Содержание
Введение. 3
1. Теоретическая часть. 4
Взаимосвязь мировых туристских центров и процесса глобализации экономики 4
1.1. Тенденции процесса глобализации и развития мирового туризма. 4
1.2. Особенности процесса глобализации мировых туристиких центров. 6
1.3. Влияние глобализации на отечественный рынок туризма. 8
2. Практическая часть. 14
Характеристика иностранного мирового туристского центра. 14
2.1. Характеристика месторасположения. 14
2.2. Природно- климатическая характеристика. 16
2.3. Историко- культурная характеристика. 17
2.4. Характеристика с позиций ландшафтной рекреалогии. 20
2.5. Характеристика инфраструктуры.. 20
2.6. Уровень сервиса. 21
2.7. Виды туризма. 22
2.8. Привлекательность и доступность. 23
2.9. Перспективы развития. 26
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Глобализация проявляется в интенсификации финансовых потоков и расширении процессов обмена товарами и услугами. И в изменении самих субъектов, оперирующих на рынках: в результате централизации капиталов они становятся крупнее и мощнее. По мере распространения бизнеса на территориях других стран участники бизнес-процесса начинают перестраивать схемы управления: раскидывают организационные, телекоммуникационные, транспортные, финансовые сети, которые усиливают их взаимозависимость.
В рамках данной работы к рассмотрению предлагается исследование проблемы взаимодействия процесса глобализации экономики и развития мировых туристских центров.
Целью теоретической части работы является исследование взаимосвязи мировых туристских центров и процесса глобализации экономки. Целью практической части является исследование мирового иностранного туристского центра.
1. Теоретическая часть
Взаимосвязь мировых туристских центров и процесса глобализации экономики
1.1. Тенденции процесса глобализации и развития мирового туризма
В последнее время растут консолидация экономики и стоимость материального обеспечения, вызванная постоянным обновлением технологий, обостряется конкурентная борьба. Для выживания в этих условиях, кроме слияний и поглощений, компании используют метод делового партнерства – создание международных стратегических союзов. В 90-е годы деловые альянсы создавались скорее в сфере продаж и маркетинга (29%), производства продукции (25%), исследований и развития (17%). Сейчас стратегические союзы в секторе услуг рождаются гораздо чаще, чем в сфере производства [3, с. 122].
Все перечисленные выше процессы затронули и туризм, поскольку удовлетворить потребности клиентов можно лишь, используя ресурсы многих компаний. В туриндустрии совместная деятельность приобретает решающее значение. Ни один производитель туруслуг – гостиницы, транспортные компании, развлекательные объекты, туристские фирмы – не в состоянии самостоятельно обеспечить комплексное развитие мест, которые посещают туристы, с тем, чтобы предоставлять все многообразие услуг, необходимых путешественникам.
Состояние международных туристских рынков позволяет сделать вывод о том, что туризм в последние годы превратился в глобальное явление. Причем и в социальном измерении – по количеству путешествующих и стран, заинтересованных в этом, и по экономическому влиянию – стимулированию большого круга производств и распределению богатств. Процесс глобализации туррынка развивается с 80-х годов. Тогда активно стали применяться информационные технологии, а на международные рынки вышли десятки новых стран.
Сегодня более 140 государств предлагают различные туристские услуги. Каждая может положительно влиять на мотивацию возрастающего числа поездок. Спрос на путешествия увеличился. Он не ограничивается несколькими промышленно развитыми странами и все чаще распространяется на развивающиеся государства. Индустрия отдыха превращается в лидирующую отрасль экономики. И вовлекает в процесс предоставления туруслуг все новых участников. Наряду с турфирмами, отелями и другими средствами размещения, транспортными компаниями, задействованы промышленные компании, банки, торговые палаты, различные ассоциации и объединения. Наблюдается консолидация разных сфер экономики вокруг туристского сектора. Объединяйтесь, господа
На туристских рынках появились конгломераты. Многие сокращают деятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сфере туризма и путешествий – более прибыльной за счет способности привлекать капитальные инвестиции. Одним из примеров может служить немецкая группа Preussag. До 1997 г. она вообще не была представлена на туристском рынке. Наступление началось с покупки ведущего туроператора Германии – компании TUI. Позже были приобретены акции британских туристских компаний, гостиничной цепочки в Испании, ряда турфирм во Франции, Италии, Австрии и Бельгии. В настоящее время конгломерат осуществляет три вида деятельности. Это снабжение и морские перевозки, промышленность (энергетика, строительство, металлургия) и туризм. Preussag объединяет более 500 компаний, включая TUI Group, Thomson Travel Group и Nouvelles Frontieres, 21 оператора въездного туризма, 75 туроператорских марок, 3600 турагентств в 13 странах и 250 гостиниц [6,с . 102].
