Содержание

Введение. 3

1. Сущность  личности человека, его способности и потребности. 5

1.1. Сущность личности человека. 5

1.2. Теория мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу. 7

2. Потребности  человека. 11

2.1. Потребности – предпосылки и продукт деятельности. 11

2.2. Классификация потребностей. 17

2.3. Трансформация  и динамика потребностей и способностей человека. 20

2.4. Управление трансформацией и динамикой потребностей человека. 23

3. Формирование и динамика потребностей и способностей. 25

3.1. Формирование потребностей в средневековье. 25

3.2. Формирование потребностей и способностей в условиях научно- технического прогресса. 29

3.3. Формирование потребностей  и способностей в условиях рынка. 35

Заключение. 41

Список литературы.. 44

Введение

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом.

Духовный вакуум породил тяжелые последствия для судеб миллионов людей, сумятицу в умонастроениях и выборе смысла жизни. То, что вчера казалось святым и незыблемым, сегодня растоптано безудержным стремлением к обогащению меньшинства и всеобщим унынием большинства, для которых утеряны социальные и личные ценности, ради которых стоит бороться за которые можно умереть.

Отсутствие осознанной сколько-нибудь отдаленной перспективы не побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Тип человека-потребителя - продукт американского и западноевропейского образа жизни, сформировавшегося в условиях капитализма середины XX века. Он противостоит российскому образу жизни, а России присущ идеократический образ жизни, в основе которого лежат не правовые законы, как в западных странах и не совокупность обычаев как в восточных странах, а идея, ради осуществления которой человек живет и борется.

Современная промышленность создает новые потребности и ловко ими манипулирует при помощи рекламы.

Алчность к потреблению становится доминирующей психической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование, чем больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы.

Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина, материальными потребностями - экономика, социальными потребностями - социология, душевными потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др.

Человек как предмет научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью усилий общественного и индивидуального характера. Достижение этого, эмпирического уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и других наук.

         Целью данной работы выступает исследование   динамики потребностей и способностей человека.

         Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть сущность личности человека, его способности  потребности

2)    рассмотреть  понятие потребностей человека

3)    рассмотреть динамику потребностей и способностей человека

1. Сущность  личности человека, его способности и потребности

1.1. Сущность личности человека

Камнем преткновения в определении сущности человека в различных школах философской антропологии является вопрос о выделении этой сущности из более богатого содержанием бытия (существование) человека. Последнее слово в решении этого вопроса в рамках философской антропологии принадлежит И. Хайдеггеру, успешно преодолевшего односторонность как биологизаторства, так и социологизаторства [1,с . 155].

Определение сущности человека имеет большое методологическое значение не только для конкретных наук о человеке: биологии, психологии, эргономики и др. От понимания сущности человека во многом зависит направленность исследования, субординация различных сторон бытия человека. От понимания сущности человека зависит определение типа гуманизма: есть гуманизм абстрактный, не уделяющий внимания сущности человека, и есть действенный гуманизм, исходящий из признака социально-деятельной сущности человека.

Бытие человека как человека в отличие от окружающих предметов и живых существ определяется множеством признаков. Они выражаются в антропологических характеристиках (прямохождение, особенности протекании биологических процессов, в способности мыслить, страдать, смеяться, плакать и т. д.); в социально-приобретенных качествах (принадлежность к определенному классу, своеобразие формирования личности, индивидуальности и др.)

Многие из названных признаков отмирают или появляются новые с изменением исторических условий бытия человека, поэтому не все они входят в определенность сущности человека. С другой стороны, сущность человека коренится в бытии человека.

Сущность человека познается на уровне предельной высокой философской абстракции: человек и мир. Только на этом предельно широком уровне отношений возможно отвлечься от множества признаков конкретного бытия человека. На этом уровне возможно формирование целостной концепции человека в единстве его естественного общественного и духовного аспектов бытия. На этом уровне возможно достичь такой степени трансцендирования, которая позволяет, сохраняя позицию философского материализма, не впасть в болото мистицизма и религиозно-догматического истолкования сущности человека.

В соответствии с общей логикой построения теоретической концепции человека переход от понятия "человек" к понятию "личность" совершается по принципу восхождения от абстрактного к конкретному. В этом теоретическом восхождении понятие "личность" выступает как средняя фигура логики, как особенное, являясь в одном отношении (по отношению к понятию "человек") отдельным, а в другом отношении (к понятию "индивид") общим.

Функции и роли относятся к определяющим объективным признакам личности, но они не могут исчерпывающим образом раскрыть содержание понятия "личность". Так, в условиях родовой общины каждый индивид выполнял определенные роли и функции, но он не был личностью. Существуют и субъективные признаки личности.

Вторым признаком личности, человека, как личности, является наличие самосознания, т. е. способность индивида формулировать свое "я" и делать свое "я" предметом собственного анализа. Эта способность появляется на втором или третьем году жизни нормально развивающегося ребенка. Личность начинается там, где ребенок произносит местоимение "я". Так что человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе своего индивидуального развития. Не приобретая самосознания, индивид не становится личностью. В этом смысле - не все люди – личности [4, с. 120].

В социальной психологии этот субъективный признак личности нередко преувеличивается и под именем "я-образа", "я-концепции" возводится в качество главного признака личности.

Личность - это конкретно-исторический способ бытия человека в обществе, индивидуальная форма существования и развития социальных качеств, связей и отношений, персонифицированных в конкретных видах деятельности, в поступках.

1.2. Теория мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу

Мотив - внутренняя причина,  психологически побуждающая человека или индивида к  соответствующему поведению или к занятию определенным видом деятельности.

Сложные виды деятельности человека влекут за собой наличие множества мотивов, и в итоге к мотивации деятельности, формировании системы  мотивов,  побуждающих эту деятельность. Источником выступает  широчайшая сфера общественного производства материальных и духовных ценностей. Мотировка -  сознательное рациональное объяснение причин поведения личности.

Мотивация-  это процесс создания человеку стимулов для достижения поставленных перед ним целей.  В процессе мотивации участвуют потребности и мотивы [1,c.45].

