Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 5

Основные тенденции  и особенности становления мировых туристских центров  5

1.1. Экономические показатели мировой индустрии туризма. 5

1.2. Общие направления развития мирового туризма. 6

1.3. Мировой рынок международного туризма. 11

1.4. Прогнозы развития мирового туризма. 12

2. Практическая часть. 14

Описание отечественного туристского центра мирового уровня Геленджик  14

2.1. Характеристика месторасположения и факторов его возникновения. 14

2.2. Природно- климатическая характеристика. 15

2.3. Историко- культурная характеристика. 17

2.4. Характеристика с позиций  ландшафтной рекреалогии. 19

2.5. Характеристика инфраструктуры (гостиничное хозяйство, транспорт, организация питания, досуг) 22

2.6. Уровень сервиса предлагаемых услуг и его оценка. 24

2.7. Виды туризма, доминирующего на данной территории. 25

2.8. Инвестиционная привлекательность. 26

2.9. Финансовая доступность. 26

2.10. Перспективы развития. 27

Заключение. 28

Список литературы.. 29






Введение

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Ту­ризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географи­ческие, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 1999 г. составило 656,9 млн. человек, по сравнению с 1950 г. оно возросло более чем в 25 раз. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010 г. достигнет миллиарда туристских прибытий, из которых 525 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.

В 1998 г. суммарный доход стран от международного туризма составил более 441 млрд. долл. (более 10% мировой торговли товарами и услугами), что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн. человек работают в индустрии, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма – трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом  плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики.

На развитие туризма в мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

         Целью работы является исследование   основных тенденций и особенностей  становления мировых туристских  центров.

         Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)  рассмотреть основные   экономические показатели мировых туристских центров

2)     рассмотреть общие направления развития мирового туризма

3)     рассмотреть мировой рынок международного туризма

4)     рассмотреть основные прогнозы развития мирового туризма

5)     рассмотреть отечественный  туристский центр Геленджик



1. Теоретическая часть

Основные тенденции  и особенности становления мировых туристских центров

1.1. Экономические показатели мировой индустрии туризма

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Ту­ризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географи­ческие, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые [2, с. 156].

Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2004 г. составило 656,9 млн. человек, по сравнению с 1950 г. оно возросло более чем в 25 раз. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010 г. достигнет миллиарда туристских прибытий, из которых 525 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.

В 2003 г. суммарный доход стран от международного туризма составил более 441 млрд. долл. (более 10% мировой торговли товарами и услугами), что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн. человек работают в индустрии, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма – трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом  плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики.

На развитие туризма в мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов [4, с. 178].

Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

1.2. Общие направления развития мирового туризма

В послевоенный период международный туризм начал бурно развиваться во всем мире.

Особую роль в этом сыграли: рост численности населения в индустриальных странах, увеличение оплачиваемых отпусков и повышение доходов насе­ления. В ответ на возросший спрос на туризм и отдых предложения развивались в основном в форме стандартного массового пэкидж-тура (туристского пакета), что, в свою очередь, стало возможным благодаря включению в него перелетов на воздушных реактивных лайнерах начиная с 1958 г. и дешевому горючему. Кроме того, развитию международного туризма способствовал существенный рост бизнес-путешествий [10, с. 16].

За весь рассматриваемый период международный туризм показал себя здоровым и надежным видом экономики вопреки многим отрицательным факто­рам, таким, как политическая и экономическая неста­бильность во многих частях мира, усиление терро­ризма и т.д. Как правило, во время экономического спада спрос или оставался неизменным, или вскоре после «выздоровления» экономики возвращался на прежний уровень. Однако этот глобальный процесс не распространялся равномерно между всеми турист­скими центрами. Многие из них исчезли из-за того, что становились немодными или не могли обеспечи­вать достаточную безопасность туристам.

Начало 80-х годов ознаменовалось спадом в ми­ровой экономике, который стал причиной сокраще­ния международных путешествий вплоть до 1984г. Этот и следующий - 1985 г. стали рекордно удачны­ми для европейских туристских центров. Однако ава­рия на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также террористические акты ливийских экстремистов, ос­лабление американского доллара по сравнению с ва­лютами других стран привели к сокращению турист­ских потоков в мире.