Крупные объединения есть и в гостиничной индустрии. Они используют разнообразные и сложные типы управления предприятиями. Это собственность, аренда, менеджмент, франшиза и консорциум, а также их сочетания. Accor, одна из крупнейших компаний глобальной гостиничной индустрии, присутствует в 88 странах мира. Гостиничный бизнес приносит ей 68% доходов, вспомогательная туристская деятельность (турагентства, казино, рестораны, организация питания на железнодорожном транспорте) – 26%, а корпоративное обслуживание – 6%. Участник глобальной гостиничной индустрии – компания Cendant. Ее доход от турбизнеса составляет 32%. Cendant владеет фирмой по аренде машин Avis, а с июня 2001 г. – глобальной распределительной сетью Galileo.
Развитие транспорта стимулирует развитие обмена в любой области, будь то экономика или туризм. Для увеличения доли своего присутствия на рынке авиакомпании создают международные альянсы. Установить прямую зависимость между их развитием и появлением новых туристских центров невозможно. Однако они способствуют доступу к растущему числу таких центров во всем мире.
В течение нескольких лет крупные международные авиакомпании создавали также дочерние фирмы, напрямую связанные с воздушным транспортом: чартерные и грузовые перевозки, организация услуг питания, наземного обслуживания. Однако в последнее время наблюдается интенсивное развитие делового сотрудничества между авиаперевозчиками и другими поставщиками туруслуг. Это компании по аренде машин, гостиницы, железные дороги, операторы круизов, фирмы, предоставляющие финансовые услуги и обслуживающие кредитные карты. Дочерним турфирмам авиакомпаний частично или полностью принадлежат гостиницы. Активно создаются виртуальные туристские агентства. Для постоянных пассажиров, в сочетании с программами для постоянных клиентов в других секторах экономики, разрабатываются системы бонусов. В качестве примера можно привести совместный выпуск кредитных карт „Аэрофлот-Master Card” и банка „Русский Стандарт”, дебетовых карт „Visa [4,с . 109]
1.2. Особенности процесса глобализации мировых туристиких центров
Характерная особенность процесса глобализации – применение новейших информационных технологий. Они – важный инструмент повышения эффективности и совершенствования работы компании, улучшения обслуживания клиентов, ускорения всех оперативных процедур, создания новых маркетинговых методик и распределительных каналов. Появление Интернета, возникновение глобальных систем бронирования Amadeus, Galileo, Worldspan и Sabre повлияли на интеграцию между многочисленными предприятиями услуг, изменили систему реализации мест в средствах размещения, на транспорте. Процесс глобализации туризма вынуждает осваивать новые технологии. Туристские предприятия начали активно использовать возможности Интернета, появилась торговля услугами в режиме онлайн. Обостряется конкуренция среди продавцов туруслуг. Гостиничные цепи разрабатывают собственные системы бронирования, чтобы конкурировать с турфирмами и выходить на клиентов напрямую, в обход традиционной системы распределения.
Развитие информационных технологий сказалось на поведении потребителей, дав им возможность тщательно изучать предлагаемые услуги и играть активную роль в поиске информации и принятии решений. Формируется новый тип потребителя, который абсолютно точно знает, какие услуги он хочет получить во время поездки. Это потребитель предусмотрительный и проницательный. Он уделяет серьезное внимание соответствию цен с качеством обслуживания. И выдвигает требования, отличные от запросов других клиентов. Плюс желание самостоятельно составлять программу поездки и определять ее продолжительность, не слушая ничьих советов. Возникает необходимость персонализации предложения [3,с . 134].
Учитывая это и то, что индивидуальное обслуживание всегда было крайне важным в туризме, фирмам, не вовлеченным в крупные конгломераты, следует, используя свои сильные стороны и удовлетворяя потребности целевой клиентуры, сосредоточить усилия на обслуживании специфических ниш рынка. Применяя при этом различные стратегии, которые позволяют им успешно участвовать в конкурентной борьбе. Их преимущество – способность быстро приспосабливаться к переменам, особенно, когда они касаются клиентских запросов.
1.3. Влияние глобализации на отечественный рынок туризма
Глобализация оказывает влияние и на развитие отечественного туристского рынка. Здесь происходят те же процессы, что и на мировом. А также увеличивается присутствие турбизнеса других стран – Германии, Турции, Италии. Все это разнопланово влияет на формирование и укрепление национального туристского рынка.
В процессе глобализации туристской деятельности появляются и серьезные проблемы. Чрезмерная стандартизация характеристик потребления и моделей предложения услуг в целом ряде стран оказывает отрицательное влияние на отдельные очаги местной культуры. Тенденциям к интернационализации и унификации противостоит стремление к сохранению уникальности и национальной самобытности. Во многих странах ведется разработка и реализация целевой стратегии маркетинга по освоению и сохранению экосистемы и специфических особенностей окружающей среды, памятников культуры и многочисленных местных возможностей для туризма. Международное продвижение разнообразных сегментов и ниш рынка, которые могут удовлетворить многочисленные мотивации и требования, предъявляемые потребителями к туруслугам, должно стать противодействием их излишней стандартизации и способствовать эффективному развитию туризма [5,с . 109].
