Министерство образования Российской Федерации
Уральский социально-экономический институт
Академия труда и социальных отношений
Контрольная работа
по курсу: Экономическая теория
Вариант 5
Выполнила:
Джумаева Ирина Александровна
студентка гр. ФЗ-102
Проверила:
Севостьянова Татьяна Сергеевна
Челябинск
2005
Содержание
Упражнение I................................................................................................................................. 3
Упражнение II............................................................................................................................. 10
Упражнение III............................................................................................................................ 11
Упражнение IV............................................................................................................................ 12
Упражнение V.............................................................................................................................. 13
Упражнение VI............................................................................................................................ 14
Упражнение I.
Допустим, в стране производится два товара Х и Y Возможные варианты выпуска этих товаров при полном использовании всех ресурсов приведены в таблице:
Вариант |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Товар Х |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товар Y |
40 |
35 |
28 |
18 |
2 |
0 |
а) Определите альтернативные издержки упущенной возможности производства одного дополнительного товара X;
б) Какие основные положения иллюстрирует кривая производственных возможностей?
Решение
а)
Допустим, в стране производится только два товара Х и У. Возможные варианты выпуска этих товаров при полном использовании всех ресурсов приведены в таблице:
Вариант |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Товар Х |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товар Y |
40 |
35 |
28 |
18 |
2 |
0 |
АИ |
- |
5 |
7 |
10 |
16 |
2 |
|
б)
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.
Производство-это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства- труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).
Конечные потребности – это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно еще назвать личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предмеры потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.
Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие – средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.
Производственные возможности общества – это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Эффективность производства – это отношение полученного результата к ресурсам, затратам. Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Ограниченность ресурсов означает ограниченность и выпуска. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства в одном, к примеру производство машин, потребует переключение части ресурсов с производства другого, к примеру масла. И противоположный вывод- если необходимо увеличить производство масла, то необходимые ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства машин. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели при полной занятости ресурсов.
На рисунке 1 показан график производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, координаты, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства двух товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости в экономике с постоянными запасами и неизменной технологией. Каждая точка на кривой производственных возможностей, или кривой трансформации, представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Таким образом эта кривая фактически изображает некую границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства масла или машин общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Все точки сочетания машин и масла на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов. В точке «А» все ресурсы направлены на производство машин, т.е. товаров производственного значения. А в точке «D» все наличные ресурсы направлены на производство масла, т.е. предметов потребления. Обе эти точки представляют собой нереальные крайности. Всякая экономика находит баланс в распределении общего объема своего производства между товарами производственного назначения и потребительскими товарами. По мере передвижения от точки «А» к точке «D» мы увеличиваем производство предметов потребления (масла), посредством переключения ресурсов с производства средств производства. Потребительские товары непосредственно удовлетворяют наши потребности. Двигаясь в направлении к точке «D» общество увеличивает удовлетворение своих текущих потребностей. Однако подобное переключение ресурсов со временем нанесет удар самому обществу, поскольку запас его средств производства перестает увеличиваться и сокращается, что приводит к снижению потенциала будущего производства.
А двигаясь наоборот, от точки «D» к точке «А» общество выбирает политику воздержания от текущего потребления. Это освобождает ресурсы, которые могут быть использованы для увеличения производства средств производства. Наращивая таким образом запас своего капитала, общество может рассчитывать на больший объем производства, а поэтому и на большее потребление в будущем.
Точки, находящиеся вне кривой трансформации, к примеру точка W, оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой. Но такие точки недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей, т.е. точка W. Любая точка внутри кривой производственных возможностей показывает незанятость или неполную занятость ресурсов (Z). Продвигаясь к полной их занятости и полному объему производства, общество может производить большее количество либо одного, либо обоих продуктов. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и производство масла и производство машин.
Экономический смысл трансформации состоит в том, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она должна выбирать в данном случае между производством средств производства и продуктов потребления путем перераспределения ресурсов.
Главная идея сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта Х, чтобы получить больше продукта Y. Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать одновременно и Х и Y.
