Содержание

 

 

 

 

Введение. 3

1. Состав и необходимость учреждений среднего профессионального образования  5

2. Источники формирования расходов учреждений среднего профессионального образования. 12

3. Планирование расходов учреждений среднего профессионального образования  21

Заключение. 26

Список литературы.. 28

 

Введение

Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.

Среднее профессиональное образование существует на периферии общественного внимания к проблемам образования в целом. Для многих наблюдателей со стороны это всего лишь малоэффективный институт, не стоящий каких бы то ни было усилий по его модернизации в силу своего принципиального несоответствия требованиям сегодняшнего дня. В то же время более пристальный анализ показывает, что это не просто поверхностный, но ошибочный взгляд, не учитывающий ряда важных обстоятельств. К числу таких обстоятельств следует отнести: изменения в экономической конъюнктуре, имевшие место в течение последних 10-12 лет и положение дел в системе высшего образования.

Среднее профессиональное образование прежде всего - практико-ориентировано. Оно предоставляет выпускнику достаточно широкие и системные знания по избранной специальности, но самое главное - эти знания тесно увязаны с навыками, необходимыми для их применения на практике. Соответственно, в сфере СПО мы практически не имеем феномена псевдопрофессионального образования - в отличие от вузов, 30-40% выпускников которых даже не собирается работать по специальности. Навыки, которые задает СПО - это внимание к деталям организации трудового процесса, конкретное видение его особенностей. Выпускники техникумов и коллежей умеют делать работу собственными руками, они могут быть и квалифицированными исполнителями, и организаторами таких исполнителей, понимающими тонкости и проблемы непосредственного исполнения производственных заданий. Это задает также и важные ценностные установки: в первую очередь, дисциплина и качество исполнения, предметное воплощение хороших задумок, доведение их до деталей, до совершенного практического воплощения. Словом, это все то, чего объективно не хватает выпускникам вузов, подготовка которых с самого начала предполагает некоторую дистанцию от непосредственного исполнения, от практики.

Поэтому проблема финансирования с целью поддержания и развития системы профессионального образования сегодня особенно актуальна.

В мировой практике финансирование профессионального образования рассматривается как основной рычаг его реформирования. Происходящая в России децентрализация управления образованием приобретает диверсификационный характер. В трудных условиях экономического развития начинает реализовываться идея многоканального и многоуровневого финансирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей планирования и финансирования учреждений среднего профессионального образования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть состав и необходимость учреждений среднего профессионального образования;

-       Описать источники финансирования расходов учреждений среднего профессионального образования;

-       Раскрыть аспекты планирования расходов учреждений среднего профессионального образования.

В процессе выполнения данной работы были использованы следующие методы:

-       Анализ научных статей и публикаций;

-       Изучение статистических данных;

-       Сравнение с зарубежной практикой.

1. Состав и необходимость учреждений среднего профессионального образования

Следует обратить внимание на ту нишу на рынке труда, которую должны заполнять выпускники учреждений среднего профобразования. В первую очередь это «синие воротнички» - квалифицированные рабочие, специалисты среднего звена, занятые в сфере высоких технологий и производств и управлении, работники сервиса и сферы услуг. Наличие достаточного резерва такого рода кадров - одно из критических условий устойчивого экономического роста. Экономика России во все возрастающей степени будет нуждаться в работниках, уже имеющих достаточно высокую квалификацию на момент поступления на работу. Причем принципиально важно, что это должны быть не дипломированные специалисты - выпускники университетов, у которых не сложилась карьера, а люди, сознательно выбравшие ту или иную специальность. В случае с производственными специальностями это связано с качественными различиями в подготовке специалистов с высшим и средним образованием, в случае со сферой обслуживания - с необходимостью адекватной мотивации. Выбор профессии из категории «синих воротничков» должен быть если и не равным по престижу высшему образованию, то, по крайней мере, не должен рассматриваться как ущербный.

Проблема сегодняшней системы среднего профобразования в том, что с задачей формирования такого кадрового резерва она фактически не справляется. У этого есть как внутренние, так и внешние причины (впрочем, тесно взаимосвязанные).

