Содержание


Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

1.1. Понятие курортно- рекреационной системы.. 4

1.2. Принципы организации курортно- рекреационной системы  на современном этапе развития. 8

1.3. Стратегии развития, характерные для условий  рыночной экономики. 10

2. Практическая часть (на примере Дальнего Востока) 17

2.1. Природно- климатические условия. 17

2.2.  Историко- культурные условия и население  региона. 22

2.3. Состояние экотуризма. 24

2.4. Состояние предприятий  торговли и общественного питания. 25

2.5. Транспортная доступность. 26

2.6. Состояние предприятий культурно-  досуговой деятельности. 31

2.7. Информационно- рекламное обеспечение. 33

2.8.       Финансовое состояние. 34

2.9. Выводы.. 34

2.9.1. Оценка рекреационного потенциала. 34

2.9.2. Возможные виды туризма. 35

Заключение. 37

Список литературы.. 39









Введение

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 2000 году по оценкам Всемирной туристской организации, составил 600 млрд. долларов при 660 млн. совершённых международных путешествий.

Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляция, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад - поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого рекреационного туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более 10% туристского рынка, а темпы его роста в 2-3 раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма.

Целью курсовой работы является изучение рекреационного туризма.


1. Теоретическая часть

1.1. Понятие курортно- рекреационной системы

Туризм находится в тесной связи с новой отраслью географии - рекреационной географией, изучающей природно-географические, культурно-исторические и иные условия, способствующие развитию туризма  [3,с . 123].

Рекреация - это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населённого пункта, являющихся местом их постоянного жительства.

Рекреацию по ее продолжительности можно разделить на кратковременную с возвращением на ночлег в места постоянного проживания и длительную с ночлегом вне места постоянного проживания. Территориально кратковременная рекреация ограничивается пригородной зоной в радиусе одно-двухчасовой пешеходной или транспортной доступности, а осуществление длительной рекреации территориально практичности не ограничено. По своему содержанию длительная рекреация совпадает с таким ёмким понятием, как туризм. В современной научной литературе под туризмом принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное или во временное занятие ради заработка.

Рекреационными в научной литературе принято называть общественные отношения по удовлетворению потребностей граждан в отдыхе, восстановлении общественных и духовных сил, использованию для этого природных и других ресурсов. В настоящее время рекреационные отношения являются предметом изучения различных отраслей науки, однако в юриспруденции им уделяется незначительное внимание. В то же время актуальность правовых исследований таких отношений обусловлена их значимостью для оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования природных ресурсов  [7,с . 125].

Рекреационное законодательство в настоящее время находиться в состоянии развития и представлено множеством нормативных актов. Перечень их приведен в конце раздела. Рассмотрим понятие рекреационных ресурсов и их основные виды, которые на сегодняшний день зафиксированы в законодательстве.

Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, культурных, оздоровительных, познавательных, исторических и иных ресурсов, которые используются либо могут использоваться для предоставления рекреационных услуг в процессе рекреационной деятельности. Рекреационные ресурсы целесообразно разделить на две группы:

1) природные рекреационные территории и ресурсы (рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны, иные природные территории, объекты, комплексы, использование которых возможно в рекреационных целях);

2) рекреационные социально-бытовые ресурсы (строения, сооружения, архитектурные и строительные комплексы, другие объекты социально-культурного назначения, используемые для рекреационных целей).

Природные рекреационные территории - это часть пространства окружающей природной среды, предназначенная для массового отдыха населения, для восстановления жизненных сил и здоровья людей. К ним относятся  [5, с. 189]:

1) Рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны;

- земли рекреационного, историко-культурного и частично природоохранного назначения;

-      отдельные участки земель лесного, водного фонда;

- иные рекреационные территории, комплексы, пригодные для использования в целях рекреации.

2) Природные рекреационные ресурсы - это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, пригодные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей. К природным лечебным ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм человека лечебный эффект и пригодные для промышленного освоения (минеральные воды, лечебные грязи).

К природным оздоровительным ресурсам относятся природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе, оказывающие на организм человека оздоровительный эффект (парки, пляжи, лесопарки, лесные и горные массивы).

К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие и происходящие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях - продолжительность и интенсивность солнечного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды.

Для правового режима природных рекреационных территорий характерно:

·        наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;

·        направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;

·        запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду ,какие-либо изменения природного ландшафта;

·        запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;

·        установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;

·        общегосударственный характер собственности на них;

·        установление дополнительных обязанностей пользования ими;

·        смешанный характер их правового режима.

В Законе "Об охране окружающей природной среды" дано понятие рекреационной зоны.

Рекреационная зона - это участки суши или водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма. Создание рекреационных зон на участках лесного фонда регулируется нормами лесного законодательства. Согласно ст.3 Лесного кодекса  рекреационная функция леса признается за преобладающую, а рекреационное лесопользование рассматривается как обязательное условие восстановления сил и здоровья человека, повышение трудового потенциала общества.

Зона регулируемой рекреации может использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению состояния среды и снижению рекреационной ценности.

При пользовании отдельными рекреационными территориями разрабатываются допустимые границы рекреационной нагрузки. Допустимой рекреационной нагрузкой в научной литературе считается предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий отдыха без нарушения восстановительных свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекреационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлены нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150.

В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что рекреационное право - это совокупность норм, регулирующих рекреационные отношения с целью обеспечения эффективного функционирования рекреационного хозяйства, рационального использования и охраны рекреационного фонда, реализации прав граждан на отдых, восстановление основных жизненных сил. Рекреационное право является подоотраслью хозяйственного и экологического права, т.к. правовые инструменты именно этих отраслей являются базовыми для ее формирования. Также в формировании рекреационного права значительная роль принадлежит научным исследованиям. В этом смысле рекреационное право представляет собой совокупность теорий, научных подходов, знаний о рекреационных отношениях. В последние 10 лет вопросы рекреации и ее правового регулирования ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, однако решены не были. Были приняты отдельные нормативные акты, которые решали отдельные вопросы в этой области, но не проблему. В результате была накоплена большая база нормативных документов, которая нуждается в систематизации и обобщении.

