СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Правовые основы банковского аудита. 4

1.1.    Нормативное обеспечение банковского аудита. 4

1.2.    Права, обязанности и ответственность аудиторов. 8

2.   Особенности аудиторской проверки кредитных организаций. 11

2.1.    Особенности применения принципа существенности при проверке кредитных организаций. 11

2.2.    Особенности методики аудита кредитных операций. 15

2.3.    Особенности аудиторской проверки кассовых операций. 17

2.4.    Особенности методики аудита депозитных операций. 18

3.   Подготовка документации по результатам аудита. 20

3.1.    Особенности подготовки детализированного отчета руководству кредитной организации. 20

3.2.    Особенности составления аудиторского заключения о достоверности отчетности кредитной организации. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26




ВВЕДЕНИЕ

Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.

Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

В последнее время стало развиваться независимый аудит – ведущая форма внешнего финансового контроля. Аудит – это независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта.

Независимые аудиторы могут оказывать эффективную помощь руководству банка в осуществлении контроля не только посредством содействия в обеспечении достоверности финансовых данных и надежности используемых систем бухгалтерского учета. Они также могут обеспечить независимую экспертную консультационную поддержку по ряду важных направлений деятельности банка. Более того, рекомендации консультантов со стороны могут быть очень полезны для руководства в процессе проведения преобразований, не встречающих широкой поддержкой внутри организации.

Целью работы является изучение особенностей проведения аудита кредитных организаций. Для достижения данной цели поставлены задачи: рассмотреть правовые основы банковского аудита; раскрыть особенности проведения аудиторской проверки по отдельным направлениям деятельности кредитной организации, а также показать специфику составления детализированного отчета и аудиторского заключения.

1.    Правовые основы банковского аудита


1.1.         Нормативное обеспечение банковского аудита


История банковского аудита в Российской Федерации началась практически одновременно с изменением структуры банковской системы и созданием первых коммерческих банков.

Уже Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», принятым 2 декабря 1990 г., были введены следующие нормы:

·       деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РСФСР на осуществление таких проверок;

·       банки публикуют годовой баланс после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в них сведений.

Одновременно законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР», было установлено, что Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

В связи с отсутствием в тот период законодательных актов, непосредственно регулирующих аудиторскую деятельность, Банк России 6 февраля 1991 г. утвердил Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР, которым были введены следующие определения и требования.

Аудит в банковской системе РСФСР – это независимый нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Банковский аудит осуществляется специализированными аудиторскими предприятиями, организациями или физическими лицами – аудиторами, имеющими лицензию Центрального банка РСФСР на аудиторскую деятельность в банковской системе. Основная цель банковского аудита – подтверждение достоверности отчетности коммерческих банков, представляемой в учреждения Центрального банка РСФСР, соответствия бухгалтерского учета требованиям нормативных документов, проверка соблюдения коммерческими банками банковского законодательства РСФСР, анализ их финансово-хозяйственной деятельности, а также оказание консультационных услуг.

Для методического руководства, координации и контроля за банковской деятельностью в Центральном банке РСФСР и его территориальных главных управлениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности.

Этим же Положением были установлены основные критерии и требования к лицам, имеющим право заниматься банковским аудитом:

·     аудиторские организации могут быть созданы в форме малых предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ;

·     права на осуществление банковского аудита аудиторские организации приобретают с момента получения лицензии Центрального банка РСФСР;

·     аудиторские организации не должны иметь в составе учредителей или акционеров коммерческие банки;

·     Центральный банк РСФСР может выступать учредителем банковских аудиторских предприятий, создаваемых, как правило, в форме малых предприятий;

·     физические лица могут заниматься аудиторской деятельностью в банках при условии приобретения ими патента на занятие индивидуальной трудовой деятельностью и получения лицензии Центрального банка РСФСР;

·     для работы в банковских аудиторских организациях должны привлекаться специалисты с экономическим образованием и опытом практической работы в банковской системе;

·     аудиторская организация при выполнении своей работы имеет право:

-         получать от руководителей коммерческих банков и других кредитных учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;

-         присутствовать на общих собраниях акционеров банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;

-       требовать от любого сотрудника проверяемого банка информацию и разъяснения, необходимые для выполнения аудиторами своей работы;

-       затребовать в любое время все первичные бухгалтерские документы проверяемого коммерческого банка.

