Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Личный закон физического лица. 5

2. Правовые режимы, предоставляемые иностранным гражданам. 7

3. Гражданско правовое положение  иностранцев в МЧП. 10

Заключение. 17

        Список использованной литературы ……………………………………18 Введение


Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев на терри­тории конкретного государства издавна являлись краеугольными в международном частном праве. Первоначально именно отноше­ния, связанные с правовым положением иностранных купцов, по русской терминологии того времени — «заморских гостей», состав­ляли основную сферу действия международного частного права.

Для международного частного права характерен дифференциро­ванный подход к физическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный, во-первых, на разделении на соответствующие категории, а во-вторых, установле­нии определенного правового режима в отношении каждой из них.

Таких категорий, как правило, три. Прежде всего это собст­венные (отечественные) граждане данного государства. Затем сле­дуют иностранные граждане и, наконец, лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную позицию и еще одной группы лиц — беженцев.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую право­вую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пре­делов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

По общему правилу гражданская правоспособность лица —это его способность иметь гражданские права и обязанности, возни­кающая с момента рождения и устанавливаемая законом. Напри­мер, ст. 18 Гражданского кодекса РФ следующим образом раскры­вает содержание гражданской правоспособности: «граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жи­тельства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной  деятельности, иметь иные имущественные  и личные неимущественные права».

В каждом государстве устанавливается свои режимы пребывания иностранных граждан, устанавливаются права и ограничения.

Целью работы является изучение физических  лиц в международном частном праве.

Задачами работы являются:

- изучение режимов пребывания иностранцев,

- изучение  гражданско-правового положения иностранцев  в международном частном праве.


1. Личный закон физического лица.

Говоря о личном законе физического лица, надо отметить, что в меж­дународном частном праве это распространенный вид коллизионной при­вязки. Коллизионная привязка - это составная часть коллизионной нор­мы, представляющая собой указание на закон, т.е. на правовую систему, которая подлежит применению к данному виду гражданских правоотно­шений с иностранным элементом.

Личный закон физического лица включает два варианта:

1)   национальный закон или закон гражданства (применение права того государства, гражданином которого является данное лицо);

2)  закон места жительства (применение права государства, на терри­тории которого данное лицо проживает).

Когда говорится о личном законе, то имеется в виду закон физических лиц, и применяется он для определения правового положения физических лиц.

Законодатель говорит нам о шести основных позициях права, которое может быть применено при определении правового положения лиц, ука­зывая при этом на то, что в основу личного закона физического лица поло­жено право той страны, гражданином которой он является, т.е. его граж­данство.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответ­ственности, основанная на признании и уважении достоинства, основ­ных прав и свобод человека. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» говорит, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; никто не мо­жет быть лишен своего гражданства или права изменить свое граждан­ство; гражданин не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Феде­рации.

Законодательство также предусматривает двойное гражданство, где личным законом является российское право. В Законе РФ  «О гражданстве Российской Федерации» сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не преду­смотрено международным договором Российской Федерации. Граждани­ну Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основа­нии быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Рос­сийской Федерации. Документами, подтверждающими гражданство Рос­сийской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Рос­сийской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержа­щий указание на гражданство лица.

Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством ино­странного государства и не имеющее гражданства Российской Федера­ции.

Гражданское российское законодательство указывает на две категории иностранных граждан:

1)  иностранный гражданин - лицо, личным законом которого являет­ся российское право;

2)  при наличии нескольких иностранных гражданств лицо имеет ме­сто жительства в России, его личным законом считается право страны, в которой он имеет место жительства.

Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Рос­сийской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к граж­данству другого государства. Личным законом такого физического лица будет являться право страны, в которой данное лицо имеет место житель­ства. Беженец - это лицо, которое не является гражданином Россий­ской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, граждан­ства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей граж­данской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Лич­ным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убе­жище.

 

2. Правовые режимы, предоставляемые иностранным гражданам.


Иностранные граждане пользуются в РФ гражданской пра­воспособностью наравне с нашими гражданами. В части третьей ГК РФ дается определение личного зако­на физического лица. Им считается право страны, гражданство кото­рой это лицо имеет. Если наряду с иностранным гражданством лицо имеет российское гражданство, его личным законом является россий­ское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считает­ся право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей убежище.

Мировая практика свидетельствует о том, что государства в своем внутреннем законодательстве и международных договорах преду­сматривают в том или ином сочетании самые различные режимы иностранцев в стране пребывания: взаимности, «открытых дверей», идентичности, национальный, наибольшего благоприятствования, преференциальный и др.

Наиболее распространенными являются три вида правового режи­ма иностранцев: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный.

Национальный режим означает предоставление иностранцам прав и свобод наравне с гражданами данного государства[1].

При этом национальный режим не означает и не может означать полного приравнивания иностранцев к гражданам государства пре­бывания, без некоторых изъятий. Как правило, государства оговари­вают особое положение иностранцев при уравнивании их в правах с собственными гражданами.

