Индивид и общество




Содержание


Введение....................................................................................................................................................................... 3

1. Сущность взаимодействия общества и личности.......................................................... 4

2. Основные подходы к организации процесса взаимодействия индивида и общества......................................................................................................................................................................................... 5

Заключение............................................................................................................................................................. 17

Список использованной литературы............................................................................................ 18



Введение


Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт.

В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов.

Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

Цель работы: описать взаимосвязь человека и общества.



1. Сущность взаимодействия общества и личности


Отношение “индивид-общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (исторически определенных типов личности) является необходимой “составляющей” самого процесса развития общества[1].

Общественные отношения существуют (развиваются и закрепляются) в форме определенной организации процессов производства, обмена и потребления, определенных социальных институтов, законов, норм и правил.

Было бы, однако, неверно представлять себе эти отношения и их формы как нечто внешнее для индивида, как некоторые внешние координаты, относительно которых развертывается, “ строится” его поведение, или как некоторую внешнюю силу, которой он вынужден подчиняться. Общественные отношения существуют не вне действий индивидов. Напротив, именно в этих действиях они и существуют. Для индивида общество- это не просто некоторая социальная среда. Он – член общества. Он объективно необходимым образом включен в общественные отношения. Поэтому действия индивидов (а вместе с тем его мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии) нельзя понять без анализа того, как именно он включен в эти отношения. В зависимости от того, каково его объективное отношение к производству, обмену и потреблению, к собственности на средства производства, какими гражданскими правами он обладает, как он включен в политическую и идеологическую жизнь общества, в зависимости от всего этого находится образ жизни индивида, его поведение и его психология.



2. Основные подходы к организации процесса взаимодействия индивида и общества


Для конкретной личности организация процессов производства, обмена, потребления, социальные институты, нормы существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям.

Общественные отношения проявляются на индивидуальном уровне социального бытия человека не как некоторые абстракции или силы, стоящие над людьми, а как действия носителей этих отношений- живых конкретных людей. Для индивида другие люди выступают как олицетворение общественных отношений. Так индивид А не может относится к индивиду В как носителю определенных общественных отношений без того, чтобы для А некоторая (любая) социальная функция не приняла телесного вида В, его действий, поступков, поведения в целом.

С другой стороны, в действиях и поступках индивида раскрывается его положение, его роль и место в системе общественных отношений.

Вне этих действий не существуют и те социальные качества, которые характеризуют индивид как личность. Детерминированность развития личности общественными отношениями вовсе не означает, что она является из пассивным слепком. Личность (каждая личность!) включена в общественные отношения своею деятельностью, т.е. активно. Она тем или иным образом участвует в их формировании, развитии, упрочении и изменении. Самые общественные отношения складываются из действий конкретных личностей.

В этой связи хотелось бы сделать одно замечание. В отечественной психологии общепринятым является положение о том, что решающую роль в формировании личности играет ее деятельность. Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Успехи воспитательной работы, направленной на формирование определенных свойств личности, зависят от того, как организуется ее деятельность. Но, что значит организовать деятельность? В каком плане? Наверное, нет нужды доказывать, что как бы рационально ни была организована операциональная структура деятельности, основной воспитательный эффект этим не определяется. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ее выполнение личностью раскрывало для нее те или иные стороны общественных отношений, включало ее в эти отношения, обеспечивало развитие жизни личности в системе общественных отношений и их отражение в ее сознании. Если деятельность индивида организована так, что, выполняя ее, он получает возможность более полно включиться в систему общественных отношений, сделать “новый шаг” по пути своего “движения” в этой системе, можно рассчитывать на формирование у него и определенных общественно- значимых свойств, Если же деятельность организуется так, что “ отгораживает” индивида от тех или иных отношений ( например, не дает ему возможности пользоваться средствами развития, то это поведет к ограничению в развитии его личности. Иначе говоря, деятельность должна быть организована так, чтобы ее выполнение раскрывало перед человеком перспективу развития в системе общественных отношений. Это подтверждается блестящим педагогическим опытом А.С. Макаренко.

Система общественных отношений (экономических, гражданских, политических) лежит в основании всех личностных свойств. Позиция конкретного индивида, в этой системе и определяет направленность его личности: те цели, во имя которых он действует, и его мотивационную сферу. Ими обуславливается то, как он субъективно-личностно относится к труду (и организации, в которой он работает); а также продуктами труда и людям, с которыми он находится в прямом или косвенном общении; к формам собственности, сложившимся в данном обществе, национальному богатству, гражданскому и политическому строю своей страны.

