Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Потребности. История их исследования…………………………….......5

1.1 Исследование потребностей в обществознании, психологии, философии, научной литературе……………………………………………5

1.2 Потребность как противоречие…………………………………………8

1.3 Современная система потребностей…………………………………..11

1.4 Деятельность как способ удовлетворения человеческих потребностей. Структура акта деятельности………………………………………………14

1.5 Разность понятий «труд» и «деятельность»…………………………..16

1.6 Переход от потребности к деятельности. Потребность, мотивация, труд, ценность……………………………………………………………….17

1.7 Значение туризма в качестве потребности отдельной личности…….19


Глава II. Типы личности – типы потребителей…………………………………..21

2.1 Определение личности, ее структура………….……………………….21

2.2 Типы личности и их характеристики…………………………………..22

2.3 Классификация потребителей. Порождение и удовлетворение потребностей отдельной личностью……………………………………….27

2.4 Потребители на рынке туристических услуг………………………….32

2.5 Потребительское поведение среднего класса…………………………35

2.6 Индивидуальный и организованный покупатель……………………..38


Заключение…………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………...42





Введение

Актуальность исследования. Личность характеризуется многообразием свойств и это многообразие закономерно. В связи с этим особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру. Психические свойства личности не могут быть раскрыты не как функциональные, не как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные. В данной работе мы ставим перед собой цель - понять основание и структуру личности, на которых формируются те или иные свойства человеческого характера, рассматриваем ее жизнь в обществе, ее движение, динамику в системе общественных отношений, делаем акцент на том, что личность стремится к удовлетворению собственных потребностей, приводим классификацию возможных потребностей, описываем то, как определенный тип личности  влияет на потребности в туризме.

Объектом исследования в данной курсовой работе является личность человека, ее типология, а также то, что каждая отдельная личность порождает определенные, свойственные ей потребности, в зависимости от цели, собственной жизненной позиции, направленности личности и стремлений ее деятельного характера. В связи с изучением типологии личности особый интерес представляет психические свойства личности, которые изменяются под влиянием социальных условий, окружающей среды, воспитания и самовоспитания.

Предметом исследования является рассмотрение конкретных типов личности, свойств характера и темперамента личности, которые во многом определяются специфическими особенностями натуры человека, а также рассмотрение определенной классификации уровней потребностей, формирования иерархии потребностей отдельной личности (в зависимости от морально-психологического развития человека, его общественного мышления) и представлений о достаточной степени их удовлетворения. Кроме того,  предметом исследования становятся разнообразные сочетания, составляющие индивидуальные морально-психологические образы людей, которые можно классифицировать по типам на основе сходных общественно-политических реакций на одинаковые информационные и организационные воздействия.

Степень изученности темы. Существует множество работ как русских, так и зарубежных авторов по теории личности, ее структуре в психологии. Среди этих авторов особо отметим работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова, К. Хорни,  Г.В.Олпорта, Э.Л. Торндайка, А.Ф. Лазурского, А.В.Петровского, которые использовались при написании данной работы. А.Г.Маслоу вводит понятие высших и низших потребностях, приводит определенную классификацию типов потребителей. Марченко Т.А. П.М.Ершов, Демин М.В., Михайлов Н.Н., Айзикович А.С., Здравомыслов А.Г., Бережной Н.М. и другие проводят исследование человеческих потребностей с точки зрения психологии, философии, рассматривают потребность с точки зрения противоречия, как источник всякого развития.

Глава I. Потребности. История их исследования

1.1 Исследование потребностей в обществознании, психологии, философии, научной литературе

Загадочный, полифоничный мир потребностей, то разъединяющих людей, то объединяющий их крепчайшими узами братьев по духу, – объект пристального внимания как каждого человека в его повседневной жизни, так и представителей всех областей обществоведения.

Потребности человека, удовлетворяясь в процессе его жизнедеятельности, формируют его самого и преобразуют окружающий мир. Деятельность каждого человека является частицей, составляющей мирового исторического процесса.

Рассмотрение проблем философской антропологии было бы неполным без учета человеческих потребностей, играющих огромную роль в жизнедеятельности как отельных индивидов, так и их общностей, объединений, ассоциаций. Потребности людей связывают, соединяют в целостную систему существующие внешние общественные отношения, объективно развивающийся исторический процесс с одной стороны, и материальную, чувственно-предметную и духовную деятельность человека — с другой. Общественные отношения преломляются в этой деятельности, в самом облике человека, и их базовым носителем выступают потребности, определяющие основные направления человеческой активности в различных сферах и их пределы (границы). Потребности лежат в основе мотивации человеческих действий, направленных на их удовлетворение. Они имманентно присущи человеческой природе и стимулируют, двигают вперед общественный прогресс, так как одна потребность порождает другую, обеспечивая тем самым непрерывность производства товаров и услуг.

Исследование потребностей как детерминанты поступков и действий людей и исследование действенности человеческого фактора содержательно во многом совпадают. Любое знание о потребностях людей, живущих в современной социально-экономической ситуации, есть опосредованное, а подчас и прямое знание  о человеческом факторе. В то же время качественные характеристики человеческого фактора предстают как отображение человеческих потребностей.  «Потребности – это своеобразное «зеркало» социальной активности масс, слоев, индивидов, «зеркало», в котором хорошо видна разнонаправленность социальных ориентаций как самих субъектов, так и их действий.»[1]

Так в книге М.П. Ершова «Потребность человека» без какой-либо аргументации утверждается, что потребность – первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой»[2].

Определение потребности в соответствии с «Философским энциклопедическим словарем» звучит следующим образом: «Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности»

Отсутствие в современном обществознании единства взглядов на природу потребностей предопределило тот факт, что рассмотрение потребности как социального явления необходимо начать с выявления их природы.

Расхождения в выявлении природы потребностей обнаруживаются в различном понимании соотношения в них объективного и субъективного, а также в смешении онтологического и гносеологического аспектов употребления этих философских категорий.

Гносеологический аспект, в котором объективное и субъективное становятся характеристиками сознания, знания со стороны степени зависимости его содержания от человека и человечества, недостаточен для выявления природы социальных явлений, так как «работает» лишь в сфере сознания – в области действительности, которая в рамках основного вопроса философии является вторичной, производной. Выявление природы социальных явлений, в том числе и потребностей, требует онтологического аспекта, в котором содержание терминов «объективное» и «субъективное», взятых в онтологическом аспекте, также нет единства.

В современной научной литературе существует три основные разновидности их понимания. Одни исследователи считают природу потребностей субъективной; другие – двойственной, соединяющей в себе объективное и субъективное; третьи относят потребности к объективным явлениям, развивающимся в целом независимо от воли и желания людей.

Бытует мнение, что самый весомый вклад в исследование человеческих потребностей внесла психология. Влияние потребностей на структуру личности, направленность ее внимания, поведение изучены психологией широко и всесторонне.

В психологии обосновано положение о том, что потребность как внутренне избирательное отношение к предметам и явлениям действительности вызвана объективной нуждой в обеспечении состояний, необходимых для воспроизводства и развития организма.

 Психология дала обществознанию по крайней мере две устоявшиеся, общепризнанные в науке истины.

