Содержание

Введение.. 2

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов   2

Задание 2. 12

Задание 3. 17

Список литературы... 32


Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции.

Одним из наиважнейших предметов в области бухгалтерского учета является предмет «Бухгалтерское дело». Место и роль этой дисциплины в профессиональной образовательной программе подготовки бухгалтеров приведена ниже.

Место и роль дисциплины «Бухгалтерское дело»

в профессиональной образовательной программе подготовки по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Наименование ранее изученных дисциплин учебного плана

Разделы и отдельные темы дисциплины «Налоговый учет»:

Раздел 1:

Раздел 2:

Раздел 3:

Профессиональные услуги в области бухгалтерского учета как практический вид деятельности

Учет как целенаправленно организованный процесс: границы и основные параметры

Способы бухгалтерского учета, определяющие процедуру его ведения

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

1

Правоведение

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Экономика организаций (предприятий)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Менеджмент

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Финансы

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

Налоги и налогообложение

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

Теория бухгалтерского учета

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

7

Теория экономического анализа

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Международные стандарты учета и финансовой отчетности

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9

Контроль и ревизия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

10

Аудит:

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

11

Основы аудита

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

12

Практический аудит

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

13

Международные стандарты аудита

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

Бухгалтерский финансовый учет

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

15

Бухгалтерский управленческий учет

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

16

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

….














n






























Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

В апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) создано некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России" (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.

ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско - преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

Настоящий сборник документов является третьим, переработанным и дополненным изданием и предназначен для распространения среди профессиональных бухгалтеров, членов ИПБ России и территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).[1]

В сборнике публикуются все документы, связанные с деятельностью ИПБ России, а также все основные документы, регламентирующие профессиональную деятельность бухгалтеров.

Основными целями и задачами ИПБ России являются:

- объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово - экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента и повышения квалификации работников финансово - экономического профиля;

- организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

- разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

- создание системы оперативного информирования членов ИПБ России об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

- совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п. (далее - Специалисты), защита интересов Специалистов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита Специалистов;

- внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

- формирование у Специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям, соблюдение ими норм профессиональной этики;

- представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

По своему юридическому статусу ИПБ России - некоммерческое партнерство и может объединять как физических, так и юридических лиц.

Широкое участие ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета предусмотрено в ходе реализации Программы реформирования бухгалтерского учета.

Ведущее место в разработке нормативных документов бухгалтерского учета занимает Министерство финансов Российской Федерации. Традиционно для России разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности, в котором не более 20 человек, не только отвечает за разработку новых правил (стандартов) бухгалтерского учета, соответствующих международным, но и ведет огромную разъяснительную работу. Практически Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности является единственным легитимным органом, разъяснения которого должны приниматься как другими министерствами и ведомствами, так и арбитражными судами.[2]

Методологические службы в министерствах и ведомствах практически отсутствуют. Поэтому доведение правил бухгалтерского учета до предприятий и организаций, толкование документов и контроль за их исполнением фактически ведутся произвольно. Исключением являются, например, кредитные и страховые организации, где сохранились достаточно сильные методологические службы по бухгалтерскому учету и отчетности.

С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих правил на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты - методологи бухгалтерского учета, в основном из действительных членов ИПБ России.

Сначала проекты нормативных документов проходят достаточно жесткую экспертизу в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа.

Затем большинство из разработанных документов проходит экспертизу в рабочей комиссии МВК по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступает в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы с ними.

Можно сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета, которая органично сочетает работу общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Аналогично строится работа и по созданию ряда отраслевых нормативных документов. Так, по заказу Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму были разработаны методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) и формированию финансовых результатов в сфере туризма. Для Федеральной дорожной службы подготовлены методические рекомендации по отраслевым особенностям ведения хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях дорожной сферы.

Можно привести еще много подобных примеров. Важно другое: для разработки отраслевых нормативных документов складывается система, позволяющая эффективно проводить эту работу. Причем инициаторами этой работы являются как министерства и ведомства, так и само сообщество бухгалтеров.

