Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 10

Задание 3. 11

Задание 4. 12

Задание 5. 13

Список литературы.. 14

 

Вариант 4

Задание 1



Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.


А. Итак в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается описывая конус вокруг истинного направления на звезду Соответственно видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол отличный от прямого видимое положение звезды описывает эллипс Для звезды лежащей в плоскости орбиты эллипс превращается в прямую


А. Итак в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол. Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты, вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается, описывая конус вокруг истинного направления на звезду. Соответственно видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность. Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол отличный от прямого, видимое положение звезды описывает эллипс. Для звезды лежащей в плоскости орбиты, эллипс превращается в прямую.

Это научный стиль, так как он соответствует следующим показателям. Язык науки многим кажется непонятным, трудным, однако он рас­считан на лиц, имеющих определенную подготовку в той или иной научной области, и обслуживает он сферу науки, основная функция которой - выработать объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрыть их закономерности.

Явления действительности познаются учеными с помощью ис­следований, и результаты их описываются, обсуждаются и дока­зываются в научных сочинениях, для которых необходимы ка­чества речи, позволяющие автору адекватно передать информа­цию о познанном явлении и убедить адресата в ее объективности. Все сказанное требует таких языковых средств, которые рас­крыли бы движение мысли исследователя, подчеркнули бы ло­гичность и точность мышления, сделали мысль строго аргумен­тированной. Необходимо оговориться, что степень воздействия научного произведения зависит от того, насколько убедительны приводимые исследователем аргументы.

Сфера научного общения требует наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли, а основной формой мышления в науке является понятие. Ход мыслей автора проявляется в суждениях и умозаключениях, которые строятся в строгой логи­ческой последовательности и способствуют поиску истины, вы­ведению одних знаний из других.

Для научных произведений характерна подчеркнутая логичность. Различается логичность на уровне целого тек­ста, на уровне отдельных его композиционных частей, на уровне связного текста.

Б. После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны

Б. После подписания настоящего Контракта, все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу. Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами. Все сообщения, заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него, должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам. Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности, вытекающие из Контракта, или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны.

Это официально-деловой стиль, так как он подвержен следующим критериям. Официально-деловой стиль, обусловленный практическими требованиями жизни, обслуживает сферу правовых отноше­ний — делопроизводство и законодательство. Он реализуется почти исключительно в письменной форме для написания го­сударственных актов, международных документов, для дело­вой переписки; устными могут быть только такие его жанры, как доклад на деловых совещаниях, выступление на собрании, служебный диалог.

Социальная роль официально-делового стиля в жизни обще­ства важна и своеобразна: обслуживая общественные отношения между государствами, учреждениями, гражданами, между граж­данами и государством, он способствует достижению деловой договоренности или одностороннему определению позиции по какому-либо вопросу.

В. Сначала импрессионистов не признавали их живопись казалась слишком смелой и необычной над ними смеялись Никто не хотел покупать их картин и гениальные живописцы жили в бедности пребывая в безвестности не год и не два Однако ни бедность ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений Прошло много лет некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых когда наконец их искусство было признано Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как Мане Ренуар Дега Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений Победила красота и вечно молодое неувядаемое неподвластное времени высокое искусство

В. Сначала импрессионистов не признавали, их живопись казалась слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин, и гениальные живописцы жили в бедности, пребывая в безвестности не год, и не два. Однако ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Прошло много лет, некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых, когда, наконец, их искусство было признано. Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как: Мане, Ренуар, Дега. Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений. Победила красота и вечно молодое неувядаемое, неподвластное времени высокое искусство.

Это публицистический стиль поскольку ему присущи следующие критерии. Публицистический стиль (от лат. publics - общественный) обслуживает сферу общественных отношений: общественно-по­литических, идеологических, экономических, культурных. Он ис­пользуется в средствах массовой информации: в газете, радио, телевидении, в общественно-политических и литературно-худо­жественных журналах, в лекциях, в речи выступающих в Думе, на собраниях, митингах. Наиболее популярной разновидностью публицистического стиля является газетный подстиль, как са­мый оперативный вид массовой коммуникации.

Газета информирует граждан по наиболее важным вопросам современности, дает оперативный отклик на все происходящее в области политики, идеологии, науки, техники, искусства, права в нашей стране и за рубежом. Значит, важная функция этого сти­ля — информативная. Информация выдается с целью просвещать граждан, разъяснять им явления действительности, формировать у них общественно-политическое сознание. Поэто­му информативная функция как бы подчиняется функции идео­логического воздействия на граждан.

Функция воздействия публицистического стиля требует экс­прессивность, повышенной эмоциональности, которая про­является в таких стилевых чертах, как открытая оценочность, императивность, доходчивость (доступ­ность). В публицистических произведениях не просто описыва­ются явления и факты - они оцениваются, разъясняются, ис­толковываются. Эти факты будят мысль читателей и слушате­лей, формируют их мнение, побуждают к определенному поведе­нию. Доходчивость является средством убеждения граждан в правильности высказываемого положения.


Задание 2


Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.


1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к  высоким результатам в учебе.

4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

5. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

1. В своей работе руководители детских учреждений придерживаются методической литературой.

2. Сейчас отбирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

3. Рост ответственности студентов на старших курсах приводит к  высоким результатам в учебе.

4. Он снова почувствовал, что его охватывает страшное чувство одиночества.

5. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и возвела несколько сооружений.


Задание 3


Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли они уместны? Исправьте предложения.


1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

3. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.

4. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

Слово экстраполировать здесь вполне уместно.

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

Здесь слово новация можно оставить без изменения.

3. Так в конце XIX века формировался образ ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.  

Здесь слово имидж не уместно.

4. По получении необходимого (распоряжения), материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

Здесь слово оного не уместно.



Задание 4


Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.


1. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.

 2. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

 3. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление.

 4. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

1. Благодаря рационализации на новой линии, сейчас занято вместо семи только пять человек.

 2. Время присутствия в космосе второго спутника – 93 суток.

 3. Нищету этого зрелища подчеркивают все более обыденные «вставки» в представление.

 4. Метод исследования точен и соответствует сложности самой проблемы.


Задание 5


Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.


1.Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.

2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике.

3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам.

4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.

5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

1. Ряд специалистов направлены на заводы Урала, часть инженеров командируется в Казахстан.

2. Установлено три новых рекорда по тяжелой атлетике.

3. Больше половины поступавших в институт были хорошо подготовлены по всем предметам.

4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка.

5. Первые, кто пришли на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.




Список литературы






1.                     Александров Д.Н. Риторика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2.                     Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М.: ЮНИТИ, 2000.

3.                     Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 2004.

4.                     Караулов Ю.Н. Культура речи и языковая критика. – М.6 Логос, 2002

5.                     Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. - М.: Астра, 2001.

6.                     Свиридов А. Д. Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 2002.

7.                     Современный русский язык./Под ред. Д.Э. Розендаля. - М.: Высшая школа, 2004

8.                     Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

9.                     Чуксина И.Г. Культура речи. Деловое общение.- Калининград: Рио БГА, 2001.

10.                Шевченко Л.А., Пипченко Н.М. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001.