Содержание
Введение. 3
1. Понятие и назначение мер пресечения в уголовном процессе. 5
2. Заключение под стражу. 7
2.1. Понятие заключения под стражу. 7
2.2. Основание, процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения. 20
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
Введение
Уголовное судопроизводство – это сложное правовое явление. В нем можно выделять и рассматривать различные аспекты.
Уголовный процесс является способом реализации норм уголовного права.
Само слово процесс буквально означает «движение» или «деятельность».
Уголовный процесс – это деятельность, осуществляемая по поводу и в связи с предполагаемым фактом преступления.
Уголовное правосудие осуществляется только судом. Так же можно отметить, что уголовный процесс – это деятельность государственных органов уголовного преследования и органов правосудия, связанная с применением уголовного закона к лицам совершившим уголовно наказуемое деяние.
В ходе уголовного судопроизводства выясняется вина лиц совершивших преступление, и назначается им соответственное наказание. Однако во избежание того, что бы лицо не скрылось от наказания суд вправе применять меру уголовно- процессуального принуждения. Наиболее строгой является мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 22 Конституции РФ мера пресечения содержание под стражей допускается только по судебному решению. Но до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок ареста и содержания под стражей (ч. 2 п. 6 разд. 2 Конституции), т.е. сохраняют свое действие существующая процедура, процессуальные правила избрания этой меры пресечения. В стадии предварительного расследования арест производится с санкции- прокурора, а в судебных стадиях — по судебному решению. Однако законодатель уже сейчас применение заключения под стражу в качестве меры пресечения и продление срока содержания под стражей поставил под судебный контроль.
Заключение под стражу как мера пресечения, является наиболее суровой мерой которая применяется к подозреваемому. В большинстве случаев нарушается процессуальный порядок заключения под стражу, не соблюдаются сроки содержания под стражей, грубо нарушаются права лица к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Целью данной работы является изучение заключения под стражу как меру пресечения.
Задачами работы являются:
- изучение понятия мера пресечения,
- изучение оснований применения такой меры пересечения как заключение под стражу,
- изучение условий отбывания меры пресечения - заключение под стражу.
- определение прав заключенного под стражу
1. Понятие и назначение мер пресечения в уголовном процессе
Меры пресечения — это лишь один из подвидов превентивно-предупредительных мер принуждения. Но что же такое меры пресечения? Дадим определение этому понятию и проанализируем таковое.
Меры пресечения — это принудительные средства уголовно-процессуального характера, применяемые в строго указанных в законе случаях органом дознания, следствия, прокуратуры к обвиняемому (в определенных случаях также к подозреваемому), а судом к подсудимому (до вступления приговора в законную силу) и имеющие своей целью пресечь таким лицам возможность уклонения от следствия и суда, воспрепятствовать установлению по делу объективной истины или продолжать преступную деятельность, а также обеспечить исполнение приговора в части уголовного наказания[1].
Мерами пресечения, считает Божьев В. П., называются предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого (подозреваемого), которые заключаются в лишении или ограничении его свободы, угрозе имущественных потерь или установлении за ним присмотра и применяются в целях воспрепятствования ему скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины, продолжать преступную деятельность или уклониться от отбытия наказания.
Гуткин И. М. дает примерно такое же определение мерам пресечения. Но данное понятие выводит через категорию «ограничивающие свободу... меры принуждения»[2].
Лившиц Д. В. к данному определению добавляет пару уточнений, что они носят «предупредительный характер» и что меры пресечения применяются «лишь в случае действительной необходимости для осуществления задач... правосудия».
В литературе Еникеевым 3. Д. вычленено и проанализировано несколько взглядов на сущность мер пресечения.
Первая позиция. Мера пресечения есть разновидность, начало, элемент уголовной ответственности — уголовно-процессуальная ответственность. Приверженцами данного утверждения являются Карпец И. И., Наумов А В. и др.
Однако мера пресечения — это не ответственность и не наказание. Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпеть неблагоприятные воздействия. Наказание же назначается только лицу, чья виновность провозглашена от имени государства, и не просто оглашена, а провозглашена судом. Ни одним их этих признаков не обладает мера пресечения. Вторая позиция. Меры пресечения — это процессуальные санкции. Сам Еникеев 3. Д. не согласен ни с первой, ни со второй позициями. Он пишет, что меры пресечения — это специфические превентивно-предупредительные средства, охраняющие интересы уголовного производства. Их прямое назначение — создание наилучших условий для беспрепятственного отыскания истины по делу, обеспечения реальной ответственности виновного и пресечения его преступной деятельности.