Конечно, перечисленное выше дает нам прежде всего “социологический портрет” личности. Но эти характеристики не являются некоторыми ярлыками, наклеенными обществом на личность. Они проявляются (более того, существуют) в действиях и поступках личности в его эмоциональных, интеллектуальных и волевых свойствах. Психологическое здесь неотрывно от социального. Анализ психологических свойств личности должен проводиться относительно той позиции, которую данный индивид занимает в системе общественных отношений.

Образ жизни индивида, определяемый общественными отношениями, в системе которых он живет и действует, выполняемые им социальные функции, обеспечивают формирование, трансформацию и закрепление свойств, которые образуют его психологический склад. Именно в процессе “движения” индивида в системе общественных отношений происходит превращение психических функций, процессов и состояний в психологические свойства его личности.

Возьмем к примеру, такие психологические характеристики человека, как переживания, чувства и эмоции. В психологии, как известно, накоплено немало данных, позволяющих как-то оценивать модальность, глубину, устойчивость, динамику эмоциональных состояний; изучать также интериндивидуальные различия людей по этим показателям. Но эти показатели берут эмоции абстрактно, как таковые, а не в их личностном аспекте. Переход к личностному аспекту анализа эмоций требует выяснения того, какие события являются значимыми для данного индивида и вызывают у него те или иные эмоциональные состояния. Связаны ли эти состояния только событиями его собственной жизни или той группы людей, к которой он принадлежат (например, семья) или же в них находят проявление гражданские чувства, содержанием которых является жизнь общества. Понять же, чем обусловливается личностная значимость воспринимаемых событий, невозможно без анализа развития данной личности в системе общественных отношений.

То же можно сказать и об интеллекте. Как и эмоции, его можно описать целым рядом показателей. Но когда интеллект рассматривается в качестве свойства личности, возникает необходимость выяснения его направленности.

Итак, мы снова возвращаемся к вопросу о направленности личности, ведущее значение которой в системе психологических качеств отмечалось в начале работы. Именно она выступает в роли “побудительной силы”, определяющей избирательность отношений и активности личности.

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, “проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами”. Но как формируются мотивы и цели? Откуда они берутся?

Для натуралистического подхода эти вопросы оказываются тупиковыми: мотивы и цели либо объявляются его естественными атрибутами (что означает отказ от объяснения), либо их источники пытаются найти в спонтанном развитии индивида. Во всяком случае в поисках оснований мотивов и целей при таком подходе не выходят за пределы индивида, который рассматривается как существующий сам по себе. Самое большее - высказываются аморфные суждения о “социальных влияниях”. Все те цели и мотивы, которые не связаны непосредственно с биологией человеческого организма, являются для такого подхода неразрешимой загадкой.

Чтобы понять, как формируются у того или иного конкретного индивида цели и мотивы, необходимо рассмотреть процесс его жизни в обществе. В субъективных целях личности отражается объективное содержание социальных процессов, участником (и носителем) которых она является, при этом с той позиции, которую она (эта личность) занимает в данном процессе. Цель индивидуальной деятельности (и поведения индивида в целом) имеет, таким образом, социальное происхождение.

Цель неразрывно связана с мотивом. Их отношение выступает в роли своего рода “вектора” деятельности, “задающего” ее направление и величину энергии, которую развивает индивид в процессе ее выполнения.

В психологии сейчас считается общепризнанным, что мотивы деятельности и в целом мотивационная сфера личности неразрывно связаны с потребностями, которые, как объективная необходимость, детерминируют человеческую деятельность. При этом, говоря о потребностях, обычно имеют в виду только или прежде всего потребности индивида, индивидуальные потребности. Потребность в своей исходной основе рассматривается как некоторая нужда человека (часто только организма) в определенных условиях и средствах существования. Однако только из индивидуальных потребностей (особенно, если они сводятся к потребностям, имеющим биологическое происхождение), вряд ли можно вывести всю мотивационную сферу индивида. В ней так или иначе представлены и общественные потребности. Когда К. Маркс говорит, что развитие видов человеческой деятельности определяется развитием потребностей, то имеется в виду прежде всего потребности общественные, которые не сводятся к простой сумме потребностей индивидов. Это потребности, связанные с развитием общества в целом, прежде всего производства.

Конечно, в основе всего многообразия человеческих потребностей лежат так называемые материальные потребности (в пище, одежде, жилище). На этой основе в процессе исторического развития общества развиваются – в широком смысле слова- потребности духовные.

