Оглавление


Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1 Предмет и метод социологии образования_________________ 5

1.1. Становление и развитие социологи образования_____________ 5

1.2. Методологические основы социологии образования__________ 7

Глава 2 Содержание и роль образования в жизни общества________ 12

2.1. Образование - социальное явление________________________ 12

2.2. Единство обучения и воспитания__________________________ 14

2.3. Внеучебные сферы воспитания___________________________ 18

2.4. Педагог и учащийся_____________________________________ 20

Глава 3 Взаимозависимость образования и общества______________ 22

3.1. Общественный строй и образование_______________________ 22

3.2. Образование и идеология________________________________ 24

3.3. Стратегия образования__________________________________ 25

Заключение_________________________________________________ 29

Список использованных источников и литературы_______________ 31



Введение


Учение, обучение, научение, образование и  т. п. — понятия, термины, используемые для обозначения учебного процесса. Современная педагогика дает определенную интерпретацию понятий. Образование — сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Основное содержание образования составляет учение. Образование есть определенная система учебных и воспитательных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Если социальная философия, рассматривая образование как, социальное явление и социальную систему, исследует фундаментальные основы образования в системе: образование, общественное бытие и общественное сознание, то педагогика непосредственно изучает образовательный и воспитательный процессы во всех звеньях, методические и дидактические основы. Если психология имеет объектом образование как источник формирования личности, то политология, наука о политике рассматривает связи образования с политикой и идеологией. Экономическая теория основное внимание сосредоточивает на раскрытии сущности и материальной базы образования. И на долю социологии образования приходится самый- главный из всех объектов исследования — социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование через призму общественных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучающими и обучаемыми.

Образование — специфическая  отрасль общественной жизни, важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности, формирования кадров работников для народного хозяйства, государственного и политического устройства, для всех сфер развития общества. На основе образования формируется и всесторонне развивается личность, ее основные качества, ее вхождение в жизнь.

В связи с этим и представляется актуальность данной работы в настоящее время.

Целью данного исследования является социология образования.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-         становление и развитие социологии образования;

-         методологические основы социологии образования;

-         содержание и роль образования в жизни общества;

-         взаимосвязь образования и общества.

Глава 1 Предмет и метод социологии образования


1.1. Становление и развитие социологи образования


Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в XVIII—XIХ вв.. в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Роберта Оуэна и Шарля Фурье, обосновавших связь обучения с производительным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений. Их взгляды стали основой разработки проблемы роли образования, в частности, воспитания в различных общественно-исторических условиях, осуществленное прогрессивными мыслителями XIX века. Ряд основополагающих идей о взаимодействии системы образования и общества нашли дальнейшее развитие в XX в, в концепциях социалистов, демократов, прогрессивных социологов. Еще в конце XIX в. американские философы Лестер Уорд и Джон Дьюи разрабатывают концепцию социологии образования—отрасли знания, изучающей систему образования, как социальный институт, ее взаимодействие с обществом (производством, социально-классовой структурой, идеологией, политикой, моралью и т. д.). Возникла концепция социологии образования в связи с теориями социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как общественного процесса.[1]

В последствии проблема социологии образования находит разработку в трудах Эмиля Дюркгейма, Раймона Будона, Толкотта Парсонса, Алена Турена, Пьера Бурдье и др. Вплоть до 60-х годов советские ученые социологию образования не выделяли из общесоциологической теории. Многие важнейшие социологические проблемы образования преимущественно школьного, разрабатывались в пределах педагогики (Константин Ушинский, Анатолий Луначарский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский и др.). Сформулированы важнейшие принципы обучения и воспитания молодежи. В концепциях социологии образования нашло свое отражение проверенное на многолетнем опыте мировой науки понимание цели воспитания, всестороннего развития человека, его личности — высшей ценности общества, единство обучения и воспитания, в их органической связи с национальными и историческими традициями, ведущей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. И только в 60—70-е годы социология образования отпочковывается от общей социологической теории и складывается в самостоятельную научную отрасль знаний. Крупный вклад в развитие социологии образования внесли социологи Фридрих Филиппов, Лев Коган, Михаил Ружевич, Евгений Бабосов, Иван Прокопенко, Валентина Лозовая и др.[2]

Интерес к социологии образования в индустриально развитых странах резко возрастает в 60—70-е годы XX в. в связи с отставанием сложившихся систем образования от требований научно-технической революции и на фоне массовых выступлений студентов и рабочих за демократизацию высшего и среднего образования. Ситуация, обозначенная Франсом Кумбсом как «кризис образования» вызвала к жизни многочисленные исследования доступности различных ступеней образования, образа жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом, положения в системе общественных отношений, интересов и ожиданий. Началось широкое изучение роли образования как фактора «выравнивания шансов» и начала социальной мобильности с позиций структурно-функциональной теории, анализировалась роль школьного класса как социальной системы (Раймон Було, Толкотт Парсонс).