Во второй половине 80-х годов положение нор­мализовалось. В этот период некоторые страны Ти­хоокеанского бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд и Китай), а также страны Европы (Португалия и Турция) испытали бурный рост, а другие, наоборот, - спад, например, некогда процветавший и славивший­ся своей индустрией туризма Ливан.

Девяностые годы также начались неблагоприятно для развития международного туризма. В этом глав­ную роль сыграла война в Ираке, названная «Буря в пустыне». Вскоре после начала войны были прекра­щены путешествия в этот регион, а также на восточ­ное Средиземноморье и в Северную Африку, тем самым, замедлив темпы роста международного туризма. Последующий экономический спад, охвативший многие индустриальные страны, еще больше усугу­бил положение [3,с . 157].

Статистика ВТО показывает, что за 20 лет число прибытий международных туристов почти утроилось - со 160 млн. в 1970 г. до 460 млн. в 1990 г. Однако в 1991 г. международный туризм потерпел значитель­ную неудачу и рост прибытий составил всего 1,5%. Очередной подъем наблюдался в следующем - 1992 г., когда рост составил 8%. Но с 1995 г. по 1999 г. рост прибытий туристов составил в среднем 3-4% и достиг в 1999 г. 657 млн.

Годовые поступления средств от международного туризма (не включая поступлений от транспорта) на­чали возрастать в 80-х годах и в 1998 г. достигли 441 млрд. долл. Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешест­вующих в мире, но за 1997-1998 гг. рост доходов не превысил и 0,5%, это связано не столько с инфля­ционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли.

Страны Западной Европы отстают от США в ме­ждународном туризме по поступлениям денежных средств от туризма. Европа более других регионов привлекает к себе туристов, однако, число их растет медленнее. Страны Европы принимают 60% гостей со всего мира, и только 50% всех поступлений от ту­ризма в мире приходится на их долю. Успех Европы объясняется следующими факторами [10, с. 145]:

·        большой сегмент населения имеет крупные ре­альные доходы;

·        большая часть населения некоторых европей­ских стран, например Германии, Франции, Велико­британии, предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны;

·        наличие множества культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком;

·        спрос на международные путешествия удовле­творяется крупной индустрией туризма и необходи­мой инфраструктурой.

Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Большая часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе. Однако значительная часть населения этих стран все же проводит свой ежегодный отпуск в отдаленных регионах земного шара.

В табл. 2.1 показаны изменения числа прибытий туристов и поступлений от туризма за период с 1985 по 1996 г. в разных регионах мира, а также измене­ния их доли.

Анализ развития мирового туризма, проведенный ВТО, освещает значительные изменения, которые произошли в прибытиях и поступлениях от междуна­родного туризма. Если доля прибывающих в Европу туристов в 1985-1996 гг. снизилась с 65 до 59%, а доля поступлений - с 53 до 51%, то за этот же период страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) заметно увеличили свою долю с 9 до 15% и с 11 до 19,5% соответственно по числу туристов и по­ступлениям от них. В 1950 - 1960 гг. доля этого ре­гиона в общих мировых прибытиях составляла всего 1%, в 1970 г. она достигла 3%, в 1980 г. - 7, в 1990 г. - 11 и в 1996 г. - 15%. Доля поступлений от между­народного туризма в этом регионе также постоянно росла: в 1950 г. - 1,4%, в 1960 г. - 2,8, в 1970 г. - 6,2, в 1980 г. - 7,3, в 1990 г. - 14,4, в 1996 г. - 19,5%. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.

Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 50-х по 90-е годы были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от меж­дународного туризма. Причина этого кроется в эко­номических проблемах. Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Хотя здесь час­то происходят негативные для сектора международ­ного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих стра­нах [7,с . 236].

В табл. 2.2 приведен перечень лидирующих стран – туристских центров шести регионов, обозна­ченных ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.

Основные туристские потоки в мире сосредото­чены внутри Европы (из Великобритании во Фран­цию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд).

Что касается туристских потоков между региона­ми, то здесь лидируют потоки между Америкой и Ев­ропой. Это первенство является результатом увели­чения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большого сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу.

В мире множество стран ежегодно принимает бо­лее 1 млн. иностранных туристов (например, в начале 90-х годов таких стран было 50), а 26 стран посе­щают 5 млн. гостей. В табл. 2.3 приведен перечень первых десяти стран мира по числу прибывающих в них туристов.