Производственный потенциал страны А выше, чем у страны В. Даже, если бы страна В решила полностью сосредоточиться на производстве только автомобилей, ее потенциал позволил бы ей достичь максимума в точке Z1. Страна А, поставив аналогичную задачу, достигнет максимума производства автомобилей в точке Z2, что объясняется превосходством ресурсно-технического обеспечения в сфере автомобилестроения страны А.
Переход с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей возможен при условии экономического роста, технических открытий, разработок новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывах в самых различных областях человеческой деятельности. Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталовложением) и потреблением. Если на какое-то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг (личное, не производственное потребление) и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов, фабрик), то можно через несколько лет перейти на более высокую кривую трансформации. Наращивание производственных возможностей общества путем увеличения количества ресурсов- экстенсивный путь. А наращивание за счет факторов, позволяющих повысить эффективность использования количественно неизменных ресурсов – интенсивный путь наращивания производственных возможностей. Материальную основу интенсивного пути наращивания составляет научно-технический прогресс. Однако даже высокие темпы наращивания производственных возможностей общества не в состоянии окончательно разрешить проблему ограниченности ресурсов. Поэтому общество постоянно должны решать, что производить, а от удовлетворения каких потребностей отказаться.
Упражнение II.
1. Даны функции спроса и предложения:
Qd = 70 - 0.4Р,
Qs = -50 + 2P.
Определите графически и аналитически:
а) равновесную цену(Ре);
б) равновесное количество (Qe).
2. Какой товар предпочтет выпускать производитель – спрос на который эластичный или же спрос на который неэластичный? Поясните ответ.
Решение
1. Равновесный объем: Qd= Qs,
а) 70 – 0,4P = -50 + 2Р,
2,4Р = 120
Ре = 50
б) Qе = 70 - 0.4Р = 70 – 0,4 * 50 = 50.
Покажем ситуацию графически.
|
|
2. Какой товар предпочтет выпускать производитель – спрос на который эластичный или же спрос на который неэластичный? Поясните ответ.
Товар с неэластичным спросом – это предметы первой необходимости (продукты питания, обувь, бензин, лекарства). Эти товары жизненно необходимы людям, поэтому они не могут отказаться от их приобретения, несмотря на рост цен.
Ответ:
Ре = 50, б) Qе = 50.
Упражнение III.
1. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует законы убывающей предельной полезности? Ответ поясните.
а) 200, 150, 100, 50;
б) 200, 300, 400, 500;
в) 200, 250, 270, 280.
2. Почему с увеличением объема потребляемого товара совокупная полезность от потребления данного товара увеличивается, но убывающими темпами?
Решение
1. а),
Значения предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности уменьшаются, так как предельная норма замещения обладает свойством убывания по мере увеличения потребления блага.
2.
Совокупная полезность, получаемая при потреблении определенного количества блага, равна сумме предельных полезностей, полученных до достижения точки, соответствующией этому количеству. Т.о. с увеличением объема потребляемого товара совокупная полезность от потребления данного товара увеличивается, но убывающими темпами, отражая убывание предельной полезности.
При увеличении потребления уменьшается полезность единицы продукта: потребитель готов пожертвовать альтернативным благом, но все в меньшем количестве.
Упражнение IV.
В таблице даны выпуск и общие издержки производства фирмы чистого конкурента. Рассчитайте для каждого объема выпуска постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Решение оформите в виде таблицы.
Выпуск продукции, шт. |
Общие издержки, ден. ед. |
0 |
90 |
1 |
110 |
2 |
150 |
3 |
210 |
4 |
290 |
5 |
390 |
Решение
Выпуск продукции (Q), шт. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общие издержки (TC), ден. ед. |
90 |
110 |
150 |
210 |
290 |
390 |
Постоянные издержки (FC) |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Переменные издержки (VC) |
- |
20 |
60 |
120 |
200 |
300 |
Средние издержки (ATC) |
- |
110 |
75 |
70 |
72,5 |
78 |
Предельные издержки (MC) |
|
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
VC = TC - FC
AТC = ТC / Q
МС (предельные издержки)- дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции
MC = DTC/DQ
Упражнение V.