В 80-е годы возросло внимание к социальным проблемам непрерывного образования, эффективности различных форм переподготовки и повышения Квалификации работников, положению выпускников учебных заведений различных типов на рынке труда. Изучается также взаимодействие университетов с их социокультурной средой, пределы влияния общества на систему образования и значение ее автономии, позволяющей нейтрализовать последствия изменений экономической конъюнктуры, смены политических режимов, идеологические факторы (Ален Турен, Отто Альборнос). Выдвигается предложение о выделении из социологии образования социологии образовательных систем как самостоятельной отрасли научных знаний, об исследовании особенностей возникновения, развития и функционирования образовательных систем в условиях различных обществ (Макс Арчер). Исследования во Франции (Раймон Булон, Пьер Бурдье, Лео Танги, Ян Маркевич-Ланьо и др.), США (Керр Дженкс, Уильям Сьюэлл и др.), Нидерландах (Йоган Дронкэрс) выявили социально-селективную роль средней и высшей школы, классовое и расовое неравенство учащихся в капиталистических обществах, дали толчок к разработке и осуществлению некоторых компенсирующих программ либерализации систем образования. Неоконсервативное направление в социологии образования отстаивает селективную, элитарную модель образования, выступая против демократизации, осуждая массовые выступления учащихся. Социология образования активно разрабатывается в освободившихся и развивающихся странах, прежде всего в Индии, на Ближнем Востоке, Латинской Америке и др.


1.2. Методологические основы социологии образования


Методологически социология образования придерживается принципов диалектической логики и, прежде всего, единства теории и практики — основы социального познания. Социология образования имеет два взаимосвязанных уровня — теоретический и эмпирический. Теоретический уровень предшествует эмпирическому, который завершает теоретический. Теория социологии образования обосновывает закономерности и особенности развития образования, дает теоретическое обобщение происходящих процессов, определяет направление эмпирических социологических исследований общественного мнения учащихся, педагогов, администрации, общественных организаций. Теория социологии образования обосновывает и решает проблему, выдвигает гипотезы, требующие проверки практикой. Без теоретических предпосылок никакое эмпирическое исследование не дает необходимых результатов, а будет иметь случайный характер в виде набора суждений и фактов. Недостаточно квалифицированные исследователи нередко пытаются обойтись без теоретических обоснований и исследование сводят к поверхностно отобранной сумме фактов, данных и т. п.

В социологических исследованиях образования нередко культивируется субъективизм, когда ожидаемые ответы респондентов фиксируются только как позитивные, приукрашивающие реальную действительность, игнорирующие ее противоречия. Так, игнорировался важнейший методологический принцип — объективность рассмотрения общественных явлений. Эмпирические исследования систематически проводятся в школах, вузах, других учебных заведениях работниками социологических центров институтов, а иногда и непосредственно администрацией учебных заведений и охватывают широкий круг вопросов — социально-политический и моральный облик учащихся, педагогов, их ценностные ориентации, отношение к учебе и работе, культурный уровень, удовлетворенность трудом, общественную деятельность и т. д. Для анонимного выборочного опроса учащихся и педагогов разрабатываются социологические анкеты. Полученные эмпирически результаты дают факты, данные для обобщений и анализа процессов в системе образования. Взаимодействие теории не ведет, не превращает в схоластику и догматизм, а обретает способность творчески развиваться, давая работникам системы образования новые выводы и практические рекомендации.

Диалектическая логика требует рассмотрения современной системы образования в его развитии и изменении, во всех связях и взаимодействиях. В процессе демократизации образования органы народного образования, средняя и высшая школа учитывают достигнутое, отбирают все прогрессивное, отбрасывая все отрицательное, наносящее ущерб воспитанию молодежи, подготовке специалистов для народного хозяйства.

Дело в том, что еще в недалеком прошлом две системы образования — советская и зарубежная (западная) неизменно рассматривались как антагонистические, что соответствовало соотношению между двумя социально-экономическими системами. Советская система образования считалась социалистической, а западная — буржуазной. Такое искусственное политическое деление затрудняло сотрудничество государств в сфере образования, взаимную передачу накопленного опыта обучения и воспитания молодежи. В действительности же между двумя системами образования, несмотря на имеющиеся противоречия и разногласия, есть много общего, взаимоприемлемого: обмен учащимися студентами, обучение в вузах, обобщение педагогического опыта и методики и др. во взаимных интересах. Железный занавес между двумя системами образования отброшен.[3]