С интернационализацией производства, либерализацией рынка товаров и услуг, открытостью национальных экономик связана тенденция к снятию разных ограничений. В то же время она отражает необходимость установления регулирующих начал в мировой торговле. Это задача, решению которой активно способствует Всемирная торговая организация.
Нет сомнений в том, что в ближайшем будущем Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации – ВТО (World Trade Organization – WTO)* , в которую уже сейчас входят 144 страны мира. Официально она функционирует с 1 января 1995 г. Соглашение об учреждении ВТО подписано 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Многосторонние торговые договоры системы ВТО, определяющие права и обязанности правительств различных стран и опирающиеся на десятки международных правовых документов, создают подобие „кодекса хорошего торгового поведения государств”. Поэтому основная цель организации – обеспечение выполнения этого кодекса. Среди договоров главную роль играют Генеральное соглашение по тарифам и торговле – GATT-1994 (General Agreement on Tariffs and Trade), Генеральное соглашение по торговле услугами – GATS (General Agreement on Trade in Services), а также Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности – TRIPS(Agreement on Trade Related Intellectual Property Rights).
У ВТО нет правотворческих функций, поэтому ее нельзя рассматривать в качестве наднациональной организации. Как, например, Европейский Союз. Кстати, ЕС с учреждением ВТО стал ее членом как таможенная территория, обладающая автономией в ведении своих внешнеторговых отношений.
Соглашение об учреждении ВТО содержит четыре приложения. Наибольший интерес для сферы туризма представляет Приложение 1В. Оно включает Генеральное соглашение по торговле услугами, вступившее в силу с 1 января 1995 г. А также Приложение 1С, включающее в себя Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Условия, на которых наша страна вступит в ВТО, непосредственным образом затронут интересы российских предпринимателей, действующих в сфере производства и предоставления туруслуг на международном и внутреннем рынках, а также лиц, занятых подготовкой профессиональных туристских кадров [7,с . 121].
Чтобы участники отечественного турбизнеса после присоединения России к ВТО могли успешно развивать свою деятельность, весьма актуально изучение правил и требований ВТО, применяемых в торговле услугами. И умение использовать их на практике. Основной документ, который определяет порядок торговли услугами, – Генеральное соглашение по торговле услугами (в дальнейшем GATS). Оно устанавливает, что:
· иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные;
· должен соблюдаться режим наибольшего благоприятствования (Режим наибольшего благоприятствования (Most favoured nation treatment) – международно-правовой режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит любому третьему государству;
· должна быть обеспечена открытая публикация всех законов, административных положений и распоряжений, а также другой информации, касающейся регулирования торговли услугами;
· обеспечивается постепенная либерализация всей сферы услуг;
· спорные и конфликтные ситуации решаются с помощью системы урегулирования споров, аналогичной механизму, разработанному в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT).
Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS) содержит принципы, которые составляют основу многосторонней международной правовой системы, регулирующей торговлю услугами и влияющей на развитие национального законотворчества. Соглашение распространяется на все виды услуг, за исключением поставляемых при исполнении функций государственной власти. И содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также конкретные перечни обязательств по отдельным видам услуг, принимаемые членами ВТО по доступу на их национальные рынки услуг.
В соответствии с GATS государства могут взять на себя специфические обязательства по доступу на их рынок иностранных услуг и их поставщиков. И по предоставлению национального режима иностранным услугам и поставщикам услуг. Каждый член ВТО может ограничить действие национального режима. Эти специфические обязательства фиксируются государствами в национальном Списке обязательств и изъятий.
Национальный режим (National treatment) – правовое положение, согласно которому на иностранных юридических и физических лиц распространяются все права и преимущества, которыми пользуются в данной стране юридические и физические лица. В рамках GATS национальный режим по значимости превосходит режим наибольшего благоприятствования.
Для предпринимателей, занятых в туристском бизнесе, это означает, что: · туристские фирмы, гостиничные предприятия и другие компании, связанные с туризмом и путешествиями, одной страны могут без всяких ограничений осуществлять свою деятельность в других странах;
- в гостиничном секторе соглашение значительно облегчает заключение контрактов по управлению гостиницами и использованию франчайзинговых услуг (согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации – договор коммерческой концессии), соглашений по техническому обслуживанию, лицензированию и патентам;
- если допускает национальный режим, иностранные компании могут продавать свои услуги в тех границах и на тех же условиях, как и местные компании и поставщики услуг, пользуясь при этом всеми правами на государственную поддержку и получение льгот;
- туристские компании могут направлять свой персонал для работы в зарубежные страны и размещать его там без ограничений;
- компаниям, связанным с туризмом, разрешается осуществлять международные переводы и платежи по текущим сделкам без ограничений.
Наиболее часто в Списках обязательств и изъятий фиксируются дифференцированные режимы: в налоговой области; в области субсидий; приобретения недвижимости; доступа к местному финансированию; а также требования к условиям по руководству организациями. GATS содержит намек на то, что государства могут принять на себя иные обязательства. Например, относящиеся к „квалификациям, стандартам и вопросам лицензирования”.