По доходам, получаемым от туризма, лидируют США, Испания, Франция, Италия и Великобритания (табл. 2.4). По предварительным данным ВТО, в 1996 г. Испания заняла второе место после США, обогнав Францию и Италию. Благодаря увеличению числа посещающих Испанию туристов в этом же году возросли доходы от туризма на 12,2% по срав­нению с доходами в предыдущем году.

По данным ВТО, шесть из десяти первых генери­рующих стран мира являются европейскими.

По расходам туристов первое место в мире также занимают США, за ними следуют Германия, Велико­британия и Япония, которая в последние годы прово­дит политику поощрения зарубежных путешествий своих граждан в основном для того, чтобы обеспечить положительный платежный баланс страны. В табл. 2.5 приведен перечень первых десяти стран Ев­ропы по расходам туристов [8, с. 189].

Основные страны - рецепторы международных туристских потоков также являются ключевыми ге­нерирующими рынками. Некоторые страны, находясь среди первых по числу прибывающих туристов, мо­гут и не являться первыми по поступлениям, как это происходит со странами Восточной Европы или с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, напри­мер с Малайзией.

Обмен туристами и соответственно деньгами происходит между индустриальными и новыми ин­дустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцати туристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и инду­стриальные, и развивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международного туризма (точнее въездную его составляющую) – этого «неосязаемого» вида экспорта для оздоровле­ния платежного баланса страны и уделяли большое внимание его развитию.

1.3. Мировой рынок международного туризма

Анализ туристского рынка в каждом туристском  регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и  преследует основные цели [3, с. 111]:

·        идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;

·        объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;

·        идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.

Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.

Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный тор­говый баланс, например Германия, Япония.

Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образ­цами спроса не обязательно является обменом про­дуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен товарами между индустриаль­ными странами является, прежде всего обменом про­дуктами одной и той же категории, например торгов­ля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также суще­ствует, например в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители юж­ных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

1.4. Прогнозы развития мирового туризма

Прогнозы, составленные на начало XXI в. Всемирной туристской организацией, являются хорошим источником для изучения мирового туристского сектора. В частности, в табл. 4.1 видно, что международные туристские прибытия во всем мире увеличатся до 702 млн. человек в 2000 г., до 1018 млн. – в 2010 г. За 1990-2010 гг. число туристов в мире увеличится более чем вдвое. Ежегодные темпы роста мирового туризма в 1990-2000 гг. составят 3,8%, а в 2000-2010 гг. – 3,5% [2, с. 176].

Прогнозы ВТО по регионам показывают, что установленные изменения в распределении туристских потоков между регионами сохранятся и в прогнозируемом периоде. Доли Европейского и Американского регионов сократятся к 2010 г., тогда как доля Восточной Азии и Тихоокеанского региона сильно увеличится. Надо отметить, что прогнозируемая доля ВАТ увеличится настолько, насколько доля Европы сократится – на 5%. Прогнозируемый уровень годового роста в 1990-2000 гг. составит 2,7% для Европы и 6,8 для ВАТ (табл. 4.2). В других регионах мира прогнозы на тот же период показывают незначительный рост: в Южной Азии – 6,1%, в Африке – 5, на Ближнем Востоке – 4%.

Прогноз для Европейского региона на 1990-2000 гг. – пессимистический – с уровнем роста 2,7% в год, на 2000-2010 гг. – только 2,5%, который показывает, что доля европейских стран в мировом туризме в дальнейшем будет снижаться. Согласно этому же прогнозу число туристов, прибывающих в Европу, увеличится к 2000 г. до 397 млн. человек, а к 2010 г. – до 525 млн.

Относительное снижение темпов роста может быть причиной сильной зависимости Европы от определенных видов туризма. Особенно это относится к береговым зонам Средиземного моря.

Рост туризма и прогноз в Американском регионе показывает, значительный рост в 1995-2000 гг. – на 5,1% больше, чем среднемировой – 4,4%. Прогноз до 2010 г. предполагает слабое падение темпов роста, однако он останется равным среднемировому уровню.

Число туристов, прибывающих в Американский регион, увеличится к 2000 г. до 138 млн. человек, а к 2010 г. – до 195 млн.

