Содержание


Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

Классификация  мировых туристских центров. 4

1.1. Основные понятия, используемые при типологии. 4

1.2. Источники информации, используемые при типологии туристских центров  6

1.3. Статистическая типология мировых туристских центров. 8

2. Практическая часть. 10

Описание отечественного туристского центра мирового уровня. 10

2.1. Характеристика месторасположения. 10

2.2. Природно- климатическая  характеристика. 10

2.3. Историко- культурная характеристика. 11

2.4. Характеристика с позиций ландшафтной рекреалогии. 12

2.5. Характеристика инфраструктуры.. 13

2.6. Виды туризма и уровень сервиса. 15

2.7. Инвестиционная привлекательность. 16

2.8. Финансовая доступность. 21

2.9. Перспективы развития. 21

Заключение. 24

Список литературы.. 26









Введение

В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.

         Целью данной работы выступает исследование  теоретических и практических основ функционирования мировых туристских центров.

         Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть теоретические основы типологии и классификации мировых туристских центров

2)    в практической части описать  отечественный мировой туристский центр  мирового уровня.





1. Теоретическая часть

Классификация  мировых туристских центров

1.1. Основные понятия, используемые при типологии

Типология – научный метод, в основе которого лежит группировка объектов с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией, – типовая классификация, систематика, таксономия  [4,с . 177].

Таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. д.). Термин, предложенный в 1813 г. швейцарским ботаником О. Декандолем, длительное время употреблялся как синоним систематики. В 60–70-х гг. XX в. возникла тенденция определять таксономию как учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов – таксоны.

В специальной литературе по туризму предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности (ЦРД) может быть в них реализован: культурно-исторический; паломнический; курортный; приморский; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; охотничье-рыболовный; приключенческий; экзотический; этнографический; развлекательный.

Исходя из этой типологии видно, что ЦРД могут быть также комбинированными [5,с . 120].

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.

Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И. В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция и т. п.). Поэтому информационно-локализующий аспект выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров Российской Федерации [2,с . 165].

В зарубежной и отечественной градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями – центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать данное понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т. д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.

1.2. Источники информации, используемые при типологии туристских центров

По мере развития интереса к туризму не только как к сфере проведения досуга, но и как к зоне профессиональной деятельности многих людей быстро растет число научных и методических публикаций. Среди них особое значение приобретают специальные тематические словари и энциклопедии, задачи которых – свести вместе, в одном тексте, зачастую несводимые и противоречивые понятия, которыми оперируют авторы различных учебников, монографий, концепций, учебных планов и программ.

В последнее время число таких изданий, используемых туроператорами, резко возросло, что поставило вопрос о сводимости информации, представленной в разных источниках, в число основных проблем туризма. Для этого используются традиционные и новые информационные системы, основными из которых являются энциклопедии и словари.

Энциклопедии (от греч. Enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний) – научные или научно-популярные справочные издания, содержащие систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности [8, с. 189].

Наряду с печатными изданиями существуют электронные версии – интерактивные энциклопедии мира, содержащие также информацию о туристских центрах, туристско-экскурсионных объектах, ландшафтах и местностях, всемирном, национальном и региональном культурном и природном наследии.

В России издана «Энциклопедия туриста» (М.: Большая Российская энциклопедия, 1993). Несмотря на броское название, ее вряд ли можно отнести к классу отраслевых энциклопедий, поскольку она освещает только вопросы географии туризма и техники самодеятельного туризма. В стороне от внимания авторов остались проблемы экономики, управления и предпринимательской деятельности в туризме.

Словари – справочные издания, содержащие собрания слов, словосочетаний, идиом и т. п., дающие сведения об их значениях, употреблении, переводе на другой язык. Важное место в отечественной истории издания словарей-справочников занимает работа Ю. А. Штюрмера «Краткий справочник туриста» (М., 1985), предназначенная для самодеятельных туристов и раскрывающая технику туристских походов и методы правоохранительной работы в туризме.

