Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 5
Задание 3. 6
Задание 4. 8
Задание 5. 9
Задание 6. 11
Задание 7. 12
Задание 8. 14
Список литературы... 15
Задание 1
Используя типологию П.Штомпке, опишите следующие процессы:
- выборы в Государственную Думу РФ;
- выделение частной собственности на землю;
- дифференциация доходов населения России.
Если рассматривать данный процесс с точки зрения очертания процесса (1 тип процессов), то, я думаю, данный процесс относится к однолинейным процессам. Процесс подготовки к выборам включает в себя весь накопленный опыт, который анализируется, выявляются положительные и отрицательные стороны и учитываются при проведении новых выборов. Процесс является прогрессивным, т.е. начинается подготовка к выборам, «предвыборная гонка» , процесс начинает стремительно развиваться и наступает кульминация, собственно сами выборы.
2 тип: данный процесс можно отнести к «морфогенетическим» - выборы приводят к возникновению новых состояний общества, социальной структуры, образованию новых партий.
3 тип: процесс выборов можно отнести к «явным» процессам, т.к. данный процесс имеет свою определенную цель, его можно в некоторой степени распознать и предсказать.
4 тип: данный процесс можно отнести к «экзогенным». На процесс извне действуют культурные, демографические, религиозные, экономические и др. причины, их воздействие отражается и на результате данного процесса (выборов).
5 тип: данный процесс является спланированным, т.е. он инициируется, конструируется и управляется, для достижения определенных целей.
6 тип: процесс можно отнести к макропроцессам, т.к. он охватывает национальное государство – РФ.
7 тип: процесс выборов можно отнести к быстротекущим процессам.
II. Выделение частной собственности на землю:
1 тип: данный процесс можно отнести к нелинейным, цикличным процессам, т.к. он не является процессом развивающимся по нарастающей, включая весь предыдущий опыт, а наблюдается лишь небольшой подъем, подготовка к введению частной собственности, потом наступает само введение, затем процесс либо развивается прогрессивно, либо имеет отрицательные тенденции и начинает развиваться регрессивно, что приведет, в конечном итоге, к отмене частной собственности. Затем, с прошествием времени, могут наблюдаться последующие циклы данного процесса.
2 тип: данные процесс является «морфогенетическим» и приводит к возникновению совершенно новых условий (частной собственности на землю).
3 тип: я думаю, по этому типу процесс введения частной собственности можно отнести к «явным» процессам, т.к. при его реализации четко определяется цель и можно предсказать путь развития данного процесса.
4 тип: по данному типу процесс является «экзогенным», т.к. на процесс введения собственности будут влиять внешние причины - демографические, политические, культурные, религиозные, экономические и т.д.
5 тип: данные процесс является четко спланированным, и управляемым «сверху».
6 тип: по временному диапазону процесс можно отнести к долговременным.
III. Дифференциация доходов населения России.
1 тип: я думаю, что по первому типу процесс можно отнести к нелинейным процессам 1 вида – случайные, хаотичные процессы.
2 тип: данный процесс относится к процессам расширенного репродуцирования – количественное увеличение без фундаментальных, качественных изменений.
3 тип: процесс можно отнести к «латентным» - процессам, которые нельзя распознать, воспринять как положительные и отрицательные, установить желательны они или нет.
4 тип: по данному типу это процесс, я думаю, является экзогенным, в ответ на воздействия экономики, политики, социальной сферы возникает дифференциация доходов населения.
5тип: данный процесс является спонтанным, т.к. его никто не планировал.
6тип: я думаю, что данный процесс является макропроцессом, т.к. он охватывает все мировое сообщество, нет ни одного государства, Гед не существует дифференциации доходов населения.
7 тип: я думаю, что этот процесс является долговременным, т.к. дифференциация доходов существовала всегда.
Задание 2
Приведите примеры использования различных методологий системного анализа в изучении социально-экономических и политических процессов
Системы |
Унитаризм |
Плюрализм |
Принуждение |
Простые |
1. Исследование операций. Системотехника. Организация производственных процессов. Организация производственных коллективов. |
3. Черчмен У. Методология стратегических предположений. Черчмен утверждал, что к успеху проекта ведет тщательное выполнение основных принципов: оппонирование, участие, интегративность, обучение. |
5. Ульрих В. Методология критических систем. В данной методологии в центре стоит проблема принуждения. Для данной методологии характерен отказ от статического анализа социальных явлений. |
Сложные |
2. Бир С. Методология жизнеспособных систем. (Теория основана на аналогиях между управлением организацией и функционированием нервной системы и мозга человека). |
4. Акофф Р. Методология интерактивного планирования – может быть применена не на уровне общества в целом, а на микроуровне для совершенствования деятельности организаций. Чекленд П. Методология мягких систем – система рассматривается не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. Данная методология предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания. |
|
Системы |
«жесткие» |
«мягкие» |
Задание 3
В соответствии с алгоритмом, предложенным в УМК, разработайте примерную программу социологического исследования на тему: «Социальное самочувствие населения» Вашего города.