В сфере образования существуют объективные диалектические противоречия между потребностями и интересами общества и уровнем образования — количественные и качественные. В системе образования постоянно возникает противоречие между текущими и перспективными потребностями общества. Здесь речь идет о двух противоречиях — между опережающим — по сравнению с реально существующими общественными потребностями — развитием системы образования — и развитием производства и общества. Существует и внутренние противоречия, присущие самой системе образования. между ее текущими и перспективными социальными функциями. Противоречия постоянно разрешаются и вновь возникают на каждом этапе развития общества и самой системы образования. Если объективное противоречие на всех этапах развития выступают источником развития системы образования, то противоречия субъективные наносят серьезный ущерб учебным заведениям, материальный и моральный — преподавателям, учащимся, тормозят осуществлению ими задач, ведут к уходу из системы образования наиболее ценных работников. С начала 90-х годов в другие структуры перешло более 30 % педагогов, в том числе около 10 % специалистов высокой квалификации. Текучесть кадров не сокращается.[4]

Все еще не преодолен разрыв между двумя составляющими высшего образования, особенно технического — естественно-научной и гуманитарной, составляющих неразрывное единство. Отсюда возрастает значение гуманитаризации высшего образования во всех его звеньях, в основе которой лежит всестороннее развитие человека как личности, развитие его творческих сил и талантов и обогащение интеллектуального, культурного потенциала народа. Только при необходимом условии в вузах будет формироваться специалист высшего класса, соединяющий высокий профессионализм с гражданственностью и развитыми интеллектуальными и моральными качествами. Развитый духовный мир специалиста фактически станет основой, его производственных достижений, условием его производственной ценности.

Задача формирования мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органичного восприятия общечеловеческих нравственных ценностей и этики индивидуальной ответственности ставит в современных условиях совершенно новые проблемы перед высшим образованием, требует не только научно-философского образования специалистов, но и усвоения философии ненасилия, развития способностей и интереса студентов самостоятельно решать вопросы веры, призвания, жизненного пути и т. п. Уже в современных условиях общество столкнулось с опасными разрушениями, нанесенными (и наносимыми) человеком природе. Экономические и материальные трудности могут сделать в России такой процесс даже катастрофичным, если не сформировать экологическое сознание слоя людей, которым предстоит решать ответственные производственные вопросы. Это составная часть нравственно-философского и эстетико-философского образования. Важнейшей характеристикой производственной деятельности здесь есть культура общения производителя с клиентом и т. д.

Анализ противоречий и пути их решения входят в предмет социологии образования. Социология выявляет и анализирует противоречия, складывающиеся в сфере образовательных систем в их соотношении с обществом, его институтами, побуждает к решению проблемных ситуаций средствами науки и практики. Образование — система, состоящая из ряда элементов — отраслей: дошкольной, общеобразовательной, профессиональной, специальной, органически связанных между собой, осуществляя логическую последовательность в осуществлении образования. Методологически социология образования призвана обеспечивать познание закономерностей его развития, причинных связей и взаимозависимостей, внешних и внутренних условий его функционирования как целостной системы. В силу ряда причин социология образования отстает от потребностей общественного развития, не играет опережающей роли, с запозданием решает назревшие проблемы. Укрепление связи социологии образования с практикой, усиление ее прогнозирующей роли — важнейшая задача социологии как науки.

Глава 2 Содержание и роль образования в жизни общества


2.1. Образование - социальное явление


Образование — багаж ученого, условие научного познания мира и его закономерностей, реализации объективных потребностей общества в постоянном накоплении и обновлении знаний. Образование — сфера приобщения людей к культуре и искусству.

Уровень образования — мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Особое значение имеет взаимодействие образования с социальной структурой общества.[5] С одной стороны, социальная структура, выражающая сложившиеся общественные отношения, определяет уровни, темпы и содержание образования.[6] С другой стороны, развитие профессионального и специального образования оказывает решающее влияние на социальную структуру, изменение соотношения между численностью социальных групп — рабочих, крестьян, интеллигенции и т. п. Именно в результате образования сложились кадры высококвалифицированных рабочих, возникла специализация труда сельскохозяйственных работников, выросла в массовую многопрофессиональную социальную группу интеллигенция, рост которой опережает другие социальные общности. [7]

С учетом особенностей образования и его роли в жизни общества можно определить образование как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей, вследствие чего процесс образования приобретает индивидуальное своеобразие. Иными словами, образование — процесс и результат формирования личности-индивида, включенного в систему общественных отношений, определившего отношение к обществу, к трудовой деятельности, к другим людям. В этом-то и состоит цель образования на любых уровнях и этапах развития общества.[8]

