Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 5

Сущность и характеристика  понятия мирового  туристского центра. 5

1.1. Сущность туризма в мировой экономике. 5

1.2. Понятие международного туризма  и туристского центра. 6

1.3. Характеристика туристского регионального центра. 9

2. Практическая часть. 13

Описание иностранного мирового туристского центра. 13

2.1. Характеристика месторасположения. 13

2.2. Природно- климатическая характеристика. 14

2.3. Историко- культурная характеристика. 17

2.4. Характеристика с позиций ландшафтной рекреалогии. 20

2.5. Характеристика инфраструктуры.. 21

2.6. Уровень сервиса. 24

2.7. Виды туризма. 25

2.8. Инвестиционная привлекательность. 25

2.9. Финансовая доступность. 27

2.10. Перспективы развития. 27

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Введение

Туризм – один из наиболее развивающихся видов хозяйственной деятельности. Совокупные поступления от туризма в мире составили в 95 году 372 миллиарда $ (1950 – 2,1 миллиарда$) эти данные показывают о стремительном развитии туризма.

В 2004 году суммарный доход стран от международного туризма составил более 8% от общего объема мирового экспорта товаров и треть мирового экспорта услуг.

Велико влияние туризма на развитие инфрастуктуры городов, занятость населения, улучшения экономической обстановки. По оценке ВТО число туристов к 2010 году возрастет до 1018 миллионов человек. Российский туризм на общем фоне выглядит скромно, однако в последние годы наметились изменения: принят закон РФ "Об основах туристической деятельности в РФ", введены лицензирование и сертификация, в государственной думе создан комитет по туризму и спорту. Москва превращается в международный центр туризма.

Туристический бизнес – нелегкий и не приносящий мгновенных больших прибылей. Но он – предсказуем, заранее все известно – средний размер комиссии известны направления, куда традиционно едут люди, даты и время вылетов.

Если заранее объективно считать все свои ходы, начиная с выбора направления и кончая рекламной компанией, при этом строго придерживаться бюджета и не впадать в панику при неожиданных срывах, можно прийти к финишу сезона с такой прибылью, которую вы намечали.

Во-первых, этот вид деятельности носит сезонный характер, поэтому работники турагенств должны тщательно продумывать свои действия и оценить ситуацию (предлагать "зимний отдых", находить другие виды деятельности, помогающие фирме выжить).

Во-вторых туристическая поездка – это не потребности первой необходимости человека и напрямую зависят от доходов населения, поэтому сформировывая тур, необходима ориентация (недорогие автобусные путешествия или же индивидуальные туры "VIP").

В третьих, не для кого не секрет, что в нашей стране преобладает выездной туризм, что негативно сказывается на бюджете страны, поэтому целесообразно осуществить меры по привлечению туристов в нашу страну, создать условия для комфортабельного отдыха.

Но для этого необходимо развивать внутреннюю инфраструктуру (наладить авиационные перевозки внутри страны, реконструировать гостиницы, туристические бары, комплексы, мотели, кемпинги, улучшить сервисное обслуживание путем обучения персонала на данном этапе своего развития.

Целью данной работы является исследование  сущности  и характеристики  понятия мирового туристского центра.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)                            в теоретической части рассмотреть сущность и характеристику  мирового туристского центра

2)                            в практической части  дать описание мирового  туристского центра на  острове Кипр

1. Теоретическая часть

Сущность и характеристика  понятия мирового  туристского центра

1.1. Сущность туризма в мировой экономике

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туриндустрии- 2,1 млрд. долларов США , то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов).  В целом объемы валютных поступлений от туризма за период  с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций [1,с . 167]:

                        Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

                        Международный туризм  расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

                        Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

                        С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые [4,с . 188].

Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли.(См. гл. 4) Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария ,Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

1.2. Понятие международного туризма  и туристского центра

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

 Однако информация о развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных меж­ду странами.

 Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

 В положении о лицензировании международной туристической деятельности(от 12.12.95 №1222)  установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия)граждан РФ ,иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных,  профессионально-деловых и иных  целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".

Знание туристских центров и рекреационных территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру тур- оперейтинга. Есть и специальная учебная дисциплина – география туризма, задача которой – дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.

Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, т. е. наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест.

Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц – по России. Это, конечно, не может свидетельствовать об истинной величине рекреационного потенциала России, но об уровне информированности о России потенциальных туристов в Европе – безусловно [4,с . 177].

Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.

Для точности дефиниций, характеризующих отмеченные выше два подхода к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: центр туризма и туристский центр, которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Таким образом:

· центр туризма – это город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экс- курсионного обслуживания;

· туристский центр – это местность, привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

1.3. Характеристика туристского регионального центра

Объект туризма включает в себя три основные составляющие – туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие [5, с. 143].

Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте (или регионе), где происходит туристское мероприятие. Это место из-за своих привлекательных факторов становится центром туризма. Туристские места отличаются причинами, по которым в них задерживается турист.

Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, который турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну или даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.

Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: как определить территорию, которую турист выбрал для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия?

Всемирная туристская организация (ВТО) определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, т. е. туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг. Таким образом, туристский регион – это цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее [6, с. 234]:

1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя. При этом решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.

2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.

3. Регион как «место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами» представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.

В дальнейшем под определением «туристский регион» можно понимать географическую территорию (место, регион), которую турист выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу и должен управляться как стратегическая коммерческая единица.

Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Качество региона как производителя туристских услуг должно измеряться по тому, насколько хорошо этот регион может приспособить свои услуги под потребности заказчиков. Если какому-то региону удастся установить на рынке достаточные цены за свои продукты, то этот регион может накопить достаточно ценностей, чтобы хорошо оплатить работу всех участников производственного процесса, а также оградить от внешних эффектов производства и потребления туристских услуг всех лиц, занятых в этом процессе (например, население, которое не ощущает на себе никаких экономических эффектов, но страдает от увеличения транспортного движения туристов). Способность получить от рынка достаточное накопление ценностей можно обозначить как конкурентоспособность региона.

Понятие «региональный туризм» содержит два тесно связанных между собой аспекта: географический и социально-экономический. Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объем рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй показывает уровень рекреационной освоенности территории, обусловивший место данного региона на отечественном и мировом туристском рынке, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие туризма. Если первый подход дает представление в основном о потенциальных возможностях развития туризма, то второй представляет результат туристской деятельности в данном регионе, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка. Следовательно, туристский регион оценивается как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции местных или приезжих рекреантов [8, с. 222].

Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы – обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона.

Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей, и, наоборот, конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения.

Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, – гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Взаимодействие окружающей среды и региона, особенно отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам или его реакция на позитивные и негативные тенденции, также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности.

Анализ состояния и развития регионального туризма обусловливает характерные предпосылки для целевого изучения туризма как сферы хозяйственной деятельности по следующим основным направлениям [10, с. 103]:

- маршруты туристских потоков в регион и из него, структура (социальное положение, возраст, интерес к определенному виду туризма и т. д.) граждан России, выезжающих с туристскими целями, и зарубежной туристской клиентуры;

- особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т. д.;

- отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма, специфика их туристской политики;

- экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;

- перспективы развития туризма на данной территории.

Известный американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и на модель туристского отдыха:

1) технологические (средства массовой коммуникации);

2) институциональные (законодательные);

3) социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

2. Практическая часть

Описание иностранного мирового туристского центра

2.1. Характеристика месторасположения

Кипр – это страна, которая не нуждается в рекомендациях. Это одно из самых распространенных направлений, особенно среди российских туристов. Но в основном, все едут туда только ради отдыха, и никто не подозревает о том, что Кипр обладает большим потенциалом. Конечно, в этой работе будет рассмотрен и самый распространенный, рекреационный туризм. Но гораздо больше внимания будет уделяться экскурсионным ресурсам, о существовании которых простые туристы даже и не догадываются [3, с. 123].

Кипр – третий по величине остров Средиземного моря площадью 9 251 кв. километров. Он протянулся на 240 км с востока на запад   и в ширину достигает 100 км с севера на юг. Кипр расположен в северо-восточной части Средиземноморья на расстоянии 380 км от Египта, 105 км от Сирии и 75 км от Турции. Весь Кипр можно объехать на машине  за один день, познакомившись с жизнью его обитателей в городах и деревнях. Киприоты – люди трудолюбивые, добрые и сердечные.

Население Кипра составляет около 850 тысяч человек. По этническим группам оно делится на: греков-киприотов (84,4%), турков-киприотов (12,5%), а также маронитов, армян, граждан европейских государств, включая Россию. Греки-киприоты – православные христиане, турки – мусульмане-сунниты.

С 1974 года территория Кипра разделена на две части: греческую и турецкую. Под предлогом защиты турок-киприотов  она оккупировала 37% территории Кипра, которые незаконно удерживает до настоящего времени. Более двадцати лет Республика Кипр расколота турецкими войсками: на севере живут турки, а на юге – греки. Между территориями на 180 км протянулась «зеленая линия», вдоль которой несут службу войска ООН.

Сегодня Кипр является независимой суверенной республикой с президентской формой правления. Столицей Кипра уже в течение десяти веков является крупнейший город острова – Никосия. Как бывшая колония Великобритании Кипр входит в Содружество.

Официальные языки острова – греческий и турецкий. Почти каждый киприот говорит на английском языке, многие – на французском и немецком, а работники сферы обслуживания начинают осваивать русский язык.