1. Методологическая часть.
1.1. Формулировка и обоснование проблемы.
Проблема: «Социальное самочувствие населения г.Саяногорска».
1.2. Указание цели и задач исследования.
Цель: «Получение информации о социальной обстановке городе. Выявление уровня социальной защищенности граждан различных слоев общества в г.Саяногорске».
Задачи:
- Исследование социальной обстановки в городе.
- Исследование социальной защищенности граждан по статусному уровню (рабочие, служащие, предприниматели и т.д.) в г.Саяногорске.
- Сравнение «социального самочувствия» по социальным уровням (образование, пол, семейное положение, национальность и т.д.).
- Сравнение данных, полученных в результате опроса граждан и данных, полученных из документальных источников.
1.3. Определение объекта и предмета исследования.
Объектом нашего исследования является население г.Саяногорска.
Предметом исследования – «социальное самочувствие» населения в г.Саяногорске.
1.4. Логический анализ основных понятий
В ходе анализа будем исследовать население по статусному, профессиональному, территориальному, социальному уровням и временным параметрам.
1.5. Формулировка гипотез исследования.
- Население, имеющее высокий профессиональный уровень и относящееся по статусному уровню к предпринимателям и служащим, имеет большую социальную защищенность, чем домохозяйки и пенсионеры.
- Уровень социальной защищенности населения напрямую зависит от экономической стабильности государства.
- «Социальное самочувствие» населения нашего города находится на среднем уровне – выше, чем в сельской местности, и ниже, чем, например, в Москве (где существуют дополнительные социальные выплаты).
2. Методическая часть.
2.1. Определение обследуемой совокупности.
Проект выборки:
- Мы будем опрашивать 1000 человек, в возрасте от 18 до 25 лет, 1000 человек в возрасте от 25 до 40 лет, 1000 человек в возрасте от 40 до 55 лет, и 1000 человек от 55 лет. В результате будет опрошено 4 тысячи человек – жителей г.Саяногорска.
- Проверка достоверности информации будет осуществляться в ходе анализа документов и сравнения данных, полученных в результате опроса и документальных данных. В опросник и анкету будут включены «вопросы-ловушки», при анализе ответов на них, можно будет выявить подозрительные в правдивости ответы.
2.2. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации. В своей работе мы будем использовать следующие методы сбора информации:
- Наблюдение – метод, к которому прибегают когда данные должны быть максимально «очищены» от эмоциональных качеств респондентов.
- Анализ документов (печатных и рукописных материалов, теле-, кино-, фотоматериалов, звукозаписей и т.д.) – очень ценный источник информации.
- Опрос – мы будем использовать как анкетирование, так и интервьюирование.
Использование каждого из перечисленных методов предполагает получение систематизированных и стандартизированных данных с помощью специально разработанных бланков – бланка анкеты и т.д. Все документы составляются по общим индикаторам, что фиксируется в логической структуре инструментария.
2.3. Логическая структура инструментария для сбора этой информации.
В инструментарий войдет бланк анкеты, бланк опросника для проведения интервьюирования.
2.4. Логические схемы ее обработки.
Информация будет собираться квалифицированными специалистами, а затем обрабатываться по определенным схемам и показателям в оборудованном центре социологического исследования.
Задание 4
Используя «пятимерный план» Дж.Гэллапа, разработайте примерный опросник к исследованию «Социальное самочувствие населения» Вашего города.
1. Слышали ли Вы о начале социальной реформы в нашем государстве?
2. Какие социальные гарантии, по Вашему мнению, должен иметь гражданин нашего государства?
3. Как, по-вашему мнению решена эта проблема в г.Саяногорске?
4. Почему Вы придерживаетесь таких взглядов?
5. Как Вы думаете, набор социальных гарантий, получаемых жителями нашего города, должен быть пересмотрен?
6. Насколько глубоко Вы убеждены в этом?
7. Вам приходилось когда-нибудь говорить неправду?
Задание 5
Каким методам и почему отдается предпочтение при исследовании политических процессов и событий?
Количество методов, применяемых при исследованиях политических процессов очень велико.