Он же напоминает, что кроме мер пресечения применяются и иные меры процессуального принуждения:
1. Те, которые составляют юридическую ответственность и применяются, когда совершается соответствующее правонарушение (удаление из зала судебного заседания, штрафы переводчику и специалисту).
2. Процессуально-принудительные действия — обыск, выемка, освидетельствование, привод, изъятие образцов для сравнительного исследования, а также применение принудительных мер медицинского характера[3].
Меры пресечения применяются в отношении обвиняемого и подозреваемого.
В законе прямо указано: в исключительных случаях мера пресечения может быть применена не только к обвиняемому, но и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется (ст. 90 УПК). Правда законодатель не пояснил, что такое «исключительный случай». Это же понятие им используется в ст.ст. 96, 97, 393 УПК применительно к заключению под стражу. Правоприменитель сам признает (или нет) те или иные обстоятельства как исключительные.
Избрание меры пресечения направлено на преодоление определенных препятствий, возводимых обвиняемым или лицом, на которое пало подозрение. Меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью. Они избираются в целях воспрепятствования обвиняемому:
— скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, или
— помешать установлению истины по уголовному делу, или
— заниматься преступной деятельностью, а также
— для обеспечения исполнения приговора.
Избрание меры пресечения в других целях — грубейшее нарушение законности.
Таким образом, закономерно сделать вывод: меры пресечения — это применяемые органами дознания, следователями, начальниками следственных отделов, прокурорами, судьей, судом меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивающие его личную свободу, с целью лишения возможности уклониться обвиняемому (подозреваемому) от дознания, предварительного следствия или суда, помешать установлению истины по делу или заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.
2. Заключение под стражу
2.1. Понятие заключения под стражу
Заключение под стражу как мера пресечения, являющаяся самой строгой, состоит в изоляции субъекта от общества путем помещения его в место предварительного заключения, т.е. временном лишении его свободы.
Особенные основания применения мер пресечения предусмотрены в ч. 1 ст. 108 УПК. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
Проверяя объективное наличие данных, указывающих на совершение обвиняемым (подозреваемым) преступления, санкция за которое предусматривает лишение свободы на срок свыше двух лет (ч. 1 ст. 108 УПК), суд должен объективно оценить и проверить доказанность этого факта. Затем при наличии общих оснований он оценивает основания и мотивацию следственных органов, настаивающих на применении именно данной меры пресечения в силу особых свойств совершенного деяния или личности обвиняемого.
Дополнительным критерием подобной оценки, т.е. критерием выбора оптимальных мер пресечения, выступают фактические данные, отражающие наличие обстоятельств, характеризующих тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий, заслуги перед обществом, наличие государственных наград и т.п. (ст. 99 УПК)[4].
Соотнесенные с общими и особенными основаниями применения данной меры пресечения тяжесть предъявленного обвинения и данные о личности обвиняемого, в том числе сведения о его поведении до и после совершения преступления, позволяют суду более точно определиться в необходимости применения именно такой меры пресечения к данному обвиняемому или возможности обеспечения поставленных целей другими, более оптимальными средствами (мерами).
В исключительных случаях данная мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о необходимости избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу. Разрешения названного ходатайства следователя отнесено законодателем к исключительной компетенции судьи районного суда (ч. 9 ст. 31, ч. 4 ст. 108 УПК). Данное ходатайство перед судом оформляется в виде постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (приложение 50 к УПК). В нем излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Как правило, это копии материалов уголовного дела. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 ч до истечения срока задержания.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 ч с момента поступления материалов в суд.
Согласно ч. 4 ст. 108 УПК ходатайство стороны обвинения подлежит разрешению в течение 8 ч с момента поступления его и всех необходимых материалов в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 108 УПК подозреваемый, задержанный в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, доставляется в судебное заседание, в котором вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не служит препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев отсутствия обвиняемого[5].
Согласно ч. 5 ст. 108 УПК принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае его объявления в международный розыск. В подобном случае суду должны быть представлены документы, подтверждающие этот факт: постановление об объявлении в розыск, соответствующие запросы, направленные в правоохранительные органы иностранных государств.