Потребность- это внутренние факторы, побуждающие к действию. Различают  первичные и вторичные потребности.

Мотив- это готовность понимания человека цели и возможности способов удовлетворения потребностей.

Стимул -  это внешнее побуждение, вызывающее соответствующий внутренний мотив поведения, материальное выражение мотивации.

Различные сложные виды деятельности человека формируют систему мотивов, побуждающих эту деятельность. Таким образом, формируется мотивация деятельности потребителя [4, с. 26].

Выделяют следующие основные  функции мотивов [1,5 и др.]:

1)                              побудительная (то есть удовлетворяющая актуальные  потребности покупателей);

2)                              регулирующая (то есть направляющая функция);

3)                              контролирующая.

Основными источниками активного поведения личности покупателя в соответствии с теорией мотивации выступают:

-                           потребность- нужда человека как личности организма в определенных условиях жизни и развития;

-                           интерес- то, что  не только общественно значимо, но и личностно привлекательно;

-                           ценностные ориентации - то, что значимо, важно и приобретает личностный  смысл и побуждает человека к активности.

Основное значение мотивации – стимулировать производительное поведение покупателей. Задачи мотивации потребителя [5, с. 125]:

-                           привлечение покупателей к покупке товара данной организации;

-                            стимулирование производительного поведения покупателей;

-                           контроль за издержками, рассчитанными на привлечение покупателя.

Различают несколько школ мотивации.

Классическая школа мотивации заключается в следующем: люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда. Представителем данной школы является Ф. Тейлор.

Пирамида потребностей Ф.А. Маслоу (1943) представлена на рисунке 1.

Сущность пирамиды: удовлетворение потребностей более низкого уровня  подвигает человека к  удовлетворению других более высоких потребностей.

На первом этапе у человека возникают первичные потребности. Это потребности в еде, пище, сне, жилье, тепле и так далее. Эти потребности являются своего рода безусловными, то есть не зависящими от человека, врожденными ему  при рождении.

На следующем этапе появляются потребности более высокого порядка: потребность в социальной безопасности в завтрашнем дне.

 

                      самореализация и самовыражение

 

                    уважение к себе и признание со стороны других

 

                социальные потребности(быть нужным)

 

             социальная безопасность в завтрашнем дне

       первичные потребности (пища, сон, жилье, одежда)

 

Рис. 1. Пирамида потребностей по Маслоу [5,8 и др.]

Более высокими выступают  социальные потребности, например, быть признанным людьми и обществом в целом, быть нужным.

Потребность  в уважении к себе и признании себя как личности со стороны других люде включает профессионализм и самостоятельность.

Самая высокая потребность- это потребность в самореализации  и самовыражении. Человек хочет  чувствовать удовлетворение от реализации своих способностей, знаний, навыков и умений, приобретенных им в течение жизни.

Следующим направлением в области теории мотивации является теория двух факторов во главе  с Герцбергом: существуют два фактора для деятельности человека: поддерживающие и мотивационные. Среди поддерживающих факторов выступает заработная плата, социальные блага, условия работы, рабочая атмосфера. Среди мотивационных факторов выступают интересная работа, интересная постановка работы,  самовыражение и самостоятельность.

Теория человеческих отношений Лайгерта  предполагает, что  лучшим мотиватором для человека выступает тот, кто оказывает на него влияние.

Теория  и  Дугласа Мак Грегора предполагает, что  некоторые люди не любят заниматься определенной деятельностью и будут от нее отклоняться при любой возможности. Таким людям, как правило, подходит жесткое руководство (теория Х). Другие люди  способны к самомотивации и находят удовлетворение в той или иной области деятельности (теория У)

Модель справедливости Лоумера Портера предполагает, что  поддержание мотивации зависит от удовлетворения человека, а оно определяется тем,  на сколько реально поученное  им вознаграждение.

Выделяют содержательный и процессуальный подходы к мотивации. Содержательный подход предполагает, что  необходимо  определить все внутренние потребности, которые заставляют  человека и людей действовать тем или иным образом. Процессуальный подход считает, что в мотивации помимо потребностей участвуют восприятие  ситуации, ценности человека, которые необходимо изучать.

Эффективность мотивации в теории мотивации определяется степенью достижения экономических и социальных целей организации. Экономические цели связаны с производственной деятельностью и отражены в экономических показателях эффективности ее функционирования. Социальные цели реализуются в виде выполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников.

Задача  эффективного менеджера состоит в формировании комплекса мотивов, которые реализовывали бы внутренние личные цели в соответствии с общественными целями. Степень достижения социальных целей  системы  определяется удовлетворенностью  человека.

2. Потребности  человека

2.1. Потребности – предпосылки и продукт деятельности

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата [2,с . 189].

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".55

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".56

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь эта связь настолько опосредована законами общественной формации и вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями, способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится самоцелью. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, которая порывает пуповину, связующую индивида с удовлетворением элементарных потребностей, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их. Изменение функции потребностей в органической структуре личности на уровне общественной (коллективной) деятельности обусловливает  "переворачивание" направления детерминации. Два основных признака характеризуют этот момент редетерминации: 1) на уровне общественной деятельности не потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория деятельности является исходной в определении характера потребностей; 2) на этой стадии происходит "переворачивание" отношений между социальным и биологическим в органической структуре личности: исся-кание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно. Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют роль базиса индивида, над которыми как бы "надстраиваются" социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь приобретает обратный характер.

В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного труда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности. Раскрывая эту антигуманную черту капиталистического производства, Маркс писал: "Таким образом, индивидуальное потребление рабочего составляет момент в производстве и воспроизводстве капитала независимо от того, совершается ли оно внутри или вне мастерской, фабрики и т. д., внутри или вне процесса труда, подобно тому, как таким же моментом является чистка машины независимо от того, производится ли она во время процесса руда или во время определенных перерывов последнего" [3,с . 200].

В этих условиях труд перестает быть "самовыражением" индивида и снижается до уровня простого дегуманизированного средства "заработать себе на жизнь". Эти "самовыражение", инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического обществa в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Первым необходимым условием ликвидации антагонистического противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью, между существованием и сущностью человека, является радикальное преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения общественного труда в средство самовыражения индивида.

