Содержание

Введение. 3

Глава I. Сущность внешнего управления. 5

1.1. Понятие и сущность внешнего управления. 5

1.2. Внешний управляющий и его функции. 7

1.3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. 10

1.4. План внешнего управления. 12

1.5. Заключительная часть внешнего управления. 16

Глава II. Внешнее управление на ОАО «Дальгипрошахт». 19

2.1. Общая характеристика предприятия. 19

2.2. Анализ финансового и экономического положения предприятия. 20

2.3. Мероприятия финансового оздоровления и сроки их осуществления. 22

2.4. Реструктуризация предприятия. 28

2.5. Продажа части имущества. 29

2.6. План производства и реализации продукции. 29

2.7. Финансовый план и график ликвидации кредиторской задолженности. 30

Заключение. 32

Список литературы.. 35

Введение

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Одним из таких механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным, является механизм банкротства. Он включает в себя определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха.

Внешнее управление - одна из реорганизационных процедур, которая состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена, и для этого необходимо реализовать часть имущества и осуществить некоторые другие меры организационного и экономического характера. Для предприятия и его персонала это очень важно, что бы предприятие продолжило свое существование, даже если оно несколько изменит характер своего производства, поэтому актуальным является изучение данной процедуры антикризисного управления.

Внешнее управление вводится арбитражным судом по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. В заявлении должна быть обоснована целесообразность применения этой процедуры, а также должна быть указана кандидатура на должность арбитражного управляющего, которая должна удовлетворять требованиям, указанным в законе.

Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собрание кредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения их арбитражным судом  принимаются к исполнению управляющим.

 Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется на долги предприятия, возникшие до введения внешнего управления.

Управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления. При этом различаются две ситуации:

1. Цель внешнего управления достигнута, то есть платежеспособность предприятия восстановлена. В этом случае арбитражный суд выносит определение о завершении внешнего управлении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

2. Достижение цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом и возбуждении конкурсного процесса.

Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей внешнего управления в системе антикризисного управления и рассмотрение процедуры внешнего управления на государственном унитарном предприятии «Дальгипрошахт».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие внешнего управления;

-       Рассмотреть особенности работы внешнего управляющего;

-       Описать сущность моратория на удовлетворение требований кредиторов;

-       Рассмотреть план внешнего управления: его понятие и структуру;

-       Описать завершение внешнего управления;

-       Рассмотреть практику внешнего управления на примере ГУП «Дальгипрошахт».

В работе использовались следующие методы исследования:

-       Анализ законодательных актов, арбитражной практики, научных публикаций и теории внешнего управления в системе антикризисного управления;

-       Сравнение различных прецедентов внешнего управления.

 

Глава I. Сущность внешнего управления

1.1. Понятие и сущность внешнего управления

Введение внешнего управления характеризуется следующими основными моментами:

-       руководство должника отстраняется от должности, управление делами возлагается на внешнего управляющего;

-       снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

-       вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;

-       внешний управляющий вправе подать в арбитражный суд заявление о признании ряда сделок должника недействительными.[1]

Очень важной является мера, которая служит обеспечению возможности проведения внешнего управления, - мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возникших до его введения.

Предполагается продолжение функционирования предприятия в течение периода внешнего управления, поэтому необходима отсрочка платежей. Введение моратория препятствует кредиторам требовать наложения взыскания на имущество должника, поскольку такие требования в ряде случаев могут создавать серьезные препятствия для осуществления текущей деятельности предприятия - должника.

При назначении моратория должник получает возможность в течение достаточно длительного времени не выплачивать долги с тем, чтобы восстановить нормальное функционирование. Таким образом, мораторий можно рассматривать как предоставленную законом должнику льготу, имеющую значительный санационный эффект.

Основным документом этапа внешнего управления является план внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов.

Цель внешнего управления, как и всей процедуры банкротства вообще – восстановление платежеспособности должника при условии наиболее полного удовлетворения требований кредиторов; план должен предусматривать подробный перечень мероприятий, направленных на достижение этой цели.

Из плана внешнего управления должно следовать, что в течение срока внешнего управления исчезнут признаки несостоятельности, которыми должник обладал на момент введения внешнего управления (задолженность не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда в течение более чем трех месяцев).

В плане внешнего управления должны быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника. Это может быть:

-       перепрофилирование производства;

-       закрытие нерентабельных производств;

-       ликвидация дебиторской задолженности;

-       продажа части имущества должника;

-       уступка прав требования должника;

-       исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

-       продажа предприятия (бизнеса) должника;

-       иные способы восстановления платежеспособности должника.[2]

Недостатком ранее действовавшего законодательства была невозможность осуществления продажи предприятия в процессе внешнего управления; продать бизнес (предприятие как имущественный комплекс) можно было только на стадии ликвидации, когда спасти бизнес, как правило, было уже невозможно.