Согласно GATS, если субъект ВТО только упомянул о своих специальных обязательствах в некоторых секторах сферы услуг, но не подписал ограничений режимов и условий их предоставления на своей территории, этот субъект полностью открыл свой рынок в соответствующем секторе сферы услуг. И взял на себя обязательства предоставить национальный режим по всем видам услуг, в том числе лицам, их продающим [2, с. 177].
К сожалению, у туристской общественности нет информации, предполагается ли обсуждение на переговорах о вступлении России в ВТО и будут ли вноситься в Список обязательств и изъятий какие-либо ограничения в национальный режим по туризму. То есть – можно ли будет влиять на деятельность иностранных туристских компаний на туррынке России.
Генеральное соглашение по торговле услугами не содержит строгого определения самого понятия „услуга”. Но впервые в мировой практике определяет, что торговля услугами осуществляется посредством их поставки. Согласно статье XXVIII GATS, – „поставка услуги” включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги. Торговля услугами (их поставка) осуществляется четырьмя основными способами (GATS, статья 1, пункт 2):
3 трансграничная поставка – с территории одной страны на территорию другой – члена ВТО (распространена в секторе финансовых услуг: страхование, кредитование, услуги платежных карточных систем); 3 потребление услуги за рубежом – передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга (распространено в турбизнесе);
3 коммерческое присутствие* на территории другого члена ВТО – любой тип предпринимательской деятельности путем учреждения, приобретения или использования юридического лица, а также путем создания или использования отделения, представительства на территории страны – члена ВТО с целью поставки услуг;
3 перемещение физических лиц одной страны, производящих и продающих услуги, для их реализации на территории другого государства – члена ВТО (консультанты, врачи, адвокаты).
Таким образом, в отличие от Генерального соглашения по тарифам и торговле, GATS регулирует не только трансграничную торговлю услугами, но и торговлю ими на национальной территории.
Секретариат GATT разработал на основе Предварительной классификации основных продуктов ООН свой Секторальный классификационный лист услуг. Он состоит из 12 секторов и включает 161 вид услуг (в скобках количество видов услуг в секторе):
– деловые услуги (46); – услуги связи (25); – строительные и инжиниринговые услуги (5); – дистрибьюторские услуги, включая оптовую и розничную торговлю (5); – услуги в области образования (5); – услуги по защите окружающей среды (4); – финансовые (страховые, банковские) услуги (17); – услуги в области здравоохранения и социального обеспечения (4); – туризм и путешествия (4); – услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (5); – транспортные услуги (33); – прочие услуги.
В секторе услуг, связанных с туризмом и путешествиями, четыре подсектора: услуги гостиниц и ресторанов (включая общественное питание); услуги туристских агентств и туроператоров; услуги гидов; прочие услуги (без перечисления). Это показывает, что классификация открыта для внесения дополнений и изменений и дальнейшего совершенствования. Сложность в том, что такие услуги, как аренда автомашин, компьютерное резервирование, организация конгрессов, поездки на лечение и целый ряд других могут быть включены членами ВТО в перечень других секторов.
Бизнесменам придется соблюдать перечисленные положения для сохранения конкурентоспособности на туристских рынках. Они показывают, насколько серьезными и качественными должны быть изменения в системе подготовки туристских кадров после вступления России в ВТО. Потребуется совершенствование методов обучения профессиональных работников российского турбизнеса. Полученная ими подготовка должна обеспечивать успешную предпринимательскую деятельность в России и на территории других стран, умение отстаивать свои профессиональные и национальные интересы с учетом положений GATS. Услуги этих работников должны быть востребованы на международных туррынках.
Вступление России в ВТО не только окажет влияние на деятельность бизнесменов и систему подготовки кадров для туротрасли. Оно потребует серьезного внимания к защите прав интеллектуальной собственности и пользования этой собственностью.
2. Практическая часть
Характеристика иностранного мирового туристского центра
2.1. Характеристика месторасположения
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время [5,с . 109].
Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки. Часть его территории – Синайский полуостров- находится в Азии. Граница между двумя континентами проходит по Суэцкому каналу.
Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что "Египет - дар Нила". Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской. Ширина "полосы жизни" вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира. Сама пустыня оставляет неизгладимое впечатление: песок, дюны, бесчисленные оттенки цвета - от желтого, как охра, до пурпурного, названия которым есть только в языке кочевников.
Египет - чрезвычайно радушная страна. Гостей всегда встречают с открытым сердцем. Вас с интересом расспросят о семье, работе, о ваших впечатлениях от Египта. Также сердечно пригласят вас в гости, хотя бы на чашечку чая.
Миллионы путешественников посещали Египет - многие приезжали сюда снова и снова. Самые известные из них оставили нам свои путевые заметки с увлекательным описанием страны на Ниле: математик Евклид, географ Страбон, писатели Гюстав Флобер и Агата Кристи, Лоренс Даррелл и Э.М. Форстер. Даже завоеватели не оставались равнодушными к красотам этой страны. Александр Великий подарил ей Александрию; Наполеон, археологи которого открыли Древний Египет, во время похода обратился, сам волнуясь, к своим войскам со словами: "Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!"
