Содержание

Введение. 3

1. Система учета и  распределения доходов бюджета: общее представление  4

2. Налоговая отчетность в системе учета  и распределения налоговых поступлений. 7

3. Документальное обеспечение учета и распределения   налоговых доходов бюджета. 12

4. Документационное обеспечение технологии учета  налоговых доходов бюджета. 19

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение

Аналитический учет доходов федерального бюджета осуществляется по видам налогов, сборов и других обязательных платежей (далее - доходы) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации Бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетная классификация).

 Оперативно-аналитический учет, распределение и отражение доходов в регистрах аналитического учета осуществляется ежедневно автоматизированно с использованием, как бумажных носителей, так и электронных платежных документов.

 На основании данных оперативно-аналитического учета доходов производится обмен информацией по поступившим доходам между органами федерального казначейства, налоговыми и финансовыми органами, кредитными организациями, а также обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей.

 В рамках взаимодействия на региональном уровне территориальные органы федерального казначейства, налоговые и финансовые органы при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации могут устанавливать различные формы обмена информацией.

Целью данной работы является исследование документов,  используемы для  ведения и распределения доходов бюджета.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)                          Рассмотреть  общие принципы организации системы учета и распределения доходов бюджета

2)                          Рассмотреть роль налоговой отчетности в системе учета налоговых поступлений

3)                          Рассмотреть документальное обеспечение процесса учета и распределения учета налоговых доходов бюджета

4)                          Рассмотреть документационное обеспечение  технологии учета  налоговых доходов бюджета

1. Система учета и  распределения доходов бюджета: общее представление

Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в законодательно установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории государства.

Российская налоговая система является трехуровневой, т.е. в соответствии с тремя уровнями власти и самоуправления все налоги делятся на федеральные, региональные и местные[3, с. 134].

Отнесение налогов и сборов к тому или иному виду регламентировано частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и осуществляется на основании территориального признака – по сфере единообразия их применения  и полномочий властей различного уровня регулировать налоговые правоотношения на подведомственной им территории.

Вопрос о том, какие налоги и какие доли этих налогов передаются на региональный и местный уровень, регламентируется в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона о федеральном бюджете, принимаемого ежегодно.

Оперативно-бухгалтерский учет по государственным доходам осуществляется налоговыми органами с момента образования налоговой системы России, т. е. с 1991 года.

Одной из основных задач налоговых органов  является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ, а также участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме[10].

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 было  утверждено положение о Федеральной налоговой службе.

Положение устанавливает правопреемственность между МНС России, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и ФНС России. Помимо этого, документом определен штат сотрудников нового ведомства, а также фонд оплаты труда.

ФНС России осуществляет:

  • функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • государственную регистрацию юридических, физических лиц;
  • представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

В соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Положения "О федеральной налоговой службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Направления организации работы налоговых органов по информированию налогоплательщиков определены разделом 4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468.

Кроме того, в соответствии с Письмом  от 26.01. 2005 № ШС – 6-01/ 58  «О полномочиях налоговых и финансовых органов» определены полномочия финансовых органов по предоставлению в пределах их компетенции письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Так, например, Минфин России вправе пояснить налогоплательщикам, как применить нормы Кодекса.

Указанным обязанностям налоговых и финансовых органов корреспондируют права налогоплательщиков на получение от налоговых и финансовых органов необходимой информации.

Для реализации возложенных задач, наряду с контрольной и методологической работой, налоговые органы осуществляют оперативно-бухгалтерский учет, который представляет собой систему учета налогов, сборов и налоговой отчетности.

Порядок ведения учета налогов и сборов в налоговых органах был определен Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (далее по тексту – ФНС России) и регламентирован Рекомендациями «О порядке ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», утвержденной Приказом МНС РФ от 05.08.2002г №БГ-3-10/411.

Ведение учета в налоговых инспекциях осуществляется отделами информационно-аналитической работы.

