906,24-23238,84), при недовыполнении плана по мелкооптовому отпуску товаров на 1,6%, что составляет 233,4 тыс.р. (14009,76-14243,16). Более высокими темпами растет реализация товаров в динамике. Увеличивается объем продаж по мелкооптовому отпуску товаров, это связано с открытием филиала на Фестивальной, где товары продаются как в розницу, так и оптом со скидкой.

В целом данная таблица свидетельствует об удовлетворенном спросе покупателей на товары магазина «Петушок».

Магазин «Петушок» обеспечивает население всеми необходимыми продовольственными товарами. В связи с этим следует изучить степень выполнения плана и динамику по отдельным товарным группам и товарам, обеспечение бесперебойной торговли, соблюдение ассортиментного перечня в отделах магазинов, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары.

План розничной реализации в действующих ценах выполнен по всем товарным группам и товарам, кроме продажи бакалейных и прочих продовольственных товаров.

Особенно значительный рост достигнут по реализации мясо «Птица», т.к. данный магазин осуществляет фирменную торговлю куриной продукции, а для полного удовлетворения спроса покупателей в своем ассортименте имеет большое количество различных товарных групп. Поэтому увеличился объем продаж хлеба и хлебобулочных товаров, кондитерских, молочных продуктов. Потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана продаж бакалейных и прочих продовольственных товаров составили 810,4 тыс.р.

Высокие темпы реализации большинства товаров достигнуты и в динамике.

Неравномерность выполнения плана и динамики различного товарооборота в ассортиментном разрезе привели к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. В частности, по сравнению с планом, возросла доля в товарообороте продажи мясо «Птица», молочных, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных товаров, при относительном снижении реализации муки, круп, макаронных изделий и прочих продовольственных товаров.

Таким образом, покупательский спрос на продукты питания магазина «Петушок» был удовлетворен почти на все товары, кроме муки, крупы, макаронных и прочих продовольственных товаров. План розничной реализации этих товаров был недовыполнен в связи с тем, что вблизи магазина «Петушок» открылся оптовый рынок, и действия конкурентов были более активны, реализация товаров увеличивалась за счет более низких цен и широкого ассортимента товаров. Данный факт свидетельствует о просчетах в работе магазина «Петушок», а в частности, в работе с поставщиками и формировании отпускных цен в магазине.

Поэтому магазину «Петушок» необходимо изучать ассортимент и структуру товарооборота не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос покупателей на отдельные товары в различные периоды года, а так же улучшать качество торгового обслуживания, что повлечет за собой увеличение товарооборота.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине «Петушок» должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров в магазине постоянно и равномерно пополняются.

Товарные запасы в изучаемом периоде в небольших размерах отклонились от установленных нормативов. Однако, на конец отчетного года они оказались заниженными (в днях оборота), что может привести к ухудшению торговли в будущем году.

В целом, магазин «Петушок» имеет завышенные товарные запасы по всем кварталам, кроме 1 квартала. Следовательно, магазин имеет на начало 3 квартала завышенные товарные запасы на 0,03 дня (3,74-3,71), что способствовало успешному развитию товарооборота. Из предыдущих таблиц, мы наблюдаем рост товарооборота, что свидетельствует о положительной работе магазина. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что покупательский спрос на товары магазина «Петушок» полностью удовлетворяется.

Далее проанализируем товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления да дняреализации, а также скорость оборота товаров. Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемость в целом по магазину «Петушок» представлен в табл. 3.5.

Анализируя данные табл. 3.5, можно сделать следующие выводы: товарооборот фактический увеличился на 1434 тыс.р. по сравнению с планом, что свидетельствует о положительной торговой деятельности магазина, об удовлетворительном спросе покупателей.

Таблица 3.5

Информация о средней товарооборачиваемости и товарных запасах по магазину «Петушок» за отчетный год, тыс.р.

Показатели

План

Фактически за 2003 г.

Отклонение от плана

% выполнения плана

Розничный товарооборот, тыс.р.

