Содержание

Введение. 3

Глава 1. Прибыль торгового предприятия, ее экономическое содержание. 5

1.1. Понятие прибыли, ее виды.. 5

1.2. Порядок расчетов показателей прибыли и рентабельности. 7

Глава 2. Расчет показателей прибыли и рентабельности. 13

2.1. Расчет прибыли от реализации, расчет валового дохода. 13

2.2. Расчет прибыли предприятия, чистой прибыли, определение рентабельности  17

Заключение. 24

Список литературы.. 26

 

Введение

  Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.

Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.

Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с прибылью и рентабельностью торговли.

Задачи работы:

1.                    Раскрыть сущность понятия «прибыль»

2.                    Определить порядок расчетов показателей прибыли и рентабельности.

3.                    Произвести расчет показателей прибыли и рентабельности на примере ООО «Центр»

Глава 1. Прибыль торгового предприятия, ее экономическое содержание

1.1. Понятие прибыли, ее виды

Прибыль в торговле является денежным выражением  стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

  Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения.

Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

  Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

  Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

  Внереализационная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.

  Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

-  объем реализации;

-  структура товарооборота;

-  величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);

-  уровень налогообложения прибыли.[1]

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на  внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

-                      политическая стабильность;

-                      состояние экономики;

-                      демографическая ситуация;

-                      конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;

-                      темпы инфляции;

-                      ставка процента за кредит.

-                      К внутренним факторам относятся:

-                      объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

-                      производительность труда работников;

-                      скорость оборачиваемости товаров;

-                      наличие собственных оборотных средств;

-                      эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

Таким образом, прибыль является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных доходов и расходов.[2]


1.2. Порядок расчетов показателей прибыли и рентабельности

Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.

Валовой доход в суммовом выражении определяется как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:

РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,

где, РЦ – розничная цена товара, руб.;

       СС – себестоимость производства товара, руб.;

       ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;

       ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

       НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

       ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;

       НП – налог с продаж, руб.

Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).

Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.

Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:

ПР = ВД – НДС – ИО,

где ПР    – прибыль от реализации товаров, руб.;

      ВД    – валовой доход от реализации товаров, руб.;

      НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

      ИО   – издержки обращения, руб.

Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:

ПФХД = ПР ± СДР,

где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной          деятельности, руб.;

      ПР       – прибыль от реализации, руб.;

      СДР     – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и           расходов, руб.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

-                      доходы от обычных видов деятельности;

-                      операционные доходы;

-                      внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступления относятся также чрезвычайные доходы.

В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль),  может быть вычислена по формуле:

ЧП = ВП – НП,

где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

       ВП – валовая прибыль, руб.;

       НП – налог на прибыль, руб.;

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.

  Основными взаимовлияющими факторами являются:

-  объем продажи товаров;

-  розничные цены на реализованные товары;

-  издержки обращения;

-  оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);

-  фондовооруженность работников;

-  налогоемкость предприятий;

-  численность работников.[3]

Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты.

Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов, то есть ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.

При использовании метода комплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора, должен вызвать адекватный рост другого.

Развитие торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

П > Т > И > Ф >Р, где

П – темп роста прибыли,

Т – темп роста товарооборота,

И – темп роста издержек обращения,

Ф – темп роста фондовооруженности работников,

Р – темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом  товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.

Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной  политике  и  ценообразовании.

-                      Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

-                      показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки производства и инвестиционных проектов;

-                      показатели,  характеризующие  рентабельность  продаж;

-                      показатели,  характеризующие  доходность  капитала  и  его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой  прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

;                                                       

или             ;                                                       

где      Rз     -        рентабельность производственной деятельности (окупаемость  затрат);

Пвп     -        валовая  прибыль  от  реализации  продукции;

ЧП      -        чистая  прибыль;

И        -        сумма  затрат.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  подразделениям  и  видам  продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли от проекта относиться к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли   от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки. Характеризует доходность реализации с рубля  продаж.

,                                                       

где      Rп     -        рентабельность  продаж;

  Прп  -        прибыль  от  реализации  продукции;

В         -        выручка  от  реализации.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых; собственного,  заемного,  основного,  оборотного  и  т.д.