Американский профессор Р.Хайнеман, в книге «Введение в политическую науку», выделил следующие 5 типов:
- Case study – суть метода в изучении единственного, уникального случая;
- Этнографические исследования – применяется в сравнительной политологии, позволяет объяснить причины поведения какой-либо группы населения, в зависимости от социальных, культурных и др.условий;
- Обзорные исследования (survey reseach) – применяются для описания характерных черт и тенденций исследуемых объектов;
- Моделирование – осуществляется в двух видах: описательный, основанный на прошлом опыте, и предсказательный, предполагающий возможные сценарии политического поведения авторов в моделированной ситуации;
- Историко-описательный метод. Цель метода – анализировать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и будущее.
В чисто исследовательских целях эффективными являются специфические методы анализа качественных данных. Л.Ньюман описал 5 таких методов:
- Поступательная аппроксимация;
- Иллюстративный метод;
- Аналитическое сравнение;
- Анализ доменов;
- Построение идеальных типов.
Аналитики иногда комбинируют эти методы или используют их наряду с количественным анализом.
Иногда в практике аналитики и эксперты используют приемы «творческого мышления»:
- Метод «мозгового штурма»;
- «Дневных грез»;
- «Группового гения».
Можно также отметить общеизвестный прием «метод проб и ошибок», основанный на переработке вариантов, но этот метод не справляется с объемом информации и уже исчерпал свои возможности. В общем методы типа «мозговой штурм» и т.п. расцениваются специалистами как в целом слабые и ненадежные. Причина в отсутствии оптимального критерия быстрой оценки полученного результата.
По заключениям специалистов наиболее распространенными методами, при изучении политических процессов, являются общенаучные – наблюдение, изучение документов, системный подход, моделирование. Широкое применение находят методы, базирующиеся на основе общенаучных – контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование, а также частные методики сбора и первичной обработки данных.
Применение того или иного метода зависит от самого объекта и задач исследования, а также от наличных материальных средств.
При получении данных нужно уяснить, что именно мы получили, установить связи между поведением, которое хотим объяснить и факторами, которые могут сделать это. Для этого используют специализированные методы анализа – процедуру и правила составления диаграммы связей, матрицы встреч, схемы потоков данных, временные графики, графики анализа визуальных наблюдений и оценки результатов.
Самый старый и испытанный метод – изучение реальных дел. С помощью этого метода ведется подготовка исследовательского персонала, будущие аналитики изучают досье с наиболее интересными расследованиями, чтобы лучше изучить свои обязанности.
Основное значение всех аналитических методов – обработать собранные данные, установить важные взаимосвязи и выявить их значение для выполняемой задачи или проекта.
Задание 6
Какую последовательность действий предусматривает методика экономических исследований и на основе чего осуществляется выбор конкретных методов проведения исследований?
Для изучения экономических процессов и явлений первостепенное значение имеет методология научного познания, включающая применение определенных методик и методов проведения исследования.
1. Методика – порядок исследования, включающий следующие этапы:
2. Формулирование конкретной проблемы;
3. Постановка целей и задач исследования;
4. Определение объекта и предмета исследования;
5. Выбор методов и последовательности их применения для решения поставленных задач;
6. Оценка полученных результатов.
Важнейшие методы экономических исследований, общие для всех научных исследований, которые применяются в единстве:
- Научной абстракции;
- Анализа и синтеза;
- Индукции и дедукции;
- Исторический;
- Логический.
Количество методов постоянно пополняется благодаря новым достижениям в технико-технологическом оснащении исследований, применению информационных технологий. При этом возрастают требования к качеству и глубине исследований, расширяется масштабность и охват изучаемых явлений в условиях глобализации и усложнения экономических систем.
Выбор конкретных методов зависит от условий, в которых проводится исследование, материальной базы для проведения исследования, поставленной проблемы, целей и задач.
Задание 7
На рисунке 1 и 2 приведены результаты анализа распределения заработной платы на двух предприятиях. Что вы можете сказать об этих распределениях? Какие показатели можно использовать для их описания? Какие показатели вы можете оценить, опираясь только на приведенные рисунки (абсолютные значения, знаки, в сравнении друг с другом…)?
На рисунке результаты анализа распределения заработной платы в виде порядковых (ранговых) шкал. Характерной особенностью таких шкал является то, что отношение порядка ничего не говорит о дистанции между сравниваемыми классами. Поэтому порядковые экспериментальные данные нельзя рассматривать как числа.
Для данной шкалы допустима лишь операция подсчета частот.
Шкала является дискретной (имеет конечное число значений).
Рассмотрев эти две шкалы мы можем получить следующие результаты.
Сначала рассчитаем накопленные частоты и интегральный процент, необходимый для расчета медианы.