·     аудиторская организация обязана предоставлять объективное аудиторское заключение:

-       о достоверности данных бухгалтерского баланса коммерческого банка на дату составления отчета;

-         о соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов;

-       о соблюдении коммерческим банком банковского законодательства РСФСР;

-       о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка его отчетности;

-       о правильности объявления налогооблагаемой прибыли.

В случае выявления злоупотреблений аудиторская организация обязана информировать о них правоохранительные и финансовые органы и Центральный банк РСФСР.

·     аудиторское предприятие может не подтвердить отчетность коммерческого банка, если в ходе аудита выявлены серьезные недостатки, в случаях, если на аудиторов оказывалось давление, и в других случаях, когда нет возможности установить достоверность отчетности, о чем указывается в аудиторском заключении. В этом случае учредители и руководители коммерческого банка обязаны в течение месяца от даты составления аудиторского заключения устранить выявленные недостатки и другие обстоятельства, мешающие подтвердить отчетность, и представить исправленный отчет вновь на подтверждение аудиторской организации.

·     если в ходе аудита выявляются незначительные нарушения, которые не нанесли ущерба интересам государства, вкладчиков и учредителей коммерческого банка, аудиторская организация подтверждает отчетность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков.

·     право проверки деятельности банковских аудиторских организаций и аудиторов имеют Центральный банк РСФСР и его учреждения, финансовые органы, а также другие государственные контролирующие органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

·     в случае неоднократного некачественного проведения аудита, сокрытия фактов нарушения коммерческими банками законодательства РСФСР Центральный банк РСФСР вправе отозвать лицензию на проведение банковского аудита, после чего годовые отчеты коммерческих банков с аудиторским заключениями, выданными аудиторскими организациями и аудиторами, не имеющими лицензии, учреждениями Центрального банка РСФСР не принимаются.

Ряд норм данного Положения отражал в определенной степени нормы, принятые в практике стран с рыночной экономикой, например, провозглашение независимого аудита, установление квалификационных требований к аудиторам, право на получение необходимой для аудита информации. Другие нормы отражали особенности периода зарождения и начала становления новой банковской системы – например, право Банка России на участие в создании аудиторской организации.[1]

Важнейшим этапом формирования нормативной базы в области регулирования аудиторской деятельности в России было принятие Указа Президента от 22.12.93 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ». Этим Указом были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые являлись основополагающим нормативным актом, регулирующим аудиторскую деятельность вплоть до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в сентябре 2001 года.

Среди нововведений Указа можно отметить следующие:

предусмотрена обязательная аттестация физических лиц, занимающихся аудиторской деятельностью;

предусмотрена обязательность аудиторской проверки в случаях, установленных законодательством РФ, определена ответственность экономического субъекта за уклонение от обязательного аудита;

определены права и обязанности аудиторов и проверяемых организаций;

определены требования к независимости аудиторов;

определены требования к содержанию аудиторского заключения;

определены квалификационные требования к аудиторам;

определены органы, осуществляющие лицензирование аудитора, а также основания для аннулирования лицензий и ответственность за осуществление аудиторской деятельности без лицензии.

Органом, организующим государственное регулирование аудиторской деятельности, была определена Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КАД).

Временными правилами были предусмотрены четыре направления аудиторской деятельности: общий аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; банковский аудит. Генеральные лицензии на право аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности были выданы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ следующим органам: Банку России (по банковскому аудиту); Минфину России (по общему аудиту, страховому аудиту и аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов).

В период с 1996 по 2000 год был введен в действие целый ряд нормативно-законодательных актов, регламентирующих аудиторскую деятельность, в том числе в сфере банковского аудита.[2]


1.2.         Права, обязанности и ответственность аудиторов

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ, а также Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.02 г. № 696, Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» от 07.10.04 г. № 532. Установленные Законом права, обязанности и ответственность аудиторов представлены в табл. 1.[3]

Таблица 1. Права, обязанности и ответственность аудиторов

Норма закона

Права, обязанности и ответственность

Условия и требования, обеспечивающие независимость аудиторов и аудиторских организаций

Запрет на проведение проверок установлен:

1)   для аудиторов:

·     являющихся учредителями (участниками) аудируемых лиц;

·     являющихся руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

·     состоящих с указанными лицами в близком родстве;

·     оказывавших в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц;

2)   для аудиторских организаций:

·       если руководители и иные должностные лица аудиторской организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, или состоят с ними в близких отношениях;

·       в отношении аудируемых лиц, являющихся учредителями, а также в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных лиц;

·       в отношении аудируемых лиц, для которых аудиторские организации являются учредителями, а также в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных лиц;

·       в отношении организаций, имеющих общих с аудиторской организацией учредителей (участников);

·       оказывающих в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц.