Денежная единица – кипрский фунт. 1 фунт = 100 центам. Цены в туристической зоне городов выше, чем в глубинке. Например, батон хлеба в центре Лимассола стоит 40 центов, а для самих киприотов – 10 центов или меньше. Крупными туристическими центрами также являются – Пафос, Ларнака, Айя-Напа, Протарас, в северной части Кипра – Фамагуста, Кириния.

2.2. Природно- климатическая характеристика

Климат на острове – субтропический средиземноморский с жарким летом (25-35 С°) и мягкой, относительно дождливой зимой (10-17 С°). Годовая сумма осадков возрастает с 300-500 мм на равнине до 1000-3000 мм в горах, где зимой местами образуется снежный покров. Снег на Кипре выпадает только в горах Троодоса и держится в декабре-апреле. Его вполне достаточно для катания на лыжах (см. фото №1). Дожди идут обычно с конца октября по апрель. Средиземноморский климат Кипра (300 солнечных дней в году) с мягкой и дождливой зимой и жарким и сухим летом весьма благоприятен для здоро­вья. Воздух здесь совершенно чистый и прозрачный, и все краски очень яр­кие. Лишь в горах Троодоса летом со­храняется прохлада. В декабре в горах выпадает снег, и иногда можно даже кататься на лыжах.

Весной сухая земля увлажняется, и остров утопает в море цветов. Однако в апреле погода еще неустойчивая и во­да в море прохладная. Но уже в мае купаться можно, он считается лучшим месяцем для отдыха на море, посколь­ку в июне растения начинают посте­пенно засыхать. Разница температур в дневное и ночное время составляет все же 15 °С, поэтому советуем взять с со­бой не только летнюю одежду, но и легкий свитер и плащ [6, с. 26].

Летом киприоты и гости острова от­правляются в горы. В низинах жара за­ставляет искать прохладу у водоемов или на пляже. Ветерок, дующий обычно ближе к полудню, смягчает жару на по­бережье. А как прекрасны здесь теплые вечера! Нестерпимая жара царит летом лишь на равнине Месаория. Для отдыха на курортах Кипра в летнее время до­статочно взять с собой легкую одежду, но для экскурсий в горы даже в июле вам понадобится спортивный свитер или шерстяная кофта. Сухой сезон длится до октября, иногда до ноября, затем резко сменяется дождливой пого­дой. Тогда рестораны и гостиницы по большей части закрыты, особенно если там нет отопления, а в закусочных на­род теснится у печки. Хотя зима на Ки­пре по нашим понятиям теплая, воздух здесь сырой и промозглый, и зимой на острове неуютно.

По мнению медиков, на свете не так много мест с таким  здоровым средиземноморским климатом, как на Кипре. На острове 330 солнечных дней в году, но отдых сезонный - в мае-ноябре. Солнце особенно активно с апреля по сентябрь, когда продолжительность яркой солнечности достигает 11 часов в сутки.

Лето (май-октябрь) – пора мучительного зноя - столбик термометра в тени не редко поднимается до отметки 40 С°. Но от жары можно спастись в море. Купальный сезон продолжается с мая по октябрь, так же, как и пора зноя.  (см. приложение).

Зима довольно необычная для российского туриста. Температура  воздуха редко опускается ниже +15 С°. Самый холодный месяц в году – январь. Характер у кипрской зимы переменчивый – солнечные дни перемежаются затяжными дождями и пасмурным небом. (см. приложение).

На Кипре нет постоянно текущих рек. Показанные на карте водотоки – высохшие русла, наполняющиеся зимой и во время дождей. Поэтому единственный вид спорта, который, пожалуй, никогда не будет развит на Кипре – сплав по рекам. Есть несколько озер, два соленых рядом с Ларнакой и Лимасолом.   Но они не всегда были озерами: когда-то они были частями заливов.

От высочайшей точки острова – горы Олимп – до побережья и плодородных равнин Кипр является островом природной красоты. Многообразие природных условий и климатических особенностей в разных районах Кипра создают все условия для богатой и разнообразной расти­тельности. Изучение его флоры все еще продолжается, радуя естествоис­пытателей новыми открытиями. Ост­ровное положение способствовало развитию эндемичных, т.е. встречаю­щихся только здесь видов растений. До сих пор их число было равно 110. Среди них есть такие редкие виды, как, например, кипрский татарник или ятрышник (род дикой орхидеи). Кроме этого здесь встречается множество видов орхидей, в том числе и эндемичных.

С февраля по май на лугах и полях расцветает множество диких цветов: красных тюльпанов, гладиолусов, ирисов, лилий. В лесах растут анемоны, а в садах – розы и олеандры. По краям дорог и на пустырях растут асфодилы, считавшиеся в античные времена  таинственными цветами подземного царства. После первых осенних  дождей на высохших желто-бурых лугах появляются дикие пионы, гиацинты, альпийские фиалки и кувшинки.