Среднегодовые товарные запасы, тыс.р.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров)

37482


342,38


3,29

38916


353,88


3,27

+1434


+11,5


-0,02

103,8


103,4


-

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров)

Однодневный товарооборот, тыс.р.

109,47




104,12

109,97




108,10

+0,5




+3,98

100,5




103,8


Ускорение товарооборачиваемости составило 0,02 дня (3,27-3,29). Ускорение товарооборачиваемости по сравнению с планом на 0,02 дня высвободило средства, вложенные в товарные запасы в сумме 7,08 тыс.р. (353,88*(-0,02)), что говорит о положительной тенденции в развитии торгового предприятия.

Товарные запасы в отчетном году обновлялись 109,97 раз, в то время как по плану они должны были сделать 109,47 оборота, что также свидетельствует о покупательском спросе на товары магазина «Петушок».

Далее проводим анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости в разрезе отдельных товарных групп и товаров, табл.9.

Средние товарные запасы в отчетном году увеличились на 11,5 тыс.р. по сравнению с планом, за счет увеличения объема товарооборота на 13,27 тыс.р. и ускорения товарооборачиваемости на 1,77 дня. Тогда увеличение средних товарных запасов в целом по магазину «Петушок» обеспечивалось за счет увеличения средних товарных запасов по мясо «Птица» (4,72 тыс.р.), молока и молочных продуктов (2,05 тыс.р.), кондитерских изделий (1,53 тыс.р.).

Увеличение средних товарных запасов по этим товарам обеспечивалось за счет увеличения товарооборота и ускорения товарооборачиваемости, что свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса. Кроме того произошло увеличение средних товарных запасов по хлебу (2,11 тыс.р.) и прочим продовольственным товарам (1,88 тыс.р.), однако, следует отметить иную тенденцию в поведении факторных показателей. Не смотря на увеличение объема товарооборота по хлебу и хлебобулочным товарам, увеличились средние товарные запасы, за счет замедления товарооборачиваемости на 0,36 дня, что явилось причиной опережающих темпов роста средних товарных запасов 108,8% по сравнению с темпами роста товарооборота 107,2%.

Средние товарные запасы увеличиваются по прочим продовольственным товарам, за счет снижения V товарооборота и замедления товарооборачиваемости.

Также наблюдается снижение средних товарных запасов по бакалейным товарам 0,79 тыс.р., за счет снижения товарооборота 0,88 тыс.р. и замедления реализации (0,09дня). Это объясняется тем, что предприятие среагировало на замедление товарооборачиваемости и снижения товарооборота, сократив поступления товаров по этой группе.

Следовательно, анализ данных показывает, что в целом по магазину «Петушок» произошло увеличение объема товарооборота и ускорение товарооборачиваемости, как следствие положительной коммерческой работы предприятия, связанной с удовлетворением потребительского спроса. Вместе с тем, увеличение средних запасов по магазину произошло за счет превышающих темпов роста товарооборота.

Более тесная взаимосвязь между показателями товарного баланса представлена в табл.3.6.

Товарооборот обеспечен за счет превышения фактического объема поступления товара над плановым показателем на 4,0%, при темпе роста розничного товарооборота 103,8%. В связи с тем, что темпы роста товарооборота (103,8%) и поступления товара (104,0%) практически пропорциональны друг другу, магазин «Петушок» рационально формирует ассортиментную политику, учитывая спрос потребителей на товары, требования к качеству, упаковке, оказание дополнительных услуг. Это свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса на товары, реализуемые в магазине «Петушок». Бесперебойная продажа товаров обеспечивается наличием нормального запаса товаров (% выполнения плана составляет 103,4%), который образуется за счет незначительного повышения темпов роста поступления (104,0%) над темпами роста товарооборота (103,8). Предприятие формирует необходимый объем товарных запасов, стремится заблаговременно учесть конъюнктуру рынка. Это позволяет ему более полно ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его.

Таблица 3.6

Информация о товарообороте, средних товарных запасах и поступлении товара в целом по магазину «Петушок», тыс.р.

Показатели

Отчетный год

% от выполнения плана

План

Фактически

Розничный товарооборот, тыс.р.

