Содержание
1. Задачи и методы ценообразования в маркетинге. Факторы, влияющие на процесс ценообразования. 3
2. Виды стратегий ценообразования на «новые» и уже имеющиеся товары.. 8
3. Практическая часть. 12
3.1. Вид деятельности. 12
3.2. Производимый товар или оказываемая услуга. 13
3.3. Рынок сбыта. 14
3.4. Исследование рынка, рекламная деятельность и доставка товара потребителю.. 16
3.5. Ответственный за исследование рынка, рекламную деятельность и доставку товара потребителю.. 16
3.6. Схема управления маркетингом в организации. 17
Список литературы.. 18
1. Задачи и методы ценообразования в маркетинге. Факторы, влияющие на процесс ценообразования
Постановка задач ценообразования.
Фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара.
Обеспечение выживаемости. В тех случаях, когда на рынке царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов, основной целью фирмы становится обеспечение выживаемости. Примером такой ситуации может служить кризис российской экономики. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены[1]. Выживание важнее прибыли. Его можно обеспечить, пока цены покрывают издержки, хотя бы переменные.
Максимизация текущей прибыли. Некоторые фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль, считая текущие финансовые показатели важнее долговременных. В таких случаях фирмы определяют спрос при разных ценах и выбирают цену, которая обеспечит максимальные текущие прибыли.
Завоевание лидерства по доле рынка. Многие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.
Завоевание лидерства по качеству товара. Фирма может поставить такую цель — добиться, чтобы ее товары были уникальными или самыми высококачественными на рынке. Это требует установления высоких цен, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение НИОКР. Наглядными примерами лидеров по качеству продукции являются фирма «Интелл» и шинная компания «Мишлен». Они придают своей продукции качественно новые свойства и запрашивают высокую цену.
Определение спроса. Любая цена, назначенная фирмой, скажется на уровне спроса. Зависимость между ценой и сложившимся в результате уровнем спроса обычна представляют кривой спроса. Она показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени в зависимости от цены. Обычно, чем выше цена, тем ниже спрос. Соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Подняв цену, фирма продаст меньше товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше товаров, цены на которые для них слишком высоки.
Однако в случаях с престижными товарами иногда наблюдается обратная картина. Парфюмерная фирма может обнаружить, что, повысив цену, она продаст духов не меньше, а больше. Потребители могут считать более высокую цену показателем более высокого качества или престижности этих духов.
Методы оценки кривых спроса. Фирмы стремятся проводить замеры спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии спрос на товар полностью определяется ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением конкурентов спрос будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. Предположим, что они неизменны. Далее необходимо провести определение спроса при разных ценах. При замере соотношений между ценой и спросом нужно помнить, что на спросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы. Если увеличить рекламный бюджет, нельзя установить, какая часть увеличения продаж объясняется снижением цены, а какая — дополнительной рекламой. Экономисты считают, что под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса без изменения ее формы.
Эластичность спроса по ценам. Необходимо знать, насколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, считают, что он неэластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, то он эластичен. Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным в тех случаях, когда: 1) у товара нет или почти нет замены либо нет конкурентов, 2) покупатели не сразу замечают повышение цен, 3) покупатели медленно меняют свой покупательские привычки, 4) повышение цен покупатели объясняют повышением качества товара или инфляцией. Если спрос эластичен, можно до определенных пределов снижать цены. Это приводит к росту сбыта и прибыли.
Оценка издержек. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую можно запросить. Минимальная цена определяется издержками фирмы. Предприятия стремятся назначать на товар цену, которая полностью покрывает издержки по его производству, распределению и сбыту, а также позволяет получить прибыль.
Издержки фирмы бывают двух видов — постоянные и переменные. Постоянные издержки, или накладные расходы, — это издержки, которые не связаны непосредственно с производством и реализацией конкретного товара. Фирма ежемесячно платит за аренду помещения, выплачивает жалованье служащим[2]. Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они представляют собой сумму затрат на материалы, заготовки, детали и комплектующие изделия для производства, товары для продажи, комиссионные продавцам. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Обычно за товар взимают цену, покрывающую валовые издержки производства и реализации.