Низины покрыты типичной для них растительностью: это вечнозеленый кустарник маккия высотой по грудь че­ловека или же более низкорослая фригана, целое переплетение трав и колю­чих кустарников, полукустарников и карликовых многолетников, легко пе­реносящих засуху. Пейзаж здесь часто однообразен, выдержан в серых тонах. На его фоне резко выделяется желтиз­на зарослей дрока. Уже издали можно почувствовать пряный аромат лавра и розмарина, шалфея, тимьяна, мяты и майорана, используемых отчасти в ме­дицине, а также для приготовления от­варов. Наилучшим образом такие рас­тительные сообщества представлены на полуостровах Акамас и Карпасия.

Маркированные тропы Акамаса и Троодоса позволяют не только полюбоваться ландшафтом, но и внимательно рассмотреть его.

Одно из основных природных богатств острова – знаменитые кипрские леса. В древние времена Кипр был весь покрыт непроходимыми лесами. Сейчас леса растут главным образом по склонам гор и узкой полосой обрамляют береговую линию. На Кипре несколько видов  сосен (аллепская и троодосская, покрывающая вершины Троодоса); дубов (золотой дуб, карликовый и даже каменный с мелкими колючими листьями); диковинные земляничные деревья, гигантские кактусы, эндемические  виды  кипариса, можжевельника, платана, ольхи и кедра. В кедровой роще у подножья одной из гор Троодоса вам обязательно покажут старейший кипрский кедр: ему 800 лет.

Фауна Кипра беднее его флоры. Дикие бараны муфлоны – занесены в Красную книгу. Не  только туристы, но и сами киприоты мечтают увидеть их. Это очень редкий вид животных обитает высоко в горах и редко попадается на глаза людям. В местечке Пано Платрес есть ферма по разведению муфлонов, это одно из немногих  мест, где есть реальный шанс их увидеть (см. фото №2).

Из других животных на острове водятся ящерицы, хамелеоны, черепахи, белки, ласки, дикие кролики и змеи.

Из морских животных самые забавные  - морские котики  и черепахи.(зеленая и карета-карета) Один из видов черепах – Карета-карета обирает только на греческом острове Закинф и здесь. 

На Кипре – около 350 видов пернатых. Птицы используют остров, как перелетную базу из Европы в Африку и обратно, о чем имеются сведения еще со времен Гомера. На Соленом озере возле Ларнаки можно полюбоваться розовыми фламинго, которые ежегодно прилетают сюда  с Каспийского моря.

2.3. Историко- культурная характеристика

После разделения подавляющее большинство греков-киприотов живет на юге, а турецкие киприоты и колонисты – на севере. Общее население составляет около 850 тыс. человек, из которых 160 тысяч – турки. Также на Кипре проживает 17 тысяч англичан, 4 тысячи армян. После войны 1974 года около 180 тысяч греческих киприотов бежали или были насильно переселены на юг. Около 42 тысяч турок переехали на север. И только в городе Пила округа Ларнака при назначенной ООН администрации проживают обе группы населения [4,с . 244].

До 1974 года турки и греки жили рядом друг с другом, но всегда их совместная жизнь была сложной. Турки высадились на остров в 1570 году, не ассимилировались с коренным населением и сохранили верность исламу и анатолийские традиции. Современные турки гостеприимны и дружелюбны, но неторопливостью резко отличаются от киприотов-греков с их легким темпераментом.

Киприоты греческого происхождения сохранили греческий образ жизни, язык и религию, а также уклад жизни. Здесь до сих пор важную роль в семье играют женщины. Во всех слоях общества принято, чтобы дочь-невеста владела домом. Однако в городах старые обычаи сейчас отмирают. У турецких киприотов женщине отводится второстепенная роль.

По религии греки – православные, турки – мусульмане-сунниты.

Суверенная Республика Кипр была провозглашена 16 августа 1960 года. Глава государства – президент (сейчас Глафкос Клиридис).

Благодаря сложной исторической судьбе Кипр стал средоточием различных культур и цивилизаций, каждая из них внесла свой вклад в формирование самобытного национального облика Кипра [8, с. 87].

Проведенные на Кипре исследования археологов позволили открыть целый ряд поселений первых обитателей острова в эпоху неолита. Древнейшее из них (5800 год до нашей эры) находится в 60 км юго-западнее Никосии, неподалеку от современной деревни Хирокития (см. фото №3). Обнаруженные там захоронения, предметы домашней утвари, орудия труда свидетельствуют о довольно высоком для того времени развитии хозяйства древних жителей Кипра. Поселение просуществовало до 5200 года до н.э., затем в результате природной катастрофы, землетрясения, жители ее оставили. Все экспонаты можно найти в Археологическом музее Никосии.