В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Сформулированный выше принцип изменения направления детерминации в отношении потребность-деятельность может принести плодотворные результаты в педагогической практике и в практике формирования всесторонне развитой личности.

В специальной литературе, посвященной потребностям, можно встретить глобальное определение потребности.

Так, в книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

В настоящем разделе речь пойдет исключительно о человеческих потребностях.

Оптимальное определение потребности дано в. "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518).

В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Есть желание быть раскрепощенным от норм морали и права, но это желание противоречит потребности социальной сущности человека. Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах и опосредованиях [8, с. 18].

Переход от потребности к деятельности есть процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния бытия в себя-бытия в бытие для себя бытия. Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация - обоснование предмета для удовлетворения потребности

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль". Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Марксизм выделяет в интересе объективный и субъективный аспект, рассматривая их в единстве. Объективным в интересе является положение человека в обществе, его вхождение в класс или социальную группу, его имущественное состояние.

Субъективное в интересе - все то, что мотивировано личностным пристрастием - пылкая любовь, оригинальный вкус, индивидуальная склонность к предмету потребности. Интерес - явление общественное, он - тот стержень, который консолидирует людей в большие социальные группы, классы и побуждает людей к массовым действиям. Когда говорят о среднем классе как группе людей, объединенных одинаковыми доходами, то это блеф, потому что не может быть единства интересов бизнесмена и рабочего, получающих примерно одинаковый доход. Не может быть у них и единого действия, а именно этого хотят добиться те, кто разглагольствуют о среднем классе.

В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов". Интерес - движущая сила революции, гражданских и межнациональных войн и конфликтов, реальная причина социальных действий. Интерес настолько абстрагирован от акта деятельности, что он не входит в структуру акта деятельности, а является долговременным ориентиром деятельности. Таким же долговременным основанием спешной деятельности являются способности.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями спешного осуществления определенного рода деятельности. Как некоторая данность, присущая индивиду реально, а не как желание, способность в структуре деятельности представлено как средство, служащее достижению цели. Способности - не изначально данная индивиду по наследству привилегия. Они прижизненно формируются индивидом напряженным трудом над собой и, прежде всего, обучением, ориентированным на избранный вид деятельности. Способности - главная черта любого профессионализма.

Качественный уровень развития способностей выражается в понятиях таланта и гениальности.

Талант - такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью [4,с . 19].

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности. Хорошо сказал Энгельс о различии таланта и гения, сравнивая свой и Маркса вклад в формирование марксизма как теории.

Развитие способностей - неотъемлемое условие всестороннего развития личности. Но даже многостороннее развитие способностей не может быть гарантией гармоничного развития личности, если индивид не достиг совершенства в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности.

Формирование способностей - главная задача, которую решает каждый студент в годы обучения в вузе. Но решение этой задачи напрямую зависит от успеха формирования студента как личности, как гражданина своей Родины.

2.2. Классификация потребностей

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Классификация Достоевского [10, с.298]:

1.     Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2.     Потребности познания.

3.     Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

Во-первых, мы полагаем неприемлемыми узкопрофессиональные подходы к классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности и взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой степенью неопределенности.

В-вторых, в иерархии потребностей, восходящих по закону возвышения от низшей к высшей потребности в нашей классификации представлена группа потребностей, тормозящих развитие разумных потребностей и развитие личности. Это - извращенные потребности. Они занимают особое место в общей классификации потребностей. Ни в одной из существующих ныне классификаций, извращенные потребности не обозначены.

В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и т. п.

Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Не пытаясь втиснуть все человеческие потребности в прокрустово ложе схем и комплексов, обратимся к характеристике названных здесь групп потребностей.

2.3. Трансформация  и динамика потребностей и способностей человека

Понимание приведенной выше классификации потребностей будет малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в изоляции от других потребностей или исследовать субординацию потребностей в зависимости от однозначного определения оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая представляет собой лишь фрагмент внутреннего душевного мира человека и для своей реализации предполагает сложную процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность [9, с. 133].

Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда побуждает человека на великие свержения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь.

Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер.

Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована.

В условиях нормального образа жизни трансформация потребности подчинена закону возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей действует во всех экономических формациях. Но действует по-разному. В капиталистическом обществе он прокладывает себе дорогу стихийно, пробиваясь через господствующую тенденцию к накоплению вещественного богатства и рыночный менталитет.

В социалистическом обществе постоянно расширяются возможности удовлетворения потребностей всех членов общества, а сами потребности облагораживаются, совершенствуются, служат целям всестороннего гармонического развития личности. В. И. Ленин писал, что социализм как планомерная организация создает предпосылки не только для удовлетворения нужд трудящихся, а и "для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" [4,с . 182].

Закон возвышения потребностей проявляется во взаимопроникновении общественных и индивидуальных потребностей, в наполнении потребностей личности все более социально значимым содержанием, в возрастании удельного веса духовных потребностей. Существенной стороной закона возвышения потребностей является обратное влияние духовных потребностей на материальные, в результате чего происходит гуманизация, очеловечивание потребностей человека.

Возвышение потребностей - это не просто развитие одних и тех же потребностей, но возникновение новых потребностей, прогрессивное поступательное изменение, основанное на сохранении того ценного, что было достигнуто на предшествующих ступенях. Возвышение потребностей - движение в направлении их гармонического, всестороннего развития.84 Буржуазные идеологи стремятся дискредитировать идею всестороннего развития личности и, как отмечал Здравомыслов А. Г., "максимально вытравлять из массового сознания представление о героическом, "идеальном", возвышающем человека над рутиной повседневностью, тем самым закрепить в человеке обывателя, который заботится только о собственном доме, имуществе, клочке земли, автомобиле, удобствах сервиса и т. д."