При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя  моментальные  значения  данных  показателей.[4]



Глава 2. Расчет показателей прибыли и рентабельности

2.1. Расчет прибыли от реализации, расчет валового дохода

ООО «Центр» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия является - удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров а так же организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности торгового предприятия – получение прибыли. По товарной специализации ООО «Центр» – универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров.  Так как ООО «Центр» занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения. Уставный капитал общества составляет 666 тыс. рублей. Прибыль общества определяется к концу каждого финансового года (квартала).

Влияние прибыли на финансовое состояние фирмы.

Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (табл. 1.2).

Таблица 2.1. Оценка платежеспособности Фирмы «Центр»

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1.                  Оборотные активы, тыс. руб.

в том числе:

10677

12564

18441

- запасы

5462

6944

11541

- НДС по приобретенным ценностям

758

854

767

- дебиторская задолженность

3125

3567

4791

- краткосрочные финансовые вложения

415

335

-

- денежные средства

917

864

1338

2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

9865

11202

16688

3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2…0,5)

0,14

0,11

0,08

4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0)

0,45

0,43

0,37

5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0…2,0)

1,08

1,12

1,10


Таблица 2.2. Оценка финансовой устойчивости ООО «Центр»

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1. Инвестированный капитал, тыс. руб.

15565

18709

29775

2. Собственный капитал, тыс. руб.

9865

11104

13086

3. Внеоборотные активы, тыс. руб.

8965

9740

11334

4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.

1211

1364

1752

5. Оборотные активы, тыс. руб.

10667

12566

18441

6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8)

0,11

0,11

0,09

7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0)

0,12

0,12

0,13

8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5)

0,63

0,59

0,44

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.

Данные таблицы 2.2. показывают, что только 9 – 11% оборотных активов ООО «Центр» финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2002г. – 0,11; в 2003г. – 0,11; в 2004г. – 0,09).

  Коэффициент маневренности собственных средств характеризует степень мобильности (гибкость) использования собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала).

  Коэффициент маневренности собственных средств в 2002г. и 2003г. составил 0,12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2004г. данный коэффициент составил 0,13%.

  Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2.2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.

  Коэффициент автономии предприятия показывает долю собственников в общей сумме капитала, инвестированного в деятельность предприятия, т.е. характеризует его независимость от внешних источников финансирования. Данные таблицы 2.2. характеризуют достаточную независимость предприятия от внешних источников финансирования в 2002 и 2003 гг. (коэффициент автономии выше 0,5). В 2004 г. наметилась негативная тенденция, т.е. доля собственников в общей сумме капитала составляет лишь 44%. 

В фирме «Центр» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.


Таблица  2.3. Анализ прибыли от реализации ООО «Центр» (тыс. руб.)

Показатели

План

факт

% выполнения

отклонение (+;-)

на 2004 г.

за 2004 г.

1. Товарооборот

181300

182842

100,85

1542

2. Валовой доход





2.1. в сумме

22528

24070

106,84

1420

2.2. в % к обороту

12,43

13,16

105,87

0,73

3. Издержки обращения





3.1. в сумме

15880

15886

100,04

6

3.2. в % к обороту

8,76

8,69

-

-0,07

4. Прибыль от реализации

6648

8184

133,63

1536

5. Рентабельность по прибыли от реализации, %

3,67

4,48

122,07

0,81

Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.

1.          За счет перевыполнения плана товарооборота.

(1542 х 4,48%) : 100% = 69,1 т.р.

2.          За счет изменения валового дохода.

(182842 х 0,73%) : 100% = 1334,7 т.р.

3.          За счет экономии издержек обращения.

(182842 х 0,07%) : 100% = 127,2 т.р.

  Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.

69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.

  Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2004 г. и плановой суммой прибыли.

8184 – 6648 = 1536 т.р.

2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2004 г. к плановой.

(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %

3. Прирост прибыли в сумме в 2004 г. по сравнению с 2003 г., как их разность.

8184 – 3496 = 4688 т.р.

4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2004 г. к фактической сумме прибыли 2003 г.

(8184 : 3496) х 100 = 234,09%

5. Фактический уровень рентабельности за 2004 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.

(8184 : 182842) х 100% = 4,48%

6. Плановый уровень рентабельности на 2004 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.

(6648 : 181300) х 100% = 3,67%

  По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:

0,81% (4,48 – 3,67)

7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.

4,48 – 3,32 = 1,16%

  Уровень в 2004 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.[5]

2.2. Расчет прибыли предприятия, чистой прибыли, определение рентабельности

Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы «Центр» за 2002 – 2004гг. представлены в таблице 2.4.