Находясь на перекрестке морских пу­тей между тремя континентами — Ев­ропой, Азией и Африкой - остров Кипр издавна испытывал на себе воз­действие самых разных культур. Тем не менее произведения разных эпох то и дело обнаруживают вполне самобыт­ный характер кипрской культуры. В качестве примера можно привести ми­ниатюру из терракоты, найденную в Вуни и хранящуюся в Кипрском архе­ологическом музее в Никосии. Она да­тируется ранним бронзовым веком (2500-1900 гг. до н.э.) и изображает та­инство жертвоприношения богу-быку: люди в масках, изображающие это бо­жество, мальчик, предназначенный, видимо, в жертву. Кипрское искусство изготовления произведении из терра­коты достигло апогея в эпоху кипрских царств (700-475 гг. до н.э.). В Айя-Ирини были найдены 2000 статуэток и фи­гур быков, воинов на колесницах, жре­цов и молящихся. Некоторые из них выше человеческого роста и напомина­ют «глиняное воинство» имперских времен в китайском городе Сиань.

В классическую эпоху (500-331 гг. до н.э.) в моду вошли известняковые скульптуры. Хотя в то время Кипр на­ходился под властью персидских царей, в культуре по-прежнему заметно влия­ние греческих образцов. В эпоху элли­низма (331-58 гг. до н.э.) греческое влия­ние сменяется ориентацией на алексан­дрийский стиль. В качестве примера можно привести знаменитую статую Афродиты («Киприды»), созданную во II в. до н.э. Во времена господства влас­тителей Египта из династии Птолемеев, а затем римского владычества культу­ра Кипра достигла подлинного расцве­та. Это нашло свое отражение и в архи­тектуре. В этот период на Кипре много строят. Дворцы знати, новые термы, гимнасии украшают изысканными мо­заиками, они были найдены в раскоп­ках в Пафосе и Курионе (см. фото №4).

В 726—843 гг. в Византийской империи широко развернулось иконоборчест­во - социально-политическое и рели­гиозное движение, направленное в строгом соответствии с третьей запо­ведью («Не сотвори себе кумира») про­тив культа икон. Сохранилось лишь малое число раннехристианских моза­ик, прежде всего в церкви Кити близ Ларнаки. К их числу принадлежит и мозаичная работа из Линтрагоми на полуострове Карпасия, нелегально пе­реправленная в США после 1974 г., часть которой с помощью суда удалось спасти и поместить в Византийский музей Никосии.

Только на Кипре можно увидеть ку­польные церкви совершенно необычной архитектуры. Построенные в ви­зантийском стиле и имеющие в плане форму креста, эти церкви с XIII в. на­крывались защитной кровлей из гонта (клиновидных дощечек с пазом в тор­це), что придавало им сходство с сара­ями. Такие церкви характерны только для горной местности Троодос.

В церковной настенной живописи лег­ко отличить элегантный светский стиль от искусства аскетов-монахов. Тем не менее оба стиля строго следуют византийским канонам в эпоху подав­ления Православной Церкви и католизации Кипра, насильно насаждаемой рыцарями-крестоносцами. Примерно с 1500 г. на острове прослеживается вли­яние итальянского искусства эпохи Возрождения. Конец всякому проник­новению Запада в религиозное худо­жественное творчество положил за­хват Кипра Османской империей. Единственным исключением остава­лась иконопись.

У истоков кипрского изобразительного искусства современности стоял Адамантиос Диамантис, родившийся в 1900 г., вместе со своей группой «Поко­ление отцов», ориентировавшейся в основном на лондонскую художест­венную школу, с фольклорными и ви­зантийскими мотивами.

2.4. Характеристика с позиций ландшафтной рекреалогии

Киприоты чаще всего сравнивают контуры своего  острова с упавшим в море золотисто-изумрудным листом дерева. И правда, когда подлетаешь к острову на самолете, видишь многочисленные бухточки и заливы, придающие острову очертания листа, видишь темную зелень долин в коричневом обрамлении гор [5, с. 14].

Горами покрыта почти половина острова. Вдоль северного побережья почти на 150 км тянется хребет Кириния (высота до 1023 м), в котором пятью острыми вершинами выделяется гора Пентадактилос (в переводе означает «пятипалая»), и низкогорный хребет Карпас (до 364 м). Центральную и юго-западную часть Кипра занимает массив Троодос (высота до 1951 м), на горе Олимпос (Хионистра) с января по март работают базы зимнего спорта. Хребты северной и южной части Кипра разделены широкой межгорной равниной Месаория, по-турецки Месарья (высота над уровнем моря около 200 м).

Прибрежная линия острова на севере изрезана и скалиста, а на юге покрыта длинными песчаными пляжами. Это является одной из причин, почему почти все курорты Кипра находятся на юге, а не на севере.