С 1985 г. благодаря усилиям Российской международной академии туризма (тогда – Института туризма) стали появляться краткие словари экономических терминов, используемых в ходе реформирования хозяйственного механизма и собственности в туризме. Но все эти издания нельзя было назвать отраслевыми прежде всего из-за их неполного освещения проблематики туризма.

Первым достаточно полным словарем туристских понятий стал «Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес». В нем даны толкования более полутора тысяч терминов. В 1999 г. в издательстве «Советский спорт» вышел в свет «Туристский терминологический словарь», а в 2000 г. в издательстве «Финансы и статистика» – «Туристская энциклопедия» тех же авторов-составителей, в которых объяснены свыше 5 тыс. специальных терминов, используемых в теории и практике туризма.

Вместе с тем специального справочного издания о туристских центрах Российской Федерации до сих пор нет. Разрозненная информация о них может быть получена из некоторых других источников: каталогов и рекламных проспектов фирм-туроператоров, учебных материалов и журнальных публикаций по теме «География туристских центров».

В Российской международной академии туризма ведется работа по составлению специального справочного каталога «Туристские центры Российской Федерации», в котором последние должны быть не только указаны, но и описаны и оценены. Для этих целей наиболее уместны в качестве источника информации интерактивные энциклопедии, так как они повсеместно доступны для туроператора и туристов.

1.3. Статистическая типология мировых туристских центров

Для статистического обоснования типологии туристских центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ.

В статистическом исследовании применялись [5, с. 188]:

· MICROSOFT EXCEL – обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц;

· STATISTICA 5.0 – обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных.

Результаты исследования [5, с. 144]:

1. При статистическом анализе исходной базы данных выявлен общий туристский фактор, которому подвержены все 17 первичных типов туристских центров;

2. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы.

Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров РФ для удобства чтения и понимания.

Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 ге- нерализованных типа-фактора туристских центров [7, с. 211].

Аксиологический тип-фактор (от греческого – axia – ценность) объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты [6,с . 201].

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор, формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром». Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

Проведенная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров Российской Федерации (потеря исходной информации составляет всего 19 %), которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.

2. Практическая часть

Описание отечественного туристского центра мирового уровня

2.1. Характеристика месторасположения

В административном отношении к крайнему Северу относятся территории, расположенные в основном к северу от Полярного круга: большая часть районов Мурманской области, север Архангельской области, Ненецкий АО, северная часть республики Коми, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский АО, север Красноярского края, и Республика Саха (Якутия), Магаданская область. Местности, приравненные к районам Крайнего Севера занимают 64% площади РФ.

Природная северная граница района исследования определена материковой сушей; южный рубеж Субарктики - южная граница редкостойной тайги, или тундролесья  [5,с . 166].

2.2. Природно- климатическая  характеристика

Для субарктического пояса характерна более высокая тепло обеспеченность, более высокая продолжительность вегетационного периода. Радиационный баланс колеблется от 600 до 1000 МДж/кв. м. Продолжительность снежного покрова - 240-280 дней. Сумма активных температур на юге достигает 12000 и более градусов. Количество осадков увеличивается до 300-400 мм. Проявляется влияние многолетней мерзлоты. Широтный градиент летних температур составляет один градус на каждые 25-50 км перемещения с севера на юг [4, с. 111]. Для территории характерно заболачивание, пестрота почвенно-растительного покрова тундры, большое видовое разнообразие растительного покрова. Почвенный профиль слабо дифференцирован на генетические горизонты, выщелочен, ненасыщен, имеет кислую реакцию. Наибольшее распространение в северной части получили тундровые и лесотундровые глеевые почвы с мощной торфяной подстилкой. В условиях хорошего дренажа в типичной и южной тундре формируются под буры. Часто встречаются сочетания с болотными и болотно-мерзлотными почвами. В лесотундре широкое распространение получают тундровые и торфяно-глеевые почвы. Под рединами и редколесьями развиты железисто-иллювиальные и гумусно-иллювиальные подзолистые почвы.