Первоначальное субрегиональное распределение туристских прибытий показывает, что Северная Америка сохранит доминирующее положение в Американском регионе, а число прибытий в Карибский бассейн будет расти быстрее, чем в Латинскую Америку.

Прогнозируемые темпы ежегодного роста прибытий туристов в ВАТ в 2 раза выше среднемирового уровня и составят в 1990-2000 гг. 6,8%, а в 2000-2010 гг. – 6,5%. Этот рост можно будет приписать предполагаемому значительному увеличению внутрирегионального туризма – с 49% в 1980 г. до 79% в 2010 г. Прибытия международных туристов в ВАТ возрастут к 2000 г. до 122 млн. человек, а к 2010 г. - до 229 млн.

2. Практическая часть

Описание отечественного туристского центра мирового уровня Геленджик

2.1. Характеристика месторасположения и факторов его возникновения

В настоящее время Сочи крупнейший российский курорт, он является одним из уникальных приморских и бальнеоклиматических курортов мира. Он находится на одной параллели с Венецией, Белградом, Марселем, Нью-Йорком, Варной, Сараево, Флоренцией, Ниццей, Бильбао, Бостоном, Торонто, Саппоро, Алма-Атой, и на одном меридиане с Москвой, Меккой, Аддис-Абебой и Дар-Эс-Саламом. Сочи занимает исключительно выгодное геополитическое положение, так как находится на стыке Европы и Азии, а Черное море соединяет его со Средиземным морем, Атлантическим и Индийским океанами.

Сочи представляет собой целый курортный регион: протяженность его вдоль побережья - 145 километров. Площадь же Сочинской агломерации составляет 3,5 тысячи квадратных километров, что превышает территорию государств Люксембург, Лихтенштейн, Андорра и Сан-Марино вместе взятых.

В Сочи проживают представители около 110 национальностей. Основной процент населения составляют русские - 70%, на втором месте армяне - 15%, на третьем украинцы - 6%, далее грузины - 1,5%, греки и адыгейцы по 1,2%.

Среднегодовая численность населения Сочи с учетом отдыхающих доходит до 600 тысяч человек, из них местное население составляет около 378 тысяч человек.

Совсем недавно на сочинских курортах ежегодно отдыхало и лечилось до 5 миллионов человек. Треть из них - по путевкам в санаторно-курортных учреждениях, а остальные - в частном секторе и гостиницах города.

Во время перехода к рыночным отношениям численность отдыхающих здесь сократилась почти вдвое и составляет около 2,6 миллионов человек в год. В межсезонье остаются невостребованными даже путевки в престижные санатории и пансионаты.

Плохо обстоят дела и с посещением Сочи иностранными туристами. А в 80-е годы город пользовался значительной популярностью у зарубежных гостей. Сюда ежегодно прибывало 250 тысяч туристов из многих стран мира, особенно из Восточной Европы.

Сейчас в Сочи оказывают услуги в сфере туризма: 41 база отдыха, 6 домов отдыха, 5 курортных поликлиник, 13 оздоровительных комплексов, 34 пансионата, 58 санаториев, 6 кемпингов, 10 турбаз, 15 гостиниц.

2.2. Природно- климатическая характеристика

Среди природных ресурсов особое место занимают климатические. Человек не может быть изолирован от окружающей его воздушной среды. Воздействие климата на организм человека называют биоклиматом. В соответствии с этим биоклиматические параметры отличаются от обычных метеорологических характеристик, так как представляют собой комплексное воздействие метеорологических характеристик воздушных масс на организм человека: температуры, скорости ветра, влажности, давления. Климат формируется под влиянием трёх основных климатообразующих факторов:

·                    Солнечная радиация (обеспечивает поступление на землю света, тепла и ультрафиолета);

·                    Атмосферная циркуляция (с ней связан перенос воздушных масс в атмосферных вихрях (циклонах) и наличие зон раздела воздушных масс (атмосферных фронтов));

·                    Подстилающая поверхность (определяет перераспределение солнечной радиации и атмосферной циркуляции в зависимости от характера земной поверхности).