Анализ цен и товаров конкурентов. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная — издержками, на установление фирмой диапазона цен влияют цены конкурентов. Необходимо знать не только цены, но и качество товаров конкурентов. Фирмы проводят сравнительные покупки, чтобы сопоставить как цены, так и сами товары. Они могут получить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование, опросить покупателей о ценах и качестве товаров конкурентов.
Знания о ценах и товарах конкурентов можно использовать в качестве отправной точки для ценообразования. Если товар аналогичен товарам основного конкурента, следует назначить цену, близкую к цене товара конкурента. В противном случае можно потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, невозможно запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкуренты, можно, если товар выше по качеству.
Методы ценообразования
Зная кривую спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, в худшем случае — переменными издержками, максимальная — наличием уникальных достоинств товара фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены. Фирмы формируют цены, используя разные методики.
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль»..Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Однако когда производится или продается несколько наименований товара, то себестоимость каждого определяется лишь условно.
Производитель товара, условно распределив постоянные издержки по видам продукции, оценивает себестоимость как сумму средних постоянных и переменных издержек на единицу товара. Затем, добавляя желаемый процент прибыли, он устанавливает цену.
Наценки варьируют в широких пределах в зависимости от вида товаров. Логично ли при назначении цен пользоваться стандартными наценками? Как правило, нет. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. И все же методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, руководители часто больше знают об издержках, чем о спросе. Во-вторых, некоторые экономисты, в том числе определявшие политику ценообразования в Советском Союзе, считали и считают, что определение цены по методу «средние издержки плюс прибыль» наиболее справедливо по отношению и к покупателям, и к продавцам. Кроме того, многие российские руководители предприятий привыкли к такому методу.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод подобен предыдущему, но более гибкий.
Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Все больше фирм даже в российских условиях при расчете верхнего предела цены начинают исходить из ощущаемой ценности товаров. Основным фактором они считают покупательское восприятие.
Установление цены на основе уровня текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне цен своих основных конкурентов либо выше или ниже данного уровня. В олигополистических сферах деятельности, где предлагают такие товарные продукты, как сталь, зерно, удобрения, все фирмы обычно запрашивают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы «следуют за лидером», изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или издержки. Некоторые фирмы могут взимать небольшую премиальную наценку или предоставлять небольшую скидку. Метод примитивен, но весьма популярен.
Установление окончательной цены. Цель основных подходов к ценообразованию — сузить диапазон цен, в рамках которого будет выбрана окончательная цена товара. Однако перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений.
Психология ценовосприятия. Продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены[3]. Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества. Для некоторых товаров особенно эффективно установление цены с учетом престижности товара. Во флаконе, продаваемом за 500 руб., духов может быть всего на 50 руб., и тем не менее люди готовы заплатить 500 руб., поскольку эта цена предполагает нечто особое.
Многие продавцы считают, что цена должна обязательно выражаться некруглым числом. Так, цену на плеер следует назначить не 400 руб., а 399. Тогда для многих потребителей он будет товаром в 300 с лишним рублей, а не в 400 и выше.
Политика цен фирмы. Следует проверить, соответствует л и предлагаемая цена установкам выбранной фирмой политики цен. Многие предприятия выработали установки относительно своего желательного ценового образа, предоставления скидок с цены и принятия мер в ответ на ценовую деятельность конкурентов. -
Реакция на цену других участников рынка. Помимо всего прочего руководство должно учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности. Как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры? Охотно ли будет торговый персонал фирмы продавать товар по данной цене или продавцы будут жаловаться, что она чересчур высока? Как отреагируют на нее конкуренты? Не поднимут ли свои цены поставщики? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать торговле товаром по этой цене?
