Вариант 8
Содержание
Значение задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения. Методика оценки динамики издержек в целом по предприятию... 3
Анализ производительности труда.. 8
Задача 1. 12
Задача 2. 13
Список литературы... 15
Значение задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения. Методика оценки динамики издержек в целом по предприятию
Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией произведенной продукции, выраженной в денежной форме. Они подразделяются на дополнительные и чистые издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара; вторые - расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращением её из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.
Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Например, древесина, используемая в строительном деле, не может быть применена, скажем, в производстве мебели, спичек и иных товаров. Выбор определённых ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Экономические, или вменённые, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.
С позиции отдельной фирмы экономические издержки - это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг, называются внешними или явными издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы.
В то же время фирма может использовать и свои собственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), издержки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые бы были получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.[1]
Минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере бизнеса, называется нормальной прибылью.
При изучении данной темы важно понять, что расходы на продажу — один из основных экономических показателей деятельности торгового предприятия. Оптимизация расходов на продажу остается актуальной задачей, решение которой требует совершенствования и рационализации торгового процесса и соблюдения строгого режима экономии. Величина расходов на продажу характеризуется их абсолютной суммой и относительным уровнем (отношением суммы расходов на продажу к товарообороту).
Анализ расходов на продажу должен способствовать более рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этим и определяются задачи анализа расходов на продажу.
Перед экономическим анализом расходов на продажу стоят следующие задачи: изучение выполнения предприятием плановой суммы расходов на продажу; выявление причин, вызвавших отклонение от плана; изучение динамики расходов на продажу за ряд лет; определение суммы относительной экономии или перерасхода; вскрытие факторов, влияющих на уровень расходов на продажу в планируемом году; принятие мер по рациональному использованию средств.
Основную часть издержек обращения составляют расходы на продажу, поэтому основу анализа будем рассматривать именно по расходам на продажу, поскольку влияние остальных факторов не столь велико. Приступая к анализу расходов на продажу, необходимо обеспечить сопоставимость плановых и отчетных показателей. Если в анализируемом периоде происходило изменение показателей расходов на продажу, их динамика исчисляется в ценах отчетного года, для чего товарооборот анализируемого (предшествующего отчетному) года пересчитывается с учетом цен отчетного года. Плановый уровень расходов на продажу пересчитывают в ценах отчетного периода путем деления этого уровня на индекс цен. Если же пересчитывают уровень расходов на продажу отчетного периода в ценах, предусмотренных в плане, то уровень отчетного года умножают на индекс цен. При этом следует иметь в виду, что уровень некоторых расходов (товарные потери, проценты за кредит) не зависят от изменения цен на товары, так как величина этих расходов находится в прямой пропорциональной зависимости от объема товарооборота.
В случае изменения тарифов на транспортные услуги, ставок арендной платы, цен на материалы по сопутствующим статьям при рассмотрении их динамики показатели также приводятся в сопоставимость с отчетным годом.
Основными факторами, влияющими на величину и уровень расходов на продажу, являются объем и структура розничного товарооборота, поэтому важным аналитическим показателем служат плановые расходы на продажу, пересчитанные на фактический объем товарооборота.
Анализ расходов на продажу проводят обычно в такой последовательности: сначала проверяют выполнение плана по расходам на продажу в целом по магазину; определяют влияние на расходы по продаже отдельных факторов; затем проводят анализ отдельных статей расходов на продажу, а в комплексных статьях (расходы на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря и др.) проверяют выполнение плана по каждому виду расходов.
Анализ расходов на продажу по общему объему позволяет дать общую оценку работы торгового предприятия по этому показателю. В ходе анализа вычисляют следующие показатели:[2]
1) фактический уровень расходов на продажу — путем деления фактической суммы расходов на продажу на фактический товарооборот и умножения полученного результата на 100%;
2) размер снижения или повышения уровня расходов на продажу — вычитанием из фактического уровня расходов на продажу уровня расходов по плану;
3) темп снижения или повышения уровня расходов — путем деления размера снижения (повышения) на плановый уровень и умножения полученной величины на 100%;
4) сумму относительной экономии или перерасхода — путем сопоставления фактических расходов на продажу с плановыми, пересчитанными на фактический товарооборот. Для пересчета плановых расходов на продажу по фактическому товарообороту необходимо фактический товарооборот умножить на плановый уровень расходов по продаже и полученный результат разделить на 100%;
Для определения влияния объема товарооборота на расходы по продаже они подразделяются на переменные и постоянные расходы.
Вначале определяют скорректированную сумму расходов на продажу, для чего плановую сумму переменных статей умножают на процент выполнения плана товарооборота и делят на 100% и к полученному результату прибавляют плановую сумму постоянных статей. Разница между плановой и скорректированной суммами расходов на продажу покажет влияние объема товарооборота на сумму расходов по продаже.