Ответственность за осуществление аудиторской деятельности без лицензии

Взыскание штрафа в установленном размере в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа

Права аудиторских организаций при проведении аудита

Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита

Проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации

Получать разъяснения в устной и письменной форме по возникшим вопросам

Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случаях:

·      непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

·      выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

Обязанности аудиторов и аудиторской организации

Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ

Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора

В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор

Обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ

Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг

Ответственность за невыполнение данных обязанностей

В соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством

Ответственность за систематические нарушения требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, выявленные в ходе проведения проверки качества

Федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности может быть наложено взыскание вплоть до аннулирования у аудитора квалификационного аттестата, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности

Обязанности аудиторов и аудиторской организации

Хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие услуги

Ответственность за невыполнение данных обязанностей

Аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие услуги, вправе потребовать возмещения причиненных убытков

Ответственность за уклонение от внешней проверки качества или непредоставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации

Аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора

Ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения

Аннулирование у индивидуального аудитора лицензии, а для лица, подписавшего такое заключение, аннулирование квалификационного аттестата и привлечение его к уголовной ответственности

2.    Особенности аудиторской проверки кредитных организаций


2.1.         Особенности применения принципа существенности при проверке кредитных организаций


Особенности применения принципа существенности в банковском аудите связаны, прежде всего, с расширением направлений проверки. Так, в соответствии с федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «Об аудиторской деятельности» проверка кредитных организаций должна проводиться по следующим направлениям:

ü установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций;

ü оценка выполнения кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России;

ü оценка качества управления кредитной организацией;

ü оценка состояния внутреннего контроля;

ü проверка соблюдения кредитной организацией действующего законодательства и нормативных актов Банка России в области бухгалтерского учета.

Особенность данных направлений определяет особенность оценки существенности отдельных обстоятельств. Внутрифирменными стандартами могут быть установлены случаи применения качественной стороны существенности. Во внутрифирменном стандарте целесообразно установить основные подходы к оценке существенности отдельных неопределенных обязательств. Например, критерием оценки существенности неопределенных обстоятельств может быть сумма возможных расходов кредитной организации с учетом вероятности их возникновения. В аудиторском заключении также могут быть отражены все неопределенные обстоятельства, которые удовлетворяют двум следующим условиям:

1.      вероятность возникновения обязательств достаточно велика. Вероятность оценивается аудитором на основании личного опыта и должна находиться на уровне величины аудиторского риска, утвержденной для данной проверки. События, вероятность наступления которых меньше указанной величины, не относятся к существенным неопределенным обязательствам;

2.      сумма возможных расходов превышает уровень существенности, рассчитанный по показателю прибыли кредитной организации за отчетный год в порядке, установленном Стандартом «Существенность и аудиторский риск». В случае если сумма расходов ниже указанного уровня существенности, аудиторская фирма должна определить подходы к оценке существенности обстоятельств, свидетельствующих о наличии сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности. Такими обстоятельствами могут быть признаны, например, следующие факты: ограничение Банком России круга проводимых кредитной организацией операций, введение временного управления, отзыв лицензии, отсутствие свободных денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации, неплатежеспособность наиболее крупных заемщиков, значительный размер убытков, быстрый рост просроченной ссудной задолженности.

Аудиторская фирма при проведении аудиторской проверки должна:

1.  Установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе.

2.  Знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым порядком нахождения уровня существенности.

3.  Аргументировать изменение уровня существенности в ходе аудиторской проверки.

4.  Учитывать уровень существенности искажений, взятых в совокупности, а также вместе с предполагаемыми искажениями, полученными в результате распространения отмеченных ошибок на всю совокупность данных.

5.  Предложить руководству проверяемой организации внести в установленном порядке исправительные проводки п устранению замеченных нарушений.