В широтном отношении ландшафты Субарктики дифференцируются на арктические тундры, типичные тундры, южные тундры, лесотундры и редкостойные северные таежные леса. Выделяются три типа субарктических ландшафтов: восточно-европейско-западносибирские, восточносибирские и дальневосточные. [6,с . 177].

Обилие разнообразных дикоросов, промысловых животных, ценных видов рыб создает условия для развития промыслового туризма, включая «маршруты выходного дня» для местных жителей.

Суровость климата оценивалась по шкале Бодмана в баллах от 1 до 8 балла в зимний период и от 1 до 3 в летний период. Суровость погоды для каждого района высчитывалась по формуле:

2.3. Историко- культурная характеристика

История освоения Северных территорий России, начиная с 11 в. и заканчивая современным периодом, также представляет собой большой интерес, создавая базу для развития различных видов туризма. В частности, Север - арена развития познавательного и ностальгического туризма, т.к. с ним связаны многие события российской истории: морские походы поморов, расширение русских владений, благодаря походам казаков, индустриализации России, драматические события ГУЛАГА, защиты Заполярья от немецко-фашистский и финских интервентов, совместной союзнической деятельности в период Второй Мировой войны (знаменитые конвои из Великобритании) и т.д.

На Севере России (Арктическая зона) проживает 11 малых коренных народов, этнографическое изучение которых представляет собой большой познавательный интерес и имеет неоценимое практическое значение для создания условий для их выживания в современной обстановке, для сохранения их культурного наследия.

К культурно-историческим памятникам для всего Севера России относятся: увековеченные в географических названиях Арктики имена полярных исследователей, ряд маяков, построенных в конце XIX - начале XX веков, представляющих собой историческую ценность, и, служащих морским судам по ныне, 9 этнических культурных центров, функционировавших к концу 1995 года: Коткино, Ловоозеро, Уэлен, Сиреники, Рыркайпий, Панаевск, Овгорт, Усть-Авам, Носок, национальные парки и. т. д.

2.4. Характеристика с позиций ландшафтной рекреалогии

Ландшафты района исследования формируются в условиях дефицита тепла, крайне непродолжительного вегетационного периода, почти повсеместного развития многолетней мерзлоты, высокой степени пере увлажненности и т. д. Район исследования расположен в двух географических поясах - Субарктическом и Арктическом.

Отличительные черты арктических ландшафтов определяются их географическим положением, неравномерным поступлением солнечной радиации в течение года, господством арктических воздушных масс. Радиационный баланс в районе Северного полюса составляет 2-4 ккал/кв. см в год, на границе Субарктики - 100 ккал/кв. см в год. В период полярной ночи радиационный баланс отрицательный. Большую часть года господствуют отрицательные температуры. Арктический пояс делится на две ландшафтные зоны: ледниковую и полярно-пустынную.

Для ледниковых ландшафтов Арктики характерны ледяные купола. Полярно-пустынные ландшафты формируются в береговых зонах арктических островов и северной оконечности Таймыра. Средняя температура самого теплого месяца - 20-300 по Цельсию, а самого холодного -2000 по Цельсию в приатлантическом секторе и -3000 в континентальном. Годовое количество осадков составляет в среднем около 200 мм. За год наблюдается до 300 дней со снежным покровом. Повсеместно развита многолетняя мерзлота, которая измеряется сотнями метров. Почвенный покров имеет мозаичный характер; реакция близка к нейтральной. Выделяются два зональных варианта почв: типичные арктические и пустынно-арктические. В зоне арктических пустынь известны лишь 50-60 видов сосудистых растений, характерны лишайники; животный мир скуден. Для ландшафтов Арктического пояса характерны незначительная контрастность и однообразие [5,с . 110].