Во-первых, потребность есть особое состояние (физиологическое, психологическое) организма, обусловленное необходимостью и особенностями его развития и воспроизводства. Иными словами, здесь фиксируется важный момент для понимания природы потребностей – потребность вызывается к жизни объективным процессом развития субъекта, она предстает как субъектная (а не только субъективная) реальность, принадлежащая к области объективных явлений действительности.

Во-вторых, психология неопровержимо доказывает, что эти состояния, преломляясь во «внутреннее избирательное отношение личности» к окружающему миру, становятся прерогативой сознания.

В философско-социологической литературе интенсивно развивается взгляд на потребности как объективное социальное явление, являющееся источником развития субъекта и окружающей его действительности. Интересную попытку проникнуть в сущность потребности делает М. В. Демин. Его понимание потребностей, базируясь на данных психологической науки, выявляет универсальность потребностного проявления. Он пишет: «Потребности как свойство живых существ проявляют себя в качестве универсального отношения: вовне – как нуждаемость в предметах окружающей среды, внутри – как нуждаемость в известном функционировании»[3] Далее, раскрывая эту мысль, он утверждает, что «прежде всего необходимо указать на объективное содержание потребностей. Люди… имеют потребности, которые носят объективный характер, т.е. существуют в реальной действительности не зависят от сознания и воли человека»[4].

1.2 Потребность как противоречие

Существуют также интересные подходы к потребностям, содержащие их определение через особый вид отношения – противоречие, источник всякого развития.

Так, Н. Н. Михайлов обосновывает положение о том, что потребность – «это состояние противоречия между имеющимся и желаемым, в частности, между реально наличествующим и необходимым. Осознается это противоречие или нет – сущность его остается той же»[5].

Более строго подошли к проблеме понимания потребностей авторы работы «Марксистско-ленинская теория исторического процесса». Согласно данной в ней точке зрения, «потребность выступает как форма проявления, разрешения и воспроизведения (у общественного человека на расширенной, более развитой основе) противоречия между ее носителями – биологическим или социальным – и условиями его существования, функционирования и развития»[6]. Еще конкретнее с этой точки зрения определяются потребности А.Г. Здравомысловым – как явление, присущее человеку, связанное с обнаружением противоречий между внешними условиями бытия и внутренними структурными компонентами субъекта. «Всякая потребность, - пишет он, - представляет собой обнаружение некоторых необходимых противоречий, которые разрешаются благодаря действиям и деятельности субъекта. Противоречие представляет собой основание потребности; стимул, побуждение к действию, стремление, состояние неудовлетворенности – его внешнюю форму»[7]. Вместе с тем он отмечает, что «анализ потребностей предполагает, с одной стороны, углубление в противоречивую сущность социального целого, выступающего в качестве носителя потребности, будь то общество как система, социальная группа, социальный институт, личность, а с другой – выявление многообразных стимулов, как бы надстраивающихся над потребностями, связанными со структурой субъекта»[8].

Исследователи, трактующие потребности как объективное явление, справедливо отмечают, что стремление подчеркнуть зависимость потребности от субъекта исходит «из опасения, как бы их не стали толковать в качестве материального явления, существующего и изменяющегося по объективным законам социальной системы. Но такие опасения не имеют оснований. Объективность потребностей не исключает воздействия на них субъекта. Однако ни влияние субъекта на потребность, ни осмысление их не определяют природу последних как объективно-субъективных явлений.

… Независимость от сознания не выступает здесь в качестве непременной характеристики объективного, потому что все явления социальной жозни так или иначе связаны с сознанием. В этом плане не составляет исключение ни деятельность людей, ни потребности, на удовлетворение которых она направлена. Так что вряд ли имеет смысл называть категорию потребности объективно-субъективной, ибо это ничего не прибавляет к ее характеристике»[9].

Исходя из вышесказанного, можно присоединиться к разрабатываемому в обществознании пониманию потребностей как объективно существующих противоречий между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности. Субъект, с присущим ему самосознанием, овладевший в той или иной мере миром культуры : орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, нормами нравственных оценок, духовными ценностями, т.е.субъект как источник активности с той или иной социальной ориентацией, как продукт объективных условий, постоянно находится в отношении к ним как субъективное условие возникновения потребностного противоречия.

Таким образом, следует, что взгляд на потребность как противоречие между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности нельзя назвать новым, он постепенно утверждается в обществознании на общетеоретическом уровне. Однако последовательное, методологически отработанное развитие этой точки зрения способствует дальнейшему познанию сущности потребностей.

Исходя из всего сказанного выше, можно предложить следующее понимание потребности, из которого будем исходить в дальнейшей работе: потребность есть противоречие между социальным субъектом (человеком, социальной группой, классом, обществом в целом) и объективными условиями его жизнедеятельности, которое разрешается и воспроизводится в процессе осознаваемого деятельностного субъектно-объектного взаимодействия.

Высказанные соображения о природе потребностей могут быть использованы также и для их первичной классификации:

1) потребности человека в потреблении материальны вещей, духовных ценностей и услугах;

2) потребности человека в различных видах осознанной деятельности.

«Исторически первая группа человеческих потребностей возникла и складывалась как нужда в удовлетворении элементарного, жизненно необходимого набора вещей и предметов, без чего физическое существование индивидов и их общин (род, племя, союз племен) было бы невозможным. В течение многих веков развивалось материальное, а затем и духовное производство, поднимался жизненный уровень населения, прогрессировали образ жизни людей, их общекультурный уровень. В результате растущий массовый спрос требовал удовлетворения не только базовых, абсолютно необходимых нужд, но и потребностей более высокого порядка, в которых находила свою материализацию социальная природа цивилизованного человека. Ему требовалось возрастающее количество все более разнообразных видов товаров и услуг»[10].

Сегодняшний товарный рынок предметов краткосрочного и длительного пользования (автомобили, аудио- и видеотехника, компьютеры, мебель, электротовары и пр.) насчитывает огромное число — миллионы наименований, которое продолжает неуклонно расти. То же относится к номенклатуре духовных благ, включая книжную, культурно-художественную продукцию, газетно-журнальные издания, кинофильмы, интеллектуальную собственность, ценности науки и др. В самостоятельную отрасль выделилось производство услуг, которое в развитых странах уже аккумулирует труд большинства населения; эта отрасль удовлетворяет коллективные и индивидуальные потребности в самых разных сферах, в том числе торговле, транспорте, строительстве, связи, быту, туризме, отдыхе, информации, страховом деле, кредите и т. п. Производство услуг также обнаруживает тенденцию к систематическому росту.

1.3 Современная система потребностей

Можно констатировать, что современная система потребностей более конкретно представлена следующими основными составными частями или элементами.

Потребности в естественных условиях жизни – наличии воды, воздуха, тепла, энергетических природных ресурсов и т. п.; в продуктах материального происхождения — пище, одежде, обуви, жилище, утвари; в духовных (нематериальных) благах; в услугах. Удовлетворение в своей совокупности этих потребностей обеспечивает человеку нормальную (по историческим меркам жизнь, воспроизводство населения. С развитием цивилизации происходит, хотя и весьма непоследовательно, противоречиво, не только возвышение и появление новых потребностей и желаний, но и очеловечение (этизация и эстетизация) традиционных потребностей, главным образ по способу их удовлетворения. С этим связаны и постепенная гуманизация, облагораживание труда, смена их форм.