6.  Снизить риск необнаружения, модифицируя применяемые аудиторские процедуры, предусматривая увеличение их количества и (или) изменение их сути, увеличивая затраты времени на проверку, повышая объемы аудиторских выборок.

Руководители кредитной организации должны:

1.    Внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению выявленных в ходе аудита нарушений;

2.    Предоставить аудиторской фирме дополнительную информацию, связанную с проведением дополнительных аудиторских процедур и увеличением аудиторской выборки.

Аудит банковской деятельности имеет ряд особенностей, которые требуют создания специализированных аудиторских организаций. Дело в том, что при аудиторских проверках банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности, как самой кредитной системы, так и обслуживаемого хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность обследований, объективность и достоверность выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов работы кредитного учреждения.

Важным условием успешной деятельности аудиторов является взаимная заинтересованность как проверяемого банка, так и проверяющих лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, мешающих обследуемому банку достичь высокого уровня деятельности. Разумеется, аудитору должны быть присущи высокий профессионализм, объективность и честность, умение соблюдать коммерческую тайну, доброжелательность и лояльность по отношению к проверяемым и ряд других черт.

Перед началом аудиторской проверки важно четко определить перечень вопросов, подлежащих проверке. Этот перечень устанавливается соглашением сторон и может включать как полную проверку всех сторон деятельности банка, так и отдельных участков.

Кроме внешнего аудита, для которого приглашаются сторонние аудиторы, в банке осуществляется и внутренний аудит - ревизии и проверки службами самого банка. Желательно совместить усилия внутреннего и внешнего аудита с тем, чтобы обеспечить правильную оценку состояния работы.

В начале аудиторской проверки следует знакомиться с информацией, характеризующей объемы банковской деятельности, организацией работы, уровнем квалификации руководителей, общей организацией внутреннего контроля. Далее, уже в процессе самой аудиторской проверки рассматриваются те участки, где возможны ошибки. При аудите результатов финансовой деятельности банка, законности начисления и использования прибыли, как правило, выявляются ошибки в распределении прибыли, особенно при исчислении льгот, установленных при налогообложении. Аудиторам следует обращать внимание на то, что банку могут полностью оставаться доходы, полученные от кредитной помощи, предоставленной правительству Российской Федерации, Центральному банку и Банку внешней торговли или под их гарантии. Стимулируется деятельность по снижению давления на рынок денежных средств и уменьшению их массы в обращении путем приобретения коммерческими банками государственных облигаций, проценты и дивиденды по которым, так же как и доходы, полученные от размещения ценных бумаг, не подлежат налогообложению.

Банки не всегда учитывают, что льготы по налогам предусматриваются и при размещении доходов в различные фонды и социальные мероприятия, к которым относятся:

ü  отчисления в фонды страхования депозитов в коммерческих банках и их страхования от банкротства (по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов);

ü  затраты, осуществляемые в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами на содержание находящихся на балансе банка объектов: домов престарелых, детских дошкольных учреждений, лагерей, объектов культуры, спорта и др.;

ü  взносы на благотворительные цели в экологические, оздоровительные, общеобразовательные и другие фонды, не превышающие одного процента от налогооблагаемого дохода. Все предприятия, фонды и организации, получившие такие средства по окончании года, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения  отчет о поступивших суммах и их расходовании. Суммы, использованные не по назначению, изымаются в доход федерального бюджета.

В ходе аудиторской экспертизы следует тщательно проверять правильность исчисления налогооблагаемой базы, особенно ее расходной части, поскольку тут чаще всего допускаются ошибки, и, кроме того, в случае обнаружения налоговым инспектором  каких-либо неточностей аудитор несет материальную ответственность.[4]


2.2.         Особенности методики аудита кредитных операций


Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций.

При проверке использования кредитных ресурсов следует обращать внимание на состояние уставного фонда, ликвидность баланса, а также соблюдение норм обязательных резервов. Основные направления определяют план и содержание аудиторской проверки активных операций. Они же обуславливают и направленность рекомендаций аудиторов.

Проверку активных операций банка, как показывает опыт, довольно удобно проводить по следующим укрупненным разделам.