Социальные функции образования — передача накопленных человечеством знаний, преемственность социального опыта и в целом духовная преемственность поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, нравственного и физического развития, трудоустройство выпускников учебных заведений. Организационная структура образования состоит из ряда уровней — дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального (среднего и высшего). В совокупности образование—непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающееся после их завершения. Содержание структуры образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание, в осуществлении которых действует субъект образования— педагог и объект образования— учащийся, между которыми постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество. Воспитание — целостная система со специфической структурой, состоящей из ряда элементов — трудового, нравственного, политического, экономического, мировоззренческого, национально-патриотического, эстетического, физического воспитания, взаимодействующих и взаимопроникающих друг в друга. В каждом из элементов воспитания есть аспекты других элементов, наиболее полно выражающихся в трудовом и нравственном воспитании, играющих ведущую роль в системе и воздействующих на все другие части. Целое, каким есть вся система воспитания, взаимодействует с ее отдельными элементами. Поэтому в каждом из элементов находят выражение общие принципы воспитания. Но каждый вид воспитания обладает относительной самостоятельностью, потому что имеет специфические особенности и оказывает влияние на весь процесс воспитания, обогащая или, наоборот, обедняя в зависимости от уровня развития и эффективности.


2.2. Единство обучения и воспитания


Важнейшей закономерностью развития всей системы образования выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение — средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание — формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера. Соединение процесса обучения и 'воспитания обеспечивает прежде всего привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через воспитание.[9]

Еще мыслители Древней Греции отмечали ведущую роль в обучении воспитания, видели недостаточность образования без воспитания. Так, Протагор считал, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А глубину дает воспитание. По мнению Демокрита, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу.[10] Акцент на значимости воспитания не означает недооценки роли обучения, потому что без обучения нет и воспитания. Обучение не только средство воспитания, но и его теоретическая основа. Вне знания нет и не может быть и сознания. Важное значение в процессе образования имеет правильное сочетание и взаимопроникновение обучения и воспитания. Обучение и воспитание — диалектическое единство. Воспитание не есть нечто внешнее по отношению к обучению, вносимое извне, потому что в самом обучении объективно заложены потенциальные элементы воспитания. С другой стороны, воспитание дает и дополнительные знания. И обучение, и воспитание осуществляется не автоматически, а в зависимости от личности педагога, его мировоззрения и квалификации. Поэтому и результаты обучения и воспитания у разных педагогов неодинаковы, хотя и достигаются при усвоении одних и тех же отраслей знания.

Знания могут излагаться по-разному — узко, когда они, пополняя умственный багаж учащегося, не обогащают его сознания и глубоко, когда происходит обратная связь и знания превращаются в убеждения. А это возможно лишь при условии, что сообщаемые знания связаны с современностью, с общественной практикой, сочетаются с определенными выводами воспитания. А если их не делает педагог, то это не исключает ошибочность выводов, к которым может прийти школьник или студент. Многие излагаемые предметы в большинстве не имеют практической направленности и целеустремленности на использование и применение, на превращение знаний в убеждения и претворение в активную жизненную позицию. В большинстве учащиеся воспринимают преподаваемые дисциплины лишь как сумму знаний, которые необходимо усвоить, чтобы получить соответствующую оценку, но не видят в них ориентиров в практической деятельности. Знания, сами по себе, отмечал Антон Макаренко,  еще не создают нужных качеств характера и поведения людей, если они не превращаются в убеждения. О связи между знаниями и практической деятельностью учащихся хорошо сказал немецкий педагог Альфред Дистерверг: «Печальное явление, когда головы учеников наполнены большим или малым количеством знаний, но он не научился их применять... Хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».[11]

Естественно, стимулировать личностное развитие можно достаточно эффективно на основе самопознания студента, понимания механизма саморазвития его психики, возможностей мобилизации творческого потенциала, личности, ее воздействия на окружающих и адаптацию к новым условиям. В сфере материального производства высокий уровень знаний, а тем более высокий уровень культуры работника — главный фактор высокой культуры производства, его эффективности, и конкурентноспособности. [12]

От культуры производства непосредственно зависит такое важнейшее условие успеха в борьбе за рынки, как гибкость производства, его способность к быстрым переходам на выпуск новых видов и моделей изделий, децентрализации, созданию независимых цехов и малых филиалов. Правовая неграмотность наших образованных людей есть уникальный даже для многих работников самых отсталых стран Африки. Предстоит дальнейшее усложнение внутриполитических условий и отношений, требующее демократического воспитания граждан, восприятия ими современной политической культуры.