Так, страховые организации образовали внутри ИПБ России Экспертный Совет по методологии бухгалтерского учета в страховых организациях. Они вступили в ИПБ России коллективными членами. Членские взносы вступивших в ИПБ России страховых организаций направляются на финансирование работ, которые они предусмотрели в своих планах. Экспертный Совет уже осуществил разработку ряда правил бухгалтерского учета в страховых организациях.

Представляется, что это очень перспективная схема разработки отраслевых методологических материалов по бухгалтерскому учету. Сейчас аналогичная работа проводится и с предприятиями других отраслей народного хозяйства (черная металлургия, бюджетные организации).

Эта практика нашла свое одобрение и поддержку Правительства РФ. Впервые в практике работы государственных органов, наряду с поручениями, исполнителями которых назначены соответствующие министерства и ведомства (Минфин России, ФКЦБ России, Банк России, федеральные органы исполнительной власти и т.п.), исполнение ряда поручений возложено непосредственно на ИПБ России. Так, в мерах по реализации в 2001 - 2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета на ИПБ России совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативное управление отраслями экономики, и Минфином России возложена задача завершить разработку "отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности"; вместе с Минфином России, Минобразования России, ФКЦБ России и Банком России "установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности при подготовке и предоставлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, осуществляющим оказание аудиторских услуг в указанных организациях". Кроме того, Институту в партнерстве с Минфином России и Банком России поручено "обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, попадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе".

Под системой информационного обеспечения бухгалтеров понимается информирование их о тех нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только нормативные документы бухгалтерского учета (стандарты, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы. Сюда также входит толкование (разъяснение) тех проблем, которые могут возникать на предприятии.[3]

Рассмотрим, как в настоящее время построена эта система в нашей стране и с какими проблемами сталкиваются предприятия.

В плановой экономике информационное обеспечение предприятий было поставлено на достаточно высокий уровень. Информирование каждого подведомственного предприятия обо всех нормативных документах, а также их толкование и контроль исполнения было одной из задач министерств и ведомств.

Проблемой же главного бухгалтера было разобраться в достаточно большом потоке документов, которые шли на предприятие и принять меры для их исполнения.

Конечно, многие бухгалтеры не читали эти документы или неправильно их понимали, но существовали система контроля их исполнения, а также ведомственные системы повышения квалификации.

Сейчас нишу по информированию предприятий о нормативных документах заняли различные экономические издания: газеты - "Российская газета", "Финансовая газета", "Экономика и жизнь" и др.; журналы - "Бухгалтерский учет", "Аудиторские ведомости" и множество других.

Большую роль в доведении информации до предприятий играют справочно - информационные системы: "Гарант", "КонсультантПлюс" и т.п.

Единая же система толкования документов (ответы на многочисленные вопросы, возникающие на предприятии), а также контроль за их правильным исполнением вообще отсутствуют.

Роль профессиональных объединений аудиторов на современном этапе развития российской экономики следует рассматривать с точки зрения эффективности их работы по повышению качества аудита бухгалтерской отчетности, проводимого членами этих объединений, результативности принимаемых мер по развитию профессии, организации взаимодействия с предприятиями и организациями - потребителями аудиторских услуг.

Среди перечисленных направлений работы профессиональных объединений проблема повышения качества аудиторских проверок является ключевой. От ее успешного решения в кратчайшие сроки во многом зависит инвестиционный климат в нашей стране, а также степень доверия к аудиторам со стороны потребителей их услуг. Определенные пути решения этой проблемы намечены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Минфином России. Конкретные меры по их реализации регламентированы соответствующим планом, утвержденным этим же министерством.

В нем, в частности, предусмотрено Минфину России осуществить совместно с профессиональными объединениями следующие основополагающие мероприятия:

- подготовить изменения и дополнения к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности";

- разработать проекты Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе Международных стандартов аудита;

- подготовить предложения по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом;

- определить единые квалификационные требования к аудиторам.

Представляется, что успешная реализация в приемлемые сроки намеченного комплекса мероприятий с участием профессиональных объединений возможна только при условии наличия в их рядах членов, обладающих достаточно мощным научным и методическим потенциалом.