К. Маркс писал, что человек производит не только для удовлетворения своих потребностей в средствах существования- физических, жизненных потребностей. Он производит, даже будучи свободен от физической потребности в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее.

В этой связи особое значение для психологии имеет положение марксизма о том, что в процессе производства не только средства существования, но также и средства развития человека.

Чем более высокого уровня достигает общество, тем большей становится относительная доля этих средств в общем объеме производства.

Психологический анализ мотивов деятельности личности предполагает понимание того, как складываются в данном обществе отношения между потребностями в средствах существования и в средствах развития.

Разрабатывая проблему человеческих потребностей и потребления, К. Маркс и В.И.Ленин рассматривали их в связи с классовой структурой общества. Как известно, в определение класса включается такой признак, как способ получения и размер той доли общественного богатства, которая служит для удовлетворения потребностей класса (и принадлежащему этому классу индивидов).

В абстрактных схемах деятельности, берущих ее лишь в плане предметных характеристик, классовый аспект анализа потребностей исчезает, так же как исчезает из рассмотрения и процесс потребления. Говорится лишь о том, что в деятельности потребность находит свой предмет. Однако понять, как именно потребность “ найдет” себя в предмете деятельности без рассмотрения места индивида (если речь идет об индивидуальной деятельности) в системе общественных (прежде всего производственных) отношений, вряд ли можно.

Нет необходимости доказывать, что та доля общественного продукта, которую получит данный индивид, и тот способ, которым он удовлетворить свою потребность, накладывает сильный отпечаток на его мотивационную сферу, а точнее, определяет эту сферу. Иерархия мотивов, о которой часто говорится в психологии, складывается в определенных общественных условиях. То, какие мотивы в этой иерархии займут ведущее, а какие- подчиненное место, обусловливается вовсе не собственными свойствами индивида, как иногда пытаются представить, а его положением в системе общественных отношений.

Переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития потребностей (как думал, например, A. Maslow), а развитием связей индивида с другими людьми. Возникнет ли, например, у некоторого конкретного индивида “потребность в самоактуализации” определяется вовсе не тем, удовлетворена ли его “аффилиативная потребность” и “потребность в престиже”, а тем, как развиваются его взаимоотношения с другими людьми (в частности, в какие общности людей включается он включается в процессе своего развития в обществе). В мотивационной сфере личности как бы пересекаются потребности тех общностей, которым он принадлежит. Здесь создается сложнейшая картина динамической системы мотивов; этим определяются их взаимоотношения: согласованность или противоречия, переходы и преобразования одних в другие.

На основе сказанного можно выделить несколько важнейших “измерений” мотивационной сферы личности: во-первых, определяемое соотношение между ее собственными потребностями (индивидуальными), потребностями тех общностей людей, которым она принадлежит, и потребностями общества в целом; во-вторых, определяемое соотношение потребностей в средствах существования и средствах развития и, наконец, соотношение мотивов, ориентированных на производство и на потребление.

Вопрос о строении мотивационной сферы личности имеет исключительно большое значение для решения задачи формирования разумных потребностей. Будут ли в этой сфере приоритеты мотивов отражать действительные приоритеты общественных потребностей, или это отражение окажется искаженным? Что в системе ее мотивов более важно, что менее важно и для кого (только ли для нее самой, или для конкретной общности людей, которой она принадлежит. Или для общества в целом)? Эти вопросы, пожалуй, занимают центральное место в воспитательной работе.

Одна из главных задач коммунистического воспитания - формировать у каждого человека такую мотивационную среду, в которой бы адекватно отражались социалистические общественные отношения, а иерархия мотивов определялась гармоническим сочетанием общественных и индивидуальных потребностей.

Проблема потребностей и мотивационной сферы личности неразрывно связана с проблемой ее способностей.

Что она хочет и что она может - это самая большая, глобальная характеристика личности. Не вдаваясь в проблему способностей детально, отметим только, что закономерности их развития, так же как и развития потребностей, не могут быть поняты без анализа жизнедеятельности личности в обществе. Исследуя структуру тех или иных способностей, рассматривают их не сами по себе, а относительно тех или иных видов деятельности [23]. Положение о том, сто способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности, для отечественной психологии являются общепризнанными. Но различные виды деятельности, как уже отмечалось, формируются и развиваются в процессе исторического развития общества. При этом производственные, гражданские, политические и иные отношения, складывающиеся в данном обществе на данной исторической ступени, создают и определенные условия для развития способностей каждого конкретного индивида.