Климат является одним из ведущих ресурсов, обуславливающих пространственную организацию отдыха. При оценке климата как рекреационного ресурса необходимо выявить степень его благоприятного воздействия на человека, на его здоровье. Очевидно, что значение климатических ресурсов велико не только при организации санаторно-курортного лечения, но и при организации всех других видов рекреационной деятельности. Климат оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на организм человека. Положительное воздействие обычно используется в рекреационной деятельности для организации климатолечения. От отрицательных факторов требуется защита в виде климатопрофилактики.

Биоклимат черноморского побережья меняется от умеренно-влажного приморско-степного на севере (г. Анапа), приморско-горного (г. Геленджик) до влажного субтропического (г. Сочи).

Продолжительность солнечного сияния до 2400 часов в год. Самая солнечная часть побережья, г. Геленджик (число солнечных дней достигает 280). Биологическая активность солнца повышенная с избытком УФ летом. Безморзный период длится 290 дней. Время, благоприятное для отдыха и туризма, достигает 190 дней. Весна очень ранняя. Уже к концу марта средняя суточная температура достигает +10 градусов. Лето продолжительное и очень тёплое, преобладает ясная безоблачная погода. Средняя температура воздуха в июне около +20 градусов, в июле-августе, около +23 градусов. Бывают очень жаркие и очень сухие дни, когда температура воздуха может повышаться до +35 градусов. Однако воздействие относительно высоких температур умеряется бризами. Основной дискомфорт летнего периода связан с высокой влажностью (свыше 70% днём) и частой повторяемостью душных погод, несколько меньше в степной части. Ультрафиолетовое излучение, которое оказывает активное биологическое воздействие на организм человека, здесь особенно велико с мая по август.

Осень, особенно сентябрь и октябрь, - самое лучшее время года на курорте. Температура воздуха в октябре +20 градусов, в октябре +16 градусов, к концу ноября +12 градусов. Относительная влажность в эти месяцы значительно снижается. Зима очень мягкая, отличается неустойчивой погодой, дождливостью. Нередки дожди со снегом. Среднемесячная температура самого холодного месяца (января) +4 градуса. В отдельные годы при холодных вторжениях температура воздуха понижалась до, 10 градусов.

При анализе территории на основании расчётов биоклиматического потенциала строятся карты как отдельных медико-климатических параметров, так и биоклиматического потенциала в целом. По ним выделяются территории по степени благоприятности для туризма вообще и для отдельных видов рекреационных занятий.

2.3. Историко- культурная характеристика

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов мемориальной и духовой культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на донной территории. Практически каждая местность может представить интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

·                    Памятники археологии;

·                    Культовую и гражданскую архитектуру;

·                    Памятники ландшафтной архитектуры;

·                    Малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

·                    Музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социальной инфраструктуры;

·                    Объекты этнографии, народного промысла и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

·                    Технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зелёные насаждения во дворах и на улицах, в сельской местности - приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях - ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространённая форма - организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

Аттрактивность культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

·                    Ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путём: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

·                    Необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Объектами познавательного туризма являются и достопримечательности местной природы: дендропарк, бор пицундовской сосны скала «Парус», Пшадские водопады в Геленджикском районе, дельфинарии. В городе имеются музеи, концертные залы, театры и т.д.

Ресурсы познавательного туризма используются в основном при организации досуга отдыхающих в рекреационных учреждениях побережья. Их значение существенно уступает природным ресурсам района, которые и определили общероссийскую организацию района на лечебно-оздоровительном отдыхе.

2.4. Характеристика с позиций  ландшафтной рекреалогии

Для лечебно-оздоровительного отдыха как функционально, так и эстетически наиболее благоприятна пересечённая местность, но с незначительными повышениями. Поэтому, как правило, лечебно-оздоровительные учреждения располагаются либо на равнинных территориях, либо в предгорной (200-400м) и в низкогорной (400-1000м) частях, а в исключительных случаях, в нижнем поясе среднегорья (1000-1500м), если есть особые природные условия. Следовательно, при оценке территории необходимо указывать абсолютные отметки высот местности. Для оздоровительных целей наиболее благоприятен крупнохолмистый или грядовой рельеф, относительно благоприятна слабохолмистая и волнистая местность; ровная, плоская поверхность неблагоприятна, так как с точки зрения эстетики пейзажного восприятия монотонный рельеф неинтересен, а также функционально малопригоден.