Так, в Преамбуле Договора между Российской Федерацией и Рес­публикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Феде­рации, постоянно проживающих на территории Республики Казах­стан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г. говорится о максимальном приближении правового режима тех и других граж­дан к максимально близкому статусу граждан договаривающихся сторон. В то же время в ст. 4 Договора указаны изъятия, когда граж­данин Стороны, постоянно проживающий в другой Стороне, не поль­зуется в стране проживания следующими правами и свободами:

а)   избирать и быть избранным на высшие государственные долж­ности и в представительные органы власти;

б)  участвовать во всенародном голосовании (общегосударствен­ном референдуме), проводимом Стороной проживания;

в)   занимать должности на дипломатической службе, в органах безопасности и в органах внутренних дел;

г)   занимать должности в центральных органах исполнительной власти и др. Национальный режим определяется межгосударственными дого­ворными нормами, но прежде всего внутригосударственным законо­дательством.[2]

Режим наибольшего благоприятствования рассматривается как предоставление иностранным гражданам таких прав и свобод, ка­кими пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Природа этого режима исключительно договорная.

Традиционной также считается и такая разновидность правового режима иностранцев, как специальный режим, предусматривающий предоставление иностранцам на основе национального законодатель­ства или международного договора специальных прав. Этот режим отличается предоставлением определенных привилегий и преиму­ществ, как правило, в отношениях с соседними странами, например в области приграничного общения населения. Кроме того, особыми привилегиями могут пользоваться военнослужащие воинских частей и подразделений, расквартированных на территории иностранных государств. 

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Напомним, что согласно ГК РФ правила, установленные граждан­ским законодательством, применяются к отношениям с участием ино­странных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Исключения из общих норм гражданского законодательства для от­ношений с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и ино­странных юридических лиц могут быть установлены только на основе федерального закона. Это вытекает из ст. 62 Конституции РФ 1993 года. В комментариях к ГК РФ обращалось внимание на то, что такой подход, однако, не исключает того, что положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разу­меется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки уста­новленной для органов компетенции

Положение ст. 62 Конституции РФ закрепляет предоставление иностранцам национального режима . В силу этого ино­странцы пользуются в РФ, как правило, такой же гражданской право­способностью, что и российские граждане. Это означает, что граждан­ская правоспособность иностранца в РФ определяется в принципе российским законодательством, а не личным законом иностранца. Применение к иностранцу личного закона, в частности закона госу­дарства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующих правил международного договора, участ­ницей которого является Россия.

Из предоставления иностранцам национального режима в то же время следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по на­шему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предостав­ления ему привилегий или установления изъятий из российского закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отноше­нии гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и дру­гие законодательные акты, регулирующие права иностранцев в раз­личных областях (ст. 25 ГПК и др.).

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательст­вом не могут быть установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (например, такое правило было установлено Федеральным законом 1995 г. применительно к за­нятию племенным животноводством).

Национальный режим в отношении прав иностранцев на изобрете­ния, полезные модели, промышленные образцы, топологии интеграль­ных микросхем, на селекционные достижения предоставляется в силу международных договоров или на основании принципа взаимности



3. Гражданско правовое положение  иностранцев в МЧП.

Предоставление иностранцу гражданской правоспособности на­равне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, что ино­странец должен иметь место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определенных прав связано с фактом постоянного проживания иностранца в РФ.

Иностранные граждане, как и отечественные, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица. На них распространяется действие Положения о поряд­ке государственной регистрации субъектов предпринимательской де­ятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Они могут заниматься благотворительной деятельностью. Иностран­ные граждане, как субъекты предпринимательской деятельности, могут быть пользователями недр, если они будут наделены законода­тельством правом заниматься соответствующим видом деятельности (см. гл. 5). В этом и в ряде других случаев определенными видами деятельности иностранные физические (и юридические) лица могут за­ниматься при наличии лицензии или лицензионного свидетельства (градостроительной деятельностью — ст. 22 Закона об основах градо­строительства в РФ 1992 г., деятельностью по предоставлению услуг связи — ст. 8 Федерального закона о связи), согласно ст. 10 Федераль­ного закона об архитектурной деятельности в РФ 1995 года, они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Рос­сии только совместно с архитектором — гражданином РФ, имеющим лицензию. Соответствующими законодательными актами предусмот­рено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на страховую защиту наравне с российскими гражданами (ст. 34 Закона о страховании 1992 г.)[3].

Иностранные граждане могут быть членами производственных ко­оперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лишены права участия в сельскохозяйственных производственных кооперативах (ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации 1995 года).

Установленные изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16).

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняе­мых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу тер­риториального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об ав­торском праве и смежных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведе­ниям, обнародованным на территории РФ либо не обнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ

Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается спо­собность совершать определенные действия, принимать на себя опре­деленные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлени­ем которого человек достигает совершеннолетия и тем самым стано­вится полностью дееспособным. Как и во многих странах континен­тальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patria[4]e.

 «Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является» Та­ково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обяза­тельств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определя­ется по российскому праву

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или огра­ниченно дееспособными в порядке, установленном нашим законода­тельством.