Специфика природных ландшафтов обуславливает появление на территории ряда природно-очаговых заболеваний, среди которых наибольшее распространение получили туляремия, опистархоз и др. Несмотря на суровые климатические условия ландшафты Арктики и Субарктики располагают разнообразными природными рекреационными ресурсами, которые определяют рекреационный потенциал территории, и рассмотрены ниже.

2.5. Характеристика инфраструктуры

Социально-экономической особенностью Севера является прежде всего малое количество населения: около 8.5-9 млн. человек. Заселение северных районов Евразии началось 20-25 тыс. лет назад, освоение севера носило и носит очаговый характер. До начала 20-го века основными видами хозяйственного использования территории были: экстенсивное оленеводство, охота, рыболовство, заготовка древесины. Сельскохозяйственное использование территории ограниченно и узко направленно (оленеводство). Одна из отличительных черт освоения Севера - высокая доля добывающих отраслей промышленности в крупных индустриальных центрах. Основными полезными ископаемыми являются: полиметаллические и железные руды, каменный уголь, нефть, газ, алмазы, золото, апатиты, графит, поваренная соль и другие.

Рассматриваемая территория относится к четырем экономическим районам: Северному, Западно-Сибирскому, Восточно-Сибирскому и Дальне-Восточному.

В промышленности Северного экономического района основную роль играют предприятия цветной металлургии (район Печенги-Никеля, Мончегорска, Кандалакши), предприятия черной металлургии (Оленегорск, Ковдор), горно-обогатительные комбинаты (Кировск, Апатиты, Ковдор); машиностроительные предприятия, предприятия пищевой промышленности (Мурманск, Нарьян-Мар), предприятия строительной индустрии, угледобывающие предприятия (Воркута), добыча нефти и газа (Большеземельские тундры).

Основу энергетики составляют: Кольская АЭС, ГЭС, Кировская ГРЭС, Печорский угольный бассейн. Основа энергетики севера Западной Сибири - топливно-энергетический (Новый Уренгой, Надым, Ямбург) и лесопромышленный комплексы (Салехард, Лабытнанги).

Для Севера Средней Сибири основу экономики составляют цветная металлургия (Норильский ТПК), деревообрабатывающая промышленность (Игарка, Дудинка, Хатанга). Энергетика базируется на газе Мессояхского месторождения, гидроэнергии (Усть-Хатайская ГЭС), а также местных углях.

Специализацией Дальневосточного Севера являются предприятия по добыче и обогащению олова, золота, алмазов, угля и т. д. Энергообеспечение дает Билибинская АЭС, Колымская и Вилюйская ГЭС, ряд крупных ТЭС.

Современная экологическая обстановка на Севере весьма контрастна: наряду с районами, практически не затронутыми промышленным производством, существуют крупные импактные районы, воздействие которых на природную среду чрезмерно. Основными импактными районами на Севере России являются: Печенго-Никельский, Мончегорский, Воркутинский, Норильский, Валькумейский на суше и часть акватории Баренцева и Карского морей. Современные импактные районы Севера России по расчетам А.В. Евсеева (1996) составляют 60 000 км2, что соответствует 10% всей поверхности суши Евроазиатского сектора Арктики и Субарктики.

Сложившаяся структура природопользования северных районов не только разрушает природную среду этого уникального района, но и ведет к повышению заболеваемости и вырождению населения. Все это заставляет задуматься о необходимости изменения современной структуры природопользования на Севере посредством введения альтернативных видов природопользования, традиционными из которых являются сельское хозяйство, земледелие закрытого грунта, охотничий и рыболовный промысел. Перспективными направлениями природопользования для северных регионов являются развитие сети охраняемых территорий различного ранга, а так же рекреационное использование, которое поможет экономическому и экологическому возрождению региона.