Во-первых, следует обратить внимание на продолжительный спад в «реальном секторе» экономике, который имел место на протяжении практически всех 90-х гг. и привел к девальвации ценности как среднего профессионального образования. Этот фактор затронул не только среднее, но и высшее профессиональное образование, резко снизив цифры конкурса на такие специальности как инженер, например. Перспективы успешного трудоустройства экономиста, менеджера или юриста с дипломом выглядели значительно более радужными, чем карьерные возможности выпускника колледжа или техникума (зачастую это были лишь иллюзии и предубеждения, однако в плане формирования общественного мнения именно они имели решающее значение).

Во-вторых, значительную роль сыграл фактор всеобщей воинской повинности. Угроза военной службы не оказала такого прямого воздействия на систему среднего профобразования как экономический спад, однако способствовала развитию ажиотажного спроса на высшее образование. Удовлетворен он был в основном частными псевдовузами, предлагающими значительно более дешевые (по сравнению с государственными университетами), но и сильно уступающие по качеству образовательные услуги. Значительный сектор рынка платных услуг высшего образования стал фактически специализироваться на выдаче отсрочек от армии. В сочетании с падением престижа среднего профобразования как такового это привело к переориентации той части выпускников средней школы, которая раньше скорее всего выбрала бы техникумы и колледжи, на эти «доступные» вузы. На долю же среднего профобразования все в больше степени стали оставаться уже абсолютно неконкурентоспособные индивиды. В глазах родителей учреждения среднего профессионального образования стали не столько альтернативой школе или вузу (пусть даже менее предпочтительной), сколько альтернативой улице (зато явно выигрышной).

В-третьих, надо сказать, что сложившаяся тяжелая ситуация только усугубляется тем, что большинство активных участников процесса реформирования, модернизации, да и просто обсуждения проблем образования чрезвычайно далеки от системы среднего профобразования и ее сложностей. Описанные выше факторы привели к абсолютно катастрофическому падению престижа этой сферы. В результате, общественность утеряла всякий интерес к ней. Техникумы и училища, колледжи и лицеи рассматриваются не столько как образовательные учреждения, сколько в качестве своего рода резерваций проблемной и неблагополучной молодежи. И для школ и для вузов учащиеся колледжей и техникумов - «отрезанный ломоть», не представляющий интереса. Это далеко не всегда соответствует реальному положению дел, но опять же - устойчивые представления в данном случае играют большую роль, чем факты и цифры. При этом нельзя не обращать внимания и на тот факт, что зачастую учреждения среднего профобразования действительно не выполняют стоящих перед ними задач, поскольку обучают своих учащихся давно уже устаревшим технологиям или попросту не существующим уже специальностям.[1]

Все это означает, что та апатия, с которой общественность (в том числе профессиональная) относится к проблемам среднего профессионального образования весьма деструктивна, поскольку сильно снижает его шансы на оздоровление в обозримом будущем. Однако такого рода оздоровление и модернизация ему просто необходимы, поскольку экономика уже ощущает недостаток квалифицированных кадров на производстве: по ряду специальностей средний возраст квалифицированного рабочего уже сравнялся с пенсионным. В связи с этим следует обратить внимание на то, как можно переломить ситуацию и добиться роста на этом направлении, и что нам сулит возрождение системы среднего профобразования.

Государственный и муниципальный сектор профессионального образования в Российской Федерации количественно характеризуется следующими показателями (таблица 1):

Таблица 1

Общая характеристика системы профессионального образования[2]

Тип образовательных учреждений

Количество учреждений

ед.

Численность учащихся

тыс. чел.

Образовательные учреждения начального профессионального образования

3893

1688,0

Образовательные учреждения среднего профессионального образования

2713

2311,3

Образовательные учреждения высшего профессионального образования

607

4270,7

ВСЕГО:

7213

8270,0


Образовательные учреждения профессионального образования находятся, в основном, в ведении федеральных органов власти, что обусловлено, в первую очередь, историческими причинами. Формирование сети профессиональных учебных заведений являлось составной частью экономической политики государства при формировании отраслей промышленности, сельского хозяйства, решении задач всеобщей грамотности, медицинского обеспечения и т.д.

Система профессионального образования характеризуется распределением образовательных учреждений по подчиненности и источникам бюджетного финансирования.

1. Большинство государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования находятся в ведении 30 федеральных министерств, ведомств, а также организаций Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета через эти министерства и ведомства или непосредственно из бюджета, как, например, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

2. Большинство государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования находятся в ведении федеральных министерств и ведомств и финансируется из федерального бюджета. При этом, однако, существенная часть этих учреждений находится в ведении субъектов Российской Федерации. Соответственно, финансирование этих учреждений осуществляется из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Данные о ведомственном распределении образовательных учреждений среднего профессионального образования приведены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение средних специальных учебных заведений на начало учебного года по министерствам (ведомствам) в 2003 г.