Потребности в труде, в процессе которого человек собственной деятельностью опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Этот процесс имеет естественноисторический характер. В то же время труд — социокультурный процесс, в ход которого человек осваивает окружающий его предметный мир и развивает свои внутренние личностные потенции с помощью особых средств, способов и регулятивов. Потребность в труде реализуется человеком коллективах, при использовании общественных форм производства и непроизводственной сферы, развитии соперничества, конкуренции субъектов трудовой деятельности наряду с обменом опытом между ними, взаимообогащением навыками, приемами труда и т. д.

Потребности в теоретико-познавательной деятельности, направленной на воспроизведение, отражение действительности и получение знаний; открытие объективных по своему содержанию истин. При этом человек руководствуется учением о возможности познания окружающих его предметов и явлений, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, его источниках и принципах, путях и средствах, формах и методах.

Потребности в социализации, общественно-политической деятельности, в развитии институтов гражданского общества и правового государства. Реализуя эти потребности, человек формируется как личность, социальный субъект, отстаивает свои неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы, обеспечивая тем самым условия и предпосылки для движения общества по пути демократии и собственного развития в качестве гражданина своей страны, своего государства.

Потребности в любви. В последнее время любовь, том числе и в России, где совершается «сексульная революция», все чаще сводится к генитальным отношениям как разнополых, так и однополых людей. Становится, по существу, общепринятым штамп «заниматься любовью именно в отмеченном смысле слова.

Между тем очевидно: любовь — не только физиологическое влечение, человеческое выражение полового инстинкта, плотская страсть, но и великое духовное чувство. Это — особое состояние человека, будь то его отношение к другому человеку (в том числе родителям и детям), Родине, труду, природе, искусству и т. д. или к самому себе (себялюбие, нарциссизм). Любовь — категория не только личностная, субъективная, но и социальная, гражданская.

Потребность в информации: международного, регионального и национально-государственного характера; политической, экономической, социальной, культурной научно-технической, демографической, собственно научной; в профессиональной, военной, медицинской областях и др. В практической реализации данной потребности велика роль современных средств массовой информации (СМИ), однако переоценивать ее не следует из-за поверхностности, сиюминутности и конъюнктурного характера многих передач и публикаций.

Потребность е гуманитарной деятельности: просвещении, образовании, воспитании, общении, нравственном развитии, культурном росте и обмене; в распространении знаний, передовых традиций, обычаев; оказании помощи больным, бедным, престарелым, голодным людям, детям, инвалидам, безработным, беженцам жертвам стихийных бедствий, террора и др.

Потребность в  пространстве и во времени, в рамках которых развертывается человеческая деятельность. Пространство предопределяет ее протяженность и пределы, географическое поле, где люди проявляют свою активность — материальную (практическую) и духовную. Во времени человек осуществляет последовательные действия, длительность которых обусловлена исторически и функционально. Время, в отличие от пространства, одномерно; оно линейно и необратимо. Для человека время выступает как непрерывное, бесконечное и прерывное (дискретное), конечное; абсолютное и относительное. К экономии времени сводится вся экономия в обществе, что позволяет полнее удовлетворять разнообразные человеческие потребности.

1.4 Деятельность как способ удовлетворения человеческих потребностей. Структура акта деятельности

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Будем исходить из того, что деятельность – исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности. Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания практического опыта).

Человек и общество – не простая прибавка эволюции природы, не ее продолжение. Он – аккумулят своей собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества. Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, «вторую природу». В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека.

Выделение понятия «акт деятельности» имеет своей целью конкретизацию деятельностного подхода для исследования индивидуальности человека и его эмпирической сущности.

«Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, сотоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец»[11]. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применятся без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности.

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат.

Цель – это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание – исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека.

Средство – это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что есть в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это – орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. «Средство, - писал Гегель, - именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность»[12].

Взаимоопределяемость цели и средства – важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека.

Предмет деятельности – то, на что направлена деятельность субъекта. Это – как стихийные силы природы, так и профильтрованные первичным трудом материалы природы, а также человек как предмет воспитания и обучения.

Действие – кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Это наиболее напряженный момент, требующий средоточия интеллектуальных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, которое детерминирует (причиняет) результат деятельности.

Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей.

1.5 Разность понятий «труд» и «деятельность»

Понятие «труд» и  «деятельность» нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность – это более широкое определение труда, а труд – один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в «Капитале» труд как «прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой…», Маркс подчеркивал, что «труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей … вечное естественное условие человеческой жизни»[13]

     С развитием общества по мере снижения значимости внеэкономических мер принуждения к труду, а с течением времени и экономических мер принуждения, растет значимость мотивационного менеджмента.

Одной из закономерностей современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания (сервиса),  в сферу научно-технического и художественного творчества.

Сервис  является, таким образом, одной из составляющих производительной деятельности человека. В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обуславливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьёзной затратой физических сил, то деятельность в сфере обслуживания не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.

1.6 Переход от потребности к деятельности. Потребность, мотивация, труд, ценность

Переход от потребности к деятельности есть «процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния бытия в себя-бытия в бытие для себя бытия»[14].

Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация – обоснование потребности для удовлетворения потребности. Например, вам надо приобрести летнее платье. Во-первых, платье должно быть не настолько длинным, чтобы быть привлекательным и не настолько коротким, чтобы быть респектабельным. Во-вторых, расцветка платья должна гармонировать с цветом ваших волос, глаз, с цветом вашего лица; в-третьих, платье должно выпячивать выигрышные места вашего тела и скрывать недостатки; в-четвертых, наличие в кошельке денег и др. Только после этого вы покупаете платье. Таким образом, не допускаются немотивированные действия. Второе – при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно обозначить как осознанную потребность.

Значение предпринимательской деятельности в настоящее время для общества определяется тем, что предприниматель:

·        создает новые виды продукции;

·        создает новые рабочие места;

·        служит обществу, уплачивая налоги.

В свою очередь в современном обществе существует понятие мотивационное поле – это социально-экономическая среда, в которой побудительные мотивы активности на достижение результатов формирует предпринимательская идея. Напряженность мотивационного поля на предприятиях сервиса создается потребностями населения, а затраты труда практически полностью зависят от конкретного сервисного предпринимателя. Предприниматель всегда сопоставляет свой труд и вознаграждение с трудом и вознаграждением других работников. У человека заложено чувство некой справедливости, и нарушение справедливости считается оскорблением или уничижением. Работник проявляет себя через усилия, способности и самооценку значимости. Ожидание и вера в комплексный результат работы двигают усилиями предпринимателей.

Однако, если ценность возможного вознаграждения недостаточна, усилия работника уменьшаются. В случае же предыдущего успеха усилия увеличиваются, и один успех может продлить другой. Достигнутый результат раскладывается на вознаграждения внутренние и внешние. Работник получает суммарное удовлетворение. Однако неправильная оценка результата может негативно повлиять на его удовлетворенность. В общем же случае удовлетворение от результата оказывает влияние на дальнейшие ожидания.