Наиболее общим стимулятором возвышения потребностей является любовь. Любовь уравновешивает все потребности человека, гармонизируя и освящая их в предмете своей любовной устремленности, в раскрепощении всех чувств целостной личности. Любовь есть стремление быть вместе с любимым, сделать ему что-то приятное, а если любимый не замечает ваших стараний, вы нарочито проявляете каприз с одной целью: привлечь его внимание. Если и после этого любимый остается равнодушным, любовь нередко превращается в срою противоположность - трансформируется в ненависть. Ярким проявлением такого чувства является ревность.

Любовь - это жизнь сердца, она часто бывает всепоглощающей и слепой, игнорирует чувство долга и разум. Чтобы не попасть впросак, надо пропускать ее через свет разума, т. е. надо учиться управлять ею.

В трансформации потребностей большая роль принадлежит эмоциям. "Функция эмоций, - пишет П. М. Ершов, - трансформация потребностей во вполне конкретные цели для нахождения возможности практического их удовлетворения". Эмоция всегда зависит от потребности и даже непроизвольно выдает ту или иную потребность. Эмоция не только подчиняется потребности, но и направляет процесс их конкретизации и трансформации. Эмоция обнаруживает потребность. Это - крылья потребности, вдохновляющие человека на удовлетворение потребности [5,с . 18].

В эмоциях - открытость характера человека, обнаружение его целей в окружающей среде. Эмоции приспосабливают потребность как действующую силу к наличной окружающей среде, чтобы использовать именно ее, эту среду, для реализации своей потребности. Наиболее часто за положительной эмоцией скрывается стремление к наслаждению и, прежде всего, телесному наслаждению. Надо иметь в виду, что наслаждение рассматривается как нежелательная человеческая потребность, как признак невысокой нравственной культуры человека.

2.4. Управление трансформацией и динамикой потребностей человека

Каждый человек, изучающий потребности и их роль в жизни человека, должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет потребностями или потребности управляют человеком?

Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.

Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями их удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и мобилизации волевых качеств. Есть потребности, возникающие одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из них отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или закончить подготовку доклада для выступления на семинаре, истратить деньги на посещение кафе или купить на них учебное пособие [6, с. 231].

Если следовать гедонистической этике, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям и избегать страдания, человек будет приобретать репутацию ненадежного партнера по бизнесу или работника не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать. Если человек будет строго следовать установленному распорядку, действуя по принципу: "делай не то, что тебе хочется, а то, что надо", он может преуспеть в карьере, продвижению по служебной лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться заложником своей дисциплинированности, чем немедленно воспользуются злонамеренные люди. Такого рода личностей называют правильными людьми, их поведение предсказуемо.

Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата.

Управлять потребностями - значит постоянно преодолевать возникающие соблазны, уметь побеждать себя, действуя по принципу: если я преодолел своего внутреннего врага, все остальное чепуха.

В борьбе потребностей, мотивов выбора предмета потребности надо проявлять решительность и своевременно переходить к действию, чтобы не уподобиться буриданову ослу, который сдох потому, что не мог решить, какую порцию сена ему съесть, которая справа или которая слева по пути движения.

Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо [4,с . 188]:

·        обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни; все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни;

·        постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели;

·        каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;

·        формировать разумную волю, чтобы быть способным устоять от соблазнов, подвохов и следовать своей дорогой.

3. Формирование и динамика потребностей и способностей

3.1. Формирование потребностей в средневековье

Сознание средневекового человека, причем что христианина, что мусульманина, формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот. То есть религиозные понятия лежат у средневекового человека в значительной мере в подсознании, а сознательное поведение основано на их интерпретации. Разумеется, подобная религиозность не исключает несогласий догматического характера, общеизвестно, что в Средние века существовало огромное количество сект. Но основные морально-этические нормы остаются неизменными, человек имеет твердые представления о добре и зле, о том, что правильно, а что - нет, в средневековье нет нравственного релятивизма (представления о том, что добро и зло относительно, что хорошо для одного, может быть плохо для другого). Христианин никогда не признает нормой мусульманский джихад, равно как и мусульманину покажутся дикостью некоторые нормы христианства.

Для средневекового человека всегда очень значим вопрос, что выше, что ниже, что (или кто) главенствует, а что подчиняется. Так вот, о взаимной ценности духовного и материального столь много сказано в Писании и в трудах Отцов Церкви, что это не могло не подействовать на умы: духовные реалии важнее, чем материальные. То есть с точки зрения менталитета для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души – единственной  непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать). Но как всегда и везде сиюминутные интересы довлеют, голодать тоже не хочется; поэтому средневековый человек постоянно сталкивается с дилеммами, что выбрать: сиюмоментное или вечное? Этически предпочтение отдается вечному, хотя на практике все всегда сложнее. В те времена в Библии еще не вычитали, что Бог благословил наживу, для этих людей стяжательство - понятие греховное. Материальные ценности и выгоды не могут быть моральным императивом. Потому и здесь мы видим контрастность средневекового сознания, его вечный выбор: вечное, но потом или эфемерное, но сейчас. Раздвоенность эта была для средневековых людей тем более острой, что материальные потребности удовлетворялись гораздо хуже и от привычного полуголодного существования до голодной смерти был всего лишь шаг. Что, конечно, придает выборам средневекового человека особую остроту [2,с . 144].