Между тем с экономической точки зрения одной из наиболее важных задач законодательства о несостоятельности является спасение бизнеса (при условии соблюдения интересов кредиторов), которое может проходить как при сохранении организационно-правовой формы путем проведения реорганизационных процедур, так и путем продажи новому владельцу. По сути, при продаже предприятия имущество передается от одного хозяйствующего субъекта, который терпит убытки, эксплуатируя это имущество, другому, который сможет использовать его с получением прибыли, т. е. сделать предприятие жизнеспособным. А средства, полученные в результате продажи предприятия, будут распределены между кредиторами.

1.2. Внешний управляющий и его функции

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом.

От даты введения внешнего управления:

-       прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

-       внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

-       прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 статьи 94 Закона №127-ФЗ.[3]

Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней от даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему:

-       отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

-       аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

-       вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ.

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

-       по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего;

-       в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

-       на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;

-       в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

-       в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;

-       в иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ случаях.

Внешний управляющий имеет право:

-       распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Следует учесть, что внешний управляющий имеет те же права и обязанности, которые установлены статьей 24 Закона №127-ФЗ для арбитражных управляющих;

-       заключать от имени должника мировое соглашение;

-       заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона №127-ФЗ;*

-        предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона №127-ФЗ;

-       осуществлять иные предусмотренные Законом №127-ФЗ действия.

Внешний управляющий обязан:

-       принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

-       разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

-       вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

-       заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

-       принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

-       вести реестр требований кредиторов;

-       реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

-       информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

-       представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

-       осуществлять иные предусмотренные Федеральным законом полномочия.[4]

1.3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

После того, как в организации введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.

Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

 В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

-       о взыскании задолженности по заработной плате;

-       о выплате вознаграждений по авторским договорам;

-       об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

-       о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

-       о возмещении морального вреда;

-       о взыскании задолженности по текущим платежам.[5]

Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.

На требование кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно.

На основании пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве установлено начислять проценты на суммы требований кредиторов каждой очередности с момента введения внешнего управления.

Начисление процентов прекращается, если арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами; требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления; должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ проценты, начисляемые на суммы требований кредиторов, являются внереализационными расходами и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику, для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который вынесет определение: включить или не включить в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.

1.4. План внешнего управления

 Не позднее чем через месяц от даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения, принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. Внешнему управляющему предстоит разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

План внешнего управления должен:

-       соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;

-       предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;

-       содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.[6]

План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

Внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

План внешнего управления предусматривает меры и сроки по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и другие расходы должника.

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца от даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения указанного собрания.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

-       об утверждении плана внешнего управления;

-       об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

-       об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца от даты принятия указанного решения;

-       об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.[7]

Если в течение четырех месяцев от даты введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, и собранием кредиторов не заявлено ходатайство, предусмотренное настоящей статьей, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

План внешнего управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана внешнего управления.

 Срок внешнего управления продлевается арбитражным судом в случае, если:

-       собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более чем максимальный срок внешнего управления;

-       собранием кредиторов, по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего, в связи с итогами внешнего управления, принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, предусмотренный решением собрания кредиторов, но не более чем максимальный срок внешнего управления.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

-       перепрофилирование производства;

-       закрытие нерентабельных производств;

-       взыскание дебиторской задолженности;

-       продажа части имущества должника;

-       уступка прав требования должника;

-       исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

-       увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

-       размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

-       продажа организации должника;

-       замещение активов должника;

-       иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

 Внешний управляющий может продать часть имущества должника или всю организацию целиком, включая филиалы, структурные подразделения должника. Внешний управляющий приступить к продаже имущества должника может только после проведения инвентаризации и оценки имущества. Реализовать можно лишь то имущество, которое не помешает должнику продолжать свою хозяйственную деятельность.

Продать организацию целиком можно лишь по решению органа управления должника. В решении обязательно должна быть указана минимальная цена продажи. Организация или часть ее имущества, балансовая стоимость которого превышает сто тысяч рублей, продается на открытых торгах. Собрание кредиторов определяет порядок и условия проведения торгов, а организует торги внешний управляющий. Имущество должника, которое ограничено в обороте, может быть продано на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Начальная цена продажи организации или части имущества организации, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Начальная цена продажи организации не может быть ниже минимальной цены, которая назначена органами управления должника.

Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи организации не позднее, чем за месяц до истечения срока внешнего управления. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены. Продолжительность приема заявок (предложений) на участие в торгах должна быть не менее чем двадцать пять дней.

Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже организации на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 Закона №127, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

Денежные средства, вырученные от продажи организации, включаются в состав имущества должника.