Общий анализ расходов на продажу по торговому предприятию в целом не дает возможности установить, за счет каких статей и видов расходов была достигнута экономия или допущен перерасход, поэтому нужно тщательно изучить расходы по каждой статье, а внутри статьи — по видам расходов. В процессе анализа расходов на продажу по статьям устанавливают конкретные причины отклонения фактических расходов от плана, рассчитывают сумму относительной экономии или перерасхода, влияние на размер изменения объема товарооборота и прочих факторов.[3]
Имеется особенность в определении отклонения фактических расходов от плановых по статьям, переменным и постоянным.
Так, при анализе переменных расходов фактический уровень сопоставляется с плановым, находится отклонение по уровню, затем, исходя из фактического товарооборота и отклонения по уровню, расчетным путем устанавливается отклонение в сумме.
При анализе постоянных расходов вначале устанавливается отклонение фактических расходов от плановых в сумме, а затем расчетным путем определяется отклонение по уровню.
Анализ производительности труда
Для оценки уровня интенсивности использования персонала применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей производительности труда.
Производительность труда - это показатель, в котором отражаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций. Рост производительности благоприятно сказывается на многих показателях: товарообороте, расходах на продажу, фонде оплаты труда, прибыли. Хотя сама производительность труда зависит от внедрения новой техники, совершенствования организации труда и материального стимулирования.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным их группам (оперативным работникам, продавцам) в единицу времени. Следовательно, под производительностью труда в торговле понимается способность работника реализовать за единицу рабочего времени определенный объем товаров, а количество времени, затрачиваемое на реализацию единицы товара, называется трудоемкостью.[4]
Этот показатель находится в тесной зависимости от структуры товарооборота. Он вполне приемлем для глобального измерения производительности труда, когда нет существенных сдвигов в структуре товарооборота; и совершенно не подходит для сравнительного анализа двух или нескольких разнопрофильных торговых организаций и их подразделений. Таким образом, производительность труда в торговле определяется по формуле
где Пт — производительность труда; Np- — объем товарооборота; Ч — численность работников.
В ходе анализа трудовых ресурсов ставятся следующие задачи:
1) выявление обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
2) оценка организации труда и эффективности использования рабочего времени
3) выявление резервов роста производительности труда
4) определение эффективности использования средств на оплату труда.
Анализ трудовых ресурсов начинают с общей оценки эффективности использования трудовых ресурсов. На этом этапе рассчитываются следующие показатели:
Удельный вес торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников по формуле:[5]
Уд. Вес, % = Чор / Чср * 100%
Где Чор – численность торгово-оперативных работников
Чср – среднесписочная численность
Среднегодовая выработка на одного работника определяется по формуле:
В = Т / Чср
Где: В – выработка на одного работника
Т – товарооборот
Отклонение от плана и отклонение от прошлого года – методом разницы, - из фактических данных вычитаются плановые или данные прошлых лет.
Затем изучается динамика производительности труда за ряд лет и при этом следует обратить внимание на то, чтобы:
а) рост производительности труда опережал рост средней заработной платы (при анализе можно построить график);
б) рост производительности труда опережал рост численности работников, т. е. увеличение объема продаж (товарооборота) должно быть обеспечено ростом интенсивного фактора — производительности труда.
Анализ изменения этих величин даст возможность определить степень эффективности хозяйственно-финансовой деятельности организации в целом и ее структурных подразделений. Так, если рост производительности труда в организации опережает рост средней заработной платы, то это будет способствовать повышению эффективности ее работы.
Анализируя производительность труда, исчисленную как отношение объема продаж к общей численности работников, необходимо помнить, что не все работники торговой организации в равной степени участвуют в процессе реализации товаров. Поэтому для анализа производительности труда в торговой организации выделяют следующие категории работников:
оперативные работники (продавцы, кассиры, контролеры, консультанты, администраторы торгового зала, заведующие секциями и др.);
продавцы (повара — в общественном питании).
Вклад этих категорий в реализации товаров различен, поэтому наряду с исчислением производительности труда на одного работника рассчитывают производительность труда продавцов, оперативных работников по формулам[6]
где : Np — товарооборот (объем продаж);
Птп — производительность труда продавцов;
Чп — численность продавцов;
Птор — производительность труда оперативных работников;
Чор — численность оперативных работников.
В процессе анализа необходимо исчислить не только годовую, квартальную, месячную производительность труда, но и дневную, часовую, которые рассчитываются по формулам
где Д — дни периода;
В— время работы, часов.
Все вышеуказанные показатели изучаются во взаимосвязи. Системный подход позволяет увидеть изменения производительности труда в течение года, обнаружить места и причины ее падения.
Задача 1
Проведите анализ товарооборачиваемости за 1 квартал по розничному предприятию
Товарооборот 1 квартал – 27900 тыс. руб.