Поступление товаров, тыс.р.

Сумма средних товарных запасов, тыс.р.

37482

37506

342,38

38916

38981

353,88

103,8

104,0

103,4


Приходя в магазин каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин «Петушок» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.

Розничный товарооборот имеет тенденцию роста как по сравнению с планом на 1434 тыс.р., так и в динамике на 7518 тыс.р.

Общая сумма валового дохода возросла на 202,57 тыс.р. по сравнению с планом и уровень валового дохода также увеличился на 0,03%. Это произошло за счет того, что темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота.

Если рассматривать данные в динамике, то наблюдается увеличение суммы валового дохода на 356,12 тыс.р., а уровень валового дохода – снижение на 1,95%. Это объясняется тем, что темпы роста товарооборота выше темпов роста валового дохода.

Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия так же имеет тенденцию роста, он возрос по сравнению с планом на 165,9 тыс.р. или на 3,9%, и в динамике – на 294,06 тыс.р., что составляет 7,1%. На его размер положительно повлияло увеличение общей суммы валового дохода от реализации товаров (соответственно на 202,37 тыс.р. и 356,12 тыс.р.) и отрицательно рост налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (против плана – на 36,47 тыс.р. и прошлого года – на 72,06 тыс.р.).

Повысился средний уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, (в % к обороту) по сравнению с планом на 00,1% к обороту, что с положительной стороны характеризует финансовые результаты деятельности магазина «Петушок».

Изучив состояние рынка куриной продукции в городе и общее экономическое положение основных групп населения, можно сделать вывод, что рост деятельности магазина «Петушок» связан с реализацией конкурентноспособной продукции по доступным ценам, высокого качества, широкого ассортимента на только куриной продукции, но и всех остальных товарных групп, предоставления комплекса услуг для покупателей, что в конечном итоге привлекает покупателей, так как спрос покупателей на товары магазина «Петушок» полностью удовлетворяется.

Для измерения влияния на общую сумму реализованных торговых надбавок и остающихся в распоряжении предприятия их уровня (в % к обороту) и объема товарооборота составляем табл.3.7.

В связи с изменением объема товарооборота общая сумма валового дохода возросла на 1114,53 тыс.р., что составило 22,4% (1114,53:4967,01*100).

Если бы не было повышения розничных цен на товары, то валовой доход за счет этого фактора возрос бы против плана только на 77,93 тыс.р. (1114,53-1036,6). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму реализованных торговых надбавок по сравнению с прошлым годом соответственно на 758,41 тыс.р. Аналогичная закономерность наблюдается и по сумме валового дохода, остающегося в распоряжении магазина.

Таблица 3.7

Алгоритм расчета влияния факторов на сумму валового дохода магазина «Петушок», тыс.р. в динамике

Факторы

Расчет

Сумма

На общую сумму валового дохода

Изменение объема товарооборота в действующих ценах

В том числе за счет изменения розничных цен на товары

Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту

Всего

+7318*15,23:100



(38916-28826,67)*15,23:100


38916*(-1,95):100


5169,38-4813,26

+1114,53



+1036,6


-758,41


+356,12

На сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина

Изменение объема товарооборота в действующих ценах

В том числе за счет изменения розничных цен на товары

Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту

Всего

7318*13,18:100


(38916-28826,67)*13,18:100


38916*(-1,72):100

4459,48-4165,42

+964,51


+829,77


-670,45

+294,06


Снижение уровня торговых надбавок не случайно наблюдается в работе магазина «Петушок». Это объясняется тем, что вблизи магазина «Петушок» находится оптовый рынок, который является конкурентом магазина по отдельным товарным группам. В связи с этим не целесообразно устанавливать высокие торговые надбавки, так как приходя в магазин покупателя интересует не только качество товаров и сервис предоставляемых услуг, но и цена товаров.

Если бы магазин не снижал уровень торговых надбавок, то потерял бы большое количество потребителей на отдельные товарные группы, это бы повлекло за собой снижение объемов продаж, а также уменьшение товарооборота и валового дохода соответственно, что отрицательно сказалось бы на финансовой деятельности предприятия.

Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота.

Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими процентами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Поэтому влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют способом процентных чисел. Данные представлены в табл.3.8.

Таблица 3.8

Расчет влияния изменения структуры товарооборота на валовой доход, остающийся в распоряжении магазина «Петушок», за 2003 год

Наименование товарных групп

Удельный вес в товарообороте в действующих ценах, %

Уровень валового дохода, остающегося в распоря-жении пред-приятия, в % к обороту

Процентные числа (гр.5*гр.4)

Влияние изменения структуры товарооборота на средний уровень ва-лового дохода, в % к обороту

План

Факт

Откло-нение от плана

1

2

3

4

5

6

7

Мясо «Птица»

Молоко и молочные продукты, сыр

Кондитерские изделия, сахар

Хлеб и хлебобу-лочные изделия

Мука, крупа, макаронные изделия

Прочие продо-вольственные товары

Всего

48,9

15,7



4,4


6,1


2,9



22



100

51,3

16,0



4,5


6,3


2,7



19,2



100

+2,4

+0,3



+0,1


+0,2


-0,2



-2,8



-

11,72

11,48



11,46


11,47


11,43



11,13



11,45

+28,128

+3,444



+1,146


+2,294


-2,268



-31,164



+1,58

0,281

0,034



0,011


0,023


0,023



0,312



+0,016


При изучении табл.3.8 можно сделать интересные выводы о состоянии рынка продовольственных товаров в городе и о том, какие товары пользуются спросом у населения, а также какие товары выгоднее продавать, и получать наибольший процент торговых надбавок при возрастающем объеме товарооборота. Общий анализ таблицы свидетельствует о правильной политике предприятия в отношении структуры товарооборота, а, значит, в закупках правильного ассортимента товаров, так как общее значение влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валового дохода +0,016%.

В рамках этого значения велика доля торговых надбавок по куриной продукции +0,281%, а также положительно сказалась продажа молочных товаров (0,134%), кондитерских изделий (0,011%), хлебобулочных изделий (0,023%). Поэтому необходимо исключить перебой с поставкой данных товаров и поддерживать стабильный ассортимент, а также глубже изучить потребности покупателей в этом конкретном направлении.

Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, а также обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль – это конечный показатель того, как эффективно торговое предприятие обеспечивает покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей. Прибыль является одним из источников улучшения качества торгового обслуживания. Магазин «Петушок» имеет следующие данные о прибыли. Табл.3.9.

Таблица 3.9

Информация о прибыли магазина, тыс.р.

Показатели

Фактичес-ки за прошлый год, тыс.р.

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

План

Факт

% выполнения плана

От плана

От прошлого года

Товарооборот, тыс.р.

Валовой доход, ос-тающийся в распо-ряжении предпри-ятия, сумма тыс.р.

Уровень в % к обороту

Издержки обраще-ния, всего: сумма, тыс.р.

Уровень в % к обороту

Прибыль от реализации, всего: сумма, тыс.р.

Уровень в % к обороту

Внереализационные доходы, тыс.р.

Внереализационные расходы, тыс.р.

Балансовая прибыль, сумма, тыс.р.

Уровень в % к обороту

31598

4165,42




13,18


3743



11,84


422,42



1,34


64,31


49,1


437,61


1,38

37482

4293,58




11,45


3892



10,38


401,58



1,07


92,45


55,21


438,82


1,17

38916

4459,48




11,46


3975



10,22


484,48



1,24


108,57


57,34


535,71


1,38

103,8

103,9




100,1


102,1



98,5


120,6



115,9


117,4


103,9


122,1


118,0

+1434

+165,9




+0,01


+83



-0,16


+82,9



+0,17


+16,12


+2,13


+96,89


+0,21

+7318

+294,06




-1,72


+232



-1,62


+62,9



-0,1


+44,26


+8,22


+98,1


-

123,2

107,1




86,9


106,2



86,3


114,7



92,5


168,8


116,7


122,4


100,0


Данные табл.3.9 наглядно показывают, что в отчетном году прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с прошлым годом на 62,9 тыс.р., что составляет 14,7% и против плана на 82,9 тыс.р., или на 20,6%. Балансовая прибыль также увеличилась по сравнению с прошлым годом на 98,1 тыс.р., или на 22,4% и против плана на 96,89 тыс.р., или на 22,1%.