Черноморские ландшафты чётко подразделяются на низменную степную Анапскую часть, побережье на севере района и гористое побережье с субтропической растительностью на остальной части территории. На остальной территории преобладают галечные пляжи, площадь которых резко ограничена подступающими к морю горами. Основная проблема здесь,  сохранение пляжей, разрушающимися под воздействием моря. Подступающие к побережью горы Западного Кавказа повышаются с севера на юг от 600 до 1100м. С северо-востока и юго-востока курорт окружён цепью высоких гор Главного Кавказского хребта, склоны которых покрыты богатой растительностью (бук, граб, каштаны, хвойные породы деревьев). Горы эти амфитеатром спускаются к самому берегу моря и защищают всю прибрежную полосу от холодных ветров.

Для рекреационной оценки ландшафтов Черноморского побережья необходимо охарактеризовать водные ресурсы. К водным объектам, представляющим интерес для рекреационной деятельности, относятся моря, большие и малые реки, озёра, искусственные водоёмы от крупных водохранилищ, построенных на реках, до прудов, заполненных водой карьеров. Водные ресурсы оцениваются пофакторно и интегрально. При этом оценивается в зависимости от характера рекреационной деятельности, в которой используется: пляжно-купальный отдых (для лечебно-оздоровительных целей) и различные виды водного туризма, оценивается пригодность для питьевого водоснабжения туристов.

Короткие реки Геленджикского района летом пересыхают. Поэтому основным оздоровительным природным ресурсом является море. Купальный сезон продолжается свыше 120 дней с середины мая до середины-конца октября с температурой воды от +18 до +24 градусов, в отдельные дни до +29 градусов. В связи с неоднородностью ландшафтно-геоморфологических условий побережье делится на несколько природно-рекреационных районов. Новороссийска до Сухуми (примерно 450км) побережье представляет собой наклонную равнину различной ширины, примыкающую к предгорьям Большого Кавказа. От Новороссийска до Туапсе побережье широкое (от 2-3 до 5км), плоское или слабонаклонное. На всём протяжении побережья от Новороссийска до Сухуми преобладают абразивные и абразионно-оползневые берега вдоль глубоководных акваторий, чередующиеся с аккумулятивными участками в устьях рек. Вдоль побережья почти непрерывно тянется полоса валунно-галечниковых пляжей; широко развиты пляжи шириной более 25м. Ориентировочные данные по ресурсам пляжей Геленджикской части Черноморского побережья около 100км, из них с пляжами более 25м около 15 км и шириной менее 25м 30 км., почти 50% побережья занимают скальные берега, возможности рекреационного освоения которых ограничена. Около 10% побережья занято хозяйственными объектами, садами, виноградниками и не могут учитываться в качестве рекреационных ресурсов.

Несмотря на то, что Черноморское побережье Кавказа является одним из наиболее старых и развитых рекреационных районов страны, высокая освоенность побережья характерна только для городов-курортов,  Большого Сочи, Анапы, Геленджика, Сухуми и отдельных курортных посёлков. Большие и исключительно ценные природные рекреационные ресурсы этого региона (тёплое море и пляжи, уникальные субтропические ландшафты) осваиваются в значительной степени. Дальнейшее курортно-рекреационное развитие Черноморское побережья идёт в направлении интенсификации использования ресурсов пляжей, всей полосы предгорной равнины и предгорий.

При оценке водных объектов для пляжно-купального отдыха рассматриваются следующие условия:

·                    Условия подхода к воде;

·                    Наличие плоской полосы;

·                    Характер дна;

·                    Скорость течения (реки);

·                    Преобладание слабого волнения на крупных водоёмах;

·                    Температурный режим.

Для оценки водных объектов для пляжно-купального отдыха Черноморского побережья рассматриваются все вышеперечисленные условия.

Пляжи Черноморского побережья песчаные, полого уходящие в море, просто открытые берега без крутых спусков, пригодные для освоения в естественном состоянии. Дно моря песчаное. Температура воды 18-24 градусов,  наиболее благоприятная для купального отдыха.

