Имидж и фирменный стиль предприятия



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Содержание теории имиджа.................................................................... 5

2. Корпоративный имидж............................................................................ 7

Заключение.................................................................................................. 12

Список использованной литературы....................................................... 13



Введение


В последние годы практическая имиджелогия стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни. С понятием имиджа мы сталкиваемся в повседневной жизни, оно прочно вошло в нашу речь в таких словосочетаниях как «имидж товара/фирмы», «имидж политика/руководителя», «прогрессивный имидж» и т.д.

Вместе с тем, как в жизни, так и в литературе, закрепилось отношение к имиджу как к чему-то поверхностному, надуманному, преходящему, никак не связанному с глубинными процессами, происходящими в обществе.

Имидж часто воспринимается только как явление культуры ХХ века. Это связано с тем, что именно в рамках культуры модернизма и постмодернизма он выделился в отдельное социокультурное явление, и началась рефлексия этого феномена. Нам же представляется возможным говорить о постоянном присутствии феномена имиджа в социальной парадигме человеческого общества на всех этапах его развития.

Также представляется интересным проследить процесс осмысления этого феномена в истории философских концепций.

Имиджелогия возникла на пересечении многих наук, как прикладная отрасль знания в ответ на социальный заказ общества. За последние десятилетия в этой области накоплен огромный эмпирический опыт.

Вместе с тем наметился существенный разрыв между конкретно-практическими разработками и их теоретическим обоснованием. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе имидж не эксплицируется в качестве строгой категории, он рассматривается скорее как иллюстрация, как сопутствующее понятие при изучении других явлений, а в ряде случаев используется как синоним понятий «стиль», «манера одеваться».

Цель работы: описать имидж и фирменный стиль предприятия.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1.     раскрыть содержание теории имиджа;

2. описать корпоративный имидж.



1. Содержание теории имиджа

 

Имидж является одним из ключевых понятий, способствующих закреплению определенного образа в сознании потребителя, а также открывающим двери, а порой и ворота к известности организации в мире возрастающей конкуренции. Имидж – это инструмент власти, с помощью которого можно формировать и мотивировать команду или привлекать клиентов и партнеров.

Английское слово «image» в переводе на русский означает образ, изображение, отражение.

Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.

Происхождение понятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж – это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

Виханский О.С. в своем учебнике «Стратегическое управление» дает общее определение имиджа. Суть его в следующем: «имидж явления – это устойчивое и распространенное представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления».

Томпсон и Стрикленд определяют понятие имидж как “образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа – одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе».

По Ф. Котлеру «Имидж это восприятие компании или ее товаров обществом».

Таким образом, на основе всех этих понятий можно привести следующее определение имиджа организации: – это распространенное и достаточно устойчивое представление общественности об отличительных, либо же исключительных характеристиках организации, выделяющих ее из ряда подобных организаций.





 

2. Корпоративный имидж


В последнее время специальный интерес вызывает так называемый корпоративный имидж. Корпоративный имидж или организационный имидж это образ организации, сформированный в общественном сознании. Другими словами, имидж организации есть целостное восприятие (включающее понимание и оценку) организации различными группами общественности. Таким образом, понятие имиджа организации включает две составляющие:

1.     Описательную (или информационную) составляющую, которая представляет собой образ организации, и оценочную составляющую или составляющую, связанную с отношением.

2.     Оценочную составляющую, которая существует в силу того, что любая информация об организации побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться.

Люди оценивают имидж организации через призму своего прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов и т.д.

Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны.

Имидж организации может быть позитивным, негативным, нечетким. Целью организации является формирование позитивного имиджа. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к различным ресурсам: финансовым, информационным, человеческим, материальным. Успешный процесс формирования корпоративного имиджа требует планирования, организации, контроля.

Таким образом, имидж организации можно рассматривать как существующую в сознании людей систему образов и оценок.

Неотъемлемым атрибутом любой системы является структура. Структура имиджа организации включает 8 компонент (или составляющих):

1.     Имидж товара (услуги) - представления людей относительно уникальных характеристик которыми, по их мнению, обладает товар:

·        функциональная ценность товара это основная выгода или услуга, которую обеспечивает товар.

·        дополнительные услуги (атрибуты) это то, что обеспечивает товару отличительные свойства (название, дизайн, упаковка, качество и т.д.)

2.     Имидж потребителей товара включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей.

3.     Внутренний имидж организации - это представления сотрудников о своей организации. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат.

4.     Имидж руководителя или основных руководителей организации включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, и внешности руководителя.

5.     Имидж персонала - это собирательный, обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты.

·        Профессиональная компетентность:

·        мобильность (быстрота и качество обслуживания);

·        аккуратность в выполнении должностных обязанностей;

·        точность выполнения работы;

·        информированность (готовность представить справку по интересующему клиента вопросу).