В современных условиях особую роль в воспитании и обучении школьников и студентов играют общественные и гуманитарные науки, непосредственно формирующие их мировоззрение и интеллектуальную культуру, личностные качества. По своему характеру, естественно-научные предметы знаний несут также немалый воспитательный заряд, что достигается при условии гуманитаризации учебного процесса. Именно одним из главных принципов, соблюдение которых позволяет кардинально модернизировать преподавание общественных наук в школе и вузе,— принцип соединения теории и практики, проверки практикой истинности и ценности теоретических построений и подготовки учащихся к конкретному применению знаний. Особенно очевидно значимость принципа для модернизации преподавания двух традиционных для вузов гуманитарных дисциплин — политэкономии и философии. Включение практики в само название дисциплин и кафедр: философия и духовная жизнь человека; экономика и бизнес позволяет дать нужную ориентацию их преподаванию, интегрировать научные знания и практические нужды, преодолеть ложный «академизм» и схоластичность. Легко объединяются политология (наука о политике) и право,— играющие важную роль в вооружении молодежи знаниями о правах человека и развитии правосознания специалиста. Возрастает и роль усвоения знаний социологии и психологии. В обеих предметах знаний значительное место занимает исследование закономерностей формирования и развития малых коллективов и малых групп в сфере социальной и политической жизни и на производстве и т. п. [13]

Важным для молодого специалиста есть и возникающая или будущая семья. Без понимания интересов семьи вряд ли успешно решаема проблема социальных ориентации, а в дальнейшем путей мобилизации творческого потенциала личности для эффективного применения специальных знаний в будущем обществе. Соединение политологии и права, социологии и психологии, их предметы, методы и категории выступают для студентов инструментом, разрабатывающим проблему. А сами предметы лишь склад интеллектуальных средств производства, ценность их в самостоятельном анализе жизненных ситуаций. Тогда в контекст практических знаний неожиданно вторгаются самые «ненаучные» фигуры интеллектуальных гигантов, таких как Виктор Гюго, Владимир Короленко, Тарас Шевченко, современниками становятся отцы-основатели американской конституции и т. д.

 

2.3. Внеучебные сферы воспитания


Обучение и особенно воспитание, воплощаемые в учебном процессе, однако, сферы воспитания исчерпываются. Обучение и воспитание выходят за пределы аудитории, продолжают во внеаудиторном общении педагогов с учащимися, в разносторонней культурно-просветительской и научно-исследовательской работе, в общественной деятельности. Все это логическое продолжение учебного процесса. Обучение и воспитание может быть эффективным лишь в органической связи. Иначе внеаудиторная деятельность превратится в узколобое культурничество и снятие ее воздействия на умы и сознание учащегося. Внеаудиторное общение педагога с учащимися имеет две сферы действия. Во-первых, и это главное — культурно-воспитательное воздействие педагога в стенах школы за пределами учебного расписания — различного рода кружки и клубы, устройство массовых мероприятий, выпуск листовок и т. п. при активном участии самих учащихся. Все это служит совершенствованию основных знаний, полученных ими в ходе учебного процесса, их Приложению в общественной деятельности., Во-вторых, работа педагога в соучастии с сотрудниками внеучебных культурно-воспитательных центров — клубы, дворцы научно-технического творчества и др.

Иное положение существует в вузе, где у большинства педагогов ответственность за воспитание студентов ограничивается рамками учебного процесса. Какая-то часть преподавателей, их меньшинство, эпизодически, преимущественно, по указаниям, включается во внеаудиторную работу с учащимися. Но, как правило, педагоги не проявляют интереса к тому, как используют студенты свой досуг, как они ведут себя в быту, хотя бы в общежитии, не говоря уже о других местах проживания. Социологические исследования показали, что с интеллектуальными потребностями и настроениями студентов знакомо менее трети опрошенных вузовских педагогов. В большинстве они не знают, какой человеческий материал им доверен, из какой социальной среды вышел, каковы настроения, потребности, духовный мир учащихся. А ведь еще Константин Ушинский советовал: «Воспитатель, если он хочет воспитывать человека во всех отношениях, то должен познать его во всех отношениях».[14] Между тем, именно быт, свободное от учебы время для какой-то части школьников и студентов . становится сферой самого негативного использования, вплоть до совершения преступлений, захлестнувших страну, различные слои населения.

В начале 90-х годов, по данным Министерства образования России, количество несовершеннолетних, участвовавших в преступлениях против собственности и достоинства человека, составляло более 40 тыс.: из них более половины привлечены к уголовной ответственности. Усиливается половая распущенность среди старших школьников и студентов, растет численность венерических заболеваний среди молодежи.

Все это результат не только тяжелых жизненных условий, имеющих объективный характер, но и значительно резким ослаблением учебно-воспитательной работы во всех типах учебных заведений, снижения ответственности педагогов ,за воспитание молодежи.