Система учета налоговых платежей имеет свои задачи и функции. Основными задачами системы учета налоговых платежей являются:

·        оперативно-бухгалтерский учет и контроль за полнотой, своевременностью и правильностью поступлений налогов и сборов;

·        обеспечение достоверности учетных данных и налоговой отчетности;

·        анализ динамики поступлений во все уровни бюджетной системы;

·        информирование органов власти о налоговых поступлениях.

Данные задачи реализуются через осуществление следующих  функций:

·        учет подлежащих к уплате сумм налогов и сборов, полученных от предприятий, организаций и других соответствующих органов  в разрезе налогоплательщиков и налогов;

·        учет фактически поступивших в бюджет сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, полученных от органов федерального казначейства и финансовых органов;

·        начисление и взыскание пени за несвоевременную уплату налоговых платежей в бюджет;

·        учет зачетов и осуществление возвратов излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов и других обязательных платежей;

·        учет отсроченных и рассроченных сумм налогов и сборов на основании решений уполномоченных органов;

·        анализ полученных данных и составление статистической налоговой отчетности.

2. Налоговая отчетность в системе учета  и распределения налоговых поступлений

 Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и других. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат[10,с . 178].

При существующей необходимости укрепления и расширения налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны, важнейшей задачей налоговой статистики является всестороннее исследование эффективности налогового процесса и происходящих в налоговой системе преобразований в увязке с развитием макроэкономической ситуации в стране и регионах на основе научно- обоснованной системы показателей, обобщения и прогнозирования тенденций развития налоговой базы, выявления имеющихся резервов повышения налоговых поступлений и своевременного обеспечения надежной информацией политического руководства страны и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти[21, с. 155].

В условиях реформирования налоговой системы необычайно важными являются задачи по получению комплексной аналитической информации о поступлении налогов и сборов. Они включают в себя следующие направления анализа:

·                   поступлений налогов и сборов по Российской Федерации в целом и субъектам Российской Федерации, уровням бюджетной системы, отраслям, видам и группам налогов;

·                   выполнения задания по мобилизации в федеральный бюджет контролируемых ФНС России налогов и сборов по Российской Федерации и УФНС России по субъектам РФ в целом и по видам налогов;

·                   задолженности  по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциями ее структуры по Российской Федерации в целом и субъектам Российской Федерации, отраслям, видам и группам налогов;

·                   применяемых методов налогового администрирования: принудительного взыскания  задолженности и реструктуризации;

·                   налоговой базы.

Отчетность при автоматизированном ведении учета представляет собой совокупность формируемых на компьютере машинограмм (видеограмм) и наборов (массивов) учетных данных на машинных носителях, а также таблиц. С повышением уровня автоматизации учетного процесса объем отчетной информации, представляемой управленческими службами в виде машинограмм или массивов данных, возрастает, а доля составляемых вручную отчетных таблиц уменьшается. Созданы автоматизированные рабочие места, позволяющие обрабатывать эти массивы с формированием необходимых аналитических таблиц. Формирование на компьютерах  отчетной информации должно осуществляться как в соответствии с заранее установленным графиком (регулярный режим), так и по запросу. Регулярный режим формирования характерен для внешней отчетности. Она должна быть отражена в соответствующих типовых формах, перечень которых и сроки представления утверждаются вышестоящими органами.

Формируемые в регулярном режиме потоки отчетной информации должны дать общее представление о характере отражаемых объектов учета, выявить отрицательные явления и необходимые подробные сведения должны быть получены в режиме запрос - ответ.

Одной из функций отдела учета, отчетности и анализа является составление отчетности о фактически поступивших в бюджет суммах налогов и других платежей, о недоимки, о результатах контрольно - проверочной работы инспекции, а также обеспечивает ее представление в установленном порядке вышестоящей налоговой инспекции, в органы федерального казначейства и финансовые органы.

Существующая в налоговой отчетности система показателей позволяет производить комплексный анализ налоговых поступлений.

В целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью внесения государственных налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему, налоговые органы составляют и представляют ряд форм налоговой статистической отчетности, которая ежегодно устанавливается и утверждается Приказом ФНС России.

Формы налоговой отчетности составляются по данным, характеризующим состояние расчетов по налоговым платежам с бюджетной системой по всем налогоплательщикам, независимо от форм собственности и их подчинения.

В формах отчетности отражаются данные о поступлении налогов, объеме недоимки, размерах налогооблагаемой базы, результатах контрольной работы  нарастающим итогом с начала года.

Для упорядочения функционирования налоговой отчетности ФНС России были подготовлены и утверждены «Основные положения о порядке составления, передачи и осуществления контроля за достоверностью данных форм налоговой отчетности в Инспекциях МНС России».

Налоговая статистика представлена специализированными формами налоговой отчетности, которые можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Основные формы налоговой отчетности

№ п/п

Форма налоговой отчетности

Содержание

1.                 

1-НМ

Отражает начисленные и поступившие суммы по налоговым доходам.

2.                 

2-НМ

Отчет по результатам выездных налоговых проверок.

3.                 

4-НМ

Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджет РФ.

4.                 

1-ОНС

Отчет об ожидаемом поступлении налогов в федеральный бюджет

5.                 

1-НОМ

Отчёт о начисленных и поступивших  суммах налогов в разрезе основных отраслей экономики

6.                 

4-НОМ

Отчёт о  задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджет по основным отраслям экономики

7.                 

7-НП

Отчет по крупнейшим налогоплательщикам- отражает данные КЛС в разрезе бюджетов

8.                 

1-ЕСН

Отчет о начислениях и поступлениях по единому социальному налогу

В отчете формы 1-НМ отражается общая сумма фактических поступлений всех видов налогов и сборов с выделением из ее поступлений сумм в федеральный и территориальный бюджеты отдельно. Затем указываются суммы поступлений по каждому виду налогов и сборов в целом и с выделением сумм, зачисляемых как в федеральный, так и территориальный бюджет. В отчете также отражаются суммы начисленных по расчетам налоговых платежей и справочно выделяются суммы, возвращенные из бюджета за текущий период.

В отчете формы 2-НК учитываются сводные данные нарастающим итогом с начала года на 1 число месяца о проведенных проверках по вопросам соблюдения налогового законодательства Российской Федерации. В отчет включаются данные о результатах проверок (документальных и камеральных) налогоплательщиков юридических и физических лиц, состоящих на налоговом учете в налоговых органах: сколько из них имеют нарушения налогового законодательства; суммы дополнительно начисленных платежей, в том числе налогов и финансовых санкций. В отчете отражаются доначисленные суммы по камеральным проверкам, сведения о взысканных платежах в бюджет по результатам проверок, а также меры, принятые к нарушителям законодательства по налогам и сборам.

Отчет формы 4-НМ составляется на основании данных лицевых счетов без учета имеющейся переплаты. В нем отражаются сведения о наличии задолженности по уплате налогов, пеней и налоговых санкций по состоянию на первое число каждого месяца, с выделением задолженности по федеральному бюджету. В отчете отражаются отсроченные и рассроченные платежи по их видам, также результаты работы по взысканию задолженности.

Отчет формы 7-НП составляется по крупнейшим предприятиям: поступление налоговых платежей и задолженность по ним, результаты работы по взысканию задолженности по налоговым платежам.

Использование показателей названных форм налоговой статистической отчетности позволяет повысить качество проводимого анализа хода поступлений, достаточно широко использовать их материалы в качестве информации для различных органов.

Таким образом, действующая отчетность дает возможность получить информацию, характеризующую размеры поступлений в бюджетную систему по отдельным видам налогов, сборов, отражает структуру основных доходообразующих налогов, объемы сборов и недоимки по важнейшим видам налогов в отраслевом разрезе, результаты контрольной работы по выявлению нарушений налогового законодательства.

