Содержание

 

Введение. 3

1. Прибыль торгового предприятия, ее экономическое содержание. 4

1.1 Сущность и значение прибыли в торговле, источники ее формирования. 4

1.2 Порядок расчета показателей прибыли и рентабельности. 7

2. Расчет показателей прибыли и рентабельности. 18

2.1 Расчет прибыли от реализации, расчет валового дохода. 18

2.2 Расчет чистой прибыли предприятия, определение рентабельности. 19

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение


Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Прибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики.

Прибыль торговой организации как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в торговой сфере. Одним из основных требований функционирования коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности любого коммерческого предприятия. В то же время прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений. Таким образом актуальность темы данной работы неоспорима.

Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-         рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли в торговле;

-         изучить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности;

-         рассмотреть порядок планирования прибыли;

-         осуществить расчет показателей прибыли и рентабельности.

1. Прибыль торгового предприятия, ее экономическое содержание


1.1 Сущность и значение прибыли в торговле, источники ее формирования


Прибыль в торговле – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над издержками обращения. Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.[1]

В этом показателе находят отражение все стороны финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является одним из основных источников собственных финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль - эта важнейшая категория рыночных отношений, она обладает тремя функциями:

- экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;

- стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;

- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.

Экономическая - прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей. В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.[2]

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Прибыль является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных и операционных доходов и расходов.[3]

Общая поэтапная схема определения финансового резуль­тата, содержится в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Схематично формирование и рас­пределение финансового результата отражено на рисунке 1.

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж, основных фон­дов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму издержек по  этим операциям.

 








































Рис. 1. Формирование финансовых результатов



Прибыль (убыток) от продаж (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от продаж без НДС  и акцизов и издержками обращения. При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложе­ния  учитывается разница между продажной ценой и первоначаль­ной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увели­ченной на индекс инфляции.


1.2 Порядок расчета показателей прибыли и рентабельности


В практике различают несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности.[4]

Балансовая прибыль (убыток) - Пб - рассчитывается по формуле:

Пб = Пр + Пп + Пво,                                      (1)

где, Пр - результат от продаж (за выполненные работы, оказанные услуги);

         Пп - результат от прочей реализации (от реализации основных средств и иного имущества предприятия);

          Пво - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

Прибыль (убыток) от реализации товаров (услуг) - Пр - рассчитывается по формуле:

Пр = ВД - Ио - Зу,                    (2)

Где, ВД - валовой доход (выручка от реализации товаров за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров);

        Ио - издержки обращения;

         Зу - материальные затраты на оказание услуг.

В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, и т.п.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы.

Другой вид прибыли коммерческой организации – чистая прибыль – представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.[5]

Чистая прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.

Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль  за минусом налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли.

Эффективность и целесообразность функционирования организации оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовых результатов организации, называются показателями рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Торговое предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации товаров, работ, услуг покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования торгового предприятия.

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы торгового предприятия в целом. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты финансово-хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.[6]

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость издержек обращения;

- показатели, характеризующие рентабельность оборота;

- показатели, характеризующие доходность капитала.

Показатели рентабельности торгового предприятия можно выразить  следующим образом:[7]

                                                   Прибыль

Рентабельность   =                                                                                                      (3)

        Продаж                        Выручка от реализации товаров




Рентабельность                                            Прибыль

  средств или          =                                                                                                     (2)

их источников                     Средняя за период величина средств

                                                                      или их источников



Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основании прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:


Рентабельность         Рентабельность               Оборачиваемость

    средств или      =          продаж           х             средств или               (4)

их источников                                                        их источников        


Эта формула показывает, что прибыльность средств торгового предприятия или источников обусловлена как ценообразовательной политикой  и уровнем затрат на реализацию товаров (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников.

Формула указывает пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быт компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.

В формулах конкретизирован также показатель средней за период величины средств или их источников. В качестве данного показателя могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного капитала и т. д.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых; собственного,  заемного,  основного,  оборотного  и  т.д.

При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя  моментальные  значения  данных  показателей.[8]

1.3 Планирование прибыли


Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием. Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования. Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов:

- анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины;

- оценки достоверности произведенных расчетов;

- разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.

В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализацнонных доходов, размер налогов и др.).