1.2. Принципы организации курортно- рекреационной системы  на современном этапе развития

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии - междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".

Среди исследователей общепризнанно определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека.

Исходные постулаты рекреалогии  [8, с. 166]:

1. Среди множества потребностей человека и общества выделяется группа (подмножество) разнородных потребностей, реализация которых связана со специфическими потребностями человека в восстановлении и развитии живых сил и определенными условиями их удовлетворения - со свободным временем и особыми свойствами пространства.

2. Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, отличной от повседневной трудовой (и бытовой), а общество (и его институты) - к созданию для нее специальных условий.

3. Вовлекая в сферу рекреационной деятельности природные объекты (природные явления, тела и комплексы) и культурные комплексы, создавая и используя технические системы, а также других людей, человек находит и формирует, а общество создает, поддерживает и развивает особые системы для удовлетворения потребностей - рекреационные.

4. Для описания рекреационной системы необходимо охарактеризовать: потребности, направления деятельности, вызвавшие к жизни формирование системы и определяющие ее функционирование и развитие, ее элементы, внутренние (между элементами) и внешние (с суперсистемой и одноранговыми системами) системообразующие связи, эффективность. Основной системообразующей связью выступает деятельность отдыхающих и организаторов отдыха.

5. Назначения систем (и их свойства) определяются функциями рекреационной деятельности.

6. По своему характеру рекреационные системы относятся к группе социо(демо)- экологических, пространственных, динамических систем.

Таким образом, основным объектом исследования общей рекреалогии выступает рекреационная система.

Приложение ландшафтно-деятельностного принципа  к проблемам рекреационного проектирования - только один из примеров, демонстрирующий принципиально новые подходы и возможности проектирования эколого-туристских систем - национальных парков и туристских маршрутов.

Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования - деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.

Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную; в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.

Исторически понятие "рекреационная деятельность" означает деятельность человека и групп населения, с ним связаны понятия "рекреационные занятия" и "циклы занятий". Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Как и многие другие виды, рекреационная деятельность - это и одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур.

Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (чередованием труда и быта) социально -бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Циклы - одна из характернейших форм организованности рекреационной деятельности отдыхающих (циклы рекреационной деятельности) и организаторов отдыха (циклы рекреационного обслуживания). Циклы рекреационной деятельности формируются на основе типизации рекреационных занятий.

1.3. Стратегии развития, характерные для условий  рыночной экономики

Сфера быта охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности; материальную и культурную среду, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т.д. Глобальная функция сферы быта - рекреация - имеет конечной целью восстановление и развитие производительных сил индивидов.

Рекреация характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных), и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на восстановление. Строго говоря, величина этого времени зависит от производительности общественного труда, а величина рабочего времени находится в зависимости от "производительности" рекреационной деятельности, от эффективности использования нерабочего времени, т. е. от того, насколько полно реализуется глобальная функция сферы быта. Однако сфера быта из-за структурной сложности и множества определяющих ее факторов не всегда и не в полной мере выполняет рекреационную функцию; в результате не все нерабочее время, покрывающее эту сферу, можно считать рекреационным. По нашей оценке, доля рекреационного времени в нерабочем времени на текущий момент составляет не более половины  [10, с. 190].

По функции в процессе воспроизводства живых сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил).

В реальной жизни выделяют четыре формы рекреации:

·        в течение рабочего дня (I), инклюзивная, т.е. включенная в рабочее время;

·        в конце рабочего дня (II), ежедневная;

·        в конце недели (III), еженедельная;

·        в конце рабочего года (IV), отпускная.

Функции этих четырех форм воспроизводства живых сил человека различны:

I - компенсаторная, II - компенсаторно -расширенная, III - расширенно-компенсаторная, IV - расширенная.

Взаимосвязь четырех форм рекреации очевидна: они составляют единое целое -жизненный цикл рекреационной деятельности, для реализации которого необходимы соответствующие каждой форме массивы рекреационного времени (минуты, часы, дни, недели) и особым образом организованная среда.

Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить нерабочее время, с другой - требует его увеличения, ибо в рамках этого времени и происходит восстановление и умножение производительных сил человека.

Поскольку существует общественно необходимое рабочее время, то существует и общественно необходимое время на восстановление затраченных сил, т.е. рекреационное время. Под общественно необходимым рекреационным временем мы понимаем время, необходимое для простого воспроизводства сил человека, затраченных на изготовление какого-либо продукта при общественно нормальных условиях производства, т. е. при среднем уровне техники, средней интенсивности труда и квалификации работников на предприятиях, выпускающих основную продукцию данного вида, а также время, необходимое для расширенного воспроизводства, обеспечивающего дальнейший рост производительности труда.

Очевидно, что на каждом этапе развития общества рекреационное время так или иначе должно достигать общественно необходимой величины. В противном случае прогресс в развитии производительных сил общества не может быть обеспечен. Человечество никогда бы не смогло достигнуть нынешнего уровня развития, если бы не увеличивалась доля рекреационного времени, в рамках которого происходит умножение производительных сил человека - главной движущей силы прогресса  [12, с. 157].

Поскольку затраты сил и их восстановление находятся в диалектическом единстве, то изменение характера затрат должно вести к изменению характера восстановления.

На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм, и поэтому он не мог не "научиться" быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию: относительно кратковременный покой (менее 30% от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75% от собственного веса - суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека. Нервное напряжение не снимается так же быстро, как физическое, и обладает большой накопительной способностью.

Интеллектуализация труда и повышение психоэмоциональных нагрузок в рабочее время диктуют свои требования к рекреации, которая должна обеспечить эмоциональную и психофизическую "надежность", "устойчивость" человека в процессе труда. Последнее наиболее эффективно достигается не отключением от окружающей обстановки, а ее сменой, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной "спячкой", а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер их восстановления практически не изменился: отдых по-прежнему у абсолютного большинства населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т.е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение в отличие от физического сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где оно зачастую бывает выше производственного. Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Нерациональный расход нервных ресурсов - это неоправданные психические напряжения, эмоциональные "бури" по пустякам длительное переживание уже минувших событий, перенос служебных забот в семью, и наоборот, неумение освободиться от семейно-бытовых дел во время работы. Нарушения душевного равновесия людей обусловливаются, в частности, несовершенством обслуживающих отраслей (опоздания транспорта, нечеткая работа магазинов, мастерских и т. п.), общением, основанным на неблагожелательности, подозрительности, когда "ранит слово". Можно назвать еще десятки других причин "непроизводительной" траты нервных сил.

Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. Это неизбежно. И бессмысленно пытаться довести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Для этого надо провести прежде всего целенаправленные мероприятия в сфере быта, которая, по нашей оценке, является самым крупным источником нерациональных нервных напряжений и, скорее, областью приложения сил человека, чем их восстановления. Именно это обстоятельство приводит многих социологов к мысли, что в структуре нерабочего времени должно сокращаться время "непреложных занятий" и за счет этого возрастать свободное время, т. е. чистое время отдыха и развития человека.

Иными словами, целесообразно поставить цель: превратить в рекреационное время весь массив нерабочего времени.

Рассмотренные выше подходы крайне важно учитывать при конструировании содержания рекреационного  туризма. Рекреационный туризм в отличие от коммерческого туризма имеет рекреационную основу, должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, максимизирующий не столько коммерческую эффективность, сколько уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды.

Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме этого, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого-географической точки зрения.

Оценка рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой из составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно-растительного покрова, биоклимат, гидроминеральных и уникальных природных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала и др.), рассматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.

Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов  [6, с. 187]:

1.                Туристско-оздоровительный тип

2.                Познавательно-туристский тип

Для каждого типа требуется свой вид рекреационных ресурсов. Под рекреационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично самоуправляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления. В состав природных характеристик входят площадь и вместимость рекреационной территории, комфортность климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические особенности ландшафта и т.д. Оптимальное сочетание этих характеристик создает необходимую основу для развития рекреационного туризма.

Для первого типа это - климатические факторы, которые в сочетании с источниками минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. Для второго кроме вышеперечисленного – историко-культурный потенциал. В территориальном отношении в Российской Федерации можно выделить несколько основных рекреационных зон. Лесостепные,  лесные, горные и приморские зоны имеют возможности для организации как массового отдыха и туризма, так и лечебно-реабилитационный  курортный отдых практически круглый год. Рассмотрим более внимательно приморскую горную зону. Приморской зоне главным образом относится Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Сочи, а горной Кавказские Минеральные Воды.  Медико-биологическая оценка климато-погодных условий на приморских курортах основывается на определении возможностей различных видов реабилитационной и рекреационной деятельности в этих условиях. Основные виды климато-рекреационной деятельности на приморских курортах - аэротерапия (дыхание морским воздухом, воздушные ванны), талассотерапия (морские купания), гелиотерапия (общие солнечные облучения и специальные их виды), кинезотерапия . Последняя включает в себя прогулки по берегу моря, спортивные игры на берегу, активное плавание, греблю и другие виды водного спорта. Обычны сочетания этих видов рекреационной деятельности. Так, при пребывании на пляже обычно сочетаются аэро-гелио-талассо-кинезовоздействия. Прогулки по берегу - это аэро-кинезо- либо аэро-гелио-кинезовоздействия и т.д. Несмотря на отмеченные многообразие и комплексность рекреации, можно выделить два основных ее вида, по-разному зависящих от климато-погодных условий.

Рекреационные мероприятия первого вида можно назвать пассивными. К ним относятся солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они обычно в условиях пляжа. Люди при этом обнажены. Этот вид рекреации предъявляет жесткие требования к погоде.

Второй вид - активная рекреация: прогулки, спортивные игры и т.д. От пассивной рекреации активную отличает, во-первых, то, что физическая активность обусловливает повышенную теплопродукцию. Во-вторых, во время активной рекреации люди обычно одеты. И хотя в этом случае обычно используется легкая одежда с уровнем теплозащиты 0,5-1,0 кло, в сочетании с повышенной теплопродукцией это делает комфортными более низкие температуры воздуха, чем для пассивной рекреации.









2. Практическая часть (на примере Дальнего Востока)

2.1. Природно- климатические условия

На территории региона располагаются республика Саха-Якутия, Хабаровский край, Приморский край, Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амур­ская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли­чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промыш­ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удале­ны друг от друга.

Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в  системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью  [1, с. 144].

Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. 

Дальний Восток занимает особое место в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляет собой уникальный субконтинент Евразийского материка, омываемый с севера и востока морями Северного Ледовитого и Тихого океанов. Западная граница региона  проходит от слияния рек Шилки и Аргуни (начало реки Амур) через хребты Становой, Джугджур и Колымское нагорье до Чаунской губы в Восточно-Сибирском море. С юга Дальний Восток граничит с территориями КНР и КНДР. Его крайняя северная точка – мыс Шелагинский, самая южная – в устье реки Тюмень-Ула.

Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая  удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров  [2,с . 176].

Общая площадь Дальнего Востока составляет 6215,0 тыс. кв. км.(36% от площади страны). Территория Дальнего Востока протянулась вдоль побережья Тихого океана на 4500 км. Здесь расположены самый крупный полуостров – Камчатка (350 тыс. кв. км.), крупнейший остров страны –Сахалин (76,4 тыс. кв. км.), архипелаг с наибольшим числом островов – Курилы и многие другие архипелаги и острова. Дальний Восток имеет самую протяженную среди регионов береговую линию – 17,7 тыс. км. (с островами).

 Территория Дальнего Востока располагается в 4 часовых поясах. В I часовом поясе  (Камчатская область и Чукотский автономный округ) разница между местным и мировым временем +12ч. (между местным и московским временем +9ч.) Во II  поясе (Магаданская область) разница между местным и мировым +11ч. (+9ч. с московским). В III (Приморский и Хабаровский края) эта разница составляет +10ч. (+7ч. по сравнению с московским); в IV часовом поясе (Республика Саха (Якутия), Читинская область) +9ч. (+6ч. по сравнению с московским).