Таблица 2.4. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Центр» за 2002 – 2004 гг. (в сопоставимых ценах)

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Отклонение по годам (+;-)

Темп роста  по годам (%)

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

1.Товарооборот, тыс. руб.

99258

105258

182842

6000

77584

106,04

173,71

2. Валовой доход, тыс. руб.

12298

13480

24070

182

10590

109,61

178,47

3. Уровень валового дохода, %

12,39

12,81

13,16

0,42

0,35

4. Издержки обращения, тыс. руб.

9089

9990

15886

901

5896

109,91

139,02

5. Уровень издержек обращения, %

9,16

9,49

8,69

0,33

-0,8

6. Товарные запасы, тыс. руб.

4560

6203

9242,5

1643

3039,5

136,03

149,00

7. Товарооборачиваемость, дн.

17

21

18

4

-3

123,53

85,71

8. Среднесписочная численность     работников, человек

357

365

363

8

-2

102,24

99,45

9. Затраты на оплату труда,     тыс. руб.

2245

2940

3050

695

110

130,96

103,74

10. Производительность труда,       тыс. руб.

278,03

288,38

503,70

10,35

215,32

103,72

174,67

11. Торговая площадь, м²

3598,7

3598,7

3598,7

0

0

12. Товарооборот на 1 м² торговой  площади, тыс. руб.

27,58

29,25

50,81

1,67

21,56

106,06

173,71

13. Прибыль от реализации,       тыс. руб.

3209

3496

8184

287

4688

108,94

234,1

14. Балансовая прибыль, тыс. руб.

2938

3217

7390

279

4173

109,50

229,72

15. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %

3,23

3,32

4,48

0,09

1,16

16. Рентабельность продаж       по балансовой прибыли, %

2,96

3,06

4,04

0,1

0,98


По ООО «Центр» за 2004 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.

  Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей.

  В 2004 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2003 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.

  Прибыль от реализации в 2004 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).

  За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.

  В 2004 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% –  12,43%).

  Абсолютный перерасход издержек обращения в 2004 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2004 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.

  Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2004 г. по сравнению как с 2003 г., так и с 2002 г.

  В 2004 г. в фирме увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.

  На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.

  Издержки обращения за год по сравнению с 2003 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.

  Кроме прибыли от реализации, фирма «Центр» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.

  Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2004г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.

Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2003г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2004г. по сравнению с 2003г. В сравнении с 2002г., в 2003г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.

Необходимо отметить, что за период с 2002г. по 2004г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2004г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2003г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2004г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2003г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.[6]

В фирме «Центр» основным источником прибыли является прибыль от реализации.


Таблица 2.5. Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Центр» за 2004г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатели

2003 г.

2004 г.

Изменения по сравнению

Сумма

Уд. вес в бал. приб.

План

Факт.

С планом

С 2003 г.

сумма

структура, %

сумма

структура, %

В сумме

По уровню, %

В сумме

По уровню, %

Балансовая прибыль

3217

100

5784

100

7390

100

1606

-

4173

-

 Прибыль от реализации

3496

108,6

6648

114,9

8184

110,7

1536

-4,2

4688

-6,32

Прибыль от внереализационных операций

-279

-8,6

-864

-14,9

-793

-10,7

-38

0,05

-439

2,07

 

Как показывают данные таблицы 2.5, план по балансовой прибыли перевыполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.

Из таблицы 4 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2004г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.

Если сравнивать 2004г. с 2003г., то можно также выделить, прибыль от реализации выросла на 4688 т.р., и хотя от внереализационных операций в 2004г. убыток  по сравнению с 2003г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.

Рентабельность продаж.

Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.


Таблица 2.6. Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «Центр»         (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель

2003 г

2004 г.

Выручка (нетто) от реализации товаров

105258

182842

Себестоимость реализации товаров

91771

158772

Коммерческие расходы

9990

15886

Прибыль от реализации

3496

8184

Проценты к получению

49

39

Прочие операционные доходы

180

200

Прочие операционные расходы

785

870

Прочие внереализационные доходы

408

71

Прочие внереализационные расходы

131

233

Прибыль отчетного периода

3217

7390

Рентабельность продаж (%)

- по прибыли от реализации товаров

3,32

4,48

- по балансовой прибыли

3,06

4,04


Как видно из Таблицы 2.6.  в 2003 г., что 2004 г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2004г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «Центр», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2004г. -  4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2003г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.