История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.
2.2. Природно- климатическая характеристика
В долине Нила и в дельте, житнице Египта, максимально используется каждый квадратный метр земли. Здесь возделываются пшеница, ячмень, гречиха, рис, кукуруза, хлопок, сахарный тростник, овощи, маслины и пряности. Леса полностью отсутствуют, но по берегам Нила растут финиковые пальмы. Фруктовые деревья, банановые плантации и виноградная лоза прекрасно чувствуют себя в оазисах и в дельте Нила. На средиземноморском побережье преобладают поросшие пальмами пляжи, на Синайском полуострове - изрезанные ущельями, переливающиеся всеми цветовыми оттенками горные ландшафты. Зелеными островами возникают среди пустыни оазисы с их рощами, плантациями и высокоурожайными полями зерновых [8, с. 111].
Египет открыт для отдыха и путешествий круглый год.
В Верхнем Египте, а также на курортах Красного моря лето жаркое и сухое, в Дельте и на средиземноморском побережье - влажное. Температура воздуха на красноморских курортах и в Каире с мая по сентябрь достигает 35-40 градусов, температура воды в Красном море в этот период обычно составляет 26-28 градусов тепла. Благодаря специфике климатических особенностей Хургады летняя жара переносится там значительно легче из-за постоянного морского бриза, и поток туристов туда не ослабевает ни зимой, ни летом. Лучшее время отдыха на средиземноморских курортах- с мая по сентябрь.
Весна и осень очень коротки. В течение 50 дней (хамсин) между мартом и серединой мая периодически случаются песчаные бури.
Зима в Египте мягкая, с теплыми солнечными днями и иногда прохладными ночами. С декабря по февраль на курортах Красного моря температура воздуха обычно не ниже 23-25 градусов тепла, воды - 20-22 градусов. Температура воздуха в Каире зимой колеблется от 17 до 20 градусов тепла.
2.3. Историко- культурная характеристика
Население Египта сегодня превышает 65 млн чел. и ежегодно возрастает на 1,3 млн. В Каире сейчас живут 17 млн чел., что соизмеримо с численностью населения всей страны в 50-х гг. Арабизированные потомки древних египтян составляют 99% населения. К этническим меньшинствам относятся нубийцы, а также бедуины и другие кочевые племена. 80% населения - это крестьяне (феллахи).
По официальным данным, 90% египтян - мусульмане и менее 10% - копты, исповедующие христианство [9,с . 144].
Ислам
Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу аль-Касимом Мухаммедом ибн Абд Аллахом ибн Абд аль-Мутталибом ибн Хашимом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).
Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии. Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников.
В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, то есть не может быть ни порожденным, ни порождающим.
Слово "ислам" часто переводят как "все от бога" или "все в воле божьей". Но этим суть учения не исчерпывается. Вера опирается на "пять столпов": исповедание веры посредством произнесения формулы "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его"; молитву (намаз) - пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. К сожалению, для верующих исполнение этой мусульманской заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка не может принять всех желающих.
Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем - в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.
Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски - "чтение, декламация") в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка. Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX-Х вв. и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, "священное предание" мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама - сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам. Шииты в религиозном и политическом смысле более радикально настроены, чем сунниты, но их число в Египте невелико [3,с . 166].
Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права - шариат, который, однако, действует в смягченной форме. Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.
Коптские христиане
Арабское слово "купт", европеизированное - "копт", происходит от греческого "эгиптос". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.
Язык
Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным - так называемый "высокий" арабский. Пишут арабы справа налево. Но цифры пишутся и читаются слева направо.
В Египте очень помогает знание английского языка. Многие египтяне, проживающие в городах и курортных центрах, могут объясняться на этом языке; на дорожных указателях и в названиях улиц часто используется и арабский и латинский шрифт.
Обычаи и нравы
Мусульманская вера определяет ритм жизни египтян. Это заметно по чисто внешним признакам: например, пять раз в день муэдзин через громкоговоритель созывает верующих на молитву. А в месяц рамадан ночь становится днем. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. В это время общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.00 до 14.00.
Путешественник, конечно, обратит внимание на особенности национального костюма египтян, прежде всего проявляющиеся в сельской местности, но не чуждые и городу. Египтяне носят рубахи свободного покроя, причем простые люди предпочитают белый цвет, женщины одеваются в черное, оживляя наряд ярко окрашенными элементами, иногда с украшениями и кружевами. Обращаясь к мусульманским ценностям, все больше женщин - часто по настоянию мужа или семьи - снова начинают носить хигаб, разновидность паранджи, не скрывающую лицо, а только покрывающую волосы, и длинное широкое платье - галабею.
2.4. Характеристика с позиций ландшафтной рекреалогии
96% территории Египта, превышающей миллион квадратных километров, - это пустыня с редкими оазисами, причем значительная часть пустыни - не песчаная, а гористая. Остальное - долина и дельта Нила, где до сих пор живет 90 процентов 65-миллионного населения страны.