1.5. Заключительная часть внешнего управления

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет внешнего управляющего:

-       по результатам проведения внешнего управления;

-       при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;

-       по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;

-       в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

 Отчет внешнего управляющего должен содержать:

-       баланс должника на последнюю отчетную дату;

-       отчет о движении денежных средств;

-       отчет о прибылях и об убытках должника;

-       сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

-       расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

-       сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

-       иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.[8]

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов. В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

-       о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

-       о продлении установленного срока внешнего управления;

-       о прекращении производства по делу, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, в соответствии с реестром требований кредиторов;

-       о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим, в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 134 - 138 Закона №127-ФЗ.

 После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра требований кредиторов. В случае если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, документы, подтверждающие удовлетворение требования кредитора, направляются внешним управляющим реестродержателю.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с Законом №127-ФЗ и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя должника.[9]

Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются.

В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня от даты утверждения конкурсного управляющего.

Глава II. Внешнее управление на ОАО «Дальгипрошахт»

2.1. Общая характеристика предприятия

Государственное унитарное предприятие «Дальгипрошахт» является правопреемником государственного института «Дальгипрошахт», который 75 лет занимается вопросами комплексного проектирования угольных предприятий, в основном, в регионах Сибири, Дальнего Востока, Якутии.

В последнее время ГУП «Дальгипрошахт» занимается:

-       вопросами реконструкции и технического перевооружения угольных предприятий Дальнего Востока и Якутии и регионов Сибири на основе внедрения новых передовых технологий и оборудования, внедрения новых материалов как зарубежного так и отечественного производства;

-       проектирует производства, связанные с изготовлением взрывчатых веществ, подготовкой  заводского производства на предприятиях-потребителях, а так же складов и пунктов  погрузки и разгрузки взрывчатых материалов;

-       разрабатывает проекты  по закрытию и ликвидации неперспективных и убыточных предприятий угольной отрасли;

-       ведет обследования зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации длительное время, и разрабатывает  проекты по их реконструкции и  усилению;

-       разрабатывает бизнес-планы и проекты инвестиций на все виды указанных проектных услуг.

На все это у института имеются соответствующие лицензии, выданные органами Госстроя и Госгортехнадзора России. 

ГУП «Дальгипрошахт» занимает одну из лидирующих позиций в области проектирования угольных предприятий. Но в последние годы предприятие столкнулось со многими финансовыми проблемами. Это показывает анализ общеэкономических показателей ГУП «Дальгипрошахт», который приведен ниже (Таблица 1).

Таблица 1

Кадровые и экономические показатели деятельности ГУП «Дальгипрошахт»[10]

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам

2001

2002

2003

1.

Общеэкономические показатели

Объем производства

млн.р.

48

34

17

2.

Величина основных фондов

млн.р.

17

16

14

3.

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

-

-

-

4.

Производительность труда

млн.р.

0,0205

0,0145

0,0072

5.

Прибыль

млн.р.

-0,3

-2,4

-4,0

6.

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

7.

Кадровые показатели

Численность персонала, всего

в том числе по категориям:

·         рабочие

·         руководители

·         специалисты

·         прочие служащие

чел.

160

137

136

чел.

26

24

28

чел.

чел.

чел.

6

120

8

7

92

14

8

91

9

Как видно из приведенных показателей предприятие находится в убыточном положении. Прибыль снижается ежегодно: 2001 год - -0,3 млн. руб.; 2002 год - -2,4 млн. руб.; 2003 год – -4,0 млн. руб.

Так же снижается и объем производства: 2001 год - 48 млн. руб.; 2002 год – 34  млн. руб.; 2003 год – 17 млн. руб.

2.2. Анализ финансового и экономического положения предприятия

Коэффициент текущей ликвидности (Кл) характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами необходимыми для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств составил: Кл на 01.01.2002 г. – 0,74; Кл на 01.10.2002 г. – 0,67, при нормативе 2,0.

Таблица 2

Коэффициент ликвидности предприятия

Наименование показателя

Нормативное значение

На начало года

На конец года

Изменение

1

Общий коэффициент ликвидности

≥ 1,0

0,724

0,446

-0,278

2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 ÷ 0,7

0,461

0,555

0,093

3

Коэффициент критической ликвидности

≥ 1,0

0,330

0,134

-0,196

4

Коэффициент текущей ликвидности

2,0

0,74

0,67

-0,07

5

Коэффициент мобильной ликвидности

0,5 ÷ 0,7

1,209

0,923

-0,285

6

Коэффициент маневренности функционирующего капитала

-

0,342

0,334

0,006

7

Доля оборотных средств в активах

-

0,156

0,113

-0,043

8

Доля краткосрочных обязательств в капитале

-

0,037

0,034

-0,003

Предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами необходимыми для его финансовой деятельности, при норме 0,1 по расчетам он составил –0,15. Несмотря на то, что предприятие по балансу имеет основные фонды и добавочный капитал, их балансовая стоимость отражает переоценку, а не рыночную стоимость основных фондов.