Рис.1
Размер з/платы |
Частота |
Расчет накопленных частот |
Накопленные частоты |
Расчет интегрального % |
1000 |
3 |
0+3 |
3 |
8 |
1500 |
8 |
3+8 |
11 |
28 |
2000 |
11 |
11+11 |
22 |
56 |
2500 |
5 |
22+5 |
27 |
69 |
3000 |
4 |
27+4 |
31 |
80 |
3500 |
3 |
31+3 |
34 |
87 |
4000 |
2 |
34+2 |
36 |
92 |
4500 |
2 |
36+2 |
38 |
97 |
5000 |
1 |
38+1 |
39 |
100 |
Рис.2
Размер з/платы |
Частота |
Расчет накопленных частот |
Накопленные частоты |
Расчет интегрального % |
1000 |
1 |
0+1 |
1 |
3 |
1500 |
1 |
1+1 |
2 |
5 |
2000 |
3 |
2+3 |
5 |
13 |
2500 |
3 |
5+3 |
8 |
21 |
3000 |
4 |
8+4 |
12 |
31 |
3500 |
5 |
12+5 |
17 |
44 |
4000 |
11 |
17+11 |
28 |
72 |
4500 |
8 |
28+8 |
36 |
92 |
5000 |
3 |
36+3 |
39 |
100 |
Теперь отобразим полученные результаты в таблице и посчитаем долю в %%, необходимую для нахождения моды:
Рис.1
Размер з/платы |
Частота |
Доля, %% |
Накопленные частоты |
Интегральный % |
1000 |
3 |
7,7 |
3 |
8 |
1500 |
8 |
20,5 |
11 |
28 |
2000 |
11 |
28,2 |
22 |
56 |
2500 |
5 |
12,8 |
27 |
69 |
3000 |
4 |
10,3 |
31 |
80 |
3500 |
3 |
7,7 |
34 |
87 |
4000 |
2 |
5,1 |
36 |
92 |
4500 |
2 |
5,1 |
38 |
97 |
5000 |
1 |
2,6 |
39 |
100 |
39 |
100 |
-- |
-- |
Рис.2
Размер з/платы |
Частота |
Расчет накопленных частот |
Накопленные частоты |
Расчет интегрального % |
1000 |
1 |
2,6 |
1 |
3 |
1500 |
1 |
2,6 |
2 |
5 |
2000 |
3 |
7,7 |
5 |
13 |
2500 |
3 |
7,7 |
8 |
21 |
3000 |
4 |
10,3 |
12 |
31 |
3500 |
5 |
12,8 |
17 |
44 |
4000 |
11 |
28,2 |
28 |
72 |
4500 |
8 |
20,4 |
36 |
92 |
5000 |
3 |
7,7 |
39 |
100 |
39 |
100 |
-- |
-- |
Теперь, на основе полученных расчетов мы можем найти моду и медиану данных шкал:
Рис.1 Мода = 2000; Медиана = 2000.
Рис.2 Мода = 4000; Медиана = 4000.
Отсюда можно сделать вывод, что на рис.1 наиболее часто встречающим значением (модой) является заработная плата размером на рис.1 - 2000, на рис.2 – 4000.
А медианой (заменой средне арифметического для ранговых шкал) является заработная плата размером на рис.1- 2000, на рис.2 – 4000.
Вывод, средняя заработная плата на обоих рисунках является наиболее встречающейся.
Задание 8
Имеются данные о времени доставки продукции на различные расстояния. Был проведен анализ, результаты которого приведены на рисунке. Подробно объяснить, что проделал исследователь, что получилось в результате и как эти результаты можно использовать?
Исследователем были изучены корреляционные зависимости с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа.
По результатам выборки была найдена точечная оценка коэффициента корреляции, в результате чего можно сделать вывод, что данная корреляция является сильной, положительной. Коэффициент корреляции высокий, следовательно, выявленная связь не случайна.
Затем исследователем были проведены регрессионный анализ и оценка параметров парной регрессии методом наименьших квадрантов. А затем, проверка значимости регрессионной модели.
Одной из наиболее эффективных оценок адекватности регрессионной модели, мерой качества уравнения регрессии, характеристикой прогностической силы анализируемой регрессионной модели является коэффициент детерминации.
Функция является линейной. В нашем случае коэффициент детерминации близок к 1, а значит значение необъясненной дисперсии меньше, следовательно, построенное уравнение регрессии в большей степени отражает корреляционную зависимость между показателями х (расстояние) и y (время).
Список литературы
1. Вавилина Н.Д., Демидов В.В., Папело В.Н. Храпов В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2004.
2. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Уч. Пособ. – М.: инфра-М, 2002.
3. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учеб пособ. – Ростов н/Д, 2003.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: Аспект-пресс, 2004.
5. Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: Инфра-М, 2002.