Этому условию в полной мере соответствует Аудиторская палата России. Проиллюстрирую сделанное утверждение следующими цифрами и сведениями. На настоящий момент в рядах Палаты объединены около 900 аудиторских организаций, расположенных в 70 субъектах Российской Федерации. Еще около 600 аудиторских организаций являются ее аффилированными членами, то есть членами входящих в нее объединений. Палата имеет в регионах России мощную территориальную сеть, которая опирается на профессиональные аудиторские объединения, действующие в рамках федеральных округов. Эта сеть во многом обеспечивает эффективную работу системы контроля качества аудиторской деятельности и профессиональной этики и системы повышения квалификации.

Более того, членами Палаты являются многие ведущие высшие учебные заведения страны, располагающие научными и педагогическими кадрами высочайшего уровня. Это, например, Российская экономическая академия им. Г.В Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Российская академия государственной службы при Президенте РФ и другие.

К работе по реализации вышеуказанной Концепции Палата может подключить свои профильные комитеты и комиссии, часть которых возглавляется ведущими специалистами аудиторских компаний большой четверки - "КПМГ" и "ПрайсвотерхаузКуперс", имеющими богатый опыт по созданию систем, способствующих повышению качества аудиторской деятельности.[4]

Наличие такого мощного научного и методического потенциала позволило Палате обратиться в Минфин России с письменным предложением активно включиться в эту работу, что и происходит в настоящий момент.

Одновременно хотелось бы отметить, что, с нашей точки зрения, для профессиональных объединений аудиторов деятельность по реформированию бухгалтерского учета в рамках Концепции, безусловно, является весьма важной, но отнюдь не единственной проблемой, которой им следует в настоящее время заниматься.

Особенно это касается объединений, претендующих на получение статуса "саморегулируемого". Им необходимо в кратчайшие сроки привести свою членскую базу, структуру и направления деятельности в соответствие с требованиями, определенными проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который в настоящее время обсуждается в Правительстве РФ. Эти требования нацелены, в частности, на укрупнение профессиональных аудиторских объединений, работающих с аудиторскими организациями, максимум до двух, что вытекает из следующего простого расчета.

Статус "саморегулируемого" смогут получить, исходя из требований проекта вышеупомянутого закона, только те объединения, членами которых на момент аккредитации будут являться не менее 1500 аудиторских организаций, имеющих местонахождение не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. В то же время по данным Минфина России аудиторским организациям выдано около 6000 лицензий на аудиторскую деятельность. По его же сведениям реально работает на рынке аудита не более 4000 из них. Разделив 4000 на 1500, получим два полных объединения.[5]

Хотелось бы подчеркнуть, что обсуждаемый проект федерального закона возлагает на саморегулируемые аудиторские объединения ряд не свойственных им на сегодняшний день прав и обязанностей, например по сплошному контролю качества аудиторской деятельности своих членов, повышению квалификации аудиторов, их аттестации. Чтобы быть готовыми без переходного периода приступить к выполнению дополнительных прав и обязанностей, следует, с нашей точки зрения, начинать готовиться к работе в новом правовом поле уже сегодня.

Палата на протяжении 2004 г. активно занимается решением проблем функционирования с учетом новых правовых условий. Особое внимание она уделяет следующим направлениям своей деятельности. АПР добивается путем контроля и оказания методической помощи от аудиторских организаций - членов Палаты полноты и понятности для их сотрудников внутренних стандартов, соответствия этих рабочих документов федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, наличия эффективной внутренней системы контроля выполнения требований профессиональной этики.

Для осуществления контрольных функций в Палате сформирована целая система, в которую входит Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности и соблюдения профессиональной этики аудиторскими организациями (аудиторами) и 200 уполномоченных экспертов, которые также будут вести контроль за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики аудиторскими организациями (аудиторами), действующими на всей территории России, где имеются члены Палаты. Следует отметить, что это высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы по контролю качества, прошедшие специальную подготовку и сдавшие квалификационное тестирование.

Еще одно направление работы, непосредственно связанное с повышением качества аудиторской деятельности наших членов, - интенсификация и совершенствование их информационного обеспечения. Это направление является для Палаты одним из наиболее приоритетных, поскольку эффективность работы аудиторов, ее качество во многом определяется информацией, которой они располагают в конкретный момент времени. Сбор и анализ такой информации - весьма трудоемкий процесс, проведение которого не под силу небольшим аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.