На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся:

-уровень развития экономики страны в целом;

-меры регулирования деятельности предприятий со cтopoны государства;

-природные (климатические) факторы;

- транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

-изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

-нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины. К основным факторам этой группы относятся:

- результаты коммерческой деятельности;

- эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота;

- формы и системы оплаты труда;

- производительность труда;

- эффективность основных и оборотных средств;

- уровень валовых доходов и издержек обращения;

- размер прочей прибыли и др.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины, являются:

-нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;

-экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности;

- плана текущего ремонта основных фондов;

- недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;

-экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;

-несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат организации.

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.[9]

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными издержками обращения понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (рис. 2).

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).


Сумма затрат                          

                                                   Постоянные издержки, всего

                                                    Остаточные издержки


                                                   Стартовые издержки

                                                    Объем реализации товаров


Рис. 2. Постоянные издержки обращения


Планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Полный анализ издержек обращения необходимо производить не реже одного раза в квартал, текущий – ежемесячно. Для достижения поставленной цели необходимо ежедневно проводить сравнительный анализ фактических издержек обращения с предельно допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

По итогам анализа составляется пояснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в торговле.

Анализ издержек обращения осуществляется в основном по показателям их уровня, так как оценка затрат в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности.

Источниками информации для анализа издержек обращения служат:

·        оперативные данные бухгалтерского учета;

·        статистическая отчетность;

·        материалы документальных ревизий;

·        материалы инвентаризаций;

·        материалы проверок;

·        докладные записки;

·        результаты наблюдений.

В условиях конкурентной среды, характерной для рыночных отношений, уровень издержек обращения находятся под влиянием факторов цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные затраты..

План издержек обращения разрабатывается торговым предприятием самостоятельно и представляет собой важнейший раздел финансового плана. Планирование издержек обращения осуществляется по этапам, в последовательности:

1) расчет максимально возможной суммы издержек для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия;

2) выработка основных направлений обеспечения режима экономии издержек обращения;

3) расчет плана издержек обращения по общему объему и в разрезе отдельных статей.

В ходе проведения предпланового анализа издержек обращения выявляются тенденции изменения за предплановый период их суммы и уровня, состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота.

Работа торгового предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:


ИО пер + ИО пост = ВД – НДС,                             (5)

где ИО пер – переменные издержки обращения;

       ИО пост – постоянные издержки обращения;

       ВД – сумма валового дохода;

       НДС – налог на добавленную стоимость.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на торговом предприятии режима экономии, что подразумевает систему форм и методов планомерного сокращения затрат относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

·        торгово-технического процесса;

·        структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

·        использования материально-технической базы торгового предприятия;

·        организации и оплаты труда работников торгового предприятия.

Таким образом, планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.

2. Расчет показателей прибыли и рентабельности

2.1 Расчет прибыли от реализации, расчет валового дохода


Расчет прибыли от реализации товаров будем производить по данным торгового предприятия «Аверс» за 2004 год, осуществляющим торговлю  импортными дорогостоящими электроосветительными приборами.

Валовая прибыль определяется как разница между товарооборотом и себестоимостью закупленных товаров.

Согласно отчетным данным формы №2 (Приложение 1) товарооборот в 2004 году составил 3603093 тыс. руб., себестоимость проданных товаров 2949684 тыс. руб., следовательно, валовой доход составил:

3603093-2949684 = 653 409 тыс. руб.

В 2003 году валовой доход составил: 3520324-2945000= 575324 руб.

Следовательно, в 2004 году валовой доход увеличился на 78 085 тыс. руб. (653409-575324). В относительных показателях увеличение составило:

653409 руб. / 575 324 *100 = 113,57%

На размер валовой выручки оказывают влияние два фактора: товарооборот и себестоимость товаров. Посмотрим изменения этих факторов в относительных показателях 2004 году по отношению к 2003 году.

Изменение товарооборота в 2004 году к 2003 году составило:

3603093 / 3520324 * 100 = 102,35%

Изменение себестоимости в 2004 году к 2003 году составило:

2949684 / 2945000 * 100 =100,16%

Таким образом, мы видим положительную динамику по всем рассмотренным показателям, причем темп роста товарооборота превышает темп роста себестоимости, следовательно, увеличение валовой прибыли в 2004 году обусловлено увеличением товарооборота.

2.2 Расчет чистой прибыли предприятия, определение рентабельности


Проведем расчет чистой прибыли ООО «Аверс» по следующему алгоритму.

1) Определяем прибыль от продаж.

Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами:

653409-122302 – 105405 = 425 702 тыс. руб.

2) Определяем прочие доходы.

Из формы №2 мы видим, что прочие доходы представлены доходами от участия в других организациях в сумме 599924 тыс. руб. (Приложение 1).

3) Определяем прочие расходы.