Большая часть Дальнего Востока (около 75% территории) занята плоскогорьями и невысокими нагорьями (до 1000-2000 м.). На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, плоскогорья, горные цепи и хребты. Самые крупные горные образования – хребты Сихотэ-Алинь, Буренский, Верхоянский, Становой, Джугджурский, Корякский, а также Чукотское и Алданское нагорья. На камчатке насчитывается 160 вулканов, из которых 28 относится к разряду действующих, много гейзеров. Камчатка и Курилы входят в сейсмический пояс. Именно на Камчатке находится один из крупнейших действующих вулканов мира – Ключевская сопка (4750 м.). Равнины и низменности занимают лишь сравнительно небольшие площади (около 25% территории), в основном по речным долинам и именно в этих районах сосредоточена основная хозяйственная жизнь региона. Главные равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская, Приханкайская, Центрально-Якутская.

Велико разнообразие почв, соответствующее типам растительных зон: в тундре – тундровые глеевые, болотно-торфяные, в лесотундре – болотистые, подзолисто-торфянистые, в тайге – подзолистые, болотные торфяные, торфяно-глеевые, в южных зонах – бурые и буротаежные, лугово-черноземовидные почвы. Многолетняя мерзлота занимает до 90% площади Дальнего Востока, что затрудняет строительство и земледелие. 

Климат Дальнего Востока отличается особой контрастностью – от резко континентального (вся Якутия, колымские районы Магаданской области) до муссонного (юго-восток), что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг (почти на 3900 км.) и с запада на восток (на 2500-3000 км.). Это определяется взаимодействием континентальных и морских  воздушных масс умеренных широт.   В северной части климат исключительно суровый.    Зима малоснежная, продолжается до 9 месяцев. В южной части климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом.

Летом воздушные потоки устремляются со стороны Тихого океана. Морские воздушные массы взаимодействуют с континентальными, вследствие чего на всей территории Дальнего Востока летом идут муссонные дожди. Муссонный климат Дальнего Востока охватывает Амурскую область и Приморский край. В результате крупнейшая дальневосточная река Амур и её притоки разливаются не весной, а летом, что обычно приводит к катастрофическим наводнениям. Над прибрежными районами нередко проносятся разрушительные тайфуны, приходящие со стороны южных морей.

Лесные ресурсы. Велики и разнообразны запасы лесных ресурсов Дальнего Востока. Леса здесь составляют свыше 35% общероссийских ресурсов. Самые распространенные леса – лиственничные, в которых сосредоточена основная часть запасов древесины (более 60%). Этот вид лесов распространен на территории Якутии, Амурской и Магаданской областей и Хабаровском крае. Елово-пихтовые леса составляют более 5% площади всех лесов и 12% запасов древесины Дальнего Востока. Эти леса преобладают в Приморском крае и на Сахалине. К наиболее ценным относятся кедрово-широколиственные леса (с наибольшей концентрацией древесины), составляющие около 3 млн. га. Ими покрыт 1% территории Дальнего Востока.

Из лесных ресурсов недревесного происхождения нужно отметить уникальные виды лекарственных растений (женьшень, элеутерококк, аралия маньчжурская и другие, всего – более тысячи видов),  а также сотни видов пищевых растений, грибов и т.д  [4, с. 188].

Земельные ресурсы. Главным ресурсом, к которому привязаны все остальные вида,  являются земельные ресурсы. Земельный фонд Дальнего Востока составляет 616,9 млн. га. В нем отмечается пять основных типов угодий: леса (45,5%), оленьи пастбища (30,3%), сельскохозяйственные угодья, и прочие земли. Очень мала площадь земельных угодий  (1,1%),на которых возможно размещение сельскохозяйственного производства. Конечно же, возможно некоторое увеличение площадей за счет осушения болот, проведения мелиорации, но это требует значительных финансовых ресурсов. Здесь на душу населения, даже при довольно низкой плотности, приходится только 1,32га сельскохозяйственных угодий, да и земли эти малоплодородные, переувлажненные, неудобные, требуют огромных затрат на мелиорацию.




Территориально земельные ресурсы распределены неравномерно. Так основная часть сельскохозяйственных угодий расположена на юге Амурской области, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев.

Рис. 1. Структура земельных ресурсов Дальнего Востока

Водные ресурсы. Дальний Восток богат ресурсами морей, океанов и суши. Моря принадлежат бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Реки в основном относятся к бассейну двух крупнейших рек – Лены и Амура, впадающих соответственно в Северный Ледовитый и Тихий океаны, причем они настолько велики, что впадающие в них притоки в свою очередь являются крупными реками, по которым возможно судоходство. Гидрографическая сеть Дальнего Востока включает много сравнительно мелких озер.

Моря Дальнего Востока: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское (северное побережье), Берингово, Охотское, Японское (восточное побережье) – обладают громадной акваторией (свыше 3,5 млн. кв. км.) и разнообразными природными ресурсами, как биологическими, так и минеральными.

На Дальнем Востоке  имеется множество мелких озер (около 300 обладает поверхностью более 2 кв. км.). Крупнейшим из них является озеро Ханка, расположенное в Приморском крае (площадь поверхности свыше 4 тыс. кв. км.). Часто берега озер заболочены. Степень минерализации воды в них различна – от пресных до соленых.

Из других водных ресурсов на Дальнем Востоке   распространена поверхностная заболоченность, которая играет важную водорегулирующую роль. Подземные воды  имеют частые выходы минеральных и термальных источников.

По общей увлажненности Дальний Восток обеспечен водными ресурсами для хозяйственной деятельности. Средняя водообеспеченность одного жителя в 5 раз выше, чем в среднем по России. Но эти цифры обманчивы. Наименьшая водообеспеченность одного жителя в Сахалинской области и Приморском крае, самых густо населенных территорий региона. Причем на юге приморского и Хабаровского краев, а также в некоторых  республики Саха (Якутия), где проживает большая часть населения региона, наблюдается реальный дефицит пресной воды. Это связано либо с перемерзанием рек, либо с засухами в межтайфунный период.