Большое значение имеют морские пляжи Черноморского побережья. Их эксплуатация должна производиться строго в соответствии с нормами допустимой антропогенной нагрузки, которая в настоящее время составляет 5м2 на одного человека, а в лечебных учреждениях для больных туберкулёзом и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, до 12м2 на человека. В сочинской курортной зоне на городских пляжах эти нормы, к сожалению, не соблюдаются. Разрушающее воздействие на пляжи оказывают не только рекреационные нагрузки, но и абразия моря (разрушение берега волнами). С этой целью укрепляются побережья Чёрного моря, строятся волнорезы, что, однако, приводит к уменьшению интенсивности перемешивания воды в прибрежной зоне и к сильному экологическому загрязнению.

2.5. Характеристика инфраструктуры (гостиничное хозяйство, транспорт, организация питания, досуг)

Туристская инфраструктура является необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Её особенность в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест.

Туристскую инфраструктуру можно подразделить на следующие крупные блоки:

·                    Транспортное обеспечение;

·                    Коммунальные системы;

·                    Торговля и бытовое обслуживание;

·                    Телекоммуникационные связи;

·                    Места размещения и питания.

Транспортное обеспечение определяется густотой сети автомобильных, железнодорожных и водных путей, их качеством, уровнем подвижного состава и инфраструктурным обустройством.

К инфраструктурному обустройству относятся наличие автовокзалов, площадок-стоянок для автомобилей с необходимым набором услуг, наличие модулей автосервиса (бензозаправка, автомойка, автопылесос, продажа запасных частей и мелкий ремонт автомобилей), пунктов питания (столовая, кафе, бистро, рестораны, автомакдональдсы) и размещение (мотели, кемпинги), туалетов, пунктов аварийной вызывной и телефонной связи.

Геленджик имеет железнодорожное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами через Новороссийск. Есть воздушное и автобусное сообщение, а первоклассные теплоходы связывали всё Черноморское побережье.

Коммунальные системы включают тепло-, водо- и энергообеспечение населённых пунктов, курортных зон и посёлков и отдельных туристских предприятий. К ним относятся также городские канализационные коллекторы и очистные сооружения. От уровня технического оснащения этих систем, их достаточности зависит бесперебойность в работе предприятий туристской индустрии.

Система связи Черноморского побережья включает:

·                    Почтово-телеграфную связь;

·                    Телефонную связь (обеспеченность междугородной и международной телефонной связью);

·                    Аварийно-вызывную связь вдоль автомагистралей, предназначенных для удовлетворения потребностей населения и туристов в оперативной передаче сообщений специальными службами (ГИБДД, скорой медицинской помощи, станциями технического обслуживания) в экстренных случаях и при необходимости для связи с абонентами телефонной сети;

·                    Телевизионное и радиовещание, кабельное телевидение, что определяется количеством передаваемых программ;

·                    Документальную связь - телексы, телефаксы, персональные компьютеры с модемами, интернет..

Торговля и бытовое обслуживание Гелендджика включает различные предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины товаров повседневного спроса в небольших населённых пунктах, торговые киоски, системы передвижных автолавок и рынки) и сферы обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, мастерские по ремонту одежды, обуви, часов, электроприборов, мебели, теле-, радио-, видеоаппаратуры и пр.).

Места размещения туристов, относящиеся к туристской инфраструктуре, включают муниципальные и ведомственные гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, деревенские гостиницы.

В посёлке Кабардинка расположена одна из лучших здравниц на курорте Геленджик – тургостиница «Надежда», «Прометей», в Дивноморском и Архипо-Осиповке - санаторий «Дивноморское», «Вулкан». Тургостинца «Солнечный» славится своим спортивным комплексом: два закрытых бассейна с морской водой (детский и взрослый).

Система общественного питания определяется развитием пунктов питания в регионе. Курорты располагают большим количеством ресторанов, столовых, кафе, баров, бистро, трактиров и т.д. при этом учитывается: общее количество пунктов питания, общее количество посадочных мест, равномерность размещения их по курорту, наличие пунктов питания вблизи туристических центров и предприятий, по транспортным сообщениям, техническое оснащение пунктов питания, уровень предлагаемых услуг (разнообразие блюд, приготовление традиционных блюд местной кухни).

2.6. Уровень сервиса предлагаемых услуг и его оценка

Немногие курорты мира могут предложить такое обилие и разнообразие экскурсий, как курорт Геленджик Черноморского побережья.