Налоговая статистика является важнейшим инструментом социально-экономического анализа на всех уровнях управления налоговым процессом. Своевременно собранные, обработанные и проанализированные данные налоговой отчетности дают возможность руководству ФНС России и его управлениям по субъектам России делать правильные выводы о результатах практической работы по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей, намечать пути повышения ее качества и эффективности.

3. Документальное обеспечение учета и распределения   налоговых доходов бюджета

Порядок отражения в карточках лицевых счетов по налогу (далее - КЛС) всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков, налоговых агентов с бюджетами всех уровней Российской Федерации регламентирован Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов, утвержденными приказом МНС  России  от 05.08.2002 № БГ-3-10/411. Рекомендации  устанавливают порядок отражения в КЛС[3,с . 177]:

·                     исчисленных налогоплательщиком к уменьшению сумм налогов и сборов;

·                     возвратов или зачетов излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов;

·       возмещения налога на добавленную стоимость в порядке возврата или зачета;

·       начисленных и возмещенных налогоплательщикам сумм процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов.

Постановка на учет налогоплательщиков, налоговых агентов осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьями 83,84,144 и 335 Налогового Кодекса Российской Федерации.

После постановки на учет или снятия с учета налогоплательщиков налоговые органы передают в органы федерального казначейства информацию в соответствии с совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2001г. №№14-Н/БГ-3-09/51 «Об утверждении порядка обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами» для осуществления функций, возложенных на них бюджетным законодательством.

По каждому налогоплательщику, налоговому агенту КЛС открываются в налоговом органе по месту постановки на учет при наличии обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах[4,с . 190].

Исправление ошибок, допущенных налоговыми органами при ведении КЛС, производится путем проведения операции «сторно».

В зависимости от закрепленных приказом руководителя налогового органа функциональных обязанностей, работниками соответствующих отделов ведутся реестры, книги и журналы учета КЛС и составляется отчетность по формам, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на каждый отчетный год в установленном порядке.

При автоматизированной обработке данных КЛС формы журналов учета, реестров, ведомостей могут быть изменены и заменены выходными формами программного обеспечения, которые обязаны содержать все установленные настоящими Рекомендациями показатели и реквизиты.

При ведении КЛС в автоматизированном режиме на 1 января каждого года делается копия всей информационной базы данных за год на магнитные носители и архивируется.

В течение года на каждое первое число месяца делаются резервные копии информационной базы данных на магнитных носителях, которые хранятся в течение текущего года.

В конце рабочего дня, после разноски в КЛС начисленных и поступивших сумм платежей делается резервная копия информационной базы данных за день на магнитных носителях, которая хранится в течение двух дней.

КЛС содержит сведения, относящиеся к служебной тайне налоговых органов. Документы и носители, содержащие такую информацию, подлежат защите в установленном порядке[6, с. 25].

Учет доходов бюджетов и внебюджетных фондов ведется в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 25 мая 1999г. № 38н с изменениями и дополнениями.

С 2005 года при перечислении налогов в платежных документах на уплату налогов и сборов указываются новые коды бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Это следует из приказа Минфина России от 27.08.2004 N72н.

Новая Классификация доходов бюджетов РФ призвана обеспечить единство бюджетной политики и своевременное исполнение бюджетов всех уровней.

ФНС России выпустила письмо от 03.12.2004 N10-4-03/5626@ "О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов". В нем не только разъясняется, как заполнить поле 104 платежного поручения, но и приводится таблица соответствия новых кодов бюджетной классификации (КБК) прежним.

Главное изменение в кодах заключается в том, что цифр в КБК стало почти втрое больше - 20 вместо 7. Новый код состоит из четырех частей. Первые три цифры указывают на государственный орган, который обязан администрировать вид дохода. Для налоговых органов это 182.

В разрядах КБК с 7-го по 11-й указываются значения статей и подстатей классификации доходов бюджетов РФ.