Согласно ч. 6 ст. 108 УПК в начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает последнее, после чего заслушиваются другие пришедшие на судебное заседание лица.
Необходимо иметь в виду, что в ходе рассмотрения ходатайства стороны обвинения о применении меры пресечения в виде ареста судья, с одной стороны, не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности обвиняемого, с другой, он же, оценивая обоснованность заключения под стражу, обязан убедиться в том, что органы уголовного преследования, применяя названную меру, располагали достаточными данными, подтверждающими основания для привлечения этого лица к уголовному преследованию (в качестве обвиняемого). Следовательно, если процедура судебной проверки носит не формальный характер, а действительно является процессуальным средством (процессуальной гарантией) обеспечения прав участников процесса, средством обеспечения законности и обоснованности применения мер пресечения, суд, реализуя свои контрольные полномочия, просто обязан оценить и проверить доказанность материалами дела, инкриминируемого обвиняемому (подозреваемому) преступления, во всех его юридически значимых признаках (в том числе и в вопросе о виновности как необходимом признаке (свойстве) преступления)[6]. Вне подобной оценки категория обоснованности применения названных мер объективно лишена своего содержания.
Суть и основную проблему разрешения судьей ходатайства стороны обвинения о применении к обвиняемому, подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу составляет законность и обоснованность применения к обвиняемому в качестве меры пресечения заключения под стражу. Именно категории «законности» и «обоснованности» применения либо продления названной меры являются сердцевиной имеющегося или потенциально возможного спора сторон в суде в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.
Под законностью применения названной меры, как уже отмечалось, следует понимать соблюдение всех норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок применения указанной меры либо порядок продления ее срока, а под обоснованностью — наличие в представленных материалах сведений, в том числе о личности лица, содержащегося под стражей, которые подтверждают необходимость применения этой меры или продления ее срока[7].
Определяя в порядке ст. 108 УПК законность ходатайства следователя о применении к обвиняемому (подозреваемому) в качестве меры пресечения заключения под стражу, суд прежде всего должен оценить и проверить следующее: возбуждено ли в установленном законом порядке уголовное дело (ст. 146 УПК), принято ли оно к производству, составлено ли постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 171 УПК), своевременно ли оно предъявлено обвиняемому (ст. 100, 172 УПК), вручены ли обвиняемому копии названного постановления (ч. 2 ст. 172 УПК) и постановления (ходатайства) следователя о применении указанной меры (ч. 2 ст. 101 УПК), дано ли согласие на внесение данного ходатайства в суд соответствующим прокурором (ч. 3 ст. 108 УПК), указаны ли в данном постановлении основания для избрания названной меры и приведены ли мотивы, обосновывающие необходимость именно ее применения (ст. 97, ч. 3 ст. 108 УПК)[8], учтены ли при этом обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК; предусмотрено ли статьей, по которой предъявлено обвинение данному лицу, наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (ч. 1 ст. 108 УПК) либо насколько установлены исключительные основания для избрания данной меры, соблюдены ли дополнительные условия привлечения к уголовной ответственности и применения названной меры к несовершеннолетним обвиняемым, лицам, страдающим психическими расстройствами, или по отношению к субъектам, указанным в ст. 448 УПК. Необходимо также проверить, насколько соблюдены формальные требования процессуальной формы тех или иных документов, представленных в суд (например, в постановлении не указано преступление, в совершении которого обвиняется (подозревается) данное лицо; сведения об обвиняемом искажены или не соответствуют действительности; постановление не подписано следователем или отсутствуют сведения о дате принятия решения). Анализируя характер возможных отступлений от нормы закона, выявленных в ходе проверки, суд самостоятельно оценивает степень их негативного влияния на обеспечение конституционных прав обвиняемого в данном процессе, а также возможности к их устранению посредством процедуры судебной проверки или хотя бы минимизации в целях обеспечения режима законности всего правоприменительного процесса[9].
Существенным средством достоверности подобной оценки служит критерий «обоснованности» внесенного ходатайства, который в отличие от законности не столь однозначно воспринят законодателем. Указывая на то, что при проверке обоснованности ареста требуется прежде всего оценить и проверить тяжесть предъявленного обвинения, наступившие последствия преступного деяния, наличие действий принимаемых обвиняемым к предотвращению вредных последствий совершенного им деяния, характеристику его личности, наличие или отсутствие судимостей, роль обвиняемого в составе преступной группы и его конкретные действия, обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину обвиняемого, наличие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность этого лица, и другие необходимые, по мнению суда, обстоятельства, Пленум Верховного Суда РФ в то же время буквально «одергивает» правоприменителей в центральном вопросе подобной проверки, категорически запрещая суду входить в процессе контроля в обсуждение вопроса о виновности содержащегося под стражей лица в инкриминируемом ему преступлении[10].