·         кредитование юридических и физических лиц;

·         привлечение централизованных кредитных ресурсов, отчетность по их использованию и учет;

·         анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам, полнота и своевременность ее отражения в учете;

·         правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

·         операции с ценными бумагами (учет операций - синтетический, аналитический и внебалансовый, переоценка ценных бумаг);

·         оформление и учет операций по совместной деятельности (сч. 825);

·         прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление и учет.

Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок. Прежде всего, следует проанализировать следующие вопросы:

·         производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и суммы процентов;

·         является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она;

·         как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника, есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены;

·         какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам;

·         является ли документация по ссуде полной и юридически действительной;

·         правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям;

·         является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других;

·         как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду;

·         как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды;

·         является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.

Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов: внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации; ежедневные бухгалтерские балансы; оборотно-сальдовые ведомости; бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам; лицевые счета; бухгалтерские (мемориальные) документы (в т.ч.: по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы); по вкладам граждан; по операциям внутрибанковского значения (раздел 1, XXI - XXIV); по ссудам); документы аналитического учета по всем операциям; платежно-расчетные документы; юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати; кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п.; гарантийные обязательства кредитной организации; бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации.[5]

Для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил предельные нормативы деятельности коммерческих банков: норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска; норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04; минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке; максимальный размер риска на одного заемщика, который не может превышать 10% суммы активов банка.[6]


2.3.         Особенности аудиторской проверки кассовых операций

Большое место в аудите банков занимают ревизии кассы и кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является ее внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчет денег обязателен. После пересчета денег составляется акт о сумме наличных и их соответствии кассовому журналу, а также бухгалтерскому учету. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка. В кассовых документах не допускается никаких подчисток.

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам. Аудитор также должен удостовериться в следующем: обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими; работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими; имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций; имеется ли его расписка об этом. К сожалению, не во всех банках кассовые помещения изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны хоронится в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должен находится представитель банка. Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, производилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассирами и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписки руководителем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. Обращается внимание на наличие журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы - заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.[7]


2.4.         Особенности методики аудита депозитных операций


В ходе аудита депозитных операций кредитной организации необходимо проверить: соблюдение законодательства, нормативных актов Банка России при проведении депозитных операций; соблюдение правил бухгалтерского учета депозитных операций; правильность формирования расходов по депозитным операциям. Проверке должны подвергаться следующие основные элементы депозитных операций: прием и возврат депозитов; начисление процентов по депозитам. При проверке конкретных кредитных организаций в зависимости от структуры привлеченных  вкладов целесообразно разделить депозитные операции на следующие группы: депозитные операции с юридическими лицами и вклады физических лиц.

При определении минимально допустимых объемов аудиторской выборки необходимо учитывать требование обеспечить приемлемый уровень аудиторского риска. Если признать наличие высокой степени контроля со стороны вкладчиков за проведением операций, то объемы выборки могут определяться из следующих правил:

ü  при проверке операций по приему и погашению депозитов юридических лиц построение выборки производится таким образом, чтобы проверке подверглись, например, не менее 25 % от общего количества операций по приему и погашению депозитов юридических лиц;

ü  при проверке правомерности отнесения начисленных процентов по депозитам юридических лиц на расходы банка объем выборки определяется с тем расчетом, чтобы сумма подтвержденного расхода составляла, например, также не менее 25 % от общего объема расходов по данным операциям.

Требования к объемам выборки для проверки операций по вкладам физических лиц могут быть мягче, поскольку вследствие однородности проводимых операций аудиторский риск при проверке по данному направлению значительно снижается. Определение объема выборки для проверки данных операций физических лиц должно производиться с учетом особенностей конкретного банка. При этом критериями могут быть: степень организационно-технической унификации данных операций (наличие положений о вкладах, других внутрибанковских документов, регламентирующих порядок проведения депозитных операций); степень автоматизации данных операций; объем вкладов и количество вкладчиков; количество видов вкладов и степень различия в их режимах. Аудиторская фирма может установить требование о согласовании размера допустимого аудиторского риска с руководством фирмы.[8]

3.    Подготовка документации по результатам аудита


3.1.         Особенности подготовки детализированного отчета руководству кредитной организации


Детализированный отчет в соответствии с целями аудита может содержать следующие разделы:

ü вводную часть;

ü мнение о соблюдении действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям;

ü оценка соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям;