Рентабельность деятельности.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной  деятельности фирмы «Центр» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель

2003г.

2004г.

Издержки обращения

9990

15886

Затраты предприятия

10906

16989

Прибыль от реализации

3496

8184

Балансовая прибыль

3217

7390

Рентабельность издержек обращения, %

34,99

51,52

Рентабельность текущих расходов, %

29,50

43,50


Сопоставив таблицы 2.6 и 2.7, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2004г., что в 2003г.

Рентабельность капитала.

С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине (Таблица 2.8).


Таблица 2.8. Расчет рентабельности собственного капитала фирмы «Центр»     (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель

2003г.

2004г.

Собственный капитал:

-          на начало года

-          на конец года


9865

11104


11104

13086

Средняя величина собственного капитала в течение года

10484,5

12095

Чистая прибыль

5194

2415

Рентабельность собственного капитала, %

49,54

19,97

Как видно, рентабельность собственного капитала в 2004 году (19,97%) ниже, чем в 2003г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2003г.

Рентабельность используемых ресурсов.

Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы «Центр»             (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель

2003г.

2004г.

Балансовая прибыль

3217

7390

Затраты на персонал

2940

3050

Численность работников

365

363

Рентабельность расходов на оплату труда, %

109,4

242,3

Прибыль на одного работника

8,8

20,4


Данные таблицы 2.9 показывают, что в 2004г. по сравнению с 2003г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза.[7]


Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

1.                    Раскрыта сущность понятия «прибыль»

2.                    Определен порядок расчетов показателей прибыли и рентабельности.

3.                    Произведен расчет показателей прибыли и рентабельности на примере ООО «Центр».

Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В дипломной работе раскрыты основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения. Основные аспекты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на примере предприятия розничной торговли ООО «Центр».

 Основным источником прибыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы управления прибылью и рентабельностью торгового предприятия.

Анализ прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек обращения.

Так анализ показал, что в фирме в 2004 г. товарооборот вырос по сравнению с предшествующим годом на 77584 тыс. руб. (182842 – 105258), т.е. темп роста – 174 %. При этом план товарооборота был перевыполнен на 100,85 %. Рост товарооборота сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста валового дохода  (178 %) опережал темп роста издержек обращения (139 %). Эти два фактора обеспечили соответствующий темп роста прибыли от реализации товаров (234 %). Дальнейший детальный анализ издержек обращения позволил установить резервы повышения прибыли.

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Для этого в работе представлена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффективность преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2004 г. экономическая  деятельность ООО «Центр» была рентабельной (рентабельность продаж по прибыли от реализации товаров – 4,5 %, рентабельность издержек обращения – 52 %, рентабельность собственного капитала – 20 %).

В результате проведенного факторного анализа прибыли были выявлены резервы ее повышения, что позволило разработать план по прибыли на следующий год.

На основе расчета плана прогноза по товарообороту, валовым доходам, издержкам обращения, спрогнозировано увеличение прибыли в 2005г. на 7668 тыс. руб. (за счет снижения издержек обращения на 6667 тыс. руб. и за счет перевыполнения плана товарооборота на 2182 тыс. руб.). При этом соответственно прогнозируется повышение рентабельности продаж фирмы до 6,85 %.



Список литературы



1.                     Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Экономика, 2002.

2.                     Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2004.

3.                     Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2003.

4.                     Ковалева А.М. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2002.

5.                     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: МГУ, 2004.

6.                     Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий//Аудитор, 2003. - № 9 . – С. 41-46

7.                     Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Маркетинг, 2004.

8.                     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Бизнес, 2004.

9.                     Торговое дело: экономика, маркетинг, организация./Под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2004.

10.                Экономика предприятия и сферы услуг./Под ред. Аванесова Ю.А. – М.: Экономика, 2002.

11.                Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004.

12.                Экономика и организация деятельности торгового предприятия./ Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2004.




[1] Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 58

[2] Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004. – С. 82

[3] Ковалева А.М. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 137

[4] Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004. – С. 108

[5] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: МГУ, 2004. – С. 205

[6] Экономика и организация деятельности торгового предприятия./ Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 240

[7] Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий//Аудитор, 2003. - № 9 . – С. 41-46