Чувство качественно выполненной работы возвышает предпринимателя и способствует повышению результативности. Как уже отмечалось, мотивация есть сложная функция от потребностей, ожиданий, справедливости и результатов, она не сводима к высокой заработной плате. Мотивация необходима для того, чтобы предприниматель и персонал предприятия работали лучше.

1.7 Значение туризма в качестве потребности отдельной личности

В условиях развитого общества проблема свободного времени трудящихся приобретает исключительное значение как для повышения материального благосостояния общества, его духовной культуры, так и для восстановления посредством активного отдыха сил людей после трудовой деятельности.

Велика в связи с этой проблемой роль туризма, который в обществе все больше превращается в потребность отдельной личности. Особенно быстро растет его значение как целостной системы со своей спецификой и богатыми возможностями комплексного воздействия. Это воздействие осуществляется наиболее благоприятным образом в системе “движение — окружающая среда”, составные части которой находятся в неразрывной связи и взаимозависимости.

Огромное социальное значение туризма наглядно выражено в его направлениях:

1) в совершенствовании функциональных возможностей человека для активного участия в трудовом процессе и жизни родины (укрепление общего состояния и закаливание организма, повышение общей физической подготовленности, совершенствование основных физических качеств и двигательных навыков; расширение общей двигательной культуры, обеспечение необходимого активного отдыха);

2) в расширении и углублении образовательной потребности личности, что осуществляется в процессе подготовки и непосредственного участия в отдельных туристских мероприятиях и в их системе;

Реализация перечисленных функций туризма обеспечивается как возможностью заниматься им круглый год, так и возможностью для каждого избрать тот вид туризма, который отвечает его желаниям, интересам, наличию свободного времени и состоянию здоровья.

Мотивы, побуждающие людей заниматься туризмом, носят самый различный характер — социально-психологический, социально-педагогический, физиологический. Туризм — это укрепление здоровья и гармоническое совершенствование организма; знакомство с родной землей и изучение ее природы; приятное и интересное развлечение, смена впечатлений, романтика; активный отдых, который снимает нервные перегрузки и придает бодрость и энергию; наслаждение чистым воздухом, тишиной и прелестями неповторимых пейзажей; развитие физических качеств — силы, выносливости, ловкости, быстроты и др., закаливание воли, улучшение самочувствия, настроения, формирование ценных личностных качеств; туризм — это также неожиданные и яркие впечатления, знакомство с новыми людьми, стремление к преодолению трудностей и взятию вершин.

Можно назвать следующие факторы, влияющие на рост туристских рядов:

а) закономерный рост благосостояния и значительное увеличение свободного времени трудящихся;

б) наличие интересных туристских объектов и маршрутов неподалеку от населенных мест, широкая пропаганда их;

в) создание достаточного количества туристских баз, предназначенных для ночлега, питания и досуга туристов;

г) предоставление транспорта для доставки туристов в исходные пункты и обратно, особенно в выходные дни;

д) выпуск и поставка в торговую сеть в любой сезон недорогого, разнообразного и высококачественного снаряжения для различных видов туризма;

е) создание традиций в туризме, использование его как незаменимого средства укрепления здоровья, роста производительности труда.

С каждым годом перечисленные факторы получают все большее распространение в различных районах страны.


Глава II. Типы личности – типы потребителей

2.1 Определение личности, ее структура

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

- темперамента (структуры природных свойств),

- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

2.2 Типы личности и их характеристики

Совершенно очевидно, что среди миллионов людей нет двух одинаковых, всецело и полностью совпадающих натур, точно так же, как нет двух абсолютно одинаковых личностей, идентичных по свойствам характера, по складу ума, способностям, склонностям. Свойства характера и темперамента личности во многом определяются специфическими особенностями натуры человека. Замечено, что в трудах некоторых зарубежных психологов эти свойства человеческой души и характера, равно, как и сама структура личности порою облекается в форму грубой схематизации. Так, пытаясь вогнать своих пациентов в жесткую классификационную систему тех или иных типов, исходя из их жизненной цели и направленности, Карен Хорни выделяет три типа общей ориентации:

1) уступчивость по отношению к людям;

2) обособленность от людей;

3) враждебность по отношению к людям.

Карен Хорни полагала, что каждого пациента отличает характерный образ поведения в различных социальных ситуациях, соответствующих одной из указанных ориентаций. Необходимо отметить, что такая типология личности, базирующаяся на жизненных целях и направленности, чересчур прямолинейна, упрощенна, хотя личность сознательная, полноценная, бесспорно, всегда содержит в себе тот или иной тип ориентации, управляющей его поступками. В этой связи Г.В.Олпорт пишет, что «...у каждого из нас есть своя собственная схематическая ориентация, которая обусловливает или направляет наши реакции по отношению к окружающим людям»[15].

Помимо цели, движущей силой поведения следует признать инстинкты, врожденную форму поведения, а также идеи, воспринятые им в процессе воспитания. Не подлежит сомнению факт, что реальное направление, которое принимает поведение того или иного индивида, в значительной степени зависит от приобретенных им привычек. И наряду с целью и направленностью, это свойство биологической и социальной организации человека также является важнейшим структурным компонентом в теориях личности как российских, так и зарубежных психологов. Классическое определение было дано Эдуардом Ли Торндайком, который связал диалектику деятельностного характера с силой воли, с потенциальным преодолением человеком тех инстинктивных действий, которые приносят ему вред. Он писал, что хороший и деятельный характер подразумевает «присутствие достойных идеалов и связь этих идеалов с соответствующими им поступками, множество полезных привычек, способность видеть и реагировать на ту сторону положения, которая вызовет поступок, дающий наилучший результат, способность реагировать на чисто отвлеченные понятия, как долг, право и истина, способность отсрочить решение до того времени, когда будет достаточно данных для того, чтобы обосновать его способность не задерживать решения слишком долго, и способность выражать напряжение и усилие, необходимые для того, чтобы избрать относительно непривлекательный вид поведения»[16] .

А.Ф.Лазурский предложил эмпирический подход к определению типологии личности, тесно связанный с выделением трех психических уровней (низший, средний и высший). Тогда, в 20-е годы нашего столетия, деление по психическим уровням явилось новым словом в науке; но и сегодня отдельные аспекты теории личности, разработанной этим ученым, не потеряли своей значимости. Прежде всего, им дано строгое научное определение психического уровня, представляющего собой процесс "психического роста" или "психического развития", отличающегося особой стремительностью в детские годы, отрочестве и юношестве, и окончательно устанавливающегося к 25-30 годам. Далее, эта мысль поясняется следующим образом: «В дальнейшем ему (человеку - примеч. наше) предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям, в то время как совокупность свойственных ему основных психических функций (эндопсихика) остается в дальнейшем более или менее неизменной»[17].