Задание 2

1.                Определение всех предусмотренных регистрационными документами видов экономической деятельности

1.1. В соответствии с ОК 029-2001 ООО «Главбух» регистрационными документами предусмотрен следующий вид экономической деятельности:

ОКВЭД – 74.1- Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;

1.2. В соответствии с ОК 029-2001 к этому подклассу относятся следующие виды экономической деятельности:

·                   Деятельность в области права;

·                   Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита;

·                   Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

1.3. В основе выделения соответствующего подкласса лежит группировка видов экономической деятельности по более глубокой специализации в общественном разделении труда.

2.                Определение фактически осуществляемых в соответствии  с представленными договорами возмездного оказания услуг видов экономической деятельности.

2.1.         В соответствии с Договором №7 от 01.01.03 г. ООО «Главбух» осуществляет следующие виды экономической деятельности:

ü    оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской и  налоговой отчетности.

ü    оказание услуг по ведению учета, составлению и представлению отчетности  в Фонд социального страхования.

ü    оказание услуг по ведению учета, и представлению  отчетности в органы Статистики.

ü    оказание услуг по ведению учета, составлению и представлению отчетности в Пенсионный фонд.

ü    оказание консультационных услуг по проведению анализа  бухгалтерского учета и налоговых платежей.

2.2. В соответствии с Договором № б/н от 30.01.03. ООО «Главбух» осуществляет консультационные услуги в сфере организационного проектирования бухгалтерской службы Заказчика с целью оптимизации учетной деятельности в области бухгалтерского финансового учета, а именно:

ü    описание действующей структуры бухгалтерии (составление классификаторов организаций, видов учета, видов учетных работ, разделов учета, работников бухгалтерской службы; составление и заполнение опросных листов о должностных обязанностях работников бухгалтерской службы в части ведения бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета, налогового учета).

ü    Рационализация системы организации бухгалтерского учета (Анализ функциональной структуры бухгалтерии с точки зрения соответствия уровня квалификации работников бухгалтерской службы занимаемой должности; однородности по уровню сложности выполняемых работниками бухгалтерской службы обязанностей; однородности по содержанию выполняемых работниками бухгалтерской службы обязанностей; количества работников, закрепленных за одним разделом учета. Перераспределение должностных обязанностей по фактам выявленных несоответствий).

ü    Составление должностных инструкций на каждого работника бухгалтерской службы (составление комплекта типовых должностных инструкций на каждую должностную позицию; составление комплекта должностных инструкций на каждого работника исходя из фактических должностных обязанностей и с учетом результатов первого этапа рационализации организации системы бухгалтерского учета).

3.                Оценка представленного комплекта документов на соответствие нормам гражданского права

Представленный комплект документов отвечает следующим основным нормам гражданского права:

В статье 5 Устава общества желательно добавить п. 5 следующего содержания «По прекращении указанных в настоящем пункте обстоятельств общество обязано выплатить участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято».

4.                Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.         Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.

В рамках договора указаны следующие виду учета: финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Работа по договору разделена на три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

4.2.         Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

В договоре следует детализировать носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Кроме того, в договоре не установлена конкретно дата оплаты услуг Исполнителя.

4.3.         Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

5.                Осуществление экспертной оценки степени влияния  факторов на параметры учетного процесса




Таблица 1

Экспертная оценка степени влияния факторов на параметры учетного процесса

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

сопоставимость

Система нормативного регулирования

2

3

3

2

2

Система документооборота

2

1

2

2

2

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

3

3

3

3

3

Уровень квалификации персонала и организационная структура

3

3

2

3

3


6.                Классификация факторов по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя.

ü    Внутренние факторы: способы накопления и обобщения информации; уровень квалификации персонала и организационная структура; система документооборота

ü    Внешние факторы: система нормативного регулирования

7.                Определение порядка и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.         В соответствии с договором № б/н от 30.01.03 г. ООО "Фриско" (Заказчик) поручает, а ООО БК "ГлавБух" (Исполнитель) принимает на себя обязанности оказывать Заказчику консультационные услуги в сфере организационного проектирования бухгалтерской службы Заказчика с целью оптимизации учетной деятельности в области бухгалтерского финансового учета.