№ пп

Министерство (ведомство), организация

Число учебных заведений – ед.

Прием на 1 курс - человек

Численность студентов - человек

Выпуск - человек

 

Всего по территории России

2713

843977

2311318

568208

 

в том числе:





1

Минатом России

19

6156

17265

3818

2

Минздрав России

389

79941

233972

64315

3

МИД России

1

264

484

273

4

Минкультуры России

266

23747

78897

17730

5

Минобразование России

690

257390

691392

157474

6

Минобразование России - педагогические учебные заведения (в ведении субъектов Федерации)

338

66728

212330

59346

7

Минпечати и телерадиовещания России

7

2433

5628

1409

8

Министерство природных ресурсов России

22

4961

15057

3626

9

МПС России

67

30006

89006

18459

10

Минсвязи России

14

8922

22708

6610

11

Минсельхоз России

293

98881

282753

69902

12

Минтранс России

74

29403

83620

20011

13

Минтруд России

15

4795

11369

3632

14

Минфин России

16

10417

25007

6048

15

Минэкономразвития России

54

29636

67230

16882

16

Минтопэнерго России

82

36291

101299

24679

17

Госкомрыболовство России

15

6493

17636

3350

18

Госкомспорт России

36

3314

8488

2008

19

Гостандарт России

2

515

1390

346

20

Госкомстат России

18

7221

18116

4765

21

Гострой России

92

58801

154132

38163

22

Росгидромет

6

1509

3989

1166

23

Роскартография

5

1087

2730

753

24

Росрезерв

1

416

1273

395

25

Российская академия государственной службы

4

384

556

34

26

Правительство Российской Федерации

2

360

834

189

27

РАО "Газпром"

1

318

992

168

28

Центробанк России

13

2994

6203

2924

29

Центросоюз России

71

41958

85889

22473

30

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

100

28636

71073

17260


3. Большинство государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (67%) находятся в ведении Минобразования России и Минюста России и финансируются из федерального бюджета. Вместе с тем более 1200 учреждений данного уровня образования находятся в ведении субъектов Российской Федерации и финансируются из их бюджетов.

Сеть государственных образовательных учреждений профессионального образования характеризуется следующей динамикой:

-       число высших учебных заведений постоянно растет;

-       число учреждений среднего профессионального образования до   2000 г. немного сократилось, прежде всего, за счет их включения в качестве колледжей и среднетехнических факультетов в состав высших учебных заведений (главным образом – региональных классических университетов). С 2000 года наметился рост их числа, но говорить о тенденции пока рано;

-       число учреждений начального профессионального образования сокращается за счет рационализации их сети (в регионах), а также преобразования в учреждения среднего профессионального образования.

Динамика изменения числа учебных заведений профессионального образования приведена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика числа государственных учебных заведений

профессионального образования федерального ведения[3]



1999

2000

2001

2002

2003

1

Образовательные учреждения высшего профессионального образования

573

578

580

590

607

2

Образовательные учреждения среднего профессионального образования

2608

2593

2584

2576

2589

3

Образовательные учреждения начального профессионального образования

Н/д.

4050

3954

3911

2608


Процесс развития негосударственного сектора профессионального образования с начала 90-х годов характеризуется наличием устойчивой тенденции к росту числа образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и численности студентов, обучающихся в них (таблица 4).

Таблица 1.1.6

Негосударственные образовательные учреждения

среднего и высшего профессионального образования


1999

2000

2001

2002

2003

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования

н/д.

80

91

109

122

Численность студентов в них – тыс. человек

н/д.

15,5

18,2

20,8

22,1

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования

193

244

302

334

349

Численность студентов в них – тыс. человек (с учетом экстерната)

135

162

202

251

345

 

В профессиональном образовании негосударственные образовательные учреждения основное развитие получили, главным образом, в секторе высшего образования. Это связано, очевидно, со значительным ростом спроса семей (домохозяйств), в первую очередь, на образование этого уровня, поскольку в условиях дефицита рабочих мест высшее образование дает больше возможностей для трудоустройства. Тем более, что негосударственные высшие учебные заведения осуществляют подготовку преимущественно по гуманитарным (требующим относительно меньших материальных затрат) и наиболее востребованным специальностям (экономика, юриспруденция, управление и др.).