Сам термин "модель" нередко ассоциируется с детерминированной системой, отмеченной жестким строением составляющих ее элементов, Целевой установкой "модели" является, как правило, адекватная передача тех или иных научных параметров, В теории личности - свойства, целевые ориентации, мотивы поведения, те или иные типы в зависимости от психического уровня и т.п. В идеале такая модель требует особой точности, четкости и адекватности восприятия, Скупость, жестокость и конкретика обусловлена еще и "свернутостью", которая выявляет себя в коротких тезисных фразах-формулировках за счет конденсации самого информативного материала. Однако, анализируя модель А.Ф.Лазурского, основу которой составляет деление по психическим уровням, приходишь к иному заключению: границы типов личности довольно подвижны. И при этом нельзя умалять значения приведенной им классификации, так как доказательно оговаривается отнесенность того или иного типа личности к низшему, среднему или высшему психическому уровню. И мы соответственно наблюдаем, что в три указанных разряда классификационной системы А.Ф.Лазурского попадают и мечтатели (праздные или, напротив, мыслящие), и люди с научно-практическим складом мышления; практики и непрактичные романтики, ярко выраженные экстраверты и интроверты; личности с дедуктивным и индуктивным мышлением и мировоззрением; альтруисты и расчетливые эгоисты и т.п. Тем самым границы типологии личности значительно расширяются. Более того, бесспорной заслугой А.Ф.Лазурского следует считать привлечение обширного литературоведческого материала в качестве подтверждения образами художественных произведений того или иного типа личности.

А.В.Петровский разрабатывал теорию личности с позиций категориального анализа психологии. Он полагал, что такой «анализ позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими построениями любой психологической системы или частной концепции контуры их категориального аппарата, существование которого может оставаться скрытым для создателей и сторонников этих концепций и систем»[18].

Зигмунд Фрейд считал, что индивидуум неуклонно движется к разрушению; К.Хорни, напротив, искренне верила в безграничную способность человеческого развития, полагая, что анализ должен производиться в отношении целостной личности. Индивидуальный характер, по К.Хорни, есть следствие развития, а, следовательно, терапия не должна фокусироваться исключительно на деталях детского опыта.

Согласно учению Карен Хорни, основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, это направленности «к людям», «против людей» и «от людей». От анализа этих направлений К.Хорни закономерно переходит к интересующей нас проблеме - типологии характера.

В теории Хорни основой выступает чувство «базальной тревожности», обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

 Классификация ученого имеет такой вид:

I тип - устойчивый - человек с направленностью к «людям». Его характеризует, прежде всего, потребность в любви, уважении. В любых условиях он непременно ищет близости, тоскует по партнеру. Однако при всей любвеобильности человека данного типа дает о себе знать его слабоволие, беспомощность, склонность к подчинению другим.

II тип - агрессивный - это человек с ярко выраженной направленностью «против людей», который считает, что атмосфера вокруг него сплошь пропитана злобой и жестокостью. Исходя из таких первичных пониманий окружающей обстановки, жизнь личности II типа становится борьбой за выживание. Основная потребность, согласно классификации Карен Хорни, - управлять другими людьми, их поведением и поступками, подчинять свои интересы в семье, друзьям или коллегами по работе. К.Хорни указывала, что в своих тщеславных устремлениях индивидуум пользуется порочной формулой вседозволенности, эгоистичен, не умеет и не любит проигрывать и более всего предпочитает порицать поступки других.

И III тип - обособленный - человек с соответствующей ориентацией на обособление. Как отмечает исследовательница, «человек данного типа личности предпочитает держать эмоциональную дистанцию с другими. Ввиду того, что сближение с другими- людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность, Соперничество, престиж, успех не заслуживает его внимания, т.к. препятствует уединению»[19].

Краеугольным камнем учения К.Хорни оставалась теория личности, а подходы к ней были широкими и разнообразными. К.Хорни нередко обращалась к поведению невротиков, утверждая, что стремясь обеспечить безопасность и преодолеть страх и тревогу, ребенок часто избирает защитную стратегию. Эта стратегия принимает у него как форму осознанной ориентации на людей, так и против них, что в дальнейшем по мысли исследовательницы, закрепляет за зрелой личностью тот или иной тип. К.Хорни утверждала, что попытки идеализации "Я" невротиками приводили к тому, что индивидуум оказывался пойманным в ловушки "тирании должного", Вдобавок, "включаются защитные механизмы, такие как экстериализация внутренних конфликтов, обособление и механизм "слепых пятен".

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что разные подходы, концепции и обобщения свидетельствуют и о совершенно различном мировоззрении отечественных и зарубежных психологов. И в то же время сколь различными не представлялись бы нам теории личности в России и на Западе, их нельзя не учитывать (тем более сбрасывать со счетов, не разделяя тех или иных точек зрения).

2.3 Классификация потребителей.

Порождение и удовлетворение потребностей отдельной личностью

Личность в своей жизни стремится к удовлетворению определенных потребностей. Наличие цели, установление индивидуумом собственной жизненной позиции, направленность личности и стремление деятельного характера к преодолению вредных привычек и инстинктов, логично порождает вопрос о потребностях. Нам представляется это актуальным как с точки зрения сугубо психологической, так и общественно-ценностных ориентации. А.Г.Маслоу ввел в научный оборот понятие высших и низших потребностей (см. рисунок 1), отстаивая при этом точку зрения, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. К высшим потребностям ученый относил стремление к смыслу, придавая ему доминантную значимость, называя даже «первичным человеческим побуждением»[20]. Он также утверждал, что человек начинает активно интересоваться смыслом жизни лишь в тот переломный период, когда жизнь представляется ему сносно устроенной.

Нижние уровни пирамиды образуют:

– физиологические потребности,

– потребность в безопасности.

Т.е. преимущественно материальные потребности связанные с необходимостью биологического выживания каждого индивида.

На верхнем ее уровне проявляются преимущественно духовные потребности связанные с жизнью и деятельностью человека в обществе:

– творческие потребности,

– потребность в уважении,

– потребность в самоутверждении,

– потребность в принадлежности к определённой социальной группе.

Т.е. потребности в дружеском окружении, в признании и уважении со стороны других членов общества, в чувстве собственной ценности и достоинства, в возможности развития своей личности, удовлетворения любознательности, стремление полностью реализовать свои потенциальные физические и духовные возможности.

В удовлетворения потребностей обычно выделяют три степени: насущную (витальную), естественную и престижную.

Полнота удовлетворения потребностей зависит также от того, насколько широко личность воспринимает значимую для неё окружающую общественную группу – начиная от себя лично и членов своей семьи, от узкой группы лиц, с мнением которой личность считается и интересы которой учитывает ("референтной группы"), или какого либо социума (рода, племени, клана, религиозной группы и т.п.), вплоть до нации, государства, социального класса и человечества в целом. Эта широта общественного мышления играет важнейшую роль, поскольку под ее влиянием формируется психологическая и морально-этическая установка человека (предрасположенность к чему-либо), включающая основные его жизненные принципы и убеждения.

Эта жизненная установка непосредственно влияет на оценку человеком своего состояния, происходящих событий и выбор какого либо образа действий. При этом ключевым моментом является то, что для человека первично: собственное благополучие (индивидуальное, узкогрупповое) или общественное, т.е. обладает он узким или широким общественным мышлением, есть ли у него убеждённость в том, что без общественного благополучия его индивидуальное благополучие не может быть достаточно полным и устойчивым.