7.2. В договоре в достаточной степени детализированы права, обязанности и ответственность сторон:

Исполнитель обязуется оказывать услуги в письменной форме квалифицированно, своевременно и в достаточном объеме. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документами, необходимыми для консультирования; своевременно оплачивать услуги Исполнителя. Стороны отвечают по своим обязательствам согласно действующему законодательству.

В соответствии с ГК РФ сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: определены стоимость и порядок расчетов, срок действия договора, условия расторжения договора.


Задание 3

Вариант

Комплект правоустанавливающих документов

Порядковый номер по реестру правоустанавливающих документов в сборнике

Контрагент

Номер

Дата

Тип правоотношения

3

13

ООО «Компания Момент»

269/02

30.12.2002

Хранение

15

ООО «Военно-страховая компания

1218и3450

03.01.2003

Добровольное страхование имущества

29

ООО «АКБ - Новая Сибирь»

261/03

15.01.2003

Поставка товаров

30

ООО «Рысь – С»

146/03

23.01.2003

Комиссия

32

ООО ОП «Медведь»

45/02

23.01.2003

Оказание услуг охраны

33

Гаршин Юрий Иванович

2

23.01.2003

Подряд

66

ООО «Сирена»

15

14.03.2003

Купля-продажа товаров


Задание:

1.     Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1.            Определить наличие всех необходимых внешних атрибутов договора

1.2.            Определить вид обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

1.3.            Классифицировать договор:

1.3.1.                   по времени возникновения правоотношения

1.3.2.                   в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон

1.3.3.                   в зависимости от типов возникающих обязательств

1.4.            Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

1.5.            Определить момент перехода (момент возникновения) права собственности

1.6.            Назвать существенные условия данного вида договора, степень их прописанности в тексте самого договора

1.7.            Выявить (по тексту договора) имеющиеся противоречия действующему законодательству

1.8.            Можно ли данный договор считать заключённым?

2.     Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1.            Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

2.2.            Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

2.3.            Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

2.4.            Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

3.     Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.

4.     Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.

5.     Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

1.1.            полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

1.2.            соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

1.3.            полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

1.4.            правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).

Решение:

1. Оценка представленного комплекта правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1. Определение наличия всех необходимых внешних атрибутов

Представленный комплект правоустанавливающих документов имеет все необходимые внешние атрибуты: название договора, номер договора, дата заключения договора, юридические адреса сторон.

1.2. Определение вида обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

Представленный комплект правоустанавливающих документов включает следующие  виды обязательств:

ü    Хранение

ü    Добровольное страхование имущества

ü    Поставка товаров

ü    Комиссия

ü    Оказание услуг охраны

ü    Подряд

ü    Купля-продажа

1.3. Классификация договора:

ü    по времени возникновения правоотношения: договор, вступающий в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств; договор с фиксированным сроком действия.

ü    в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон

ü    в зависимости от типов возникающих обязательств: договор добровольного страхования; договор поставки; договор хранения; договор купли-продажи; договор подряда; договор комиссии; договор охраны.

1.4. Определение предмета договора, его соответствие изложенному в тексте

В представленном комплекте документов определены следующие предметы договора:

Договор 146/03 от 23.01.2003г. По условиям данного договора одно лицо (Поклажедатель) обязуется передать другому лицу (Хранитель) принадлежащее ему имущество.

Содержание договора, а также приложенный комплект документов позволяет сделать выводы о том что данный договор является договором хранения.

Договор №1218И3450 от 03.01.2003г. По данному договору организация-страховщик обязуется за полученное страховое возмещение нести риски связанные с порчей либо полной утратой имущества страховщика.

Данный договор соответствует условиям договоров добровольного страхования имущества.

Договор №261/03. По условиям данного договора организация-поставщик обязуется в заранее оговоренный срок поставить указанный объем товаров на склад покупателя, что соответствует договорам поставки товаров.

Договор комиссии №146/03 от 23 января 2003 г. По настоящему Договору Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции.

В свою очередь, Комитент обязуется выплачивать Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги. По каждой партии Продукции стороны составляют дополнительные соглашения, которые являются неотъемлемой частью  настоящего Договора и в которых указываются: наименование Продукции, цена Продукции, количество и ассортимент Продукции, порядок выплаты вознаграждений.