В 12-13 разрядах - код элемента дохода, закрепляемый для налоговых доходов за уровнем бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований.

В новой Классификации доходов бюджетов Российской Федерации предусмотрены отдельные КБК, на которые должна зачисляться задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Задолженность по действующим налогам и сборам, в том числе по истекшим налоговым периодам, нужно перечислять по тому же КБК, что и текущие платежи по соответствующему налогу. Например, задолженность по НДС за налоговые периоды, предшествующие 2004 году, а также задолженность по НДС, возникшая в 2004 году, зачисляется на КБК 182 030100001 1000 110, который установлен для зачисления платежей текущего (2005-го) года.

В КЛС проводятся уплаченные, зачтенные или возвращенные суммы налоговых платежей на основании  документов, поступающих из органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований. К таким документам относятся:

-        копии платежных поручений;

-        полноформатные электронные платежные документы;

-        копии квитанций кредитных организаций об уплате;

-        копии инкассовых поручений налоговых органов;

-        копии мемориальных ордеров о частичной уплате;

-        почтовые извещения;

-        исполненные заключения налогового органа по форме № 21 о зачете или возврате;

-        иные платежные документы, подтверждающие погашение задолженности по платежам в бюджет (внебюджетные фонды).

Учет сумм налогов, удержанных налоговым агентом с доходов физических (юридических) лиц и перечисленных налоговыми агентами в бюджет, осуществляется в отдельный КЛС с признаком «Налоговый агент».

Сводный реестр о поступлении доходов с приложением справок по видам доходов и копий платежных документов, зачисляемых непосредственно на балансовые счета 40201,40204 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и «Средства местных бюджетов», представляется финансовыми органами на основании совместных приказов либо соглашений о взаимодействии с соответствующими органами.

Открытие КЛС физических лиц производится после завершения процедуры постановки физического лица на учет в налоговом органе и присвоения ему ИНН.

КЛС по соответствующим налогам  открываются по месту жительства физического лица,  месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Уплаченные физическими лицами суммы налогов и других обязательных платежей заносятся в КЛС работниками отделов, в функциональные обязанности которых входит контроль за поступлением доходов от уплаты физическими лицами налогов или структурными подразделениями, осуществляющими ввод информации в КЛС.

Возврат налогоплательщикам, налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов[6, с. 55].

Сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой[3].

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику, налоговому агенту о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта[3,с . 15].

Операция зачета переплаты по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам проводится налоговым органом как по заявлению налогоплательщика, налогового агента, так и самостоятельно налоговым органом в соответствии с положением Налогового кодекса Российской Федерации[6,с . 56].

Обо всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика, налогового агента, налоговые органы в соответствии со статьями 78,79 Налогового Кодекса Российской Федерации уведомляют налогоплательщика, налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем налогового органа заключения по форме № 21.

О проведенном зачете подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями пункта 4 статьи 176 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган уведомляет налогоплательщика в письменной форме в течение 10 дней, считая со дня, следующего за днем проведения такого зачета.

При оформлении заключения по форме № 21 на зачет переплаты по налогам, зачисляемым на балансовый счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы», указывается полная сумма переплаты по налогу, направляемая в погашение задолженности по другим налогам, поступающим на указанный счет.

Не производится погашение задолженности по налогам, если переплата образовалась в КЛС того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот.

Заключение по форме № 21 оформляется налоговыми органами на всю сумму, подлежащую зачету или возврату, вне зависимости от размера ежедневных поступлений средств по налогу, по которому осуществляется возврат или за счет которого производится зачет. В случае, если сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или иного обязательного платежа, заявленная налогоплательщиком  плательщиком, налоговым агентом к возврату, направляется частично на зачет недоимки по другим налогам, а частично на возврат на расчетный счет налогоплательщика, налогового агента, то оформляются два отдельных заключения по форме № 21 – одно на зачет, другое на возврат[6, с. 76].