Начиная с рождения человека и по мере морально-психологического развития происходит формирование его общественного мышления от предельно узкого до широкого, происходит формирование иерархии его потребностей (от низших к высшим) и представления о достаточной степени их удовлетворения.

Очевидно, что эти процессы протекают не гладко, какие-то из них могут затормозиться, какие-то повернуть вспять. В результате, образуются сочетания, составляющие индивидуальные морально-психологические образы людей. Эти образы можно классифицировать по МП-типам на основе сходных общественно-политических реакций на одинаковые информационные и организационные воздействия.

МП-тип В. Множество людей имеют мотивацию нижнего уровня и, соответственно, материальными потребностями нижнего уровня руководствуются в своих суждениях и действиях. «Настоящие духовные потребности у них играют очень маленькую роль, а подобие духовных потребностей проявляется в гипертрофированном удовлетворении всё тех же материальных и физиологических потребностей в престижной степени. Широким общественным мышлением такие люди, как правило, не обладают. У многих из них общественное мышление настолько сужено, что они не в состоянии объективно оценить даже собственное социально-экономическое положение и его изменение»[21]. Это наиболее примитивный вариант развития психики. Люди с таким мышлением являются информационными роботами ("И-роботами"), поскольку при выработке суждения о степени своего благополучия и жизненной установки они руководствуются точкой зрения авторитетных для них посторонних лиц или, чаще всего, господствующей точкой зрения отражаемой средствами массовой информации (СМИ) и особенно телевидением. Таким образом, программа их суждения и действия закладывается извне.

МП-тип Б. Если их потребности нижнего уровня надёжно удовлетворены в естественной степени, то в своих действиях они руководствуются индивидуальными духовными интересами. При угрозе понижения степени удовлетворения их материальных потребностей они легко утрачивают потребности высшего уровня и их морально-психологический облик становится аналогичным МП-типу В. А при удовлетворении их материальных потребностей только в витальной степени обычно ещё больше суживается общественное мышление, поскольку круг их интересов сосредотачивается на борьбе за выживание. Их мышление становится поверхностным и крайне узким, кратким и сиюминутным, память короткой, притупляется способность прогнозировать последствия своих действий и возможный ход развития событий. Такие люди становятся И-роботами (МП-тип В-3), легко внушаемыми и представляющими собой идеальные объекты для политических манипуляций. Подобная деградация может происходить и у людей других МП-типов под влиянием возраста или неблагополучной ситуации.

МП-тип А. Некоторые люди устойчиво сориентированы на потребности верхнего уровня. Удовлетворения материальных потребностей нижнего уровня им достаточно всего лишь в витальной степени. Если такие люди обладают широким общественным мышлением, то их называют Подвижниками, если узким – Стоиками, если они относятся к И-роботам – Фанатиками. Такие люди чаще других совершают подвиги и становятся героями.

Но также надо помнить, что в процессе эволюции и борьбы за выживание человека как биологического вида, у большинства людей сформировалась способность менять иерархию приоритетов потребностей в экстремальных условиях и определять собственное поведение общественным благом, а не личным, т.е. как бы "переворачивать пирамиду иерархии потребностей" (См. Рисунок 1). В этом случае люди МП-типов В и Б тоже могут стать героями. В условиях массовых катаклизмов или всеобщей катастрофы и героизм может стать массовым.

Пусковым моментом, ключом к массовому "перевороту пирамиды иерархии потребностей" служит осознание большинством народа состояния катастрофы для страны в целом и для подавляющего большинства граждан в отдельности. Для сдерживания и блокирования этого процесса используется регулируемое замедление протекания катастрофы, в соответствии с "теорией вялых катастроф". Некоторыми из средств воздействия используемыми при этом, являются различные виды "гуманитарной помощи" и прочей подобной деятельности.

2.4 Потребители на рынке туристических услуг

Участниками рынка туристских услуг являются не только турфирмы и их партнеры, но также отдельные лица, семьи, организации, группы, которые выступают в качестве потребителей. Потребители — это люди, регулярно покупающие товары или услуги. От них и зависит судьба бизнеса. Поведение турфирмы определяет потребитель, который либо приобретает туристский продукт, либо отказывается от него, тем самым указывая производителю, какие услуги пользуются спросом. Со своей стороны, производитель услуг ориентируется не на собственные потребности, а на рынок, поскольку только через рыночный механизм он может присвоить доход.

В условиях рыночной экономики услуги предоставляются всем желающим исключительно в обмен на деньги. Прежде чем выйти на рынок, производитель должен знать, что представляет собой современный потребитель — где он работает, как отдыхает, мнение каких людей учитывает, какую роль для него играют услуги, чего он ждет от рынка и как его привлечь. Кто в данный момент является клиентом фирмы и кто может стать им в перспективе? От каких факторов зависит выбор потребителя? Почему для удовлетворения своих потребностей он выбирает эту фирму, а не другую? Знание запросов своего потребителя дает возможность фирме прогнозировать его потребности, находить способы их удовлетворения и определять основные направления своего поведения.

Емкость рынка туристских услуг выездного направления непосредственно зависит от доли населения с достаточно высоким уровнем жизни. Существуют различные критерии деления общества на классы потребителей (слои). Каждый класс характеризуется единством интересов. Каким ресторанам отдают предпочтение клиенты, как они проводят время, какие страны любят посещать — все это необходимо учитывать при выходе на рынок услуг.

Речь идет о среде, которая формирует потребительские вкусы. В данной работе нас интересуют границы классов покупателей, прежде всего, с точки зрения их потребительского поведения.

Для стран с развивающимися рынками характерна глубокая дифференциация доходов (богатство — на одном полюсе, нищета — на другом). Это упрощает рыночную стратегию со стороны предложения: одни производители ориентируются в основном на богатых клиентов, другие — на огромную массу низкооплачиваемых потребителей. Есть товары для массового потребителя (недорогие и низкого качества) и для очень богатых людей (дорогие и высокого качества). Обе эти категории клиентов не отличаются разборчивостью. Одни больше интересуются потребительскими свойствами товара, другие — ценой, доходы продавцов элитных товаров растут за счет высокой прибыли с единицы изделия. Фирмы, сделавшие ставку на товары дешевого низкокачественного ширпотреба, увеличивают свою прибыль за счет объемов продаж.

Оставаться в таком положении в течение длительного времени рынок не может. Он не в состоянии рационально развиваться за счет небольшой доли самых богатых и огромного количества бедных, спрос которых ограничивается товарами первой необходимости.

Если за основу взять величину доходов в индустриально развитых странах, то потребительский рынок можно разбить на три уровня (класса): верхний, средний и нижний. К верхнему классу относятся самые богатые потребители, к среднему (самому многочисленному) — лица со средним уровнем дохода, к нижнему — те потребители, которые покупают только товары первой необходимости. На верху социальной пирамиды находятся покупатели, привычки которых не меняются в зависимости от фазы экономического цикла, — они всегда остаются потребителями самых дорогих и изысканных товаров.