Очень интересны автобусные экскурсии. Автобусная экскурсия по всему курорту Геленджик включает в себя посещение дачи-музея В. Г. Короленко в Джанхоте, рощи реликтовой сосны в Дивноморском, живописнейшего водопада в Архипо-Осиповке, Пшаде а также Абрау-Дюрсо. Яхтсменов готов принять городской яхт-клуб, организован прокат сёрфов, водных мотоциклов, парусных судов. Любителям морской фауны можно рекомендовать посетить дельфинарий. Есть центр активных видов отдыха: путешествие на лошадях, горных велосипедах, полёты на парапланах, горный туризм.


2.7. Виды туризма, доминирующего на данной территории

Рекреационная сеть - это совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территории делятся на сильно, средне и слабо рекреационно развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности.

Рекреационные учреждения Геленджика являются учреждениями лечебно-оздоровительлного отдыха. К ним относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от её профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу курорты делятся на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые. Возможно сочетание различных природных ресурсов на курортах: климато-биологоические или климато-грязевые, климато-бальнео-грязевые курорты. Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нём лечат: туберкулёзные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания и так далее. В формировании санаторной сети и её размещения по территории России сыграли роль два фактора, тяготение этих учреждений к районам, обладающим разнообразными природными лечебными ресурсами и длительным комфортным периодом, и приближённость их к местам наибольшего спроса на лечебный отдых (то есть к местам с высокой плотностью населения).

Рекреационная сеть Черноморского побережья развитая. Вдоль побережья протянулась почти сплошная полоса городов-курортов, курортных посёлков, которой Геленджикский район  является 2 подзоной.

2.8. Инвестиционная привлекательность

Современная туристическая индустрия  Геленджика является одной из самых высокодоходных отраслей мировой экономики. Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран, принося им до 10% дохода. Индустрия туризма является одной из наиболее прибыльных отраслей экономики Геленджика. Рост доходов от туризма значительно опережает рост дохода от большинства других отраслей экономики.

Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как свидетельствует  опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики региона. Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на территории области туристско-рекреационного комплекса, отвечающего современным требованиям, которые невозможны без использования программно-целевых методов.

Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

2.9. Финансовая доступность

         На сегодняшний день отдых  в Геленджике доступен  только обеспеченный гражданам России.

2.10. Перспективы развития

Курортная зона Большого Геленджика охватывает 100 км побережья, на котором разместились 117 учреждений отдыха (преимущественно оздоровительные). В Геленджике круглогодично функционируют санатории, пансионаты и дома отдыха. На курорте организовано амбулаторное лечение по курсовкам. Есть курортная поликлиника с водолечебницей 40 ванн (ул. Луначарского, 23), оснащённая всей необходимой медицинской аппаратурой. Климатолечение проводится на хорошо оборудованном пляже. Кроме морских ванн, лечебных душей, применяют здесь и грязелечение. Грязелечебные процедуры амбулаторные больные получают в базовом санатории им. Ломоносова г. Геленджика является туристским центром. На ближайшую перспективу этой зоне отводится первоочередное место в развитии туризма на Черноморском побережье.

















Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что в следующем веке международный туризм будет продолжать свое развитие, несмотря на риск экономического спада, так как туристский спрос имеет свои собственные детерминанты. Однако значительные изменения будут происходить в распределении туристских потоков в XXI в. в отличие от предыдущих лет. Самым успешным регионом похоже станет ВАТ, рост туристских потоков в нее только начинается, и этот регион по значимости превзойдет Америку и Европу. Также Ближний Восток, Африка и Южная Азия будут набирать обороты, в то время как Европа и Америка постепенно сдавать свои позиции.

Неоспорим и тот факт, что международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, международная кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма (гостиницы, транспорт, туристские фирмы) должны гарантировать будущее развитие индустрии.

Туризм в новом тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.


















Список литературы

1.     Алимов С.С., Жохова П.А.  Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальний Востока. – М: Финансы, 2003. – 567 с.

2.     Бусыгина И.А. Российский Дальний восток // Мировая экономика и международные экономическое отношения. – 2003. - № 12. – С. 14

3.     Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. -  345 с.     

4.       Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.                                   

5.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.

6.     Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном  сервисе и туризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.

7.     Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132

8.     Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России  -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.

9.     Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.

10.                       Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15

11.                       Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их   

      клиентов –М., 2002. – 367 с.

12.                       Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.