Качество Товара, поставляемого по настоящему Договору, должно соответствовать утвержденным в установленном порядке стандартам, ГОСТам и другим документам, принятым для данного  вида Товара и должно подтверждаться Сертификатом о качестве и качественным удостоверением с оригинальными печатями производителя. Комитент осуществляет доставку продукции на склад Комиссионера. Упаковка Продукции должна соответствовать стандартам (ГОСТ, ТУ) для данного вида Продукции и обеспечивать сохранность Продукции при транспортировке и хранении. До окончания срока реализации поставляемой партии Продукции должно оставаться не менее пяти месяцев.

Дополнительное соглашение от 23 января 2003 г.:

Данным соглашением установлено: наименование товара, вид упаковки, количество, сумма и  срок платежа.

Дополнительное соглашение от 23 января 2003 г.:

На дополнительное соглашение другая сторона договора с несогласием составляет протокол согласование (в котором указывает, с какими пунктами они не согласны).

Договор № 45/02 от 23.01.2003г. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по охране объектов Заказчика. Заказчик обязан оплатить оказываемые ему услуги в  сроки и в порядке, предусмотренным в договоре.

В соответствии с предметом договором охрана такого имущества оформляется документально в виде Перечня объектов охраны, Акта приема под охрану, Описи имущества к нему и должностных инструкций охраннику, подписных обеими сторонами и являющихся Приложениями к настоящему Договору. Сотрудники  охраны обеспечиваются лицензиями и оснащаются Исполнителем оружием и специальными средствами;

Договор №2 от 23.01.2003г. «Генподрядчик» обязуется за свой страх и риск выполнить собственными или привлечёнными силами все виды работ (ремонт помещений, кровель, включая реконструкцию, отделочные, сантехнические и другие виды работ) по помещениям и сооружениям, принадлежащим или арендуемым Заказчиком. На эти цели используются материалы «Генподрядчика», а «Заказчик» обязуется принять и оплатить эту работу согласно условиям договора на основании документов, подтверждающих объём выполненных работ.

Договор №15 от 14.03.2003г. Предметом настоящего договора является купля-продажа сторонами договора партии товара. Указанный товар Продавец обязуется передать в собственность Покупателя в согласованном количестве и ассортименте, а Покупатель обязуется принять данный товар и оплатить его в порядке и сроки, установленные сторонами настоящего договора.

1.5. Определение момента перехода (момента возникновения) права собственности

По  договору хранения № 269/02 от 30 декабря 2002 г. датой начала хранения считается дата подписания Акта о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (формы МХ-1) и действует до Исполнения сторонами обязательств по Договору, но не позднее 31 декабря 2003 г.

По договору добровольного страхования имущества №1218И3450 от 03 января 2003г. датой начала страхования является дата оплаты страховой премии и получения страхового полиса.

Договор поставки товара № 261/03 от 15 января 2003 г. право собственности на Товар переходит от Поставщика к Покупателю с момента передачи Товара.

Договор комиссии № 146/03 от 23 января 2003 г.. вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами.

Договор оказания услуг охраны №45/02 от 23.01.2003г. вступает в силу со дня его подписания сторонами договора.

Договор подряда №2 от 23.01.2003г. Вступает в силу со дня его подписания сторонами договора. Конечным результатом является оплата подрядных работ при подписании приемо-сдаточного акта.

Договор №15 купли-продажи товаров от 14 марта 2003 г. Предметом настоящего договора является купля-продажа сторонами договора партии товара. Указанный товар Продавец обязуется передать в собственность Покупателя в согласованном количестве и ассортименте, а Покупатель обязуется принять данный товар и оплатить его в порядке и сроки, установленные сторонами настоящего договора.

В соответствии с этим в договоре определены количество товара, его основные характеристики, цена и порядок расчетов. Оплата производится до передачи товара Продавцом Покупателю - предварительная оплата (перечисление) Покупателем всей суммы  по  договору  по истечении 5-и рабочих дней со дня вступления договора в  силу  платежным  поручением  покупателя  на  расчетный   счет  продавца.

1.6. Определение существенных условий данного вида договора, степени их прописанности в тексте самого договора.