По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит одно из следующих постановлений об:
1) избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
2) отказе в удовлетворении ходатайства;
3) отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более 72 ч для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.
Закон устанавливает правила повторного обращения в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения. Это возможно при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения под стражу. Их понятия закон не дает[11]. К таким обстоятельствам следует отнести факты ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого): уклонение от явки, попытка скрыться от органов расследования или суда, продолжение преступной деятельности, воспрепятствование производству по уголовному делу.
Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня поступления.
Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении такового. В ст. 7 ФЗ от 15.07.95 также предусматривается, что лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте содержания его под стражей или об изменении такового.
Не допускается возложение полномочий, предусмотренных ст. 108 УПК, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел (ч. 13 ст. 108 УПК).
Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, на срок до шести месяцев. Таким образом, продление срока возможно при наличии двух условий:
1) невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев;
2) отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения.
Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 мес. (ч. 2 ст. 109 УПК). Под особой сложностью дела необходимо понимать совершение групповых преступлений в разных регионах РФ, СНГ, когда лица обвиняются в совершении ряда преступлений, по делу проводятся сложные длительные экспертизы и т.д.[12]
Согласно ч. 3 ст. 109 УПК срок содержания под стражей свыше 12 мес. может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, до 18 мес. (ч. 3 ст. 109). Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК.
Таким образом, органы уголовного преследования получают возможность содержать обвиняемого под стражей 18 мес. Однако и этот срок не является предельным, поскольку в целях полного ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела он может быть продлен по ходатайству следственных органов и решению суда на достаточно неопределенное время (ч. 7 ст. 109, п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК).
Столь длительное ограничение конституционных прав и свобод граждан на защиту своих (нарушенных) прав в принципе не соответствует как международно-правовым актам о правах человека, так и тем обязательствам, которые взяла на себя Россия. Даже освещенные особой силой судебного решения данные, особенно предельные сроки содержания обвиняемого под стражей, достаточно резко отличаются от таких же сроков, которые установлены (в качестве предельных) в процессуальном законодательстве ряда демократических государств. К примеру, предельный срок содержания под стражей в ФРГ составляет 1 год; в Шотландии— ПО дней; в США— 120 дней.
В соответствии с нормами международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции являются неотъемлемой частью нашей правовой системы и применяются непосредственно, обвиняемый, безусловно, обладает правом на обжалование и судебную проверку его содержания под стражей через разумные интервалы времени.
Так, по делу «Винтерверп
против Нидерландов» (
В связи с этим и решение суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в точном соответствии с нормами Конституции и международно-правовыми актами о правах человека может быть через разумные интервалы времени обжаловано в суд с требованием судебной проверки реальной необходимости дальнейшего применения названной меры. Особенно в тех случаях, когда необходимость ее дальнейшего применения явно не вызывается потребностями обеспечения целей расследования и процессуальные действия с участием данного обвиняемого носят столь эпизодический характер, что говорить об эффективной реализации целей расследования вряд ли уместно.
Если срок содержания под стражей является предельным (18 мес), расследование уголовного дела должно быть закончено не позднее чем за 30 сут. до его окончания, а материалы предъявлены обвиняемому и его защитнику для ознакомления (ч. 5 ст. 109 УПК). Нарушение этого срока влечет за собой немедленное освобождение обвиняемого из-под стражи после истечения предельного срока, предусмотренного ч. 2, 3 ст. 109 УПК. Право обвиняемого и его защитника на ознакомление с материалами уголовного дела сохраняется.
Если материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и. его защитнику своевременно, т.е. не позднее чем за 30 сут. до окончания предельного срока содержания под стражей, но этого времени оказалось недостаточно, перед судом субъекта РФ или военным судом соответствующего уровня возбуждается ходатайство о продлении срока, т.е. следователь с согласия прокурора субъекта РФ вправе не позднее чем за пять суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о его продлении перед судом субъекта РФ или военным судом соответствующего уровня.