Согласно части третьей ГК РФ, гражданская дееспособ­ность физического лица определяется его личным законом. Физичес­кое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, будучи дее­способным по праву места совершения сделки, за исключением случа­ев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо долж­на была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дее­способным подчиняется российскому праву. Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя оп­ределяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистриро­вано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистра­ции, применяется право страны основного места осуществления пред­принимательской деятельности.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими стра­нами, дееспособность физического лица обычно определяется по зако­ну его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяет­ся законодательством договаривающейся стороны, гражданином кото­рой является это лицо (ст. 23).

Постановления о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепля­ется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражда­нами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич­ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятство­вания). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

Предоставление национального режима предусмотрено договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам между РФ и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждане Эстонии в России, точно так же, как и граждане России на территории Эстонии, пользуются в отношении своих личных и иму­щественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреж­дениях, как и собственные граждане каждого из государств.

Итак, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и лич­ные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Согласно Конституции России 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь в собствен­ности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как еди­нолично, так и совместно с другими лицами.

Следует подчеркнуть, что новое законодательство России, в отли­чие от старого, исходит из того, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, уста­новленных нашим законом.

Иностранец-собственник имеет право истребовать по суду вещи из незаконного владения лица, удерживающего их у себя.

Таким образом, в отношении права собственности иностранцев Действует принцип национального режима. На иностранцев распро­страняются все общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми ли­цами, в том числе иностранцами. Так, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежом, ни право­мерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установленных зако­нодательством России[5].

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего зако­нодательства. Например, согласно ст. 1064 ГК РФ, из факта причине­ния вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юри­дического лица возникает обязательство по возмещению вреда. Со­гласно ст. 1099—1101 ГК РФ установлено возмещение морального вреда. Такие обязательства возникают и в случае причинения вреда иностранцами (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательст­вом, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев сформулировано в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Особые положения установлены в отношении допуска к медицин­ской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответст­вующую подготовку в иностранных государствах (эти положения не распространяются на лиц, получивших подготовку в бывшем СССР).

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осуществляется на основе прямых договоров с этими учреждениями, а также межправительственных и иных, соглашений, заключаемых с го­сударственными органами зарубежных стран.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшие учебные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях о признании эквивалентности дипломов. В соответствии с этими соглашениями в РФ лица, окончившие высшие учебные заве­дения за границей, при наличии у них соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с ли­цами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца. Новым для российского законодательства является введение кол­лизионной нормы, касающейся права на имя. Согласно проекту части третьей ГК РФ, право физического лица на имя, его использование и защиту определяется его личным законом, поскольку иное не вытекает из правил, установленных ГК или другими законами. В понятие «имя», согласно ГК, входит и фамилия лица. В соответствии со ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходи­мые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Российский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приоб­ретения прав и обязанностей под именем другого лица.

Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ограничивается только пределами гражданского законодательства. Изменение имени возможно лишь на основании акта государственно­го органа, а им может быть только орган страны гражданства. В случае вступления в брак или усыновления вопрос об имени, например, жен­щины, вступающей в брак, или усыновленного, будет определяться правом, которое должно применяться к отношениям такого рода[6].


Заключение

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis), который, как извест­но, существует в двух своих разновидностях — закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae) и закона местожительства (lex domicilii). После введения в действие третьей части ГК РФ отече­ственное право также стало использовать общепринятую в между­народной практике обобщающую разновидность коллизионной формулы определения дееспособности физического лица — lex personalis. Иными словами, ныне в праве России доктринальное понятие личного закона превратилось в легально закрепленную категорию: «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п. 1 ст. 1195 ГК). Статья 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях устано­вить, право какой страны будет выступать в качестве личного за­кона гражданина или ввда без гражданства. В этом смысле наме­тившаяся в предшествующем регулировании тенденция к исполь­зованию обоих видов коллизионных привязок — принципа гражданства и домициля —в новой регламентации оформилась достаточно четко: содержание как ст. 1195, так и п. 1 ст. 1197 можно рассматривать в качестве подтверждения действия в РФ «смешанной» системы коллизионных привязок, обеспечивающих установление личного закона. Модель гражданского кодекса для стран СНГ и соответственно гражданские кодексы государств — участников Содружества, воспринявших модель (Армении, Азер­байджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана), в свою очередь, оперируют данной категорией как легальной. Как правило иностранцам предоставляется национальный режим. Так в Российской Федерации иностранцем предоставлен национальный режим пребывания. Список использованной литературы


Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 – М., 2004.


1.            Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.2. – М., 2003

2.            Богуславский М.М. Международное частное право. - М. 2004

3.            Звеков  В. Международное частное право. – М., 2001

4.            Лунц Л. Международное частное право в 3-х Т.- М., 2002.

5.            Пиляева В. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть третья. – М.,  2003.



[1] Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.2. – М., 2003 – С. 63


[2] Богуславский М.М. Международное частное право. - М. 2004 – С. 131.


[3] Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.2. – М., 2003 – С. 71

[4] Богуславский М.М. Международное частное право. - М. 2004 – С. 135

[5] Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.2. – М., 2003 – С. 73

[6] Богуславский М.М. Международное частное право. - М. 2004 – С. 139