2.4. Педагог и учащийся


В условиях развертывания демократизации общественной жизни и формирования рыночных отношений в России возникает необходимость в разработке концепции обучения и воспитания учащихся, основанной на широкой демократизации, на понимании субъектов и объектов воспитания, в признании трех субъектов: администрации, обеспечивающей общее руководство учебно-воспитательным процессом молодежи, педагогов, а также школьников и студентов в их партнерстве, взаимодействии и координации во имя единой цели — формирования образованной, высококультурной личности. Учащиеся выступают не только как объект, но и как субъект воспитания, в двуединой роли — воспитуемых и воспитывающих. Это не только не принижает, но и повышает ведущую роль профессорско-преподавательского состава, главная задача которого состоит в научной разработке целей и программ воспитания во всех его сферах, в вузе, за его пределами.

Взаимоотношения между педагогами и учащимися .основаны на взаимном уважении, взаимопонимании и доверии, свободных от крайностей в виде чрезвычайной строгости или панибратства, сохраняющих определенные грани между ними. И в учебном процессе, и во внеаудиторном общении утверждается право не только педагога, но и каждого учащегося на собственное мнение по любому вопросу и его защиту без боязни каких-либо последствий. Назрел вопрос о включении учащихся выпускных классов в состав педагогических советов и определение их возможного участия в делах школ. Нет нужды доказывать, что именно педагог—ключевая фигура всего процесса обучения, воспитания и самовоспитания учащихся во всех сферах и на всех участках, всех направлениях воспитания и обучения. Педагог Василий Сухомлинский подчеркивал, что педагог воспитывает не столько определенными методами и приемами, но и, прежде всего, влиянием собственной личности, индивидуальности, потому что выражаясь словами Маркса «лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».[15] Личность воспитателя, его убеждения, богатство его духовной культуры обладают огромной силой, воздействуя на умы и чувства молодых людей. Но ведь достигается это лишь при условии высокого доверия к воспитателю учащихся, личного авторитета воспитателя, который приобретает далеко не всякий. Только тот педагог, который обладает не только обширными знаниями, педагогическим мастерством, но и высокой общей и политической культурой, способностью понять запросы и потребности студентов, может стать их мудрым наставником.

Глава 3 Взаимозависимость образования и общества


3.1. Общественный строй и образование  


Определяющее значение для системы образования имеет зависимость от общественных условии и обусловленной общественно-политической целеустремленностью: каждый государственный строй стремится подготовить преданную ему молодежь, особенно кадры специалистов для аппарата политической и государственной власти, народного хозяйства. Неразрывную связь системы подготовки кадров с государственным строем видели еще в XVIII в. французские просветители. Клод Андриан Гельвеций отмечал, что в каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменения в самом государственном строе.[16]

Естественно, поэтому каждый государственный строй предъявляет к системе образования свои требования. Они выражаются в определенной политической направленности учебных заведений, отражаемой в учебных планах, программах и учебниках, в подборе руководящих и педагогических кадров, способных реализовать на практике государственную политику, а также в методах комплектования учащихся, их количественного охвата и социального состава.

Признавая определяющую зависимость системы образования от существующего общественного и государственного строя, необходимо одновременно учитывать и ее относительную самостоятельность от него, выражающуюся, прежде всего, в преемственности каждой новой системы от предыдущей, взятии у нее всего ценного, что служит новым общественным отношениям. Возможность такого использования в интересах дальнейшего развития образования становится реальной, если учесть, что научные знания сами по себе имеют общечеловеческий, а не классово-политический, сословный характер, используются любыми классами, любыми общностями, любыми системами общественных отношений, в специфических интересах.

Связь между политическим строем и системой образования в обществе наглядно демонстрируют различные социально-политические  системы. Царизм видел в образованных людях потенциальную опасность для своего господства, поэтому-то стремился ограничить круг лиц, получающих образование, отдавая преимущество выходцам из имущих классов и других лояльных слоев населения, создавая непреодолимые преграды на пути к образованию для выходцев из простонародия.

Не случайно в царской России насчитывалось 80 % неграмотных людей и только 1 % имели высшее образование. А безграмотный человек ведь стоит вне политики. Один из видных деятелей царского режима говорил, что русскому народу не нужно образование, потому что оно Научает логически мыслить. А логическое мышление может привести к уяснению существующих социально-политических условий и развитию самосознания угнетенных и обездоленных людей.

Достижения народного образования за годы Советской власти, которые теперь кое-кем необоснованно шельмуются, состояли, во-первых, в равноправии всех граждан в получении образования; во-вторых, в обязательности неполного, а затем и среднего образования; в-третьих, в бесплатном обучении; в-четвертых, в государственном обеспечении и содержании большинства учащихся; в-пятых, в соединении образования с производительным трудом, с потребностями народного хозяйства и культуры.