ü выводы о выполнении экономических нормативов, установленных Банком России;

ü суждение о качестве управления кредитной организацией, в т.ч. о состоянии внутреннего контроля;

ü результаты анализа выполнения рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

Во вводной части детализированного отчета могут отражаться данные, содержащиеся во вводной части аудиторского заключения. Кроме того, указываются общие подходы к определению видов и параметров выборок, перечень основных направлений проверки, особенности аудиторской проверки, в т.ч. те, которые стали известны в ходе проверки, а также направления проверки, в которых участвуют сотрудники в рамках данной проверки. В случае если кредитная организация имеет филиалы, во вводной части указывается, кем была проведена проверка каждого филиала.

В следующем разделе могут быть даны оценки соблюдения требований: ФЗ «О банках и банковской деятельности»; Гражданского кодекса РФ; иных нормативных актов РФ; нормативных актов Банка России и прочих органов власти.

В разделе «Соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по совершаемым операциям кредитной организацией» отражается информация о выявленных аудиторами фактах нарушения банком порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В начале раздела приводится информация о составе работников, осуществляющих бухгалтерский учет, о программных средствах, используемых для ведения бухгалтерского учета.

В этом же разделе перечисляются выявленные факты нарушения кредитной организацией требований ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности, необходимо отразить результаты оценки утвержденной учетной политики, проверки соблюдения установленного порядка проведения инвентаризаций, описать случаи несоблюдения учетной политики.

При анализе учетной политики обязательно отражаются вопросы ее соответствия требованиям Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Аудиторская организация должна разработать внутрифирменные требования к содержанию каждого раздела детализированного отчета, а также общие требования к порядку оформления детализированного отчета, поставить условия включения выявленных фактов и обстоятельств в детализированный отчет. При этом целесообразно применять следующие общие правила составления детализированного отчета.

1)    Существенные и несущественные обстоятельства отражаются отдельно;

2)    При оценке существенности искажения бухгалтерской отчетности в детализированном отчете необходимо зафиксировать причины и критерии, по которым искажение признано существенным: указать размер выявленных отклонений, размер примененного уровня существенности. Для существенных искажений указываются как размер искажений показателей бухгалтерской отчетности, так и размер искажений показателей публикуемой отчетности кредитной организации. Для искажений, признанных несущественными, указывается только размер искажений показателей бухгалтерской отчетности. При этом следует руководствоваться уровнем существенности, рассчитанным в ходе аудита, и порядком его применения, определенным в соответствующем внутрифирменном стандарте.

3)    При изложении допущенных банком нарушений необходимо отражать результаты оценки и анализа проведенных исправлений.

Аудиторская фирма должна выработать собственные подходы, правила и условия включения в детализированный отчет обстоятельств, признанных несущественными. Исходя из целей аудита, в детализированный отчет целесообразно включить информацию о несущественных обстоятельствах в следующих случаях: выявленные нарушения носили систематический характер; выявленные обстоятельства оказали влияние на формирование мнения о качестве управления и организации системы внутреннего контроля; обстоятельства связаны с выполнением норм пруденциального надзора; появление аналогичных нарушений в будущем может привести к существенным искажениям бухгалтерской отчетности.

Не может быть включена в состав детализированного отчета информация, являющаяся коммерческой тайной, т.е. если: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Кроме того, в детализированном отчете не может содержаться информация, являющаяся банковской тайной, т.е. информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации.

К детализированному отчету целесообразно приложить утвержденный для данной проверки расчет уровня существенности. Детализированный отчет брошюруется в порядке, установленном для аудиторского заключения и предоставляется кредитной организацией Банку России по его требованию.[9]


3.2.         Особенности составления аудиторского заключения о достоверности отчетности кредитной организации

Правилом (стандартом) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год» предусмотрено право аудиторской фирмы включать  текст аудиторского заключения иные положения, обусловленные результатами аудиторской проверки.

