Содержание

 

 

 

 

 

 

 

1. Денежная система: понятие, состав, правовые основы.. 3

2. Формы безналичных расчетов. 8

Список литературы.. 14

1. Денежная система: понятие, состав, правовые основы

Денежная система - это устройство денежного обращений в данной стране, закрепленное в законодательном порядке и предусматривающее приведение различных элементов денежного обращения в определенное единство. Денежная система включает в себя установление: 1) валютного металла; 2) денежной единицы; 3) порядка чеканки монет; 4) порядка обращения знаков стоимости.

Основой денежной системы является тот или иной благородный металл. Валютным металлом называется благородный металл, который играет в данной стране роль всеобщего эквивалента и на котором базируется все ее денежное обращение. Валютный металл определяется объективными экономическими условиями той или иной исторической эпохи, а не произволом государственной власти. Так, к началу XX века во всех капиталистических странах серебро было вытеснено в роли валютного металла золотом как благородным металлом, наиболее соответствующим потребностям высокоразвитого капитализма.

В мире существует различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством. Состав денежной системы представлен совокупностью компонентов[1]:

1. Национальная денежная единица, в которой выражены цены товаров и услуг.

2. Система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте.

3. Система эмиссии денег, т.е. законодательно-закрепленный порядок выпуска денег в обращение.

4. Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная еди­ница, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль ра­вен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наиме­нование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Напо­леон, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как "наполендор". В России в период с 1922 по 1947 г. существо­вали два наименования денежной единицы: "рубль" и "червонец". Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах, техниче­ская функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл -выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество де­нежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных час­тей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номи­нальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен ут­ратил свой экономический смысл. И наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотое со­держание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен склады­вается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы метал­лического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные бан­ковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране. Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками[2]. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впер­вые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки вы­пускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкно­ты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на дра­гоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 руб­лей. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государст­венным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое со­держание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты слу­жат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки. Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обра­щения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в го­сударствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный ор­ган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и пла­тежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в про­цессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате про­исходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществля­ется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обраще­нии происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а бла­годаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммер­ческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необхо­димо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воз­действия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов бы­ло введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить 2 основные системы денежного обращения: система обращения металлических денег и система обращения кредитных и бумажных денег.

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации основывается на законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации. Основным органом регулирования денежной системы является Центральный Банк РФ.

Важнейшей функцией ЦБ РФ является разработка и осуществление совместно с Правительством РФ единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Денежное обращение регулируется ЦБ РФ в процессе осуществления кредитной политики, выраженной в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы банков, которые в свою очередь в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция ведет за собой ограничения возможностей банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Прежде всего базу для построения системы денежного обращения дает Конституция РФ, статья 75, первые два пункта которой гласят следующее:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Основополагающим законом, предусматривающим нормы регулирования денежного обращения, является Закон РФ "О Центральном Банке РФ (Банке России)" от 2 декабря 1990 года N 394-1, новая редакция которого принята Федеральным законом от 26.04.95 N 65-ФЗ.[3]


2. Формы безналичных расчетов

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов.

Формы безналичных расчетов определены ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

1) расчеты платежными поручениями;

2) расчеты по инкассо;

3)  расчеты по аккредитиву;

4) расчеты чеками.[4]

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов.

Расчетный документ – это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде (E-mail, факс) распоряжение:

-       плательщика – о списании денежных средств со своего

-       счета и перечислениях на счет получателя;

-       получателя – о списании денежных средств со счета   

-       плательщика и перечисления на счет, указанный    

-       получателем.

Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк предоставляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.

Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.

Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не Положением, а  другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.

Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную  денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств[5]:

-       за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

-       в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-       в целя возврата / размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процентов по ним;

-       по распоряжению физических лиц или в пользу физических лиц;

-       в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточном количестве денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Положением (8) установлена новая форма бланка платежного поручения, которая должна применяться с 1 ноября 2000г.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо– это банковская операция,  посредством которой банк по поручению и за счет клиента га основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее 5 рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считают 5 рабочих дней.

Плательщик в праве отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно-транспортном документе, поступление части незаконной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.

Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями соответствующих должностных лиц и оттиском печати плательщика.

При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств.

Первый экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.

При частичном отказе от акцепта платежное требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.

При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока оплаты оплачиваются со счетов плательщика, а при недостаточности или отсутствии денежных средств в очередности, установленной законодательством.

Схема документооборота при расчете платежными требованиями с использованием предварите

Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренные договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной почтового пробега).

Расчеты платежными требованиями, оплачиваемые в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.

Безналичные расчеты основываются на перечислении денежных средств путем записи по счетам участников расчетов. Безналичный оборот базируется на следующих основных принципах.

1. Единообразное применение правил безналичных расчетов всеми хозяйствующими субъектами. Эти правила определяет Центральный банк страны.

2. Любая организация или предприятие обязано иметь счет в банке и хранить свои средства на банковских счетах.

3. Проведение всех расчетов только при наличии средств на счету плательщика и по его распоряжению

4. Расчеты должны осуществляться своевременно для эффективного и бесперебойного безналичного денежного оборота.

Осуществление безналичных расчетов производится платежными поручениями, аккредитивами, чеками (эмитируемыми кредитными организациями), по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законом.

Выпускаемые расчетно-товарные чеки, квитанции, талоны и т.п. не являются платежным средством, не относятся к формам безналичных расчетов, предусмотренным действующим законодательством, и не могут служить основанием для проведения операций по счетам клиентов в кредитных организациях, в том числе по выдаче наличных, зачислению средств на счета клиентов и другим операциям.


Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

2.     Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1 (ред. от 21.03.2002). – Справочная система Гарант.

3.     Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.

4.     Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П. -  Справочная система Гарант.

5.     Сабанти Б.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. СПб.: университет экономики и финансов, 2004.

6.     Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2003.

7.     Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2002.



[1] Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2002. – с. 58.

[2] Сабанти Б.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. СПб.: университет экономики и финансов, 2004. – с. 79.

[3] Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2003. – с. 154.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – ст. 862.

[5] Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 2002.  – с. 162.