2.5. Характеристика инфраструктуры

Транспорт

Автомобильный транспорт

Автодороги делятся на Кипре основные, вспомогательные асфальтированные, проселочные и хайвэй. Не все в хорошем состоянии, поэтому лучше передвигаться на джипах. Движение, что необычно для русского человека – левостороннее.

  Основные   4 дороги проходят по южному побережью от Ларнаки до Лимасола и ведут в Никосию.  По второстепенным не асфальтированным дорогам зимой лучше не ездить, так как они размачиваются дождями.                                                                                                                                                                                                    

Парковка есть государственная и частная. Примерно 50 центов за полдня. Если вы паркуетесь в центре города, то должны заплатить  20-ти центовой монеткой за час.

Автозаправочные станции есть на протяжении всех дорог. Компании, предоставляющие бензин: B.P. Mobil, Esso, Lina. Petrolina , Agip. В Никосии и курортных городах можно платить кредитными картами.

Кроме того, вы можете арендовать машину. Для этого достаточно иметь российские права, они международные. Только у них класс «Б» – это “Z”. У арендованных машин красные номера, что позволяет киприотам со снисхождением относиться к туристам за рулем. Но арендовать машину могут только люди, достигшие 25 лет или с 3-х летним стажем.

Осваивая дороги Кипра вы постоянно будете встречать различные знаки, указатели, но они будут стоять с непривычной левой стороны.

Если вы не хотите арендовать машину, то вполне можно передвигаться на автобусе. Внутри городов цена проезда на любое расстояние - 60 центов. Между городами тоже ходят автобусы, плата за проезд максимум 5 фунтов.

Кроме автобусов по Кипру ездят «сервис-такси». Они дешевле, чем обычные такси, так как перевозят по 10 человек. Его можно заказать через администрацию.

Авиационное сообщение

На Кипре 2 международных аэропорта. В Пафосе и в Ларнаке. Есть также аэропорт в Никосии. Основная авиакомпания, обслуживающая остров – «Сайпрус Эйрвейс».  Кроме того, прилететь на Кипр можно еще через 37 компаний, в том числе и «Аэрофлот». Стоимость билета – примерно 300$. И что наиболее привлекательно для российских туристов – безвизовый въезд.

Водное сообщение

С Кипра вы можете отправится в круиз до Израиля или Египта. Для этого здесь есть два порта: в Лимасоле и в Ларнаке. В связи с турецкой оккупацией северного Кипра, порты в Фамагусте и в Киринии были закрыты. Из Лимасола вы можете отправиться также и в Ливан, и в Грецию. Оформить поездку вы можете через фирмы “Louis”,  “Salamis Cruise Lines”, “ Paradise Cruise”.

Кроме круизов предлагаются прогулки на яхте. Можно арендовать яхту, а если вы не умеете ей управлять, на судне будет присутствовать команда, которая с удовольствием научит вас ей управлять. 

 Система общественного питания

Как и в Греции, кроме обыкновенных ресторанов на Кипре есть таверны. А также кафетерии, снэк-бары. Если вы предпочитаете какую-то определенную кухню, то к вашим услугам – французская, итальянская, ливанская, русская, арабская, индийская, тайская, мексиканская и американская кухни.

Для экономных людей всегда найдется «Макдональдс» и «КФЦ».

Гостеприимство

На Кипре есть практически все возможные виды размещения.

Отели, как и во многих других странах, имеют звездную систему:

***** - предлагают максимум услуг, великолепное оформление холлов и номеров. Чаще всего имеют свой собственный пляж непосредственно рядом с отелем. “Anassa”, Four Season”, “Le Meredien”, “Coral Beach”, “Golden Bay”, “Grecian Bay’, “Aeneas”.

****- Отели этой категории в основном расположены на пляже или расстоянии нескольких минут ходьбы от пляжа. Здесь вам предложат комфортабельные условия размещения, хороший сервис, большой выбор услуг и развлекательные программы. Они отличаются от более низких по уровню отелей богатством отделки холлов, убранством и оборудованием номеров. “Elias Beach”, “Mediterranean”, “Amalthia Beach”, “Palm Beach”, “Pavlo Napa”, “Adams Beach”.

***- предлагают уютные условия размещения и необходимый для хорошего отдыха набор услуг. В основном они расположены либо через дорогу от пляжа, на расстоянии нескольких минут ходьбы.  “Crusader Beach”, “Park Beach”, “Navarria”, “Dionisos”, “Nissi Park”, “Nestor”.

**- отличаются от более высоких меньшим набором услуг и простым оформлением холлов и номеров. Но они такие же гостеприимные. Расположены, как правило в оживленных районах курортов, через дорогу от пляжа. “ Caravel”, “Cactus”, “Larco”. 