Наблюдается тенденция к снижению данного коэффициента за исследуемый период, что связано с уменьшением стоимости основных фондов за счет списания и износа (на 1.469 тыс. руб. по сравнению с данными на 01.01.2002 г.), ростом дебиторской задолженности на 5.834 тыс. руб. Основными дебиторами являются ОАО «УТРФ» 6772 тыс. руб., «Астера» 2540 тыс. руб., в/ч 3843 тыс. руб., «Дальэнерго» 1363 тыс. руб., ООО «Хабстрой» 1930 тыс. руб. Реальной возможности восстановить свою платежеспособность предприятия не имеют, расчетный коэффициент восстановления платежеспособности ниже нормативного и составляет 0,3, при норме 1,0.

Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества возрос с 0,3338 до 0,3853. Отрицательными показателями финансовой деятельности предприятия является увеличение срока погашения дебиторской задолженности с 142 до 378 дней, а также снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 0,9834 до 0,3360, что свидетельствует об увеличении объема предоставляемых кредитов и отсутствии собственных оборотных средств.

В результате хозяйственной деятельности предприятие сработало нерентабельно, получены убытки в сумме –13952 тыс. руб.

Кредиторская задолженность с начала года превышает дебиторскую задолженность в сумме 31376 тыс. руб., общая краткосрочная кредиторская задолженность составляет 58849 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной кредиторской задолженности снизился с 0,9834 до 0,3360, что говорит об увеличении срока возврата долгов (с 278 до 815 дней). Основной удельный вес в кредиторской задолженности занимают: задолженность по социальному страхованию 43,6% (в абсолютном выражении 25680 тыс. руб.) и статья «задолженность перед бюджетом» 25,8% (15190 тыс. руб.), задолженность по оплате труда возросла на 1879 тыс. руб. (с 3186 тыс. руб. до 5065 тыс. руб.). Основными кредиторами являются: ОАО «ДальТранс» 1093 тыс. руб., ООО «Алькатрас» 914 тыс. руб., ООО «Влад-ИНЛЕН» 901 тыс. руб., «Горводоканал» 338 тыс. руб.

Выручка от реализации за текущий год получена в сумме 19909 тыс. руб., финансовый результат от хозяйственной деятельности составил – 3361 тыс. руб.

Предприятие неплатежеспособно, не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

2.3. Мероприятия финансового оздоровления и сроки их осуществления

Анализ финансового состояния предприятия показал необходимость проведения реформирования и финансового оздоровления. В качестве мероприятий, способствующих финансовому оздоровлению и поддержке эффективной хозяйственной деятельности ГУП «Дальгипрошахт» предусматривается (таблица 3):

-       освоение выпуска новых видов услуг и проектных работ, в том числе по строительству зданий, фундаментов, подземных переходов и т.п. Затраты на организацию выпуска новых видов услуг составят 4505 тыс. рублей.

-       внедрение новых технологий, позволяющих значительно улучшить качество и товарный вид услуг и довести их до уровня лучших импортных аналогов. В частности, предполагается освоение технологических процессов гидрошлифования, электроимпульсного полирования, напыления пластмассовых деталей в вакууме и др. Стоимость реализации указанных технологических процессов – 2235 тыс. рублей;

-       снижение издержек производства, которое будет достигнуто за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, способствующих экономии тепла, электроэнергии, воды. В настоящее время доля затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции составляет до 60%. За счет увеличения объемов выпуска продукции на тех же площадях и внедрения ресурсосберегающих технологий, она будет снижена до 8-10%, что позволит, без изменения отпускных цен, увеличить в структуре себестоимости долю расходов на улучшение товарного вида, зарплату и повысить рентабельность производства. На внедрение ресурсосберегающих технологий потребуется 335 тыс. рублей;

-       капитальный ремонт оксидного отделения, щитовой и кровли в основном корпусе, затраты на который составят 620 тыс. рублей;

-       создание службы маркетинга, улучшение сбытовой и рекламной деятельности, что связано с необходимостью восстановления утерянных, и завоевания новых рынков сбыта. Стоимость мероприятий по маркетингу и рекламе оцениваются в размере 520 тыс. рублей.

Таблица 3

Мероприятия по финансовому оздоровлению

и поддержке эффективной хозяйственной деятельности[11]

п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации (квартал, год)

Затраты на реализацию (тыс. руб.)

1.

Организация производства новых видов услуг

1.1.

Строительство и проектирование зданий и сооружений:

 

 

• разработка конструкторской и технологической документации;

IV кв. 2003 г.

100

 

 

• заключение договора с компанией "ДальСтрой" на поставку комплектующих;

IV кв. 2003г.

 

 

 

 

• приобретение оборудования;

IV кв. 2003г.

250

 

 

• приобретение оснастки;

IV кв. 2003г.

480

 

 

• монтаж оборудования и освоение полной мощности;

I кв. 2004г.

75

 

 

• приобретение сырья и материалов на 3 месяца работы.

I кв. 2004г.