1. В каких рыночных структурах имеет место неценовая конкуренция и почему?
2. Равновесие в условиях олигополистического рынка в случае на нарушения
Решение
1. Неценовая конкуренция может существовать в условиях:
1. Монополистической конкуренции – здесь используются реклама, торговые знаки, торговые марки, дифференциация продукта.
2. Монополии – здесь неценовая конкуренция осуществляется путем установления связей с общественными организациями.
Неценовая конкуренция: конкуренция, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей.
К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся, прежде всего, естественные монополии (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»).
2. Количество фирм, действующих в условиях олигополистического рынка как правило невелико, при этом существуют значительные препятствия для вступления в отрасль или выхода из нее. Эти факторы являются препятствием для оттока капитала в случае снижения спроса, для привлечения капитала в случае его расширения.
Кроме того, цены на олигополистическом рынке менее эластичны, чем на рынке свободной конкуренции, что замедляет процессы восстановления первоначального уровня цен, а наличие такого фактора, как неценовая конкуренция, послужит «тормозом» в установлении равновесной цены.
Упражнение VI.
1 На основании данных, приведенных в таблице, определите величину денежных агрегатов-
а) Ml;
б) М2;
в) МЗ
Составляющие элементы денежных агрегатов |
Млрд.долл. |
Мелкие срочные вклады |
1630 |
Крупные срочные вклады |
645 |
Чековые вклады |
44S |
Бесчековые сберегательные вклады |
300 |
Наличные деньги |
170 |
2. Какова структура спроса на деньги? Из каких компонентов состоит спрос на деньги? Каковы факторы их изменения? Дайте полный ответ
Решение
1.
а) М1 = 170 + 448 = 618
б) М2 = 618 + 300 + 1630 = 2548
в) М3 = 2548 + 645 = 3193
2.
Спрос на деньги - достаточно сложная категория. Он определяется той массой денег, которая необходима для обеспечения нормальной реализации товаров и услуг, для обеспечения сбережения, создания резервных фондов и пр. Сумма денег, которая необходима для покупки товаров, услуг, факторов производства и создания денежных резервов, называется операционным спросом. Операционный спрос зависит прежде всего от количества продаваемых товаров и услуг, от цен, по которым они продаются, и скорости обращения одной денежной единицы. Естественно, что количество приобретаемых товаров и услуг по данной цене во многом зависит от имеющегося совокупного дохода. Поэтому, чем выше совокупный доход и цены, чем ниже скорость оборота денег, тем больше денег необходимо для обслуживания рынка товаров и услуг.
Необходимо иметь в виду, что часть полученного совокупного дохода сберегается, причем в различных формах. Таким образом, возникает еще один спрос на деньги, который обусловлен той массой, которая: а) будет сберегаться в виде наличных денег и б) будет истрачена на покупку акций, недвижимости и пр. Такой спрос возникает с целью разместить сбережения с наибольшей выгодой. Эта выгода (эффект) во многом зависит от существующих процентных ставок: чем выше ставки, тем ниже спрос на деньги, и наоборот. Данная зависимость позволяет определить более эффективное распределение сберегаемой части дохода.
Общий спрос на деньги складывается из суммы операционного спроса на деньги и спроса на деньги со стороны активов.
Факторы спроса на деньги:
· Номинальный доход – сумма денег, которой обладает тот или иной объект.
· Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход.
· Уровень цен – его изменение реально ведет к росту номинальных денежных остатков и может привести к сокращению реальных остатков.
· Процентная ставка – выраженная в процентах за один год сумма, которую заемщик уплачивает кредитору за использование денег, предоставленных взаймы.
· Операционный спрос на деньги – связан с выполнением деньгами своих функций.
· Спекулятивный спрос на деньги – связан со сбережениями в виде наличных денег, приобретением частных или государственных ценных бумаг, накоплением в виде материальных ценностей, играющих роль сбережений.
· Общий спрос на деньги - определяется суммой операционного спроса на деньги и спроса со стороны активов.
· Эластичность спроса на деньги по доходу.
· Предложение денег