Современная система охраны природы Севера России пока мало эффективна; доля природоохранных территорий едва превышает 3% к общей площади региона. В пределах Арктики и Субарктики России находятся 9 заповедников: Кандалакшский, Лапландский, Пасвик (Мурманская область), Путоранский, Таймырский, Большой Арктический - на Таймыре, Усть-Ленский (Якутия), остров Врангеля и другие. В пределах региона находится 11 федеральных заказников, 15 заказников регионального подчинения. В 1993 году на Чукотке создан природно-этнический парк ”Берингия”. В Мурманской области имеется 2 национальных парка, на территории севера Коми 1 национальный парк.

2.6. Виды туризма и уровень сервиса

Степень развитие туризма как в целом в России, так и в ее Арктическом регионе не отвечает богатым рекреационным ресурсам страны и потребностям населения. Россия не входит даже в первые 40 государств по уровню дохода от туризма. На туризм приходится лишь 0,41% ВНП и 1,84% экспорта страны (Амирханов и др., 1997). Для сравнения в Канаде этот показатель равен 1,05 % ВНП, в Швеции - 3,2% ВНП и соответственно 4,23% и 5,51% в экспорте этих стран. Существующая оценка материальной базы туризма по экономическим районам России показывает, что для районов Севера и Сибири она невысока (табл.1)

Таблица 1

Вместимость существующей материальной базы туризма

Экономический район

тыс. мест

% от общероссийской

Северный

49,6

4,0

Западно-Сибирский

91,9

7,7

Восточно-Сибирский

64,2

5,4

Дальневосточный

66,2

5,5

Развитие спортивного туризма стимулируется наличием горнолыжных трасс и альпинистских объектов (Кольский полуостров, Урал), рек и озер для развития водного туризма, возможности проведения разнообразных по категории сложности пеших и лыжных маршрутов и т.д. [5,с . 199]

2.7. Инвестиционная привлекательность

Следует отметить, что на Севере России есть все возможности для развития как внутреннего, так и въездного туризма, которые могут сыграть немаловажную роль в оздоровлении его экономики и сохранении природной среды, обеспечить занятость населения, создать условия для сохранения традиционных занятий и образа жизни коренного населения, т.е. впрямую способствовать достижению устойчивого развития этого региона России.

Одной из причин, способствующей развитию туризма на Севере России, является разнообразие природных условий: соседство тундры, лесотундры и зоны северной тайги, дающее возможность познакомиться с растительным и животным миром сразу двух или трех природных зон, обилие рек и озер, позволяющее организовывать многочисленные водные путешествия; северные реки и озера прозрачны и богаты рыбой, здесь водятся семга, хариус, нельма, сырок, пыжьян, таймень и др. Большие возможности есть и для охоты, сбора грибов, ягод.

Для северных территорий характерно обилие озер, рек, болот, например, более 40% Мурманской области составляют болотные сообщества. Поэтому для знакомства с краем больше всего подходит водный туризм. В зимний период для лыжных походов также наиболее подходят массивы озер и болот, так как снег здесь неглубокий и уплотненный ветром.

Кроме того, в горных районах (особенно Хибинский массив) широко распространен горнолыжный вид спорта, в сочетание со свободными спусками, фристайлом и т.д. На Полярном Урале можно ознакомиться с различными типами ледников.

До 90-х годов по территории Кольского полуострова, Полярного Урала проходило более 30 туристических маршрутов всесоюзного и республиканского значения. Отправные пункты совпадали с крупными населенными пунктами, имеющими железнодорожное, авиа или автомобильное сообщение с остальными регионами, относительно развитую рекреационную инфраструктуру. По расположению основных маршрутов и по сезонному признаку, наиболее развиты в рекреационном отношении на Севере 7 основных районов:

1.  Часть Кольского полуострова к востоку от железной дороги Мурманск - Санкт-Петербург, где совершаются водные маршруты;

2.  Хибинские тундры, где проводятся лыжные походы;

3.  Ловозерские тундры, приближенные к Хибинам;

4.  Западная часть Мурманской области, где проводятся зимние путешествия;

5.  Низовья Печоры, где распространены как водные, так и лыжные маршруты;

6.  Полярный Урал, представляющий интерес как для водников, так и для любителей пешеходных, лыжных маршрутов;

7.  Водные маршруты по Енисею и его притокам.