Общий принцип - рассматривать развитие личности в системе общественных отношений, которые реализуются в ее деятельностях, с нашей точки зрения должен быть последовательно применен также и в исследовании способностей. Но это, однако, составляет специальную задачу, которая выходит за рамки данной статьи.

До сих пор речь шла о направленности как системообразующем свойстве личности в связи с ее потребностями и мотивационной сферой. Но это свойство имеет также и другие формы проявления. Анализируя психологический склад личности, вряд ли можно обойтись без рассмотрения ее ценностных ориентаций, привязанностей, симпатий, антипатий, вкусов, склонностей и ряда других характеристик, которые, хотя и связаны с потребностями и мотивами, но не сводятся к ним.

На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше свойства и состояния личности (и ряд других не перечисленных здесь) является понятие «отношение» или «психологическое отношение» (по В.Н. Мясищеву). Имеются в виду субъективно-личностные отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.

Проблема отношений была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским в связи с изучением характера, а позднее В.Н. Мясищев разработал психологическую концепцию, дающую теоретическую трактовку основных форм и видов этих отношений. Отметим, что направление Лазурского-Мясищева в психологическом последовании личности начало формироваться несколько раньше (1917) аналогичного в некоторых аспектах направления западной психологии, поставившего проблему аттитюдов (aiiitude) -понятия, близкого к понятию «отношение» (R. Likert, R.L. Shank, La Piere).

Есть, однако, существенная разница между советской и западной психологией в подходе к анализу, субъективно-личностных отношений В западной психологии они трактуются как некоторый «теоретический конструкт»; констатируется факт существования аттитюдов, но не раскрываются их объективные основания.

Согласно В.Н. Мясищеву, в роли такого основания выступают общественные отношения. Вся система этих отношений (экономических, гражданских, политических и т.д.), развивающаяся по объективным законам истории, детерминирует тем или иным путем субъективно-личностные отношения конкретных людей, проявляющиеся в их действиях, переживаниях, стремлениях, в понимании и оценке процессов, происходящих, формирующихся у той или иной личности, в конечном счете зависят от позиции, которую она занимает в системе общественных отношений, и ее "движения" в этой системе .

Конечно, решающее значение имеют экономические отношения: отношения к собственности на средства производства, те отношения, которые объективно складываются в процессах производства, обмена и потребления.

Так, в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, формируется и определенный тип субъективно-личностных отношений к ней, классик американской психологии W. James утверждал, что "физическая личность" включает не только тело индивида, но и его собственность (Завод, жену и т.д.). иначе говоря, индивид, принадлежащий к классу капиталистов, не представляет себе самого себя как личность без собственности. Она так сказать, включается в структуру его субъективно личностных отношений; вообще все его отношения (в том числе отношения к другим людям) как бы преломляются через призму отношений к собственности. Напротив, пролетарий относится (субъективно-личностно) к этой собственности, как чуждой и давящей на него силе.

В условиях общественной собственности на средства производства складывается иной тип субъективно-личностных отношений к ней. Личность, живущая в социалистическом обществе, относится к средствам производства, как к народному достоянию), к тому, что принадлежит всем нам. Нужно, однако, отметить, что объективно существующее отношение личности к собственности на средства производства и ее субъективно- личностное отношение к ней могут не совпадать. Так, в нашем обществе встречаются люди, которые относятся к общественной собственности как к «ничьей», что проявляется даже в мелких фактах бытового поведения.

Субъективно-личностные отношения конкретного человека, конечно, не исчерпываются только теми, основанием которых являются отношения экономические. В процессе жизни у личности формируются также определенные субъективные отношения к политическим собью, идеологическим воздействиям, научным открытиям, явлениям культуры и искусства и т.д.

Все эти отношения образуют сложнейшую, многоуровневую и динамическую систему

В психологическом плане нас, конечно, прежде всего интересуют "параметры" (или измерения) субъективно-личностных отношений. По В.Н. Мясищеву такими параметрами являются следующие:

1) Доминантность (в системе всех отношений личности Мясищев выделял доминирующие, в которых выражаются все ее основные мотивы и цели жизни и которые определяют ее направленность);

2) Уровень активности (или выраженности отношений)

3) Модальность (отношение положительное, отрицательное, нейтральное, амбивалентное);

4) Степень устойчивости;

5) Принципиальность;

6) Цельность(или внутренняя связанность отношений, определяющая гармоничность или раздвоение личности)

7) Широта (богатство или узость отношений);

8) Уровень сознательности

Предложенный В.Н. Мясищевым перечень параметров нуждается, конечно, в дальнейшем развитии и уточнении, но нам представляется, что в нем выделяется ряд действительно существенных характеристик субъективно-личностных отношений, которые могут послужить основой для разработки строгих методов описания и анализа личности.