2. Виды стратегий ценообразования на «новые» и уже имеющиеся товары
Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде.
Установление цен на новый товар.
Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особые требования предъявляет этап выведения на рынок. Можно провести различие между установлением цены на подлинную новинку — «ноу-хау» и установлением цены на товар, имитирующий уже существующие.
Установление цены на Подлинную новинку. Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом или «ноу-хау» новинку, при установлении цены на нее может выбрать стратегию «снятия сливок» или стратегию прочного внедрения на рынок.
Стратегия «снятия сливок» предусматривает высокие цены, чтобы «снять сливки» с рынка. После того как начальная волна сбыта замедляется, фирма снижает цену, чтобы привлечь следующий эшелон клиентов, которых устраивает новая цена. Подлинные лидеры затем переходят на выпуск новой, более совершенной продукции.
Такая стратегия характерна для наукоемких отраслей и предприятий, обладающих высоким технологическим потенциалом. Примером может служить фирма «Интелл» с микропроцессорами «Пентиум» и «Пентиум II». В российских условиях такая стратегия доступна в основном научно-производственным предприятиям военно-промышленного комплекса. Использование метода «снятия сливок» с рынка имеет смысл при следующих условиях: 1) высокий уровень спроса со стороны большого числа покупателей; 2) издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы исключить финансовые выгоды; 3) высокая цена поддерживает образ высокого качества товара[4].
Стратегия прочного внедрения на рынок предполагает сравнительно низкую цену новинки в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевания большой доли рынка. Эта стратегия может быть реализована путем экономичного массового производства. На товар устанавливают минимально возможную цену, завоевывают боль--шую долю рынка и сокращают издержки производства. По мере их сокращения продолжают постепенно снижать цену. Эта стратегия возможна в следующих условиях: 1) рынок очень чувствителен к ценам, и низкая цена способствует его расширению; 2) с ростом объемов издержки производства и реализации падают; 3) низкая цена непривлекательна для конкурентов.
Обе стратегии долгосрочных перспектив не имеют.
Установление цены на новый товар-имитатор. Фирма, планирующая разработать новый товар-имитатор, сталкивается с проблемой его позиционирования. Она должна принять решение о позиционировании новинки по показателям качества и цены. Обычно выделяют три уровня цены и три уровня качества. Сочетания образуют девять вариантов стратегии. Выбор определяется путем изучения девяти соответствующих сегментов рынка и конкурентов.
Ценообразование в рамках товарной номенклатуры.
Подход к ценообразованию меняется, если товар является частью товарной номенклатуры. Фирма обычно создает не отдельный товар, а товарный ассортимент. Например, «Сони» предлагает гамму телевизоров, а «АвтоВАЗ» — гамму автомобилей. Фирма стремится разработать систему цен, которая обеспечивала бы максимальную прибыль по номенклатуре в целом. В составе себестоимости каждого товара учитываются только связанные с ним переменные издержки. Это минимальный уровень цен отдельных товаров. Общий уровень цен определяется необходимостью покрыть постоянные издержки фирмы и получить прибыль.
Установление цен в рамках товарного ассортимента. Руководство должно принять решение о дифференцировании цен на разные товары. При установлении цен необходимо учитывать разницу в оценках их свойств покупателями, а также цены конкурентов. При незначительном разрыве в ценах между соседними моделями ассортимента потребители будут покупать более совершенную, а при значительном — менее совершенную.
Во многих сферах торговли при установлении цен на товар своего ассортимента продавцы пользуются четко установленными ценовыми ориентирами. Так, в обувных магазинах могут продавать туфли трех уровней цен — 90, 180 и 400 руб[5]. Эти три ценовых ориентира будут ассоциироваться в сознании покупателей с изделиями невысокого, среднего и высокого качества. Покупатели выбирают, как правило, обувь предпочитаемого ими ценового уровня. Задача продавца — выявить ощущаемые потребителем качественные различия товаров.