600

1.2.

Строительство подземных переходов:

 

 

• разработка конструкторской и технологической документации;

IV кв. 2003г.

100

 

 

• заключение договоров на поставку материалов;

I кв. 2004г.

 

 

 

 

• приобретение оборудования;

I кв. 2004г.

425

 

 

• приобретение оснастки;

I кв. 2004г.

540

 

 

• монтаж оборудования и освоение полной мощности;

II кв. 2004г.

100

 

 

• приобретение сырья и материалов на 3 месяца работы.

II кв. 2004г.

130

1.3.

Капитальный ремонт зданий и сооружений:

 

 

• уточнение технической документации;

IV кв. 2003г.

35

 

 

• приобретение и монтаж оборудования;

I кв. 2004г.

130

 

 

• приобретение оснастки, запчастей и материалов;

II кв. 2004г

110

 

 

• приобретение сырья и материалов на 3 месяца работы;

II кв. 2004г

445

 

 

• пуско-наладочные работы.

II кв. 2004г

20

 

 

• монтаж оборудования, подведение инженерных коммуникаций, пусконаладочные работы.

II кв. 2004г

60

3.

Внедрение ресурсосберегающих технологий.

3.1

Экономия тепла:

 

 

• разработка рабочей документации на установку приборов учета расхода тепловой энергии;

III кв. 2003г.

10

 

 

• установка приборов учета расхода тепловой энергии РТ-4.

октябрь 2003г.

90

3.2

Экономия электроэнергии:

 

 

• разработка рабочей документации, обеспечивающей раздельный учет расхода электроэнергии и согласование с Дальэнерго;

IV кв. 2003г.

30

 

 

• закупка и монтаж оборудования учета электроэнергии СЭМ 1.

I кв. 2003г.

50

3.3

Оборотное водоснабжение:

 

 

• разработка проектной документации по системе оборотного водоснабжения;

IV кв. 2003г.

20

 

 

• приобретение оборудования – градирни ГВЭ "Тайфун" - 3 шт.;

I кв. 2003г.

110

 

 

• строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

II кв. 2003г

25

4.

Капитальный ремонт на основной территории по 2му Южному проезду, д.31:

 

 

• ремонт кровли в главном корпусе.

IV кв. 2003г.

300

 

 

• ремонт щитовой с переносом кабеля и частичной заменой электропроводки;

I кв. 2004г.

240

 

 

• ремонт оксидного отделения;

II кв. 2004г

80

5.

Маркетинг и реклама:

5.1

Создание на базе отдела снабжения и сбыта службы маркетинга.

IV кв. 2003г.

60

5.2

Разработка, изготовление и рассылка рекламных материалов.

I кв. 2004г.

240

5.3

Оборудование для проектирования.

II кв. 2004г

120

5.4

Освоение новых рынков сбыта производимых услуг (участие в региональных ярмарках и поиск новых форм сбыта услуг).

IV кв. 2003г.-

IV кв. 2004г.

100

6.

Разработка программы развития ГУП ОЭМЗ "Рекорд":

6.1

Разработка и реализация плана финансового оздоровления (бизнес-плана).

сентябрь 2003г.

420

6.2

Разработка опережающей стратегии развития.

I кв. 2004г.

6.3

Разработка программы структурной перестройки.

II кв. 2004г.

ИТОГО:

8635

Затраты на выполнение мероприятий предусмотренных планом финансового оздоровления предприятия – 8635 тыс. рублей рассчитаны исходя из цен по состоянию на 01.04.2003г. Затраты покрываются за счет средств, выделяемых из бюджета Хабаровского края на возвратной основе в качестве финансовой помощи.

Таблица 4

Прогноз финансовых результатов

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

V кв.

VI кв.

VII кв.

VIII кв.

Итого

1. Выручка от реализации

2027

3227

4697

4697

4697

4697

4697

4697

33436

2. Затраты на производство реализованной продукции

2790.6

2790.6

2790.6

2790.6

2790.6

2790.6

3733.7

3733.7

24211

3. Результат от реализации

-763.6

436.4

1906.4

1906.4

1906.4

1906.4

963.3

963.3

9225

4. Балансовая прибыль

-776.0

419.2

1883.4

1883.4

1883.4

1883.4

940.3

940.3

9057.4

5. Платежи в бюджет из прибыли

28.3

28.3

28.4

28.4

129.5

110.7

192.6

192.6

738.8

6. Чистая прибыль

-604.3

390.9

1855.0

1855.0

1753.9

1772.7

747.4

747.4

8318

Реализация комплекса мер, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Дальгипрошахт» позволит в 6 раз увеличить годовой объем выпускаемых услуг (соответственно увеличится налогооблагаёмая база), значительно улучшить товарный вид и конкурентоспособность работ и будет способствовать решению важнейшей социальной задачи - созданию в г. Хабаровске 150 новых рабочих мест, в том числе 30 для инвалидов.