Согласно ч. 8 ст. 109 УПК судья не позднее чем через пять суток со дня получения ходатайства принимает одно из следующих решений:
1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 109 УПК. Законодатель не установил срока, на который судья может продлить заключение под стражу в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК. Во всяком случае он не может быть более того, который отводится законом на ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, и составляет 30 сут.;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.
Решение судьи по результатам рассмотрения ходатайства оформляется постановлением (Приложение 83 к УПК). В его резолютивной части формулируется решение о продлении срока содержания обвиняемого под стражей либо об отказе в удовлетворении ходатайства. В соответствии с ч. 9 ст. 109 УПК срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время: а) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; б) домашнего ареста; в) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; г) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдаче его РФ в соответствии со ст. 460 УПК.
В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.
Законом предусмотрены меры попечения о детях, иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. Согласно ч. 1 ст. 160 УПК если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного, или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
В соответствии со ст. 30 ФЗ от 15.07.95 подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. Во всех остальных случаях по закону при наличии у лица, заключенного под стражу, несовершеннолетних детей, оставшихся без надзора, орган дознания, следователь, прокурор, суд и судья обязаны передать на попечение родственников, других лиц или учреждений. Уголовно-процессуальный закон не предусматривает процедуру передачи на попечение в порядке ст. 160 УПК. Очевидно, что она возможна только в установленном для этого гражданско-правовым законодательством порядке. В досудебных стадиях уголовного процесса орган предварительного расследования своим постановлением временно (на период производства по делу) может поместить детей несовершеннолетнего или иных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, в соответствующие детские или специальные учреждения. Родственникам указанные лица могут быть переданы на попечение только с их согласия.
Имущество арестованного и его жилище должны охраняться. Согласно ч. 2 ст. 160 УПК следователь или дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного либо заключенного под стражу. С согласия задержанного (арестованного) наблюдение за жильем и имуществом может быть передано указанным им лицам. Об этом в материалах уголовного дела должен содержаться соответствующий документ. Если таких лиц нет, то имущество обвиняемого должно быть описано, жилище закрыто, опечатано совместно с представителями организации, в чьем ведении находится жилищный фонд[14]. Имущество обвиняемого до вынесения окончательного решения по делу будет находиться на ответственном хранении жилищно-эксплуатационной организации. О принятых мерах следователь либо дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого (ч. 3 ст. 160 УПК).
2.2. Основание, процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения
Конституционные гарантии прав личности и эффективность уголовного судопроизводства требуют строгого соблюдения установленных законом сроков содержания обвиняемых (подозреваемых) под стражей. Это требование сформулировано в ч. 2 ст. 10, а также в ч. 1 ст. 109 УПК. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев. Однако не всегда удается уложиться в этот срок и тогда при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей обвиняемого (а их может быть несколько), обосновывая его, как правило, объединением в одно производство нескольких дел, проведением длительных экспертиз, выходом на новые эпизоды преступлений, которые необходимо расследовать. В этом случае срок содержания под стражей обвиняемого может быть продлен до 6 месяцев. Если дело приобретает затяжной характер дальнейшее продление срока содержания под стражей возможно в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения.[15]
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен только в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в ч. 3 ст. 31 УПК, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя,
внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, до 18 месяцев.
Это предельный срок содержания под стражей, его продление не допускается и обвиняемый должен быть немедленно освобожден за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК. А именно: уголовное дело, оконченное расследованием, не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного ч. 2 и 3 ст. 109 УПК, должно быть предъявлено обвиняемому и его защитнику для ознакомления. Если дело будет предъявлено для ознакомления позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый должен быть освобожден, но за ним и его защитником сохраняется право на ознакомление с делом.
В случае если по окончании предварительного следствия сроки ДЛЯ предъявления уголовного дела обвиняемому и его защитнику Для ознакомления, установленные законом (ч. 5 ст. 109 УПК), были соблюдены, но 30 суток для ознакомления с делом обвиняемому и его защитнику оказалось недостаточно, следователь с согласия прокурора субъекта РФ вправе не позднее чем за 5 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанном в ч. 3 ст. 31 УПК, или военным судом соответствующего уровня.
Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения этого ходатайства принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК, одно из следующих решений:
1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случаев Предусмотренного ч. 6 ст. 109 УПК;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого стражи.
Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в су (ч. 9 ст. 109 УПК).