Установление цен на дополняющие товары. Многие фирмы наряду с основным товаром предлагают дополняющие, вспомогательные изделия. Покупатель автомобиля может заказать стеклоподъемники с электроприводом, охранные устройства. Автомобильным заводам предстоит решить, что следует включить в исходную цену автомобиля в качестве стандартного оборудования, а что предложить как дополняющие изделия. Стратегия ценообразования российских компаний заключается в рекламировании «раздетой» модели по низкой цене. Основную прибыль можно получать за счет высоких цен на дополнительное оборудование. Под давлением японских конкурентов американцы в 70-х годах были вынуждены отказаться от такой стратегии.
Установление цен на обязательные принадлежности. В ряде отраслей промышленности производят так называемые обязательные принадлежности, которые используются вместе с основным товаром. Примерами таких принадлежностей могут служить бритвенные лезвия, фотопленка. Производители станков для бритья и фотокамер часто назначают на них низкие цены, а на обязательные принадлежности — высокие цены. Так, фирма «Кодак» предлагает свои фотоаппараты по невысоким ценам потому, что хорошо зарабатывает на продаже пленки. Другим производителям, не предлагающим собственную пленку, приходится устанавливать на камеры более высокие цены.
Установление цен на побочные продукты производства. Переработка сырья часто связана с появлением разного рода побочных продуктов. Если эти побочные продукты не имеют ценности, а избавление от них обходится недешево, все это скажется на уровне цены основного товара. Производитель стремится найти рынок для побочных продуктов и зачастую готов принять любую цену, если она покрывает издержки по их хранению и доставке.
3. Практическая часть
3.1. Вид деятельности
ОАО "Межрегиональное научно-производственное объединение "Полиметалл" было основано в 1998 году в Санкт-Петербурге. В основе идеи создания горнодобывающего холдинга лежало стремление применить в добыче драгоценных металлов принцип "от геологоразведки до слитка".
С 1991 по 1994 годы Группа компаний "ИСТ" занималась разработкой и внедрением конверсионных технологий на предприятиях министерства среднего машиностроения в бывших союзных республиках. Созданные предприятия по собственной технологии производили ионообменные смолы, а на их основе участвовали в создании технологий получения попутных элементов при добыче урана, а также катализаторов для нефтехимии.
Интенсивные деловые контакты со специалистами геологоразведочных и горно-обогатительных предприятий бывшего министерства среднего машиностроения и других оборонных министерств СССР, привели к идее создания в России вертикально интегрированного горнорудного холдинга по промышленной добыче драгоценных металлов. Развитие новой системы финансовых отношений в стране позволило применить наработанные технологии в горнорудном бизнесе. В данный период существовавшая значительная разведанная база запасов драгоценных металлов не осваивалась, на многих месторождениях были прекращены работа. Учитывая близость технологий извлечения урана и золота из руд, компанией были привлечены высококвалифицированные специалисты для создания горнодобывающего холдинга.
Ставка была сделана на интеллектуальный потенциал и профессиональное мастерство специалистов урановой геологии, на их научно-технические исследования и разработки. На первом этапе основные усилия были направлены на организацию изучения золоторудной сырьевой базы России для применения метода кучного выщелачивания золота из окисленных руд и забалансовых техногенных отвалов. На втором этапе акцент был перемещен на организацию исследований золоторудной сырьевой базы всех генетических типов месторождений. Основной целью являлось получение лицензий на недропользование как месторождений, подготовленных к промышленному освоению, так и рудопроявлений и перспективных площадей с прогнозными ресурсами золота и серебра.
3.2. Производимый товар или оказываемая услуга
В настоящее время в состав ОАО "МНПО "Полиметалл" входят 4 горнодобывающих и 7 геологоразведочных компаний в Свердловской, Сахалинской, Читинской, Иркутской и Магаданской областях, Республике Бурятии, Хабаровском крае, а также управляющая компания ОАО "Полиметалл УК" и инжиниринговая компания ЗАО "Полиметалл Инжиниринг".