Стоимость создания одного рабочего места при финансовой поддержке Правительства г. Хабаровска в объеме 8,365 млн. рублей, составит 21,3 тыс. рублей. Срок реализации плана составляет 12 месяцев. Государственная финансовая помощь г.Хабаровска погашается за 18 месяцев. Дисконтный срок окупаемости проекта – 21 месяц.

Срок возврата вложенных средств в инвестиционный проект составляет 14 месяцев.

Срок окупаемости – минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и остается неотрицательным. Иными словами, это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными доходами от его осуществления. Срок окупаемости рассчитывается с учетом дисконтирования.

В данном инвестиционном проекте за суммарные доходы принимается чистая прибыль, получаемая в процессе производственной деятельности. За ставку дисконтирования принимается ставка рефинансирования Центрального Банка России – 33% годовых. Таким образом дисконтируемый срок окупаемости инвестиционной проекта составляет 18 месяцев.

Укрупненные расчеты финансовых показателей приведены в следующей таблице 5.

Таблица 5

Прогноз финансовых результатов с учетом дисконтирования

Кварталы

Итого

1

2

3

4

5

6

Доход от реализации

928,73

2414,69

3714,90

3714,90

3714,90

3714,90

18203,01

Себестоимость продукции

557,24

1448,81

2228,94

2228,94

2228,94

2228,94

10921,81

Налоги

в т.ч.

92,87

241,47

371,49

371,49

371,49

371,49

1820,30

налог на имущество

42,70

42,70

42,70

42,70

42,70

42,70

256,20

Прибыль от реализации

278,62

724,41

1114,47

1114,47

1114,47

1114,47

5460,90

Налог на прибыль в т.ч.

97,52

253,54

390,06

390,06

390,06

390,06

1911,32

налог на прибыль в бюджет г. Москвы

61,30

159,37

245,18

245,18

245,18

245,18

1201,40

Чистая прибыль

181,10

470,86

724,41

724,41

724,41

724,41

3549,59

Чистая дисконтируемая прибыль

168,62

408,21

584,75

544,46

506,94

472,02

2685,00

В процессе реализации предлагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия незагруженными остаются 40% производственных мощностей. Их простой занижает финансовые показатели организации. В связи с этим в целях поиска альтернативных вариантов их использования предлагается три варианта реструктурирования предприятия:

-       реорганизация предприятия в форме выделения части имущества в совместное предприятие под инвестиционный проект;

-       продажа излишнего имущества предприятия;

-       консервация излишнего имущества предприятия.

Выбор одного из них должен основываться на экономическом анализе и социальной эффективности.

2.4. Реструктуризация предприятия

Реструктуризация предприятия – один из вариантов дальнейшего развития предприятия в рамках внешнего управления (организация совместного предприятия на базе выделяемого излишнего имущества ГУП «Дальгипрошахт»).

ГУП «Дальгипрошахт» передает совместному предприятию в уставной фонд помещения и другие необходимые основные фонды для установки нового оборудования и осуществления производственной деятельности на сумму 1335 тыс. рублей. Передача основных фондов осуществляется по разделительному балансу и оформляется передаточным актом.

Инвестор передает совместному предприятию в уставной фонд денежные средства, эквивалентные сумме переданных предприятием основных фондов.

Проведение эмиссии акций совместного предприятия и закрепление их в равных долях (50/50) в собственности субъекта федерации и инвестора. Акции, закрепленные в собственности субъекта федерации передаются в управление Департаменту государственного и муниципального имущества.

Производственные мощности монтируются и вводятся в действие поэтапно в процессе освоения технологического процесса:

-       1 квартал – 25% производственных мощностей;

-       2 квартал – 40% производственных мощностей;

-       3 квартал – ввод в действие оставшихся 35% мощностей.

Планируемая фондоотдача нового производства составит 58 копеек с каждого вложенного в основные фонды рубля.

Объем реализации выпущенной продукции принимается за 100%, т.к. продукция конкурентоспособна и инвестор участвует в проекте с готовой сбытовой сетью.

Таким образом, сумма налоговых поступлений за период реализации инвестиционного проекта с учетом дисконтирования составит 2822,69 тыс. рублей. Из них на долю основных налоговых поступлений в бюджет г.Хабаровска (налог на имущество – 2%; налог на прибыль – 22%) придется 1109,81 тыс. рублей.

2.5. Продажа части имущества

Следующим этапом внешнего управления является продажа излишнего имущества государственного унитарного предприятия «Дальгипрошахт».

Продажа имущества целесообразна в том случае, если оно не представляет коммерческого или социального интереса для реализации городских программ.

После прохождения всех необходимых согласований объявляется конкурс на продажу имущества. Право участия в таком конкурсе дает заявка на участие и залог в качестве гарантии платежеспособности покупателя.