В срок содержания под стражей также засчитывается время на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; домашнего ареста; принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК.
При повторном заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него, срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного обвиняемым (подозреваемым) под стражей ранее (ч. 11 ст. 109 УПК).
Избрать, изменить или отменить меру пресечения в процессе судебного разбирательства вправе суд (судья), руководствуясь при этом ст. 255 УПК. Это возможно как по инициативе суда, так и по ходатайству участников судебного разбирательства. Решение о мере пресечения в отношении подсудимого неизбежно принимается при постановлении приговора, вынесении определения или постановления об отложении или приостановлении судебного разбирательства и т.д.
В случае избрания подсудимому меры пресечения заключение под стражу, срок содержания его под стражей со дня поступления дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев. Однако суд, в производстве которого находится уголовное дело о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, по истечении 6 месяцев со дня его поступления вправе продлить срок содержания под стражей подсудимого. При этом предельный срок содержания под стражей в этом случае не установлен. При необходимости продления шестимесячного срока содержания под стражей суд выносит определение (постановление) о продлении срока, но не более чем на 3 месяца. Точно такое же постановление или определение суд будет выносить при необходимости дальнейшего продления срока содержания подсудимого под стражей.
В соответствии со ст. 32, 33 Декларации прав и свобод человека гражданина арестованный и его защитник имеют право обжаловать в суд незаконно избранную, по их мнению, меру пресечения в ходе досудебного производства. Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Жалоба на избранную судом меру пресечения подается в вышестоящий суд в кассационном и даже в надзорном порядке[16]. Мера пресечения, избранная следователем или прокурором, обжалуется вышестоящему прокурору.
В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. Следователь вправе в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем обвиняемому, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Точно так же он вправе поступить при отказе прокурора в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий (п. 4 и 5 ч. 3 ст. 38 УПК). В этих случаях вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство по данному уголовному делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).
Применительно к
рассмотрению жалоб на решение судьи об избрании меры пресечения и продление ее
срока и при действии УПК следует учитывать ранее данные разъяснения Пленума
Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Так, обсудив итоги обобщения
практики выполнения судами постановления Верховного Суда РФ от 27 апреля
Нечеткость формулировок жалобы (например, просьба об изменяй меры пресечения без ссылки на незаконность или необоснованность ареста) не может служить поводом для отказа в принятии ее к производству[17].
Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности ст. 220, 220 УПК РСФСР по жалобе гражданина В А Аветяна на нарушение его конституционного права на судебную защиту примененными в его деле нормами УПК РСФСР. Основанием к рассмотрению дела стала обнаруживающаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения оспариваемых статей УПК РСФСР, согласно которым правом на обжалование в суд ареста обладают лишь лицо, уже содержащееся под стражей, а не лицо, в отношении которого такая мера пресечения избрана.
Конституционный Суд РФ признал, что из содержания ст. 220 и220УПК РСФСР следует, что обжалованию и судебной проверке подлежит не само содержание под стражей в отношении обвиняемого или подозреваемого, а законность и обоснованность применения этой меры пресечения. Под применением меры пресечения законодатель понимает вынесение постановления о ее избрании. Постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе и в случае, когда оно не приведено в исполнение, затрагивает права и свободы обвиняемого или подозреваемого. С момента вынесения постановления они вправе его обжаловать. О праве обжалования меры пресечения обвиняемому или подозреваемому разъясняется при объявлении вынесенного об этом Установления. Эти положения и сейчас актуальны, хотя только суд, в том ч в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, содержания под стражу, а также о продлении срока содержания стражей.
Любая мера пресечения имеет строго целевое назначение.[18] Он отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для ее избрания, предусмотренные ст. 97 и 99 УПК а также обстоятельства дела.
Отмена либо изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи, а в судебном заседании — мотивированным определением суда.
Мера пресечения, избранная в стадии предварительного расследования прокурором, следователем, дознавателем по письменному указанию прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.
Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ст. 110 УПК).
Мера пресечения отменяется во всех случаях прекращения уголовного дела, оправдания подсудимого либо постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсрочкой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания. Отмена меры пресечения в отношении подозреваемого неизбежна, если в десятидневный срок ему не было предъявлено обвинение, а также в отношении обвиняемого, если предельный срок содержания его под стражей истек и дальнейшее его продление не допускается (исключение — случай, предусмотренный п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК).