При всех недостатках советской , системы народное просвещение уже к 50-м годам оценивалось во всем мире как одно из наиболее совершенных и эффективных. Выход в середине 50-х годов СССР в космос расценен как победа советского образования, триумф передовой науки, значительно опередившей тогда высокоразвитые страны Европы и США.[17]


3.2. Образование и идеология


В основе образования — обучении и воспитании - лежат   общечеловеческие ценности: гуманизм, патриотизм, демократия, мир и дружба между народами, согласие между национальными и религиозными общностями, социальная справедливость, трудолюбие, уважение к национальной и мировой культуре и т. п. Здесь проявляется преемственность с системой коммунистического воспитания и обучения, которая базировалась на тех же ценностях. Различие состоит: в том, что ценности облекались в идеологическую оболочку марксизма-ленинизма, выступавшими государственной идеологией—сединой и обязательной для всех учреждений системы образования.[18]

Общая политическая ситуация в России находит отражение в сфере народного образования, где формально и во многом фальшивое единомыслие педагогического и административного состава сменилось их явственной политической дифференциацией. Не свободна поэтому от влияния идеологий и обучение и воспитание молодежи. Многие преподаватели состоят членами политических партий или разделяют их позиции. А это не исключает, а предполагает и внесение ими элементов идеологии в учебный процесс, в воспитание учащихся, тем более, что право педагога на свободное преподавание, на инициативу в педагогическом процессе прямо предусмотрено Законом об образовании.

Политическое разномыслие ощущается и в среде учащейся молодежи, старших школьников и студентов, отражающих влияние не только педагогов, но и преимущественно семьи. Положительным явлением современных условий в образовании отказ от показного, навязанного сверху единомыслия и реальная возможность самостоятельного мировоззренческого и политического выбора учащихся. Тем самым преодолевается присущая коммунистическому воспитанию односторонность и ограниченность, открывается путь к плюрализму взглядов, идей, к состязанию различных идеологий.

В условиях демократизации ни одна идеология не должна ограничивать свободу убеждений, взглядов, мыслей и не может признаваться официальной государственной идеологией.

Воспитание, впитывающее национальную историю и народные традиции, свободно от какой-либо национальной ограниченности и исключительности, сочетается с интернациональной солидарностью со всеми национальностями, населяющими Россию, со всеми народами мира. Выдвигаемые некоторыми теоретиками лозунги «деполитизации» и «деидеологизации» учебных заведений беспочвенны и несостоятельны.

Ни в старых, ни в новых условиях школы и вузы никогда не были и не могут быть свободными от политики и идеологии, покуда такие факторы действуют в обществе, покуда само существование учебных заведений напрямую зависит от политической системы, от отношений к ней политической власти.


3.3. Стратегия образования


Россия располагает обширной сетью учебных заведений всех уровней. В середине 90-х годов функционирует 9,8 тыс. дошкольных учреждений, 21,3 тыс. общеобразовательных школ, 1180 профессионально-технических училищ, почти 360 высших учебных заведений, среди которых 102 готовят на только специалистов, но и ученых через аспирантуру и докторантуру, 549 учебных заведений последипломного образования и 1645 внеучебных воспитательных учреждений. Системой образования охвачено около 6 млн. учащихся, а их обучают и воспитывают более миллиона педагогов, среди которых 30 тыс. имеют ученые степени и звания докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов.

В системе образования происходят сложные процессы, идет перестройка методологических, учебно-методических и организационных основ, сложившихся за многие годы в сочетании преемственности новаторства, усвоения прогрессивных образцов образования за рубежом. С начала 90-х годов во всех звеньях образования возникли новые структуры: гимназии, .лицеи, специализированные школы, обеспечивающие более высокий уровень обучения и воспитания, а в профессионально-техническом образовании—комплексы: профессиональное училище—образовательная школа — профессиональное училище — агроферма и т. п. В высшей школе также происходят структурные изменения: расширилась сеть учебно-производственных комплексов, учебно-научно-производственных комплексов, соединяющих учебу с наукой и производством.

Ряд высших учебных заведений реорганизованы в отраслевые университеты и академии. Важную роль играют новые формы государственной аттестации вузов и установление четырех уровней их акредитации в зависимости от качественного уровня деятельности вуза, осуществляется постепенный переход на многоступенчатую подготовку кадров специалистов. Созданы сотни частных, элитных высших учебных заведений.[19]

Обобщение и критическая оценка состояния образования в России позволяет повысить уровень руководства педагогическими учебными заведениями, усилить научно-исследовательские подразделения, начать коренное преобразование системы обучения и воспитания молодежи, стремясь больше сближать теоретические знания с реальной практикой, жизнью, удовлетворяя запросы личности и запросы общества. Девальвируется социальный престиж образованности и интеллектуальной деятельности педагогов и воспитателей, снижается их трудовая и общественная активность. Явно недостаточны знания выпускников школ и вузов, обостряется противоречие между обучением и воспитанием учащихся и студентов в результате ослабления внимания к формированию их личностных качеств. Определяется курс на создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания; обеспечения возможности постоянного, духовного самосовершенствования личности.