2.5. Характеристика инфраструктуры
30% всего трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. В промышленности тон задают текстильные фабрики и предприятия по производству продуктов питания. Богатые собственные залежи руд обеспечивают сырьем гигантский металлургический комбинат в Хелуане. Электроэнергию дает прежде всего Асуанская гидростанция. Имеются крупные месторождения природного газа [4,с . 166].
C 1979 г. значительно возрос приток иностранного капитала. Развернулось строительство дорог, соединивших все районы страны, возведены школы, больницы, обновлена и расширена телефонная связь. Египетский фунт стал стабильной валютой. Бурными темпами развивается туристическая индустрия - построены десятки новых гостиниц, созданы новые курортные центры на Красном море, восстановлено множество древних памятников.
30% всего трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. В промышленности тон задают текстильные фабрики и предприятия по производству продуктов питания. Богатые собственные залежи руд обеспечивают сырьем гигантский металлургический комбинат в Хелуане. Электроэнергию дает прежде всего Асуанская гидростанция. Имеются крупные месторождения природного газа.
C 1979 г. значительно возрос приток иностранного капитала. Развернулось строительство дорог, соединивших все районы страны, возведены школы, больницы, обновлена и расширена телефонная связь. Египетский фунт стал стабильной валютой. Бурными темпами развивается туристическая индустрия - построены десятки новых гостиниц, созданы новые курортные центры на Красном море, восстановлено множество древних памятников.
2.6. Уровень сервиса
Если бы картографы задумали издать Большую туристическую карту мира, по аналогии с политической или географической, то в первую очередь они нанесли бы на нее Египет, прославившийся как крупнейший туристический центр уже в глубокой древности. Еще древние греки и римляне отправлялись туда для того, чтобы отдохнуть и развлечься, а также своими глазами увидеть невероятные творения рук человеческих.
Сегодняшний Египет предлагает туристам со всего мира не только интересную экскурсионную программу, но и комфортабельный отдых на хорошо освоенных пляжных курортах на берегу Средиземного моря, а также новых курортах на Красном море- самом близком к Европе тропическом море, неизменно теплым и зимой, и летом, - которые за последние несколько лет приобрели невероятную популярность. Здесь все условия для любителей подводного плавания, а морская флора и фауна является одной из самых красивых в мире. Высококлассные отели и рестораны на любой вкус, яркая и разнообразная ночная жизнь, познавательные, полные романтики круизы на комфортабельных теплоходах, вечерние спектакли в Каирском оперном театре - вот далеко не полный перечень того, чем Вас порадует Египет [4,с . 167].
2.7. Виды туризма
Во всех крупных городах и курортных центрах Египта построены современные комфортабельные отели на любой вкус. Подавляющее большинство из них полностью соответствует мировым стандартам и отвечает требованиям взыскательных путешественников. Здесь представлены многие известные гостиничные сети – "Хилтон", "Марриотт", "Интерконтинеталь", "Софитель", "Холидей инн", "Шератон" и многие, многие другие.
Концентрация отелей особенно велика в Хургаде, этом одном из наиболее популярных египетских круглодичных курортов, где на тридцатикиламетровой полосе красноморского побережья возведено более 200 гостиничных комплексов и несколько десятков новых отелей будет скоро введено в строй. К югу от Хургады стремительно растут новые курорты: Сафага, Сома Бей, Эль Кусейр, Марса Алам.
В тридцати километрах к северу от Хургады за несколько лет создан элитарный курорт Эль Гуна, отели которого отличаются особым очарованием. Все они расположены на островах и имеют единую инфраструктуру развлечений. Поэты и художники часто называют Эль Гуну "Венецией на Красном море".
На самом модном из морских курортов Египта - Шарм-эль-Шейхе - доминируют пятизвездочные отели, хотя есть и отели категории "4 звезды". Почти все они расположены в заливе Наама Бей, где уникальные коралловые сады начинаются непосредственно у гостиничных комплексов. Высококлассные отели построены и на двух других известных курортах Синайского полуострова - Нувейба и Дахаб. Все крупные отели на египетских курортах приспособлены для семейного отдыха. В штате многих отелей, особенно в Хургаде, есть сотрудники, владеющие русским языком.
В стоимость турпутевок в отели Шарм-эль-Шейха и Эль-Гуны обычно включается только завтрак, в отели Хургады - и завтрак и ужин. Питание чаще всего организовано по принципу "шведского стола". Подавляющее большинство отелей располагает собственной сетью ресторанов, имеющих широкий выбор блюд восточной и европейской кухни. В вечерние часы во многих гостиницах проходят различные развлекательные мероприятия, в том числе "восточные вечера" с танцем живота, концерты арабских артистов, африканское шоу, дискотеки.
2.8. Привлекательность и доступность
Валютные правила
Вывоз национальной египетской валюты запрещен. В аэропортах можно поменять деньги в отделениях банков, работающих круглые сутки. При выезде из страны можно поменять египетские фунты на доллары, предъявив обменные квитанции. При ввозе и вывозе значительных валютных сумм необходимо заполнить на таможне в аэропорту валютную декларацию.