В Средние века сохраняла свое значение германская еще традиция щедрости (у дворян это проявлялось особенно отчетливо - у крестьян-то и нет таких богатств): пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно. Щедрость порой носила чрезмерный, показной характер, богатство не просто проматывалось, но и буквально уничтожалось на глазах гостей. Рыцари могли забивать свой скот и своих собак, топить золото в реке. Разумеется, подобные излишества осуждались Церковью и в плане духовном, и в плане вполне земном: поскольку подрастратив свою казну за один день, бароны зачастую восполняли потери за ее счет, грабя ближайшую церковь или монастырь.          Христианская Церковь вообще же всегда старалась придерживаться золотой середины, не агитируя людей в пользу полнейшей аскезы и даже считая ее вредной, но осуждая за излишнюю привязанность к "миру", к материальным удовольствиям людей. В отношении проявлений телесности человека мы можем наблюдать двойственность. С одной стороны, в Писании нигде не говориться, что тело и телесные проявления человека - это зло. Более того, сам Христос воскрес в теле, тем самым навеки освятив его. Однако многочисленные призывы Церкви к целомудрию, к неприятию роскоши и буквально стоны проповедников о развращенных нравах заставляют думать, что Церковь искусственно ограничивала проявления естественной телесности человека. Особенно это касается проявлений человеческой сексуальности - грех сладострастия считался одним из самых тяжелых, даже сам первородный грех связывался прежде всего с сексом (в современном катехизисе это заблуждение развеивается. Первородный грех - прежде всего грех гордыни). С другой стороны, многочисленные секты Средних веков и более ранние обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального. На наш взгляд, чтобы решить эту проблему, следует присмотреться к быту средневекового человека. Такие вещи, как инцест, педофилия, гомосексуализм, изнасилования были не просто частыми, а входили в будничную жизнь, были обычными (и церковные "прейскуранты грехов" демонстрируют этот факт со всей отчетливостью). Когда 19-тилетняя девушка Жанна оказалась девственной, все сочли это чуть ли не чудом! Несколько лучше положение обстояло в рыцарском сословии, составлявшим подавляющее меньшинство населения. Потому совершенно понятны старания священников и монахов как-то изменить положение дел, направить мысли людей по более духовному руслу. А еще разнообразные проявление язычества, заклинания и волшба на урожай... Нет, положительно, христианской морали в Средние века приходилось несладко.

С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности. Не вдаваясь в долгие размышления о природе аскетизма, отметим лишь, что часто призывы об "умеренности" в аскезе раздавались из уст... самих аскетов! "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает подвижник египетской пустыни Пимен. Ему вторит и Григорий Нисский, и Фома Аквинский... Все доктрины, считающие тело "обузой" и "злом" осуждаются Церковью как еретические. Тем не менее шатания между крайней аскетичностью и телесной разнузданностью - характернейший признак средневековья.

Одна из определяющих в средневековье сил - это, безусловно, Церковь. Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.          В Средние века не было "христиан вообще". Бывают католики, православные, монофизиты и т. п.; те, кто от католичества отделился, знали, на основании чего они это сделали. При этом христианами себя считают все секты и конфессии (причем неизменно и обязательно самыми правильными и изначальными). Следует помнить, что по убеждениям того времени спастись мог только тот, кто находился в лоне Церкви (причем с точки зрения любой конфессии или секты, только в лоне ее Церкви). Человека, находящегося вне Церкви считали за человека (а не за животное), но безусловно многогрешного и обреченного на ад. Именно потому принадлежность к Церкви мыслилась как необходимость, Церковь - это не та организация, членством в которой можно пренебречь. Когда речь идет о вечности, о вечном блаженстве или вечных муках, вопрос о Церкви воспринимается как жизненно насущный, как вопрос о жизни и смерти человека. Человек считается принадлежащим к Церкви, если он регулярно посещает храм и причащается. Причастие, или иначе, Евхаристия, евхаристическое общение телесно, а не только символически соединяли (и сейчас соединяют!) всех людей в единое Тело, в Церковь Христову. Под словом "Церковь" и тогда, и сейчас понимают не только клириков и монахов, но и вообще всех христиан, находящихся в евхаристическом общении, то есть причащающихся.

В средневековую эпоху у человека появилась потребность больше обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла и форма такого общения - молитва. Молящийся человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от чувственных восприятий, освободиться от диктата тела.

Молится, таким образом, не сам человек как таковой, а его душа. Появляется и отличное от античности ее понимание. Душа теперь - это то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него. Поэтому молитву всегда сопровождают душевные переживания. Вот они-то и становятся предметом внимания средневековых философов [5,с . 177].

В новых условиях античная метафора отпечатка на воске уже не годилась. Требовались иные способы описания сознания, другие метафоры. Теперь сознание могло изучать себя только с помощью анализа собственного содержания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Аврелий Августин (начало У в. н.э.), на которого большое влияние оказал греческий философ, один из основателей неоплатонизма - Плотин (III в. н.э.). Плотин заложил основы серьезной проработки темы духовной сущности и связанной с ней темы сознания. Обнаружив наличие у человека духовного опыта, он заинтересовался его содержанием. Плотин выделял в нем три уровня: Первый - высший, где происходит отдохновение в Божественном. Чтобы выйти на этот уровень, надо, учил Плотин, пробудиться от своего тела, прийти к самому себе, стать недосягаемым для внешнего мира. Но долго, а тем более вечно, находиться в этом состоянии человек не может: он с необходимостью опускается на второй уровень - рефлексии (обращение назад) и рассуждения. Это уровень, на котором человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов, связанных с жизнью "по стихиям мира сего"

Наработанное в средние века  умение человека обращать внимание на свой  внутренний духовный мир стало основой последующей новоевропейской культуры.

3.2. Формирование потребностей и способностей в условиях научно- технического прогресса

Техника, по определению Маркса, есть "овеществленная сила знания". Из этого определения вытекает, что неовеществленные знания, равно как и органы человеческого тела (ноги, руки, голова и т. д.) являются неотчуждаемыми силами человека, а, следовательно, определенностью техники не обладают.

Человеческий разум, используя материалы природы, превращает их в орудия труда, в средства транспорта, в оружия для обороны и завоевательных войн, в медицинские инструменты, в средства спорта и развлечений. История человеческого общества и общественный прогресс хорошо просматривается в прогрессе техники - от каменного топора до современного компьютера и космических кораблей. Они есть предметное воплощение технического прогресса.

Техника - это, прежде всего, средство человеческой деятельности. Как таковая она используется для осуществления тех целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, группы людей, нации или государства, следовательно, техника не создается ради техники, она всегда была, есть и будет средством для достижения какой-либо цели. Вне функционирования в качестве средства техника перестает быть сама собой, превращается в металлолом, в мусор.