ОАО "МНПО "Полиметалл" владеет 15 лицензиями на месторождения драгоценных металлов и поисковые площади, занимает первое место по добыче серебра в России, второе по объемам добычи золота, а также шестое место в мире по добыче серебра. В целом по холдингу общие запасы (С1+С2) драгоценных металлов оцениваются в 20 500 тонн серебра и 170 тонны золота.
3.3. Рынок сбыта
Основными потребителями ОАО "МНПО "Полиметалл" в течении уже пяти лет являются:
- Компания Самсунг Дойчланд ГмбХ – 15% потребления;
- Компания Гленкор Интернейшнл АГ - 10%;
- ОАО "Казцинк" - 10%;
- Дантрейд АГ - 5%,
- Компания Алашанкоу Янгер Ко Лтд (Китай) - 16%;
- Алашанкоу Сантайм Ко Лтд (Китай) - 7%;
- Ичень Ко Лтд (Китай) - 17%;
- ЗАО "Промтехсервис" - 3%;
- ОАО "Испат Кармет" – 7%;
- ОАО "АЗХС" – 6%;
- Физические лица – 1.5%;
- Прочие компании и организации – 2.5%.
Из диаграммы видно, что основными потребителями продукции ОАО "МНПО "Полиметалл" являются: Ичень Ко Лтд (Китай), Алашанкоу Янгер Ко Лтд (Китай), Самсунг Дойчланд ГмбХ.
Сегментами рынка сбыта ОАО "МНПО "Полиметалл" являются следующие отрасли производства:
- Ювелирная промышленность;
- Микроэлектроника (интегральные микросхемы, проводники);
- Машиностроение (авиастроение, автомобилестроение и т.д.);
- Космическая индустрия;
- Другие отрасли.
3.4. Исследование рынка, рекламная деятельность и доставка товара потребителю
Исследованием рынка и рекламной деятельностью занимается отдел формирования спроса и стимулирования сбыта маркетинговой службы. Доставка продукта потребителя производится отделом логистики сбытовой группы службы маркетинга.
3.5. Ответственный за исследование рынка, рекламную деятельность и доставку товара потребителю
Мероприятия по исследованию рынка контролируются и осуществляются главным менеджером исследовательской группы отдела формирования спроса и стимулирования сбыта. В его функциональные обязанности входит: проведение опросов; организация, осуществление и обработка данных для анализа рынков, товаров, конкурентов, клиентов; регулярный мониторинг конъюнктуры рынка.
Ответственный по проведению рекламной деятельности на предприятии – рекламный менеджер-дизайнер. В его функциональные обязанности входит: координация процесса изготовления рекламы; контроль эффективности рекламы; проведение контроля качества рекламы.
Главный менеджер отдела логистики координирует службу доставки готового продукта до конечного потребителя, занимается разработкой наиболее эффективных форм товародвижения, контролирует работу складов готовой продукции.
3.6. Схема управления маркетингом в организации
Список литературы
1. Акулич И.Л. Современный маркетинг. – Рига: Изд. БРИ, 2002.
2. Амблер Тим Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2003.
3. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Х. Анн. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2002.
4. Горин В. Г. Введение в маркетинг: Методическое пособие. – Абакан: ХакИБ, 2000.
5. Князева И. В. Маркетинг: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 1999.
6. Котлер Ф.Основы маркетинга – М.: Издательство "Коруна", 2003.
7. Кредисов Т. Л. Маркетинг – М.: Филинъ, 2004.
[1] Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Х. Анн. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2002. – с. 69.
[2] Горин В. Г. Введение в маркетинг: Методическое пособие. – Абакан: ХакИБ, 2000. – с. 52.
[3] Князева И. В. Маркетинг: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – с. 34.
[4] Амблер Тим Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 113.
[5] Кредисов Т. Л. Маркетинг – М.: Филинъ, 2004. – с. 162.