2. Источники формирования расходов учреждений среднего профессионального образования

В соответствии с действующим законодательством образовательное учреждение является юридическим лицом и осуществляет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.

Финансово-экономическая деятельность образовательного учреждения профессионального образования можно рассматривать как деятельность, связанную с:

-       получением доходов из различных источников;

-       расходованием/использованием средств, полученных в виде доходов.

Основными источниками получения дохода, определенными действующим законодательством, являются:

-       бюджет учредителя;

-       самостоятельная уставная деятельность образовательного учреждения;

-       добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц.[4]

Величина и, следовательно, наличие поступления средств в образовательное учреждение из бюджета учредителя определяется договором, заключаемым между учредителем и образовательным учреждением.[5] В частности, пункт 1 этой статьи устанавливает, что деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования. Таким образом, поступление средств из бюджета учредителя в образовательное учреждение является возможным, но не обязательным.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения профессионального образования получают средства из бюджетов соответствующего уровня (см. выше характеристику ведомственной и территориальной  организации деятельности системы профессионального образования) в режиме бюджетного финансирования, т.е. в порядке, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетное финансирование для государственных и муниципальных образовательных учреждений является обязательным, поскольку обеспечивает функционирование этих учреждений, т.е. реализацию конституционных гарантий доступности образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Величина выделяемых образовательным учреждениям бюджетных средств определяется сложившимся (действующим) порядком бюджетного финансирования.

В общем виде порядок бюджетного финансирования, установленный Бюджетным кодексом, предусматривает:

-       наличие утвержденного бюджета и бюджетной росписи для каждого уровня бюджета. В утвержденном бюджете должны быть предусмотрены ассигнования на образование (раздел 14 функциональной классификации);

-       наличие для каждого образовательного учреждения сметы расходов бюджетных средств, составленной в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджета (утверждена Федеральным законом Российской Федерации от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» с изменениями от 2 марта, 26 марта 1998 г., 5 августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г.) и утвержденной соответствующим главным распорядителем бюджетных средств;

-       целевой характер средств, выделяемых из бюджета в режиме бюджетного финансирования, т.е. расходование бюджетополучателями (в данном случае – образовательными учреждениями) бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой;

-       сводимость всех смет к бюджетной росписи как по итогу, так и по отдельным статьям экономической классификации.[6]

Негосударственные образовательные учреждения профессионального образования функционируют, как правило, на условиях самофинансирования.

Характерной особенностью негосударственного сектора образования является то обстоятельство, что финансироваться из средств государственного (муниципального) бюджета могут только негосударственные общеобразовательные учреждения с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ (пункт 7 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Следовательно, негосударственные образовательные учреждения профессионального образования государственного (муниципального) бюджетного финансирования своего «основного» образовательного процесса в рамках действующего законодательства получать не могут.

В соответствии с Законом «Об образовании» (статья 41) образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет:

-       предоставления платных дополнительных (т.е. за пределами соответствующих образовательных программ и стандартов) образовательных услуг. При этом дополнительные платные образовательные услуги могут быть оказаны обучающимся за счет средств соответствующего бюджета;

-       оказания иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, включая и образовательные услуги;

-       добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц, так называемые спонсорские средства, выделяемые на те или иные цели, связанные с обеспечением функционирования и/или развития образовательного учреждения.

Перечень платных дополнительных образовательных услуг определен статьей 45 Закона «Об образовании».

К ним отнесены:

-       обучение по дополнительным образовательным программам;

-       преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

-       репетиторство;

-       занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;

-       другие услуги (образовательные), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Кроме того, государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и/или юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения, т.е. осуществлять так называемое обучение с полным возмещением затрат (ПВЗ).

В принципе это направление деятельности может быть отнесено к оказанию иных услуг образовательным учреждением, но, поскольку оно получило достаточно широкое развитие, принято каким-то образом его выделять.

Начальное профессиональное образование в соответствии со статьей 5 (п. 3) Закона «Об образовании» является общедоступным и бесплатным, поэтому обучение с ПВЗ в образовательных учреждениях данного уровня образования, в принципе,  не должно осуществляться.