Существенными условиями для данных договоров являются:

Договор хранения № 269/02 от 30 декабря 2002 г.:

ü  Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü  Дата начала хранения

ü  Время доступа представителя к месту хранения его товара

ü  Порядок расчетов

ü  Срок действия договора и порядок его расторжения

Договор добровольного страхования имущества №1218И3450 от 03.01.2003г.

ü  Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü  Стоимость работ

ü  Порядок оплаты работ

ü  Сроки выполнения работ

ü  Срок действия договора

Договор поставки товара № 261/03 от 15 января 2003 г.:

ü  Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü  Наименование товара, количество и ассортимент

ü  Цена товара, порядок расчетов

ü  Порядок поставки

ü  Порядок приемки товара

ü  Срок действия договора и порядок его расторжения

Договор комиссии  № 146/03 от 23 января 2003г.:

ü  Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü  Наименование, цена, количество и ассортимент Продукции,

ü  Порядок выплаты вознаграждений

ü  Порядок расчетов

ü  Срок действия договора

Договор оказания услуг охраны №45/02 от 23.01.2003г.:

ü Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü Наименование, цена, количество и ассортимент Продукции,

ü Порядок выплаты вознаграждений

ü Порядок расчетов

ü Срок действия договора

Договор подряда №2 от 23.01.2003г.:

ü Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü Стоимость работ

ü Порядок оплаты работ

ü Сроки выполнения работ

ü Срок действия договора

Договор купли-продажи № 15 от 14 марта 2003 г.:

ü  Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

ü  Наименование товара, основные характеристики и ассортимент

ü  Цена товара, порядок расчетов

ü  Срок действия договора и порядок его расторжения

Все существенные условия достаточно подробно прописаны в данных договорах.

1.8. Ответ на вопрос: «Можно ли данный договор считать заключенным?»

Представленные договора можно считать заключенными, потому что в них определены все существенные условия, достигнуты соглашения между сторонами, и они составлены в двух экземплярах.

2. Оценка представленного комплекта правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса.

2.1. Ответ на вопрос: «Какие риски несет каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?»

В случае подтверждения выявленных недостатков и противоречий договор может быть изменен или расторгнут. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

2.2. Определение иных видов гражданско-правовых договоров потенциально применимых для оформления рассматриваемой хозяйственной операции.

К рассматриваемому перечню хозяйственных операций, представленных в договорах  потенциально применимы следующие виды гражданско-правовых договоров:

ü Договор возмездного оказания услуг: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

ü Товарный кредит: сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

2.3. Ответы на вопросы «Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

Управляемыми условиями в договоре могут быть:

ü  Срок действия договора

ü  Цена, количество, ассортимент  товаров

ü  Порядок поставки товаров

ü  Порядок расчетов

С точки зрения повышения эффективности бизнеса, предпочтительны следующие параметры рассматриваемой сделки?

ü  Срок действия договора: в зависимости от объема выполняемых работ, вида услуги.

ü  Цена, количество, ассортимент  товаров: цену необходимо определять с учетом корректировки на инфляцию; количество товара – необходимое заказчику, ассортимент товар необходимо расширять, чтобы покупатель имел возможность выбора и полного удовлетворения потребностей.

ü  Порядок поставки товаров: удобное время и место как для заказчика, так и для поставщика; не нарушающее эффективность работы заказчика.

ü  Порядок расчетов: разнообразные варианты расчетов - путем перечисления денежных средств на расчетный счет; авансовыми платежами и др.

3,4. Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

Хранение №269/02 от 30.12.2002

Заключение договора, приемка товара на хранение, оплата услуг

Договор хранения, счета-фактуры, накладные, платежные поручения, акты приема-передачи материальных ценностей

Договор хранения, счет-фактура,товарная накладная, платежное поручение

Представленный комплект соответствует требованиям законодательства

Добровольное страхование имущества№1218И3450 от 03.01.2003

Заключение страхового договора, уплата премии, получение страхового полиса

Договор страхования, Счет, счет-фактура, акт выполненных работ.

Договор страхования, счет-фактура, акт выполненных работ.

Представленный комплект соответствует требованиям законодательства

Поставка товаров №261/03 от 15.01.2003г.

Заключение договора, поставка товара, оформление акта приема-передачи товаров, оплата услуг

Договор поставки товара, товарная накладная, счет-фактура, платежное поручение

Договор поставки товара

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны

Комиссия №146/03 от 23.01.2003г.