Мера пресечения может быть изменена на более мягкую, если в ходе расследования выявились данные для переквалификации содеянного обвиняемым по статье УК, не предусматривающей лишение свободы[19].
Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103, 104, 105, 106, 107 УПК, также поручителям; командованию воинской части; родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского учреждения; залогодателям; органу или должностному лицу, осуществляющему надзор за соблюдением ограничений при домашнем аресте. Копия постановления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.
При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постановления об изменении меры пресечения на более строгую разъясняется порядок его обжалования. Постановление судьи об избрании меры , пресечения — заключение под стражу в период досудебного производства может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, законным представителем в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения (ч. 11 ст. 108 УПК) или в надзорном порядке.
Причиненный гражданину ущерб незаконным заключением под стражу в качестве меры пресечения возмещается по правилам, предусмотренным гл. 18 УПК.
Заключение
Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, состоящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого (ст. 96 — 98 УПК). Ее применение представляет собой самое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22), Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ (ст. 8). В Международном пакте о гражданских и политических правах установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.
Никто не должен быть лишен свободы иначе как на указанных в законе основаниях и в соответствии с той процедурой, которая установлена законом.
Порядок и условия
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Федеральным
законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений» от 15 июля
Заключение под стражу применяется по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года (применение этой меры пресечения в таком случае крайне редко).
Основания для избрания данной меры пресечения должны быть тщательно проверены, учтена личность, род занятий, возраст, состояние здоровья обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. При совершении наиболее тяжких преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 УПК, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Фактически учитывается не только это, но и то, что в данном случае всегда есть основание полагать, что обвиняемый скроется от следствия и суда, или будет заниматься преступной деятельностью, или препятствовать установлению истины.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. – М., 1999. – 48 с.
Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации. – М., 2005. – 483 с.
Научная литература.
1. Башкатов Л.Н. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2000. – 645 с.
2. Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – 704с.
3. Булатов Б. Меры уголовно процессуального принуждения. – М.: Спарк, 2003. – 178 с.
4. Герасимов С.И., Коротков А.П., Тимофеев А.В. 400 ответов по применению УПК РФ.// Информационный бюллетень. -№3. -2002. – С. 33
5. Данилов Е. Уголовно процессуальный кодекс РФ: постатейный комментарий. – М., 2003. – 766с.
6. Кобликова А.С. Уголовный процесс. – М., 1999
7. Лупинская П. Уголовно процессуальное право РФ. – М.: Спарк, 2003. – 758 с.
8. Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М.: Юрайт, 2002. – 863с.
9. Рыжаков А. Меры пресечения. – М.: Филинъ, 1997. – 176 с.
10. Томин В. Уголовный процесс. – М.: Юристъ, 2003 – 846 с.
11. Уголовно процессуальное право РФ. / Отв. Ред. П. Лупинская. – М.: Юристъ, 2003. - 795 с.
[1] Рыжаков А. Меры пресечения. – М.: Филинъ, 1997. – С. 7.
[2] Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – С. 216.
[3] Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – С. 216.
[4] Рыжаков А. Меры пресечения. – М.: Филинъ, 1997. – С. 32.
[5] Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002.- С. 86.
[6] Рыжаков А. Меры пресечения. – М.: Филинъ, 1997. – С. 37.
[7] Булатов Б. Меры уголовно процессуального принуждения. – М.: Спарк, 2003. – С. 45.
[8] Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002.- С. 89.
[9] Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002.- С. 89.
[10] Рыжаков А. Меры пресечения. – М.: Филинъ, 1997. – С. 39.
[11] Булатов Б. Меры уголовно процессуального принуждения. – М.: Спарк, 2003. – С. 48.
[12] Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002.- С. 89.
[13] Рыжаков А. Меры пресечения. – М.: Филинъ, 1997. – С. 42.
[14] Булатов Б. Меры уголовно процессуального принуждения. – М.: Спарк, 2003. – С. 49.
[15] Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – С. 231.
[16] Булатов Б. Меры уголовно процессуального принуждения. – М.: Спарк, 2003. – С. 36.
[17] Божьев В.П. Уголовный процесс. – М.: Спарк, 2002. – С. 234.
[18] Уголовно процессуальное право РФ. / Отв. Ред. П. Лупинская. – М.: Юристъ, 2003. – С. 224.
[19] Булатов Б. Меры уголовно процессуального принуждения. – М.: Спарк, 2003. – С. 37.