Политические и экономические изменения в стране нашли свое отражение в характере развития и географии туризма. С точки зрения туризма Север России можно считать регионом “пионерного” освоения. Развитие туризма носит очаговый характер. Основные его центры приурочены к крупным населенным пунктам в основном Европейской территории России (Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Воркута и т.д.), где существуют туристические организации. Большинство фирм специализируется на принятии иностранных туристов, которых привлекает невысокая плата за возможность порыбачить, поохотиться, познакомиться с русской кухней.

В последнее время В России получает распространение экзотический туризм (“свободные спуски” на горных лыжах, монолыжах, серфах и т.д.).

Интерес туристов привлекает и такой вид экзотического туризма как “ностальгический туризм” (“по местам боев”), путешествие к северному полюсу на атомоходе, посещение атомной подводной лодки, АЭС, саамских поселений и др.

Следует отметить, что наибольшее развитие как в наборе видов рекреационных занятий, так и в территориальном охвате туризм получил в центральных и южных районах Мурманской области. Упор в развитие туристического бизнеса сейчас делается на прием иностранных туристов, поэтому именно под них и составляются маршруты.

Развитие туризма на Севере России слабо регулируется со стороны государства, хотя в последние годы заметен рост интереса регионов к развитию этой отрасли экономики. Существовавшие в прошлом всесоюзные туристические маршруты (круизы по Енисею и Лене, из Мурманска в Архангельск, пешие походы по Хибинам и Полярному Уралу, автобусные и байдарочные маршруты по Кольскому полуострову и др.) практически не функционируют. Вместе с тем в связи с утратой многих популярных рекреационных территорий после распада СССР (Абхазия, Карпаты, Прибалтика и др.), напряженной политической обстановкой (Кавказ), расширением международных контактов северные территории стали привлекать все большее количество туристов - Хибины превращаются в общероссийский горнолыжный центр, Мурманск выступает как место отдыха выходного дня для соседних Скандинавских стран, Таймырский, Лапландский, Усть-Ленский заповедники - как центры научного туризма, с использованием мощного российского ледокольного флота организуются круизы к Северному полюсу. В рекламных объявлениях туристических фирм крупных городов России среди предлагаемых направлений все чаще стали появляться типично северные маршруты. Отдых на Севере России (круизы, промысловый туризм, отдых выходного дня, экзотический туризм) рекламируют турагентства соседних Скандинавских стран, Германии, США.

Конечно, природные условия Арктического побережья России благоприятствует развитию далеко не всех видов отдыха, вводят сезонные ограничения и т.д., однако выбор достаточно велик. Среди наиболее перспективных видов рекреации в регионе можно назвать следующие: 1) натуралистический, прогулочный туризм и экотуризм, 2) экскурсионный, индустриальный и познавательный туризм, 3) спортивный туризм, 4) промысловый туризм [5,с . 188]. Для ряда районов (Корякский Автономный округ, Чукотский Автономный округ, Республика Карелия, Мурманская, Сахалинская обл. и др.) возможно развитие курортно-оздоровительной рекреации на основе использования местных минеральных и термальных источников и лечебных грязей.

Следует отметить, что пока интенсивнее развивается въездной-выездной туризм. Большинство турфирм Европейской территории специализируется на приеме иностранных туристов в основном из стран Баренцрегиона, а также из Германии, США., Франции. Те же фирмы занимаются отправкой российских граждан за рубеж - на отдых, лечение, в шоп-туры, в деловые поездки. Граждан Скандинавских стран привлекает на Кольский полуостров возможность за небольшие деньги (стоимость одного туро-дня колеблется от 40 до 100 долларов) провести “week-end” на рыбалке, охоте, в круизе на яхте (с 1998 года разрешен пропуск иностранных яхт во внутренние воды Карелии, Кольского полуострова и т.д.) и т.п. Продолжительность туров обычно 2-3 дня.( до 2-х недель - для круизов). Перелет из Рованиеми (Финляндия) в Мурманск длится около часа, до Киркенеса (Норвегия) на автобусе можно добраться из Мурманска за 4 часа и т.д. Жителей Барегцрегиона привлекают непродолжительные морские круизы из Киркенеса в Мурманск, из Мурманска в Архангельск.