В истории общества техника играла роль двуликого Януса. В зависимости от того, в чьих руках она находится, она может служить как умножению добра, так и распространению зла: углублению экологического кризиса, укреплению власти антинародных режимов, распространению болезней. Техника освобождает человека от изнурительного физического труда и, вместе с тем, порождает безработицу, она представляет высокоскоростные средства транспорта и, вместе с тем, чревата все более губительными транспортными катастрофами (пример, катастрофа весной 1998 г. пассажирского поезда в Германии, двигающимся со скоростью 200 км в час, в которой погибло около 200 человек и следствием которой было решение германского правительства об ограничении скорости движения поездов до 100 км в час). Техника способствует усвоению новых сфер природных ресурсов, она же приближает час экологической катастрофы. Перечень противоречивых, взаимоисключающих последствий технического прогресса можно продолжить. Все они подчеркивают мысль, что техника может служить как гуманным, так и антигуманным целям. Названная двуликость техники порождает неоднозначное отношение к техническому прогрессу на всем протяжении истории.

Еще в античной цивилизации существовало двойственное отношение к технике.

Если Геродот с радостью и восхищением описывает такие изумительные творения технического искусства как Афонский перешеек, мост через Геллоспонт, водопровод на Самосе, если Эсхил в своем "Прометее" объясняет фундаментальную человеческую миссию техники, то уже Софокл дает обоснованное доказательство опасной природы техники в знаменитом хорале из "Антигоны". Он говорит об ужасности человека, которая привела его к технике, о той чудовищной разрушительной силе, которую дала человеку техника. Так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом [8, с. 187].

Многие древние мыслители, например, Платон и Сократ, ставили созерцательное нравственно-эстетическое отношение к природе выше практического технического мышления. Они считали изобретателей орудий личностями низкопробного интеллекта. Техницизм как синоним прагматизма не довлел над умами древних греков.

Сами авторы технических изобретений (например, Архимед) считали необходимым пояснять, что они занимаются исследованиями отнюдь не для практических нужд, а ради развлечений. И мифологический Прометей - символ преобразования мира - не был человеческим существом и в силу этого переносил техническое творчество в царство божеских даров, которые человек всего лишь "находит".

Современная эпоха полна пессимистических предсказаний о последствиях научно-технического прогресса. Так, XV Всемирный конгресс по философии (1973 г.), посвященный проблеме "человек и техника" выразил полярность взглядов философов на эту тему. Западные философы, представлявшие страны с передовыми технологиями, относились к технике критически, отмечали ее дегуманизирующее влияние на человека, называли Маркса технократом за его высказывания о ведущей роли техники в структуре производительных сил.

Английский социолог Клитер предсказывал такое будущее, когда компьютеры и роботы вытеснят человека из всех сфер жизни и будут танцевать канкан на могиле последнего человека, упрекая его в том, насколько он был глуп, создав думающие машины.

С другой стороны, философы из Индии, Пакистана, Афганистана видели причину всех бедствий народов их стран в недостаточном развитии техники.

Более широкое по сравнение с техникой понятие технологии. Оно определяется на основе системного подхода и способствует уяснению места человека в непосредственном процессе производства.

Технология - это процесс производства, рассматриваемый с точки зрения активного осуществления целевой установки с оптимальным использованием средств труда (технических м человеческих), научных достижений, методов управления производством и контроля за качеством продукции.

Гуманизация технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма, человеческой деятельности. Другим полюсом взаимодействия человека и техники в технологии является технизация человека, т. е. превращение органов человека и актов его деятельности, его интеллектуального потенциала в одно из средств (факторов), в инструмент достижения технической цели. Это, несомненно, дегуманизирующий признак технологии, так как он резко снижает возможности самореализации человека, его духовных и нравственных качеств, т. е. всего того, что подходит под емкое определение личности.

Создавая материальные ценности для общества, человек обесценивается, превращаясь в простую функцию технологического процесса.

Существует два способа устранения названного здесь дегуманизирующего признака технологического процесса. Первый, компенсирующий способ. Он состоит в том, чтобы компенсировать техническое отчуждение в процессе производства хорошей зарплатой и созданием условий для всестороннего развития личности за пределами производства. Человек из положения в себя бытия переходит в положение для себя бытия.

Второй способ состоит в гуманизации технологического процесса, в создании таких условий на производстве, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои личностные и гражданские качества. Этот, второй, способ более трудный, он и должен быть предметом пристального внимания технического образования, его гуманизации.

Попытаемся сформулировать некоторые философские подходы к решению этой проблемы.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления, различные уровни человеческого разума. Основные уровни: аналитический разум, синтетический разум, диалектический разум.

Итак, какие новые потребности формирует современный научно-технический прогресс, какие из старых потребностей он нивелирует или модернизирует с учетом современности? Учитывая виртуальную природу потребностей, их консерватизм и избирательность, их выборы разными людьми, следует сразу предупредить: нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Речь идет о тенденции, увлекающей большую часть людей в соответствие с реалиями новых технических усовершенствований, но не охватывающих всех без исключения граждан [9, с. 111].

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения - это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта потребность формируется собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов. Пример: строительство высокоскоростной ж/д от Петербурга од Москвы. Вряд ли эта потребность (доехать до Петербурга за 3 часа) овладеет большим количеством населения. Значительно удобнее ехать до Петербурга 7 часов: вечером сесть в поезд, а утром прибыть в Петербург. Кроме того, существует ряд других проблем: экологические, экономические и др., которые создают ситуацию нецелесообразности строительства этой дороги.

И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Мы называли пример катастрофы высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Во-вторых, о новых средствах связи и коммуникаций: сотовые телефоны, Интернет. Эти средства связи приемлемы для ограниченного числа людей правоохранительные органы, торговле и др. Во многих других случаях использование сотовых телефонов приносит вред обществу: киллеры, воры, преступные сообщества. В прессе отмечалось о недовольстве людей, посещающих театры, когда некоторые посетители спектакля разговаривают по сотовому телефону во время спектакля.

Все эти нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Эти нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя, а не делать их исключительной привилегией толстосумов.