Отели-апартаменты – делятся на классы А, В, С. В них, как правило питание индивидуальное. Всегда есть холодная и горячая вода, душ, туалет, уборка. Телефон, телевизор, кондиционер прилагаются за отдельную плату. “ Eden Beach”, “Jasmine”, “ Damon”, “Lucky”, “Nausiaa Beach”.

Кроме того, на Кипре есть туристические деревни, виллы, лагеря, традиционные дома, туристические апартаменты, меблированные апартаменты, гостевые дома, молодежные гостиницы.

2.6. Уровень сервиса

Спортивные курорты представлены на Кипре в небольшом количестве. Это горные курорты. Как ни странно, на Кипре тоже бывает снег с января по март.

На склонах горы Олимп зимой можно наслаждаться хорошо организованным лыжным спортом: к услугам отдыхающих – подъемники, один на северном склоне длиной в 350 м, и 2 в Солнечной долине по 150 м каждый. В Солнечной долине в помещениях Кипрского Горнолыжного Клуба, организован прокат горнолыжного снаряжения [7, с. 210].

Оздоровительные курорты представлены в большем количестве.  Почти все крупные города – это города-курорты. Воздух здесь всегда чист и свеж. Ничто не помешает вам отдохнуть и душой и телом. А если удалиться подальше от центра города, вы почувствуете абсолютное умиротворение.

В первую очередь вам помогут пляжи, а их на Кипре предостаточно.

Нет сомнения, что самые лучшие пляжи на Кипре находятся в районе Фамагусты. Они славятся золотым песком, безопасными водами и изобилием водных развлечений. Пернера влечет своими песчаными пещерами, и не случайно в некоторых из них толпятся страстные любители моря, а в других находят приют отшельники.

На пути к Айя-Напе вы встретите кипящий жизнью пляж  Фиг Три. Это один из самых популярных пляжей на Кипре. Основные пляжи в Айя-Напе у гавани с восточной стороны, и Санди Бэй, тут же за городом, западнее города. Пляжи Ниси Бэй и Ниси Бич, в 3 км от Айя-Напы .  Самый лучший пляж Ларнаки – Кити. По пути в Лимасол знаки вам покажут дорогу на песчаный пляж Говернорс. На территории Йермасойи (район в Лимасоле)  - мелкогалечные пляжи. А самый лучший в Лимасоле – это Лейдис Майл – 7 км неиспорченного туристическими сооружениями побережья. В Пафосе мало хороших пляжей, но Корал Бэй к ним не относится. Там мягкий песок, неглубокое и безопасное море. На северном Кипре в основном все пляжи мелкогалечные или береговая линия круто обрывается вниз, что не подходит для отдыхающих.

         Расслабиться можно не только на пляже. К вашим услугам предоставляется такая услуга, как талассотерапия. В Лимасоле есть два лучших центра талассотерапии. Это “Le Meridien Limassol Spa & Resort” и “The Four Seasons Hotel Spa Centre”. Они предоставляют массу  услуг для оздоровления и поддержания естественной красоты.

2.7. Виды туризма

Кипр - страна сплошных развлечений. Здесь вы можете найти практически все. Для начала посетите аквапарк.

Аквапарк  “Water World”. Дизайн парка основан на мифах Древней Греции, со множеством колонн дорического, ионического ордера, статуями, каменными мостиками и фонтанами.

«Фасури вотер-мания» в Лимасоле привлекает разнообразие аттракционов.

Кроме него в Лимасоле есть аквапарк поменьше Wet’n wind”, но в данный момент он закрыт на ремонт.

Также есть 2 луна-парка в Лимасоле и в Айя-Напе.

Ночью, если вам не спится – посетите ночной клуб или бар. Для русских специально создан ночной клуб «Титаник» в Лимасоле. Там же в туристической зоне Йермасойя вы встретите такое количество дискотек и баров, что не сможете сразу выбрать, куда пойти.

В Айя-Напе, молодежном центре Кипра, точно такая же ситуация. Этот курортный город называют второй Ибицей.

В туристических зонах всех курортных городов они на каждом шагу.

2.8. Инвестиционная привлекательность

Кипр – это богатая ресурсами страна, которую действительно стоит посетить. Пожалуй, единственное, что не развито на Кипре – это рафтинг, потому что реки пересыхают.

Главный туристический лозунг Кипра «Большое разнообразие на маленькой территории» описывает не только материальные возможности туристов, но и специализацию разных частей острова на различных видах отдыха. Так, например, юго-восточная Айя-Напа  известна, как  самый веселый молодежный курорт: бесчисленные таверны, бары и дискотеки работают круглосуточно, а вдоль знаменитых белоснежных пляжей на всевозможных плавательных средствах носятся любители водных видов спорта.