Также итого обусловлены действием следующих факторов. Рост розничного товарооборота по сравнению с прошлым на 7318 тыс.р. увеличил прибыль на 98,06 тыс.р. (7318*1,34:100), что составило 0,25 к обороту. Такая тенденция наблюдается и по сравнению с планом. Это свидетельствует об удовлетворенном потребительском спросе.

Данные табл.14 наглядно показывают, что наблюдается рост розничного товарооборота в отчетном периоде.

Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на 669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли.

Средний уровень валового дохода повысился в отчетном году по сравнению с планом на 0,01%, что привело к увеличению суммы прибыли магазина на 3,89 тыс.р., а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 0,16%, было получено 62,27 тыс.р. прибыли.

Внереализационные доходы в отчетном году способствовали увеличению суммы прибыли по сравнению с прошлым годом на 44,26 тыс.р. и против плана на 16,12 тыс.р.

Наличие не планируемых расходов привело к снижению суммы прибыли в отчетном году по сравнению с прошлым на 8,22 тыс.р. и против плана на 2,13 тыс.р.

По магазину «Петушок» уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 1,24% к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,17% к обороту, что свидетельствует о спросе покупателей на товары магазина «Петушок».

Заключение


Для улучшения информационного обеспечения процесса управления развитием розничной торговой сети необходимо:

создать соответствующий банк данных, современные региональные компьютерные информационные сети и компьютерные карты опорных и генеральных планов-схем развития населенных пунктов с размещением на их территории всех видов стационарных торговых объектов;

разработать методологический инструментарий и основные методические подходы относительно структурно-территориальной организации розничной торговой сети с учетом государственных, общественных и личных интересов потребителей и субъектов хозяйствования;

разработать стандарты торгового обслуживания, определив оптимальные показатели уровня обеспеченности населения торговыми объектами (торговая площадь магазинов, рынков в расчете на 1000 человек); и плотности их размещения на территории населенного пункта (количество торговых объектов в расчете на 1000 человек и в расчете на 1,10 или 100 км2) с дифференциацией радиусов пешеходной и транспортной доступности в зонах обслуживания по признаку частоты спроса на товарные группы для различных типов магазинов и других видов торговых объектов;

сформировать научные центры, которые бы проводили маркетинговые исследования по заказам субъектов хозяйствования.



Список литературы

1.       Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. Пособие. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 507 с.

2.       Акопов В.С., Степнова И.В. Организация маркетингового управления торговым процессом (на примере сети магазинов розничной торговли) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - N 6. - С. 92-97

3.       Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. – 408с.

4.       Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. Тамдем. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с.

5.       Брагин Л.А. Технология розничной торговли. Учебное пособие. – М., Академия, 2004. – 128 с.

6.       Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 448 с.

7.               Егоров. Организация торговли. Учебник д/ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

8.       Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Розничная торговля: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та, 2000. – 207 с.

9.       Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та, 1997. – 98 с.

10.  Памбухчиянц В.И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 - 320 с.

11.  Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2002

12.  Хасис Л. Закономерности развития российских розничных торговых сетей. – Екатеринбург, Едиториал УРСС. – 2004. – 72 с.

13.  Юркевич Г.М. Организация торгово-технического процесса в оптово-розничных торговых предприятиях: Монография. – М.: Академкнига, 2004.


[1] Памбухчиянц В.И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 - с.129

[2] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.196

[3] Юркевич Г.М. Организация торгово-технического процесса в оптово-розничных торговых предприятиях: Монография. – М.: Академкнига, 2004. – с.59

[4] Юркевич Г.М. Организация торгово-технического процесса в оптово-розничных торговых предприятиях: Монография. – М.: Академкнига, 2004. – с.65