Заключение договора и дополнительных соглашений, акт приема-передачи товара, накладная, счет-фактура, оплата услуг

Договор комиссии, дополнительные соглашения, акт приема-передачи ТМЦ, счет-фактура на оплату услуг, платежное поручение

Договор комиссии, дополнительные соглашения, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт о приемке товара, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны

Оказание услуг охраны 45/02 от 23.01.2003г.

Заключение договора и дополнительного соглашения об оплате, акт о сдаче объекта под охрану, исполнение условий договора

Договор охраны, Счет, счет-фактура, акт выполненных работ, платежные документы

Договор охраны, счет фактура

Данный комплект документов не является полным.

Подряд №2 от 23.01.2003г.

Выполнение подрядных работ для заказчика.

Договор подряда, план смета выполнения работ, акт выполненных работ, счет фактура.

Договор подряда, счет-фактура.

Данный комплект документов не является полным.

Купля-продажа товаров №15 от 14.03.2003г.

Заключение договора купли-продажи, передача товаров

Договор, товарная накладная, счет-фактура, акт приемки передачи нематериального актива

Договор купли-продажи, товарная накладная

Представленный комплект документов не является полным.



5. Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форма первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

Хранение №269/02 от 30.12.2002

Хранение

Договор хранения, счет-фактура,товарная накладная, платежное поручение

Представленный комплект соответствует требованиям законодательства

Полный комплект

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Добровольное страхование имущества№1218И3450 от 03.01.2003

Страхование имущества

Договор страхования, счет-фактура, акт выполненных работ.

Представленный комплект соответствует требованиям законодательства

Полный комплект

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Поставка товаров №261/03 от 15.01.2003г.

Поставка товаров

Договор поставки товара

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны

Пакет документов не полный

Пакет документов не полный

Реквизиты заполнены полностью

Комиссия №146/03 от 23.01.2003г.

Изучение рынка, сбыт продукции, приемка, складирование, хранение продукции

Договор комиссии, дополнительные соглашения, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт о приемке товара, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны

Полный комплект

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Оказание услуг охраны 45/02 от 23.01.2003г.

Охрана помещений. Принадлежащих организации

Договор охраны, счет фактура

Данный комплект документов не является полным.

Пакет документов не полный

Пакет документов не полный

Реквизиты заполнены полностью

Подряд №2 от 23.01.2003г.

Проведение строительных работ

Договор подряда, счет-фактура.

Данный комплект документов не является полным.

Пакет документов не полный

Пакет документов не полный

Реквизиты заполнены полностью

Купля-продажа товаров №15 от 14.03.2003г.

Приобретение и сбыт продукции

Договор купли-продажи, товарная накладная

Представленный комплект документов не является полным.

Пакет документов не полный

Пакет документов не полный

Реквизиты заполнены полностью


Список литературы

1.     Агафонова М.И. Бухучет в оптовой и розничной  торговле. М.: Бератор -Пресс, 2003.- 504с.

2.     Бородина В.Р. Бухгалтерский  учет в оптовой и розничной торговле. Учебник и практическое пособие: - М.: Издательство «ЗАО Книжный мир», 2003. – 407с.

3.     Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Приор, - 2002. – 352с.

4.     Панкова С.В. Аудиторские комитеты при совете директоров: цели, принципы, организация // "Аудиторские ведомости", N 8, 2004

5.     Соколов Б.С. Профобъединения аудиторов сегодня // "Аудит и налогообложение", N 11, 2004



[1] Бородина В.Р. Бухгалтерский  учет в оптовой и розничной торговле. Учебник и практическое пособие: - М.: Издательство «ЗАО Книжный мир», 2003. – с.7


[2] Агафонова М.И. Бухучет в оптовой и розничной  торговле. М.: Бератор -Пресс, 2003.- с.11


[3] Панкова С.В. Аудиторские комитеты при совете директоров: цели, принципы, организация // "Аудиторские ведомости", N 8, 2004


[4] Соколов Б.С. Профобъединения аудиторов сегодня // "Аудит и налогообложение", N 11, 2004


[5] Соколов Б.С. Профобъединения аудиторов сегодня // "Аудит и налогообложение", N 11, 2004