2.2.  Историко- культурные условия и население  региона

В 1998 г. общая численность населения, проживающего на Дальнем Востоке, составила 7263,1 тыс. человек (в 1991 г. – 8057  тыс. чел.) или 5,0% населения России  [7,с . 150].

Динамика численности населения на Дальнем Востоке отражает общероссийскую тенденцию, с 1991 г. происходит его постоянное сокращение. Темпы падения численности населения за период с 1992 по 1997 г. составляют от 1% до 2% в год, что выше общероссийского показателя (наиболее значительное сокращение численности произошло в 1994 г. – на  2,1%). В 1998 по сравнению с 1997 г. численность населения Дальнего Востока  сократилось на 1,1%, в то время как сокращение численности в Российской Федерации составило 0,3%. Влияние на снижение численности оказывает снижение естественного прироста населения и миграционная убыль за пределы региона.

Естественный прирост населения с 1993 г. стал отрицательным, а значение этого фактора, в общем, сокращение численности населения к 1996 г. составило 22%. Темпы естественной убыли населения после 1993 г. составили в регионах Дальнего Востока 1-4 человека на 1 тысячу жителей. Исключением являются Республика Саха (Якутия) и Чукотский АО. Здесь, на протяжении 90-х годов, наблюдается уникальное сейчас для России явление – естественный прирост населения. В 1998 г. впервые после 1991 г. в Камчатской и Магаданской областях наблюдался небольшой естественный прирост населения (0,3 и 0,7 человека на 1000 жителей).

Наибольшая численность населения проживает в Приморском крае, доля Приморского края в общей численности населения, проживающего на Дальнем Востоке, по сравнению с другими регионами увеличивается (с 28,5% в 1991г. до 30,2% в 1998г.). Хабаровский край по данному показателю занимает второе место (21% в 1998г.)

Наиболее высокую плотность населения имеет Приморский край (13,48 человек на 1 кв. км.), наименьшую плотность имеет Корякский автономный округ (0,11 человек на 1 кв. км.).

Рис. 2. Распределение население по регионам Дальнего Востока

Главным фактором сокращения численности населения является миграция за пределы Дальнего Востока, главным образом в западные районы России на постоянное место жительства. Наибольших темпов миграционная убыль достигла в северной зоне Дальнего Востока – на Чукотке и в Магаданской Области, где в 1992-1995 гг. миграционный отток достигал 6-12 человек на 100 жителей. В  наибольшей степени миграционным процессам подверглись города, в наименьшей – сельские местности.

  Наиболее урбанизированными являются Приморский край (в городах проживает 29% всего городского населения Дальнего Востока) и Хабаровский край (в городах проживает 21,4% городского населения Дальнего Востока)

Наиболее крупными (по численности) городами на Дальнем Востоке являются Владивосток (626,5 тыс. чел. в 1996г.) и Хабаровск (616,3 тыс. чел. в 1996г.)

2.3. Состояние экотуризма

Экотуризм в комплексе решает и природоохранные, и социальные проблемы (не считая того, что это выгодный бизнес), а также создает новые рабочие места. Для него необходимы местные гиды и проводники, нужны продукты питания, транспорт, места проживания для туристов, не следует забывать об изготовлении и продаже изделий народных ремесел, о выступлениях фольклорных ансамблей и тому подобных сопутствующих вещах. То есть экотуризм имеет все предпосылки стать одним из факторов устойчивого развития любой территории. Но, чтобы принести пользу, он должен быть хорошо исследованным и спланированным процессом  [8, с. 236].

Известно, что Приморью в рекреационной системе Дальнего Востока отводится роль региональной зоны отдыха. Расчеты специалистов доказывают, что общий рекреационно-туристский потенциал Приморского края способен обеспечить потребности всех жителей ДВ региона. Разумеется, найдется место и для иностранцев. Однако сказать, что экотуризм на Дальнем Востоке получил широкое развитие, пока нельзя. В Приморье из более чем 200 фирм, занимающихся туризмом, его экологические разновидности практикуют "Пасификинтур", Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, "Утро Приморья", турагентство "Ольга", "Лаки-Тур", "Дальинтурист". Добавив к ним несколько общественных организаций, природные парки и заповедники, получаем список максимум из двух десятков субъектов.

Не лучше обстоят дела в этой сфере в других краях и областях Дальнего Востока. На общем фоне выделяется лишь Камчатка, в последние годы лидирующая по части "зеленого" туризма. Следует заметить, что экотуризм у нас развивается в основном в пределах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или вблизи них. Тенденция, однако, как говорил один известный персонаж... Объясняется она очень просто: ООПТ требуют, как понятно из их названия, в первую очередь охраны, на что у государства денег хронически не хватает. Поэтому сотрудники ООПТ рассматривают экотуризм как способ получения средств для охранной и научной деятельности. На цивилизованном Западе это давно практикуется и называется экологическим менеджментом. Но... Запад есть Запад, Восток есть Восток. Особенно российский  Дальний Восток.

2.4. Состояние предприятий  торговли и общественного питания

Наиболее масштабным было  социологическое исследование. Для этого была разработана анкета, которую можно расценивать как глубинное интервью, так как она содержала более 280 переменных. Опрошено 475 субъектов предпринимательства (юридических и физических лиц) различных отраслей экономики. Отраслевая структура выборки представлена на рисунке 3. Она соответствует общей картине предпринимательства в Хабаровском крае. В сфере торговли и общественного питания функционирует 48,6% предприятий, промышленности – 17,0%, транспорте – 6,3%.

Рис. 3. Отраслевая структура субъектов предпринимательства Хабаровского края, принявших участие в опросе, %


2.5. Транспортная доступность

Морские порты. Морской транспорт играет важную роль в экономике Дальнего Востока и России в целом. Через морские порты обеспечиваются экспортные потоки российских товаров на мировые рынки и поставки импортной продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Россию. Кроме того, для некоторых регионов (Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, северных районов Хабаровского края) морской транспорт - практически единственный путь доставки туда грузов.

Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции  [4,с .188].

Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

На Дальнем Востоке действуют две морские паромные переправы - "Ванино-Холмск", функционирующая с 1973 г., и открытая в 1995 г. переправа из Корсакова на о-в Хоккайдо (Япония). Объемы перевозок из Ванино в Холмск в 1988 г., когда на переправе работало десять паромов, достигли 5,5 млн. т. В последние годы четырьмя курсирующими на этом маршруте паромами перевозится не более 1,3 млн. т грузов.

Самые крупные порты региона - Владивостокский, Находкинский, Восточный, Ванино - имеют выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль и Байкало-Амурскую магистраль, что предопределяет их роль как пунктов притяжения транзитных грузопотоков через Россию в страны Восточной и Центральной Европы. В 1997 г. по Транссибу перевезено 22 тыс. международных контейнеров.

В настоящее время на юге Приморского края формируется транспортный узел для обслуживания транзитных грузов, идущих из северных провинций Китая и Монголии в страны АТР и обратно. Помимо хорошо оснащенных портов Находки и Владивостока, способных перерабатывать практически любые грузы, в этот транспортный узел войдет также морской порт Зарубино, получивший несколько лет назад статус международного. Порт Зарубино находится в 70 км от границы с КНР и на самом коротком расстоянии от Северной Кореи. Традиционно перерабатываемые им грузы - металлопродукция, лес, рыба. Ориентируясь на привлечение транзитных грузов из Китая и Монголии, порт построил комплекс по перегрузке щепы и приступил к строительству терминалов по переработке зерна и контейнеров. К 2002 г. порт Зарубино планирует довести грузооборот до 1 млн. т, в том числе 250 тыс. т щепы, 250 тыс. т зерна и 150 тыс. т контейнерных грузов. В районе порта идет интенсивная реконструкция железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры, приспособленной для эффективного обслуживания транзитных потоков.

Морской транспорт. На Дальнем Востоке зарегистрировано около 200 судоходных компаний, владеющих в общей сложности немногим более 1 тыс. судов океанского, прибрежного и внутрипортового плавания. Подавляющее большинство из них мелкие, имеющие одно-два судна или арендующие суда. На базе морских портов Владивостока, Находки, Холмска, Петропавловск-Камчатска, Тикси работают наиболее крупные морские пароходства: Дальневосточное (FESCO), Приморское, Востоктрансфлот, Сахалинское, Камчатское и Арктическое. Эти компании вместе взятые владеют флотом в 310 единиц и перевезли в 1997 г. около 23 млн. т различных грузов (в 1992 г. объем перевозок составлял 40 млн. т). В состав флота входят суда различного назначения - контейнеровозы, балкеры, ролкеры, лесовозы, щеповозы, железнодорожные и автомобильные паромы, танкеры (в том числе ледового класса), рефрижераторы, ледоколы, пассажирские лайнеры и т.д. Две компании являются специализированными: Приморское морское пароходство обладает самым мощным в России танкерным флотом (44 судна общим дедвейтом 635 тыс. т) и перевозит нефть, нефтепродукты, жидкие пищевые продукты и химикаты, "Востоктрансфлот" специализируется на перевозке рефрижераторных грузов.

Речное судоходство. При недостаточно развитой авто- и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными являются реки Амур (на территории Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском крае), Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена, Вилюй, Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская область, Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако большинство рек протекают в северных приполярных широтах, по малонаселенным территориям Якутии и Магаданской области, и потому интенсивность использования этих водных артерий невелика.

В транспортном отношении наиболее оживленной рекой на севере является Лена, которая судоходна на всем своем протяжении в пределах Якутии. Грузоперевозки осуществляются между портами и пристанями городов и поселков республики: Осетрово, Киренск, Ленск, Якутск, Сангары, Булун. Устье Лены соединено протокой с арктическим портом Тикси, что существенно расширяет возможности доставки грузов в северные районы Якутии.

В южной зоне Дальнего Востока эксплуатируемые внутренние водные пути проходят по Амуру и его притокам. Общая протяженность судоходных фарватеров достигает здесь 6 тыс. км. Период навигации длится 5-6 месяцев. Глубины и ширина Амура позволяют использовать самоходные суда и баржи грузоподъемностью от 500 до 3000 т, а в нижнем течении до 5000 т.

Амур играет важную роль для пассажирских перевозок. В 1997 г. только Амурским речным пароходством перевезено 1,2 млн. человек. В последние годы при снижении пассажиропотока на внутренних линиях отмечается тенденция к росту перевозок на маршрутах в Китай и обратно.

Железная дорога. Развитие железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке началось в конце прошлого века, с закладки в 1891 г. Южно-Уссурийской железной дороги и железнодорожного вокзала во Владивостоке.

За прошедшие 107 лет по территории региона проложено около 9 тыс. км железнодорожных путей. Тем не менее, обеспеченность Дальнего Востока железными дорогами значительно ниже среднероссийского уровня: на каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится лишь 14 км железнодорожных путей, в то время как в целом по России - более 50 км.

В регионах Крайнего Севера (Камчатская, Магаданская области, Чукотский и Корякский автономные округа, а также Якутия, за исключением самой южной ее части, где железнодорожная ветка соединяет Нерюнгри и Беркакит с Байкало-Амурской магистралью) этот вид транспорта вообще отсутствует. Железнодорожная сеть сконцентрирована главным образом в южной зоне Дальнего Востока - в Приморском, Хабаровском краях, Еврейской АО, Амурской и Сахалинской областях. Занимая 23% общей площади региона, эти территории имеют в совокупности 8,6 тыс. км находящихся в эксплуатации железных дорог, то есть 98% от общей их протяженности на Дальнем Востоке.

Среди административных образований Дальнего Востока наибольшей плотностью железных дорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс. кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Однако существующая здесь сеть сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоения региона Востока и в последние десятилетия не обновлялась.

Несмотря на техническую отсталость железных дорог и подвижного состава, железнодорожный транспорт в южной зоне Дальнего Востока традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным дорогам осуществляется основной товарообмен с другими регионами России. Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов. В Приморском крае и Амурской области доля железнодорожных перевозок составляет 40-50% от общих объемов грузов, в Хабаровском крае - более 70%. Основной поток внутренних и экспортных грузов формируется за счет трех отраслей - топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и лесной промышленности.