У граждан Германии, США все более популярными становятся круизы к Северному полюсу на борту российских атомоходов. Стоимость одной поездки достигает более 30 тыс. долл., однако подобные рейсы являются чуть ли не регулярными. Такие рейсы выполняли атомные ледоколы “Россия” (1990 г.), “Советский Союз”(1991 г.), “Ямал”(1992-1994 г.), причем последние круизы организовывались западными турфирмами, арендовавшими российский атомоход. На борту атомоходов могут совершать путешествие около 150 туристов. С 1994 г. французское туристическое агентство «Гран-Нор Гран-Ларж» в апреле организует посещение туристами Северного полюса на Ан-74 рейсом из Хатанги. Стоимость тура составляет около 40 тыс. франков.

Развитию внутреннего туризма на Севере России уделяется крайне мало внимания, хотя, в силу экономических причин местные жители все чаще ограничиваются поездками на отдых не за рубеж, а в центральные и южные районы России, останавливаясь у родственников или друзей, либо проводят лето на дачах в пригородных зонах. В подобных условиях развитие разнообразных форм отдыха «на месте» имеет большой социальный эффект.

Отсутствие научной оценки рекреационного потенциала Севера России, нехватка необходимой информации о возможностях отдыха на Севере в крупных городах страны (традиционных поставщиках любителей активного отдыха) при традиционной ориентации жителей страны на отдых в южных районах , слабое участие самих северных регионов в такой рекламе и контроле за деятельностью турфирм, неоправданно высокие цены при низком качестве предоставляемых услуг не способствуют привлечению российских граждан к отдыху в Арктическом регионе.

2.8. Финансовая доступность

Несмотря на относительно высокие цены на отдых и невысокий уровень доходов населения России, постепенно возрождается спрос на туристические услуги, причем не только за счет выездного туризма. Согласно расчетам, сделанным в США, увеличение доходов на 1% приводит к росту туристических поездок на 3%. В начале следующего столетия с экономическим ростом России прогнозируется увеличение спроса на туристические услуги, причем 15% этого спроса коснется районов Севера.

2.9. Перспективы развития

Несмотря на многие объективные трудности и существующую определенную инерционность мышления, во многих районах Севера России уже идет развитие турбизнеса, действуют местные туристические агентства, а также филиалы центральных турагентств, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др. крупных городах вне региона, создаются туристические программы и маршруты, создана определенная инфраструктура. Однако, как правило, местные органы управления не считают пока туризм перспективной отраслью для развития экономики. Причиной этому и инертность мышления, и недостаток информации, и ожидание сигнала из центра. Это приводит к тому, что развитие отрасли идет «снизу», проявляется стихийно, плохо контролируется, и, следовательно, практически не дает учтенной экономической прибыли. Региональная статистика не учитывает доходы от туризма в спектре денежных поступлений от отраслей экономики. Это во многом осложнило сбор информации о развитии туристской инфраструктуры. Некоторые данные развития туристской инфраструктуры приведены в таблицах.



Таблица 2

Развитие туристской инфраструктуры в ряде районов Севера России

Район

Мест для размещения туристов

Мест общепита

Мурманская обл.

3982 (включая летние)

нет данных

Корякский Автономный округ

372

100

Ямало-Ненецкий Автономный округ

2127

31500

Республика Карелия

4160

5300

Таймырский (Долгано-Ненецкий Автономный Округ)

200

530

Чукотский Автономный Округ

220

500

Хабаровский край

5119

40628

Сахалинская обл.