Товарные запасы: на 1.01 – 3700 тыс. руб.
1.02 – 2860 тыс. руб.
1.03 – 3400 тыс. руб.
1.04 – 3540 тыс. руб.
Оборачиваемость товаров в 4 квартале предшествующего года – 15 дней
Решение:
1. Определяем однодневный товарооборот:
Npод = 27900 / 90 = 310 тыс. руб.
2. Определяем средний товарный запас по средней хронологической:
Nзап = (0,5*3700 + 2860 + 3400 + 0,5*3540) / 3 = 3293,33 тыс. руб.
3. Определяем товарооборачиваемость в днях:
Тоб = 3293,33 / 310 = 10,62 дн.
4. Товарооборачиваемость в количестве оборотов:
H = 90 / 10,62 = 8,47 об.
5. Отклонение товарооборачиваемости в днях:
∆Тоб = 10,62 – 15 = -4,38 дн.
5. Сумма мобилизованных средств:
∑ Nи = 4,38 * 310 = 1357,8 тыс. руб.
Выводы: Товарооборачиваемость товарных запасов в первом квартале увеличилась на 4 дня и составила 11 дней, это привело к мобилизации средств на сумму 1357,8 тыс. руб.
Задача 2
Проведите анализ прибыли от реализации товаров. Рассчитайте влияние на изменение прибыли отдельных факторов. Сделайте выводы.
Показатели |
Прогноз |
Фактически |
Отклонение |
Товарооборот (тыс. руб.) |
27040 |
30560 |
3520 |
Валовой доход (тыс. руб.) |
4407,5 |
5042,4 |
634,9 |
Уровень валового дохода (%) |
16,3 |
16,5 |
0,2 |
Издержки обращения (тыс. руб.) |
3920,8 |
4461,8 |
541 |
Уровень издержек обращения (%) |
14,5 |
14,6 |
0,1 |
Прибыль от реализации (тыс. руб.) |
486,7 |
580,6 |
93,9 |
Рентабельность (%) |
1,8 |
1,9 |
0,1 |
Решение:
Уровень валового дохода рассчитывается как отношение валового дохода к товарообороту:
4407,5 / 27040 * 100 = 16,3 %.
5042,4 / 30560 * 100 = 16,5 %.
Уровень издержек обращения рассчитывается как отношение издержек к товарообороту:
3920,8 / 27040 * 100 = 14,5 %.
4461,8 / 30560 * 100 = 14,6 %.
Прибыль от реализации рассчитывается как разница между валовой прибылью и издержками обращения:
4407,5 – 3920,8 = 486,7 тыс. руб.
5042,4 – 4461,8 = 580,6 тыс. руб.
Рентабельность продукции – это отношение прибыли к товарообороту:
486,7 / 27040 * 100% = 1,80 %
580,6 / 30560 * 100% = 1,90 %
Определяем влияние изменения товарооборота на изменение прибыли от продаж:
(30560-27040) * 1,8 / 100 = 63,36 тыс. руб.
Определяем влияние изменения уровня валового дохода на изменение прибыли от продаж:
(16,5 - 16,3) *30560 / 100 = 61,12 тыс. руб.
Определяем влияние изменения уровня издержек обращения на изменение прибыли от продаж:
(14,6 - 14,5) * 30560 / 100 = 30,56 тыс. руб.
Для проверки правильности решения составим баланс отклонений:
63,36 + 61,12 + 30,56 = 155,04 тыс. руб.
Выводы: за прошедший период прибыль от продаж выросла на 93,9 тыс. руб. уровень рентабельности повысился на 0,1%, что является положительным результатом работы торгового предприятия. Рост прибыли на 63,36 тыс. руб. обусловлен увеличением объема товарооборота, на 61,12 тыс. руб. за счет роста уровня валового дохода и за счет уровня издержек производства на 30,56 тыс. руб.
Список литературы
1. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / БГЭУ. Мн., 2002г.
2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2001г.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник для вузов. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2004г.
4. Финансовый менеджмент / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабонов; Под общ. ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2003г.
5. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Экономичный анализ/3аред. М.Г. Чумаченка. Кшв: КНЕУ, 2001.
7. «Экономический анализ в торговле»: Учеб. Пособие /Под ред. М.И. Баканова – М.: Финансы и статистика,2005. – 400с.
[1] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002г. с.68
[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник для вузов. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2004г. с.202
[3] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002г. с.73.
[4] «Экономический анализ в торговле»: Учеб. Пособие /Под ред. М.И. Баканова – М.: Финансы и статистика,2005. – с.215
[5] Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / БГЭУ. Мн., 2002г. с. 119
[6] «Экономический анализ в торговле»: Учеб. Пособие /Под ред. М.И. Баканова – М.: Финансы и статистика,2005. – с.216-217