Образовательному учреждению предоставлено право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, т.е. осуществлять деятельность, нацеленную на извлечение прибыли (ст. 47 Закона «Об образовании»). Законом четко регламентированы виды (направления) предпринимательской деятельности образовательного учреждения. К ним отнесены:

-       реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

-       торговля покупными товарами, оборудованием;

-       оказание посреднических услуг;

-       долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

-       приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

-       ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.[7]

Расходование средств, полученных в виде доходов образовательным учреждением профессионального образования, определяется, во-первых, источником этого дохода (например, порядок расходования бюджетных средств установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации), а во-вторых – документами, регламентирующими деятельность конкретного образовательного учреждения, т.е. его уставом и договором между учредителем и образовательным учреждением.

Основными направлениями расходования средств, полученных в виде доходов, являются:

-       расходование средств, получаемых из бюджета учредителя по статьям бюджетной классификации в соответствии с утвержденной сметой;

-       возмещение расходов, связанных с получением доходов от самостоятельной уставной деятельности, в том числе предпринимательской, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, составленной по статьям бюджетной классификации;

-       уплата налогов, сборов и пошлин;

-       расходование средств, оставшихся после уплаты налогов, на цели обеспечения образовательного процесса и функционирования образовательного учреждения;

-       расходование средств, оставшихся после уплаты налогов, на цели развития образовательного учреждения, т.е. модернизацию образовательного процесса, наращивание и/или совершенствование материально-технической базы, приобретение прав на интеллектуальную собственность и иных нематериальных активов;

-       выплата доли учредителя (собственника);

-       капитализация прибыли в виде взносов в уставные капиталы учреждаемых (учрежденных) образовательным учреждением организаций, приобретение акций, облигаций, перечисление средств в банк на депозит и др.

В силу того, что бюджетными средствами  учебное заведение наделяет учредитель (собственник) по смете, они не могут  накапливаться.  Это означает, что приобретение дорогостоящего оборудования  (в условиях ограниченности бюджетных средств) становится скорее исключением, чем правилом.  Перевод  расходования внебюджетных средств в тот же режим  ведет к  аналогичным результатам.  До введения в действие второй части Налогового кодекса  учебное заведение могло приобретать оборудование из внебюджетных средств как реинвестирование их в уставную деятельность. В этом случае оно не платило налога на прибыль.  Это не решало в полной мере вопроса о накоплении средств, но  позволяло в определенной мере смягчать ситуацию.  Ныне же приобретение оборудования из внебюджетных средств не обкладывается  налогом на прибыль, если стоимость покупки не превышает 10 тыс. руб.  Это уже привело к тому, что ряд учебных заведений  стал приобретать, например, компьютеры как  запчасти: отдельно монитор, отдельно системный блок и т.п., что сильно затрудняет  статистическое отслеживание  этого процесса и анализ динамики расходования внебюджетных средств (смещается наполнение отдельных статей расходов). До последнего времени структуры использования бюджетных и внебюджетных средств учебным заведением в значительной мере  дополняли друг друга:

Рис.1. Доля основных статей в израсходованных бюджетных средствах[8]

Рис.2. Доля основных статей в израсходованных внебюджетных средствах

Указанные направления определены исходя из следующих соображений:

-       бюджетный процесс построен таким образом, что каждый бюджетополучатель должен и может расходовать бюджетные средства только и исключительно в соответствии с утвержденной сметой. Если необходимо осуществление расходов, не предусмотренных сметой, то для их осуществления необходимо внести изменения в смету и утвердить эти изменения у главного распорядителя бюджетных средств (у учредителя). Только после этого возможно осуществление указанных расходов;

-       в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, полученные от использования государственного (муниципального) имущества и от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти, объявлены неналоговыми доходами соответствующего бюджета (ст. 41, п. 4, ст. 42 Бюджетного кодекса). Эти доходы учитываются в смете доходов и расходов образовательного учреждения по статьям экономической классификации и расходуются в порядке, установленном для бюджетных средств;

-       образовательное учреждение является хозяйствующим субъектом, т.е. участником рыночных отношений, что заставляет его возмещать понесенные расходы, уплачивать налоги, расходовать полученную прибыль (в соответствии со ст. 47 п. 4. Закона «Об образовании» в своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. Следовательно, в этой части поведение образовательного учреждения должно быть таким же, как и у коммерческой организации, имеющей целью извлечение прибыли).