·        высококвалифицированная профессиональная подготовка.

·        Культура:

·        коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость);

·        правильность речи;

·        социально-психологические характеристики сотрудников.

·        Социально-демографические и физические данные:

·        возраст;

·        пол;

·        уровень образования;

·        наличие/отсутствие физических дефектов.

·        Визуальный имидж:

·        деловой стиль в одежде;

·        ккуратная прическа;

·        ограничения в использовании украшений и косметики (для женщин).

Имидж персонала формируется на основе прямого контакта с сотрудниками организации. При этом каждый сотрудник рассматривается как "лицо" организации, по которому судят о персонале в целом. Таким образом, трудно переоценить роль сотрудников работающих непосредственно с клиентами, в процессе создания целостного позитивного имиджа организации.

6.     Визуальный имидж организации - представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, фирменной символике организации.

7.     Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

8.     Бизнес-имидж организации - представления об организации как субъекте деловой активности. В качестве составляющих бизнес-имиджа организации выступает деловая репутация, объем продаж, относительная доля рынка, инновационность технологии, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики и т.д. Имидж организации обладает относительной стабильностью.

Требуется длительное время и большие усилия, чтобы изменить представления людей. Согласно теории когнитивного диссонанса (Фестингер, 1957), представления чувства и идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами и идеями индивида, приводят к нарушению гармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Поэтому очень важно, чтобы каждый элемент структуры имиджа был информационно заполнен самой организацией. В противном случае, массовое сознание, в силу определенных стереотипов, наполнит содержанием недостающий элемент самостоятельно, что не всегда может пойти на пользу организации: в последующем, внедряя в массовое сознание новую информацию, придется преодолевать барьер уже существующей установки.

Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных организаций. Такая организация на виду общественности и в центре внимания СМИ. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением. Эта работа направлена на обеспечение благоприятного поведения общественности в отношении организации.

Отношение общественности к организации может быть опосредовано уже сформировавшимся отношением к системе, в которую включена организация как составляющая. Так, представление о конкретном банке неизменно включает представление о банковской системе в целом и оценку ее деятельности. Данная опосредованность может оказывать как положительное влияние на имидж конкретной организации, так и отрицательное. В настоящее время наблюдаются серьезные изменения в отношении общественности (т.е. потенциальных клиентов) к банковской системе.

Если раньше в массовом сознании, существовало предубеждение, главным образом против финансовых компаний (таких как "МММ" и др.), то теперь это недоверие распространилось и на банки. В этой связи роль имиджа для каждого банка серьезно возросла. Раньше сам факт принадлежности к банковскому сообществу служил благоприятной основой для формирования имиджа. Теперь же, в современных условиях, резко возросла роль индивидуального имиджа. Обвальное падение репутаций многих банков неизбежно приведет к скрупулезному отслеживанию клиентами любой информации о своих банках. Сейчас имидж начинает прямо влиять на финансовое состояние банка даже незначительный поток негативной информации может быть воспринят как сигнал краха, и клиенты отзовут свои средства. Также негативно может быть воспринято и отсутствие какой-либо информации о банке. Возрастание влияния имиджа на реальное положение банков на рынке требует от руководства банков усиления внимания к этому фактору. Высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему.

Основные направления исследований имиджа организации следующие:

·        сформированность имиджа организации;

·        оценка отдельных компонент или составляющих корпоративного имиджа, т.е. исследование имиджа потребителя (клиента), внутреннего имиджа, социального имиджа, бизнесимиджа, имиджа руководителя, имиджа персонала т.д.


Заключение




Список использованной литературы


2.     Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1999. - 146с.

3.     Алешина И. Корпоративный имидж // Маркетинг. 1998. №1. с.50 – 54.

4.     Блинов А. Роль внутреннего имиджа корпорации // Маркетинг. 1999. №4. с. 100 – 105.

5.     Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Бизнес – информ, 1996. – 576с.

6.     Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение – М.: «Центр», 1999. – 414с.

7.     Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя. - Новосибирск, 1998. - 84с.

8.     Ивлева Э.К. Имидж и управление: (Рабочая кн. руководителя). - Новосибирск, 1999. - 115с.

9.     Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, – 2003. – 224 с.

10.            Менеджмент. Учебник под редакцией профессора М.М. Максимцова, профессора А.В. Игнатьевой. М. Издательское объединение "Юнити". 1999.

11.            Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001. - 698с.

12.            Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. - 2002. - N 2. - С.37-41.

13.            Управление организацией. Учебник под редакцией проф. А.Г. Поршнева, проф. З.П. Румянцевой, проф. Н.А. Саломатина. М. "Инфра - М". 1999

14.            Уткин Э. А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. – М.: «Зерцало», 1998. –256.

15.            Честара Д. Паблик рилейшнз. – М.: ФАИР – Пресс, 1999. – 336с.