Возможности существующей железнодорожной сети сегодня полностью удовлетворяют потребности регионов. Однако в будущем, при росте экономики и внешней торговли России со странами АТР возникнет необходимость дальнейшего развития этой сети.

Автомобильный транспорт. Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

По автомобильным трассам на Дальнем Востоке в силу их очагового размещения и преобладания дорог низких технических категорий осуществляются в основном внутрирегиональные перевозки на короткие расстояния.

Доля автомобильного транспорта во всех видах перевозок довольно существенна. На Сахалине более 40% грузов перевозится автомашинами. Еще выше удельный вес этого вида транспорта в Якутии, в Магаданской и Камчатской областях, где нет железных дорог. В южных регионах Дальнего Востока эта доля составляет 25-30%. Однако, при улучшении технического состояния дорог роль автомобильного транспорта здесь, безусловно, возрастет.

Наиболее напряженными звеньями автомобильной сети являются участки, обеспечивающие интенсивные грузопотоки в порты и обратно.

Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с "большой землей"  [9, с. 211].

Воздушные перевозки. На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем" (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами. После модернизации и расширения крупным аэропортом станет Южно-Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров.

2.6. Состояние предприятий культурно-  досуговой деятельности

Опыт организации экотуризма имеется во всех шести приморских заповедниках (особенно в Морском, Уссурийском, Лазовском), в Большехехцирском заповеднике Хабаровского края, в национальном парке "Сусунайский" и природном парке "Остров Монерон" (Сахалин), в Магаданском заповеднике. В ООПТ туризм в основном сводится к проведению экскурсий по "экологическим тропам", посещению местных музеев, наблюдению за животными в природных условиях (цены вполне приемлемы). Более интересные программы разработаны в природных и национальных парках. Так, недавно организованный приморский национальный парк "Удэгейская легенда" предлагает посещение места падения Сихотэ-Алинского метеорита, уникальных горных озер и даже возможную встречу с таежным "снежным человеком".

Хабаровский край известен круизами на теплоходах по Амуру, во время которых туристы могут видеть многочисленные стаи птиц, любоваться видами берегов, посещать национальные нанайские поселения и осматривать древние наскальные изображения в районе села Сикачи-Алян, в 75 километрах ниже краевого центра. Программа хабаровских экотуров довольно разнообразна - катание на оморочках, "камлание" у костра, сплав по рекам, охота и рыбалка (кстати, на территории края установлено 6 официальных мировых рекордов по ловле тайменя и кунжи). Популярен реабилитационный центр диких животных "Утес" (2 часа езды на автомобиле от Хабаровска). Здесь можно познакомиться с некоторыми животными, посетить экотропу, летом поплавать по реке Хор.

На Камчатке, пожалуй, самым популярным местом является Кроноцкий государственный биосферный заповедник, на территории которого находятся такие уникальные природные объекты, как знаменитая Долина Гейзеров, кальдера вулкана Узон, другие вулканы, многочисленные горячие источники и крупнейшие озера полуострова. Кстати, на проведение экскурсий в Долине Гейзеров существует лимит - 1800 человек в год, поскольку увеличение нагрузки выше этого уровня может повредить этому уникальному природному комплексу. Но не менее интересными и познавательными являются экскурсии в кальдеру вулкана Узон с "парящей землей", к Семячикским горячим источникам и Кроноцкому озеру.

Многочисленные камчатские турфирмы могут предложить рыбалку и охоту, катания на лыжах и сноубордах (в том числе спуск со склонов вулканов), поездки на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках, сплавы по рекам и морские подводные погружения, восхождения на вулканы и ночлег в юрте, вертолетные обзорные туры и конные маршруты, посещения рыборазводных заводов и Института вулканологии, купания в горячих источниках Паратунки и посещение водного комплекса "Голубая Лагуна". В общем, не соскучишься. Правда, авиабилеты на Камчатку дорого стоят...

2.7. Информационно- рекламное обеспечение

Основные журналы:

·        Toureast - журнал. Информационно-рекламное издание о Дальнем Востоке для стран АТР.

·        Автогид - специализированное Владивостокское издание для автолюбителей

·        Владивосток-Москва-Владивосток - полноцветный журнал для пассажиров дальнего следования

·        Восточный Базар - Ежемесячное издание для руководителей. Ни слова о политике, только о деле.

·        Дальневосточный капитал - региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока

·        Журнал «Экология и бизнес» - зкология, ресурсы, криминал, будущее планеты — в нашем журнале!

·        Журнал РЕЗУЛЬТАТ - для тех, кто хочет открыть своё Дело. Мы стараемся раскрыть в журнале как можно больше сторон предпринимательской деятельности. Самое главное, это образ мышления и мировоззрение предпринимателя — то, как он думает и почему.

·        Студия Дела - журнал из Владивостока обо всём

·        Товары услуги цены - торговый еженедельник

2.8.       Финансовое состояние

Дальний Восток относится к числу проблемных регионов, где экономические реформы и становление рыночной системы хозяйствования идут достаточно сложно. Противоречия между реализуемой общей моделью реформ и спецификой социохозяйственного комплекса здесь наиболее обострены. Поэтому проблемы и перспективы социально-экономического развития Дальневосточного экономического региона волнуют не только население данного региона, но и жителей всей России, а также целый ряд тихоокеанских государств, которые заинтересованы в сотрудничестве.

2.9. Выводы

2.9.1. Оценка рекреационного потенциала

Рекреационные ресурсы. Этот тип ресурсов обусловлен большим количеством других видов природных ресурсов. Из рекреационных ресурсов необходимо отметить пляжно-аквоториальные  (песчаные и мелкогалечные пляжи, прибрежные воды), лечебно-оздоровительные и спортивные (уникальные условия для спортивного рыболовства и охоты, зимних видов спорта и отдыха, целебные минеральные и термальные источники , лечебные грязи и т.п., редчайшие типы микроклимата и фитонцидности отдельных территорий), туристические (рельеф обеспечивает возможности  для всех видов туризма – пешего, конного, водного, автомобильного – всех категорий сложности,  вплоть до альпинизма).  Практическое пищевое и лечебное значение представляют собой гидроминеральные ресурсы. Во всех административных территориях Дальнего Востока имеются высокоэффективные минеральные воды. Наиболее известны минеральные воды курортов Шмаковка (Приморский край) и Кульдур (Еврейская АО)  [5,с . 120].