-       образовательное учреждение обязано обеспечивать осуществление, развитие и совершенствование образовательного процесса;

-       образовательное учреждение обязано выплачивать учредителю (собственнику) часть прибыли (дохода), полученной от использования имущества и денежных средств учредителя (собственника), если это предусмотрено уставом образовательного учреждения или договором между учредителем и образовательным учреждением[9].

Кроме того, основные направления расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями определены ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающий (закрытый) перечень таких направлений содержит расходы исключительно на:

-       оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

-       перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

-       трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

-       командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-       оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

-       оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.[10]

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.


3. Планирование расходов учреждений среднего профессионального образования

Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных. Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования.

Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.[11]

За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые  образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

В консолидированном бюджете Российской Федерации расходы на образование составляют около 12% всех расходов.

В федеральном бюджете на 2004 г. данные расходы составили 117,8 млрд. рублей или 4,4%. В бюджете субъекта РФ –249 млн. рублей или 4,9%, в бюджете муниципального образования 203 млн. рублей или 38% от всех расходов. Приведенные данные наглядно свидетельствуют, что основные затраты на образование связаны с муниципальным уровнем управления.

Организация финансирования расходов на образование основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики предоставляемых образовательных услуг.

Расходы учреждений начального и среднего профессионального образования планируются исходя из среднегодового  числа учащихся и количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с  планом на каждый год.

На основании количества групп,  числа дисциплин, изучаемых на каждом курсе, объемов часов на каждую дисциплину определяется годовой фонд учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки за ставку заработной платы определяется  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 в объеме 720 часов в год.

На основании общего объема часов и объема часов за ставку рассчитывается необходимое количество ставок преподавателей.

Помимо ставок преподавателей  в учреждениях профессионального образования предусматриваются  ставки мастеров производственного обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.[12]

Помимо преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

Ставки заработной платы работников профессиональных  учреждений устанавливаются, так же как и в школах,  в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя или управленческого работника устанавливается в соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым  на основе аттестации.

В учреждениях профессионального образования предусмотрена выплата стипендий учащимся. Объем стипендиального фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются  постановлением Правительства РФ от 2 июля 2001 г. № 487.

Также как и в школах, педагогическому составу выплачивается компенсация на книгопечатную продукцию из расчета 100 рублей в месяц.

Другие виды расходов планируются  в соответствии с экономической классификацией по видам расходов, как уже было показано на примере  школ.

Планирование расходов учреждений высшего профессионального образования   имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.

Фонд оплаты труда в вузах рассчитывается исходя из численности студентов и норматива -  количества студентов на одного преподавателя.

Численность студентов определяется учредителем ежегодно на основании федерального плана подготовки специалистов за счет средств бюджета.

Норматив количества студентов на одного преподавателя устанавливается федеральным органом исполнительной власти   в области образования  в зависимости от профиля вуза  и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.

Фонд оплаты труда рассчитывается  с учетом  структуры должностей – преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов факультетов, а также ректора и проректоров.

Объем учебных часов  на ставку в вузах не устанавливается. Положением об учреждении высшего профессионального образования определено, что объем учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Продолжительность рабочего времени  профессорско-преподавательского состава постановлением Правительства РФ   от 3 апреля 2003 года № 191  установлена  в объеме 36 часов в неделю. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии  с  уставом вуза.

Оплата труда в вузе также осуществляется на основании ЕТС, предусматриваются доплаты за наличие ученой степени кандидата или доктора наук  (в 2004 г. 900 и 1500 рублей соответственно) за ученое звание доцента или профессора (40 и 60% к окладу по тарифной сетке соответственно).[13]

Профессорско-преподавательскому составу предусмотрены компенсационные выплаты на книгопечатную продукцию в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда (150 рублей).

Предусматривается также оплата труда научных сотрудников в соответствии с проводимыми за счет бюджетных средств исследованиями.

Другие виды расходов с учетом специфики и профиля вуза планируются по разделам экономической классификации, как это было показано выше.

Особенности планирования расходов учреждений дополнительного образования связаны прежде всего с тем, что в дошкольных  учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может предусматриваться или предусматривается частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля  родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.

Сметы расходов учреждений дополнительного образования состоит из доходов, получаемых в виде частичной оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы.


Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности планирования и финансирования учреждений среднего профессионального образования.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Рассмотреть состав и необходимость учреждений среднего профессионального образования;

-       Описать источники финансирования расходов учреждений среднего профессионального образования;

-       Раскрыть аспекты планирования расходов учреждений среднего профессионального образования.

В целом можно констатировать, что формирование развитой системы «разделения затрат» на профессиональное образование между обществом, государством и семьями (домохозяйствами) требует значительно более масштабной проработки проблем финансирования образовательной сферы, чем это делается в настоящее время, и построения единой (интегрированной) имитационной модели финансирования образования.  В противном случае все эксперименты по модернизации бюджетного финансирования учебных заведений профессионального образования дадут результаты, которые не будут устойчивыми при изменении условий, в том числе при введении дополнительных финансовых стимулов (ограничений) деятельности учебных заведений со стороны государства.  Проводимые эксперименте по ГИФО и госзакзу на данном этапе их  реализации не могут быть однозначно оценены, поскольку, к сожалению, не носят системного характера. Представляется, что они должны не столько  «окончательно решить проблему», сколько дать материал для ее комплексной постановки исследования. 

Для систем начального и среднего профессионального образования  должны быть решены две основные задачи – введение госзаказа (и на этих уровнях профессионального образования могут отрабатываться методы его формирования по специальностям и профессиям подготовки с участием различных заинтересованных сторон, в том числе работодателей) и нормативного подушевого финансирования. Кроме того, на этих двух системах могут отрабатываться и вопросы совмещения или, напротив, разделения федерального и регионального заказов на подготовку кадров. Это, кстати, может дать определенный импульс к уточнению компетенций органов управления образованием при разграничении функций органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также источников финансирования  программ начального и среднего профессионального образования. В настоящее время предлагаемая  модель межбюджетных отношений крайне «легкомысленно» отнеслась к проблемам финансирования указанных уровней профессионального образования.

Соответственно, если среднее профессиональное образование остается на федеральном бюджете, то можно по мере отработки механизма ГИФО переходить к нему для учебных заведений СПО. (Это связано с логикой выдачи ГИФО по результатам сдачи ЕГЭ, когда еще не известно, на какой уровень профессионального образования – средний или высший – будет претендовать выпускник средней школы.)  Если же произойдет передача СПО на уровень регионов, то система ГИФО не сможет реализовываться в полной мере и можно будет говорить о разработке региональных схем ГИФО, что в принципе возможно. Представляется, однако, что при «регионализации» СПО можно ограничиться и простой схемой нормативного подушевого финансирования.


Список литературы

1.     Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 20.07.2004). – Справочная система гарант.

2.     Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

3.     Илюшкин Н.М. Образовательные учреждения в России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4.     Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5.     Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002.

6.     Алексашенко С.Н.  Финансирование начального и среднего профессионального образования. // Экономика и жизнь. - №5. – 2003. – с. 22 – 28.

7.     Антонов В.Н. Образование в России // Вопросы экономики. - №3. – 2004. – с. 67 – 83.

8.     Бажанов В.А. Основные проблемы финансирования образовательных учреждений // Социологические исследования. - №2. -  2003 - с. 131-133.

9.     Павловский С.К. Образование и финансы // Финансовая Россия. - №6. – 2003. -  с. 4 – 24.

10.           Парамонова Т., Красюк И. Формирование бюджета образовательного учреждения // Финансы. — 2003. — № 6. — С. 60—73.

11.           Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 33 - 49.



[1] Антонов В.Н. Образование в России // Вопросы экономики. - №3. – 2004. – с. 71.

[2] Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 42.

[3] Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 46.

[4] Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002. – с. 143.

[5] Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 20.07.2004). – Справочная система гарант. – ст. 41.

[6] Парамонова Т., Красюк И. Формирование бюджета образовательного учреждения // Финансы. — 2003. — № 6. — С. 63.

[7] Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 37.

[8] Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 39.

[9] В частности, в договоре может быть предусмотрено перечисление определенной доли дохода от осуществления образовательным учреждением самостоятельной деятельности в централизованный фонд (фонды) учредителя. Такая практика имеется в Минобразовании России.

[10] Павловский С.К. Образование и финансы // Финансовая Россия. - №6. – 2003. -  с. 7.

[11] Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002. – с. 197.

[12] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – с. 248.

[13] Алексашенко С.Н.  Финансирование начального и среднего профессионального образования. // Экономика и жизнь. - №5. – 2003. – с. 24.