В данном стандарте конкретизированы отдельные подходы, отражающие особенности банковского аудита. Так, установлено требование отразить в аналитической части заключения дополнительно к общепринятым следующие аспекты: выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; качество управления кредитной организацией, в т.ч. состояние внутреннего контроля, внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Расширение целей аудита кредитных организаций вносит особенности в процедуры оценки и отражения в аудиторском заключении выявленных нарушений. Банк России устанавливает некоторые особенности формирования и оформления прилагаемой отчетности, отражающие специфику составления и предоставления годовой бухгалтерской отчетности кредитной организации. Исходя из этих особенностей установлено, что объектом аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати, порядок составления которых устанавливается Банком России. Из нормативных актов Банка России, регулирующих порядок предоставления бухгалтерской отчетности, следует, что банковский аудитор должен проверять отчетность после даты ее представления. Эта особенность оказывает некоторое влияние на порядок внесения изменений в бухгалтерскую отчетность по сравнению с требованиями общероссийских стандартов. Так, в соответствии с требованиями Банка России и Стандартом № 1 в случае выявления  существенных искажений отчетности, определяющих необходимость составления положительного  с оговорками аудиторского заключения, кредитная организация должна: внести корректировки в бухгалтерские записи периода, следующего за отчетным; внести изменения в публикуемую отчетность.

Аудиторская организация в этом случае обязана: отразить данные изменения в приложении 1 к аудиторскому заключению, которое является составной частью аудиторского заключения; сделать соответствующую запись и ссылку на приложение 1 в итоговой части аудиторского заключения; приложить к аудиторскому заключению откорректированную публикуемую отчетность.

Стандартом № 1 установлены следующие общие правила оформления аудиторского заключения:

1)      Первая страница каждой части аудиторского заключения распечатывается на официальном бланке аудиторской фирмы;

2)      Аудиторское заключение должно быть собственноручно подписано руководителем аудиторской фирмы или уполномоченным лицом аудиторской фирмы и аудитором, ответственным за проведение аудиторской проверки.

3)      Аудиторская фирма заверяет своей печатью и подписью руководителя фирмы каждый лист прилагаемой бухгалтерской отчетности;

4)      На публикуемой отчетности, прилагаемой к заключению аудиторской фирмой, должна быть произведена запись о подтверждении достоверности отчетности, соответствующая записи в итоговой части аудиторского заключения.

5)      В случае внесения исправлений, подлежащих отражению в приложениях 1 и 2, в таблицах корректировок, прилагаемых непосредственно к аудиторскому заключению, указанные таблицы заверяются в Ом же порядке, что и бухгалтерская отчетность с дополнительным проставлением печати и подписи аудитора.[10]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Аудит банковской деятельности имеет ряд особенностей, которые требуют создания специализированных аудиторских организаций. При аудиторских проверках банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности, как самой кредитной системы, так и обслуживаемого хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность обследований, объективность и достоверность выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов работы кредитного учреждения.

Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций.

При проверке использования кредитных ресурсов следует обращать внимание на состояние уставного фонда, ликвидность баланса, а также соблюдение норм обязательных резервов. Основные направления определяют план и содержание аудиторской проверки активных операций. Они же обуславливают и направленность рекомендаций аудиторов.

Большое место в аудите банков занимают ревизии кассы и кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является ее внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира.

Расширение целей аудита кредитных организаций вносит особенности в процедуры оценки и отражения в аудиторском заключении выявленных нарушений. Банковский аудитор должен проверять отчетность после даты ее представления, что оказывает влияние на порядок внесения изменений в бухгалтерскую отчетность по сравнению с требованиями общероссийских стандартов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 583 с.

2.     Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 375 с.

3.     Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 492 с.

4.     Об обязательных нормативах банков. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 110-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.08.2004 № 1489-У).

5.     Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 278 с.

6.     Об аудиторской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. 30.12.01 г.).

7.     О банках и банковской деятельности. Федеральный закон Российской федерации от 02.12.90 г. №395-1 (в ред. 07.08.2001 г.)

8.     Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Постановление Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696 (в ред. 07.10.2004 г. № 532).

9.     Правилами по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ. Положение ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002 г. (в ред. Указания ЦБ РФ 09.08.2004 г. № 1484-У).

10.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 409 с.


[1] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.138-140.

[2] Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 117.

[3] Об аудиторской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. 30.12.01 г.).

[4] Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 219-221.

[5] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 364-367.

[6] Об обязательных нормативах банков. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 110-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.08.2004 № 1489-У).

[7] Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 297.

[8] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 362-363.

[9] Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 411-414.

[10] Правилами по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ. Положение ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002 г. (в ред. Указания ЦБ РФ 09.08.2004 г. № 1484-У).