Деньги и валюта
Курс национальной валюты - египетского фунта (LE) - определяется ее соотношением с долларом США. Средний обменный курс в последние годы составлял 1 LE = 0,30$ США. Разменной монетой является пиастр (РТ). Один египетский фунт равен 100 пиастрам. В обращении находятся банкноты достоинством в 1, 5, 10, 20, 50 и 100 LE, а также в 25 и 50 РТ и монеты по 5,10, 20 и 25 РТ. Кредитные карточки принимают все международные отели, многие магазины и рестораны. По кредитным карточкам типа Euro/Master Card и Visa многие банки выплачивают также наличные деньги.
Таможенные правила
Предметы личного пользования можно ввозить в страну и вывозить из страны без таможенной декларации. Декларированию подлежат видеокамеры (фотоаппараты и принадлежности к ним в декларации указывать не требуется). Вывозить из страны разрешается товары на сумму до 200 египетских фунтов. Туристы в возрасте старше 20 лет могут провозить с собой до 1 л спиртных напитков и 2 л пива, старше 15 лет - 200 сигарет или 50 сигар. Вывоз из Египта предметов старины запрещен.
Часы работы учреждений и магазинов
Каких-либо определенных часов работы магазинов не существует. В зимний период магазины обычно открыты с 9.00 до 20.00 с перерывом на обед по крайней мере с 12.00 до 14.00. Супермаркеты обычно работают дольше. Летом обеденный перерыв, как правило, продолжается с 14.00 до 16.00. Многие магазины закрываются только в 21.00-22.00. Банки работают ежедн., кр. пт. и сб., с 8.30 до 15.30. Отделения в крупных отелях иногда работают круглые сутки. Почта открыта с сб. до чт. с 8.00 до 15.00, государственные учреждения - ежедн., кр. пт., с 8.00 до 14.00.
Телефон
Местные телефонные разговоры можно вести из телефонов-автоматов, которых много в крупных городах, или из почтовых отделений, где действуют льготные тарифы на международные разговоры со странами Европы. Звонить в Россию и СНГ можно прямо из гостиничного номера (стоимость разговора около 20 фунтов за минуту). Можно звонить из холла отеля, где есть специальные комнаты с телефонными аппаратами (13 фунтов за минуту); или приобрести телефонную карточку, которую можно использовать в специально оборудованных телефонах-автоматах (в этом случае тариф самый низкий).
Напряжение электросети
Номинальное сетевое напряжение составляет 220 В.
Праздничные дни
Официальными, установленными законодательством праздниками являются по григорианскому календарю: 1 января (Новый год), 22 февраля, 25 апреля (освобождение Синайского полуострова в Октябрьской войне 1973 г.), 1 мая (День труда), 18 июня (годовщина вывода из Египта британских оккупационных войск), 23 июля (годовщина революции 1952 г.), 23 сентября (День победы над Израилем в 1956 г.), 6 октября (годовщина перехода Суэцкого канала), 24 октября (взятие египетской армией Суэца в 1973 г.), 23 декабря (взятие египетской армией Порт-Саида в 1956 г.).
Одежда
Летняя одежда годится на все времена года. В зимние месяцы для районов севернее Каира рекомендуется иметь при себе теплый свитер, ветровку; на случай прохладных ночей в южной части Верхнего Египта и на Красном море следует запастись легким пуловером, ветровкой; для посещения пирамид, Долины царей и других храмов - обувью на жесткой подошве.
Страховка
Как правило, туристические агентства предлагают страховку еще в России. В Египте действует система государственного страхования всех приезжающих туристов. Однако в случае обращения к врачу придется платить за все самому, и лишь по возвращении деньги будут возвращены через турагентство.
Хранение ценностей
Большинство гостиниц имеют сейфы, которыми можно пользоваться бесплатно. Однако в случае потери ключа от сейфа штраф достигает $200.
Традиции
На территории гостиницы можно одеваться по собственному усмотрению, но выходя в город помните, что Египет - страна исламская, люди здесь верующие, традиции - пуританские. Оголенные плечи и мини юбки очень не уместны для уличных прогулок. Мусульмане не потребляют алкогольных напитков, хотя обычно не возражают, когда это делают другие.
Алкогольные напитки
2 литра алкогольных напитков и 24 банки пива иностранные туристы могут приобрести в период пребывания в Египте в магазинах беспошлинной торговли, расположенных во всех туристических центрах. Отметка о приобретении алкогольных напитков проставляется в паспорт покупателя.
Меры предосторожности на море
Коралловые рифы - национальное достояние Египта; они охраняются законом, за их повреждение грозит крупный штраф.
Чаевые
Неотъемлемая часть жизни в Египте - чаевые или бакшиш за мелкие услуги. Горничным в гостинице принято давать до 10 фунтов в неделю, носильщикам и портье 1-2 фунта, уборщикам в туалетах 50 пиастров. В ресторане принято оставлять 10% от счета. Не предлагайте чаевых тем, кто по своей профессии, по своему социальному положению находится с вами на равных.