Ставится задача выведения образования на уровень развитых стран мира, существенно реформируя его Концептуальные структурные организационные, основы.

Сформулированы важнейшие принципы реформы системы образования.

Во-первых, демократизация образования и расширение автономии учебных заведений с учетом развития партнерства учащихся, студентов и их педагогов — гуманизация образования, которое состоит в утверждении человека как высшей социальной ценности, гармонии в отношениях человека и окружающих его условий.

Во-вторых, гуманитаризация образования, призванного формировать в сознании учащихся целостной научной картины мира, их духовность и творческое мышление.

В-третьих, национальная устремленность образования, его органическое соединение с национальной историей и народными традициями, непрерывность образования, превращение его в процесс, действующий в течение всей жизни человека, нераздельности обучения и воспитания, их органическое соединение.

Разрабатывается научно обоснованная методика изучения потребности государства в специалистах различных -профилей и определение соответствующих наборов студентов с учетом развития народного хозяйства, особенностей России.

Заключение


Социология вскрывает противоречия в развитии системы образования и ее совершенствовании, намечает пути к их разрешению или смягчению. Острое противоречие возникло с начала 90-х годов между рыночными отношениями в сфере использования выпускников вузов и их жизненными интересами. Специалист превратился в товар, в объект купли-продажи на рынке труда со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Массовая безработица, готовность молодых специалистов идти на любую неквалифицированную работу, снижение престижа высшего образования — таковы плоды непродуманной отмены организованного трудоустройства выпускников вузов. Решение противоречия требует от министерств и ведомств, готовящих кадры специалистов, разработки неотложных мер по изысканию рабочих мест для выпускников не только в России, но и в других странах СНГ, регулирования набора в вузы с учетом реальных нужд, приведению высшего образования в соответствие с требованиями экономики производства, науки, культуры и устранению диспропорций в подготовке и использовании специалистов. Высшая школа должна опережать происходящие изменения, готовить студентов к труду и жизни в будущем обществе, формировать демократическое общество.

В условиях перехода к рыночным отношениям социальные функции образования приобретают особое значение ввиду возникающих в обществе экономических; социальных трудностей и нарастающей безработицы.

Формирование, функционирование и развитие образования — объективный, закономерный процесс, обусловленный всей системой общественных отношений, материальными и духовными потребностями и интересами общества. Образование всегда более или менее полно отражает объективную реальность действительности, необходимость соответствия задачи общества. Но закономерность не действует автоматически. Ее осуществление зависит от субъективного фактора, от сознательной и целеустремленной деятельности работников системы образования на всех уровнях, от усвоения ими задач, ставящих обществом и государством в сфере образования. Определяющее значение для системы.

Список использованных источников и литературы


1.     Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произ. - М., 1990. 171с.

2.     Гегель. Труды разных лет. Т. II, М., 1951. 256 с.

3.     Гельвеций Клод. О человеке. М., 1931. 268 с.

4.     Государственная национальная программа. Образование. Украина XXI век. К., 1994. 312 с.

5.     Макаренко А. С. О воспитании молодежи. М., 1951. 489 с.

6.     Материалисты Древней Греции; М., 1955. 295 с.

7.     Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 2000. 244 с.

8.     Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. 687с.

9.     Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1988. 424 с.

10.            Ушинский К- Д- Избранные педагогические сочинения. М., 1953. 296 с.

11.             Данило Ж., Маркович. Общая социология. - М.: Владос, 1998.

12.            А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1999.

13.            Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.



[1] Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. C. 542.

[2] Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996

[3] Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996

[4] Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произ. - М., 1990. С. 68.

[5] Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.

[6] Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произ. - М., 1990. С. 68.

[7] Данило Ж., Маркович. Общая социология. - М.: Владос, 1998.

[8] Данило Ж., Маркович. Общая социология. - М.: Владос, 1998.

[9] Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.

[10] Материалисты Древней Греции; М., 1955. С. 218.

[11] Макаренко А. С. О воспитании молодежи. М., 1951. С. 243.

[12] Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.

[13] Данило Ж., Маркович. Общая социология. - М.: Владос, 1998.

[14] Ушинский К- Д- Избранные педагогические сочинения. М., 1953. 296 с.

[15] Гельвеций Клод. О человеке. М., 1931. С. 211.

[16] Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.

[17] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 2000. С.128.

[18] Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.

[19] Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. - М.: Гардарика, 1998.