В соответствии с Приказом ФНС России  от 31.08.2004 № САЭ-3-27/483@ «Об утверждении форм по сверке расчетов  с бюджетом  и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом  и методических указаний по их  заполнению»   проведение сверки расчетов с бюджетом проводится налоговым органом в обязательном порядке, в частности по инициативе налогоплательщика.

Заявления о проведении сверки расчетов с бюджетом могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте. При приеме заявления лично на втором экземпляре заявления должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить отметку о принятии и дате представления заявления.

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме N 23-а (краткая) (Приложение 2 к Приказу МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483@) в течение пяти рабочих дней.

При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная) (Приложение 1 к Приказу МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483@)

При этом срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней.

Первый экземпляр документа с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю) или направляется по почте, второй экземпляр с отметкой налогоплательщика (его представителя) о получении (или отправке по почте) остается в налоговом органе по месту проведения сверки. Если выявлена ошибка налогоплательщика, то готовится уведомление. Уведомление подписывается руководителем (заместителем) инспекции и направляется налогоплательщику заказным отправлением с уведомлением через отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения)

Налоговые органы обязаны хранить учетные документы по возвратам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и иных обязательных платежей по организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не менее пяти лет после отчетного года, в котором была произведена соответствующая операция.

4. Документационное обеспечение технологии учета  налоговых доходов бюджета

Технология и организация работы по учёту налоговых платежей регламентируется Приказом Госналогслужбы от 05.08.02 № БГ- 3-10/411 «О дополнении инструкции  № 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативного- бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей».

Разноска банковских выписок - поступлений налогов в КЛС налогоплательщиков, ввод начислений по налоговым платежам, выявление недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм налогов, начисление пени – самостоятельные технологические участки работы по учёту налоговых поступлений, причём, большая часть работ имеет жесткие и четко оговоренные в законодательных и нормативных документах сроки  выполнения. Записи о поступлении платежей в КЛС заносятся работниками, не позднее трех рабочих дней с момента получения платежных документов. Как правило, это происходит в  день получения МИ ФНС электронных выписок банка по бюджетным счетам «40101».

При электронной обработке документов, которая осуществляется в процессе учета налоговых платежей, ИФНС получает полноформатные электронные платежные документы, при этом распечатка электронных документов не производится. Отметка об исполнении (дата, сумма, подпись исполнителя) делается на сводном реестре к выпискам банковских счетов. Работник инспекции, ответственный за ввод данных, проверяет:

-         правильность зачисления налога (сбора) или иного обязательного платежа и отнесения уплаченных сумм на соответствующие подразделы Классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

-         соответствие указанных статей и подстатей классификации, на которые следует перечислить названный в платежном документе налог (сбор) или иной обязательный платеж;

-         соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету налогоплательщиков;

-         правильность заполнения поля платежного документа.

Информация о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в уплату налога (сбора) или иных обязательных платежей по правильно оформленным платежным документам, разносится в КЛС строго в соответствии с назначением платежа, указанном в платежном документе.

Не подлежат отражению в КЛС суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством о налогах и сборах.

Если в платежном документе при наличии кода бюджетной классификации (КБК) налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом не указан вид платежа (налог, пени, штраф) и по какому сроку уплаты произведен этот платеж, то:

а) при наличии задолженности указанные средства засчитываются налоговым органом в следующем порядке:

-         в погашение недоимки прошлых лет по этому же налогу;

-         в погашение недоимки по текущим платежам по этому же налогу;

-         в погашение задолженности по пени по тому налогу, по которому оформлен платежный документ;

-         в погашение задолженности по налоговым санкциям, если имеется судебный акт, вступивший в законную силу, о взыскании указанной налоговой санкции;

б) при отсутствии задолженности – относится к текущим платежам по этому же налогу[6, с. 54].

Информация о сумме денежных средств, поступившей по инкассовому поручению налогового органа, разносится в КЛС строго в соответствии с видами платежей, указанными в инкассовом поручении налогового органа.