Время
Отстает от московского на 1 час (в том числе и в летний период).
Перелет Аэрофлот и Egypt Air осуществляют регулярные рейсы в Каир и Хургаду. Чартерные рейсы в Хургаду осуществляются из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, Новосибирска, Екатеринбурга и других российских городов. Чартерные рейсы в Шарм-эль-Шейх осуществляются из Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов.
2.9. Перспективы развития
По данным Росстатагентства и маркетинговой компании "ИнфоСИТИ", в течение трех кварталов 2004 г. продолжался устойчивый рост российского туристического потока на египетском направлении. По словам экспертов, Египет "по-прежнему привлекает к себе повышенное внимание российского турбизнеса" [4,с . 187].
Согласно только что опубликованным данным, по итогам девяти месяцев (с января по сентябрь 2004 г.) по числу принятых российских туристов Египет занял 7-е место среди наиболее популярных направлений выездного туризма (по сравнению с 14-м в 2003 г.), а относительный прирост к показателю соответствующего периода 2003 г. составил рекордные 58%.
Тот факт, что даже в летние месяцы 2004 г. Египет посетило на 3000 российских туристов больше, чем в аналогичный период 2003 г. (прирост около 20%) свидетельствует, что Египет приобретает все большую популярность, как страна не только зимнего, но и летнего туризма.
Сохранив тенденцию двух предыдущих осенне-зимних сезонов, с октября 2004 г. Египет уверенно лидировал на российском туристическом рынке. В последние две недели декабря 2004 г. самый известный египетский курорт на Красном море - Хургада - оставался наиболее популярным среди 30 топ-направлений "зимнего солнца": на его долю пришлось 9,3% от общего туристического потока. На втором месте - другой египетский морской курорт Шарм-эль-Шейх (8,96%).
Столь значительный рост популярности Египта среди российских туристов является результатом продолжающейся реализации комплексной программы развития туристической инфраструктуры страны, проводимой Министерством туризма Египта, а также координации усилий российских туристических агентств и туроператоров на египетском направлении.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов.
В последнее время растут консолидация экономики и стоимость материального обеспечения, вызванная постоянным обновлением технологий, обостряется конкурентная борьба. Для выживания в этих условиях, кроме слияний и поглощений, компании используют метод делового партнерства – создание международных стратегических союзов. В 90-е годы деловые альянсы создавались скорее в сфере продаж и маркетинга (29%), производства продукции (25%), исследований и развития (17%). Сейчас стратегические союзы в секторе услуг рождаются гораздо чаще, чем в сфере производства.
На туристских рынках появились конгломераты. Многие сокращают деятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сфере туризма и путешествий – более прибыльной за счет способности привлекать капитальные инвестиции.
Развитие транспорта стимулирует развитие обмена в любой области, будь то экономика или туризм. Для увеличения доли своего присутствия на рынке авиакомпании создают международные альянсы. Установить прямую зависимость между их развитием и появлением новых туристских центров невозможно. Однако они способствуют доступу к растущему числу таких центров во всем мире.
Характерная особенность процесса глобализации – применение новейших информационных технологий. Они – важный инструмент повышения эффективности и совершенствования работы компании, улучшения обслуживания клиентов, ускорения всех оперативных процедур, создания новых маркетинговых методик и распределительных каналов.
Глобализация оказывает влияние и на развитие отечественного туристского рынка. Здесь происходят те же процессы, что и на мировом. А также увеличивается присутствие турбизнеса других стран – Германии, Турции, Италии. Все это разнопланово влияет на формирование и укрепление национального туристского рынка.
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.
30% всего трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. В промышленности тон задают текстильные фабрики и предприятия по производству продуктов питания. Богатые собственные залежи руд обеспечивают сырьем гигантский металлургический комбинат в Хелуане. Электроэнергию дает прежде всего Асуанская гидростанция. Имеются крупные месторождения природного газа.
Сегодняшний Египет предлагает туристам со всего мира не только интересную экскурсионную программу, но и комфортабельный отдых на хорошо освоенных пляжных курортах на берегу Средиземного моря, а также новых курортах на Красном море- самом близком к Европе тропическом море, неизменно теплым и зимой, и летом, - которые за последние несколько лет приобрели невероятную популярность. Здесь все условия для любителей подводного плавания, а морская флора и фауна является одной из самых красивых в мире. Высококлассные отели и рестораны на любой вкус, яркая и разнообразная ночная жизнь, познавательные, полные романтики круизы на комфортабельных теплоходах, вечерние спектакли в Каирском оперном театре - вот далеко не полный перечень того, чем Вас порадует Египет.
Список литературы
1. Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. - 345 с.
2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.
3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.
4. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном сервисе и ткуризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.
5. Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132
6. Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.
7. Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.
8. Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15
9. Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их
клиентов –М., 2002. – 367 с.
10. Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.