Прочих расходов согласно формы №2 нет.

4) Определяем прибыль до налогообложения:

425702+599924 = 1025626 тыс. руб.

5) Определяем налог на прибыль:

1025626*24% = 246150 тыс. руб.

4) Определяем чистую прибыль как разницу прибыли до налогообложения и суммой налога на прибыль:

1025626-246150 = 779476 тыс. руб.

Таким образом, чистая прибыль, поступившая в полное распоряжение организации, составила 779 476 тыс. руб.

Анализ финансовых результатов включает в себя оценку динамики показателей прибыли, рентабельности и деловой активности предприятия.[10]

Для анализа данных динамики прибыли выполнены расчеты, которые представлены в таблице 1. В основе расчетов лежат показатели Отчета и прибылях и убытках (Приложение 1)

Таблица 1

Анализ динамики показателей прибыли ООО «Аверс»


Наименование показателя

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

тыс. руб.

2003

2004

в абсол.

в уд.

прироста

 

2003 год

2004 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

3

4

5

6

7

8

9

Доходы и расходы по обычным видам деятельности








Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Приябыль (убыток) от продаж

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Текущий налог на прибыль

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7


Анализируя полученные расчеты в таблице 1 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке в 2004 г. увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2004 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Далее определим наиболее существенные коэффициенты рентабельности (Табл. 2)

Таблица 2

Расчет коэффициентов рентабельности ООО «Аверс» за 2004 год

Показатель

 

 

Алгоритм расчета (по данным отчета о

прибылях и убытках и бухгалтерского баланса (Приложение 2)

Расчетные показатели

 

 

1

2

3

Прибыль(убыток) от продаж, тыс. руб.

Строка ф.№2 «Прибыль от продаж» графы 3


653 409


Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

Строка ф.№2 «Чистая прибыль (убыток) отчетного года» графы 3

779 476

Коэффициент рентабельности

продаж

Валовая прибыль / Выручка от продаж

653409 / 3603093

0,18

 

Коэффициент общей

Рентабельности


Чистая прибыль / Выручка

779476 / 3603093


0,22


 

Коэффициент рентабельности

собственного капитала



Чистая прибыль / Итог раздела III баланса

 + строка 650 ф.№1 на конец года                   779476 / (1309476+65000)


0,57


 

По приведенному алгоритму можно рассчитать рентабельность ООО «Аверс» за 2003 год и провести сравнительный анализ (Табл. 3)

Таблица 3

Анализ рентабельности ООО «Аверс» за 2003-2004 гг.

Показатель

2003 год

2004 год

Отклонения

 

 

 

гр.4-гр.3

1

2

3

4

Прибыль(убыток) от продаж

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности продаж

0,16

0,18

0,02

Коэффициент обшей рентабельности

0,17

0,22

0,05

Коэффициент рентабельности собственного капитала

0,53

0,57

0,04


Как видно из таблицы 3, организация очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2003 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта. Как мы уже знаем из предыдущего анализа, рост обусловлен увеличением доходов от участия в других организациях.

Заключение


В данной работе рассмотрены наиважнейшие показатели деятельности торгового предприятия прибыль и рентабельность, порядок и методы их расчета, что и являлось  целью работы. В ходе выполнения работы был решен ряд промежуточных задач:

-         рассмотрена экономическая сущность и значение прибыли в торговле;

-         изучен порядок расчета показателей прибыли и рентабельности;

-         рассмотрен порядок планирования прибыли;

-         осуществлен расчет показателей прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Аверс».

По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) Прибыль в торговле выступает как конечный, оценочный показатель, отражающий все стороны финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

2) Прибыль и рентабельность являются зависимыми величинами от ряда факторов, воздействием на которые можно регулировать размер прибыли и показатели рентабельности.

3) Прибыль и рентабельность являются взаимодополняющими показателями. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы торгового предприятия в целом. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты финансово-хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

4) Основным препятствием к максимизации прибыли являются издержки обращения. Поэтому необходимо осуществлять их систематический анализ с целью снижения, тем самым, увеличивая прибыль торгового предприятия.



Список литературы



1.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002

2.     Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003

3.     Кравченко Л.И.  Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. — 6-е изд., перераб. — М.: Новое знание, 2003.

4.     Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002

5.     Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

7.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004

8.     Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003

9.     Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003

10.       Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004


[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003 . – с. 262

[2]Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166


[3] Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004. – С. 82

[4]Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. с. 87


[5]Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 284


[6]Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 103

[7]Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 82

[8] Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004. – С. 108

[9] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 256

[10] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2003. – с. 183