Публика среднего возраста, а также семьи с детьми часто останавливаются в отелях 4-5* в Лимасоле. Эти засаженные пальмами  и прочей экзотической растительностью оазисы обычно предлагают все, что нужно туристу, хотя пляжи здесь несколько скромнее, чем в Айя-Напе. Зато Лимасол равноудален от западных и восточный городов Кипра, куда можно периодически совершать радиальные вылазки. Для этой цели как нельзя лучше подойдут автомобили, которые предлагают арендовать на каждом углу.

Наконец, респектабельные англичане предпочитают отдыхать на юго-западе острова В Пафосе. Это самый маленький и самый уютный город острова, и обрамляющие его горные пейзажи настраивают путешественника на эпический и философский лад. Отсюда рукой подать до Троодоса – предмета особой гордости киприотов. Ведь там не только выпадает столь экзотический снег, но и расположено большинство деревень, где хранятся вековые традиции жителей острова.

О климате острова повторять, наверное, излишне. Достаточно красноречив тот факт, что здесь собирают по 3 урожая апельсинов в год.

Поэтому даже в межсезонье туристическая активность на острове не прекращается, чем с удовольствием пользуются любители уединенного отдыха, устроители всевозможных конференций и просто поклонники великолепной природы Средиземноморья [3,с . 147].

Как вы уже убедились, Кипр – это рай для туриста. Тихие улочки, очарование и красота острова завораживают туриста. На острове царит романтика, следы истории древних государств можно найти всюду, куда бы вы ни  пошли. И все это уживается с современными гостиницами и отелями. Пейзаж острова не тронут временем – красочные деревушки, бесценное культурное наследие, современные города и большое количество современных отелей.

2.9. Финансовая доступность

Существует широкий выбор магазинов, по которым стоит пройтись. Сувенирные магазины полны гончарными изделиями местного изготовления, а также кружевными изделиями и корзинами любой формы и размера. Кружева Лефкары являются, пожалуй, самым популярным сувениром. Кроме того там вы можете приобрести статуэтки древнегреческих богов, а также посуду аналогичной тематики.

 К торговым предприятиям можно отнести и винный фестиваль, так как дегустация обычно заканчивается покупкой понравившегося вина.

2.10. Перспективы развития

Индустрия туризма  - одна из главных статей национального дохода. В этом секторе трудится значительная часть населения, а прибыль, приносимая туризмом, является главным источником поступления иностранной валюты в бюджет республики. За последние 3 года число посещающих Кипр туристов увеличилось на 29%, а прибыль от туризма – на 40%. Это означает, что в мировом масштабе Республика Кипр стала одним из наиболее успешно развивающихся туристических направлений.

Остров, как мы уже убедились, обладает всеми необходимыми ресурсами – удивительный климат с ласковым солнцем, голубое море, песчаные пляжи, радушие и гостеприимство местных жителей – все направлено для того, чтобы идеально организовать отдых для всех. Здесь развиты практически все направления в туризме: от банальных отдыха у моря под жарким солнцем и экскурсий до агротуризма и проведения международных конференций. Кроме того, широкое распространение получил, как ни странно, горнолыжный спорт.

Заключение

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

Объект туризма включает в себя три основные составляющие – туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.

Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте (или регионе), где происходит туристское мероприятие. Это место из-за своих привлекательных факторов становится центром туризма. Туристские места отличаются причинами, по которым в них задерживается турист.

Кипр – это страна, которая не нуждается в рекомендациях. Это одно из самых распространенных направлений, особенно среди российских туристов. Но в основном, все едут туда только ради отдыха, и никто не подозревает о том, что Кипр обладает большим потенциалом. Конечно, в этой работе будет рассмотрен и самый распространенный, рекреационный туризм. Но гораздо больше внимания будет уделяться экскурсионным ресурсам, о существовании которых простые туристы даже и не догадываются.

Климат на острове – субтропический средиземноморский с жарким летом (25-35 С°) и мягкой, относительно дождливой зимой (10-17 С°). Годовая сумма осадков возрастает с 300-500 мм на равнине до 1000-3000 мм в горах, где зимой местами образуется снежный покров.

Киприоты чаще всего сравнивают контуры своего  острова с упавшим в море золотисто-изумрудным листом дерева. И правда, когда подлетаешь к острову на самолете, видишь многочисленные бухточки и заливы, придающие острову очертания листа, видишь темную зелень долин в коричневом обрамлении гор.

Спортивные курорты представлены на Кипре в небольшом количестве. Это горные курорты. Как ни странно, на Кипре тоже бывает снег с января по март.

Кипр – это богатая ресурсами страна, которую действительно стоит посетить. Пожалуй, единственное, что не развито на Кипре – это рафтинг, потому что реки пересыхают.

Список литературы

1.     Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. -  345 с.     

2.       Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.                                  

3.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.

4.     Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном  сервисе и ткуризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.

5.     Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132

6.     Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России  -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.

7.     Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.

8.     Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15

9.     Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их   

      клиентов –М., 2002. – 367 с.

10.                       Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.