Внутри каждого класса выделяют высший и низший слои. Представители высшего слоя среднего класса, хотя и осторожны в покупках, однако иногда позволяют себе посетить ресторан, попутешествовать и т. д. Учет вкусов потребителей избранного рынка выступает важным условием конкурентоспособности фирмы.

Ряд исследователей в качестве отдельного класса выделяют лиц старшего возраста. Известно, что нации стареют, а значит, возрастает роль старшего поколения и их потребительских вкусов. В некоторых странах у этой категории населения имеются значительные денежные ресурсы. Они больше тратят наличных денег, обладают свободным временем и по мере роста доходов могут стать идеальными клиентами индустрии туризма. Однако российские пенсионеры в настоящее время не представляют интереса для турфирм как потенциальные клиенты. Они обладают свободным временем, но по уровню доходов не в состоянии пользоваться услугами туристского бизнеса. К тому же эта группа обладает весьма разнообразными жизненными интересами и ее потребительские вкусы слишком дифференцированны. К отдельному слою потребителей туристских услуг относятся также паломники, посетители родственников и знакомых.

В России принадлежность к определенному классу так же, как и в других странах, определяется в основном величиной доходов. Однако нельзя не учитывать и такие факторы, как род занятий, источник дохода, образование. национальность и др. Во многих случаях люди разнятся своими характерами и общим отношением к жизни сильнее, чем доходами, а это тоже влияет на потребление. В ряде стран большую роль играет социальное происхождение, которое влияет на предпочтения при выборе товаров и торговых марок. Для многих богатых русских регулярное посещение дорогих ресторанов или ежегодный отдых за пределами России является демонстрацией социального статуса.

Каждый потребитель стремится приобретать товары и услуги в такой комбинации, которая увеличивает их совокупную полезность. Принятию рационального решения о покупке могут помешать импульсивные желания или привычки. Тем не менее, можно допустить, что подавляющее большинство потребителей, покупая товары, стремится к совокупной полезности. Для того чтобы приобрести максимально полезную товарную комбинацию при наличии ограничений, необходимо обладать точной информацией об альтернативных товарах или услугах и ценах на них. Обычно больше всего требованиям рационального потребителя отвечает средний класс.

2.5 Потребительское поведение среднего класса

В развитых странах туристский бизнес ориентируется на средний класс, который составляет большинство населения и обладает своими стандартами потребления. Он является самым активным покупателем на международном рынке туристских услуг. Многие исследователи даже развитие маркетинга связывают с ростом среднего класса и его потребностей.

Средний класс постоянно и в основном пополняется за счет повышения общего уровня благосостояния населения, а также за счет снижения доходов потребителей верхнего класса. С увеличением доходов населения растет индекс потребительских настроений, который отражает ожидания людей относительно благосостояния их семей и страны в целом. Продавец начинает ориентироваться на середину рынка. Это самый трудный и одновременно самый емкий участок рынка.

Средний потребитель — это не только часть общества, по уровню доходов находящаяся между богатыми и бедными, но и определяющий фактор развития современного рынка. К этой категории потребителей относятся лица, принимающие решения или участвующие в процессе их принятия (управленцы, менеджеры высшего и среднего звена, чиновники), а также определенная доля интеллигенции и политиков. Значительная часть представителей среднего класса не владеет капиталом. Они вынуждены продавать свою способность к труду, однако их нельзя назвать бедными. Средний потребитель владеет дорогостоящей рабочей силой и занимает особое положение на рынке труда. Он всегда рационален, поскольку живет интеллектуальным трудом, имеет престижную в обществе работу. Это обеспеченный человек, доходы которого позволяют удовлетворить все его базовые потребности. Он — активный потребитель, ежемесячно оставляющий на рынке примерно 70 % своего дохода.

У современного среднего класса довольно высокие стандарты потребления. Чаще всего это образованный человек, имеющий собственное представление о потребительских свойствах покупаемого товара или услуги. Он желает приобрести новую и качественную услугу, но не намерен платить слишком высокую цену.

По стандартам потребления средний класс делится на две группы: высшую и низшую. К высшей группе относятся лица, доходы которых приближаются к собственникам капитала. Для низшей группы, более многочисленной, характерна схожесть с потребительскими критериями бедных слоев населения. Тем не менее, в этой группе иная, чем у самых бедных и самых богатых потребителей, структура расходов.

Модель потребительского поведения среднего класса более сложная, чем у верхнего и нижнего классов. У этой категории потребителей более высокая чувствительность к цене по сравнению с самыми богатыми, в то же время они предъявляют очень высокие требования к качеству услуги и к своему имиджу как потребителя. Среднему покупателю при принятии решения о покупке недостаточно таких основных критериев, как цена и качество. Он хорошо знает не только, что ему нужно купить, но и где это можно сделать с большей выгодой и не уронив своего достоинства. Его роль на потребительском рынке не ограничивается долей потребления, величиной дохода или определенным потребительским стандартом. Располагая достаточно большими и стабильными доходами, он задает ориентиры для всех групп потребителей, включая и самых богатых. Это типичный образ современного потребителя. Именно эта часть населения создает основной спрос на рынке услуг, формирует новые потребности и фирмы не могут не учитывать этого.

На рынке туристских услуг в настоящее время сформировался тип потребителя, качественное обслуживание которого представляет определенные трудности. В нынешних условиях успех на рынке зависит от удовлетворения не обезличенного потребителя, а конкретного человека, который ищет в товарах черты индивидуальности. Современного потребителя привлекают главным образом качество и надежность товара, а также безопасность его для здоровья, удобство при использовании, соответствие функциональному назначению и сложившимся в данное время стандартам.

В 1960-е и даже в 1980-е гг. ставка делалась на семейный отдых продолжительностью  2—З недели. Туры заказывались ежегодно в одной и той же фирме, а туроператоры предлагали не более трех каталогов. В 1990-е гг. ситуация на рынке туристских услуг резко поменялась. Туроператоры вынуждены предлагать десятки вариантов, чтобы удовлетворить требовательного клиента, обладающего информацией и легко меняющего фирмы, выбирая более дешевый вариант. Он отдыхает чаще (два и более раза в год), но продолжительность поездок уменьшилась. Новый клиент желает получить максимальную образовательную, спортивную, коммуникативную отдачу. Растет спрос на нетрадиционные виды туризма: приключенческий, культурно-познавательный, лечебный туризм.

Российский средний класс нуждается несколько в иной форме отдыха, чем это могут предложить большинство турфирм. Опросы показывают, что его не устраивают длительные зарубежные турне. Оптимальный вариант для этой категории клиентов — активный и хорошо организованный отдых вместе с детьми в течение двух- трех дней и в не очень отдаленном месте.

Происходит дифференциация спроса на рынке услуг и растет их разнообразие. Зачастую предлагаются разные виды услуг для удовлетворения одних в тех же потребностей. Общей тенденцией является стремление обеспечить потребителя уникальным товаром, который обладает особыми потребительскими свойствами. Для производителя это означает продажу товаров по высоким ценам, позволяющим извлекать максимальную прибыль с единицы товара. Без учета этого фактора невозможно заниматься бизнесом.