Следующая потребность, формируемая техническим прогрессом: многопрофильная ориентация специалистов. Технический прогресс приводи к моральному износу не только техники, но и технических специальностей: многие из них отмирают, когда специалист еще находится в расцвете сил. Надо ориентироваться на приобретение смежных специальностей, чтобы не оказаться без работы, выдерживать конкуренцию на рынке труда. И, наконец, у технических специалистов должна постоянно воспроизводиться потребность в гуманизации техники, о чем говорилось выше [10, с. 133].

3.3. Формирование потребностей  и способностей в условиях рынка

Рыночная эйфория, охватившая Россию с 1991 года, обогатила общественное сознание рядом новых понятий. Наряду с понятием "рынок", существующим с незапамятных времен, и понятием "рыночная экономика", с которой ассоциируется капиталистическая система производства и обмена, в России приобрело распространение и популярность понятие "рыночные отношения". Что это такое? Многие идеологи-рыночники толкуют рыночные отношения не только как отношения в сфере торговли и обмена товарами, но и как определенный тип производственных отношений и как систему общественного строя. Здесь рыночные отношения являются синонимом общественных отношений, т. е. из категории экономической они превращаются в общесоциологическую категорию. Правомерно ли такая подмена понятий? Поскольку перенос понятия "рыночные отношения" на оценку производственных отношений означает попытку поставить производную от форм собственности часть производственных отношений (торговля) в роль определяющего компоненте, то это в действительности выражает сознательную фальсификацию материалистического понимания истории, когда по образу народного сознания "не собака вращает хвостом, а хвост вращает собакой".

Трактовка современного этапа российской истории как периода рыночных отношений низводит к роли второстепенных, зависимых от конъюнктуры рынка, такие базовые сферы общественной жизни как материальное производство, наука, образование, духовная культура, то есть такие сферы жизни, к которым термин "рыночные отношения" не применим вообще или имеет третьестепенное значение.

Такова теоретическая оценка рынка и рыночных отношений. Если же рассматривать рынок с прагматических позиций, учитывающих повседневные интересы малых социальных групп, следует отметить, что рыночная экономика имеет положительные аспекты в общественной жизни. Рыночная экономика более оперативно реагирует на изменения в балансе спроса и предложения, тем самым не допускает перепроизводства товаров народного потребления.

Рыночная экономика прямо или косвенно влияет на формирование интеллекта, мировоззрения, моральных и правовых норм общества, что дает нам основание утверждать, что она создает рыночного человека (homo marceting).

Что представляет собой "рыночный человек" в условиях господства рыночных отношений в обществе?

Рыночный человек является антиподом человека социалистического общества по самой организации общественного труда [7,с . 298].

Капиталистическая конкуренция и социалистическое соревнование - две взаимно противоположных формы проявления социально-деятельной сущности человека. Если капиталистическая конкуренция требует тайны сделки, глубокой секретности технологических нововведений, то соцсоревнование предполагает гласность, широкое участие работников в овладении новой техникой.

Конкуренция неизбежно сокращает число ее участников, вплоть до физического устранения конкурентов в сфере бизнеса, социалистическое соревнование расширяет число участников, приобщая все новые слои общества к овладению передовым опытом производства.

Конкуренция узурпирует способности, таланты, интеллектуальные силы многих, превращая их в собственность капитала, а самих участников в безликие символы буржуазного производства, соц. соревнование, напротив, обогащает всех его участников интеллектуально и нравственно. В конкуренции есть один стимул -денежный чистоган в долларовом эквиваленте, в соц. соревновании - материальное, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение личности и общества.

Мораль рыночного человека. В обществе, функционирующем на базе рыночной экономики, отношения между людьми регулируются принципом "эквивалентности взаимного воздаяния". Рыночные отношения становятся здесь общезначимым эталоном, по которому строятся и нравственные отношения людей. Выгода, торгашеский расчет, принцип купли-продажи ложатся в основу нравственной оценки поведения. Даже собственно личные качества, в том числе моральные, становятся важными не сами по себе, а лишь в процессе их использования, продажи их на "рынке личностей".

Эквивалентность взаимного воздаяния означает, "что ты мне, то и я тебе, что общество мне, то и я обществу". Предполагается точный эгоистический расчет в обмене материальными ценностями, уважением, любовью и т. д. Эквивалентность воздаяния - высший критерий справедливости межличностных отношений. Здесь имеется "бухгалтерский подсчет" всех возможных потерь и выгод, которые будет иметь индивид, вступая в отношения с другим человеком. Бескорыстие и человечность не принимаются в расчет. Внешне гуманный смысл эквивалентности взаимного воздаяния в межличностных отношениях оказывается, в конечном счете, воплощением своекорыстия, эгоизма частного собственника, защищающего свою выгоду путем морализирования.

Обеспечение эквивалентности взаимного воздаяния становится навязчивой потребностью рыночного человека, заставляет индивида бдительно следить, чтобы его не надули в межличностных отношениях. Если ты совершил по отношению ко мне подлость, то и я тебе плачу тем же. Главный лозунг рыночной экономики - все на продажу: материальные ценности, честь, совесть и достоинство граждан, главная потребность, формируемая рыночной экономикой - потребность подешевле купить, подороже продать.

Свобода рыночного человека это - свобода торговать, обогащаться за счет спекулятивных сделок, уклонения от налогов. Здесь господствуют брокеры, дилеры, киллеры, рэкетиры и другие прохиндеи из воровского мира.

Вывод: рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (интеллектуальных, нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни низкопробные потребности, ориентирующие человека на материальное обогащение любыми средствами. Реализуя принцип "ничего даром", рынок формирует вражду между людьми, разрушает истинно русскую традицию соборности и коллективизма, способствует росту преступности и коррупции.

Неизбежным спутником и пропагандистом рыночной экономики является реклама. Вполне приемлемая и необходимая функция рекламы: распространение информации о новых товарах и услугах. Посмотрим, как эта функция выполняется сегодня в России.

За редким исключением рекламируются товары западных стран, в основном те, которые не находят сбыта в своих странах: сникерсы, марсы, жевательные резинки, спиртные напитки, автомобили, стиральные порошки, заморские сотовые телефоны и пр., и пр. Эти товары рекламируют телевизионные компании, средства массовой информации и другие люди, которым платят за эту работу американскими долларами или дойч марками и для которых эти доходы являются средством личного обогащения.