В южной части Дальнего Востока географические и природно-климатичекие условия создают потенциал для развития туризма (в том числе водного и автомобильного) и отдыха (в том числе морского купания).


2.9.2. Возможные виды туризма

Огромные территории нетронутой природы, редкие виды животных и растений, живописные скалистые горы, прекрасные морские пляжи, чистые реки - все это - Российский Дальний Восток. Со всего мира приезжают сюда туристы, чтобы насладиться красотами дикой природы, отдохнуть на океанском пляже, сплавиться по стремительным горным потокам, порыбачить в таежных реках, посетить всемирно известные заповедники и природные парки. Богатый рекреационный потенциал - с одной стороны, и увеличивающийся с каждым годом наплыв в регион как российских, так и иностранных туристов,а соответственно и возрастающее давление на природу - с другой, способствовали развитию на Дальнем Востоке наиболее миролюбивой формы туризма - экологического.

Каково реальное положение дел с экотуризмом на Дальнем Востоке? С одной стороны, есть ресурсы (природные, культурно-исторические, человеческие), имеется растущий интерес к экотуризму со стороны бизнеса. С другой - практически полностью отсутствуют понимание идеологии и целей экотуризма, а также планирование этого процесса на всех уровнях. Следует отметить, что этот вид бизнеса является более затратным и хлопотным по сравнению с "обычным" туризмом, который у нас в основном свелся к шоп-турам. Сказывается также неразвитость туристской инфраструктуры Дальнего Востока в целом.

По данным японского научно-исследовательского института "Фудзи Сого Кэнкюсе", если Приморский край проведет подготовку к приему туристов на том же уровне, что и Далянь в Китае, число только японских туристов вырастет в 1,7 раза, а дополнительный доход от их приема составит более $2 млн. Но тут надо заметить, что иностранных туристов не очень-то смущает отсутствие теплых туалетов и благоустроенных домиков с душами. Ради приобщения к дикой природе, которой в мире почти не осталось, они готовы терпеть бытовые неудобства - в конце концов, и в этом есть "русская экзотика".

Как и что делать, чтобы поднять до цивилизованного уровня тот "самодеятельный" экотуризм, который уже имеется на Дальнем Востоке России? Разумеется, надежды на государство здесь довольно призрачны. Предприимчивость отдельных энтузиастов, которые пытаются пробивать экотропу в турбизнесе, заслуживает поддержки и одобрения. Но тут как нельзя кстати расхожее выражение "Не учите нас жить, лучше помогите материально"... В этой ситуации следует упомянуть усилия Дальневосточного отделения Фонда дикой природы (WWF). Постоянные семинары, конференции, тренинги по проблемам экотуризма дают возможность всем желающим приобщиться к мировому опыту, поделиться своими наработками.

Что же касается призыва "помочь материально", то программой WWF по развитию экотуризма на юге Дальнего Востока в настоящее время финансируется более десятка проектов. Развитие существующей при Хинганском заповеднике инфраструктуры для приема экотуристов (Амурская область). Создание экотуристических комплексов при Большехехцирском заповеднике и в заказнике "Чукенский", развитие инфраструктуры экотуризма на базе центра реабилитации диких животных "Утес" (Хабаровский край). Создание условий для развития экотуризма на территориях, сопредельных с Ханкайским заповедником, в бассейне реки Самарга и на полуострове Гамов, развитие инфраструктуры в Лазовском заповеднике (Приморский край). Такова география и потенциал экотуризма в регионе.












Заключение

         В ходе выполнения работы  была достигнута ее основная цель. В заключении сделаем несколько общих выводов.

Рекреация - это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населённого пункта, являющихся местом их постоянного жительства.

Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, культурных, оздоровительных, познавательных, исторических и иных ресурсов, которые используются либо могут использоваться для предоставления рекреационных услуг в процессе рекреационной деятельности.          Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме этого, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого-географической точки зрения.

Дальний Восток занимает особое место в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляет собой уникальный субконтинент Евразийского материка, омываемый с севера и востока морями Северного Ледовитого и Тихого океанов. Велики и разнообразны запасы лесных ресурсов Дальнего Востока. Леса здесь составляют свыше 35% общероссийских ресурсов. Самые распространенные леса – лиственничные, в которых сосредоточена основная часть запасов древесины (более 60%). Дальний Восток богат ресурсами морей, океанов и суши. Моря принадлежат бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Реки в основном относятся к бассейну двух крупнейших рек – Лены и Амура, впадающих соответственно в Северный Ледовитый и Тихий океаны, причем они настолько велики, что впадающие в них притоки в свою очередь являются крупными реками, по которым возможно судоходство.

В 1998 г. общая численность населения, проживающего на Дальнем Востоке, составила 7263,1 тыс. человек (в 1991 г. – 8057  тыс. чел.) или 5,0% населения России.

Морской транспорт играет важную роль в экономике Дальнего Востока и России в целом.

На Дальнем Востоке зарегистрировано около 200 судоходных компаний, владеющих в общей сложности немногим более 1 тыс. судов океанского, прибрежного и внутрипортового плавания.

Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Дальний Восток относится к числу проблемных регионов, где экономические реформы и становление рыночной системы хозяйствования идут достаточно сложно.













Список литературы

1.     Алимов С.С., Жохова П.А.  Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальний Востока. – М: Финансы, 2003. – 567 с.

2.     Бусыгина И.А. Российский Дальний восток // Мировая экономика и международные экономическое отношения. – 2003. - № 12. – С. 14

3.     Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. -  345 с.     

4.       Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.                                  

5.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.

6.     Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном  сервисе и туризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.

7.     Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132

8.     Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России  -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.

9.     Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.

10.                       Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15

11.                       Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их   

      клиентов –М., 2002. – 367 с.

12.                       Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.