Учитывая, что рыночная стоимость имущества может отклоняться от остаточной на 10-15%, то при благоприятных условиях имущество будет продано за 1535,25 тыс. рублей, а при не благоприятных условиях за 1201,5 тыс. рублей. Принимая во внимание, что основные фонды имеют значительный износ, реальная сумма, рассчитанная с помощью вероятностного анализа составит 1501,88 тыс. рублей.

2.6. План производства и реализации продукции

Производственной программой предусматривается основной рост объемов производства за счет освоения новых изделий. Доля производства новых изделий в годовом товарном выпуске планируется: 2003г. - 5,96%; 2004 г. - 40,15%; 2005 г. -65,6%.

На 01.04.2003г. остаток невыполненных заказов составил 30% планируемого годового выпуска, поэтому план реализации принят равным выпуску услуг.

Анализ состояния существующих производственных мощностей показал: большинство групп основного оборудования имеют предельный износ, что подтверждается бухгалтерскими данными. С целью снижения затрат на ремонт и простои оборудования в плане мероприятий по финансовому оздоровлению предусмотрены финансовые ресурсы для обновления парка оборудования в сумме 239 тыс. руб.

Численность работников основной сферы производства рассчитана исходя из уровня выработки и производственной программы. Количество вспомогательных рабочих и других категорий работающих определено по нормативам. Число инженерно-технических работников взято по штатному расписанию. Среднесписочная численность работников в 2003 году принята на уровне фактической численности в I квартале и составила 177 человек.

Общая расчетная численность работающих составит: в 2004 году - 327 человек; в 2002 году - 430 человек.

Фонд зарплаты с учетом отчислений в налоговые органы составит: 2001 год - 5078 тыс. руб.; 2002 год - 6893 тыс. руб.

При разработке плана выполнены калькуляции и определена отпускная цена, с учетом обеспечения повышения рентабельности и возможности обеспечения ценовой конкуренции с аналогичными товарами, находящимися в торговый сети, при этом рентабельность составила в пределах 25-40%.

2.7. Финансовый план и график ликвидации кредиторской задолженности

26 января 2002 года на ГУП «Дальгипрошахт» состоялось собрание кредиторов, на котором был выслушан отчет внешнего управляющего об итогах внешнего управления.

Внешний управляющий доложил, что за период внешнего управления погашены первая, вторая и третья очередь кредиторов, в стадии погашения находятся кредиторы четвертой очереди.

Первая очередь – требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей. Данные задолженности были погашены полностью до 19.11.2002 года.

Вторая очередь – требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам. Данные задолженности были погашены полностью до 23.12.2002 года.

Третья очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Данные задолженности были погашены полностью до 10.02.2003 года.

Для очередей четыре и пять существует план-график погашения задолженностей

Четвертая очередь – требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды должна быть погашена полностью до 01.05.2005 года. Проведена большая работа по взысканию дебиторской задолженности, в частности с ОАО «УТРФ» путем перезачетов погашались долги, с конкурсными кредиторами, возникшие в ходе внешнего управления.

Все остальные требования полностью необходимо погасить  01.07.2005 года. Рабочий персонал путем перевода перешел в самостоятельные вновь созданные предприятия. Реализована часть излишнего имущества.

Конкурсные кредиторы составляют незначительную часть кредиторской задолженности. Основные долги – бюджет и внебюджетные фонды, составляющие значительную сумму. Основные производственные фонды для ведения хозяйственной деятельности отсутствуют.

Внешний управляющий вынес предложение о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Собрание кредиторов единогласно проголосовало за обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены аспекты процедуры внешнего управления в структуре антикризисного управления предприятия, а также рассмотрен пример процедуры внешнего управления на государственном унитарном предприятии «Дальгипрошахт».

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Дано понятие внешнего управления;

-       Рассмотрены особенности работы внешнего управляющего;

-       Описана сущность моратория на удовлетворение требований кредиторов;

-       Рассмотрен план внешнего управления: его понятие и структура;

-       Описан этап завершения внешнего управления;

-       Рассмотрена процедура внешнего управления на примере ГУП «Дальгипрошахт».

В целом, план внешнего управления – основной документ этого этапа существования должника. План разрабатывается внешним управляющим в течение месяца после его назначения арбитражным судом и утверждается собранием кредиторов большинством голосов.

План внешнего управления включает меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, реализация которых может обеспечить отсутствие признаков банкротства. Мерами по восстановлению платежеспособности предприятия-должника могут быть следующие: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицам; продажа предприятия (бизнеса), другие способы восстановления платежеспособности предприятия-должника. Одним из определяющих моментов при разработке плана проведения внешнего управления является полная инвентаризация имущественного и хозяйственного комплекса предприятия.

Практика показывает, что план проведения внешнего управления никогда не реализуется в том виде, в котором он был утвержден на начальном этапе проведения внешнего управления.