На вопрос, задаваемый руководителям телекомпаний: почему они не рекламируют товары российских товаропроизводителей - был один ответ: российские товаропроизводители не имеют тех средств для оплаты рекламы, которыми располагают западные товаропроизводители.

На кого рассчитана эта реклама? Конечно, не на рабочих, крестьян и массовую интеллигенцию. Реклама рассчитана на "новых русских", на людей, разбогатевших на разграблении общественной собственности, на приватизации, на сформировавшуюся в России крупную буржуазию (Березовский, Гусинский, Потанин, Смоленский и другие).

В конечном счете, негативная роль рекламы состоит не в том, что она адресована людям с тугими кошельками, а в ее назойливости и бестактности. Она оказывает крайне отрицательное психологическое воздействие своим многократным повторением, прерыванием кинофильмов, концертов и других передач, навязывая те товары, которые подавляющему большинству телезрителей не нужны и даром. Часто бывают и рекламные ролики гигиенически неприемлемые: стирки грязного белья при помощи "Ариеля" и пр.

Рекламу распространяют десятки местных газет, выпускаются рекламные журналы до 150 страниц и более тиражом в 3 млн. экземпляров. Например, журнал "Экстра" выходит еженедельно, вкладывается в почтовые ящики бесплатно, и это в то время как в высших учебных заведениях нет бумаги на публикацию методических пособий студентам. Здесь есть единственный положительный момент: нет дефицита туалетной бумаги, на нее цены не растут.

Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Эта народная поговорка полностью проявляется в идейно-воспитательной направленности рекламы. На 99% реклама служит пропаганде американского образа жизни. Об этом свидетельствует подбор "подарков" на разных конкурсах - американская кукла Барби, все надписи на английском языке, подражание героям ковбойских кинофильмов, путевки для поездки в США и другие Западные страны, адресная направленность рекламы на молодежь: чего, например, стоит реклама жевательной резинки: "жутифрут без сахара" с демонстрацией восторга пустоголовых юношей и девушек. В результате такой обработки молодежи мы имеем угасание русского патриотизма, цинизм и повальное желание молодежи поехать в США и пр., и пр. Как тут не вспомнить завещание госсекретаря США Даллеса, сделанное им в конце войны в 1945 году. "Окончится война, и мы бросим все, что имеем, чем располагаем... все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв там хаос, мы незаметно, подменив их ценности на фальшивые, заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников и помощников, которые будут вдалбливать и насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - то есть всякой безнравственности: хамство, наглость, ложь и обман и, особенно, к русскому народу [4,с . 166].

Вывод: подавляющее большинство рекламы не способствует формированию потребности во всестороннем развитии личности, разрушает подлинный русский коллективистский образ жизни.

Пагубное влияние рекламы на формирование потребностей человека осознается все большим числом российских граждан. Так, по данным СМИ, если в июне 1998 г. 10% граждан нуждались в рекламе, то в октябре - только 2%. По этому случаю, рекламодатели подняли вселенский шум. Это хороший признак. Сознание людей в России все более четко формирует мысль: хорошие товары не нуждаются в рекламе, именно их надо покупать. Реклама служит распространению информации о залежалых низкокачественных товарах, которых не следует покупать, так как ни какая реклама не в состоянии повысить качество товара.

Заключение

В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.

Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека.

Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных индивидов формируются духовные эстракты о чудесном мистическом перевоплощении человека в некое бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и общественных отношений.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Извращенные потребности для овладения человеком не требуют больших усилий, они возникают спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных принципов, где люди разучились управлять потребностями.

Стало быть, в зависимости от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса.

Другая часть людей выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира.

Использование технических нововведений (скоростной транспорт, переносные телефоны) в преступных целях усиливает репрессивную функцию техники, часто сводит на нет усилие правоохранительных органов. Проникновение техники в область образования и культуры приводит к обесценению квалифицированного умственного труда, а в области гуманитарных наук делает ненужным высококвалифицированных специалистов. Усиление технических функций приводит к дегуманизации гуманитарных наук. Так, широко известно использование психологии для зомбирования людей и превращения их в предмет манипулирования со стороны других. Роботизация создает много асоциальных групп людей, лишенных чувства сопереживания и взаимопомощи; усиливает социальное расслоение общества.

Двойственна роль компьютеризации творческих процессов научного труда. В обществе сложилась такая ситуация, что применении компьютеров в размножении текстов научных исследований стоит в два раза дороже работы с использованием пишущих машин. Выигрывает владелец компьютера, но проигрывает ученый, создатель новых идей. В итоге ускоряется процесс издательской деятельности за счет ущемления интереса ученого.

Резюмируя сказанное о перспективе человека XXI века можно сделать вывод: сложившаяся в конце XX века система технотронной цивилизации не представляет основания для положительных изменений типа человека - это будет человек-потребитель, потерявший шанс называться человеком разумным (homo sapiens), в тенденции эволюционизирующий к аналогу своего творения - роботу, ибо технотронная цивилизация - это, в конечном счете, эра роботов.

Человек XXI века - это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира".

Список литературы

1. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности:  сущность, критерии, пути формирования. – Воронеж: Изд- во Воронежского ун- та, 2000. – 297 с.

2. Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: Логос, 2000. – 276 с.

3. Ершов П.М. Потребности человека .-  М.: Мысль, 2000. – 345 с.

4.     Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 2000. – 288 с

5.     Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974. – 2000. – 298 с.

6.     Морченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высш. Шк., 2000. – 288 с.

7.     Михайлов Н.Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании. – М.: Знание, 2000. – 290 с.

8.     Самсин А.И. Социально- философские проблемы исследования потребностей. – М.: Высш. Шк. , 2000. – 277 с.

9.     Туев В.А. Человеческие потребности. – Иркутск: ИГЭА, 2000. – 256 с.

10.           Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности. – Новосибирск, 2002. – 127 с.

11.           Человек и его потребности. Метод. Материалы\ Под ред Г.В. Чекмаревой . – Новосибирск, 2002. – 180 с.