Специфическое сочетание перечисленных параметров определяет особенности психологического склада конкретной личности и меру ее общественной активности. Цели, мотивы, субъективно-личностные отношения, формируются и развиваются не по мимо сознания личности. Напротив, их формирование и развитие есть вместе с тем формирование и развитие индивидуального сознания.

Нужно сказать, что в западной психологии в поисках «единиц» поведения личности называют и инстинкты, и привычки, и стереотипы, и чувства, но всячески обходят проблему сознания. Между тем вряд ли можно рассчитывать на серьезные результаты в исследовании личности без изучения развития индивидуального сознания.

К сожалению, в советской психологии, хотя значение проблемы развития индивидуального сознания и подчеркивается постоянно, строгая психологическая теория, которая раскрывала бы закономерности этого развития, еще не создана.

Дальнейшая теоретическая работа в области данной проблемы, на наш взгляд, требует исследования процесса формирования, развития и изменения индивидуального сознания в зависимости от «движения» индивида в системе общественных отношений и связанного с этим «движением» усвоения (сложившихся в данном обществе форм общественного) сознания.

Именно в этом процессе формируются идейные позиции личности, те принципы (моральные, гражданские, идеологические, политические, эстетические и т.д.), убеждения и идеалы, которыми она руководствуется в своем поведении.

Мы попытались очертить очень кратко, схематически круг проблем, относящихся к психологии личности. В общих чертах намечен также подход к их разработке. Основной принцип этого подхода состоит в требовании рассматривать процесс формирования и развития личности, ee психологического склада, в контексте ее жизнедеятельности в системе общественных отношений, определяемой объективными законами развития общества, конечно, его реализация з применении к психологическим проблемам потребует немалых дальнейших усилий, многие вопросы eщe остаются неясными.

К первоочередным среди них, с нашей точки зрения, относятся такие, как вопрос о психологической классификации типов личностей в свете изложенного принципа, о взаимоотношениях потребностей (соответственно мотивов) и способностей, о критериях оценки психологических качеств личности, о взаимоотношениях общественного и индивидуального сознания и некоторые другие.

Нам представляется, что более полное использование в психологии марксистской категории «общественные отношения» важно для дальнейшего развития категориального аппарата нашей науки в целом.

Проблема личности приобретает сейчас в психологии первостепенное! значение. Дальнейшее развитие уже имеющихся достижений в этой области важно не только для интеграции психологического знания и общей теории психологии (а также ее специальных областей), но и решения тех задач, которые ставятся в нашей стране общественной практикой, и прежде всего задачи формирования нового человека.

Заключение


Таким образом, индивид формирует общество, а общество оберегает его.

Сохранение у личности индивидуального характера, включающего “совокупность черт, которые в своей особой конфигурации образуют структуру личности того или иного индивида ”, не позволяет, с одной стороны, социальному характеру полностью завладеть психологией индивида, а с другой стороны, согласию – доминировать в обществе.

Имея склонность к общению и приобретению общих признаков в образе жизни и поведении, индивид одновременно стремится к уединению не только от себе подобных, но и от общества.

Однако глубина и широта его обособления от общества и общественных норм и стандартов зависит в значительной степени от отношения общества к индивиду. В тоталитарных и авторитарных обществах индивид подавляется, человек из самоцели и самоценности превращается в средство достижения общественных целей. В либерально-плюралистических обществах индивид, по крайней мере, получает формальные права, создающие возможность беспрепятственно реализовать свои потенциальные силы.

Благодаря этому он во взаимодействии с обществом одновременно находится в отношениях и согласия, и разногласия. Он согласен с обществом в одном, но не согласен в другом, причём в зависимости от стечения жизненных обстоятельств и согласие, и разногласие обретает множество взаимосвязанных и противоречащих друг другу форм, а пространство их осуществления то расширяется, то сужается.

Список использованной литературы


1.     Бадыков А.Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений индивида и общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. – Уфа, 1994

2.     Личность в системе общественных отношений. Отв. ред. А.А. Бодалев. – Курск, 1980.

3.     Ломов Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии. – В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. – М., 1977.



[1] Бадыков А.Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений индивида и общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. – Уфа, 1994 – с.13