20296

нет данных






Таблица 3

Развитие турбизнеса в ряде районов Севера России в 1996 г., млн. руб.

Район

Доходы от туризма в бюджете различных уровней, руб.

Число зарегистрированных турфирм

Количество прибытий в район

Количество выездных туристов

Архангельская обл.

900000

34

9823, в т.ч.

1339 -интуристы

6563, в.т.ч. 1993 - внутренний туризм

Республика Карелия

10 000 000

87

250000, в т.ч.

137500 -интуристы

нет данных

Мурманская обл.

нет данных

50

76267-интуристы(1995)

67633 -за границу  через КПП области (1995)

Ямало-Ненецкий Автономный округ

нет данных

17

7600 - интуристы

нет данных

Чукотский Автономный Округ

50 000

6

1000 -интуристы

нет данных

Корякский Автономный Округ

60 000 - в перспективе

14

2000-4000 - в перспективе

нет данных

Хабаровский край

5 7668 300

100

20 000 - интуристы

60 000 - за границу

Сахалинская обл.

5924000

56

2000, в т.ч. 1850 - интуристы

нет данных

Республика Саха(Якутия)

2 500 000

35

6678, в т.ч. -63 интуристы

5044

Таймырский (Долгано-Ненецкий Автономный Округ)

нет данных

3

440

нет данных


Заключение

         В ходе выполнения была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

Типология – научный метод, в основе которого лежит группировка объектов с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией, – типовая классификация, систематика, таксономия.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.

Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И. В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

В административном отношении к крайнему Северу относятся территории, расположенные в основном к северу от Полярного круга: большая часть районов Мурманской области, север Архангельской области, Ненецкий АО, северная часть республики Коми, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский АО, север Красноярского края, и Республика Саха (Якутия), Магаданская область. Местности, приравненные к районам Крайнего Севера занимают 64% площади РФ.

Для субарктического пояса характерна более высокая тепло обеспеченность, более высокая продолжительность вегетационного периода. Радиационный баланс колеблется от 600 до 1000 МДж/кв. м. Продолжительность снежного покрова - 240-280 дней.

История освоения Северных территорий России, начиная с 11 в. и заканчивая современным периодом, также представляет собой большой интерес, создавая базу для развития различных видов туризма. В частности, Север - арена развития познавательного и ностальгического туризма, т.к. с ним связаны многие события российской истории: морские походы поморов, расширение русских владений, благодаря походам казаков, индустриализации России, драматические события ГУЛАГА, защиты Заполярья от немецко-фашистский и финских интервентов, совместной союзнической деятельности в период Второй Мировой войны

Ландшафты района исследования формируются в условиях дефицита тепла, крайне непродолжительного вегетационного периода, почти повсеместного развития многолетней мерзлоты, высокой степени пере увлажненности и т. д. Район исследования расположен в двух географических поясах - Субарктическом и Арктическом.

Социально-экономической особенностью Севера является прежде всего малое количество населения: около 8.5-9 млн. человек. Заселение северных районов Евразии началось 20-25 тыс. лет назад, освоение севера носило и носит очаговый характер. Степень развитие туризма как в целом в России, так и в ее Арктическом регионе не отвечает богатым рекреационным ресурсам страны и потребностям населения.

Следует отметить, что на Севере России есть все возможности для развития как внутреннего, так и въездного туризма, которые могут сыграть немаловажную роль в оздоровлении его экономики и сохранении природной среды, обеспечить занятость населения, создать условия для сохранения традиционных занятий и образа жизни коренного населения, т.е. впрямую способствовать достижению устойчивого развития этого региона России.


Список литературы

1.     Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. -  345 с.     

2.       Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.                                  

3.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.

4.     Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном  сервисе и ткуризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.

5.     Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132

6.     Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России  -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.

7.     Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.

8.     Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15

9.     Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их   

      клиентов –М., 2002. – 367 с.

10.                       Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.