Анализ правовых актов о несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования, принятых в последнее десятилетие, показывает, что еще не найдены оптимальные научные и практические решения по целому ряду ключевых вопросов банкротства должников. Об этом свидетельствует тот факт, что обновленное законодательство о банкротстве не удовлетворило, прежде всего, практиков.

Применение в действующем Законе упрощенной формулы банкротства по сравнению с признаками банкротства, содержавшимися в Законе от 19 ноября 1992года, было вызвано нынешними условиями хозяйствования. При огромных долгах предприятие нельзя признать банкротом, если у него хоть на мизерную величину активы превышали долги. Когда усилили позицию кредиторов в ФЗ от 8 января 1998 года “О несостоятельности (банкротстве)”, должники оказались практически не защищены правом. Крупнейшие хозяйственные организации с огромным производительным капиталом могли попасть под режим несостоятельности по заявлению любого кредитора при наличии у них долга не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Хотя, в сущности, современные российские реалии таковы, что самая рентабельная коммерческая организация в определенные периоды может временно не иметь нужных оборотных средств для погашения долга. Ясно, что, применяя такой закон, мы неоправданно нарушаем устойчивость правового статуса субъектов предпринимательства и тем самым дестабилизируем экономику.

Опыт развитых рыночных стран свидетельствует о том, что критерии банкротства могут быть разные, однако их суть одна: они должны позволить установить точный “экономический диагноз” должника и его способность платить по долгам.

По нашему мнению, при доработке закона Государственная Дума могла бы учесть замечания Президента и сохранить в определенной степени свою линию, если бы при выработке формулы банкротства пошла по следующему пути. Для целей банкротства все субъекты предпринимательства нужно разделить на три группы: малые, средние и крупные, установив соответствующие правовые критерии. Затем применительно к той или иной категории субъектов необходимо определить критерии их несостоятельности.

Набор критериев банкротства не должен быть одинаковым для разных субъектов хозяйствования. Он может состоять из следующего перечня: неплатежеспособность, размер долга, срок неплатежа, неудовлетворительная структура баланса, превышение долгов над активами, число кредиторов, градообразуемость коммерческой организации и ее социальная значимость. К примеру, для малых структур достаточно применить критерий неплатежеспособности при неоплате долга в сумме 500 минимальных размеров оплаты труда в течение трех месяцев. Для средних предприятий при критерии неоплатности сумма долга должна быть увеличена в два раза, а срок неплатежа можно сохранить тот же. Не лишен смысла и вариант, когда оценка неплатежеспособности заменяется на критерий численности кредиторов, по которому тоже прослеживается тенденция неплатежа долга, проистекающая из объективной экономической неспособности должника выполнить свои обязательства. Для крупных предприятий критерий неплатежеспособности должен быть конститутивным, а размер долга на несколько порядков выше. Подлежит учету число кредиторов, срок же неплатежа можно установить в шесть месяцев.

Поэтому совершенствование конкретных методов, в том числе и внешнего управления должно начинаться с пересмотров самого основного – критериев банкротства.

Список литературы

1.     Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ. – Справочная система гарант.

2.     Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.     Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4.     Арбитражный процесс. Учебник для ВУЗов./ Под ред. Астафьева Н.Ф. – М.: Инфра-М, 2003.

5.     Астахов В.П. Проблемы реструктуризации предприятий в России. - М.: Изд-во «Ось», 2003.

6.     Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004.

7.     Быков А.Г., Витрянский В.В. Арбитражный процесс в России - М.: Дело,  2004.

8.     Граматенко Т.А. Реструктуризация предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.

9.     Крешнина М.Н. Реорганизация юридических лиц. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

10.           Матеров Н.В. Особенности современного исполнительного производства. – Ростов-на-Дону.: Дрофа, 2004.

11.           Савицкая Г.В.  Процедуры реорганизации предприятий. – М: Высшая школа, 2004.

12.           Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература", 2002.

13.           Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.

14.           Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник/Пер. с англ.; Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

15.           Яковлев В.Ф. Арбитражный суд России: опыт и проблемы реализации нового законодательства. – М.: Юристъ, 2004.

16.           http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ГУП «Дальгипрошахт»)


[1] Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 114.

[2] Быков А.Г., Витрянский В.В. Арбитражный процесс в России - М.: Дело,  2004. – с. 263.

[3] Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004. – с. 167.

[4] Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003. – с. 201.

[5] Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003. – с. 204.

[6] Яковлев В.Ф. Арбитражный суд России: опыт и проблемы реализации нового законодательства. – М.: Юристъ, 2004. – с. 118.

[7] Яковлев В.Ф. Арбитражный суд России: опыт и проблемы реализации нового законодательства. – М.: Юристъ, 2004. – с. 119.

[8] Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература", 2002. – с. 234.

[9] Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 131.

[10] http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ГУП «Дальгипрошахт»)

[11] http://www.nasledie.ru – материалы арбитражного суда по проведению банкротств различных юридических лиц (ГУП «Дальгипрошахт»)