2.6 Индивидуальный и организованный покупатель

Знание групп или классов потребителей не освобождает фирму от учета потребностей индивидуального клиента. Поведение отдельного потребителя всегда остается сложным для понимания, поскольку на него оказывает влияние множество факторов. В рыночной системе все производители имеют одинаковые возможности для достижения успеха. Однако в лучшем положении оказываются те из них, которые более точно определяют направление развития потребностей. У этих производителей, как правило, выше производительность, лучше качество услуг и ниже издержки.

Потребители выбирают те товары или услуги, которые способны максимально удовлетворить их потребности при существующих ценах. Степень удовлетворенности покупателя зависит от его представления о том, насколько свойства товара соответствуют его запросам. Для потребителя особенность ситуации на рынке услуг в том, что он не может сравнивать качество услуг различных фирм между собой до момента их покупки. Здесь возможны три варианта: достоинства услуги окажутся выше или ниже его ожиданий, совпадут с его ожиданиями. Компании на рынке действуют исходя из этих трех предпосылок. Удовлетворенный потребитель будет постоянно пользоваться услугами той фирмы, которая лучше всего удовлетворяет его потребности. Он будет также делиться своим мнением с друзьями и знакомыми. Поэтому компании стремятся не допустить разочарования клиента. Дополнительные затраты, связанные с обслуживанием потребителя, не следует рассматривать как потери для фирмы, поскольку возросшее количество клиентов легко их окупает. Необходимо уметь улавливать ценностные ориентиры возможного клиента.

Для того чтобы лучше понимать запросы покупателя, следует знать структуру потребительского спроса. Выходя на конкретный рынок, фирме необходимо больше внимания обращать не на средний доход на душу населения, а на распределение доходов. Как известно, доход распределяется неравномерно. Предприниматели должны ориентироваться не на вкусы и привычки абстрактного потребителя, а на потребителя, который относится к определенному классу. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, запросам. Знание типов потребителей необходимо для принятия стратегических решений, разработки рекламных и маркетинговых кампаний. Личное потребление дифференцируется в соответствии с доходам и, возрастом, уровнем образования, национальными традициями, климатическими условиями, вкусами, увлечениями, модой и др. На потребление услуг оказывает влияние также род занятий. Потребности банковских работников отличаются от потребностей рабочих завода илы студентов.

На рынке туристских услуг активно действует не только индивидуальный, но и организованный потребитель, который осуществляет групповое потребление. Туристской компании приходится строить торговые отношения не только с индивидуальным потребителем, но и с партнерами, которые стремятся повысить цены на свои услуги и тем самым сократить доходы туристских компаний, а также с покупателями, стремящимися купить товары по заниженным ценам. Это довольно сложная форма конкуренции, поскольку производитель вынужден вступать в борьбу с юридическим лицом, в котором он больше всего нуждается.

Поведение субъекта рынка зависит от количества покупателей у одной фирмы и доли конкретного покупателя. Олигопсония на стороне покупателей снижает прибыльность компании, которая вынуждена поддерживать свою конкурентоспособность посредством увеличения расходов на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские разработки и т. д. Покупатели заинтересованы в снижении цен и приобретении товаров или услуг более высокого качества и обладают возможностью воздействовать на производителя, добиваясь этого при наличии следующих условий:

Таким образом, принимая решение о покупке, организованный покупатель подвергается влиянию ряда факторов. В первую очередь — экономических, когда покупателю предлагается другой товар высокого качества по более низким ценам, В этом случае производитель должен сконцентрировать свои усилия на установлении гибкой системы цен. Однако организованные покупатели реагируют не только на экономические, но и на личностные факторы (возраст, образование, занимаемая должность и др.).


Заключение

В данной курсовой работе мы подробно рассмотрели личность человека, ее возможную типологию, а также то, что каждая отдельная личность порождает определенные потребности, и эти потребности удовлетворяются, кроме прочего, и в сферах услуг и сервиса, в том числе и в сфере туризма. Также были рассмотрены и проанализированы разнообразные сочетания, составляющие индивидуальные морально-психологические образы людей, которые классифицируются по типам на основе сходных общественно-политических реакций.

В процессе работы было использовано много источников литературы, направленных на рассмотрение личности, ее структуры, различных типологий, а также литература о происхождении человеческих потребностях с различных точек зрения. Учитывая все, что было прочитано и проанализировано можно в заключение сделать вывод, что человек - сложнейший и противоречивый механизм как в биологическом, так и в социальном отношении. По всей видимости, ни одна теория личности, взятая в изолированном, утрированном либо рафинированном виде, не в состоянии оказаться всеохватывающей, исчерпывающей. Каждая - необходимое звено в огромной и разветвленной цепи человеческого характера, темперамента, склонности и направленности.

Список литературы

1.     Айзикович А.С. Потребности и интересы // Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Москва, 2001.

2.     Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. Москва: Форум, 2000.

3.     Гегель. Соч.т.7. Москва, 1935.

4.     Демин М. В. Потребности как проблема философии //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2..

5.     П.М. Ершов. Потребности человека. Москва,1990.

6.     Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Москва, 1986.

7.     Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Санкт-Петербург, 1995.

8.     Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.

9.     Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – Москва: Высшая школа, 2002.

10.                       Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 2001.

11.                       Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. Москва, 1982.

12.                       Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. Москва, 1982.

13.                       Олпорт Гордон. В. Личность в психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1998.

14.                       Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Прогресс, 1982.

15.                       Туев В.А. Человеческие потребности. Иркутск: ИГЭА, 2003.

16.                       Торндайк Э.Ли. Воспитание и поведение - В кн. Принципы обучения, основные на психологии. Москва: АСТ-ЛТД, 1998.

17.                       Углеводов А.К. Духовная жизнь общества. Москва, 1980.

18.                       Хорни К. Культура и невроз / Психология личности. Москва, Изд–во МГУ, 1982.


[1] Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М., «Высшая школа», 2002,с.5

[2] П.М. Ершов. Потребности человека. М.,1990. С.6.

[3] Демин М. В. Потребности как проблема философии //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2. с. 3.

[4] Демин М. В. Потребности как проблема философии //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2. с. 5.

[5] Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982, с.27.

[6] Айзикович А.С. Потребности и интересы // Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 2001. С.143.

[7] Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С.24.

[8] Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С.7.

[9] Углеводов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С.80.

[10] Туев В.А. Человеческие потребности. Иркутск, ИГЭА, 2003, 87с

[11] Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. М., Форум, 2000. С. 73.

[12] Гегель. Соч.т.7. М., 1935. С. 167.

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 195

[14] Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. М., Форум, 2000. С. 85.

[15] Олпорт Гордон. В. Личность в психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1998, с. 109.

[16] Торндайк Э.Ли. Воспитание и поведение - В кн. Принципы обучения, основные на психологии. Москва, АСТ-ЛТД, 1998, с. 171.

[17] Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Санкт-Петербург: 1995, 51 с.

[18] Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Прогресс, 1982,  с. 258

[19] Хорни К. Культура и невроз / Психология личности. М.: Изд–во МГУ, 1982, с.  105

[20] Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 2001, 224 с.

[21] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982, с. 112.