В КЛС информация из платежных документов разносится строго в соответствии с выпиской органов федерального казначейства, финансового органа.

Если органом федерального казначейства сумма налога по конкретному платежному документу ошибочно учтена по другому коду бюджетной классификации,  либо ошибочно зачислена по другому бюджетному счету, ИФНС на следующий рабочий день после выявления ошибки направляют органам федерального казначейства или финансовым органам Сводное уведомление о невозможности отражения платежей в КЛС по форме № 54, вместе с копиями платежных документов для исправления проводок. Сводное уведомление составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вместе с копиями платежных документов передается органу федерального казначейства для исполнения. Второй экземпляр Сводного уведомления с отметкой органа федерального казначейства о принятии к исполнению хранится в инспекции. Суммы ошибочных платежей, отраженные в Сводном уведомлении, должны учитываться при ежедневном контроле занесения платежей.

После получения сведений из органов федерального казначейства об осуществлении исправлений уточненные суммы заносятся в КЛС, а в Сводном уведомлении делается соответствующая запись о проведенном исправлении.

Для учета поступающих в доходы бюджетов Российской Федерации сумм денежных средств, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат налоговыми органами ведется Реестр поступлений, возвратов, зачетов и выплат (форма № 25). Сводный реестр формируется на основании отдельных реестров учета поступлений, возвратов, зачетов и выплат по форме № 25 (1-3) осуществляемых на счета по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства (счет № 40101)

Записи в реестрах поступлений, возвратов, зачетов и выплат платежей производятся ежедневно на основании сводного реестра поступивших доходов по счету № 40101 и ведомостей органов федерального казначейства, а также данных соответствующих финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Суммы платежей, поступившие на счета по учету доходов бюджетов без подтверждающих документов, до получения соответствующих платежных документов относятся к невыясненным поступлениям.

Все невыясненные платежи разносятся в Ведомости невыясненных платежных документов (форма № 48).

Итоги поступлений, возвратов, зачетов и выплат с начала года  подводятся в Реестре по форме № 25 ежедневно при записи сумм поступлений и возвратов.

Если налогоплательщик в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме № 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам  и иным обязательным платежам. При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение указанной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты[6, с. 87].

Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога (сбора) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы[3].

Документооборот при проведении операций зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога между УФК по Хабаровскому краю и Управлением ФНС России по Хабаровскому краю  в условиях функционирования Единого казначейского счета (ЕКС) осуществляется в следующем порядке.

Не позднее дня, следующего за днем вынесения решений о зачете или возврате, в УФНС России направляются заключения по форме № 21  в электронном виде с электронно-цифровой подписью руководителя ИФНС с приложением реестра (форма 40) передаваемых заключений. Исполненные заключения по форме № 21 с соответствующими платежными поручениями из УФК возвращаются в ИФНС по месту учета организации.

В объём работы по учёту налоговых платежей входит и начисление пени за несвоевременную уплату налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора по день уплаты включительно.

При условии зачисления налога (сбора) на счета по учету доходов бюджетов, днем уплаты считается день списания банком денежных средств с расчетного счета налогоплательщика.

В случаях, когда законодательством о налогах и сборах срок уплаты определяется периодом времени, начисление пеней при неуплате налога (сбора) начинается со дня, следующего за последним днем, установленным для представления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган.

В случае, когда срок уплаты совпадает с выходным или праздничным днем, пени по платежам в бюджет начисляются, начиная со второго рабочего дня после выходного или праздничного дня. 

По платежам, которые уплачиваются к (до) 1 марта, к (до) 1 апреля, к (до) 15 июля, к (до) 1 октября и т.п.,  сроками уплаты считаются, соответственно, 28 (29) февраля, 31 марта, 14 июля, 30 сентября и т.п.

Начисление пеней производится в размере 1/300 действующей в соответствующие периоды времени ставки рефинансирования ЦБ России.

 Алгоритм начисления пеней в КЛС[6, с. 166]:

SP = SR/300´1/100,               

где SP – ставка пени, SR – действующая ставка рефинансирования Банка России, выраженная в процентах. Округление при вычислении идет с точностью до 0,0001.

Для расчета общей суммы пени необходимо сумму недоимки умножить на ставку пени и на количество дней просрочки. Суммы пеней рассчитываются отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования.

Результатом проведения учетных операций по начислению и поступлению платежей является сальдо расчетов, которое отражает состояние расчетов плательщика с бюджетом, т.е. при точной уплате сальдо отражает баланс платежей, при неполной уплате начисленных сумм – недоимку, при излишней уплате – переплату.

Все  вышеперечисленные операции  осуществляются в компьютерной программе "Система электронной обработки данных" (ЭОД). ЭОД позволила внести принципиальные изменения в налоговое администрирование. В настоящее время вся информация обрабатывается исключительно электронным способом, позволяя анализировать несоизмеримо больше информации, чем в программном комплексе «СПЛАВ».

Заключение

В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

Для реализации возложенных задач, наряду с контрольной и методологической работой, налоговые органы осуществляют оперативно-бухгалтерский учет, который представляет собой систему учета налогов, сборов и налоговой отчетности.

Порядок ведения учета налогов и сборов в налоговых органах был определен Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (далее по тексту – ФНС России) и регламентирован Рекомендациями «О порядке ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», утвержденной Приказом МНС РФ от 05.08.2002г №БГ-3-10/411.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и других.

Отчетность при автоматизированном ведении учета представляет собой совокупность формируемых на компьютере машинограмм (видеограмм) и наборов (массивов) учетных данных на машинных носителях, а также таблиц. С повышением уровня автоматизации учетного процесса объем отчетной информации, представляемой управленческими службами в виде машинограмм или массивов данных, возрастает, а доля составляемых вручную отчетных таблиц уменьшается.

Формы налоговой отчетности составляются по данным, характеризующим состояние расчетов по налоговым платежам с бюджетной системой по всем налогоплательщикам, независимо от форм собственности и их подчинения.

Список литературы

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая и часть вторая

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона РФ от 05.08.2000г № 116-ФЗ

3.      Рекомендации «О порядке ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», утвержденной Приказом МНС РФ от 05.08.2002г №БГ-3-10/411.

4.      Письмо МНС РФ от 17 декабря 2002 г. № РВ-11-8/15234 «О переходе на ЕКС 40101 с символом 02 и об указании кодов ОКАТО в платежных документах и лицевых счетах налогоплательщиков»;

5.      Письмо МНС РФ от 11 января 2002 г. № МШ-11-24/322 «О порядке учета платежей и уточнения невыясненных поступлений»;

6.      Дымова Н.П. Отсрочка или рассрочка по уплате налога или сбора // Российский налоговый курьер. – 2001. - №1. – с.54-55

7.      Краснощекова Л.А. Вопросы заполнения платежных документов при уплате налогов и сборов // Налоговая политика и практика-2003, № 2, с. 38;

8.      Краснощекова Л.А. Новые правила заполнения платежных документов//Налоговая политика и практика-2003, № 5, с. 42.

9.      Куницын.Д.В. Налоговый контроль и оценки эффективности деятельности налоговых органов в современных условиях //Налоги и экономика – 2002. - №11 – с.86

10. Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование.//Налоговый вестник.-2002-№10

11. Разгулин С.В. О порядке исполнения обязанности по уплате налогов. // Налоговый вестник, 2002. - №11. – с.67-69.

12. Разгулин С.В. О порядке исполнения обязанности по уплате налогов. // Налоговый вестник, 2002. - №12. – с.63-67.

13. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение.- 2-е изд., Инфра-М, 2004.-328с.

14. Шалюхина М.Н. Налоги: поступления растут, но проблемы остаются // Налоги и право. – 2002. - №10. - с.1-2

15. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. – 2002. - №1. – с.31-34